ЖУРНАЛИСТИКИ и ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ
«Согласовано» | «Утверждаю» |
журналистики факультета и Декан филологии | Глава Управления образовательных программ |
_________________ Н.Е. Лихина | _____________ Д.Г. Житиневич |
«____»___________ 2010 г. | «____»_____________ 2010 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
«История зарубежной литературы»
(древняя литература, Возрождения Средних и литература веков)
для студентов 1курса
Направление подготовки: 031300.62 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Калининград
Лист согласования
Составители: доцент кафедры зарубежной филологии, к.филол.н. Малащенко Владимир Владимирович (модуль 1)
Рабочая программа обсуждена и утверждена на совещании кафедры речевой коммуникации и журналистики
Протокол №____от «____»__________ 2010 г.
Зав. кафедрой: __________ Кукса И.Ю.
Рабочая программа одобрена учебно-методическим советом журналистики и факультета филологии
Протокол № _____ от «____»_______________2010 г.
Глава учебно-методического совета ___________
Менеджер ООП
журналистики и факультета филологии ______________ Суворова Н.А.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«История зарубежной литературы»
1. Пояснительная записка
2. Тематический замысел
3. Содержание учебной дисциплины
4. Тематика независимых и курсовых работ
5. Материалы для контроля уровня знаний, умений, компетенций и навыков студентов
6. Критерии выставления оценки
7. Перечень литературы
Пояснительная записка
1.1. Место дисциплины «История зарубежной литературы» в структуре главной образовательной программы (ООП) подготовки эксперта по направлению 031300 «Журналистика».
«История зарубежной литературы» входит в филолого-опытный модуль базисной (общепрофессиональной) части опытного цикла главной образовательной программы подготовки эксперта по направлению 031300 «Журналистика» (Б.3).
1.2. Цель изучения дисциплины – разглядеть историю литературы зарубежных государств и на данной базе организовать у студентов представления об исторических закономерностях развития зарубежной литературы, и специфике разных национальных и лично-авторских моделей художественного сознания.
1.3. Задачи изучения дисциплины (для студентов):
- организовать целостное представление об тенденциях развития и основных этапах всемирный литературы отее истоков до современного состояния как в целом, так и по отдельным главным государствам;
- организовать целостное представление о базисных историко-литературных, мировоззренческих, идеологических, философских и эстетических концепциях, артефактах и моделях художественного мышления, представленных в истории зарубежной литературы;
- научитьсяанализировать, систематизировать, сопоставлять, оценивать и трактовать опыт зарубежных писателей, ориентироваться на лучшие образцы зарубежной литературы, использовать полученные знания в собственной журналисткой работе.
1.4. Главные требования к начальной подготовке, нужные для успешного изучения дисциплины.
Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление о литературе как виде мастерства, философских моделях человека и мира (параллельные направления «Базы теории литературы», «Философия»).
Для успешного изучения дисциплины студенту нужно обладать такими литературоведческими категориями, как структура и форма повествования, специфика родов и жанров литературы, структура героя и образа автора, композиция художественного произведения, структура художественного пространства и времени, разные формы психологизма, художественной условности и типизации.
Необходимым условием успешности освоения дисциплины есть актуализация знаний, взятых в рамках школьных истории и курсов литературы.
1.5. Список дисциплин, для которых освоение данной дисциплины нужно как предшествующее. На протяжении изучения параллельных и последующих дисциплин («Базы журналистской деятельности», «Риторика», «журналистика и Актуальные проблемы современности», «Проблемно-аналитическая журналистика в печатных СМИ», «Культурология»), дисциплин начальной профилизации (печать, радио, телевидение, интернет), работы в профессионально-творческих практикумах, на протяжении учебной и производственных практик студент обучается применять лучшие образцы зарубежной литературы в собственной профессиональной деятельности.
1.6. Компетенции, формируемые у обучающегося в ходе освоения дисциплины «История зарубежной литературы».
№ п/п | Код компетенции | Содержание компетенции |
ОК-1 | готовность уважительно и осторожно относиться к культурным традициям и историческому наследию, толерантно принимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности | |
ОК-2 | свойство осознавать закономерности и движущие силы исторического процесса; место человека в историческом ходе, политической организации общества, применять это знание в профессиональной деятельности | |
ОК-3 | свойство осознавать и разбирать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские неприятности | |
ОК-4 | культура мышления, свойство к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи, умение логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение | |
ОК-8 | свойство видеть и реализовать возможность собственного культурно-нравственного и опытного развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, увеличению собственной мастерства и квалификации, свойство к саморефлексии, осмысливанию собственного социального и опытного опыта | |
ОК-11 | способность и готовность трудиться в коллективе, творческой команде | |
ОК-13 | свойство основываться на базисных знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в ходе формирования собственного мировоззрения, осознавать человека взаимоотношений и проблемы общества, ответственности и взаимосвязь свободы, значение нравственного и ценностного выбора, расширять собственный кругозор в контексте взятого культурологического знания; умение применять гуманитарные знания в собственной социальной и профессиональной деятельности | |
ПК-6 | знание главных процессов и этапов развития зарубежной литературы, познание значения их исторического и современного опыта для практики русских СМИ |
1.7. Список знаний, навыков и умений, организованных у студента в следствии освоения дисциплины.
В следствии освоения дисциплины студент обязан:
По модулю 1. История зарубежной литературы
(древняя литература, Возрождения Средних и литература веков)
Курс 1 семестр
ориентироваться в тенденциях развития и основных процессах зарубежной литературы;
быть привычным с лучшими ее примерами, опытными стандартами;
осознавать значение опыта зарубежной литературы для практики современных СМИ и работы журналиста;
воспитать в себе синтез «греческой идеи человечности», римской и «учёности доблести».
знать:
1. значение и место древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков в мировом историко-культурологическом ходе;
2. эволюции литературы и основные этапы развития греко – римского рабовладельческого общества, Возрождения и Средних национальных литератур веков;
3. закономерности и специфику развития древней культуры и литературы, закономерности и специфику развития национальных литератур, Возрождения Средних и культуры веков;
4. особенности и содержание повествовательной структуры и техники самостоятельно прочтённых художественных произведений древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков (см. перечень художественных текстов для необходимого прочтения);
5. закономерности и этапы развития историко-литературного процесса эры античности, Возрождения и Средних веков (литературных и эстетических течений, направлений, перемещений);
6. специфику мифопоэтического (архаического) художественного сознания и риторического художественного мышления;
7. о процессах сотрудничества древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков с литературой последующих периодов;
8. особенности разных жанровых их трансформаций и форм в литературе эры античности, Возрождения и Средних веков;
9. термины: калокагатия, агон, пантеизм, мелос, мимесис, катарсис, мениппея, сатура, романизация, теократия, теоцентризм, кеннинг, антропоцентризм, реконкиста, оммаж, miles, миннезанг, мейстерзанг, схоластика, мистика и др.
мочь:
1. разбирать процесс становления, развития и судьбу литературных жанров; определять их место и роль на разных стадиях истории общества;
2. раскрывать самые важные изюминки художественного мастерства в пределах главных жанров и их наибольших национальных представителей;
3. раскрывать морально- эстетические тенденции древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков и значение созданных ими сокровищ;
4. идентифицировать их произведения и писателей по их своеобразным показателям;
5. характеризовать мировоззренческие, философские, эстетические и идеологические взоры писателей древней литературы, Возрождения Средних и литературы веков;
6. характеризовать художественные произведения (жанр, форму и технику повествования, персонажей и приемы их создания, формы и позицию автора ее представления, структуру художественного пространства и времени, разные формы условности и художественной типизации, формы психологизмы);
7. систематизировать неспециализированные и своеобразные закономерности историко-литературного процесса эры античности, Возрождения и Средних веков;
8. сопоставлять разные историко-явления и литературные факты и давать им оценку;
9. выдвигать обоснованные догадки и давать им оценку;
обладать:
1. навыками сравнительно-сопоставительного и системно-структурного анализа художественных произведений;
2. базисными навыками, составляющими коммуникативную компетентность личности: умение вести диалог, дискуссию, формулировать проблемные вопросы, выдвигать догадки, аргументировать собственную позицию, воображать результаты личной и групповой работы, выстраивать целостное речевое высказывание.
2. Тематический замысел
Курс 1 семестр
№ п/п | Наименование тематического блока | Количество зачётных единиц и часов | Форма контроля | |||
всего | а также | |||||
лекции | п/з | сам. раб. | ||||
1 курс 1 семестр | ||||||
Блок I. Древняя лит-ра.Введение. Архаический период. Аттический (хороший) период развития греческой литературы. Закономерности развития. | По итогам практических занятий | |||||
период римского и Эллинистический период владычества в Греции. | ||||||
Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. Литература последнего века республики. | ||||||
«Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. | По итогам практических занятий | |||||
Блок II. Литература средневековья. Понятие термина «Средневековье». «средневековая литература» и «Средневековая культура». Главные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература, эпос раннего и зрелого средневековья. | ||||||
эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская) литература, бюргерская (городская) литература. | По итогам практических занятий | |||||
Блок III . Литература ренесанса. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Неспециализированные изюминки развития национальных литератур в эпоху ренесанса. Литература ренесанса в Италии и ее своеобразные изюминки. | По итогам практических занятий | |||||
Литература ренесанса во Франции и ее своеобразные изюминки. литература и Немецкая литература северного Восстановления. | По итогам практических занятий | |||||
Своеобразные изюминки литературы позднего Восстановления в Испании и Англии. Неспециализированные итоги. | По итогам практических занятий | |||||
Всего часов в семестре | Зачёт (8) | |||||
Итого часов в семестре,включая зачёт и контрольную работу | ||||||
2 ЗЕ | ||||||
Итого часов по модулю,включая все виды нагрузки | ||||||
2 ЗЕ | ||||||
Итого часов по дисциплине | ||||||
2 ЗЕ |
3. Содержание дисциплины
Содержание главных тем курса
Курс 1 семестр
№ | Наименование тематического блока | Главные понятия (категории) и неприятности, разглядываемые в теме | Код формируемых компетенций | Осн. уч. лит. |
1 курс 1 семестр | ||||
Блок I. Древняя лит-ра.Введение. Архаический период. Аттический (хороший) период развития греческой литературы. Закономерности развития. | понятие и Термин «древняя литература». Исторические, хронологические границы древней литературы. значение и Общая характеристика древней литературы. ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Архаический период (VIII в. — середина VI в. до н.э.) Культура Старой Эллады. Значение обряда и мифа в становлении словесного мастерства. становление и Зарождение главных видов древнегреческой литературы. Долитературный период. Главные виды народного творчества, их функции и место в жизни древних общин. мифология и Мифотворчество. Смелый эпос, его сюжеты, храбрецы, стиль. Старейшие литературные монументы: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «дни и Труды» Гесиода. Другие виды архаической поэзии. Древняя лирика, ее главные формы, средства и образы ясности. классификация и Жанры греческой лирики. Творчество Архилоха, Каллина Эфесского и Тиртея, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара и других поэтов. Хороший период (V — IV вв. до н.э.)Аттический период. комедии и Формирование трагедии, исторического повествования и философского диалога в хорошую эру греческой литературы. Драма: ее происхождение, главные виды. Эволюция древнегреческой катастрофе. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Старая аттическая комедия, ее структура и происхождение. Творчество Аристофана. Проза V — IV вв. до н.э. Платон. Аристотель. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 13 ПК-6 | 1 — 4 | |
период римского и Эллинистический период владычества в Греции. | Эллинистический период (III — I вв. до н.э.)Новый этап в истории древнего общества (условность термина «его» сущность и эллинизм). Греческий мир в конце IV в. до н.э. Эллинистическое общество, его культура. Афины — комедиографии и центр философии. Развитие лирических и драматических жанров, и басни и сатиры, амурной повести в эру эллинизма. Менандр и новоаттическая комедия. Неспециализированная черта александрийской поэзии. Период римского владычества (I — VI вв. н.э.)Греческий мир под властью Рима. Идеология греческого общества и культурная политика Рима. Плутарх. Греческий «ренессанс» II в. Лукиан. Древний роман. «Дафнис и Хлоя» Лонга и «Эфиопика» Гелиодора. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | 1 — 4 | |
Введение. Долитературный и ранний период развития римской литературы. Литература последнего века республики. | РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Историческое ее римской место и значение литературы вантичномобществе. Долитературный период (до середины III в. до н.э.)Раннее римское общество, материальная и духовная культура. Римскийфольклор. проза и Древнейшая поэзия. Ранний период (середина III — середина II в. до н.э.)Продолжение греческих традиций и новаторство литературы Древнего Рима. его культура и Общество во время расцвета и роста римской рабовладельческой республики. Творчество Плавта и его роль в развитии римской комедии плаща (паллиаты). Теренций и его комедии. Литература последнего века республики (середина II — середина I в. до н.э.)культура и Римское общество последнего века республики. его роль и Цицерон в развитии литературы. Лукреций. Поэма «О природе вещей» — художественное осмысление и воспроизведение всей материалистической философской мысли древнего мира. Римский александризм. Новое представление о мире и человеке его эмоций в лирике Катулла. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | 1 — 4 | |
«Золотой» («Век Августа») и «серебряный» века развития римской литературы. Позднейший период ее развития. | Литература периода империи. «Золотой век» римской литературы (эра принципата Августа) Вторая добрая половина I в. до н.э. — начало I в. н.э.Римское общество «века Августа». Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля. Новое представление о мире и человеке его эмоций в эпосе Вергилия и Овидия. Творчество Вергилия. основные этапы и Жизнь творчества Горация. творчество и Жизнь Овидия. Поздний период (серебряный век римской литературы -1 — II вв. н.э.).явные симптомы и Внешний расцвет упадка римского общества. «Новый стиль», обстоятельства и традиции его происхождения. Сенека: стоицизм. «Сатирикон» Петрония Арбитра. Эпиграммы Марциала. Ювенал: книги сатир. Тацит. Позднейший период (литература кризиса и упадка Римской империи — финиш II — V вв. н.э.).снижение роли и Возвышение провинций Италии в политической и культурной жизни империи. Апулей — софист и философ, его роман «Видоизменения». Архаистические тенденции в литературе IV — V вв. Значение римской литературы в идейном и художественном развитии феодального общества. «зарождение и» Новый завет христианской культуры на закате античности. Новые сокровища, жанры и герои. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | 1 – 3, 7 | |
Блок II. Литература средневековья. Понятие термина «Средневековье». «средневековая литература» и «Средневековая культура». Главные факторы развития литературы средневековья: античность, христианство, фольклор. Клерикальная литература, эпос раннего и зрелого средневековья. | Клерикальная (письменная) литература на латинском языке.Христианская религиозная литература, ее жанры и герои. эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров клерикальной литературы. Творчество вагантов и голиардов. Народное поэтическое творчество раннего средневековья.Народная поэзия, предания и мифы раннего Средневековья. Мифологический эпос, чудесная и богатырская сказка, смелый эпос — главные жанры развития эпического творчества народов. Кельтский (ирландский) эпос, его главные циклы, художественное своеобразие и проблематика ирландских саг. лирическая поэзия и Скандинавский эпос «скальдов», «Старшая» и «Младшая Эдда». Скандинавские саги, их наиболее значимые циклы. Смелый эпос зрелого средневековья.От эпической архаики к эпической классике. Происхождение смелых поэм. М.М. Бахтин о трех главных отличиях эпопеи: предмет эпопеи — национальное эпическое прошлое; источник — национальное предание; полная эпическая расстояние между современностью и эпопеей. Смелый эпос Франции «Песнь о Роланде». Его типологические национальное своеобразие и жанровые черты. Испанский смелый эпос, выражение в нем необычных линия исторического развития Испании (процесс реконкисты). «Песнь о Сиде». Национальные изюминки испанского смелого эпоса. Германский смелый эпос и его самый значительный монумент «Поэма о Нибелунгах». Его особенность: черты и эпическая архаика феодально-рыцарской идеологии. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | ||
эволюция и Основные этапы наиболее значимых жанров средневековой литературы. Куртуазная (рыцарская литература, бюргерская (городская) литература. | Рыцарская (куртуазная) литература средневековья.формы литературы и Основные направления XII–XIV вв. роман темы и Куртуазная: лирика и жанры муниципальный литературы. Становление новых рыцарских совершенств — итог становления феодальных стран в Западной Европе. общечеловеческое содержание и Сословная ограниченность рыцарских совершенств, их исторически-прогрессивная роль. Провансальская рыцарская поэзия. жанры и Основные мотивы амурной и политической лирики трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн и др.). Поэзия труверов в северной части Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и амурной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Рыцарский роман, его эволюция и жанровое своеобразие. Роман о «Изольде и Тристане». Бюргерская (городская) литература средневековья.Развитие городов, рост их экономического и военного могущества, подъем цехового ремесла. Сообщение муниципальный литературы с народным творчеством. Характерные черты муниципальный литературы, ее главные жанры. Фабльо, шванки. Развитие традиций фольклорного животного эпоса в «Романе о Лисе». Аллегорический роман («Роман о Розе».). Городская лирика. Своеобразие «мейстерзанга». Поэзия Вийона. Джеффри Чосер — живописец, синтезировавший демократические традиции средневековой литературы, предшественник ренессансной литературы в Англии. Формирование реалистического способа в его «Кентерберийских рассказах». Городская драма — соти и фарсы; фарс «Юрист Патлен». | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | ||
Блок III . Литература ренесанса. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Неспециализированные изюминки развития национальных литератур в эпоху ренесанса. Литература ренесанса в Италии и ее своеобразные изюминки. | Эпоха ренесанса.Литература ренесанса в западноевропейских государствах. стадиальное место и Хронологические границы ренесанса в европейском историческом ходе. Неспециализированная черта литературы Восстановления. Открытие человека и мира. Роль древнего наследия в осуществлении поворота от религиозной культуры к светской, от теоцентрического мировоззрения к антропоцентрическому. Древний гуманизм, итальянское Возрождение и античная культура. Итальянская литература.причины и Условия происхождения ренессансного перемещения в Италии. Периодизация итальянской литературы ренесанса. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Данте — «последний первый поэт и поэт средневековья Нового времени». «Новая судьба», проза и поэзия в этом произведении. «Божественная комедия» Данте как философско-художественный синтез средневековой культуры и первое произведение гуманистической культуры Восстановления. Роль Данте в формировании итальянского литературного языка. Франческо Петрарка — первый европейский гуманист. Лирика Ф. Петрарки, ее средневековые и римские истоки. Поэтическое новаторство в «Книге песен». «Петраркистский его» влияние и стиль на развитие европейской ренессансной поэзии. творчество и Жизнь Джованни Боккаччо. Контаминация средневековой, древней риторических приёмов и мифологической образности как принцип литературного мышления Боккаччо. Новеллистика Дж. Боккаччо и его последователей. «Декамерон» как вершина ренессансного реализма. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | ||
Литература ренесанса во Франции и ее своеобразные изюминки. литература и Немецкая литература северного Восстановления. | Французская литература.Предпосылки для происхождения ренессансно — гуманистического перемещения, его национальная специфика и периодизация. Развитие поэзии в первой половине XVI в. Творчество К. Маро, Маргариты Наваррской. творчество и Жизнь Рабле. Народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле. создания романа и История замысла «Гаргантюа и Пантагрюэль», многобразие его идейного содержания и художественное своеобразие. М.М. Бахтин о романе. Развитие ренессансно-гуманистической поэзии во второй половине XVI в. «Плеяда». Теоретическая программа в манифесте «Зашита и прославление французского языка». Творчество поэтов «Плеяды» (Ронсар, Дю Белле, Белло и др.). Лирика П. Ронсара. Опыты Монтеня и «Поздний» Ренессанс. Германская литература.Социально-историческая ситуация в Германии во второй половине XV — XVI вв. Специфика северного гуманизма. Реформация в Германии. Учение Лютера. Религиозно-деятельность и этические взгляды Рейхлина. «Письма чёрных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. «Диалоги» У. фон Гуттена. Народная массовая литература в первой половине XVI в. Ее источники. «Тиль Эйленшпигель» как приключенческий народный роман. Отражение позднего Средневековья в «народных книгах» о Враче Фаусте. Сатира и морализм в «Корабле дураков» Бранта. деятельность Эразма и Северное Возрождение Роттердамского. «Похвала Глупости» как философская сатира. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 | ||
Своеобразные изюминки литературы позднего Восстановления в Испании и Англии. Неспециализированные итоги. | Британская литература.Социально-историческое развитие Англии в XVI в. Происхождение гуманистического перемещения и его специфика. Периодизация литературного процесса в Англии. деятельность и Жизнь Т. Мора. «Утопия» — один из первых утопических романов. Влияние Италии и Франции на развитие британской гуманистической поэзии XVI в: Уайет, Серрей, Сидней, Спенсер. Кристофер Марло — создатель британской катастрофе. «Ужасная история врача Фауста». Особенности драматургической манеры Марло. Расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У. Шекспира. Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Первый период. Мифопоэтическая картина мира в «Сонетах». Исторические хроники — национальная эпопея. Комедии первого периода, оптимизм мироощущения Шекспира в них. Драматургия второго периода: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Особенности ужасного у Шекспира. Драматургия третьего периода. Ее особенности. Место Шекспира во всемирной драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени. Испанская литература.Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического перемещения, его место и национальные особенности в духовной судьбы страны. Периодизация литературного процесса в Испании. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как пример плутовского романа. творчество и Жизнь Сервантеса. Народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Жанровое и идейно-художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Будущее «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени. | ОК-1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 13 ПК-6 |
Курс 1 семестр
Планируется проведение девяти практических занятий по следующим шести тематическим блокам курса — №№ 1, 4, 6, 7, 8, 9: