Литературный энциклопедический словарь 76 глава

Новый жанр полифонич. романа Бахтин исследует, обращаясь к его истокам,— с т. з. историч. поэтики. Жанр в представлении Бахтина — собственного рода мост между миром настоящего и художественного, уже эстетически освоенного; из этого его изменчивость и одновременно с этим устойчивость основополагающих констант.

Наряду с этим значительным для жанровой традиции полифонич. романа являются жанры, которые связаны с областью серьезно-смехового (см. Карнавализация).

Появление полифонич. романа, означая новую и наиболее значимую ступень в худож. освоении действительности, не отменяет монологич. формы романа. Полифонич. роман изображает такие неприятности людской существования, к-рые, по мысли Бахтина, не смогут быть совсем решены, и природы и бытия такие сферы человека, к-рые в момент изображения еще не закончены, тогда как многим формам романа — биографического, исторического, бытового и т. д.— достаточно монологического, объектного и завершающего видения мира.

9 ВолошиновВ.[БахтинМ.М.], Слово в жизни и слово в поэзии,

ПОЛИ

==285

хороший ХРАБРЕЦ, лит. персонаж, конкретно воплощающий в себе нравств. ценности автора. Лит-ра неразрывно с познавательными задачами решает задачи эстетические, т. е. художественно осмысляет реальность в свете обществ, совершенств собственного времени, конкретизированных применительно к настоящей людской деятельности. Из этого в ней особое значение получает раскрытие эстетич. идеала (см. Идеал эстетический) в его конкретном носителе, в образе человека — в П. г., духовный строй и обществ, поведение к-рого являются в той либо другой мере примером осуществления в конкретной жизненной обстановке определ. круга эстетич. совершенств. В этом с особенной отчетливостью проявляется творчески преобразующая функция лит-ры. При всей условности разделения храбрецов лит-ры (см. Литературный храбрец) на хороших и отрицательных, в особенности в тех случаях, в то время, когда имеются в виду сложные характеры, создаваемые реалистич. иск-вом, такое разделение все же имеет основания, оправдывается многовековым опытом всемирный лит-ры.

В принципе П. г.— выразитель передовых тенденций и нравств. норм собственного времени (с т. з. той либо другой обществ.-историч. среды — группы, класса, народа, в зависимости от историч. условий), чем и определяется его воспитат. значение. Создавая образ П. г., лит-ра раскрывает цели обществ, пути и развития их успехи. Образы эпич. богатырей — Прометея, Геракла, Ильи Муромца, Давида Сасунского, Зигфрида и др.— уже могут служить примером П. г. в нар. сознании на определ. стадиях обществ, развития. Само собой разумеется, автор может и неверно осознавать задачи собственного времени и пробовать создать образ П. г., им не отвечающего. Но остаются в памяти народа и живут в ней столетиями только те П. г., в образах к-рых уловлены интересы нар. весов, воплощены настоящие задачи историч. процесса.

Историч. развитие общества, конечно, меняет обществ, совершенства, в силу чего П. г. в любой момент связан конкретно со своей эрой. Храбрецы антич. лит-ры отражают мифол. представления; моральный подвиг храбреца можно понять, лишь учитывая особенности мышления и нравы эры (напр., царь Антигона и Эдип Софокла). Средние века рисовали П. г. в свете совершенств вассальной верности и рыцарской доблести (“Песнь о Роланде”). Эпоха ренесанса выдвинула героягуманиста, воплощающего высокое представление о людской призвании. Для П. г. Шекспира либо Сервантеса главным есть общечеловеческое содержание их деяний и помыслов. П. г. 18 в.— воплощение разума либо “естественной природы”. Зап.-европ. лит-ры эры Просвещения поражают богатой галереей П. г.— от Робинзона Крузо до Фигаро и Фауста. В этом замысле реализм 19 в. на Западе заметно уступает реализму Просвещения.

Самобытна история П. г. в рус. лит_ре. Всеволод и Игорь в “Слове о полку Игоревен, Путешественник, гневно осуждающий крепостнич. гнет в -“Путешествии из Санкт-Петербурга в Москву” А. Н. Радищева, Татьяна Ларина А. С. Пушкина, торговец Калашников М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба Н. В. Гоголя, образы крестьян в поэмах Н. А. Некрасова “МорозКрасный шнобель”, “Кому в Киевской Руси жить отлично”, Рахметов Н. Г. Чернышевского — все это примеры образов П. г., создававшихся в ходе развития рус. лит-ры. Любой из них исторически неповторим, но вместе с тем близок и отечественному времени в той мере, в какой закрепленный в них нар. опыт участвует в воспитании совр. человека.

Историчность П. г. предполагает, что на каждом этапе развития лит-ры он обретает новые черты, ставит перед собой новые историч. цели. Конечно, что лит-ра социалистического реализма по-новому решает вопрос о П. г. Новизна и вместе с тем. очень благоприятные условия для развития людской личности,

==286 ПОЛО — ПОЛЬ

к-рые несут в себе социалистич. обществ, отношения, проявляются в самом качестве и исключит, многообразии галереи образов лит-ры социалистич. реализма, в том, что и в пределах одного произв. она показывает разные типы П. г. (“Мать” М. Горького, “Молодая гвардия” А. А. Фадеева, “Репортаж с петлей на шее” Ю. Фучика и др.). Концепция П. г., характерная для социалистич. иск-ва, находит отражение и в произведениях, покушав. прошлому (историч. романы А. Н. Толстого, А. П. Чапыгина, новеллы А. Зегерс из эры Великой франц. революции).

Понятие “П. г.” в сов. критике время от времени отождествляли с понятием “совершенный храбрец”, что, но, не отыскало помощи. В иск-ве итог неотделим от процесса, образ живет во всей полноте его проявлений, в большинстве случаев, в тех произв., к-рые рисуют сложный и противоречивый путь становления характера храбреца. Данный путь содержит в себе конкретный человеческий опыт, разрешающий читателю осознать, что он дешёв и ему в настоящих жизненных событиях. Изображение же совершенного храбреца в готовом, так сообщить, виде, минуя тяжёлый путь его борьбы с самим собой и с окружающими за достижение идеала, по сути дела ослабляет его воспитат. значение, лишает историч. определенности. Значимость П. г. определяется его жизненностью, достатком связей с действительностью, к-рая его формирует. Исходя из этого совершенный храбрец, сведенный как бы к итогу представлений о том, каким должен быть П. г., преобразовывается в схему, теряет худож. силу.

Изображение П. г., само собой разумеется, не есть единств. средством утверждения эстетич. идеала. Создавая отрицат. образы, автор как бы соотносит их с теми совершенствами, к-рым они противоречат, с к-рыми противоборствуют, и тем самым утверждает эти совершенства.

• Кузнецов Ф., За все в ответе. Нравств. искания в совр. прозе, М., 1973; Озеров В., Коммунист ваших дней в жизни и лит-ре, М., 1976. Л. И. Тимофеев.

ПОЛУСТИШИЕ, часть стиха, отсекаемая цезурой. П. в большинстве случаев либо равные (3+3 стопы в шестистопном хорее с цезурой), либо незначительно отличаются по длине (2-1-3 стопы в пятистопном ямбе с цезурой; напр., в “Борисе Годунове” А. С. Пушкина). “ПОЛЫМЯ” (“Пламя”), лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. издание СП БССР. Изд. с 1922 в Минске на белорус, яз.

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра польск. народа. Начинается на польск. яз. Старопольск. лит-ру в большинстве случаев дробят на три периода: средневековье (12—15 вв.), Восстановление (16 в.) и барокко (до сер. 18 в.). Наличие в Польше больших, старейших монументов фольклора не зафиксировано, но существование старой фольклорной традиции подтверждается применением нар. преданий, песен, пословиц и т. д. либо упоминаниями об их бытовании, к-рые видятся в старопольск. письменности. Первые монументы польск. ср.-век. письменности на лат. яз. имели как религ.-церк., так и светский темперамент. Светской по духу первенствовала историч. хроника капеллана Галла Анойима (нач. 12 в.); кульминация в развитии этого жанра—многотомная “История Польши” Я. Длугоша. С нач. 15 в. на польск. яз. появляются переводы церк. текстов, религ. песнопения, а после этого светские соч. поучит, характера, диалоги, вирши, песни.

В эпоху ренесанса, отмеченную в Польше острой политич. борьбой, распространением Реформации и идей гуманизма, лит-ра обогащается произведениями громадного худож. значения. В поэтич. произведениях на лат. яз. находят выражение политич. симпатии авторов, их личная судьба и темперамент (К. Янйцкий и др.). В будущем латынь уступает место польск. яз. Первым писателем, писавшим лишь на родном языке, был М. Рей — сатирик, бытописатель, моралист, популярный среди шляхты. Гуманистич. веяния в придворной культуре, совершенствование языка прозы засвидетельствованы творчеством Л. Гурницкого. Пример высокой поэтич. культуры польск.

Восстановления — творчество Я. Кохановского, приобщившего польск. поэзию к наиболее значимым мировоззренч. и эстетич. проблемам эры, заложившего фундамент нац. стихосложения и содействовавшего совершенствованию лит. языка. Кохановский сильно повлиял на развитие гуманистич. традиций в польск. поэзии. Глубиной переживаний, трагичностью мироощущения, напряженностью мировоззренч. исканий отличается лирика М. Сэмпа Шажиньского. Большой уровень польск. передовой обществ, мысли демонстрируют соч. моралиста и правоведа А. Фрыч Моджевского (на лат. яз.), взявшие европ. известность и опередившие собственный время. Кон. 16 — 1-я пол. 17 вв. — период расцвета мещанско-муниципальный культуры. В кругу состоятельных гор. верхов приобретает развитие гуманистич. ренессансная традиция, создается поэзия на лат. и польск. языках, покупают популярность описательная поэма, сатира и моралистика (С. Ф. Клёнович и др.), жанр идиллии (Ш. Шимонович, после этого бр. Ю. Б. и Ш. Зиморовичи и др.). Разнообразна в жанровом отношении лит-ра, создаваемая плебейскими низами города (“совизжальская” сатира, “рыбалтовская” комедия, лирич. песни и стихи, довольно часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл “Крестьянских жалоб” и т. д.).

В 17 — нач. 18 вв. развитие П. л. происходит в обстановке нарастающей феод. анархии, опустошит. войн. В это время, взявший назв. польск. барокко, появляются рифмованные трактаты и хроники (С. Твардовский, В. Коховский), соч. религ. и мистич. содержания, высказывающие торжество Контрреформации, и произв. галантно-амурной и медитативной лирики (Я. А. Морштын). В лучших лит. примерах передается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны (В. Потоцкий и др.), ощущается рвение глубже пробраться в психологию человека, доводится до виртуозности стихотв. мастерство. Во всем достатке бытовых подробностей запечатлела жизнь того времени эпистолярная и мемуарная проза (Я. X. Пасек и др.). В целом же политич. упадку феод. гос-ва сопутствует и относит, застой в лит. развитии.

В эру Просвещения (2-я пол. 18— нач. 19 вв.) в П. л. находят отражение борьба за реформы и нац. независимость, распространение передовых обществ филос, идей, идущих гл. обр. из предреволюц. и революц. Франции, укрепляются связи с общеевроп. лит. процессом. Появляются лит.-худож. и обществ политич. издания, нац. театр, обогащается лит. язык. Известнейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, А. С. Нарушевич, С. Трембецкий, Т. К. Венгерский) подчиняют собственный творчество ответу нац. задач, в жанрах сатиры, басни, ироикомич. поэмы обличая обществ, пороки, невежество, фанатизм и ханжество, совершенствуя лит. язык, изобразит, возможности поэтич. слова. Наровне с переложениями и переводами заруб, образцов появляется уникальная комедия (Ф. Заблоцкий, Ю. У. Немцевич), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент (В. Богуславский). Создается роман нового времени, синтезирующий элементы дидактич., приключенч., нравоописат. и фантастико-утопич. жанров (-“Приключения Миколая Досьвядчиньского” Красицкого, “Рукопись, отысканная в Сарагоссе” Я. Потоцкого). Видное место занимает поэзия ?????? ? сентиментализма, углублявшаяся в мир человеч. эмоций, применявшая нек-рые фольклорные мотивы (Ф. Д. Князьнин, Ф. Карпиньский); сентименталист, проза абсолютно разовьется позднее, в 19 в. На рубеже 80—90-х гг. 18 в. известный роль в политич. борьбе играются радикальная публицистика, неизвестная “якобинская поэзия”, выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский).

П. л. в течении всего 19 в. развивалась в условиях нац. угнетения народа под игом трех монархий. Громадное влияние на темперамент П. л., проникнутой революц.-патриотич. содержанием оказали нац.-высвободит. восстания 1830—31,1846, 1848, 1863—64.

Романтизму П. л. обязана величайшими худож, достижениями. Он охватывает эру нац. восстаний впредь до 60-х гг. 19 в. Лит-ра занимает важное место в высвободит, борьбе, развитии нац. самосознания и сохранении нац. культуры. Романтич. направление складывается на рубеже 10—20-х гг. 19 в., первьм его манифестом и образцом стали два тома “Поэзии” наибольшего польск. поэта А. Мицкевича; обществ. базу романтизма составило нац.-высвободит. перемещение, имевшее в тот период “первостепенное значение с позиций народовластия не только общероссийской, но и всеславянской, но и всеевропейской” (Л е ? и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 297). В польск. романтизме решительно преобладают революц.-патриотич. тенденции. На первый замысел выдвигаются баллада и лиро-эпич. поэма, либо “поэтич. повесть” (“Гражина”, “Конрад Валленрод” Мицкевича, “Мария” А. Мальчевского, “Каневский замок” С. Гощиньского), делаются попытки обновления драматич. форм. Романтики обращаются к фольклору (не только к польскому, но и др. слав. народов), видя в нем отражение нар. мировосприятия, применяют историч. сюжеты. В лит-ре утверждается новый тип храбреца — самоотверженного борца за свободу народа, демократизируется лит. язык, совершенствуется стихосложение.

По окончании разгрома польск. восстания 1830—31 определяющей (временно) делается лит-ра эмиграции. Романтики стремились осознать обстоятельства неудачи восстания, критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда высвободит, борьбы от нар. весов. Они обличали царизм и его прислужников. Интенсивно начинается романтич. драма, разнообразная по форме, насыщенная морально-политич. проблематикой (3-я часть “Дзядов” Мицкевича, “Кордиан” Ю. Словацкого, “Небожественная комедия” и “Иридион” 3. Красиньского и др.). Жанр поэмы обогащается новыми разновидностями: нац. эпопея “Пан Тадеуш” Мицкевича, филос.-историч. поэма Словацкого “Король Дух” и др. Историко-филос. искания кроме худож. творчества находят выражение в мировоззренч. совокупностях мессианистского, мистико-иррационального характера, обосновывающих будущее спасение Польши.

В самой стране отд. авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, шедший от просветит, традиций к реализму и в 20—30-х гг. создавший собственные лучшие комедии, богатые социальным и психол. содержанием). Развиваются прозаич. жанры (Ю. И. Крашевский, Ю. Коженёвский). В канун общеевроп. революц. перемещения 1848 на сцену выступает революц.-демократич. поэзия (Р. Бервиньский), ‘пробуждается интерес к крест, жизни (в прозе — Крашевский, в поэзии — Т. Ленартович, В. Сырокомля и др.). Особенное место в лит-ре 40—70-х гг. занимает Ц. Норвид, стремившийся выработать новые поэтич. средства; романтич. живописание и эмоц. восприятие вытесняются в его творчестве тягой к филос. проблематике.

По окончании восстания 1863—64 в лит-ре господствует реализм (время от времени это время наз. “периодом позитивизма” благодаря влияния его обществ, идей на творчество последовательности писателей). В публицистике и нек-рых худож. произв. пропагандируются идеи “органического труда”, “работы у баз”, содействие экономич. прогрессу страны, просвещению весов, ликвидации феод.-шляхетских предрассудков. Поэзия богата гражд. мотивами, утверждает верность демократич. совершенствам, касается новых неприятностей, поставленных капиталистич. развитием, обращается к судьбе народа, правдиво изображая тяжесть его положения (А. Аснык, М. Конопницкая). Подъема достигла проза; в романах, повестях, рассказах дается широкая социальная панорама: изображается гор и жизнь крестьянства. низов, отмечаются несоответствия обществ.

ПОЛЬ

==287

развития, обрисовываются новые социалыю-психол. типы (произв. Э. Ожешко, Б. Пруса, молодого Г. Сенкевича). Популярность завоевывает историч. роман (произв. Сенкевича, живописавшего времена ветхой шляхетской Польши, Крашевского, охватившего всю отечеств, историю, “Фараон” Пруса), содействующий развитию и укреплению нац. самосознания. Удачно развиваются критика и лит-ведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский и др.). Начало рабочего движения в Польше дает первые образцы пролет, поэзии (“Варшавянка” В. Свенцицкого, “Красное знамя” Б. Червеньского). Зарождается марксист, критика.

Мировое признание П. л. в 19 в. отыскало выражение в первую очередь в интенсивном развитии рус.-польск. лит. связей. Огромное значение имело нахождение в РФ Мицкевича, произв. к-рого высоко ценились и многократно переводились рус. писателями. Со своей стороны Мицкевич пропагандировал рус. лит-ру в парижских лекциях 40-х гг. В Польше переводы из рус. поэзии оказались в течении всего 19 в. Широкую популярность взяли М. Е. СалтыковЩедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, оказавшие влияние на наибольших польск. писателей. Произв. польск. авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводились на рус. яз. практически в один момент с публикацией в Польше.

В лит. период 1890—1918, взявший в польск. лиг-ведений назв. “Юная Польша”, наровне с развитием реализма появляются модернист, течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). В прозе, где реалистич. направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, удачно разрабатываются темы деревни, власти почвы, назревающего крест, бунта, капиталистич. города (В. С. Реймонт, С. Жеромский, обратившийся кроме этого к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы народа за нац. независимость). По окончании 1905 в лит-ру приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг). Теоретиками модернизма выступили С. Пшибышевский и др. Темперамент поэзии определяют символист, и импрессионист, тенденции, ее осн. жанры: филос., амурная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, Я. Каспрович). Новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в лирике Л. Стаффа, приверженца “хорошей” линии в поэзии, сатирич. стихах Т. Бой-Желеньского. Монументальные романтико-символич. будущего Польши и обобщения прошлого дал в собственных пьесах С. Выспяньский. Реалистич. драму воображают “мещанские трагифарсы” Г. Запольской.

По окончании восстановления польск. гос-ва в 1918, что произошло в следствии Окт. революции в РФ, в межвоен. период (1918—39) в П. л. шла острая идеологич. борьба. Часть писателей, охваченная националистич. настроениями, выступала в защиту бурж. гос-ва. Но осн. направление развития П. л. определялось реалистич. и демократич. тенденциями. Критич. изображение распрей в восстановленном польск. гос-ве характерно для реалистич. социально-политич. и социально-бытового романа (Жеромский, 3. Налковская, М. Домбровская, Струг и др.). В 30-х гг. развиваются реалистич. психол. проза (Я. Ивашкевич, Налковская) и драма, и т. н. иррациональный психол. гротескная драматургия и роман. Базы социалистич. лит-ры закладывались в творчестве В. Броневского, фаворита группы революц. ‘ поэтов (Б. Ясенский, Л.,Шенвальд, Э. Шиманьский и др.), прозаиков Л. Кручковского, В. Василевской, в работах критика-марксиста И. Фика.

==288 ПОЛЬ

В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастич. лирики Б. Лесьмяна, выделилась идейно неоднородная несколько “Скамандр” (Ю. Тувим, Ивашкевич, А. Слонимский и др.), с “традиционализмом” к-рой боролись “авангардисты” (Ю. Пшибось и др.). В лирике К. И. Галчиньского, Ю. Чеховича, М. Яструна и др. отразились ощущения трагедии, апокалиптич. предчувствия.

В годы 2-й всемирный войны 1939—45 многие писатели были брошены в концлагеря (в т. ч. популярный писатель, педагог, доктор Я. Корчак), расстреляны, погибли от лишений. П. л. антифаш. Сопротивления (см. Сопротивления литература) создавалась в оккупированной гитлеровцами Польше (К. Бачиньский и др.), не обращая внимания на ожесточённый террор, а также в эмиграции (в Сов. Альянсе — Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, на Западе — Броневский, Тувим).

Разгром нем.-фаш. захватчиков и установление нар.-демократич. строя в Польше создали новые условия для развития лит-ры. Вид лит-ры 1945—48 выяснила обществ, потребность осмысления трагич. уроков истории, периода войны и фаш. оккупации Польши (реалистич. проза Т. Боровского, Налковской, Ивашкевича, драмы Кручковского). С худож. освоением данной темы, и с критич. оценкой прошлого (С. Дыгат, Т. Бреза) связана эволюция последовательности писателей от абстрактного к социалистич. гуманизму. Расширились польско-сов. лит. связи, возросло число переводов произв. сов. писателей. По окончании 1949, в то время, когда на 4-м съезде Альянса польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистич. реализм, показались произв. о социальных преобразованиях в стране (Домбровская, В. Мах), о периоде фаш. оккупации (Б. Чешко), о революц. перемещении в бурж. Польше (И. Неверли), о трагедии Польши в сент. 1939 (Путрамент, В. Жукровский). Успехи поэзии связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна и др.

В сер. 50-х— 70-е гг. в центре внимания писателей — политики и вопросы этики, историч. и социальной обусловленности развития личности, время от времени разглядываемые в абстрактно-филос. замысле. Развиваются эссеистика и филос.-аналитич. проза (Бреза, Дыгат). Преобладает морально-филос. проблематика; гл. темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление нар. власти (трилогия “слава и Хвала” Ивашкевича, романы Домбровской, Р. Братного, Т. Голуя, Жукровского, X. Аудерской), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, В. Мысливский), тема труда и истории рабочего класса. Взял развитие жанр историч. и историко-биогр. романа (Я. Парандовский, Т. Парницкий, Голуй). Популярна филос. фантастика (С. Лем), произв. документальных жанров. В создании социалистич. реалистич. драмы громадную роль сыграл Кручковский. Для поэзии 60— 70-х гг. Т. Ружевича, С. Гроховяка и др. свойственны тяготение к морально-филос. проблемам современности, отказ от риторики и лирич. иллюстративности.

В нач. 80-х гг. в обстановке публично-политич. кризиса в стране управление Альянса польских писателей заняло антисоциалистич. позиции; в авг. 1983 Альянс был распущен, в ноябре создан новый Альянс польских писателей, поддерживающий социалистич. путь развития ПНР.

Лит. периодика: “TworczosO (с 1945),

Изд.: Польск. новелла, М,, 1949; Польск. поэзия, т. 1—2, M., 1963; Польск. лирика. В переводах рус. поэтов, М., 1969; Совр. польск. рассказы, М., 1969; Совр. польск. поэзия, М., 1971; Польск. рассказ, М., 1974; Совр. польск. повести, т. 1—2, М., 1974; Польск. поэзия XVII в., Л., 1977; Польск. повести, М., 1978; Польск. романтич. поэма XIX в., М., 1982.

? ?стория польск. литры, т. 1—2, М., 1968—69; В едина В. П., Совр. польск. проза, К., 1971; Писатели Нар. Польши. Сб. ст.], М., 1976; перспективы и Поиски. Лит.-худож.- критика в ПНР, пер. с польск., М., 1978; ЦыбенкоЕ.З., Из истории польско-рус, лит. связей XIX—XX вв., М., 1978; ? ope ? В. А., Становление социалистич. лит-ры в Польше, М., 1979; ? и от ров ? к а я А. Г., Худож. искания совр. польск. лит-ры. поэзия и Проза 60—70-х гг., М., 1979; Historia literatury polskiej, t. 1—3,

Warsz., 1972—73; Kli mowicz M., Oswiecenie, Warsz., 1972; Ziomek J., Renesans, Warsz., 1973; Hernas С z., Barok, Warsz., 1973; Markiewicz H., Pozytywizm, Warsz., 1978; Stownik wspolczesnych pisarzy polskich, t. 1—4, Warsz., 1963—66; Stownik wspotczesnych pisarzy polskich. Seria 2, t. 1—3, Warsz., 1977—80; Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1—9, 12—15, 17, Warsz., 1963—81; ? ? ran t J. L., Polska literatura piekna od XVI w. do poczatku XX w. w wydawnictwach rosyjskich i radzieckich [Указатель переводов и лит.-критич. работ на рус. яз., изданных в 1771— 1975 гг.], t. l—, Moskwa—Warsz.—Wroctaw, 1982—.

Б. Ф. Стахеев, В. А. Хорее.

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит. альманах. Изд. в 1823—25 в Санкт-Петербурге А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. Придерживаясь ориентации декабристов, издатели “П. з.” стремились к объединению лит. сил. В альманахе печатали собственные произв. А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, ?. ?. ?линка и др. Выступали и либерально настроенные в ту пору Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский, H. И. Греч. Направление альманаха определяли ежегодные критич. статьи-обзоры Бестужева, оказавшие значит. влияние на развитие рус. лит. критики.

Изд.: Полярная звезда, изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым, М.-Л., 1960.

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит.-политич. альманах. Изд. на рус. яз. в Лондоне (кн. 8-я — в Женеве) А. И. Герценом и H. П. Огаревым. Кн. 1-я — авг. 1855, 2-я — 1856, 3-я — 1857, 4-я — 1858, 5-я — 1859, 6-я — 1861, 7-я (в 2 частях) — 1861—62, 8-я — 1868. Наровне с “Колоколом”· орган вольной рус. прессы, последовательно выступавший против самодержавнокрепостнич. строя. В “П. з.” опубл. мн. главы •“Прежнего и его” статьи и дум Герцена, стихи Огарева, письмо В. Г. Белинского к H. В. Гоголю, “Философическое письмо” П. Я. Чаадаева, свободолюбивые стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, агитац. песни Рылеева и А. А. Бестужева, и анонимно поэма H.A. Некрасова “В. Г. Белинский”, политич. стих. Е. П. Ростопчиной, П. А. Вяземского, А. А. Григорьева. Печатались мемуары и публицистич. соч. декабристов М. С. Лунина, H. А. Бестужева, И. Д. Якушкина, разоблачит. “Материалы для истории русской цензуры при императоре Николае”, материалы по делу М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Письма в “П. з.” составили сб-ки “Голоса из России”· (кн. 1—9, 1856-60).

Изд.: Полярная звезда. Издание А. И. Герцена и H. П. Огарева. факсимильное издание, в. 1—8, М., 1966—68; в. 9 — Указатель, М., 1968.

? ?йдельмаяН. Я., Тайные обозреватели “Полярной звезды”, М., 1966. Л. Д. Гришунин.

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит.-историч. ежемес. издание. Изд. в 1881 (янв.— июнь) в Санкт-Петербурге Е. А. Салиасом де Турнемир. Печатал историч. романы (в т. ч. переведенный с венг. “В стране снегов” М. Йокаи — о восстании декабристов, и романы самого Салиаса), стихи (А. H. Майков, К. К. Случевский), статьи, мемуары.

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, лит.-худож. и обществ политич. издание. Орган СП Якут. АССР. Изд. с 1964 в Якутске раз в два месяца на рус. яз.

“ПОПОЛЬ-ВУХ” (“Popol-Vuh”), эпос индейцев киче (Гватемала). Записан лат. буквами в сер. 16 в.; первая науч. публикация осуществлена в 1861 на франц. яз. Ш. Э. Брассёром де Бурбуром с рукописи доминик. монаха Ф. Хименеса (1666—1772), скопировавшего монумент, к-рый он кроме этого перевел на исп. яз. В базе — мифич. сказания и историч. предания (генеалогич. перечни знатных родов и др. тексты). Монумент отразил становление раннеклассового строя народа киче до завоевания европейцами Америки. Свободный перевод на рус. яз. сделан в первый раз К. Д. Бальмонтом.

И л д. в pvc. пер.: Пополь-Вух, пер. с яз. киче, изд. подготовлено Р. В. Кинжаловым, М.—Л., 1959.

ПОПУЛЙЗМ (франц. populisme, от лат. populus — народ), франц. лит. школа кон. 20—30-х гг. 20 в., декларировавшая необходимость реалистич. изображения повседневного быта бедноты и одновременно с этим уход от политич. социальных обобщений и тенденциозности.

19 лэс

В творч. практике П. показал себя как разновидность натурализма. Снаружи сближаясь с демократич. лит. традицией, П. практически противостоял формированию подлинно демократич. франц. лит-ры Нар. фронта. С П. было связано творчество таких писателей, как А. Терив, Л. Лемонье, Л. Фрапье, М. Мардель, П. Беарн и др.

ПОРОЖДАЮЩАЯ ПОЭТИКА, см. Генеративная поэтика.

ПОРТРЕТ в литературе (франц. portrait, от portraire — изображать), изображение наружности храбреца (линия лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Формирование П. в лит-ре, как и в живописи, означало завоевание индивидуализир. метода раскрытия человека.

Картина мироздания. Структуры сознания / Личностное мировоззрение Часть2


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: