По модулю 1. история зарубежной литературы

ЖУРНАЛИСТИКИ и ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ

«Согласовано» «Утверждаю»
журналистики факультета и Декан филологии Глава Управления образовательных программ
_________________ Н.Е. Лихина _____________ Д.Г. Житиневич
«____»___________ 2010 г. «____»_____________ 2010 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

«История зарубежной литературы»

(древняя литература, Возрождения Средних и литература веков)

для студентов 1курса

Направление подготовки: 031300.62 «Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Калининград

Лист согласования

Составители: доцент кафедры зарубежной филологии, к.филол.н. Малащенко Владимир Владимирович (модуль 1)

Рабочая программа обсуждена и утверждена на совещании кафедры речевой коммуникации и журналистики

Протокол №____от «____»__________ 2010 г.

Зав. кафедрой: __________ Кукса И.Ю.

Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом журналистики и факультета филологии

Протокол № _____ от «____»_______________2010 г.

Глава учебно-методического совета ___________

Менеджер ООП

журналистики и факультета филологии ______________ Суворова Н.А.

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«История зарубежной литературы»

1. Пояснительная записка

2. Тематический замысел

3. Содержание учебной дисциплины

4. Тематика независимых и курсовых работ

5. Материалы для контроля уровня знаний, умений, компетенций и навыков студентов

6. Критерии выставления оценки

7. Перечень литературы

Пояснительная записка

1.1. Место дисциплины «История зарубежной литературы» в структуре главной образовательной программы (ООП) подготовки эксперта по направлению 031300 «Журналистика».

«История зарубежной литературы» входит в филолого-опытный модуль базисной (общепрофессиональной) части опытного цикла главной образовательной программы подготовки эксперта по направлению 031300 «Журналистика» (Б.3).

1.2. Цель изучения дисциплины – разглядеть историю литературы зарубежных государств и на данной базе организовать у студентов представления об исторических закономерностях развития зарубежной литературы, и специфике разных национальных и лично-авторских моделей художественного сознания.

1.3. Задачи изучения дисциплины (для студентов):

  • организовать целостное представление об тенденциях развития и основных этапах всемирный литературы отее истоков до современного состояния как в целом, так и по отдельным главным государствам;
  • организовать целостное представление о базисных историко-литературных, мировоззренческих, идеологических, философских и эстетических концепциях, артефактах и моделях художественного мышления, представленных в истории зарубежной литературы;
  • научитьсяанализировать, систематизировать, сопоставлять, оценивать и трактовать опыт зарубежных писателей, ориентироваться на лучшие образцы зарубежной литературы, использовать полученные знания в собственной журналисткой работе.

1.4. Главные требования к начальной подготовке, нужные для успешного изучения дисциплины.

Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление о литературе как виде мастерства, философских моделях человека и мира (параллельные направления «Базы теории литературы», «Философия»).

Для успешного изучения дисциплины студенту нужно обладать такими литературоведческими категориями, как структура и форма повествования, специфика родов и жанров литературы, структура героя и образа автора, композиция художественного произведения, структура художественного пространства и времени, разные формы психологизма, художественной условности и типизации.

Необходимым условием успешности освоения дисциплины есть актуализация знаний, взятых в рамках школьных истории и курсов литературы.

1.5. Список дисциплин, для которых освоение данной дисциплины нужно как предшествующее. На протяжении изучения параллельных и последующих дисциплин («Базы журналистской деятельности», «Риторика», «журналистика и Актуальные проблемы современности», «Проблемно-аналитическая журналистика в печатных СМИ», «Культурология»), дисциплин начальной профилизации (печать, радио, телевидение, интернет), работы в профессионально-творческих практикумах, на протяжении учебной и производственных практик студент обучается применять лучшие образцы зарубежной литературы в собственной профессиональной деятельности.

1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в ходе освоения дисциплины «История зарубежной литературы».

№ п/п Код компетенции Содержание компетенции
ОК-1 готовность уважительно и осторожно относиться к культурным традициям и историческому наследию, толерантно принимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности
ОК-2 свойство осознавать закономерности и движущие силы исторического процесса; место человека в историческом ходе, политической организации общества, применять это знание в профессиональной деятельности
ОК-3 свойство осознавать и разбирать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские неприятности
ОК-4 культура мышления, свойство к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи, умение логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение
ОК-8 свойство видеть и реализовать возможность собственного культурно-нравственного и опытного развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, увеличению собственной мастерства и квалификации, свойство к саморефлексии, осмысливанию собственного социального и опытного опыта
ОК-11 способность и готовность трудиться в коллективе, творческой команде
ОК-13 свойство основываться на базисных знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в ходе формирования собственного мировоззрения, осознавать человека взаимоотношений и проблемы общества, ответственности и взаимосвязь свободы, значение нравственного и ценностного выбора, расширять собственный кругозор в контексте взятого культурологического знания; умение применять гуманитарные знания в собственной социальной и профессиональной деятельности
ПК-6 знание главных процессов и этапов развития зарубежной литературы, познание значения их исторического и современного опыта для практики русских СМИ

1.7. Список знаний, навыков и умений, организованных у студента в следствии освоения дисциплины.

В следствии освоения дисциплины студент обязан:

По модулю 1. История зарубежной литературы

(древняя литература, Возрождения Средних и литература веков)

Курс 1 семестр

ориентироваться в тенденциях развития и основных процессах зарубежной литературы;

быть привычным с лучшими ее примерами, опытными стандартами;

осознавать значение опыта зарубежной литературы для практики современных СМИ и работы журналиста;

воспитать в себе синтез «греческой идеи человечности», римской и «учёности доблести».

знать:

1. значение и место древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков в мировом историко-культурологическом ходе;

2. эволюции литературы и основные этапы развития греко – римского рабовладельческого общества, Возрождения и Средних национальных литератур веков;

3. закономерности и специфику развития древней культуры и литературы, закономерности и специфику развития национальных литератур, Возрождения Средних и культуры веков;

4. особенности и содержание повествовательной структуры и техники самостоятельно прочтённых художественных произведений древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков (см. перечень художественных текстов для необходимого прочтения);

5. закономерности и этапы развития историко-литературного процесса эры античности, Возрождения и Средних веков (литературных и эстетических течений, направлений, перемещений);

6. специфику мифопоэтического (архаического) художественного сознания и риторического художественного мышления;

7. о процессах сотрудничества древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков с литературой последующих периодов;

8. особенности разных жанровых их трансформаций и форм в литературе эры античности, Возрождения и Средних веков;

9. термины: калокагатия, агон, пантеизм, мелос, мимесис, катарсис, мениппея, сатура, романизация, теократия, теоцентризм, кеннинг, антропоцентризм, реконкиста, оммаж, miles, миннезанг, мейстерзанг, схоластика, мистика и др.

мочь:

1. разбирать процесс становления, развития и судьбу литературных жанров; определять их место и роль на разных стадиях истории общества;

2. раскрывать самые важные изюминки художественного мастерства в пределах главных жанров и их наибольших национальных представителей;

3. раскрывать морально- эстетические тенденции древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков и значение созданных ими сокровищ;

4. идентифицировать их произведения и писателей по их своеобразным показателям;

5. характеризовать мировоззренческие, философские, эстетические и идеологические взоры писателей древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков;

6. характеризовать художественные произведения (жанр, форму и технику повествования, персонажей и приемы их создания, формы и позицию автора ее представления, структуру художественного пространства и времени, разные формы условности и художественной типизации, формы психологизмы);

7. систематизировать неспециализированные и своеобразные закономерности историко-литературного процесса эры античности, Возрождения и Средних веков;

8. сопоставлять разные историко-явления и литературные факты и давать им оценку;

9. выдвигать обоснованные догадки и давать им оценку;

обладать:

1. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;

2. базисными навыками, составляющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать догадки, аргументировать собственную позицию, воображать результаты личной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.

2. Тематический замысел

Курс 1 семестр

№ п/п Наименование тематического блока Количество зачётных единиц и часов Форма контроля
всего а также
лекции п/з сам. раб.
1 курс 1 семестр
Блок I. Древняя лит-ра.Введение. Архаический период. Аттический (хороший) период развития греческой литературы. Закономерности развития. По итогам практических занятий
период римского и Эллинистический период владычества в Греции.
Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. Литература последнего века республики.
«Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. По итогам практических занятий
Блок II. Литература средневековья. Понятие термина «Средневековье». «средневековая литература» и «Средневековая культура». Главные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература, эпос раннего и зрелого средневековья.
эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская) литература, бюргерская (городская) литература. По итогам практических занятий
Блок III . Литература ренесанса. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Неспециализированные изюминки развития национальных литератур в эпоху ренесанса. Литература ренесанса в Италии и ее своеобразные изюминки. По итогам практических занятий
Литература ренесанса во Франции и ее своеобразные изюминки. литература и Немецкая литература северного Восстановления. По итогам практических занятий
Своеобразные изюминки литературы позднего Восстановления в Испании и Англии. Неспециализированные итоги. По итогам практических занятий
Всего часов в семестре Зачёт (8)
Итого часов в семестре,включая зачёт и контрольную работу
2 ЗЕ
Итого часов по модулю,включая все виды нагрузки
2 ЗЕ
Итого часов по дисциплине
2 ЗЕ

3. Содержание дисциплины

Содержание главных тем курса

Курс 1 семестр

Наименование тематического блока Главные понятия (категории) и неприятности, разглядываемые в теме Код формируемых компетенций Осн. уч. лит.
1 курс 1 семестр
Блок I. Древняя лит-ра.Введение. Архаический период. Аттический (хороший) период развития греческой литературы. Закономерности развития. понятие и Термин «древняя литература». Исторические, хронологические границы древней литературы. значение и Общая характеристика древней литературы. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Архаический период (VIII в. — середина VI в. до н.э.) Культура Старой Эллады. Значение обряда и мифа в становлении словесного мастерства. становление и Зарождение главных видов древнегреческой литературы. Долитературный период. Главные виды народного творчества, их функции и место в жизни древних общин. мифология и Мифотворчество. Смелый эпос, его сюжеты, храбрецы, стиль. Старейшие литературные монументы: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «дни и Труды» Гесиода. Другие виды архаической поэзии. Древняя лирика, ее главные формы, средства и образы ясности. классификация и Жанры греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов. Хороший период (V — IV вв. до н.э.)Аттический период. комедии и Формирование трагедии, исторического повествования и философского диалога в хорошую эру греческой литературы. Драма: ее происхождение, главные виды. Эволюция древнегреческой катастрофе. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Старая аттическая комедия, ее структура и происхождение. Творчество Аристофана. Проза V — IV вв. до н.э. Платон. Аристотель. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 13 ПК-6 1 — 4
период римского и Эллинистический период владычества в Греции. Эллинистический период (III — I вв. до н.э.)Новый этап в истории древнего общества (условность термина «его» сущность и эллинизм). Греческий мир в конце IV в. до н.э. Эллинистическое общество, его культура. Афины — комедиографии и центр философии. Развитие лирических и драматических жанров, и басни и сатиры, амурной повести в эру эллинизма. Менандр и новоаттическая комедия. Неспециализированная черта александрийской поэзии. Период римского владычества (I — VI вв. н.э.)Греческий мир под властью Рима. Идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Древний роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 — 4
Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. Литература последнего века республики. РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Историческое ее римской место и значение литературы вантичномобществе. Долитературный период (до середины III в. до н.э.)Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. проза и Древнейшая поэзия. Ранний период (середина III — середина II в. до н.э.)Продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима. его культура и Общество во время расцвета и роста римской рабовладельческой республики. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии. Литература последнего века республики (середина II — середина I в. до н.э.)культура и Римское общество последнего века республики. его роль и Цицерон в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей» — художественное осмысление и воспроизведение всей материалистической философской мысли древнего мира. Римский александризм. Новое представление о мире и человеке его эмоций в лирике Катулла. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 — 4
«Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эра принципата Августа) Вторая добрая половина I в. до н.э. — начало I в. н.э.Римское общество «века Августа». Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля. Новое представление о мире и человеке его эмоций в эпосе Вергилия и Овидия. Творчество Вергилия. основные этапы и Жизнь творчества Горация. творчество и Жизнь Овидия. Поздний период (серебряный век римской литературы -1 — II вв. н.э.).явные симптомы и Внешний расцвет упадка римского общества. «Новый стиль», обстоятельства и традиции его происхождения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит. Позднейший период (литература кризиса и упадка Римской империи — финиш II — V вв. н.э.).снижение роли и Возвышение провинций Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей — софист и философ, его роман «Видоизменения». Архаистические тенденции в литературе IV — V вв. Значение римской литературы в идейном и художественном развитии феодального общества. «зарождение и» Новый завет христианской культуры на закате античности. Новые сокровища, жанры и герои. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 1 – 3, 7
Блок II. Литература средневековья. Понятие термина «Средневековье». «средневековая литература» и «Средневековая культура». Главные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература, эпос раннего и зрелого средневековья. Клерикальная (письменная) литература на латинском языке.Христианская религиозная литература, ее жанры и герои. эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров клерикальной литературы. Творчество вагантов и голиардов. Народное поэтическое творчество раннего средневековья.Народная поэзия, предания и мифы раннего Средневековья. Мифологический эпос, чудесная и богатырская сказка, смелый эпос — главные жанры развития эпического творчества народов. Кельтский (ирландский) эпос, его главные циклы, художественное своеобразие и проблематика ирландских саг. лирическая поэзия и Скандинавский эпос «скальдов», «Старшая» и «Младшая Эдда». Скандинавские саги, их наиболее значимые циклы. Смелый эпос зрелого средневековья.От эпической архаики к эпической классике. Происхождение смелых поэм. М.М. Бахтин о трех главных отличиях эпопеи: предмет эпопеи — национальное эпическое прошлое; источник — национальное предание; полная эпическая расстояние между современностью и эпопеей. Смелый эпос Франции «Песнь о Роланде». Его типологические национальное своеобразие и жанровые черты. Испанский смелый эпос, выражение в нем необычных линия исторического развития Испании (процесс реконкисты). «Песнь о Сиде». Национальные изюминки испанского смелого эпоса. Германский смелый эпос и его самый значительный монумент «Поэма о Нибелунгах». Его особенность: черты и эпическая архаика феодально-рыцарской идеологии. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература, бюргерская (городская) литература. Рыцарская (куртуазная) литература средневековья.формы литературы и Основные направления XII–XIV вв. роман темы и Куртуазная: лирика и жанры муниципальный литературы. Становление новых рыцарских совершенств — итог становления феодальных стран в Западной Европе. общечеловеческое содержание и Сословная ограниченность рыцарских совершенств, их исторически-прогрессивная роль. Провансальская рыцарская поэзия. жанры и Основные мотивы амурной и политической лирики трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Поэзия труверов в северной части Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и амурной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Рыцарский роман, его эволюция и жанровое своеобразие. Роман о «Изольде и Тристане». Бюргерская (городская) литература средневековья.Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Сообщение муниципальный литературы с народным творчеством. Характерные черты муниципальный литературы, ее главные жанры. Фабльо, шванки. Развитие традиций фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Аллегорический роман («Роман о Розе».). Городская лирика. Своеобразие «мейстерзанга». Поэзия Вийона. Джеффри Чосер — живописец, синтезировавший демократические традиции средневековой литературы, предшественник ренессансной литературы в Англии. Формирование реалистического способа в его «Кентерберийских рассказах». Городская драма — соти и фарсы; фарс «Юрист Патлен». ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Блок III . Литература ренесанса. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Неспециализированные изюминки развития национальных литератур в эпоху ренесанса. Литература ренесанса в Италии и ее своеобразные изюминки. Эпоха ренесанса.Литература ренесанса в западноевропейских государствах. стадиальное место и Хронологические границы ренесанса в европейском историческом ходе. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Роль древнего наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Древний гуманизм, итальянское Возрождение и античная культура. Итальянская литература.причины и Условия происхождения ренессансного перемещения в Италии. Периодизация итальянской литературы ренесанса. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Данте — «последний первый поэт и поэт средневековья Нового времени». «Новая судьба», проза и поэзия в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Восстановления. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка — первый европейский гуманист. Лирика Ф. Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство в «Книге песен». «Петраркистский его» влияние и стиль на развитие европейской ренессансной поэзии. творчество и Жизнь Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, древней риторических приёмов и мифологической образности как принцип литературного мышления Боккаччо. Новеллистика Дж. Боккаччо и его последователей. «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Литература ренесанса во Франции и ее своеобразные изюминки. литература и Немецкая литература северного Восстановления. Французская литература.Предпосылки для происхождения ренессансно — гуманистического перемещения, его национальная специфика и периодизация. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Маргариты Наваррской. творчество и Жизнь Рабле. Народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле. создания романа и История замысла «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и художественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославление французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Лирика П. Ронсара. Опыты Монтеня и «Поздний» Ренессанс. Германская литература.Социально-историческая ситуация в Германии во второй половине XV — XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-деятельность и этические взгляды Рейхлина. «Письма чёрных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как приключенческий народный роман. Отражение позднего Средневековья в «народных книгах» о Враче Фаусте. Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. деятельность Эразма и Северное Возрождение Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6
Своеобразные изюминки литературы позднего Восстановления в Испании и Англии. Неспециализированные итоги. Британская литература.Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Происхождение гуманистического перемещения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. деятельность и Жизнь Т. Мора. «Утопия» — один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие британской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло — создатель британской катастрофе. «Ужасная история врача Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У. Шекспира. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хроники — национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм мироощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности ужасного у Шекспира. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира во всемирной драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени. Испанская литература.Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического перемещения, его место и национальные особенности в духовной судьбы страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как пример плутовского романа. творчество и Жизнь Сервантеса. Народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Жанровое и идейно-художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Будущее «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени. ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6

Курс 1 семестр

Планируется проведение девяти практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса — №№ 1, 4, 6, 7, 8, 9:

История зарубежной литературы от античности до нового времени


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: