“Обращенная” М. р. осуществляет общение настоящее, носитель речи тут направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, но двусторонний контакт говорящего и слушающих отсутствует либо слабо выражен, их “роли” строго разграничены и остаются неизменными. Для устных монологич. обращений благоприятна иерархич. привилегированность говорящего, свидетельство чему — влиятельное в течении последовательности столетий патетич. витийство ораторов, к-рые высказывались от лица общих сил, провозглашали безотносительные истины и стремились привести к всеобщему энтузиазму. К числу обращенной М. р. относится кроме этого большинство письм. текстов, в т. ч. лит.-худож. произведения в их предназначенности читателям. Адресация писателя читателям, в любой момент монологическая, возможно не только прямой (авторское повествование, автопсихол. медитация в лирике), но и косвенной, опосредованной: поэты иногда обращаются к настоящим лицам (лирич. послания); часто в базу словесно-худож, текста ложится неавторская М. р. (“ролевая лирика”, напр., “Я убит подо Ржевом” А. Т. Твардовского; повествование от персонифицир. рассказчика, см. Сказ); ответств. роль в эпич. и драматич.произведениях в собственности кроме этого речи персонажей. Т. о., в рамках авторского монологич. обращения к читателям в качестве средства его осуществления употребляется изображенные писателем Д. р. и м.р., субъекты к-рых—плод худож. выдумки либо домысла.
монологи и Диалоги в составе лит. произведений способны вбирать в себя друг друга. В Д. р. легко входят высказывания, выпадающие из обоюдного общения, т. е. монологические, что довольно часто имеет место в драмах. В повествоват. монологи часто включаются диалоги тех, о ком ведется обращение (линии эпоса как рода лит-ры). Неповествоват, М. р. (напр., раздумья храбреца “Записок из подполья” Ф, М. Достоевского) иногда оказывается внутренне диалогической: будучи насыщена “чужими словами”, она выступает как мнимый разговор.
В Д. р. и м. р. значимы интонации, к-рые в письменно закрепленных высказываниях присутствуют опосредованно (в их синтаксич. конструкциях). Адресация речи к слуху принимающего серьёзна для худож. лит-ры. “Нехорош тот живописец прозы либо стиха, что не слышит интонации голоса, складывающего ему фразу” (б.слый А., поэмы и Стихотворения, 1966, с. 548). Прибегая к разнообразным формам Д. р. и м. р., худож. лит-ра выступает как иск-во воспроизведения людских голосов, она как бы сберегает в собственных недрах достатка устной речи различных эр, народов, культур.
Д. р. и м. р. — гл. худож. средство воссоздания поступков людей и их духовного общения, сопряженных с процессами мышления в их эмоц.-волевой окрашенности. Д. р. и м. р. составляют наиболее значимый предмет изображения во всех родах лит-ры. Диалогичны либо монологичны высказывания персонажей эпич. и драматич. произведений; обращение повествователей-рассказчиков и лирич. храбрецов преим. монологична. Лит.-худож. текст — собственного рода нервущаяся линия Д. р. и м. р. (не смотря на то, что размещение высказываний в тексте не всегда соответствует последовательности их “протекания” в изображаемом времени).
На историч. ранних этапах в словесном иск-ве монологич. риторика и декламационность преобладали над диалогич. разговорностью; в эпич. жанрах голоса храбрецов звучали в унисон повествоват. речи, что выне оставляет чувство их немоты (Д. С. Лихачев). Д. р. давала о себе знать гл. обр. в неканонич., смеховых жанрах (фамильярно-площадной обмен репликами как перебранка либо состязание в остроумии). Эта традиция творчески унаследована У. Шекспиром: контакт храбрецов тут осуществляется интеллектуально-насыщенной и образно-богатой речью, где патетика сочетается с непринужденнодиалогич. разговорностью. Но монологич. риторика господствовала в ведущих лит. жанрах (особенно драматических) впредь до эры романтизма. В реалистич. лит-ре 19—20 вв. Д. р. употребляется более многопланово и обширно, чем ранее, что связано с обращением писателей к личной судьбе людей и тщательной разработкой социальных и личных речевых черт.
В совр. науке присущее речевой деятельности диалогич. начало часто понимается как ее наиболее значимое универсальное свойство, потому что в высказываниях неизменно наличествуют ожидание (стимулирование) чьего-то ответа на них, и отклик на прошлый речевой опыт. В данной связи Д. р. и м. р. в лит-ре соотносимы с диалогичностью и монологичностью сознания храбрецов (см. Полифония) и самих писателей, соответственно — с изюминками идейно-худож. концепций как таковых. Диалогич. сознание ориентировано на широкие обогащение и межличностные контакты чужим опытом, оно, по мысли М. М. Бахтина, самый благоприятно для современной в широком смысле худож. деятельности (в т. ч. принимающей) и полнее раскрывается во внутр. диалогичности героев и монологов повествователей романов, нежели в диалогах как таковых, к-рые преобладают в драме. Монологич. сознание, проявляясь в сфере межличностного общения, наоборот, сопряжено с духовной изолированностью человека, уверенный в собственной интеллектуальной непогрешимости и склонного подменять живое двустороннее общение собственными высказываниями, осознаваемыми в качестве единственно подлинных; адекватная речевая форма для того чтобы сознания — отмеченный риторичностью монолог (не смотря на то, что сущностно монологическими бывают и реплики диалога).
? Якубинский Л., О диалогич. речи, в кн.: Рус. обращение, т. 1, П., 1923; Бахтин М. М., Неприятности поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979; Виноградов В. В., О языке худож. прозы, М., 1980, с. 42—54, 70—82; Труды по знаковым совокупностям, т. 6, Тарту, 1973, с. 227—43; Лит. направления и стили, М„ 1976, с. 101—14;
7 ЛЭС
Franz R., Der Monolog und Ibsen, Halle/Saale, 1908; Voll mann E., Ursprung und Entwicklung des Monologs bis zu seiner Entfaltung bei Shakespeare, Bonn, 1934; Mukafovsky J., Kapitoly z ceske poetiky, I, Praha, 1948, s. 129—57; Wildbolz R., Der philosophische Dialog als literarisches Kunstwerk, Bern, 1952; Brown С h. Т., Keller P.W., Monologue to dialogue, Englewood Cliffs (N. }.), 1973; Dialoge. Beitrage zur Interaktions- und Diskursanalyse, hrsg. von W. Heindrichs, G. Ch. Rump, Hildesheim, 1979. B. E. Хализев.
ДИАТРИБА (греч. diatribe — филос. беседа, разговор), жанр антич. лит-ры, созданный философамикиниками в 3 в. до н. э.; маленькая проповедь на популярную филос.-моральную тему, довольно часто в форме дискуссии с мнимым соперником. Д. отличалась живостью и простотой изложения, образной формой, остроумием; вместе с тем не была чужда риторич. приемов. Д. пробралась в римскую (Гораций, Ювенал и др.) и в христ. лит-ры, послужила лит. базой христ. проповеди.
ДИВАН (перс.— запись, книга), в классич. лит-рах Бл. и Ср. Востока сб. стихов одного поэта, составленный по определ. канону. Первоначально словом “Д.” назывались сб-ки письменных произв., безразлично — прозы либо стихов, и лишь позднее термин купил четко ограниченное значение. Произв. в Д. находятся в таковой последовательности: касыды, газели, марсийа, ???’?, ?убай, фард, таркиббанд, тарджибанд и др. В пределах жанра стихи выстраивались в порядке алфавита рифм (последняя буква). Только иногда в качестве организующего принципа употреблялись начальные буквы стихотворения. Но в условиях, в то время, когда произв. лирич. жанров не датировались и в то время, когда бейты возможно было поменять местами без ущерба для неспециализированного смысла произв., конкретно рифма выяснялась самые устойчивым классификац. показателем.
• История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970, с.106.
“ДИГЕНИС АКРЙТ”, визант. эпос, повествующий о судьбе Дигениса (букв. — двоеродный) — сына гречанки (дочери стратига Каппадокии) и араба (сирийского эмира). Происхождение эпоса связано с фольклорной традицией (греч. нар. историч. песни), но прослеживается кроме этого (в позднейших переработках) лит. влияние, придавшее “Д. А.” черты ученой поэмы. Сохранившиеся предположения восходят, самое раннее, к 12 в. — времени расцвета визант. романа.
Сюжетную базу эпоса образовывает описание подвигов и происхождения гл. храбреца. Эмир, похитив дочь каппадокийского стратига, из любви к собственной пленнице покидает отчизну, принимает христианство и поселяется в Византии. Рожденный от этого брака Дигенис растет с прекрасной быстротой, с детства поражая всех собственными подвигами: в 12 лет он руками убивает на охоте медведей, разрывает газель, клинком разрубает льва. Юношей Дигенис похищает дочь стратига Дуки Елену и вынуждает его дать согласие на брак. Покинув по окончании свадьбы дом собственного отца, Д. отправляется на границу империи, где совершает новые подвиги (убивает .трехглавого дракона, побеждает войско разбойников-апелатов во главе с их предводителем филопоном, одолевает в единоборстве деву-воительницу Максиме). Дигениса посещает визант. император, осыпая его почестями. В 33 года Дигенис неожиданно умирает.
Эпос дошел в неск. предположениях, самая полная из к-рых — Гроттаферратская (14 в.); вопрос о соотношении предположений остается дискуссионным в совр. лит-ре. Известен слав. перевод, открытый раньше греч. оригинала (см.
ДИАТ — ДИГЕ
==97
И з д.: Дигенис Акрит, [пер., статьи и комментарии А. Я. Сыркина], М., 1960; Кузьмина В. Д., Девгениево деяние, М., 1962: Digenes Akrites, ed. by J. Mavrogordato, Oxf., 1956; Trapp E. Digenes Akrites. Synoptische Ausgabe der altesten Versionen W., 1971.
? ?артикян P.M., Визант. эпос о Дигенисе Акрите и его значение для армяноведения, Ер., 1970 (автореф. дисс.); Beck H. G. Geschichte der byzantinischen Volksliteratur, Munch,, 1971, S. 63—97 И. С. Чичуров
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПИСАТЕЛЯ (от греч. didak tikos — поучающий), поучительная лит-ра, излагающая филос., религ., моральные и науч. знания, идеи в форме худож. произведения. В эры синкретизма являла собой живые и наивно-целостные формы и была выполнена поэтичности. Печать синкретизма сохраняют образцы фактически Д. л.: морально-земледельч. эпос Гесиода “дни и Труды” и филос. поэма Лукреция “О природе вещей” в Др. Греции, филос. поэма Лао-цзы “Дао дэ цзин” в Др. Китае, “Панчатантра” в Индии, религ. трактаты в Иране, “Поучения Владимира Мономаха” и “Домострой” в Киевской Руси. Дидактич. элемент содержали в той либо другой мере эпич. произведения, большие (повесть) и малые (басня, притча, аполог, афоризм) повествоват. жанры, дидактич. лирика (гномы, поучения, назидат. послания), многочисл. житий.ная лит-ра, драма (моралите, миракль, школьная драма) и др. жанры лит-ры средневековья и древности. В новое время к дидактич. поэзии прибегали Н. Буало (“Поэтическое мастерство”), А. Священик (“Опыт о человеке”), И. В. Гёте (“Видоизменение растений”), М. В. Ломоносов (“Письмо о пользе стекла”). С 19 в. понятие “дидактическое” довольно часто толкуется в отрицат. смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное), ДИЛОГИЯ (от греч. di, в сложных словах — два раза и logos — слово, рассказ, повествование), соединение двух композиционно самостоят, произв., связанных между собой общностью плана, действ и сюжета. лиц (напр., романы И. Ильфа и Е. Петрова “Две- надцать стульев” и “Золотой теленок”), В худож. драматургии и прозе видится реже, чем трилогия либо тетралогия.
ДИПОДИЯ (греч. dipodia — двустопие), повторяющееся сочетание двух стоп, по-различному заполняемых слогами (продолжительными и краткими, ударными и безударными): так, антич. триметр складывался из трех Д. ямба (?—\-/—…), а рус. 6-стопный .хорей бесцезурный— из трех Д. хорея (х^^’”-‘…). М.л. Гаспаров, ДИССОНАНС (франц. dissonance — разнозвучие), реже консонанс (франц. consonance — созвучие), неточная рифма, в к-рой согласные звуки совпадают, а ударные гласные не совпадают: Грига — нега — сага — всевышнего — юга (И. Северянин), тающая — лик — веющая — снег (А. А. Блок). В рус. поэзии малоупотребителен. М. Л. Гаспаров. ДИСТИХ (греч. distichon), в антич. поэзии — независимое двустишие, значительно чаще элегический дистих. ДИФИРАМБ (греч. dithyrambes), жанр антич. лирики, появившийся (по всей видимости, в Др. Греции) как хоровая песнь, гимн в честь всевышнего Диониса, либо Вакха, позднее — в честь др. героев и богов. Сопровождался оргаистич. танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), содействовал происхождению антич. драмы. Литературно оформился в 7 в. до н. э., расцвет — 6—5 вв. до н. э. (поэзия Симонида Кеосского, Пиндара и др.). В новой европ. лит-ре видятся подражания старому Д. (напр., у ф. Шиллера, И. Гердера; сатирич. Д. — у Ф. Ницше).
ЕЖЕДНЕВНИК, литературно-бытовой жанр; в лит-ре — форма повествования от первого лица, к-рая ведется в виде повседневных, в большинстве случаев датированных, записей. Д. как внелитературный жанр (см. кроме этого Автобиография) отличает предельная честность, откровенность высказывания; это в любой момент — фиксация “только что” произошедшего и перечувствованного: Д. не ретроспективен, пишется для себя и не запланирован на публичное восприятие (в отличие от лит. Д.),
==98 ДИДА — ДОКУ
что информирует ему особенную подлинность, достоверность. Обращенный преим. к событиям личной судьбе (тут не имеются в виду Д. намерено научного либо обществ, содержания), Д. одновременно с этим часто включает и общезначимые суждения о мире, вырастающие из размышлений над проблемами собств. бытия. “Д.” как жанр монологичен, но монологич. слово автора Д. возможно и внутренне диалогичным, с неявной “оглядкой” на мнение другого о мире и о самом себе.
Все эти показатели личного Д. выяснили его внедрение в лит-ру. Особенно жанр Д. начинается в кон. 18 в., в то время, когда увеличивается интерес к внутр. миру личности (сентиментализм) — появляется потребность в характерной Д. исповедальности, самонаблюдении (“Сентиментальное путешествие” Л. Стерна, “Письма русского путешественника” Н. М. Карамзина). Нек-рые жанровые показатели Д. интенсивно осваиваются в т. н. лит-ре путешествий. Жанр Д. разрабатывают писатели 19 в.: в форме Д. пишутся целые произв. (“Записки сумасшедшего” Н. В. Гоголя); Д. вводится конкретно в ткань произв. (“Издание Печорина” в романе М. Ю. Лермонтова, тетрадь Ипполита в романе Ф. М. Достоевского “Идиот”). В романах Достоевского рассказчик (“хроникер”), а в произв. И. С. Тургенева сам храбрец довольно часто применяют дневниковую манеру повествования, благодаря к-рой их слово делается доверительным, убеждая читателя в невыдуманности происходящих событий, не смотря на то, что к жанру Д. для того чтобы рода произведения не принадлежат. Дневниковый, автобиогр. темперамент возможно характерен и лирике (Лермонтов, А. А. Блок). Необычный тип худож.-публицистич. “Д.” — “Ежедневник писателя” Достоевского.
Д. употребляется и в филос. текстах (“Ежедневник обольстителя” С. Кьеркегора); входит в контекст культуры как автобиогр. записи выдающихся историч., лит. и др. деятелей (написанный в ссылке ежедневник В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, Блока, Стендаля, Ж. Ренара, Т. Манна) либо как записки лиц, родных к ним: о Достоевском — А. Г. Достоевская, о Толстом — С. А. Толстая. Мн. индивидуальные Д. с течением времени становятся незаменимыми историч. документами эры. В. Н, Шикин. “ДШПРО” (“Днепр”), лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. издание. Орган ЦК ЛКСМ УССР. Изд. в Киеве с 1927 на укр. яз. (до 1937 — под назв. “Молодняк”; в 1937—41 —“Юный коммунист”; с 1944, по окончании 3-летнего перерыва, — совр. назв.).
ДОЙНА, лирич. нар.. песня у молдаван и румын (у литовцев — дайна). Известны Д. певческие и инструментальные, исполняющиеся на флуере, чимпое, скрипке и др. муз. инструментах. Мелодии Д. отличаются импровизационностью. Многие Д. говорят о жизни и борьбе угнетенного народа, напр. известные гайдуцкие Д. образы и Мотивы Д. применяли мн. поэты-композиторы и классики. Существуют Д. и на совр. материале. Д. входят в репертуар известных коллективов — молд. капелла “Дойна”, рум. Гос. нар. оркестр им. Барбу Лэутару и др.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, худож. проза, исследующая историч. явления и события обществ. жизни методом анализа документальных материалов, воспроизводимых полностью, частично либо в изложении. Сводя к минимуму творч. вымысел, Д. л. необычно применяет худож. синтез, отбирая настоящие факты, к-рые сами по себе владеют значит, социально-типическими особенностями. Уровень качества отбора и эстетич. оценка изображаемых фактов, забранных в историч. возможности, расширяют информативный темперамент Д. л. и выводят ее как из разряда газетно-журнальной документалистики (очерк, записки, хроника, репортаж) и публицистики, так и из исторической прозы. Иначе, идейно-эмоц. содержание Д. на данный момент. сближает ее с худож. мемуарами и очерком, но, в отличие от свободного применения ими фактич. материала,
Д. л. строго ориентирована на всестороннее исследование и достоверность документов. Д. л. является явлением относительно новое и развивающееся; границы ее жанров — предмет литературоведч. дискуссий.
Как вид худож. лит-ры Д. л. начинает складываться в сер. 19 в., к ее первым опытам относят “Историю Пугачева” А. С. Пушкина и
Определенное влияние на развитие Д. л, оказала рус. худож. лит-ра 2-й пол. 19 в., отыскавшая новые правила применения документов, настоящих событий, конкретных биографий в произв. А. И. Герцена (
Настоящий расцвет Д. л. начался по окончании 2-й всемирный войны 1939— 1945, позвавшей к судьбе громадный поток произв., осмысляющих события войны, духовный опыт народов. Сов. Д. л. очень разнообразна и по тематике, и по формам, сочетающим хроники событий, репортажи с биографиями историч. героев и лиц Великой Отечеств. войны: “Брестская крепость” С. С. Смирнова,
Тема Сопротивления, всестороннее рассмотрение прошлых событий, приведших к провалу нацизма и к победе социализма в государствах Вост. Европы, обновила Д. л. Болгарии, Венгрии, Польши, ГДР, Румынии и Чехословакии: В. Иванов “Искры под почвой”, А. Курелла “Димитров против Геринга”, В. Бредель “Эрнст Тельман”, Е. Путрамент
Сов. Д. л. удачно принимает опыт смежных с нею видов лит-ры. Основанная М. Неприятным серия “Жизнь превосходных людей”; помогавшая цели худож. освоения биографий выдающихся личностей, дала занимательные образцы Д. л.: “Лев Толстой” В. Б. Шкловского, “Достоевский” Л. П. Гроссмана, •“Лунин” Н. Я. Эйдельмана. Новый жанр Д. л. представляют собой пьесы, выстроенные на сопоставлении и монтаже документов: “Насмешливое мое счастье” Л. А. Малюгина, пьесы М. Шатрова (СССР), “Розенберги не должны погибнуть” А. Деко (Франция), •“Дознание” П. Вайса (ФРГ), “[Допрос в Гаване” X. М. Энценсбергера (ФРГ), “Состояли либо состоите?” Э. Бентли (США).
ф Палиевский П. В., Документ в совр. лит-ре, в его кн.: Пути реализма, М., 1974; Обязанности свидетеля, права живописца, “ВЛ, 1974, № 4;Храпченко М. Б., Лит-ра и иск-во в совр. мире, “Новый мир”, 1977, № 9; Я иска я И. С., Кардин Э. В., Пределы достоверности. Очерки документ, лит-ры. М., 1981.
В. С. Муравьев.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ СЛОГ, в антич. стихосложении слог, равный двум морам ( — ); см. Древнее стихосложение. ДОЛЬНИК, паузник, рус. стихотв. размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тонич. и чисто-тонич. совокупностями стихосложения. Как и силлабо-тонич. размеры, Д. имеет ощутимый внутр. ритм, образуемый чередованием сильных мест (иктов) и не сильный мест (междуиктовых промежутков); сильным местам соответствуют, в большинстве случаев, ударные слоги, не сильный — безударные (см. Сильное и слабое место ). Но количество междуиктовых промежутков в Д. в отличие от силлабо-тонич. размеров не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1—2 слогов; разл. сочетания односложных и двухсложных промежутков образуют ритмич. вариации Д. В чтении отличие количеств односложных и двухсложных промежутков может компенсироваться как растяжением слогов, так и возникновением пауз между
7*
словами. Подобные размеры существуют кроме этого в англ., нем. и др. стихосложениях. В рус. поэзии первые пробы Д. появляются в романтич. лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); в широкое потребление Д. входит с нач. 20 в. (по окончании А. А. Блока и А. А. Ахматовой). Пример четырехиктового Д.: “Женщина пела в церковном хоре / О всех усталых в чужом краю, / О всех судах, ушедших в море, / О всех, забывших радость собственную” (А. А. Блок).
M. JО. Гаспаров.
“ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО” (итал. “Dolce stil nuovo”—“сладостный новый стиль”), итал. поэтич. школа кон. 13 в. Глава — Г. Гвиницелли, представители — Г. Кавальканти, юный Данте, Дж. Фрескобальди и др. Высказывая рост самосознания личности, интерес к ее внутр. миру, “Д. с. н.” предвосхищала поэзию ренесанса. Творчество поэтов школы отличают музыкальность и изящество стихотв. формы. “ДОМ ИСКУССТВ”, рус. орг-ция работников иск-в. Существовал в Петрограде в 1919—23. Управлялся Высшим советом, куда входили А. А. Ахматова, Ю. П. Анненков, А. Л. Волынский, М. В. Добужинский, Е. И. Замятин, К. С. Петров-Водкин, В. А. Щуко и др. “Д. и.” ставил задачей организацию вечеров, концертов, выставок, издание книг (в 1921 было выпущено два сб. “Дом искусств”). В работе лит. студии “Д. и.” учавствовали: К. И. Чуковский, Замятин, Н. С. Гумилев, М. Л. Лозинский, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, “серапионовы братья” — К, А. Федин, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, М. М. др и Зощенко. Деятельность “Д. и.” обрисована в романе О. Д. Форш “Сумасшедший корабль” (1933). H.A. Богомолов.
ДОМ ПИСАТЕЛЕЙ, 1) Центральны и (ЦДЛ), столичный клуб писателей. Осн. в 1934 при Альянсе писателей СССР по инициативе М. Горького. Работой ЦДЛ командует правление, назначаемое СП СССР. В задачи ЦДЛ входит: проведение идейнотворч. работы среди писателей, привлечение писателей к обществ, работе среди трудящихся, организация живого общения и культурного досуга писателей между собой. Дома писателей (писателей) имеются в ряде городов СССР. 2) Рус. лит. орг-ция. Существовала в Петрограде в 1918—22. Д. л. занимался вопросами материального обеспечения писателей, и культ.-просвет, и издат. деятельностью. Изд. сб-ки, издания (“Летопись Дома писателей”, 1921—22; “Литературные записки”, 1922).
ДОМИНИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Доминиканской Республики. Начинается на исп. яз. Во время исп. колон, господства Д. л. не взяла значит, развития. Ее базы заложили в сер. 19 в. поэт-неоклассицист ф. М. дель Монте, прозаик и поэт А. Ангуло Гуриди, обратившийся к индейскому фольклору, и др. Во 2-й пол. 19 в. ведущим направлением стал романтизм, к-рый усилил интерес писателей к индейской тематике, к историч. прошлому страны. Наибольший автор этого периода — М. де X. Гальван, создатель первого нац. романа “Энрикильо”, одного из лучших историч. произв. лат.-амер. лит-ры. Среди прозаиков, писавших на историч. тему, выделяется кроме этого ф. Гарсия Годой.
В нач. 20 в. на развитие Д. л. оказывает существ. влияние модернизм. Иначе, одвременно с этим начинает формироваться социально-критич. направление. Зачинателями социальной поэзии стали Ф. Фиальо и Ф. Бермудес. Антидиктаторский роман “Кровь” создал Т. Сестеро. В 20-х гг. в поэзии как реакция на формалистич. крайности модернизма появился постмодернизм, представители к-рого (поэтич. несколько т. н. постумистов) обратились к изображению нац. действительности (в их числе Д. Морено Хименес). В 30—40-х гг. в Д. л. позицию лидера заняли писатели, разрабатывавшие социальную проблематику.
ДОЛГ — ДОМИ
==99
Проза А. Ф. Рекены, X. Боша и др. посвящена гл. обр. жизни угнетенных нар. весов, доминик. крестьянства. В 1943—47 поэты разнородных течений, к-рых объединяла активная социальная позиция (в т. ч. Ф. Мьесес Бургос, А. Фернандес Спенсер), сплотились около журн. “La Poezia Sorprendida”. Зачинателем негристской поэзии, развивающей традиции негритян. фольклора, стал М. дель Кабраль.
В 50—70-х гг. рвение к критич. осмыслению нац. действительности свойственно произв. М. дель Кабраля, Э. Инчаустеги Кабраля, П. Мира и др. Революц. мотивы свойственны для поэтич. групп “Эль пуньо”, “Ла исла” и др. В Лат. Америке известность взяла публицистика и эссеистика бр. Педро и Макса Энрикес Уренья.
• Balaguer J., Historia de la literatura dominicana, 4 ed., Santo Domingo, 1968. С. H. Табунов.
“ДОМОСТРОЙ”, монумент др.-рус. лит-ры 1-й пол. 16 в. (3 ред.; 2-я создана священником Сильвестром); свод поучений, правил и наставлений, к-рым должен был направляться благочестивый человек в обществе и в домашней судьбе.
Изд.: Домострой по перечню ОИДР, в кн.: Чтения ОИДР, 1881, кн. 2; 1882, кн. 1; Домострой по Коншинскому перечню и подобным. К изд. подготовил А. Орлов, кн. 1—2, M., 1908—10.
Д. М. Буланин.
“ДОН”, лит.-худож. и обществ.-политич. иллюстрир. ежемес. издание. Орган СП РСФСР и Ростовской писательской орг-ции. Изд. в Ростове-на-Дону с 1957. В 1945—56 выходил как альманах. “ДОНБАСС”, лит.-худож. и обществ.-политич. издание. Орган СП УССР. Выходит в Донецке с 1923 на рус. и укр. языках раз в два месяца (сначала — альманах под назв. “Забой”, с 1933 — альманах “Литературный Донбасс”, с 1968 — совр. назв.). ДОХМИЙ (греч. dochmios, букв. — кривой, перекошенный), в антич. метрике — стопа количеством в 8 мор, строения
М, Л. Гаспаров.
ДРАМА (греч. drama, букв. — воздействие), 1) один из трех родов лит-ры (наровне с лирикой и эпосом; см. Род литературный). Д. в собственности в один момент литературе и театру: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на базе эволюции театр. представлений: выдвижение на первый замысел актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало ее происхождение как рода лит-ры. Предназначенная для коллективного восприятия, Д. постоянно тяготела к наиболее острым обществ, проблемам и в самых броских примерах становилась народной; ее база — социально-исторические несоответствия либо извечные, общечеловеческие антиномии (см. Конфликт художественный). В Д. господствует драматизм — свойство человеческого духа, пробуждаемое обстановками, в то время, когда сокровенное либо насущное для человека остается неосуществленным либо на грани.
Большая часть Д. выстроено на едином внеш. действии с его перипетиями (что соответствует принципу единства действия, к-рый восходит к Аристотелю), связанном, в большинстве случаев, с прямым противоборством храбрецов.
Наряду с этим воздействие или прослеживается от завязки до развязки, захватывая громадные промежутки времени (ср.-век. и вост. драма, напр. Калидасы), или берется только в его кульминац. моменте, близком к развязке (антич. трагедии либо мн. драмы нового времени, напр. “Бесприданница” А. Н. Островского).