Литературный энциклопедический словарь 2 глава

Ф Совр. модернизма и проблемы реализма. [Сб. ст.], М., 1965 Неоавангардист, течения в заруб, лит-ре 1950—60 гг. [Сб. ст.] М., 1972; Давыдов Ю. Н., Живописец и отчужденное иск-во, в сб. Вопросы эстетики, в. 8, М., 1968; его же, Эстетика нигилизма М., 1975; Raffa P., Avanguardia e realismo, Mil., 1967; С hip ? ?. Theories of modern art, Berk-—Los Ang,, 1968; Weightman J. The concert of the avantgarde, L., 1973; Kramer H., The age f the avantgarde, N. Y., 1973. . ?. Н. Дорошевич.

АВАНТЕОРНЫЙ РОМАН, см. в ст. Приключенческая литература.

АВАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра аварцев, одна из лит-р Дагестана (см. Дагестана литературы). Начинается на авар. яз. Богатый фольклор, в т. ч. песни “Сражение с Надир-шахом”, “Песня о Хочбаре”, “Бахтика”, цикл история, и героич. песен о событиях Кавк. войны сер. 19 в., отразили высокое нац. патриотизм и самосознание аварцев. Первые лит. произв., в осн. переводы с арабского, показались в 15—18 вв. В 19 в. в переводе на рус. яз. были опубл. труды даг. ученых по этнографии и истории даг. народов, и авар. фольклорные и лит. произведения. Протест против социальной несправедливости, утверждение права человека на счастье свойственны для ли рики поэтов кон. 19 — нач. 20 вв. Таджутдина (Чанка) и Махмуда. Дореволюц. сатира Г. Цадасы направлена против устоев ветхого мира. Окт. революция создала условия для всестороннего развития А. л. В 20—30-х гг. происходит становление авар. драматургии и прозы. Творчество авар. писателей Г. Ца дасы, 3. Гаджиева отражало новые явления действи тельности, борьбу с пережитками в сознании людей. Совр. А. л. отражает повседневную судьбу людей

АБОЛ — ABАP

==9

обращается к нравственно-этич. проблемам, к историч. прошлому народа (повести и романы М. Магомедова .и др.). Будущее современника—основная тема стихотв. лирич. циклов, прозы и поэм Р. Гамзатова, прозы и стихов ф. Алиевой.

• Говоров С., Авар. театр, Махачкала, I960; Магомедов Б., Очерки авар. дореволюц. лит-ры, Махачкала, 1961; К аз и е в Г. К., слово и Жизнь [Авар. лит-ра], Махачкала, 1978 (на авар. яз.). Л. Н. Алимова.

•“ABЙCTA”, собрание священных книг зороастризма — религии, распространенной в древности и в раннем средневековье в Иране, Ср. Азии, Афганистане и Азербайджане. “А.” написана на одном из др.-Иран. языков. До сих пор употребляется при богослужении у уроженцев Ирана — парсов (Индия). Сделанная на базе многовековой устной традиции запись текста “А.”, кодифицированного при Сасанидах (3—7 вв.), составила 21 книгу. До отечественного времени дошло не более l/^ этого текста.

“А.” известна в двух редакциях (вариантах): 1-я — собрание молитв, отрывков из различных книг “А.” и 2-я, складывающаяся из частей: Вендидад (Видевдат) — свод религ. и юридич. предписаний; Висперед и Ясна — молитв. песнопения; Яшты — гимны зороастрийским божествам; “Малая А.”—молитвы. Старейшая часть “А.” — гаты (гимны) — часть Ясны, приписываемая пророку Заратуштре (Зороастру). В отличие от гат, остальные части •“А.” именуют “Младшей А.”. Все части “А.”, особенно Ясна и Яшты, включают довольно много мифол. элементов.

Большая часть совр. ученых уверены в том, что “А.” появилась в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. у иран. племен в одной из областей Ср. Азии либо соседних терр. Сев.-Зап. Афганистана и Сев.-Вост. Ирана. В будущем изменение и пополнение “А.” происходило во мн. областях расселения Иран. народностей; исходя из этого “А.” есть неспециализированным монументом мн. народов, серьёзным для изучения их истории, социальных и политич. университетов, быта, культуры, религ. вер, фольклора и лит. традиций. В сохранившихся худож. отрывках, преим. мифол. характера, довольно много поэтич. фигур, видятся элементы начальной рифмы, ассонансов, аллитераций. Гаты абсолютно метризированы (5 разл. силлабич. размеров). В первый раз на европ. яз. (франц.) “А.” переведена и опубл. (1771) АнкетильДюперроном.

^ Брагинский И. С., Из истории тадж. нар. поэзии, М., 1956 (переводы из ); проза и Поэзия Др. Востока, М., 1973. И. С. Брагинский.

“АВРОРА”, лит.-худож. и обществ, -политич. ежемес. издание. Орган ЦК ВЛКСМ, Альянсов писателей РСФСР и СССР. Изд. в Ленинграде с 1969. АВСТРАЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра населения украины. Начинается с нач. 19 в. на англ. яз. Фольклор аборигенов (мифы, сказки, легенды), тесно связанный с раннеродовой обществ, организацией, зафиксирован в записях 19—20 вв.

Начальный период А. л. (до кон. 19 в.) именуют колониальным. Первые австрал. писатели следовали традициям англ. лит-ры 18—19 вв. Самый распространенные поэтич. жанры — ода, пастораль, элегия, политич. сатира. Проза (мемуары, путевые записки, семейно-бытовой и приключенч. роман) отразила злоключения каторжников и опыт свободных поселенцев (Ч. Роукрофт, А. Харрис). Черты нац. своеобразия показались в поэзии Ч. Харпура, насыщенной демократич. и свободолюбивыми идеями, у романтиков Г. Кендалла — певца австрал. природы, и А. Л. Гордона, одного из создателей австрал. лит. баллады. Разоблачит, картины каторги (Австралия с нач. колонизации британцами в кон. 18 в. до сер. 19 в. была местом ссылки) содержит роман М. Кларка “Пожизненный тюремный срок”, нравы и быт страны запечатлены в романах Р. Болдревуда.

К оглавлению

==10 АВЕС — АВСТ

В кон. 19 — нач. 20 вв. А. л. получила четко выраженный нац. темперамент. Генезис критич. реализма связан с удачами рабочего движения. В формировании демократич. течения ключевую роль сыграл издание “Bulletin”, осн. в 1880. Преобладали малые жанры: рассказ (Г. Лоусон, Стил Радд, Прайс Уорунг) и баллада (Э. Б. Патерсон, Лоусон и др.). Особенность австрал. критич. реализма — преимущественное изображение нар. жизни. Основоположники демократич. традиции — Лоусон, Т. Коллинз и Б. О’Да уд — обличали социальную несправедливость. Ранняя лирика Лоусона проникнута революц. духом, социалистич. идеями, в его новеллистике продемонстрирована тяжелая часть несложного труженика. Книга Коллинза “Такова жизнь”, написанная в форме путевого ежедневника чиновника низкого ранга, заложила фундамент реалистич. романа. В филос. и политич. поэзии 0’Дауда нач. 20 в. ставится неприятность историч. назначения Австралии. Темы лирики Мэри Гилмор — брак и любовь, нац. наследие, катастрофа аборигенов, армейские бедствия. Нац. и социальное своеобразие гор. низов уловлено в “Песнях сентиментального парня” К. Денниса, обширно применяющего гор. жаргон.

В поэзии кон. 19 — нач. 20 вв. обозначились явления, стоящие в стороне от нац.-патриотич. и демократич. течений. К. Бреннану близки филос.-эететич. правила нем. романтизма и франц. символистов. X. Мак-Кре, высказывая эмоций, радость бытия, погружался в мир антич. мифологии. Дж.,Шоу Нилсон сохранял сообщение с балладной традицией, но ему были характерны лирич. созерцательность, религ. чувство.

1-я мировая война 1914—18 и Окт. революция в РФ повлияли на предстоящее развитие А. л. Поэт Фёрнли Морис, писавший о борьбе пролетариата и социальном неравенстве, выступил против милитаризма. Происходило интенсивное становление социального романа. Катарина Сусанна Причард и Э. В. Палмер в 20—30-е гг. продемонстрировали жизнь различных слоев общества с его социально-классовыми несоответствиями и морально-этич. проблемами. Поворот к психологизму знаменует трилогия Генри Хэндел Ричард сон “Будущее Ричарда Маэни”. Социально-критич. пафос окрашивает романы 30-х гг. — поры ожесточённого экономич. кризиса: семейно-историч. саги (М. Франклин, Б. Пентон), произв. о борьбе пролетариата (Джин Дэвенни), об угнетении аборигенов (3. Херберт); появляется тема капиталистич. города с его острыми конфликтами (Кристина Стэд, Кайли Теннант, А. Маршалл).

В 1938 Р. Ингамелс основал “Джиндиуоробак клаб”, объединив поэтов, вычислявших синтез старой культуры аборигенов и европ. традиции условием успехи нац. самобытности (И. Мьюди, Р. Робинсон и мн. др.); в 1938—53 они каждый год производили поэтич. антологии. Вместе с тем поэзия 20—30-х гг. (несколько издания “Vision”) дала дань идеалистич. “философии судьбы”, ницшеанской концепции и культу гедонизма живописца. Заметно действие англо-амер. поэтов-модернистов. К. Слессор и Р. Фицджералд разрабатывают своеобразную для австрал. и новозел. поэзии тему путешествий и географич. открытий в историко-филос. ключе. В 40-х гг. рупором модернизма в поэзии был журн. “Angry penguins”.

По окончании 2-й всемирный войны 1939—45 начался новый этап в развитии лит-ры Австралии, к-рый отразил предстоящий рост нац. самосознания, расширение культурных связей, углубление социальных перерастания эпохи и противоречий империализма австрал. капитализма в гос.-монополистический. Победа антифаш. сил и подъем демократич. перемещения содействовали росту прогрес. реалистич. лит-ры в 40—60-х гг. Эпич. размах получил роман о судьбах австрал. нации: трилогия Причард “Девяностые годы”, “Золотые мили”, “Крылатые семена”—выдающееся произв. социалистич. реализма. Неприятности рабочего движения, сопротивления монополиям, формирования граждански активной личности — в центре трилогии Палмера “Голконда”, “Важная персона” и “Время посева”,

романов Дж. Уотена, Димфны Кьюзек, Бетти Коллинз, Д. Крика. Историзм свойствен автобиогр. трилогии Маршалла. Последовательность романов о 2-й всемирный войне написан с антифаш. и антимилитарист, позиций. Одна из ведущих тем прозы — расовая дискриминация аборигенов (Ф. Б. Викерс, Доналд Стюарт). Переживает расцвет реалистич. рассказ (Причард, Палмер, Уотен, Маршалл, Дж. Моррисон, Ф. Д. Дейвисон). Оживляется драматургия (Р. Бейнон, Р. Лоулер, Мона Брэнд), идет борьба за создание нац. театра.

С кон. 50-х гг. усиливаются тенденции, характерные для кризиса бурж. культуры: девальвация демократич. и реалистич. наследия, рост модернист, течений, приток амер. -“массовой” литературы. Обостряется идеологич. и лит. борьба.

В драматургии и прозе П. Уайта, самоё влиятельного среди писателей 60—70-х гг., переплетаются модернист, и реалистич. тенденции: антибурж. направленность, поиски духовно-религ. опоры в трагич. мире, узкий психологизм и выделенный физиологизм; реалистич. начало господствует в романе “Древо человеческое”. К “уайтовскому” направлению тяготеет прозаик Р. Стоу.

Для послевоен. поэзии свойственны реалистич. образы и традиц. метрика. Европ. традиции особенно заметны в творчестве т. н. университетских поэтов. Филос. лирика Джудит Райт, Дугласа Стюарта, Д. Кэмпбелла и др. содержит картины австрал. природы. На католич. ортодоксии, отрицании идеи революции зиждется традиционализм Дж. Маколея. В стихах А. Хоупа выразилось разочарование в совр. бурж. цивилизации и возможностях людской личности.

Кон. 60-х и нач. 70-х гг. отмечены новой волной социального критицизма, замечательный импульс к-рому дал протест против амер. агрессии во Вьетнаме. Разочарование в обществе -“общего благоденствия”· выразилось в росте сатиры (романы Б. Оукли, П. Мэзерса, пьесы-портреты политич. деятелей). В романетрилогии 3. Херберта -“Бедная ты, страна моя” провал “австрал. грезы” и катастрофа аборигенов связаны воедино, но антирасист, и антиимпериалистич. направленность ослаблена противоречивостью социальнополитич. позиций автора. Драматурги Д. Уильямсон, А. Бьюзо, Дж. Хибберд и др., ориентируясь на экспериментальный, некоммерч. театр, развенчивают мифы капиталистич. истеблишмента, разбирают социально-психол. стереотипы. Но социальный пессимизм придает сатире темперамент “тёмного юмора”, порождает антиутопии (Д. Айрленд), -“тёмные фантазии”.

В поэзии последних двух десятилетий наблюдаются как тенденция к большей объективированности формы (вещность образа, конкретность обстановки, разг. интонации), так и неоавангардист, хаотичность и спонтанность самовыражения. Гражд. мотивы звучат у Л. Марри и др.

Новое явление — пробуждение к лит. творчеству самих аборигенов под знаком борьбы против дискриминации и угнетения: поэты Кэт Уокер, Дж. Дейвис, прозаик К. Джонсон.

Осн. лит. журн.: “Southerly” (с 1939), “Meanjin” (с 1940), “Overland” (с 1954), “Westerly” (с 1956). В 1928 — основано Товарищество австралийских писателей.

Изд.: Австрал. рассказы, М., 1958; Поэзия Австралии, М., 1967; Совр. австрал. новелла, М., 1980.

• Петриковская А. С., Генри Лоусон и рождение австрал. рассказа, М., 1972 (имеется библ.); Австрал. лит-ра. Сб. ст., М., 1978; Зернепкая О. В., Австрал. социальный роман 30-х гг. XX в.. К., 1982. Л. Касаткина, А. Петриковская.

АВСТРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра австр. народа. Начинается на нем. яз. Особенность А. л. в том, что она понемногу, в течении столетий вычленялась из неспециализированной лит-ры на нем. яз., консолидируя свойства, приведшие к образованию идейно-худож. ядра нац. лит-ры. А. л. развивалась во сотрудничестве со слав., вент. и романской культурами — в силу своеобразия географич. положения и историч. пути. Выдающиеся монументы лит-ры, появившиеся на терр. Австрии в 12—13 вв.,— эпич. сказания -“Песнь о Нибелунгах^, “Кудрун”, лирика миннезингера Вальтера фон дер Фогельвейде (см. ст. Миннезингеры), произв.

Ульриха фон Вернера и Лихтенштейна-Садовника. В кон. 16 — нач. 17 вв. показались зачатки фактически А. л., выходившие за рамки местного колорита (сходного с баварским, прусским, немецко-северским колоритом). Так, особенную окраску имела в Австрии культура барокко, предугадывавшая предстоящее развитие лит-ры в направлении синтеза католицизма и просветит. рационализма: книга очерков “Московия” 3. Герберштейна, проповеди и духовно-дидактич. соч. Абрахама а Санкта-Клара, -“Влюбленный австриец” и др. романы И. Бера, многочисл. мистерии и миракли католич. театра, время от времени именуемого -“театром иезуитов”, комедии И. А. Страницкого.

Во 2-й пол. 18 в., в эру “просвещенного” абсолютизма, именуемого в Австрии йозефинизмом (по имени императора Йозефа II), оформилась т. н. австрийская мысль, противопоставляющая нем. -“готическим” устремлениям посюсторонность поисков истины, вещность, идиллич. примиренность противоречий (творчество просветителя А. Блумауэра, драматурга Ф. Хафнера и др.). Собственный очень способное воплощение она отыскала в первую очередь в музыке Ф. И. Гайдна и ?.?. ?оцарта, в лит-ре—позднее, в 1-й пол. 19 в.: в творчестве. Ф. Грильпарцера, завершителя подготовит. родоначальника и периода самобытной А. л. Реалистич. драматургия Грильпарцера, вобравшая элементы скоро преодоленного романтизма, веймарского классицизма (см. Классицизм веймарский) и зарождавшегося т. н. бидермайера — “камерного” реализма, появилась на гребне подъема нац. самосознания в связи с дальнейшим ростом и наполеоновскими войнами влияния Австрии в Европе. Романтизм, мощно развитый в Германии, не прижился в А, л.; единств, лирик романтич. склада Н. Ленау кроме этого тяготел к “бидермайеру” (как и Ф., Шуберт в музыке). Особенно ярко “бидермайер” расцвел в венском нар. театре (драматургия Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, приобретших мировую известность). Творчество прозаика 19 в. А., Штифтера развивалось от “бидермайера” к критич. реализму. В вершинных для австр. реализма произв. Нестроя и, Штифтера отразились идеи Революции 1848—49 в Германии.

Во 2-й пол. 19 в. в творчестве Ф. фон Заара, П. Розеггера, Марии фон Эбнер-Эшенбах, Л. Захер-Мазоха и др. противоборствуют реалистич. и натуралистич. тенденции. Резкого социального обличения достиг нар. театр (драматургия Л. Анценгрубера).

На рубеже 19—20 вв. заявили о себе многообразные лит.-эстетич. направления и концепции. На последующее развитие А. л. оказали влияние филос. течения — махизм, фрейдизм, неопозитивизм, феноменология Э. Гуссерля (см. Феноменологическая школа в литературоведении), “диалектическая физиогномика” Р. Каснера, “мистический иудаизм” М. Бубера, и идеология сионизма (Т. Херцль). Проводником декадент., а позднее модернист, веяний в А. л. явился Г. Бар. Изживая неоромантич. эстетизм и декаданс, в направлении реализма развивалось творчество лирика, эссеиста и драматурга Г. фон Гофмансталя, драматурга и прозаика А.,Шницлера, “миниатюриста” П. Альтенберга — ведущих представителей т. н. венской школы модерн. Поэзия Р. М. Рильке вобрала в себя сложный путь эстетич. поисков от импрессионизма через углубленный в филос. раздумья символизм к “новой вещности” (стилю, тяготеющему к конкретности изображения, пришедшему на смену экспрессионист. схематизму и пафосу): от “Часослова” через “Новые стихотворения” к “Дуинезским элегиям”. Творчество Рильке явилось одним из высших достижений немецкоязычной и европ. поэзии этого времени. Традиции нар. театра в нач. 20 в. были продолжены в самобытной драматургии К.,Шёнхерра, писавшего на тирольском диалекте.

АBCT

==11

Особенное место в А. л. двух первых десятилетий 20 в. занимал т. н. пражский остров (Прага), в к-ром преобладал экспрессионизм (Ф. Верфель, Г. Мейринк, Л. Перуц и др.). Абсурдизация распадающегося бурж. мира отыскала монумент, воплощение в пессимистически окрашенном гротеске Ф. Кафки (рассказы “Превращение”, “В исправительно-трудовой колонии”, роман “Процесс” и др.). Вместе с тем тут же, в Праге, отстаивали социалистич. совершенства в собственном творчестве А. Петцольд и Э. Э. Киш. Значит, силы экспрессионизма были сосредоточены кроме этого в Инсбруке, где издавался журн. “Brenner” и где б. ч. протекала деятельность и жизнь известный поэта-экспрессиониста Г. Тракля.

С позиций хороши-нормативного реализма полемику с экспрессионистами вел сатирик К. Краус, издававший в Вене оппозиц. журн. “Die Fackel” (1899—1936), самолично заполняя, в большинстве случаев, все его рубрики. Распад Австро-Венгерской империи в 1918 запечатлен в значит, по охвату событий драме К. Крауса “Последние дни человечества ”. Историч. катаклизм, перевоплотивший широкую державу в мелкое гос-во, был воспринят А. л. как катастрофа, но он же содействовал особенной глубине проникновения в сущность обществ. взаимоотношений, особенной напряженности худож. поисков, что выдвинуло А. л. в число ведущих лит-р мира. Осн. тема в межвоен. период — смерть анахронич. гос. образования, прослеживаемая в взявших широкий резонанс романах Р. Музиля, Г. Броха, И. Рота, X. фон Додерера, А. П. Гютерсло, Ф. Набля, рассказах А. Польгара, С. Цвейга, пьесах Ф. Т. Чокора, Ф. Брукнера и особенно Э. фон Хорвата. В центре внимания этих писателей — портрет обычного австр. храбреца “господина Карла” и будущее “Какании” (утвердившееся в качестве лит. эмблемы сатирич. клеймо “кайзеровской и королевской” монархии, к-рое дал ей в романе “Человек без особенностей” Музиль). Обществ. кризис в стране, приведший к нацизму, продемонстрирован в гротескно-сатирич. романе “Ослепление” Э. Каннетти. В эстетич. замысле А. л. этого периода представляла собой арену модернизма и борьбы реализма, и оживления прокатолич. и региональных тенденций. В прозе осваивались разл. формы филос.-худож. повествования, “симультанный” монтаж, поток сознания, внутр. монолог, ассоциативность и другие экспериментальные методы изображения. Интенсивные худож. поиски во многом были позваны обострившейся обществ.-политич. борьбой, предшествовавшей насильственному присоединению Австрии в 1938 к фаш. Германии (т. н. аншлюс). А. л. прогрес. направления вела антифаш. борьбу в эмиграции. В Австрии в годы аншлюса развивались в осн. или безобидно развлекательные, или псевдоисторич. жанры с ура-патриотич. тенденцией.

По окончании 1945 в А. л. начинало новое поколение писателей. Значит, несколько писателей-антифашистов объединилась около журн. “Plan”, где в первый раз выступили взявшие в будущем известность поэты философского, частично “герметического” склада П. Целан и И. Бахман, и создатель антифаш. романов X. Леберт. Осмысление историч. пути Австрии 20 в. взяло воплощение в социальнопанорамных романах 50-х гг. Додерера и Ж. Зайко, продолжавших эпич. традиции 30-х гг. В драматургии послевоен. периода яркой фигурой стал Ф. Хохвельдер, к-рый, опираясь на традиции венского нар. театра, создал масштабные филос.-историч. драмы и острые антифаш. комедии. В нач. 60-х гг. наблюдалось нек-рое угасание сложившихся лит. жанров, была заметна провинциализация А. л., только пара и искусственно оживляемая неоавангардист, выступлениями т. н. венской группы, возглавляемой X. К. Артманом, и родными к ней представителями “конкретной поэзии”. С кон. 60-х гг. в связи с обществ, потрясениями, позванными молодежным бунтом против баз

==12 АВТО

“потребительского общества”, началась “новая волна” в развитии А. л. Вспышка неоавангардизма на рубеже 70-х гг. скоро сменилась неспециализированным возвращением писателей к реалистич. приемам письма, к обновлению классич. традиций, в особенности сильных в прозе Т. Бернхарда, П. Хандке, Барбары Фришмут. Поэтику “неотёсанной, неприлизанной жизни” культивирует “юный театр”. Заметных удач в 70-х гг. добился “рабочий” роман, представленный творчеством молодых писателей (М. Шаранг, Ф. Иннерхофер и др.).

Изд.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959; Мимо течет Дунай, М., 1971; Из совр. австрийской поэзии, [М., 1975]; Австрийская новелла XX в., М., 1981.

• S с h m i d t A., Dichtung und Dichter Osterreichs im 19. und 20. Jahrhundert, Bd 1—2, Salzburg — Stuttg., 1964; Dichtung aus Osterreich, [Bd 1—4], W., (1966—77]. Ю. И. Архипов.

АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. autos — сам, bios — жизнь, graphe — пишу), лит. прозаич. жанр; в большинстве случаев, последовательное описание автором собств. жизни. Питательной средой для развития А. стала зап.-европ. культура нового времени с ее духом самоанализа и индивидуалистич. мироощущением. Именно она породила как ранние образчики жанра (“Исповедь” Блаженного Августина), так и более поздний обычный и законченный его пример — “Исповедь” Ж. Ж. Руссо.

Лит. А. не нужно смешивать с А. информационной, к-рая сводится к краткому (“анкетному”) изложению событий собств. жизни, с газетными интервью либо А., к-рыми писатели часто открывают собственные произведения. Для автобиогр. биографии характерно рвение осмыслить прожитую судьбу как целое, придать эмпирич. существованию оформленность и связность. Пишущий лит. А. часто прибегает к выдумке, он “дописывает” и “переписывает” собственную жизнь, делая ее логичнее, целенаправленнее. А. — это в любой момент акт преодоления уходящего времени, попытка возвратиться в собств. детство, молодость, воскресить самый значит. и памятные отрезки судьбы — как бы прожить жизнь сперва; А. исходя из этого пишутся, в большинстве случаев, в зрелые годы, в то время, когда большинство жизненного пути уже сзади.

Перечисл. особенности А., жанра во мн. отношениях пограничного, разрешают отделить ее от смежных жанров: биографии, мемуаров, ежедневника. Так, от мемуаров А. отличается тем, что ее создатель сосредоточен на становлении истории собственной души в ее взаимоотношениях с миром, в то время как автора мемуаров интересует в первую очередь сам данный мир, люди, к-рых он встречал, события, к-рые замечал и в к-рых принимал участие. Граница между А. и мемуарами редко бывает безотносительной; вернее сказать об автобиогр. либо мемуарной доминанте (так, “Поэзия и’ правда” И. В. Гёте — автобиография, обычно преобразовывающаяся в мемуары; “Воспоминания” В. А. Соллогуба — мемуары с элементами автобиографии; “Прежнее и думы” А. И. Герцена либо “Замогильные записки” Ф. Шатобриана — автобиографии-мемуары, повествования и о времени, и о себе). Для ежедневника (притом, что его создатель, как и в А., ведет обращение о том, что с ним случилось, что он передумал и перечувствовал) не характерен разрыв между временем и временем написания, о к-ром пишут; отсутствие этого временного промежутка мешает взору на собств. жизнь как на единое целое, к-рый отличает А. По плану близки к А. мн. романы 18 — нач. 19 вв. (написанные от первого лица), с их рвением запечатлеть историю людской судьбе “изнутри” (“Адольф” Б. Констана, “Исповедь сына века” А. Мюссе и др.).

Автобиогр. начало характерно творчеству мн. писателей 20 в. (в т. ч. совр. сов. лит-ры), принадлежащих к различным эстетич. направлениям.

• Гинзоург Л. Я., О пси?сол. прозе, Л., 1977; May G., L’autobiographie, P., 1979; О 1 ne y J.,Autobiography: essays theoretical and critical, Princeton (N. Y.), 1980. В. Л. Мильчина.

АВТОГРАФ (от греч. autos — сам и grapho — пишу), собственноручный авторский рукописный текст. А. — ответственный источник установления канонич. (признанного верным) текста произв., полезный материал для изучения творч. процесса писателя

(см. Текстология). Богатые коллекции А. — в Центральном гос. архиве лит-ры и иск-ва (ЦГАЛИ), Гос. б-ке СССР им. В. И. Ленина, Гос. лит. музее в Москве, Гос. публичной б-ке им. ?. ?. ?алтыковаЩедрина, Университете русской литературы (Пушкинский дом), и во мн. музеях страны.

АВТОНЙМ (от греч. autos—сам, настоящий, подлинный и onyma — имя), настоящее имя автора, пишущего под псевдонимом. Напр., имя Стендаля (либо его А.) — Анри Мари Бейль; имя М. Горького (либо его А.) — Алексей Максимович Пешков.

автора ОБРАЗ. Создатель (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филол. категория — создатель лит. произведения, налагающий собственный персональный отпечаток на его худож. мир. Присутствие автора (А.) дает о себе знать кроме того в безымяннофольклорных соч., потому что и в них ощутимы единая воля, вычленяющая и оформляющая данную худож. реальность, единополагающий исполнительско-речевой акт, но образ А. в них еще не организован. С развитием лично-творч. подхода к авторству (еще с эры античности, а в новое время — с Восстановления и особенно в эру романтизма) в худож. строй произв. все более втягиваются содержат. (характерологические, мировоззренческие) нюансы личности автора, особенности его идейноэстетич. позиции. Лит.-худож. течения нового и новейшего времени порождают широкие, философски насыщенные образы-знаки авторского самосознания. Напр., очевидна связь между умонастроением романтизма, символист, теорией и лит. ролями “пророка”, “жреца”, -“оракула”, “медиума” (второй “демонический” полюс, романтич. авторского сознания — роль отщепенца, “проклятого”). Роль пророка возможно воспринята и в предельно расширит. смысле вдохновенного всенар. служения (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский). Для демократич. лит. сознания обычен образ писателя-деятеля, жертвенного борца (Н. А. Некрасов, созданные в его лирике образы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова). Для самосознания совр. писателя на Западе не меньше показательна роль “шута”, “клоуна”, насмешливо демонстрирующего изнанку обществ, и мирового порядка. Жизнь аналогичных образов в читат. восприятии участвует в формировании эстетич. объекта.

Вместе с тем А.-творец внеположен собственному творению — в том смысле, что ни один из компонентов произв. не может быть конкретно, в обход совокупности худож. связей возведен к личности живописца и тем более к личности стоящего за ним человека. Действительно, в соч. автобиогр. и лирич. замысла А. обнаруживает себя не только как “виновник”, но и как “участник” собств. произв., т. е. в качестве художественно воплощенного людской образа; но и тут всегда с громадной остротой поднимается вопрос о расхождении и совпадении этого эстетически претворенного образа с настоящей личностью сочинителя (см. Лирический храбрец). В драматич. жанрах А. присутствует лишь как организатор сценич. действия, пребывав “за кулисами” и не подавая оттуда “голоса”; в случае, если же он в редких случаях и вторгается в события на глазах у зрителей (преим. в романтич. и символистских произведениях, напр. у А. А. Блока, Л. Пиранделло), то конкретно с целью “от противного” выделить условность драматич. представления, “непозволительным” вмешательством уничтожить узаконенную иллюзию его самостоят, хода, соответственно, и саму природу жанра (очевидно, тут А. — всего лишь роль, не совпадающая с полнотой авторской личности). Применительно к эпич. жанрам возможно сказать об образе А.-повествователя как о косвенной форме присутствия А.-сочинителя “в” собств. творения. В худож. прозе под образом либо “голосом” А. подразумевается персональный источник тех слоев худож. речи, какие конкретно нельзя приписать ни храбрецам, ни вымышленному рассказчику. Так, В. В. Виноградов трактует А. о. как речевой образ.

Представление об авторстве исторически ранее всего появляется при восприятии лирики; в письм. лит-ре конкретно лирика в первый раз начала заниматься не воспроизведением известного от вторых (будь то миф, эпич. сказание либо полуанекдотич. “новость” — новелла), а созиданием еще не бывшего, являющегося на свет вместе с личным авторским опытом. В это же время, дабы утвердилось сцепление эпической, повествовательной речи с образом А., в эстетич. сознании должна была окрепнуть мысль о правах худож. выдумки, узаконивающая фигуру новатора-сочинителя. Соответственно складывается и форма повествования от первого лица, привязанная к условному лит. “я” либо “мы”. За таким условным повествователем стоит факт обществ.-культурного признания фигуры писателя как имеющего дерзание и право сказать с читателем от собств. имени, не смотря на то, что и в разрешённых вкусами эры рамках. На ранних этапах лит-ры нового времени А. о. окрашен внеличными тонами и зависит от признанных норм лит.-опытного речевого поведения. Романтизм, проводя лит-ру через школу психол. самонаблюдения, сделал очень многое для высвобождения личных тонов авторского голоса. После этого повествоват. слово великих реалистов 19 в. вводит, кроме того нечайно, в интимную глубину душевного мира живописца, в воистину личностный авторский образ (см. кроме этого Стиль).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: