Логопедического обследования при стертой дизартрии

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Логопедического обследования при дизартрии

1.Фамилия, имя ребенка

2.Дата рождения

3.Домашний адрес

4. № детского сада

5. Жалобы своих родителей

6. Краткие анамнестические эти

— Лепет

— Гуление

— Первые слова, фразы

— Вскармливание (грудное, неестественное)

— Особенности питания

7. Состояние неспециализированного слуха

Неврологический статус

8. Состояние мимической мускулатуры (в покое)

— выраженность носогубных складок, их симметричность

— темперамент линии губ, их плотность смыкания

9. Особенности строения речевого аппарата

— лицо

— губы

— зубы

— язык , небо

10. Состояние артикуляционной моторики

— перемещение губ

— перемещение нижней челюсти

— перемещение языка

— мягкое небо

— наличие глоточного рефлекса

11. Неспециализированное звучание речи (просодическая сторона)

— голос

— ясность речи:

— темп (медленный, стремительный)

— ритм (ритмично, неритмично)

— интонация (ясная либо монотонная)

12. Состояние дыхания

13. Состояние неспециализированной моторики

14. Состояние небольшой моторики

15. Произношение

— Гласные звуки:

— Свистящие звуки:

— Шипящие звуки:

— Аффрикаты:

— Сонорные звуки:

— Звонкие-глухие

— Жёсткие-мягкие

— Другие звуки

16. Слоговая структура слова

17. Фонематический слух

18. Грамматический находись речи

19. Деятельный словарь

20. Связная обращение

21. Работоспособность,внимание ,интеллект

Заключение

Дата

Логопед

Замысел работы
РЕЧЕВАЯ КАРТА

логопедического обследования при стертой дизартрии

(советы для заполнения и обследования речевой карты)

1.Фамилия, имя ребенка

2.Дата рождения

3.Домашний адрес

4. № детского сада

5. Жалобы своих родителей

6. Краткие анамнестические эти:

— роды: норм., стремит.,затяжные,слабость, стимуляция,асфиксия,травмы

— Гуление,лепет, первые слова, фразы

— раннее психомоторное развитие (удержание головы,сидеть, находиться, ходить)

— Вскармливание (грудное, неестественное)

— Особенности питания (сосал деятельно либо вяло, как жует и глотает жёсткую и жидкую пищу)

7. Состояние неспециализированного слуха

8 .Неврологический статус (отмечается поражение чер.-мозговой иннервации; наличие парезов, гиперкинезов, синкинезий, саливации )___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Состояние мимической мускулатуры :

— выраженность носогубных складок, их симметричность (в покое)

— темперамент линии губ, их плотность смыкания, умение удерживать рот закрытым, умение зажмуривать глаза, хмурить, поднимать брови, имеется ли синкинезия ( сопутствующие непроизвольные перемещения) —

— 1.Поднять брови (удивление) 2.Прищурить глаза (броское солнце)

— 3.Хорошо сомкнуть веки (мрачно) 4.Сжать губы. 5.Надуть щеки.

— 6.Придать губам положение – игра на дудочке. 7.Вытянуть губы на звук О.

— 8.Оскал (заборчик). 9.Вытянуть губы для свиста.

— Неспециализированная хар-ка: мимика живая, вялая, напряженная, гримасничанье, амимичная, спокойная, дифференцированная либо нет.

9. Особенности строения речевого аппарата:

— лицо (симметричное, ассиметричное)

— губы (растянуты, толстые, узкие, тонус, подвижность)

— зубы (прикус, посадка зубов, редкие небольшие, кариозные либо норма)

— язык ( массивный, мелкий, узкий, маленькая либо массивная подъязычная уздечка, напряженный либо норма )

— мягкое небо (укороченное, раздвоенное, норма)

— жёсткое небо (высокое ,узкое, расщелина…)

10. Состояние артикуляционной моторики

— перемещение губ (оскал, смычка, вытягивание на И, О. У,)- диапазон перемещений мал, чрезмерное напряжение мышц, истощенность перемещений, тремор, саливация.

— перемещение нижней челюсти (довольно часто не смогут нижнюю челюсть опускать(открыть, закрыть рот, подвигать челюстью вправо, влево,имитация жевательных перемещений ) –

— перемещение недостаточного количества, содруж. перемещения, тремор, саливация, исполнение

— верное)

— перемещение языка (вперед-назад, вправо-влево – цианичность языка (посинение), неуклюж, медлительно, неточно, удерживание в определенном положении, истощенность перемещений, гиперкинезы, саливация, девиация языка (отклонение в строну при высовывании)

— (высовывание узкого, широкого языка, удержание позы до 5; покусывание кончика языка, упр. «часики», «качели, «горка», «вкусное варенье», «лошадка»

— каждое перемещение повторяется 3 раза.

— мягкое небо (поднимается ли небная занавеска при звуке «а» (рот обширно отк-

— рыт), покашлять с открытым ртом( язык на нижней губе)

— наличие глоточного рефлекса (дотронуться до небной занавески (в случае, если имеется рвотный рефлекс – отлично)

— произвольное либо непроизвольное перемещение органов артикуляции

(шпателем до кончика языка)

Перемещения выполняются полностью, верно, истощаемость перемещений, перемещения выполняются неполностью, замедленном темпе с возникновением содружественных перемещений, тремора, гиперкинезов, саливации, удерживание позы не удается, перемещения не выполняются, переключаемость стремительная, медленная, отклонения языка в сторону, моторная напряженность, растормож-ть.

11. Неспециализированное звучание речи (просодическая сторона

— голос(гнусавый, негромкий, громкий, хриплый, неумение сказать шепотом, саливация, истощаемый, имеется ли носовой оттенок)

— ясность речи:

— темп (медленный, стремительный, норма)

— ритм (ритмично, неритмично, растянутый,скандированный,)

— интонация (ясная либо монотонная)

12. Состояние дыхания (поверхностное, неровное, вдох маленький либо выдох маленький, учащенное, замедленное, свободное, затрудненное)

13. Состояние неспециализированной моторики (нарушены либо сохранены стороны неспециализированной моторики; достаточен ли количество перемещений ( при многократном повторении и различных нагрузках); истощаемость перемещений, смогут ли оказаться содружественные перемещения, слюнотечение; смогут ли присесть, поднять руки, прыгать на одной ноге, находиться на одной ноге с закрытыми глазами – руки в сторону)

14. Состояние небольшой моторики (отмечается плавное, правильное и одновременное исполнение проб, напряженность, скованность перемещений, нарушение темпа исполнения (не под счет логопеда), нарушение переключения от одного перемещения к второму, наличие синкинезии, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение перемещения ). Все упражнения выполняются сначала по показу, после этого по словесной инструкции .-Удерживание ладони с растопыренными пальцами на одной руке, на обеих руках; Одна рука –ладонь, вторая – кулак. Поменять ладонь –ребро – ребро; «Пальчики здороваются» с громадным пальцем на одной руке, после этого на обеих совместно.

Удержание ладони со сближенными пальцами под счет от 1 до 15.

Выставить первый и пятый палец (от 1 до 15) на одной руке, на другой руке, на обеих совместно.

Продемонстрировать второй и третий палец на обеих руках в один момент (5-8 раз).

Сложить первый и второй палец в кольцо (5-8 раз).

Положить вторые пальцы на третьи и напротив (5-8 раз).

Сжать кулак, разжать;

Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить (5-8раз).

15. Произношение звуков (изолированно, в словах и слогах, в независимой речи, многократное повторение звуков, (применять намерено подобранные предметные и сюжетные картины с исследуемым звуком в начале, середине и финише слова, отмечается отсутствие, искажение(межзубное, боковое, горловое), замена(к примеру:ж-заменяется м\з с, ч-зам. на ть), смешение(изолированно говорит оба звука, а в речи смешивает: часы-тясы) )

— Гласные звуки (а,о,у,э,и,ы)

— Свистящие звуки(с,сь,з,зь,):

— Шипящие звуки (ш,ж,щ)

— Аффрикаты (ц,ч)

— Сонорные звуки (р,рь,л,ль,м,мь,н,нь)

— Глухие и звонкие (п-б,т-д,к-г,ф-в)

— Жёсткие и мягкие (пь-бь,ть-дь,кь-гь,фь-вь)

— Другие звуки:

16. Слоговая структура слова (картинный материал по О.Б. Иншаковой)

( сначала предлагаются картины, после этого отраженное произношение слов, отмечается, что легче выполнить ребенку, произношение каких структур организовано)

— слова предлагать от легкого к сложному

— Дабы распознать негрубые нарушения слоговой структуры, для повторения предлагаются следующие предложения:

— Петя выпивает горькое лекарство

На перекрестке стоит милиционер

Астронавт руководит космическим кораблем

1. Изолированные слова:

С 4-5 лет – дом, снег, мостик, крыша, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры

С 5 лет – помидоры, сквозняк, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум, лекарство, простокваша, подснежник

2. Предложения ( с 5 лет)

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перектестке.

(сокращение слогов, антиципации (уподобление слогов — табуретка – татаетка,) итерации (добавление слогов, звуков-тырава), перестановка звуков и слогов,

парафазии (замены), элизии (пропуски),

персеверации (отсроченное повторение),

контаминации (часть одного слова заменяется частью другого)

17. Фонематический слух(свойство дифференцировать звуки : звонкий-глухой

жёсткий-мягкий, свистящий-шипящий.

— повторение серий из двух, из трех слогов (с 4 лет-па-ба…,мя-ма… ба-на…),(с 6 лет- ка-га, са-ша,…ба-па-ба,са-ша-ся , ша-ща-ша …)

— показ картин типа «почка-бочка», том-дом, кора-гора, ленок-венок,

— сова-софа,галка-гайка, гроза-глаза,рама-яма…

— составление предложений с этими словами.

— Фонематический анализ: с 4 лет- выделение звука из слова (имеется ли звук М в словах: мышка рама дерево…); с 5 лет- выделение первого ударного гласного звука в словах; с 6 лет- выделение первого согласного звука в словах, последнего, определение места звука в слове…

— (Отмечается свойство к несложным и сложным формам фонематического анализа, уровень развития фонематических представлений, возможность разделения звуков)

18. Грамматический находись речи

1.Потребление сущ. в им.п. ед. и мн. числа (стол-столы…)

2.Сущ. в косвенных падежах без предлога (У меня нет…)

3.Сущ. род.п. мн.ч. ( довольно много чего? – стол-столов…)

4.Потребление предложно-падежных конструкций с предлогами (в,на,под,за,

над,перед,около )

5.Согласование прилагательных с сущ. в ед.ч.

6.Согласование сущ. с числительными 2, 5 (два дома, пять домов)

7.Образование сущ. с ум.ласкательными суффиксами.

8.Образование прилагательных: (с 6 лет)

-относительных (из чего сделано)

-притяжательных (чей?чья?чье? )

9.Образование приставочных глаглов (с 6 лет) ходит-уходит-приходит….

1 уровень ОНР –практически полное отсутствие словесных форм общения, отсутствие грамматических связей слов, пользуются жестами.

2 уровень ОНР – обращение аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушена фраза. Предлоги употребляют редко, по большей части одни существительные.

3 уровень ОНР – пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (неточности в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, неточности в управлении и согласовании). Синтаксическая конструкция фраз бедная.

19. Словарь

1.Назвать картины по темам (игрушки, посуда и т.д. )

2.Обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов)

3.Части тела, части предметов: 5лет- голова, ноги, руки, шнобель, рот, шея,грудь, пузо; 6лет-локоть, колено, пальцы,ноготь .

4.Наименование профессий

5. Глаголы ( при ответах на вопросы: 5лет- что ты делаешь, кто как перемещается, кто как кричит; 6лет- кто какие конкретно звуки издает, кто что делает- с применений профессий )

6.Прилагательные ( заглавия цветов с 4лет-главные цвета, с 5лет- оттенки цветов, формы – с 5лет)

7.Подбор антонимов (добро-зло, большой-…,хороший-…, давать-…),(с 6 лет)

количество словаря, его соответствие возрасту

19.Связная обращение

— перессказ (для 4-5 лет )

— рассказ по картине либо по серии картин ( для 6 лет)

Наличие речевых штампов ( обращение безлюдная, без содержательная, довольно часто не соотносится с исполнением действия). Связное речевое высказывание отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отражается внешняя сторона явлений и не учитываются значительные показатели, причинно-следственные отношения.

20. Особенности психотерапевтических проявлений: (повышенная утомляемость, низ-

кая работоспособность, неустойчивое внимание, низкий интеллектуально – познавательный уровень, задержка психологического развития)

Заключение : ОНР 2ур.,обусловленное стертой дизартрией,

(варианты заключений) ФФН, осложненное стертой дизартрией,

ФН, осложненное стертой дизартрией,

ОНР 2 ур., стертая дизартрия при ЗПР ; ОНР 3ур.,стертая дизартрия, заикание.

Логопедический массаж при дизартрии. Постановка звука \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: