Литературный энциклопедический словарь 65 глава

• А г а н и н а Л. А., Непал, лит-ра. М-, 1964; е е ж е. Человек, об-во, религия в совр. непал. поэзии, М., 1985. Л. А. Аганина. НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ Обращение, прием изложения, в то время, когда обращение персонажа снаружи передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксически, ни пунктуационно. Но Н.-п. р. сохраняет все стилистич. особенности, характерные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи. Как стилистич. прием Н.-п. р. обширно употребляется в худож. прозе, разрешая создать чувство читателя и соприсутствия автора при словах и поступках храбреца, незаметного проникновения в его мысли.

Пример: (А. П. Чехов). В. А. Виноградов.

“НИВА”, рус. иллюстрир. еженед. издание для домашнего чтения. Изд. в Санкт-Петербурге в 1870—1918, до 1904 А. Ф. Марксом. Обществ.-политич. жизнь освещалась в издании в “благонамеренном” духе. В различные годы в “Н.” печатались писатели различных направлений, в т. ч. П. Д. Боборыкин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. С. Мережковский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. А. Блок. В 1894—1916 выходили “Ежемесячные литературные приложения к журн. „Н.”. С 1891 в качестве бесплатного приложения издавались собр. соч. многих рус. и иностр. писателей, что снабжало изданию популярность и большие тиражи.

НИВХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, см. Литературы народов Дальнего Востока и Крайнего Севера СССР. НИГЕРИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра населений украины. Лит. традиция на яз. народов иоруба, потому что, хауса и др., тесно связанная с фольклором, находится на различных стадиях становления. Ее существенно опережает в собственном развитии общенигерийская лит-ра на англ. яз., ставшая широко известной в Африке и за ее пределами.

В кон. 19— нач. 20 вв. формируется публицистика, служащая задачам высвободит, перемещения. В 20— 4р-х гг. показалась гражд. поэзия (Д. Осадебай). В 30-х гг. зародилась драматургия, что связано с деятельностью христ. церкви, поощрявшей пьесы на библейские темы. В 30—40-х гг. в нек-рых городах (Онича) действовали книжные рынки, содействовавшие распространению нар. словесности, отражающей в упрощенной форме настроения и мораль различных слоев населения. Лубочная литература была ранним этапом развития нигерийской прозы. Бытуя и сейчас, она остается необычной школой для нек-рых писателей; среди них — создатель первого нигерийского романа “Люди города” С. Эквензи. Первым известным за пределами собственной страны прозаиком Нигерии стал А. Тутуола. Его повести, отличающиеся увлекательными сюжетами, полные причудливых, иногда гротескных образов, тесно связаны со сказочным эпосом народа иоруба. С кон. 50-х гг. освоение новых для афр. лит-р жанров (и в первую очередь романа) делается особенно интенсивным.

В прозе 60-х гг. заметны интерес к быту, рвение писателей “реабилитировать” патриарх. Африку в глазах европ. читателя: романы О. Нзекву, Э. Амади и др. Мн. прозаики тяготеют к социальной проблематике. В романе “Родственники” Т. Алуко попытался создать идеал гражданина. Совр. прозаики бурж. морали противопоставляют устои патриарх. общины (0. Эгбуна). Нек-рые их произв. воскрешают структурно-худож. элементы, типологически родные просветит, роману Европы 18 в. Гл. тенденция нигерийской прозы — становление критич. реализма, достигшего большого уровня в романах Ч. Ачебе — наибольшего нигерийского писателя, глубоко понявшего воспитат. роль лит-ры. В его трилогии “И пришло разрушение”, “Стрела бога” и “Беспокойная жизнь” отражены осн. этапы судьбы населений украины В первую очередь колон, захвата страны Англией в сер. 19 в.; его роман “Человек из народа” покушав. современности. Ачебе оказал заметное действие на мн. английских писателей тропич. Африки. Социальную проблематику разрабатывают Эквензи, Дж. Мунони и др. Поиски новой формы (композиции и усложнение сюжета, рвение обогатить англ. яз. элементами афр. языков и т. д.) сказались в романах Г. Окары, В. .Шойинки.

поэзия и Драматургия, формирующиеся в сложном сотрудничестве фольклорных и лит. влияний, наполнены социальными проблемами и, как и роман, отражают процесс становления личностного сознания и совр. мировоззрения. Заметный вклад в развитие совр. драматургии и поэзии внесли, Шойинка, Дж. Кларк, К. Окигбо, Окара. В нач. 60-х гг. в Вост. Нигерии была создана Ассоциация афр. писателей. Выходят лит. журн. “Black Orpheus”, “Okike”.

• Вавилов ?.?., ?роза Нигерии, М., 1973.

В. Н. Вавилов.

НЕСО — НИГЕ

==245

НИДЕРЛАНДСКАЯ ПИСАТЕЛЯ, лит-ра фламандцев и голландцев на нидерл. яз. Развивалась в Нидерландах исторических; с момента их политич. разъединения начинается на территории Нидерландов и Бельгии (см. кроме этого Бельгийская литература).

Старейший монумент Н. л.— т. н. Каролингские псалмы (9 в.). Куртуазный стиль воображал Генрих фон Фельдеке, творчество к-рого относят кроме этого к нем. лит-ре. Во 2-й пол. 13 в. начался расцвет бюргерской дидактич. лит-ры: Я. ван Марлант, Я. ван Бундале (“Зеркало мирян”) и др. Критика феод. порядков звучала в нар. песнях, эпосе “О лисе Рейнарде” (ок. 1235—50). Процветала церк. лит-ра — миракли, мистерии, моралите. Религ. темперамент имеет творчество поэтессы Хадевейх. Трактаты мистика Я. ван Рёйсбрука направлены против церк. знати; они сыграли ключевую роль в подготовке Реформации. Во 2-й пол. 14 в. появился жанр абеле спелен — ранний пример светской драмы в зап.-европ. лит-ре: неизвестные пьесы “Эсморейт” и “Ланселот””. Нац. культура концентрировалась около т. н. риторов и (камер), объединявших жителей для совместных упражнений в иск-ве стихосложения и театр, представлений. Известны своим мятежным характером празднества редерейкеров в Генте в 1539. Теоретик их иск-ва — М. де Кастелейн (трактат “Мастерство риторики”). Деятельность редерейкеров содействовала расцвету нац. поэзии и драматургии; они сыграли значит, роль в подготовке Реформации (против к-рой выступала поэтесса Анна Беинс), и бурж. революции. В т. н. спроках и бурде, дидактич. стихах и рассказах, отыскало отражение нар. сознание.

В лит-ре 16 в. четко обозначились черты Восстановления, наметившиеся уже в поэзии Д. Поттера. Нидерл. Восстановление выдвинуло мыслителя и писателя мирового масштаба Эразма Роттердамского; его сатира “Похвала глупости” высмеивает невежество, лицемерие и тщеславие духовенства, придворных и т. д. Я. ван дер Нот — зачинатель новых поэтич. жанров и стихотв. форм в Н. л. (ода, сонет, александрийский стих). Сатиры Ф. Марникса ван СинтАлдегонде направлены против католич. церкви. Гуманисты Д. В. Корнхерт, X. Л. Спигел, К. ван Мандер сыграли громадную роль в становлении нидерл. прозы. Во время Нидерл. бурж. революции 16 в. распространялись песни гёзов, нар. поэзия.

17 в.—“золотой” век в культуре Нидерландов. Для творчества писателей данной эры, которыми владел к различным направлениям (главным был классицизм), характерно внимание к социальным и этич. проблемам. Автор П. К. Хофт возглавлял т. н. “Мейденский кружок”, сыгравший значит, роль в истории гуманистич. лит-ры 17 в. В нац. драматургии ответственное место заняли драмы С. Костера. Демократич. идеями проникнуты соч. Г. А. Бредеро. Лирич. и дидактич. поэзия К. Хёйгенса отмечена усложненностью поэтич. слога. Известностью пользовались романы И. ван Хемскерка и Н. Хейнзиуса. Центр, место в лит-ре 17 в. в собственности драматургу и поэту И. ван ден Вонделу; в его творчестве взаимодействуют черты классицизма и барокко. Катастрофа Вондела “Люцифер”— одно из значит, достижений всемирный драматургии.

В лит-ре 18 в. отмечается ослабление нац.-демократич. традиций. Новые бурж.-патрицианские совершенства стали причиной эпигонскому следованию лит. примерам др. государств, в особенности франц. классицизму. В идейно-худож. отношении большой была драматургия П. Лангендейка, опиравшегося на традиции Мольера. Особенное место занимает поэзия X. К. Пота, демократич. по характеру. Ю. ван Эффен изд. журн. “De Hollandsche Spectator” (1731—35), в к-ром, подражая англ. просветителям, критиковал бюргерские нравы. Братья В. ван Харен и О. 3. ван Харен, испытавшие влияние Вольтера, выступали с демократич. позиций. 0.3. ван Харен осудил злодеяния нидерл. колон. правительства (катастрофа “Агон”), а в историч. эпосе “Гёзы” прославил восстание Нидерландов против Испании.

==246 МИДЕ

известный представителем сентиментализма, сформировавшегося во 2-й пол. 18 в., был Р. Фейт. Просветит. и критич. пафосом проникнуты семейно-бытовые романы Элизабеты Волф-Беккер и Агье Декен. Я. Беллами — создатель патриотич. стихов. Эстетико-лит. соч.

И. Кинкера подготовили предромантич. течения.

\ В. В. Данчев.

Подъем нац. самосознания в кон. 18 в. (под влиянием Великой франц. революции) отыскал выражение в гражд. поэзии Я. Ф. Хелмерса, К. Лотса и др. С др. стороны, крайним субъективизмом отмечено творчество историка-и поэта романтика В. Билдердейка. Его деятельность предшествовала появлению группы романтиков “Пробуждение” (1823—60-е гг.), и антирационалистич. и антидемократич. течений. Кинкер и др. следовали правилам просветит, реализма и подготовили землю для появления в 40-х гг. реалистич. произв., лучшее из к-рых—сб. рассказов Н. Бетса “Камера обскура” — зарисовки голл. жизни. Образцы уникального нидерл. историч. романа создал Я. ван Леннеп. Романы Анны Босбом-Туссен отмечены реалистич. чертами. Значит, событием Н. л. было основание журн. либерального направления “De Gids” (1837), объединившего прогрес. писателей (Э. И. Потгитер, К. Бюскен Хют и др.). В их творчестве отразилось критич. отношение к мещанству; они заложили фундамент реалистич. эстетики. Наибольший автор 19 в.— Мультатули. Начинав как революц. романтик, он перешел на позиции критич. реализма. Творчество Мультатули направлено против бесчеловечности и колониализма бурж. об-ва. В 80-х гг. ведущую роль в Н. л. игралась несколько т. н. восьмидесятников, изд. журн. “De Nieuwe Gids” (1885— 1943). Их глава В. Клос в 1882 опубл. необычный манифест перемещения — сб. сонетов Ж. Перка “Матильда”. Творчество писателей данной группы характеризуется вниманием к внутр. миру человека, и интересом к социальным проблемам (Ф. ван Эден, А. Вервей, Л. ван Дейссел и др.). В романах и лит.-критич. соч. Дейссела соединились элементы импрессионизма и натурализма. Эден в реалистич. романе “Мелкий Йоханнес” критиковал бурж. общество; его произв. нач. 20-х гг. говорят о разочаровании в возможностях социального переустройства. В кон. 19— нач. 20 вв. в связи с образованием рабочего и ростом движения нидерл. социал-демократии нек-рые “восьмидесятники” (Эден, Г. Гортер и др.) пришли к социалистич. идеям, тогда как Клос, Вервей пропагандировали чистое искусство “и индивидуализм”. Реакцией на крайние проявления натурализма явился неоромантизм (А. ван Схендел и др.).

В лит-ре нач. 20 в. господствовали социалистич. идеи. Г. Хейерманс, изображая жизнь фабричных рабочих, решительно выступал против капиталистич. эксплуатации. Борьбе за освобождение рабочего класса посвятили собственный творчество Гортер и Хенриетта Роланд-Холст. В поэзии А. ван Коллема заметно влияние Окт. революции в РФ.

1-я мировая война 1914—18 уничтожила веру в бурж. прогресс. В поэзии М. Нейхофа, А. Роланд-Холста, Я. Я. Слауэрхофа, Г. Ахтерберга ведущими стали мотивы одиночества, обреченности человека перед лицом судьбы. В поэзии гл. место занял экспрессионизм (X. Марсман). Проза этого времени представлена в осн. социально-критич. романом: М. Деккер, С. Вестдейк и др. Широкое полотно нар. жизни дано в романах Т. де Фриса. Писатели, сгруппировавшиеся около журн. “Forum”, деятельно выступали против нацизма: Ш. Э. дю Перрон и др.

В годы оккупации Нидерландов нем.-фат. армиями (1940—45) распространение взяла подпольная печать, в к-рой приняли участие Вестдейк, Т. де Фрис, Я. Гресхоф, А. ван Дёйнкеркен и др. Нелегально был издан сб. “Новый песенник гёзов” (1944). Темы Сопротивления нашли отражение и в послевоен. лит-ре: романы Вестдейка, М. Деккера, Т. де Фриса.

Социальные мотивы характерны романам А. ден Доларда. Антибурж. романы Анны Бламан проникнуты страхом перед действительностью, эмоциями отчаяния и безысходности.

В 50-х гг. показалась поэтич. школа т. н. эксперименталистов, к к-рой в 60-х гг. примкнули и прозаики, создавшие т. н. экспериментальный роман. Не принимая бурж. об-ва, эксперименталисты облекали собственные часто анархич. взоры в модернист. форму. Новеллы и романы В. Херманса 50—60-х гг., сохраняя настроения его стихов 40-х гг., содержат мотивы одиночества, бесцельности существования, бессилия. Популярны романы и рассказы X. Мюлиса, проза X. Хассе и др. Т. н. новый стиль, соединение иск-ва с наукой пропагандируют “постэксперименталисты” Г. Слётелар, Г. Верхаген, выступившие в 60-х гг. Новое поколение писателей, назвавшее себя “группой 70-х годов”, в собственном “Манифесте для 70-х годов” заявило борьбу против увлечения модернизмом, призвало прозаиков и поэтов создавать лит-ру, близкую и понятную нар. весам (П. Андриссе, Г. Пломп).

Изд.: Ладонь поэта. Стихи, М., 1964; Красный бук. повести и Рассказы, М., 1971; Из совр. нидерл. поэзии, М., 1977; Сидр для бедняков. Совр. нидерл. повесть, М., 1980; Совр. нидерл. новелла, М., 1981; Из поэзии Нидерландов XVII в., Л., 1983.

• Волевич И. В., Совр. лит-ра Нидерландов, М., 1962.

НИКАРАГУАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Никарагуа. Начинается на исп. яз. Во время исп. владычества (16— нач. 19 вв.) самый распространенный жанр — историко-бытовая хроника. Война за независимость исп. колоний в Америке 1810—26, в следствии к-рой Никарагуа в 1838 была провозглашена самостоят, республикой, дала толчок формированию нац. лит-ры. В Никарагуа показались первые в Лат. Америке образцы романтич. поэзии. До кон. 19 в. романтизм оставался осн. лит. направлением и в прозе, испытавшей франц. влияние и включавшей черты касту мбризма. В Н. л. в течении практически всей ее истории преобладали поэтич. жанры. Глобальную известность взяло творчество Р. Дарио, родоначальника испано-амер. модернизма, оказавшего громадное влияние на развитие всей испаноязычной поэзии 20 в. В сб-ках “Лазурь”, “надежды и Песни жизни” и др. отразились поиски самобытных дорог иск-ва, антиимпериалистич. настроения и одновременно с этим усвоение поэтич. форм школы •“.Парнаса’!’” символизма. Последователи Дарио (т. н. рубендаристы) усвоили не столько жизнеутверждающие, сколько декадентские мотивы его творчества. Только в стихах С. Аргуэльо звучат гражд. мотивы, заметно рвение отойти от формализма. В 20—30-х гг. под влиянием сев.-амер. авангардизма развивалось творчество Л. А. Кабралеса и X. Коронеля Уртечо.

Подъем демократич. и революц. перемещения в 20—30-х гг., протест против империалистич. политики США нашли отражение в романах Э. Роблето, в антивоен. стихах С. де ла Сельвы. По окончании установления в 30-х гг. диктатуры семейства Сомосы мн. писатели подверглись репрессиям. Прогрес. поэты Сельва, А. Пальяйс, М. Куадра, А. Ордоньес Аргуэльо, появлявшиеся в изгнании, призывали собственных соотечественников к сопротивлению. Традиции политич. романа развивал Л. Чавес Альфаро. Для творчества мн. поэтов периода диктатуры Сомосы, оставшихся в Никарагуа, свойственны отход от социальной тематики, обращение к вечным темам (любовь, добро и зло, смерть и жизнь), воспевание родной почвы, размышления о смысле поэтич. творчества: П. А. Куадра, М. Т. Санчес, О. Роблето, и др. Произв. писателей, оппозиционных режиму Сомосы, впредь до его свержения в 1979, в осн. публиковались анонимно либо за пределами Никарагуа (Э. Карденаль, Э. Мехия Санчес, Э. Гутьеррес, М. Кахина Вега, Мичель Нахлис, Ф. Сильва и др.). Протест против нравств. порабощения народа отличает рассказы С. Рамиреса.

Победа нац.-демократич. революции содействует приобщению народа к нац. духовным и корням сокровищам. Лит-ра отражает рвение никарагуанцев к социальным и культурным преобразованиям.

А. А. Сергиевский.

•“НЙСТРУ” (“Днестр”), лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. издание на молд. яз. Орган СП Молд. ССР. Издается в Кишиневе с 1932. До 1957 наз.

“НОВАЯ КРИТИКА”, течения в зап. критике и лит-ведении 20 в.: 1) в Соединенных Штатах “Н. к.” (“new criticism”) сформировалась в 30-х гг. 20 в. под влиянием англ. критиков А. Ричард са (интерпретация с позиций семантики), У. Эмпсона (множественность смысловых пластов текста), позднее — Ф. Ливиса и критич. суждений поэтов Т. С. Элиота и Э. Паунда. В 40—50-х гг. “Н. к.” купила монопольное влияние в Соединенных Штатах, в будущем переживает кризис.

Теоретич. базы

Последовательность приемов, используемых “Н. к.” при анализе текста, продуктивен. Но, разглядывая худож. произв. как замкнутую самодовлеющую языковую структуру (“закрытое чтение”), “Н. к.” игнорирует его социально-историч. генезис и обществ, направленность, и сознат. целевую его личность и установку автора в социально-биогр. нюансе; к тому же “пристальное чтение” часто оборачивается изощренным умствованием “по поводу” текста.

2) Во Франции под именем “Н. к.” (“nouvelle critique”) объединяют разл. направления, сформировавшиеся в сер. 50-х гг. гл. обр. в полемике с эмпиризмом культурно-исторической школы и с иррационалистич. тенденциями экзистенциализма; их методика складывалась в следствии ассимиляции и ревизии марксизма, и под влиянием структурализма и фрейдизма в лингвистике (Ф. де Соссюр), семиотике (Л. Ельмслев), антропологии (К. Леви-Строс).

В 50—60-х гг. ответственное место занимали социологич. концепция Л. Гольдмана (“генетический структурализм”) и “психокритика” Ш. П. Морона. Особенную роль сыграл Р. Барт (в 60-х гг.— глава

% Вейман Р., “развитие и” Новая критика бурж. лит-ведения, М., 1965; У ? но в Д. М., Лит. произведение в оценке англо-амер. “новой критики”, М.. 1982; Г ? эф ? Дж., Что собой воображала “новая критика”? [реферат статьи], в кн.: Тенденции в лит-ведении государств Зап. Америки и Европы. Сб. рефератов и обзоров, М., 1981; Автономова Н. С., Филос. неприятности структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; Теории, школы, концепции, М., 1977; Хованская 3. И., Анализ лит. произведения в совр, франц. филологии, М-, 1980.

Б. Л. Гиленсон, Г. К. Косиков (“Н. к.” во Франции).

“НОВАЯ РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА” (“Neue Rheinische Zeitung”) (Кёльн, l. 6. 1848—19. 5. 1849), орган пролет. крыла нем. и европ. гул. демократии. Гл. ред.— К. Маркс; в редакцию входили Ф. Энгельс, НИКА — НОВА

==247

Г. Веерт, ?. Фрейлиграт и др. Энгельса и Статьи Маркса явились примером боевой публицистики. Серьёзную функцию в “Н. р. г.” делала сатира — фельетоны и произв. Веерта; программная мысль газеты — углубление и продолжение революции — была выражена в лирике Фрейлиграта. См. кроме этого ст. Германская литература, с. в. Тураев. НОВЕЛЛА (итал. novella, букв.— новость), небольшой прозаич. жанр, сопоставимый по количеству с рассказом (что дает время от времени предлог для их отождествления: существует т. з. на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремит. сюжетом, часто парадоксальным, отсутствием описательности и композиц. строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр, перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события.

В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры на рубеже 18— 19 вв., выдвигающего на первый замысел изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым чертям,— Н. имеется иск-во сюжета в самая чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с мифами и ритуальной магией, обращенное в первую очередь к деятельной, а не созерцат. стороне людской бытия. Новеллистич. сюжет, выстроенный на метаморфозах и резких антитезах, на неожиданном превращении одной ситуации в прямо ей противоположную, распространен во мн. фольклорных жанрах (сказка, басня, ср.-век. анекдот, фаблио, шванк).

Лит. Н. появляется в эпоху ренесанса в Италии (броский пример — Дж. Боккаччо), после этого в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комич. и назидат. Н. происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Потом Н. в собственной эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая феноменальные, иногда парадоксальные и сверхъестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психол. детерминизма.

Расцвет Н. в эру романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронич. игры случая, разрушающего ткань повседневности. В кон. 19’— нач. 20 вв. к жанру Н., обнажающей ^изломы” судьбы, ее таинств, игру с человеком, обращаются (с различных мировоззренч. и эстетич. позиций) Ги де Мопассан, О. Генри, Л. Пиранделло, С. Цвейг, Акутагава Рюноскэ, Ш. Андерсон и мн. др.; в рус. литре — А. П. Чехов, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин (“Чёрные аллеи”), В. В. Набоков. Заруб, новеллистика последних десятилетий отличается гротескной заостренностью персонажей, изощренно-рациональной композицией при иррациональности содержания, опыт. усложненностью формы (X. Борхес, X. Кортасар, Г. Бёлль, Ф. 0’Коннор, А. Зингер, Дж. Чивер и мн. др.). В сов. лит-ре жанр Н., продуктивный в 20-х гг. (И. Э. Бабель, Вс. В. Иванов, А. Грин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин) и запечатлевший резкие видоизменения и фабульную остроту послереволюц. действительности, потом вытесняется более органичным для рус. лит. традиции жанром рассказа. В совр. сов. многонац. лит-ре жанр Н. представлен в творчестве И. П. Друцэ, Р. Ибрагимбекова, Ф. Искандера, А. Кима, Е. Ф. Гуцало. Близки к Н. нек-рые рассказы Ю. П. Казакова, Ю. М; Нагибина, А. Г. Битова.

? ?йхенбаум Б. М., ОТенри и теория новеллы, в его сб.: Литература, Л., 1927; Выготский Л. С., Психология иск-ва, 2 изд., М., 1968, с. 187—208. М. Я. Эпштейн.

“НОВЕЛЛЙНО” (“Novellino”), неизвестный сб. рассказов, один из старейших монументов итал. худож. прозы (кон. 13— нач. 14 вв.). Сохранились две редакции “Н.”— более краткая, озаглавленная “Сто ветхих новелл”, и более полная. Фабулы рассказов “Н.” воспроизводят преим. бродячие сюжеты ср.-век. лит-ры.

Наровне с мифол. и легендарными персонажами (Изольда и Тристан, Нарцисс, Геракл, Давид, Соломон) в них действуют кроме этого историч. лица: Карл Анжуйский, Конрад IV, Бертран де Борн, Фридрих II и др. Сюжет новеллы о трех кольцах, защищающей веротерпимость, применяли Дж. Боккаччо в “Декамероне” и Г. Лессинг в “Натане Умном”.

Изд.: Le ciento novelle antiche, Bologna, 1523; II Novellino, Torino, 1934; в рус. пер. в сб.: Новеллы итал. Восстановления, избранные и переведенные П. Муратовым, т. 1, М., 1912.

==248 HЦBE — НОВО

НОВЕЧЕНТО (итал. Novecento, букв. — двадцатое столетие), лит. перемещение в Италии 2-й пол. 20-х гг. 20 в., и назв. издания (1-я серия — осень 1926— 1927, 2-я —1928—29; первое время выходил на франц. яз.). Перемещение Н., либо новечентизмо, охватывает комплекс идей, дискуссии и программы по вопросам иск-ва, к-рые проводил выходивший под ред. писателя М. Бонтемпелли в Риме ежеквартальный издание. В издании сотрудничали итал. и иностр. писатели: К. Альваро, А. Моравиа, П. Мак-Орлан, В. Вулф и др. Н. противопоставляло фаш. представлениям о замкнутом характере итал. нац. культуры — “европеизм”, распространяющийся на все совр. иск-во, и приобщало итал. лит-ру к общеевроп. модернизму. Признавая себя частично происходящим от футуризма, перемещение Н. призывало к “обновлению” лит-ры, выдвинуло лозунг создания некоего “мифа 20 в.”, к-рый по окончании 1-й всемирный войны 1914—18 якобы открывает новую историч. эру зап. культуры и истории . Гл. формулой Н. был т. н. волшебный реализм, суть к-рого — открытие в обыденной жизни, в природе и человеке территорий поразительного, ирреального, загадочного. Влияние Н. в итал. культуре было краткосрочным, з. м. Потапова. “НОВОЕ ВРЕМЯ”, рус. газета, издавалась в 1868— 1917 в Санкт-Петербурге (с 1869— ежедневная). Первоначально газета придерживалась либеральной ориентации; в 1876 (с переходом издания к А. С. Суворину) занимала во многих случаях консервативные, шовинистич. позиции; отличалась крайней резкостью тона в полемике с прогрессивной журналистикой (в лит. фельетонах В. П. Буренина и др.).

НОВОЗЕЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Новой Зеландии. Начинается в осн. на англ. яз. Писатели-маори пишут кроме этого на яз. маори. Первые произв. созданы в 50—80-х гг. 19 в. в русле англ. лит. традиций; самый значительным было влияние романтиков, поэтич. школы Р. Бёрнса, викторианского романа о колон, приключениях. Для прозы этого периода свойственны автобиогр. жанры. Осн. темы: освоение далекого края, жизнь маори, мечты и новые возможности об избавлении от пороков Ветхого Света. На рубеже 20 в. лит-ру окрашивает пробуждающееся нац. чувство. Нац.-патриотич. и демократич. взоры выражены в поэзии Джесси Маккей, обличавшей социальную несправедливость. Быт, нравы, занятия пионеров запечатлел роман (У. Сатчелл и др.). В колон, лит-ре · руссоистская идеализация первобытности вступала в несоответствие с бурж. пониманием прогресса.

Бурж. общество Новой Зеландии первых десятилетий 20 в. позвало критич. отношение со стороны писателей, к-рым претил мещанская “делания ограниченность” и дух денег: Кэтрин Мэнсфилд — создательница реалистич. психол. новеллы, Джейн Мандер (роман “Повесть о новозеландской реке”). Распространение взяли феминист, мотивы. Тональность многочисл. произв. о маори определялась фальшивой идеей историч. обреченности аборигенов.

В 30-х гг. лит-ра получила зримые черты нац.-самобытного явления. В обстановке экономич. кризиса 30-х гг. и классовых распрей призыв покончить с духовной зависимостью от метрополии делается частью неспециализированной критики брит. империализма, капиталистич. его идеологии и строя, улучшается влияние марксист, учения. Появились прогресс, лит. орг-ции и издания. Под знаком социального протеста начинается раннее творчество поэтов Р. Мейсона, А. Фэрберна (поэма “Доминион”), Д. Гловера. В стихах А. Кэрноу — осмысление историч. судеб родной страны. Медитативность, религ. видение мира свойственны поэзии Дж. Р. Херви, Мэри Урсулы Бетел. Обновляется поэтич. язык, приближаясь к совр. разговорной речи.

В 30—40-х гг. происходит становление реалистич, социального романа. В произв. Дж. Ли, Дж. Малгана, Робин Хайд человек из низов, обездоленный и преследуемый, продемонстрирован в столкновении с обществом. Рост нац. самосознания отражен в историч. романе, семейно-бытовых “сагах”. Начинается реалистич. рассказ социальной темы, с храбрецом из среды трудящихся (Ф. Сарджесон, Ли, Р. Финлейсон и др.).

По окончании 2-й всемирный войны 1939—45 лит. процесс активизируется, расширяется спектр тем, жанров, лит. связей, углубляется идейно-эстетич. поляризация. В поэзии преобладают произв. морально-филос. проблематики, темы нац. и поэтич. самоопределения; значит. место занимает пейзажная лирика, имеющая давешнюю нац. традицию, появляется урбанистич. течение. В стихах Гловера, тяготеющего к простоте нар и формы песенным размерам, живая действительность новозеланд. жизни, нар. типы, поиски осн. жизненных сокровищ. Принадлежащий к послевоен. поколению Дж. Бакстер с громаднейшей силой выразил глубокое разочарование в бурж. цивилизации, нонконформизм, сознание роли поэта как нравств. “чувствилища” общества. Антимилитарист. позиция ярко проявилась в стихах, осуждающих агрессию США во Вьетнаме.

ДОКЛАД ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА. ВИДЕО-ВЕРСИЯ. ALLATRA SCIENCE


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: