Советы по вопросам, связанным с темпераментом

Перед тем как приступить к дискуссии рекомендаций, каковые психолог-консультант может предложить клиенту, озабоченному проблемами неадекватных проявлений собственного темперамента, отыщем в памяти то главное, что касается психологии темперамента и должно учитываться в ходе проведения психотерапевтического консультирования.

Темперамент человека – это устойчивая совокупность динамических изюминок психологических действий и процессов человека, представленных такими особенностями, как темп, скорость реакции, динамика проведения нервных импульсов, эмоциональность и уравновешенность. Все эти свойства, не считая внешних, поведенческих проявлений, имеют внутренние, жадно-психологические проявления, каковые, в большинстве случаев, скрыты от наблюдения.

Внутренние и внешние проявления темперамента одного и того же человека время от времени совпадают, время от времени не совпадают. Помимо этого, то, как сам человек воображает собственный темперамент, может не в полной мере соответствовать действительности. Человек в полной мере может ошибаться в оценке типа собственного темперамента, его недостатков и достоинств. Природный тип темперамента человека возможно скрыт за социально обусловленными формами поведения.

Природный тип темперамента человека переделать нереально, поскольку он определяется генотипически обусловленными особенностями его нервной совокупности. Поведенческие же проявления темперамента в полной мере поддаются психотерапевтической коррекции.

Тип темперамента человека, этот ему от природы, сам по себе не может быть ни хорошим, ни нехорошим. К примеру, как холерики либо сангвиники, так и флегматики либо меланхолики имеют недостатки и свои достоинства, каковые в сочетании между собой являются приблизительно однообразными для различных типов темперамента.

Предлагая клиенту советы, касающиеся его темперамента, направляться учитывать и новейшие информацию о том, что свойства нервной совокупности, лежащие в базе темперамента, смогут разным образом проявляться в общении человека с людьми и в его практической деятельности. Установлено, что различные блоки мозга смогут владеть пара разными сочетаниями особенностей составляющей их нервной совокупности, и, следовательно, в связанных с ними формах поведения и психических процессах смогут обнаруживаться разные характеристики темперамента. Так, к примеру, человек может проявлять себя как холерик в общении с людьми и быть сангвиником в работе; он может оказаться флегматиком в работе и меланхоликом в общении с людьми.

Обозначим обычные неприятности, происхождение которых может побудить человека обратиться в психотерапевтическую консультацию с жалобами на собственный темперамент.

1. Беспокойство человека по поводу того, что он не в состоянии руководить внешними проявлениями собственного темперамента, к примеру реакциями и эмоциями на обстановку либо действия вторых людей.

2. Опасения человека по поводу того, что из-за собственного словно бы бы не в полной мере успешного темперамента он не имеет возможности психологически нормально взаимодействовать с людьми.

3. Беспокойство человека в связи с довольно часто появляющейся у него напряженностью в работе либо в общении с людьми по причине того, что он не успевает за вторыми людьми либо, наоборот, опережает их в собственных действиях, а в целом, как ему думается, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему вторыми людьми.

4. Беспокойство человека по поводу пара замедленного по сравнению с другими людьми темпа его работы и пара замедленных реакций на действия взаимодействующих с ним людей, к примеру их словесных либо умственных реакций.

5. Тревожность человека по поводу якобы имеющейся у него слабости нервной совокупности.

6. Переживания человека в связи с его эмоциональной неуравновешенностью, к примеру по поводу неадекватных проявлений его характера, каковые они ошибочно связывает с темпераментом. Разглядим более детально, с позиций практики проведения психотерапевтического консультирования, все эти частные случаи, сформулируем связанные с ними конкретные советы, которыми психолог-консультант имел возможность бы воспользоваться, трудясь с клиентом.

Случай 1. Обстановка, соответствующая этому случаю, может появиться благодаря двух самые вероятных обстоятельств: наличия

у человека холерического либо физического недомогания и сангвинического темперамента, сопровождающегося жадно-психологическим расстройством.

В первом случае нужно будет при помощи психотерапевтического тестирования определить тип темперамента клиента, и в случае, если наличие у него вышеуказанного типа темперамента подтвердится, то в первую очередь поставить об этом в известность самого клиента.

Потом нужно дать совет ему не волноваться по поводу того, что он не всегда в состоянии руководить собственными чувствами, и попытаться убедить клиента в том, что повышенная эмоциональность не только не есть недочётом личностного замысла, но во многих случаях судьбы выступает как очевидное преимущество человека.

Во втором случае (вторая обстоятельство) неприятность решается значительно несложнее, за счет отдыха и за счет создания для того чтобы режима работы, при котором исключается важное физическое утомление, повышенная нервная напряженность и жадно-психологические болезни. Данный случай, но, больше находится в сфере компетенции докторов, а не психологов, и его мы потом намерено обсуждать не будем.

Эмоциональность, о которой обращение шла выше, очень ценится людьми, поскольку есть очевидной демонстрацией того, что человеку не безразлично происходящее около, в частности те люди, с которыми он общается (само собой разумеется, обращение в первую очередь идет о хороших чувствах).

Для более убедительного доказательства клиенту того, что его эмоциональность не должна его особенно тревожить, возможно сослаться и на следующий довод: это свойство в людях особенно ценится теми, кто интеллектуально развит, образован и высококультурен.

Иное дело – то, как эмоциональность человека проявляется вовне, в его взаимоотношениях с людьми и поступках. В случае, если повышенная эмоциональность снабжает человеку высокие результаты в работе и усиливает его взаимоотношения с людьми, то она, непременно, есть преимуществом. В случае, если же чрезмерно выраженная внешняя эмоциональность мешает работе и ухудшает взаимоотношения, то о ней необходимо задуматься. В последнем случае неприятность касается не эмоциональности как такой, а умения человека руководить ее внешними проявлениями.

То же самое относится к такому свойству темперамента, как скорость реакции. Ее, как и эмоциональность, фактически нереально всегда контролировать. Клиенту нужно знать собственную природную скорость реакции да и то, в чем он отличается от других людей.

В случае, если такое отличие обнаруживается и есть таким существенным, что может осложнить сотрудничество клиента со значимыми для него людьми, то нужно советовать ему заблаговременно

давать предупреждение людей, с которыми он вступает в контакты, о том, что у него имеются изюминке, связанные со скоростью реакции. Подобное предупреждение, данное заведомо, снимет вероятные ненужные неприятности, каковые у клиента смогут появиться в связи с его неадекватной скоростью реакции.

Случай 2. Люди, владеющие диаметрально противоположными, психологически не совместимыми темпераментами, к примеру, холерическим и меланхолическим, сангвиническим и флегматическим, в большинстве случаев испытывают неудобства, напряженность в общении между собой.

Особенно довольно часто это проявляется тогда, в то время, когда такие люди плохо привычны между собой в начале их общения. Они сами друг другу кажутся психологически несовместимыми, и напряженность, появляющаяся между ними, может показаться им непреодолимой.

Психотерапевтическая несовместимость не легко переживается людьми и время от времени думается им неразрешимой проблемой на пути установления между ними обычных людских взаимоотношений. В действительности это далеко не так.

Во-первых, все люди владеют громадными возможностями адаптации друг к другу и большой гибкостью в собственном поведении, что разрешает им отлично приспосабливаться друг к другу. Во-вторых, реализация этих возможностей и конечный итог обоюдного приспособления друг к другу в намного большей степени зависят от желания людей отыскать неспециализированный язык, чем от исходных природных различий в их темпераментах. В-третьих – и это основное – симпатия либо отвращение, любовь либо неприязнь людей друг к другу фактически никак не связаны с тем, какими типами темпераментов они владеют. Хорошие либо отрицательные эмоции друг к другу с однообразной возможностью смогут испытывать и холерики, и сангвиники, и флегматики, и меланхолики. Исходя из этого нет какое количество-нибудь важных оснований для тревоги о том, что различия в особенностях темперамента смогут стать фатальными для личных либо деловых взаимоотношений людей. В этом первым делом нужно убедить клиента, обратившегося в психотерапевтическую консультацию по поводу отличия в темпераментах значимых для него людей и его самого.

Ссылки на психотерапевтическую несовместимость темпераментов довольно часто являются только средством скрыть от собственного сознания и от понимания вторых людей более серьёзные и более глубокие обстоятельства негативных личных и деловых взаимоотношений.

В данной связи следующий ответственный ход, что обязан предпринять психолог-консультант, трудясь с жалующимся на психотерапевтическую несовместимость клиентом, пребывает в следующем: разрешить понять клиенту, что нужен более глубочайший психотерапевтический анализ тех взаимоотношений, в которых между ним и окружающими людьми обнаруживается психотерапевтическая несовместимость.

В случае, если спустя некое время по окончании того, как клиент осознает, что настоящая неприятность его взаимоотношений с людьми не связана с изюминками его темперамента, эта неприятность на этом направлении поисков не будет решена, то это значит, что ее обстоятельство направляться искать в чем-то втором, а не в отличии в темпераментах.

Случай 3. В случае, если клиент жалуется психологу-консультанту на постоянную напряженность, появляющуюся у него в работе либо в общении с людьми, то в базе этого смогут кроме этого лежать три возможные обстоятельства: отсутствие интереса к делаемой работе, отсутствие интереса к человеку, с которым ему приходится общаться, и динамика рабочих либо коммуникативных перемещений, не в полной мере соответствующая природному типу темпераментов взаимодействующих между собой людей.

В первую очередь нужно уточнить, с какой из этих вероятных обстоятельств психолог-консультант в действительности столкнулся в практике работы с клиентом.

В случае, если реально действующей есть первая либо вторая из названных обстоятельств, то снять появившуюся в связи с ними психотерапевтическую напряженность возможно лишь за счет трансформации отрицательного отношения к работе либо к человеку на хорошее.

В случае, если же настоящая обстоятельство пребывает в несоответствии динамических изюминок рабочих движений либо общения особенностям темпераментов общающихся между собой людей, то возможно советовать клиенту перейти на скорость работы и такой темп либо общения со своим партнером, каковые самый удобны для него и для его партнера, самый комфортны и менее всего изнурительны, т.е. не вызывают напряженности.

Наряду с этим клиента нужно убедить в том, что уровень качества его работы и результаты общения с людьми от перехода на более эргономичные общения и динамические характеристики работы не только не ухудшатся, но, в конечном итоге, улучшатся. Сначала, но, ему может показаться непривычным и тяжёлым трудиться и общаться по-новому.

Случай 4. Опасения по поводу замедленного по сравнению с другими людьми темпа работы и по поводу чрезмерно замедленных реакций на их действия в тех либо иных обстановках.

Такие опасения как правило не являются достаточно обоснованными. Выше уже довольно много говорилось о том, что замедленность реакций и медленность темпа не являются личными недочётами людей. Они выступают как таковые только тогда, в то время, когда сопровождают

ся трудностями результатов и снижением работы в общении с людьми, и повышенной внутренней напряженностью.

Но достаточно редко и лишь у очень одаренных людей не редкость в жизни так, дабы то, что делается скоро, одновременно с этим было и как следует. Наоборот, достаточно довольно часто происходит так, что значительно более высоким качеством работы отличаются те, кто трудится не спеша.

В случае, если собрать совместно и взвесить все «за» и «против» стремительной и медленной работы, ускоренных либо замедленных умственных либо двигательных реакций на действия людей, то окажется, что именно неторопливая работа и очень размеренные реакции довольно часто превосходят по качеству и по продуктивности ускоренные реакции и быструю работу.

Исходя из этого клиенту, жалующемуся психологу-консультанту на то, что он не успевает за вторыми либо, наоборот, опережает их, нужно порекомендовать сделать как минимум две вещи: во-первых, прекратить тревожиться по поводу этого как о значительном личностном недочёте; во-вторых, попытаться выработать у себя привычку трудиться и реагировать на действия вторых людей, заботясь в первую очередь о результатах общения и качестве работы и не обращая особенного внимания на скорость и общения и темп работы.

Случай 5. Слабость нервной совокупности и связанные с ней свойства темперамента смогут принимать во внимание личными недочётами человека только по отношению к видам деятельности, вызывающим повышенную напряженность и требующим от человека большой физической и психотерапевтической выносливости.

На данный момент таких видов деятельности не так уж довольно много, и большая часть из них не являются респектабельными. К таким видам деятельности относится, к примеру, работа человека в условиях постоянного и повышенного шума.

Что касается остальных, самые привлекательных для современного человека видов деятельности, то для занятий ими слабость нервной совокупности – очень незначимый, а время от времени кроме того и хороший фактор, в особенности в случае, если этот вид деятельности требует от человека узкой чувствительности к разнообразные ситуациям и воздействиям.

Случай 6. Эмоциональная неуравновешенность в отличие от всех других неприятностей, которые связаны с темпераментом человека, вправду есть настоящей и значительной проблемой. Ее нужно решать, а не убеждать клиента в том, что она не существует.

В первую очередь напомним, что эмоциональная неуравновешенность человека – это и внутреннее, и внешнее проявление его темперамента. Оно выражается в том, что в нервной совокупности человека процессы возбуждения либо торможения очевидно преобладают приятель над втором (неуравновешенность возможно и при доминировании возбуждения над торможением, и при преобладании торможения над возбуждением).

Главный нервный процесс находит собственный внешнее выражение в неадекватных реакциях человека на обстановку. В том месте, где требуется спокойный ответ, человек реагирует через чур бурно, и, наоборот, в том случае, если подходящим есть эмоционально деятельный ответ, реакция человека выясняется пассивной.

В случае, если в жизни этот человек значительно чаще думается эмоционально возбужденным, чем эмоционально подавленным, и выясняется не в состоянии осуществлять контроль собственный поведение, то о нем говорят как о неуравновешенном человеке, с преобладанием возбуждения над торможением. В случае, если, наоборот, человек чаще не редкость подавленным и торможение в его поведении, разумеется, господствует над возбуждением, то его характеризуют как эмоционально неуравновешенного человека, с преобладанием торможения над возбуждением.

Психологу-консультанту совместно с клиентом, что обратился к нему с жалобой на собственную эмоциональную неуравновешенность, в первую очередь нужно узнать, к какому из этих двух типов людей относится этот клиент. Важность данного шага связана с тем, что рекомендации и практические советы для людей с различными видами эмоциональной неуравновешенности будут разными.

Затем возможно переходить к выяснению обстоятельств неуравновешенности, каковые у различных людей также будут оказаться разными.

По определенному на протяжении психотерапевтического диагноза сочетанию этих обстоятельств возможно будет дать конкретные, лично необычные советы по устранению обстоятельств эмоциональной неуравновешенности клиента.

Неспециализированные советы по коррекции черт характера

Темперамент человека представляет собой одну из самых непростых неприятностей для коррекции, и особенно тяжело его откорректировать в ходе проведения психотерапевтического консультирования. Это связано с тем, что именно темперамент человека конкретно определяет его поступки, оцениваемые людьми и переживаемые им самим.

Темперамент человека в целом, но, менее стабилен, чем его темперамент, и его, следовательно, в какой-то мере возможно поменять, причем не только у ребенка, вместе с тем и у взрослого человека. Исходя из этого, предлагая клиенту советы по вопросам коррекции его характера, психолог-консультант может не ограничиваться лишь рекомендациями, так сообщить, приспособительного замысла – такими, в которых находятся только идеи о необходимости знать и учитывать собственный темперамент, но не пробовать его как-то поменять.

Вместе с тем хорошо как мы знаем, что темперамент человека, в особенности взрослого, достаточно устойчив, и поменять его абсолютно кроме того при громадном жажде человека фактически нереально. Попытки для того чтобы рода, начатые через чур поздно и непоследовательно, значительно чаще заканчиваются неудачей. Кое-что в характере человека удается поменять, но очень многое и не весьма приятное для него остается таким, каким оно и было.

Практически в любых ситуациях, в то время, когда речь заходит о людях старше подросткового возраста, советы по коррекции линия их характера должны быть двояко направленными: с одной стороны, они должны содержать в себе советы по трансформации существующих черт характера, иначе, в них должны находиться советы по приспособлению, принятию некоторых черт характера такими, какие конкретно они имеется (в случае, если, само собой разумеется, поменять их фактически нереально).

Что еще, не считая сообщённого, нужно иметь в виду, проводя психотерапевтическое консультирование по проблемам, связанным с характером?

В первую очередь то, что у человека имеется множество разных черт характера. Кроме того если не все черты личности человека вычислять чертами его характера, то все равно среди черт личности наберется много таких, каковые в полной мере возможно разглядывать конкретно как черты характера.

Приступая к психотерапевтическому консультированию и к коррекции черт характера человека, нельзя довольствоваться лишь тем, что о недочётах собственного характера говорит сам клиент. Он может ошибаться и часто вправду ошибается в оценке того, что не в порядке с его характером. Практически в любое время нужно уточнять, среди них и при помощи особого тестирования, какие конкретно характерологические неприятности у клиента вправду имеется и какие конкретно из них являются мнимыми, придуманными самим клиентом либо навязанными ему сложившимся о нем у окружающих людей мнением.

Различные черты характера человека делятся на группы, и среди них выделяются как минимум следующие три главные группы: волевые, деловые, коммуникативные. Они не просто являются разные группы черт характера, но появляются и развиваются в онтогенезе человека в различное время и в вышеуказанной последовательности. Известно кроме этого, что, чем раньше появляется у человека та либо другая черта характера, тем более устойчивой она есть и тем тяжелее не редкость ее поменять.

Следовательно, возможность успешной коррекции черт характера человека понемногу значительно уменьшается в указанной последовательности: коммуникативные, деловые, волевые черты характера.

Первую из названных в этом перечне групп черт характера – коммуникативные – в принципе, возможно корректировать в течение фактически всей жизни человека.

Вторую группу черт характера – деловые – возможно действенно поменять до начала взрослости, т.е. примерно до двадцати пяти – тридцати лет. Потом эта задача в большинстве случаев делается трудноразрешимой.

Третью группу черт характера возможно изменять по большей части лишь до подросткового возраста, т.е. до четырнадцати-пятнадцати лет. Затем новые волевые черты характера воспитать у человека фактически уже нереально.

В тех случаях, в то время, когда клиент жалуется на отсутствие либо не сильный развитие у него тех черт характера, каковые в возрасте, в котором находится клиент, уже фактически не изменяются, клиенту возможно дать совет следующее. В первую очередь пройти психотерапевтическое тестирование, определить степень и наличие развития соответствующих черт характера. После этого – принять имеющиеся черты характера такими, какие конкретно они имеется, и потом попытаться прекратить волноваться по их предлогу, не разглядывая эти черты характера как зло.

В тех случаях, в то время, когда практическая коррекция черт характера, на каковые жалуется клиент, еще вероятна, направляться исходить из приводимых ниже рекомендаций, относящихся к различным группам черт характера: волевым, деловым, коммуникативным.

Советы по формированию воли

В случае, если к психологу-консультанту по поводу недостаточного развития тех либо иных черт характера у детей обращаются взрослые люди, к примеру родители ребенка; в случае, если сам ребенок еще мелок, к примеру ему меньше 3-х лет, то первое, что необходимо осуществить психологу-консультанту – это заверить клиента в том, что необходимые волевые черты характера у ребенка еще в полной мере возможно организовать. Наряду с этим нужно обратить внимание клиента на верную организацию практики общения взрослых с ребенком, в которой непременно нужно будет учесть следующие моменты.

1. Пристально смотреть за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, подмечать и всячески поддерживать каждые ее показатели.

2. В случае, если ребенок заявляет «Я сам» и очевидно претендует на то, дабы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не следует деятельно вмешиваться, за исключением, само собой разумеется, случаев, в то время, когда ребенок может нечайно навредить себе либо сломать какую-либо полезную вещь. Но и в этих обстоятельствах вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть ненавязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.

3. Самостоятельность ребенка особенно направляться приветствовать тогда, в то время, когда ребенок старается что-либо сделать как возможно лучше, проявляя наряду с этим настойчивость и инициативу, готовность и желание преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место кроме того в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Основное пребывает в том, дабы в сознании самого ребенка приобретаемые им поощрения ассоциировались конкретно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его свойств.

4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны господствовать над наказаниями, что со своей стороны занимает важное место в развитии его волевых качеств. Такая практика общения формирует благоприятные условия для упрочнения мотива к достижению удач, связанного с волей.

В случае, если по поводу волевых неприятностей детей к психологу-консультанту обращаются взрослые люди, в случае, если их заботит будущее детей, достигших уже дошкольного возраста (от четырех-пяти до шести-семи лет), то неспециализированные советы по упрочнению воли детей этого возраста будут по большей части такими же, как в отношении детей раннего дошкольного возраста (от одного года до трех лет).

направляться, но, иметь в виду, что этого для старшего и детей среднего дошкольного возраста будет слишком мало, поскольку, во-первых, воля ребенка к данному возрасту уже по большей части сложилась, и, во-вторых, психология детей дошкольного возраста в целом отличается от психологии детей раннего возраста. Последнее событие нужно непременно учитывать, давая советы по формированию воли у дошкольников.

В первую очередь тут нужно иметь в виду то, что волевые качества личности дошкольника оптимальнее формируются в ведущих видах деятельности. Это – игра, учение, труд и общение, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психотерапевтическом развитии ребенка.

Исходя из этого в дошкольном возрасте серьёзнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в разных играх, требующих воли и проявления настойчивости со стороны ребенка с целью достижения поставленных в игре целей.

Хорошую роль в развитии воли в дошкольном возрасте делают, к примеру, игры – соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.

направляться иметь в виду да и то, что по-настоящему развитая воля основана на сознании и разуме человека, т.е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых ответах. Кроме того у разумного человека его решения упрочнением воли претворяются в судьбу.

Сознание ребенка-дошкольника, в особенности достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Исходя из этого, начиная

с этого возраста, принципиально важно получать того, дабы волевое поведение и волевые качества ребенка формировались и укреплялись на в полной мере разумной базе. В противоположном случае может произойти так, что воля практически превратится в упрямство либо несговорчивость, в капризность ребенка.

Последнее событие особенно принципиально важно принимать в расчет при обращении в психотерапевтическую консультацию подростков по вопросам упрочнения собственной воли. Распространенная в этом возрасте не в полной мере разумная практика воспитания воли обычно базируется лишь на физической выносливости и силе и часто ведет к очень далеким от настоящего развития воли человека и от современной культуры последствиям типа повышенной агрессивности, культа неотёсанной силы, жестокости.

Советы по совершенствованию деловых черт характера

Значительное значение для развития деловых черт характера имеет воспитание соответствующих черт характера у ребенка с самого детства. Дело в том, что деловые черты характера, как и волевые, начинают оформляться достаточно рано, и в случае, если к определенному возрасту, к примеру к моменту поступления ребенка в школу, первичные деловые черты характера у него еще не сформировались, то предстоящий процесс их развития будет идти с громадными трудностями.

Поясним, что в этом случае имеется в виду под первичными деловыми чертами характера человека. Это, в первую очередь, аккуратность, повиновение, дисциплинированность, ответственность. На базе таких черт характера, оформление которых начинается с того времени, в то время, когда ребенок овладевает речью и начинает проявлять активность в предметных играх, в будущем развиваются вторичные черты характера уже взрослого человека, такие, к примеру, как инициативность, деловитость, трудолюбие, находчивость, умение организовать дело либо быть хорошим его исполнителем.

Исходя из этого тогда, в то время, когда в психотерапевтическую консультацию обращается взрослый человек по поводу развития деловых черт характера у ребенка, то первым делом взрослому нужно советовать срочно, в случае, если ребенку уже минуло полтора – два года, заняться развитием у него тех первичных деловых черт характера, без которых полноценные вторичные деловые черты характера удачно формироваться не смогут.

Но кроме того в случае, если ребенок, о котором идет обращение, значительно старше по возрасту, то советы все же остаются такими же. Лишь в дан

ном случае в один момент нужно будет заниматься формированием первичных и развитием у ребенка вторичных деловых черт характера.

Опыт говорит, что, воспитывая деловые черты характера у взрослого человека, мы обычно терпим неудачу конкретно по причине того, что у взрослого человека тяжело выработать те черты характера, каковые должны были быть организованы у него, в то время, когда он еще был ребенком.

Деловые черты характера человека развиваются и закрепляются в работе, в его практической деятельности и в деловом общении с людьми, исходя из этого чем раньше ребенок начинает заниматься важным делом, тем возможнее, что необходимые деловые черты характера у него сформируются и вовремя достигнут высокого уровня развития. Наоборот, через чур затянувшееся в этом замысле детство есть очень значительным препятствием на пути развития таких черт характера.

В данной связи принципиально важно как возможно раньше начать завлекать ребенка к участию в важных делах совместно с взрослыми людьми, на примере которых ребенок имел возможность бы развить у себя нужные ему деловые качества, и соответствующие им деловые черты характера.

Наряду с этим, но, не следует забывать о том, что для разностороннего психотерапевтического развития детей нужно их активное участие не только в трудовой, но и других видах деятельности, а также в игровой, в учении и в общении. Исходя из этого по крайней мере до успехи ребенком подросткового возраста время, отводимое на труд, не должно занимать в распорядке дня ребенка более четвертой его части.

В том случае, если к определенному возрасту – такому, в котором они должны быть уже достаточно развитыми, – первичные деловые черты характера у детей не сформировались, их еще возможно развить, но лишь при соблюдении следующих условий:

1. У ребенка, чьи деловые черты характера формируются, либо у взрослого, озабоченного необходимостью их развития у ребенка, должно быть достаточно жёсткое желание выработать такие качества.

2. Нужно выполнять определенную последовательность достаточно настойчивых и долгих по времени действий, фактически направленных на закрепление и выработку нужных деловых черт характера.

3. Постоянное и весомое (значимое) подкрепление хорошего характера, приобретаемое ребенком при проявлении с его стороны нужных деловых черт характера.

4. Воздействие механизма не меньше весомых отрицательных санкций за проявления прямо противоположных, негативных черт характера, таких, к примеру, как безответственность, необязательность, неаккуратность, лень.

В случае, если необходимые деловые черты характера еще не выработаны у ребёнка, которому исполняется тринадцать-четырнадцать лет, то на их закрепление и формирование в характере может пригодиться довольно много времени.

В случае, если же деловые черты характера отсутствуют у человека, которому уже исполнилось двадцать пять – тридцать лет, то на ту же работу потребуется, возможно, пара лет, в случае, если ответ задачи по большому счету еще допустимо. Это связано не столько с тем, что формирование данных черт характера в этом возрасте затруднено само по себе, сколько с тем, что этому наверняка будут мешать имеющиеся у данного человека другие, отрицательные черты характера, такие, к примеру, как безответственность.

Наконец, нужно иметь в виду и следующее ответственное событие. Различные черты характера в психологии человека как личности в большинстве случаев не существуют раздельно, независимо друг от друга. Они с возрастом складываются в некую целостную, достаточно стабильную совокупность, и поменять в данной совокупности одну из черт характера, не затрагивая другие черты характера, фактически нереально.

Исходя из этого, перед тем как приступать к коррекции определенных деловых черт характера человека, нужно узнать, с какими вторыми чертами характера человека они функционально взаимосвязаны, и предложить клиенту практические советы по работе со всеми включенными в системную зависимость чертами его характера.

Типы темпераментов | Как построить правильные отношения? Ч.1


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: