Социально-бытовая ориентировка

Схема тифлопедагогического обследования

Дошкольников с нарушением зрения

Х – 7-ми лет

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 3-х – 4-х лет (младшая несколько)

Зрительное восприятие

Выявляемые параметры Диагностические задания Применяемый Материал*
Цвет -Различение главных цветов (красного, желтого, зеленого, светло синий), и белого и тёмного -называние и Различение цвета предметных изображений и окружающих предметов -Соотнесение игрушек с их цветными и силуэтными изображениями Форма -называние и Различение фигур -Соотнесение формы предметов с геометрическими эталонами Величина -Различение величины окружающих предметов Сопоставление предметов по величине Восприятие изображений: а)предметных, б) одноплановых сюжетных «Забери кубик для того чтобы же цвета» «Забери игрушку для того чтобы же цвета, как карточка» «Отыщи пирамидку названного цвета» «Какого именно цвета игрушка?», «Продемонстрируй картину, на которой нарисован красный (светло синий…) цветок», «Какого именно цвета картина?» «Подбери к игрушке картину» «Отыщи такую же фигуру», «Назови фигуры» «Положи фигуру рядом с предметом таковой формы» «Забери громадной (мелкий) мяч», «Продемонстрируй высокую (низкую) елочку» «Покатай машинку по долгой (маленькой) дорожке», «Забери для куклы широкую, (узкую) ленту» «Продемонстрируй куклу, которая больше (меньше)», «Продемонстрируй такой же по величине кубик» «Положи кружки рядом красиво — от громадного до мелкого», «Назови игрушку, которая нарисована», «Разгляди картину. Кто на ней нарисован?» Комплект кубиков красного, желтого, зеленого, светло синий цвета; комплект многоцветных игрушек и карточек для того чтобы же цвета. Одноцветные пирамидки (названных цветов); комплект предметных изображений различного цвета. Комплект силуэтных изображений. (В один момент ребенку предъявляют не более 3-х предметов, карточек, предметных изображений). Комплект фигур (круги, квадраты, треугольники, кубы, шары); комплект предметов соответствующей формы. (В один момент ребенку предъявляют не более 3-х предметов, фигур, карточек). Комплект игрушек (2 мяча — громадной и мелкий, две елочки — высокая и низкая), комплект лент и полосок различной длины и ширины (полосы — долгая и маленькая, две ленты — широкая и узкая). (В один момент ребенку предъявляют 2 предмета). 3 куклы различной величины; 3 кубика, два из которых однообразной величины. Простое предметное изображение. Одноплановое сюжетное изображение привычных детей животных.

Осязание и небольшая моторика

Выявляемые параметры Диагностические задания Применяемый материал
-названия и Знание расположения каждого пальца. -Исполнение действий: а) всей рукой; б)отдельными пальцами. «Спрячь мизинец (указательный, средний, безымянный, громадный) палец в кулачке второй руки» «Забери игрушку» «Надави на кнопку средним (указательным, безымянным, громадным пальцем, мизинцем» Мелкий мячик. Настольная лампа с кнопочным выключателем (либо какая-то игрушка с кнопками)
3.Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры Диагностические задания Применяемый материал Использ. опытен.
Ориентировка «на себе» Ориентировка в помещениях группы Ориентировка посредством сохранных анализаторов Ориентировка в ближайших направлениях пространства с точкой отсчета «от себя» Ориентировка в ходе передвижения Ориентировка в микропрост- ранстве Моделирование несложных пространственных взаимоотношений Ориентировка в пространстве по картине-замыслу Использован. пространств. терминологии «Продемонстрируй, где у тебя грудь, поясницы…ит.д.» «Забери кубик в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой», «Продемонстрируй и назови части тела куклы» «Отыщи собственный место за столом, собственную кровать в спальне, шкафчик в раздевалке и т.д.» «Иди на звук погремушки» «Продемонстрируй флажком направо (налево), вперед (назад), вверх (вниз) от себя» «Иди вперед. На столе стоит кубик. Забери его и принеси», «Отыщи игрушку, которая стоит слева (справа) от тебя. Принеси ее» «Расположи игрушки на странице справа, слева, вверху, внизу, посередине» «Поставь игрушки так же, как на столе», «Поставь красный кубик на зеленый» «Поставь игрушки, как на картине», «В какую сторону ты показываешь флажком? «Какая эта рука (нога)?», «В какую сторону ты показываешь флажком?» Комплект кубиков средней величины; дидактическая кукла Погремушка с громким звучанием Флажок красного цвета Громадной броский кубик Светло-зеленый лист бумаги, комплект игрушек маленькой величины (5-8 см). Комплект игрушек средней величины Картина- замысел, игрушки к ней (3)

Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры Диагностические задания Применяемый материал
Представление о себе самом и окружающих людях обозначение и Понимание в речи назначения предметов повседневного пользования Представление о труде взрослых Ориентированность в окружающем мире Представление ребенка о собственных сенсорных возможностях Владение навыками социального поведения «Назови собственный имя, фамилию», «Как кличут твою маму, твоего папу?» «Что это? Для чего нужен данный предмет? (либо: «Что возможно с ним делать?», «Продемонстрируй, что делать с этим предметом» «Что на данный момент делает няня?» «Взгляни за окно (либо на прогулке).Какое на данный момент время года? Как ты додумался?» «Что на данный момент – утро либо вечер?», «Как ты додумался, что на данный момент утро?» «Взгляни, вот кукла, мишка, машина. Как о ни возможно сообщить одним словом?» «Разгляди игрушку. Поведай, какого именно цвета игрушка, какой она формы. величины», «Посредством чего ты все определил об игрушке?» «Слушай пристально. Поведай, что ты слышал. Посредством чего ты услышал музыку?» «Назови игрушку (куклу, мишку, зайчика) нежно», «Поблагодари за помощь (за угощение)» Игрушки и предметы повсед-невного пользова-ния ребенка Дидактические игрушки. Дидакти- ческая игрушка средней величины с сильно выражен- ными основны- ми показателя- ми. Музыкальные (либо озвученные) игрушки Дидактические игрушки.

Социально-бытовая ориентировка.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: