Литературный энциклопедический словарь 44 глава

???? — ?ОРЕ

==167

Ким Сисыпа отмечается отход от классических сюжетов, даются образы простых людей, содержится острая сатира на феод. порядки и конфуцианскую мораль. Громадную роль в развитии кор. сюжетной прозы сыграли кроме этого аллегории Лим Дже. В 1478 Со Годжоном была составлена широкая антология ( Восточный изборник”), включившая поэзии и лучшие образцы прозы на ханмуне до нач. 15 в.

Заметное влияние на предстоящее развитие К. л. оказали высвободит, настроения, вызванные Имджинской отечеств, войной с Японией (1592—98) и сопротивлением маньчжурским завоевателям (1627, 1636). Непосредств. откликом на события войны явилась патриотич. лирика Пак Инно. Во время ожесточенной борьбы придворных группировок в 16—17 вв. мн. писатели вынуждены были искать пристанища вдалеке от столицы, на лоне природы. Отшельнич. настроения породили в поэзии на кор. языке “литературу озёр и рек”. С социально-утопич. “Повестью о Хон Гильдоне” Хо Гюна связано начало ср.-век. повести на кор. алфавите. С распространением идейного течения сирхакпха (“школа практических наук”, 17 — нач. 19 вв.), представители к-рого выступали с критикой традиц. общества и призывали к реформам и просвещению в области управления, в К. л. понемногу усиливаются демократич. и реалистич. тенденции. В 17 в. появляются первые в К. л. романы Ким Манджуна, в центре к-рых — освобождение личности от пут конфуцианской морали, гневное обвинение сословного феод. общества, и неизвестные романы (“Сон в Нефритовом павильоне” и др.). Идеи сирхакпха самый полно отразились в сатирич. новеллах на ханмуне писателя-реалиста 18 в. Пак Чивона.

В 18—19 вв. особенно популярен был жанр повести на кор. яз.— сосолъ, гл. обр. неизвестной: героич. “Имджинская хроника” (17 в.), лирические -“Повесть о Чхунхян” (18 в.; см. -“Чхунхян Джон”·), “Повесть о Сим Чхон” (кон. 18 в.) и др. В 18 в. на кор. алфавите распространились кроме этого “дворцовые ежедневники”, писавшиеся придворными женщинами, неизвестные многотомные романы (“Необычное соединение двух браслетов”, “Им, Хва, Чон и Ен” и др.); поэзия на родном языке была собрана в антологии “Неувядаемые слова Страны зеленых гор” (ок. 1727) и “Песни Страны, лежащей к востоку от моря” (1763). Последними броскими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхакпха Чон Ягён, поэт-скиталец Ким Саккат. Как лит. жанр оформляется лиро-эпич. песенный сказ — пхансори, реформатором к-рого выступил Син Джэхё. Ему в собственности кроме этого громадная заслуга в развитии муз. драмы ч ? а н г ы к.

С подъемом антифеод, (крест, война 1893—94) и антиимпериалистич. борьбы в Корее в кон. 19 — нач. 20 вв. развертывается патриотич. культ.-просветит. перемещение, бурж.-демократич. по характеру. Кор. писатели знакомятся с рус. и зап.-европ. лит-рой. Ханмун перестает быть господствующим языком ху дож. лит-ры; кор. письмо переживает пору восстановления. Романы Ли Инджика, Ли Хэджо, пронизанные культурно-просветит. идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы — син сосоль. Переходной формой от ср.-век. поэзии к совр. свободному стиху были ч ? а н г а, злободневные по содержанию.

Рождение новой К. л. происходило в тяжелых условиях колон, ига, установившегося после захвата Кореи Японией (1910). Начало совр. прозе положили ранние произв. (1917) идеолога бурж. национализма Ли Гвансу. Перемещение за “новую поэзию” возглавили в 10-х гг. Чхве Намсон и Ким Ок. По окончании подавления нар. восстания в марте 1919 среди писа телей происходит размежевание: журн. “Чханджо” стал трибуной символистов, журн. “Пэкчо” объединил

==168 КОРЕ

романтиков, жури.’

С 1945 в Сев. Корее (с 1948 — КНДР) происходит становление социалистич. лит-ры, продолжавшей традиции кор. прогрес. лит-ры, в особенности пролетарской. В 1946 была образована Ассоциация работников лит-ры и иск-ва Сев. Кореи. Осн. темы связаны с демократич. преобразованиями в стране. Среди поэтов популярностью пользовался Чо Гичхон, создавший эпич. поэму “Гора Пэктусан” об антияпон. партиз. перемещении 30-х гг. Отечеств, высвободит, война 1950— 1953 обусловила появление героич. и патриотич. тем. Значит, место заняла воен. публицистика, рассказы, фронтовые стихи. В 1953 был создан СП Кореи. В 60-х гг. показались большие историч. полотна Ли Гиена, Чхон Себона, Чхве Мёнъика, распространилась мемуарная лит-ра (гл. обр. о борьбе против япон. колонизаторов); в 70-х гг.— произв., созданные коллективами авторов по мотивам пьес периода антияпон. борьбы 30-х гг.: “Море крови” (1973), “Будущее охранника” (1977). В совр. лит-ре остаются ведущими темы мирного созидат. труда, борьбы за объединение отчизны, партиз. перемещения, антиимпериалистич. тема. Орган СП Кореи — журн. “Чосон мунхак” (с 1953).

В Южной Корее в первые годы по окончании изгнания япон. колонизаторов (1945—48) мн. писатели выра жали надежды на воссоединение отчизны. По окончании войны 1950—53 в южнокор. лит-ре усилились антикоммунистич. тенденции; на ее развитие сильное влияние оказали экзистенциализм, концепции “новой критики^, теории антиромана (см. “Новый роман”·). Преобладают темы войны, вздора, одиночества, эротич. тема. По окончании Апрельского восстания 1960 наметилось нек-рое оживление прогрес. гуманистич. тенденций; взяла развитие т. н. лит-ра участия, содержащая критику южнокор. действительности (проза Ким Сонхана, поэзия Ким Джиха). В поэзии 60—70-х гг. господствуют эксперименталистские направления как модернист, толка, так и тяготеющие к восстановлению традиц. стихотв. приемов. Издается неск. лит.-худож. изданий.

Изд.: Совр. кор. поэзия, М., 1950; Совр. кор. пьесы, М., 1957, Кор. классич. поэзия, пер, А. Ахматовой, 2 изд., М., 1958; История о верности Чхун Хян Ср.-век. кор. повести, М., 1960; Черепаховый суп Кор. рассказы XV—XVII вв., Л,, 1970; Бамбук в снегу Кор. лирика VIII—XIX вв., М.,1978; Хорошая проза Д. Востока, М 1975, с. 229—368; Хорошая поэзия Индии, Китая, Кореи. Вьет нама, Японии, М., 1977; Кор. легенды и предания из ср.-век. книг М 1980: Сон в Нефритовом павильоне Роман. М , 1982

• Еременко Л., Иванова В., Кор. лит-ра. Краткий очерк, М-, 1964; Н-и к и т и н а М. И., Троцевич А. Ф., Очерки история кор. лит-ры до XIV в., М., 1969; Троцевич А. Ф., Кор. ср.-век. повесть, М., 1975; Елисеев Д. Д., Новелла кор. средневековья, М., 1977; Тэн ?.?., ?радиции реализма в кор. классич. лит-ре, А.-А., 1980; Никитина М. И., Старая кор. поэзия в связи с мифом и ритуалом, М., 1982; Агеева Г. М., Кор. худож. лит-ра. Указатель переводов и критич. лит-ры…, 1945—1978, в. 1, M., 1980; Чосон мунхак тхонса, т. 1—2, Пхеньян, 1959; Пэк Чхоль,Ли Вен Г и, Кунмунхак чонса, Сеул, 1975. Л, Р. Концевич.

КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. в ст. Корейская литература.

КОСТАРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра костарик. народа. Начинается на исп. яз. Во время исп. колон, господства письм. лит-ра практически не существовала; К.-Р. л. практически зародилась по окончании провозглашения независимости страны (1821). Первые значит. произв. созданы в кон. 19 — нач. 20 вв., во время распространения костумбризма (М. Гонсалес Селедон и др.). В творчестве X. Гарсии Монхе костумбрист. традиции понемногу уступают место реалистич. тенденциям (первые нац. романы “Дочери” и “Сиротка полей”). Его просветит, и публицистич. деятельность (издавал в 1919—58 лит. журн. “Repertorio Ameriсапо”) сыграла значит, роль в становлении лат амер. демократич. лит-ры 1-й пол. 20 в. В поэзии реалистич. течение, представленное гл. обр. поэтами (в т. ч. А. X. Эчеверрия), опубликовавшими коллективный сб. “ Костариканская лира” (1890—91), утверждалось с нач. 20 в. в борьбе с модернизмом (представителем к-рого был литературовед и известный поэт Р. Бренес Месен).

С 20—30-х гг. под влиянием удач демократич. перемещения в стране в лит-ре деятельно разрабатывается социальная и политич. тематика; в творчестве ведущих писателей она сочетается с антиимпериалистич. направленностью (К. Гахини, X. Марин Каньяс). Интересы нар. весов, протест против империалистич. эксплуатации выразили в 40—50-х гг. писатели-коммунисты: прозаики Кармен Лира, К. Л. Фальяс, в романе к-рого “Мамита Юнай” в первый раз в центр.-амер. лит-ре раздалась тема пробуждения классового сознания пролетариата, X. Гутьеррес, прозаик и поэт Ф. Доблес, поэт А. Монтеро Вега. Социально-критич. направленность характерна для творчества Ф. Амигетти, А. Кардоны Пеньи и др. В К. л. 60—70-х гг. утверждаются темы социально-классовой и революц. борьбы: Гутьеррес (романы “Погибнем, Федерико?…”, “Ты не забываешь, брат?”), прозаик и поэт А. Часе и др. Известна кроме этого интеллектуальная поэзия X. Дебраво.

? Bonilla A., Historia y antologia de la literatura costarricense, v. l—2, San Jose, 1957—61; Poesia contemporвnea de Costa Rica, San Josй, 1973; Narrativa contemporвnea de Costa Rica.v. 1—2, San Josй, 1975. С. Н. Табунов.

“КОСТЕР”·, ежемес. издание для детей. Орган ЦК ВЛКСМ, Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина и СП СССР. Изд. в Ленинграде с 1936. В 1947—55 не выходил. Осн. по инициативе С. Я. Маршака. Печатает прозу, поэзию, публицистику для детей среднего школьного возраста. КОСТУМБРЙЗМ (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай), направление в лит-ре и изобразит. иск-ве Лат и Испании. Америки 19 в. Появившись из интереса романтиков к нар. быту, К. высказывал подъем нац. самосознания, явился поворотом к реалистич. изображению действительности. Для К. характерно рвение к максимально правильным описаниям природы, изюминок нац. жизни, часто — с идеализацией патриарх, обычаев и нравов. Писатели-костумбристы разрабатывали преим. жанр очерка, но писали кроме этого романы, драмы, стихи.

Утверждение К. в Испании связано с именами Р. Месонеро Романоса, М. X. де Ларры, С. Эстебанеса Кальдерона и др.; в 1843 опубл. коллективный сб. “Испанцы, изобразившие сами себя”, позвавший мн. подражания. В Лат. Америке К. воображали X. X. Вальехо (Чили), X. Дьос Рестрепо и Т. Карраскилья (Колумбия), Р. Пальма (Перу), М. Пайво (Мексика) и др.

КОТ-ДИВУАР РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА, см. Берега Слоновой Кости литература. “КОШЕЛЕК”, рус. еженед. издание. Изд. в Санкт-Петербурге с 8 июля по 2 сент. 1774 Н. И. Новиковым. Печатались гл. обр. соч. самого издателя, высмеивавшие невежество аристократов-галломанов. “К.” защищал нац. рус. традиции и настоящую европ. культуру.

Изд.: Сатирич. издания Н. И. Новикова, М.—Л-, 1951; Н. И. его современники и Новиков. Избр. соч., М., 1961.

“КРАСНАЯ НИВА”, лит.-худож. иллюстрированный массовый еженед. издание. Выходил в изд-ве “Известия ВЦИК” (Москва) в 1923—31. Публиковал рус. и заруб, прозу и поэзию; хронику иск-ва, библиографию, данные об изд-вах. Ред. журн. в различные годы: А. В. Луначарский, Ю. М. Стеклов, И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Полонский и др.

“КРАСНАЯ НОВЬ”, первый рус. сов. “толстый” лит.-худож. и науч.-публицистич. издание. Выходил в Москве с 1921 (первоначально — раз в два месяца, после этого — каждый месяц). Создан при участии В. И. Ленина. Ответств. ред.— А. К. Воронский (до 1927). Первым ред. лит.-худож. отдела был М. Неприятный. Позицию лидера в издании занимал отдел прозы, около к-рого группировались многие сов. писатели, гл. обр. т.н. попутчики. Последний номер “К.н.” вышел в авг. 1942.

КРАТКИЙ СЛОГ, элемент метрического стихосложения, слог, занимающий единицу времени — мору; см. кроме этого Древнее стихосложение.

“КРИТИКА”, ежемес. издание, покушав. вопросам лит-ведения, библиографии и критики. Выходил на укр. яз. в Харькове в 1928—32 (его продолжение: в 1932—35 журн. “За марксо-лешнську критику”; в 1935—40 —“Лпературна критика”; последний выходил в Киеве).

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ, вид лит. творчества, истолкование и оценка худож. произведения, и явлений судьбы, в нем отраженных. Часто рассматривается как одна из областей литературоведения. В отличие от истории литературы, К. л. освещает по преимуществу процессы, происходящие в совр. лит. перемещении, разглядывает текущую журнальную и книжную продукцию. Но не столько материал, сколько сам подход, продиктованный совр. обществ, живым восприятием и задачами читателя, отличает К. л. кроме того в тех случаях, в то время, когда речь заходит о классич. наследии, входящем в культурный обиход современности.

Слово критика происходит от греч. kritike— мастерство разбирать, делать выводы. Критич. суждения о лит-ре появились в один момент с самим ее рождением, первоначально как мнение самые уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эру античности как отрасль лит. труда, К. л. еще продолжительное время сохраняла скромное “прикладное” значение — неспециализированной оценки произв., советы его читателям, поощрения либо осуждения автора. С развитием лит-ры цели и темперамент К. л. становятся сложнее, а требования к ней разнообразнее и важнее. Т. о., само теоретич. определение К. л. должно быть понято исторически. Так, рус. критика допушкинской поры — в согласии с классицистской эстетикой — потребовала только беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произв. с указанием на отд. “погрешности” и “красоты”. Во времена В. Г. Белинского оценка произв. строится уже на истолковании его как худож. целого, в единстве его образов и идей, а сама деятельность писателя рассматривается в отношении к эре, обществу, лит. современности. Не удовлетворяясь только чёртом произв. в свете идейного плана автора, Н. А. Добролюбов выдвинул в качестве гл. задачи К. л. суждение о самой жизни, ее процессах, социальных типах, составленное на базе правдивых свидетельств живописца, изображенных им картин. Не навязывая произв. смысла, какого именно в нем объективно не находилось, “настоящая критика” Добролюбова вместе с тем в первый раз получала открыто публицистич. темперамент. Лучшие стороны просветит.

КОСТ—КРИТ

==169

(Г. Э. Лессинг и др.) и революц.-демократич. критики продолжены марксист, критикой, вооруженной пониманием осн. законов социально-историч. развития (см. Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе). В суждениях и статьях В. И. Ленина о лит-ре, в развитой им теории отражения правила К. л. взяли марксист. обоснование (см. Ленин В. И. о литературе).

На протяжении идейно-лит, борьбы в различное время выдвигались кроме этого концепции “биографической критики” (tit. Q. Сент-Бёв и его последователи), “эстетической критики” (А. В. Дружинин и др.), “органической критики” (А. А. Григорьев) и пр. Эти теории отражали внимание к тем либо иным значительным особенностям худож. произведения и творч. процесса, но забранным односторонне — не учитывая социальной функции иск-ва. С течением времени от К. л. обособились в отд. отрасли знания история литературы и теория литературы. Но и критика в узком смысле слова удержала те свойства, какие конкретно сопутствовали формированию литературоведения как науки,— историзм, теоретич. оснащенность, сообщение с общеэстетич. параметрами.

Совр. марксист, критика пытается разглядывать худож. произв. в единстве всех его качеств и определений — с т. з. эстетической, социологической, этической и т. д. К. л., подобно самому худож. творчеству, помогает, т. о., средством воздействия и познания жизни на нее. Но преимущества метода и передового мировоззрения в критике — только самая неспециализированная предпосылка успеха. Как и в др. областях творчества, критику нужен талант, родственный талантам и живописца, и ученого, не смотря на то, что и не аналогичный с ними, и возможность взаимопонимания и широкого общения с читателем. Упадок либо расцвет критич. жанров находятся в зависимости от обществ.-лит. атмосферы, меры активности читат. аудитории, представителем к-рой выступает критик. К. л. обязана рассматриваться в ее взаимоотношениях как с писателем, так и с читателем. Критика, обращенная преим. к писателю (а тем более к собратьям по критич. “цеху”), в большинстве случаев ставит перед собой узко опытные цели и имеет относительно маленький диапазон обществ. влияния. Критика, адресующаяся к читателю, не теряя собственных опытных качеств, делается одновременно с этим как бы мерой обществ, признания произв. и часто бывает более убедительна для самого живописца.

Обращаясь к читателю, критик не только истолковывает ему произв., но и вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочтённого, позволяет заново пережить худож. впечатления — на новом уровне понимания. В этом отношении талант критика предполагает качества, родные самому иск-ву. Критик обязан владеть высоким вкусом; И. С. Тургенев сказал кроме того об особенном “инстинкте красивого” у Белинского. Свойство разглядывать произв. как худож. целое, не упрощая его примитивным разбором, не омертвляя его ткань, стоит в связи с обостренной чуткостью к образному восприятию мира. Пробуя уяснить себе и вторым созданное автором, критик как бы воссоздает его вторично. Неспециализированные социальные и моральные неприятности он, за живописцем, разглядывает в частных судьбах и проявлениях людей, а в конкретных этич. и эстетич. моментах произведения обнаруживает их обществ, содержание. В этом смысле критика, как и лит-ра, возможно отнесена к области “человековедения”. Это исключает субъективное своеволие критика по отношению к образному миру, созданному/живописцем. Обязанности критика перед автором заключаются в том, дабы учитывать особенности образного мышления конкретно этого живописца, законы, “им самим над собой признанные”

К оглавлению

==170 КРИТ

(А. С. Пушкин). Лишь доверчиво войдя в мир воображения писателя, почувствовав его личность, возможно по заслугам оценить и сильные его стороны, и его слабости, несоответствия, дать его картинам и образам более широкое социальное и эстетич. объяснение.

В совр. К. л. культивируются такие жанры, как статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, лит.-критич. диалог, полемич. реплика, библиографич. заметка. В зависимости от цели и жанра, начиная от несложной информации читателя о вышедшей книге и заканчивая постановкой громадных обществ, и лит. неприятностей, критика по-различному обнаруживает свойства и свои возможности. В целом же совр. критик соединяет в себе политика, психолога, этика, время от времени экономиста с художником и эстетиком, и только в соединении этих качеств его фигура, по выражению А. В. Луначарского, делается законченной. В сов. критике особенное значение получает партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика. Доказательная и убедительная К. л. получает возможность влиять на ход развития лит-ры, последовательно поддерживая одни и отвергая другие тенденции. Со своей стороны, критик не имеет возможности не испытывать давления худож. материала, к-рый является почвой его выводов и наблюдений. Следовательно, критик не только “учит” лит-ру, но и обучается у нее. Чуткость к новому в иск-ве — нужная черта К. л., обеспечивающая ей авторитет и внимание читателей среди писателей. догматизм и Субъективизм — самый распространенные заболевания критич. жанра. Субъективная, импрессионистская критика, полагая гл. собственную цель в сохранении свежего, непосредств. восприятия произв., вычисляет себя свободной от концепций и не пытается к выработке целостного взора на вещи. Своевольно собирая отд. наблюдения, критик субъективистского толка принимает в расчет лишь одного читателя — самого себя, собств. эмоции. Импрессионист, критике часто сопутствуют изящество слога, парадоксальная манера изложения. Наоборот, нормативная догматич. критика не доверяет непосредств. читательским впечатлениям, кроме того игнорирует их. Опираясь на некоторый свод правил, в той либо другой мере оправданных традицией, прошлым опытом иск-ва либо вовсе произвольных, она прибегает к шаблонным формулам оценки и оттого не имеет возможности уловить гл. свойство иск-ва — его новизну. По данной причине она довольно часто с громадным отставанием признает подлинные успехи иск-ва, но легко удовлетворяется малозначит. эпигонскими соч., дающими только новые вариации привычных образов и сюжетов. В случае, если критика в целом является отражением интересов и суждений разл. читательских слоев, то нормативная критика опирается на самая консервативную, отсталую часть читателей, принимая и культивируя ее предрассудки. В борьбе с субъективизмом импрессионист, критики и догматизмом нормативной завоевывает себе авторитет критика, публичная по характеру, творческая по способу, аналитич. по приемам изучения, демократич. по связи с широкой читательской аудиторией.

Благодаря положения, занимаемого критиком в лит. ходе, его ответств. роли в судьбе ее автора и книги громадное значение получает критич. этика. Всякого рода натяжки, передержки, необоснованные сближения, произвольное цитирование, тенденциозные придирки, бездоказательные выводы несовместимы с самой сутью данной лит. профессии. Вместе с тем только принципиально важно требование “искренности в критике”, выдвинутое Н. Г. Чернышевским. Критик призван проявлять высокую взыскательность, он должен быть свободен от обморока известных имен, разрушать воздух лит. сановничества и чинопочитания. резкость и Прямота в суждениях о ремесленной, серой

лит-ре — уровень качества, присущее передовой рус. критике со времен Белинского, писавшего: “Будь всё негромко и чинно, будь везде вежливости и комплименты, тогда какой простор для бессовестности, шарлатанства, невежества: некому обличить, некому изречь грозное слово правды!..” (Поли. собр. соч., т. 1, 1953, с. 70).

Распоряжения ЦК КПСС “О литературно-художественной критике” (1972), “О творческих связях литературно-художественных изданий с практикой коммунистического строительства” (1982) подчеркивают необходимость сочетания партийности с объективностью, строгой взыскательности со взвешенностью суждений, говорят о необходимости постановки эстетич. неприятностей в тесной связи с судьбой народа, с ответом коренных социальных неприятностей современности. В этом база морального авторитета сов. критики, залог ее влияния на лит-ру.

? .?уначарский А. В., критики и Критика. Сб. ст., М., 1938; Очерки по истории рус. критики и журналистики, т. 1—2, Л., 1950—65; Сов. лит-критика и ведение. Рус. сов. лит-ра… 1917—62. Библиографич. указатель, М., 1966; то же, 1963—67, M., 1970; Рус. критика XVIII—XIX вв. Хрестоматия. Сост. В. И. Кулешов, М., 1978; Совр. лит. критика, М., 1977; Кулешов В. И., История рус. критики XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978; Бурсов Б. И., Критика как лит-ра. Л., 1976; Неприятности теории лит. критики. Сб. ст., М., 1980; Проблемы методики лит. критики, М., 1980. В. Я. Лакшин.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, направление в реалистич. лит-ре и иск-ве 19—20 вв. (см. в ст. Реализм). КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, широкоупотребит. меткие слова, образные выражения, изречения историч. лиц, имена мифол. и лит. персонажей, ставшие нарицательными, и др. (ср. Афористика). Источники К. с.— антич. и библейские мифы, фольклор, худож. и науч. лит-ра, публицистика и др., напр.: “благоглупости” (M. E. Салтыков-Щедрин), “Пришел, заметил, победил” (Юлий Цезарь), “А все-таки она крутится” (Г. Галилей), “Лучше меньше, да лучше” (В. И. Ленин), “Кто был ничем, тот станет всем” (“Интернационал”). Среди К. с. имеется такие, к-рые являются не настоящими цитатами из к.-н. источников, а образными выражениями, созданными на их базе и передающими обобщенный суть, напр., “запретный плод” (из библейской мифологии), “потемкинские деревни” (из мемуаров 18 в.). Они в далеком прошлом утратили яркую сообщение с источниками и переосмысливаются в любой историч. период в соответствии с социально-историч. действительностью. К. с.— объект изучения фразеологии.

Изд.: АшукинН.С., АшукинаМ.Г., Крылатые слова. Лит. цитаты. Образные выражения, 3 изд., М-, 1966.

Г. В. Вентцелъ, КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра татар, живших до 1944 в Крыму и сейчас живущих гл. обр. на терр. Узб. ССР. Начинается на крымскотат. яз. Фольклор представлен эпич. и лиро-эпич. произв., преданиями о истории и природе Крыма. Соприкосновение с культурами соседних народов сказалось в первую очередь в песнях, “поражающих красивым соединением восточных и западных мелодий” (А. В. Луначарский). Во время Крымского юрта Золотой Орды (13—15 вв.) создавали собственные произв. Абдулмеджит (поэма “Юсуф и Зулейха”) и др. поэты. К периоду Крымского ханства (15—18 вв.) относятся произв. дидактич. характера. В 19—20 вв. изданы собрание сатир и од Гази-Герая “соловей и Роза”, стихи Досмамбета Азовского (оба — поэты 16 в.), “Диван” Ашик Умера, поэма “Сефернаме” Джанмухаммеда (оба — поэты 17 в.), историч. повествование писателя 18 в. Сеида Мухаммеда Ризы “Семь планет”. В нач. 20 в. начинается демократич. лит-ра. В годы Сов. власти в области поэзии, прозы, драматургии удачно выступили М. Сулейман, Б. Чобан-заде, Э. Шемьи-заде, Ш. Алядин, Ю. Болат. В кон. 50-х гг. в К. л. пришло новое поколение (С. Эмин, Р. Халид); с романами выступили Алядин,

Болат, сб-ки поэм и стихов опубл. Шемьи-заде. Писатели обращаются к историч. прошлому народа, Отечеств, войне, проблемам совр. жизни. В Ташкенте трудится секция крымскотат. писателей.

Лит. периодика: журн. (с 1980). Р. Музафарое, “КУБАНЬ”, лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. альманах. Орган Краснодарской писательской орг-ции. Изд. в Краснодаре с 1945.

КУБИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра кубин. народа. Начинается на исп. яз. Сведений о лит. монументах доколумбового периода (до 1492) и народном поэтич. творчестве индейцев, населявших Кубу и практически истребленных уже к кон. 16 в. йен. завоевателями, не сохранилось. Складывавшаяся в 16—18 вв. на острове лит-ра уроженцев Испании — креолов — носила подражат. темперамент по отношению к лит-ре метрополии. Развивалась кроме этого креольская нар. поэзия, появившаяся на базе исп. поэтич. форм (особенно популярной была десима — десятистишие). самоё значительное произв. этого периода — эпико-героич. поэма “Зерцало терпения” С. де Бальбоа, в к-рой отразились зачатки нац. самосознания. Наровне с духовной и светской поэзией развивался жанр историч. хроники. Появление в 1723 первой типографии начало книгопечатание . В кон. 18 в. публицисты и передовые мыслители, представители т. н. креольского Просвещения, сгруппировавшиеся около газ. “Papel periodico de la Habana” (1790) и Экономического общества друзей страны (1793), развивали жанр лит филос. и политич. публицистики, проникнутой идеями гражданственности и свободолюбия. В поэзии распространился неоклассицизм.

Становление нац. лит-ры в 1-й пол. 19 в. происходило в обстановке усиления антиисп. настроений и было связано с ростом нац. самосознания. Основоположником нац. К. л. есть поэт X. М. Эредия. Его творчество, проникнутое совершенствами высвободит, борьбы, стремлением и высоким патриотизмом отразить мироощущение несложного народа, знаменовало переход от классицизма к романтизму. Романтич. направление, с к-рым было связано освоение нац. действительности, было ведущим в поэзии 19 в. впредь до 80-х гг.

Значит, роль в развитии К. л. в 30—40-х гг. 19 в. сыграла деятельность публициста и поэта Д. дель Монте-и-Апонте. В созданном им лит.-обществ, кружке объединились мн. прозаики и передовые поэты, в творчестве к-рых романтич. поэтика сочеталась с просветительско-классицистич. идеями (Пласидо, X. X. Миланес и др.). Лирике наибольшего поэта-романтика Пласидо свойственны патриотизм и гражданственность. Романтич. мотивами проникнута лирика, драматургия и проза Хертрудис Гомес де Авельянеды. В сер. 19 в. в русле романтизма появилась школа т. н. сибонеизма, в базе к-рого лежало идиллич. изображение судьбы индейцев-сибонеев. С “сибонеизмом” связано творчество X. К. Наполеса Фахардо, обратившегося в отыскивании нац. форм к креольской нар. поэзии. Усиление нац.-высвободит, перемещения на Острове Свободы начиная с сер. 19 в. содействовало утверждению гражд. мотивов в творчестве поэтов-романтиков (X. Л. Луасеса, Луисы Перес де Самбрана и др.).

В прозе с сер. 19 в. определяющей была бытотк-ательная тенденция—т.н. костумбризм. Наибольший автор 19 в. С. Вильяверде, выразивший протест против рабства в романе “Сесилия Вальдес, либо Бугор Ангела”, вышел за рамки костумбризма, реалистически воссоздав социальную воздух колон. Кубы. Значит, развитие со 2-й пол. 19 в. взяла лит филос. публицистика. Солидный вклад в развитие К. л. внес X. Марти, эстетич. кредо к-рого эволюционировало от романтизма к реализму (сб-ки “Свободные

Николаевский некрополь | Краткий исторический очерк 0093


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: