безвозвратно ушедшим временам, ваш взрослый ребенок сможет определить, каким
он был в начале собственного жизненного пути.
Привязанность своих родителей к ребенку оказывает помощь детям расти и процветать.
Все дети растут, но не все процветают. Процветание свидетельствует ход впе-
ред если сравнивать с простым ростом, поскольку предполагает самоё полное
раскрытие возможностей ребенка. Оказать помощь их реализации — основная задача
своих родителей, исповедующих стиль сближения, в базе которого лежат привя-
занность к ребенку и преданность ему. Научные изучения подтверждают
как следует новый уровень взаимоотношений в таких семьях. Это давным-давно из-
вестно родителям из практики: что-то особое происходит и с ребенком и
с ними, в то время, когда они вовлечены в теснейший контакт между собой. К примеру:
— Дети, родители которых исповедуют таковой стиль поведения, стремительнее
овладевают разными навыками, чем дети, воспитываемые в более сдержан-
ной и холодной манере.
— Дети, потребности которых не остаются без внимания, каковые целый
сутки выполняют в ярком контакте с кем-то из своих родителей и ночью
дремлют рядом с матерью, на любой призыв которых направляться немедленный отк-
лик, в конечном счете становятся более свободными. Такое поведение ро-
дителей вовсе не приводит, как вычисляли раньше, к чрезмерной зависимости
от них ребенка.
— Дети, чьи запросы удовлетворяются полностью, в будущем лучше
и стремительнее осваиваются с окружающим миром.
— Стиль сближения содействует ускоренному росту детского мозга.
Научные изучения подтверждают тот факт, что у детей, находящихся в тесном
контакте с родителями, отмечаются более высокие показатели в тесте
умственного развития по шкале Атар.
Опыты с животными продемонстрировали, что у детенышей, не разлученных с
самкой, вырабатывается большее количество ферментов и гормонов, необхо-
димых для роста мозга, чем у тех, кого отсаживали в отдельную клетку.
Постараемся растолковать, как мы это воображаем себе, истоки тех обна-
деживающих результатов, какие конкретно дает тесный и постоянный контакт во взаи-
моотношениях детей и родителей.
Таковой стиль поведения своих родителей организует детей
Благодаря хорошему согласию родители оказывают помощь ребенку сберечь
энергию. Такие дети меньше плачут, чем остальные. В следствии они
больше времени выполняют в состоянии спокойной сосредоточенности и энер-
гию, не растраченную на плач, превращают в энергию роста. В состоянии
спокойной сосредоточенности все физиологические совокупности малыша трудятся.
Наряду с этим дети взаимодействуют с окружающей
обстановкой и стремительнее осваивают мир, в который они пришли.
Постоянное общение с родителями дает хорошую пищу для ума
В младенчестве мозг растет значительно стремительнее, чем в последующие годы. К
финишу первого года судьбы его количество удваивается и достигает приблизи-
тельно 60% от собственного взрослого количества. Потому, что мозг растет, нервные
клетки (нейроны) скоро размножаются. По окончании рождения ребенка его нервная
совокупность совершенствуется ; в течение первого года судьбы ней-
роны обучаются трудиться лучше. Будучи связаны между собой, они создают
как бы электрическую цепь, которая, фактически говоря, и разрешает ре-
бенку думать и делать многие другие вещи. Чем больше ребенок взаимо-
действует с окружающей средой, тем стремительнее начинается его мозг. Стиль
сближения оказывает помощь развивающемуся мозгу устанавливать верные контак-
ты, лучше налаживать связи.
Синдром остановки
в один раз ко мне на консультацию пришли Норм и Линда, родители 4-месяч-
ной Хизы, ребенка с повышенными запросами. В их семье был принят стиль
сближения и, не смотря на то, что для молодых своих родителей это было связано с определенными
сложностями, он трудился отлично. Хиза росла радостным, весёлым
ребенком. В какой-то момент умудренные опытом приятели убедили Норма и
Линду в том, что они балуют Хизу, что ребенок делает невыносимой их
собственную судьбу, вьет из них веревки, а не считая всего другого, их кроха-
ка вырастет несамостоятельной, чрезмерно зависимой от них.
Уступив уговорам, родители поменяли собственному, интуитивно ими выб-
ранному методу поведения: они стали соблюдать дистанцию, вести себя с
Хизой более холодно. Кормили по расписанию, не доходили, если она пла-
кала, словом, прекратили нянчиться с ней, как прежде. В последующие 2 ме-
сяца вес Хизы замер на одной отметке. Из радостного живчика она превра-
тилась в негромкого, вялого ребенка. В ней погасла искорка, но не лучше
ощущали себя и родители. Еще мало, и девочке пригодилась бы
важная медпомощь. Осмотрев Хизу, я поставил диагноз: синдром
остановки в развитии. Это я растолковал так: у девочки довольно высокая пот-
ребность в тесном общении с родителями. Благодаря принятому родителями
стилю сближения она стала отлично организованным ребенком, поскольку вери-
ла, что родители постоянно поймут ее и окажут помощь. И эта схема трудилась. В то время, когда
контактный метод воспитания был отброшен, ее сообщение с родителями утрати-
лась, то же случилось и с ее доверием к ним. В следствии у Хизы появился-
ло что-то наподобие младенческой депрессии и темпы развития ее физиологи-
ческих совокупностей замедлились. Я дал совет родителям срочно возвратиться
к прошлому стилю поведения, заботясь о ребенке во всей полноте и отвечая
на запросы дочери и днем, и ночью. Главным для данной домашней пары было
придерживаться собственного собственного способа воспитания и не обращать вни-
мания на чужие рекомендации. И скоро Хиза стала прошлой.
КАК ДЕТИ РАСТУТ
Начиная отечественное путешествие по этапам развития ребенка с момента его
рождения до 2 лет, обратимся к нескольким фундаментальным правилам, каковые
окажут помощь вам лучше осознавать вашего ребенка и наслаждаться его индивиду-
альными изюминками.
Карты роста
На каждом контрольном обследовании доктор записывает вес и рост ребен-
ка, окружность его головы. В самый распространенных картах показатели
представлены в процентном выражении. Это разрешает сравнить успехи
вашего ребенка по сравнению со средними показателями для детей того же
возраста. К примеру, в случае, если полученные при измерении цифры находятся на от-
метке 50%, это указывает, что добрая половина детей опережают по этому показате-
лю вашего ребенка, а остальные — отстают. В случае, если же показатель попадает на
уровень 75%, значит, он выше среднего и только 30% детей опережают вашего
малыша по темпам развития. Но эти карты далеко не точны — они
являются средними параметры для тысяч младенцев. Но средний
прирост — не обязательно обычный для конкретного малыша. Ваш ребенок
владеет собственными личными нормативами роста и прибавки веса. Эти
карты необходимы только чтобы обратить внимание доктора на разные
отклонения в развитии.
Карты развития навыков
Ваш ребенок не только растет, но и овладевает разными навыками.
Карты развития, применяемые большинством педиатров, показывают, в каком
возрасте ребенок обязан осваивать те либо иные из них. Такие навыки назы-
вают вехами развития. Тест проверки развития Денвера (ТПРД) показыва-
ет, что примерно 50% детей начинают ходить в возрасте 1 года, од-
на-
ко обычным для начала ходьбы
считается возраст 10-15 месяцев.
Быть может, не все показатели карты
развития будут расти равномерно.
Где-то ребенок может вырваться
вперед, где-то отстать.
Что серьёзнее: как либо в то время, когда
Вопрос, в то время, когда конкретно ребенок начинает что-нибудь делать, не столь ва-
жен, как последовательность прогресса в освоении главных вех развития.
В большинстве случаев дети сперва начинают садиться, позже подтягиваться, подниматься и,
наконец, ходить. Но ваш ребенок может обучиться этим наиболее значимым перемещениям
совсем не в те же сроки, что его ровесник в семье ваших привычных. Глав-
ное; что оба они должны пройти одинаковые ступени развития. Сравнивай-
те собственного ребенка лишь с ним самим — но с тем, каким он был месяц на-
зад.
Дабы переместиться с одной ступени развития на другую, различным детям
необходимо различное время. Время от времени думается, что кое-какие делают остановку, пе-
редышку в развитии, а после этого весьма скоро нагоняют потерянное. Они смогут
по большому счету перепрыгнуть через какой-то момент. Не посматривайте с ревностью
на соседей: чей ребенок раньше обучится ходить. Победа в гонках по вехам
развития не есть подтверждением ни особенных свойств ребенка, ни
выдающихся удач его своих родителей.
По какой причине дети растут по-различному
Дети не только выглядят либо ведут себя по-различному, они и растут по-
различному. Фактически, это и образовывает их уникальность. Это оказывает помощь ро-
дителям осознать, какое огромное количество типов и ритмов роста имеется на
белом свете, и то, что маленькие препятствия в развитии в конечном
счете помогают кроме того его ускорению.
Типы телосложения. Ваш ребенок наделен генами полноты либо худобы, ге-
нами большого либо невысокого роста, быть может, их усредненными вариантами. У
эктоморфов (высокие и дистрофичные) обычно большее количество калорий идет на
прирост в росте, а не в весе, исходя из этого показатели веса у них выясняются
ниже средних, а роста — выше средних. Такие дети смогут какое-то время
оставаться в границах средних показателей, а позже быстро вытягиваться. В
таких ситуации их рост превышает норму, а вес оказывается ниже ее. Для
мезоморфов характерно приземистое, как бы квадратное тело. Дети с таковой
предрасположенностью, в большинстве случаев, находятся на уровне средних показате-
веса и лей роста. Эндоморфы (низкие, с грушеобразным туловищем) в проти-
воположность эктоморфам по весу превышают средний уровень, а по росту не
дотягиваются до него. Все это — разновидности обычного телосложения,
связанного с наследственностью. Исходя из этого, перед тем как заглядывать в общес-
татистические карты, повнимательнее изучите ваше фамильное дерево, а уже
позже делайте выводы.
Рывки в росте. Не обращая внимания на то что картами предусматривается ровный
постепенный прогресс, большая часть детей растут совсем по-второму — как
бы рывками, перемежающимися паузами. На их картах развития моменты взле-
тов сменяются периодами спада. Но имеется и такие дети, у которых на протя-
жении первого года судьбы происходит постоянное равномерное прибавление
роста и веса.
питание и Здоровье. Ослабленный кроха, по крайней мере временно, пе-
реключает энергию, которая должна была идти на рост, на процесс выздо-
ровления. На протяжении затянувшейся простуды рост ребенка может приостано-
виться; не происходит рывка и сразу после заболевания. В случае, если же заболевание
сопровождается долгим поносом, вес у ребенка может снизиться. У де-
тей, находящихся на грудном и неестественном вскармливании, типы роста
различные, не смотря на то, что в медицинских картах развития это, в большинстве случаев, не учитыва-
ется. Кое-какие груднички, в особенности с повышенными запросами, которым
приходится давать грудь чаще, всегда опережают усредненные показатели
карт развития. Таких детей несправедливо вычисляют излишне раскормленными.
Но они начинают совсем естественным образом худеть, когда у
матери понижается содержание жиров в молоке. В большинстве случаев дети с избыточным в
первые 6 месяцев судьбы весом начинают худеть в возрасте 6-12 месяцев.
Это происходит при повышении в этом периоде двигательной активности,
в то время, когда лишние калории сгорают (см. с. 154, где обсуждаются различия при
грудном и неестественном вскармливании).
ПЯТЬ ГЛАВНЫХ Черт РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Прослеживая развитие ребенка с момента его рождения до 2 лет, сгруп-
пируем главные навыки, получаемые им на протяжении этого процесса, в пять
главных типов: простые двигательные навыки; отточенные перемещения; рече-
вые навыки; навыки общения и игровые; развития мыслительных (когнитив-
ных) свойств.
Простые двигательные навыки. Свойство ребенка обладать своим телом
(мускулами туловища, конечностей, шеи) относится к несложным двигательным
навыкам. Они включают такие главные вехи в развитии ребенка, как конт-
роль перемещений головы, сидение, ходьба и ползание. Прогресс в этих навы-
ках с рождения до 2 лет свидетельствует все более идеальное управление
собственным телом, в то время, когда оно трудится, как отлаженный единый механизм —
от макушки до кончика пальца.
Отточенные перемещения. Перемещения кистей и пальцев рук, благодаря которым
ребенок удерживает игрушки, относятся к разряду отточенных. Они, как и
простые двигательные навыки, совершенствуются понемногу — от неточных и
простеньких касаний предмета до захвата его громадным и указательным
пальцами.
Речевые навыки. Конкретно тут с громаднейшим блеском могут обнаружиться
талант и ваши способности в налаживании контакта с ребенком. Роди-
тельский вклад в развитие речевых навыков малыша несравнимо больше, чем
любых вторых. Вам может показаться, что ребенок не может сказать, пока
ему не исполнится полтора-два года. В действительности дети говорят с мо-
мента рождения. Плач новорожденного, призывающего к себе на помощь (зас-
тавляющий няню бежать к нему со всех ног, а мать — дать ему грудь, под-
нимающий с постели своих родителей, каковые, натыкаясь на мебель, среди ночи
мчатся к собственному чаду), — что это, если не язык?! Для маленького созда-
ния языком есть любой звук либо жест, что находит отклик в роди-
тельской душе. В течение первого года судьбы (период, именуемый долинг-
вистической стадией языкового развития) ребенок обучается мастерству обще-
ния, еще не умея сказать хотя бы одно слово. С самого раннего возрас-
та он осознаёт, что его язык, плач, — это метод общения с окружающим
миром; кроха применяет его на все 100%, дабы привлечь к себе внимание
и удовлетворить потребности. Отзываясь на плач младенца, вы спо-
собствуете тому, дабы эти начальные сигналы стремительнее сменились более
мягким языком жестов и телодвижений.
Говоря со своим младенцем, любая мать изобретает собственный язык.
Но исследователи, изучавшие эту проблему, узнали, что во всем мире
существует что-то наподобие универсального материнского языка. Матери
интуитивно смогут подстраиваться под разговорный уровень ребенка, подни-
маясь по мере развития малыша на более большой.
Наблюдение за развитием ребенка с рождения до 2 лет
1-й месяц 2-й месяц 3-й месяц 4-й месяц 5-й месяц 6-й месяц С 6-го до 9-го месяца С 9-го до 12-го месяца С 12-го до 15-го месяца С 15-го до 18-го месяца С 18-го до 24-го месяца
Главный навык Осознаёт несложную обращение Раздумывает перед действием, понима-
ет обращение, более приближенную к повсед-
Демонстрирует различ- Ловит ваш взор Играется ручками Совершенно верно следит взором Совершенно верно схватывает необходимые Сидит Ползает, применяя хва- Скоро ползает, путеше- Ходит невной
ные методы поведения, за перемещениями предметы тательные перемещения ствует
рассчитанные на отклик:
плачет, прижимается,
воркует
Простые двигательные навыки
Лежит, свернувшись, как Конечности расслаблены, Конечности вольно рас- Стоит с помощью. Си- Сидит, опираясь на пол Отлично сидит без посто- Самостоятельно сидит Страно проворно Ходит без помощи — Ходит по кругу, возвращается назад, Бегает, старается убежать от родите-
в утробе вытягиваются в стороны прямляются; делает вело- дит, опираясь на руки. либо на подушку в детском ронней помощи, пользует- без помощи. Стреми- ползает. Перехоит от пол- стал прямоходящим суще- кружится на месте. Бегает, бродит, лей. Наблюдает под ноги на вероятные
Напрягает мускулы Поднимает голову на 45° сипед и другие перемещения Поднимает голову на 90°, креслице. Поднимается, держась ся руками для равновесия и тельно устремляется за зания к сидению. Старает- ством. Пробует разные прыгает, подпрыгивая. Поднимается препятствия. Прыгает на месте и впе-
Легко поднимает голо- Покачивает головой, в то время, когда в свободном стиле осматривается, повора- лишь для равновесия. Пе- дабы не упасть; может игрушкой. Ползает на ру- ся вскарабкаться на ме- варианты походки. Запол- по ступеням с помощью. Остана- ред. Катается на трехколесном велоси-
ву, стараясь оглядеться кто-нибудь поддерживает Лежа на животе, поднима- чивая голову на 180°. От- реворачивается с живота на неожиданно выпасть из ло- ках и на коленях. Враща- бель. Заползает по ступень- зает по ступеням вверх и вливается, дабы поднять игрушку. педе. Бьет по мячу, не спотыкаясь. Мо-
около его в сидячем положении ет голову, исследует обста- дыхает на локтях. Пере- пояснице и обратно. Раскачи- скутного держателя. Сидит ется по кругу. Толчками кам вверх. Ползает около спускается назад. Старает- Карабкается на мебель, пробует вы- жет выбраться из манежа. Ходит по сту-
Мускулы время от време- Непроизвольное подерги- новку ворачивается с живота на вается, лежа на животе в детском креслице. Хоро- старается подняться. Стоит, мебели. Поднимается без под- ся слезть с большого стула. лезти из манежа. Катается на четы- пенькам без посторонней помощи,
ни непроизвольно подер- вание мускулов делается Недолго может опираться пояснице (самолетик). Приподни- шо стоит, держась за ме- опираясь на мебель держки. Без посторонней Делает перемещения: рехколесном велосипеде. Старается поднимаясь двумя ногами на каждую сту-
гиваются реже на ножки мается, отрывая бель и грудь. Крутится во все сто- помощи делает первые са- поднялся-отправился-пополз- пнуть мяч, довольно часто промахивается. пеньку; при спуске вниз может понадо-
Ножки не выдерживают Прямо держит голову, ког- часть живота от пола. роны. Выбирает игрушки мостоятельные шаги: на поднялся-отправился Устраивается эргономичнее на стуле биться помощь. Открывает двери
никакой нагрузки да кто-нибудь поддержива- Брыкается. Вытягивает и передвигает их негнущихся ногах, покачи-
ет его в сидячем положе- ваясь, обширно расставляя
нии ноги и довольно часто падая
Переворачивается со дремли-
ны на бок
Перемещения руки и помощь самому себе
Руки хорошо сжаты в ку- Кулачки частично раскры- Кулачки раскрыты. Делает Тянется к предметам Одной рукой дотягивается Берет в руку различные пред- Поднимает с пола ма- Отлично развитое хвата- Применяет различные пред- Царапает полукруги и прямые линии. Разворачивает обертки. Снимает одеж-
лачки, не имеет возможности держать ты, бесцельно молотит ру- резкие хватательные дви- двумя руками. до желанных предметов. меты. Показывает на игруш- ленькие предметы с по- тельное перемещение. До тех пор пока- меты: посуду, зубную щет- Открывает коробки. Разбирается в ду, моет руки. Складывает предметы в
погремушку ками жения, чаще промахивает- Собирает подвешенные Осмысленно перекладыва- ки. Играется с кубиками. Ис- мощью громадного и ука- зывает на предмет указа- ку, расчестку, телефон. От- одежде. Бросает мяч всей рукой. Ма- громадные (обувные) коробки Сооружает
Недолго может держать в ся, чем попадает игрушки. ет игрушки из руки в руку, пользует всю ладонь, что- зательного пальцев. Пы- тельным пальцем. Пытает- крывает шкафы, добывает их кает в жидкость кусочки жёсткой пи- башню из 6 кубиков. Складывает лист
руках погремушку Продолжительно держит погремуш- Заинтересованно играется заталкивает их в рот. Начи- бы сгребать предметы, бе- тается сесть самостоя- ся руками продемонстрировать (объяс- содержимое. Бросает мяч щи бумаги и играется с ней. Бросает мяч
ку, гремит ею. Цепляется с одеждой, хватает мате- нает играться кубиками рет маленькие предметы с тельно. Хватает движу- нить) форму предмета. руками. Оказывает помощь при оде- вверх над головой. Самостоятельно си-
ручками за одежду и ваши ринскую грудь. помощью указательного и щиеся игрушки; роняет Складывает и роняет куби- вании. Ест сам, держит бу- дит за столом
волосы. Сосет пальцы и ку- Зажимает предметы в ру- громадного пальцев игрушки, замечает, как ки. Говорит о том, что он мо- тылочку
лачок. Играется руками ке они падают. Выпивает из чаш- жет делать руками
ки
развития языка и Навыки общения
Требовательно плачет, Воркует, визжит, булькает Воспроизводит гласные Вытягивает губы, дабы Бормочет (ба-ба-ба), при- Издает более протяжные и Повторяет слоги (ах, Издает двусложные звуки Произносит 4-5 понятных Говорит 10-20 понятных вам слов. Говорит 20-50 понятных вам слов. Пы-
издает хрюкающие гор- Чавкает, хрипит звуки: аах, ээх, эээ, издавать различные звуки: влекая к себе внимание. разнообразные звуки. Экс- да, ба, ма, ди, (ма-ма, па-па), ассо- вам слов. Применяет звуки Применяет полные слова (вместо тается произносить слова, состоящие
ловые звуки. Скользя- Радуется в ответ. Выка- оох ах-ох. Выдувает пузы- Поворачивает голову к го- периментирует с частотой му) и раздельно и сое- циируя их с людьми. Пони- б, к, д,г; слова ко ба — баба, а мя — мячик). из нескольких слогов: Бен-бен-бен
щая ухмылка. Радуется зывает эмоции: доволен, Произносит более звучно ри, звучно лопочет, ворящему. Пробует ими- и громкостью новых зву- диняет их между собой. мает слово запрещено. Ими- роткие, начинающиеся с Соединяет два несложных слова совместно вместо Бенджамин. Отвечает на про-
во сне. Видит лучше обижен. Улавливает на- отдельные звуки. Плачет брызгаясь слюной. Весе- тировать звуки, модуляции ков, смотрит за вашей реак Прибегает к помощи тирует звуки: кашель, щел- этих звуков. Произносит (нет-нет, пока-пока). Образовывает стые вопросы (Что делает собачка?).
на расстоянии 20-25 см, строение (огорчается, ког- по-различному в зависимости ло смеется, в то время, когда его ще- и жесты. Следит за дви- цией. Высказывает настрое- языка, дабы сказать канье языком. Осознаёт частично слова (мя вме- первые предложения (Иди, пока-по- Образовывает предложения из 3 слов, в те-
несосредоточенный да огорчен кто-то из роди- от своих запросов, делая кочут. Жестами показы- жениями вашего рта. Изда- ние движениями и звуками звуки ах-да. Неизменно жесты (машет ручкой на сто мячик). Произносит ка). Ответы на вопросы не сопровож- леграфном стиле (Я желаю еще). О нем
взор. Сосет в припод- телей). Успокаивается, за- паузы. Начинает смеяться вает, что желает к вам на ет разные возгласы в за- тела: кричит,смеётся, хло откликается на собственный имя. прощанье) и показывает жестами дает жестами. Лепечет на своем возможно сообщить говорит мало, но пони-
нятом положении нимаясь собственным руки висимости от своих по- пает в ладоши, хрюкает, Публичная направ- нет: (не-не-не и отри- языке. Применяет слова, означаю- мает все. Обожает таинственные слова
громадным пальцем. Под- Начинается бинокуляр- требностей рычит, делает грустное ли ленность: разводит и ма- цательно качает головой). щие кормление (ням-ням). Пони- (вертолет, динозавр), произнося их
держивает контакт глаза- ное зрение: громадные глу- Начинает проявлять инте- цо шет руками, дабы при- Показывает что ему необходимо мает слова вниз, вверх, из, го- с кучей милых неточностей. Может сообщить
ми, изучает ваше лицо. бина восприятия и сосре- рес к жёсткой пище. Проя- жесты и Мимика становят- гласить вас поиграть, жестами и произнося нача- рячо. Осознаёт слово другие. Же- собственные имя и фамилию. Подпевает и поет.
Неотчетливые мимиче- доточенность взора, вляет интерес к цветам. ся отчетливее и яснее поднимает руки, как бы ло слова. Знает имена недалеко от- стикулирует (прикладывает палец к Обычное поведение: гневается,
ские перемещения. Смотрит за более правильное слежение говоря: Подними меня ких людей и показывает на губам и произносит тес — для уста- хнычет, кусается, пронзительно кричит
движущимся человеком. глазами них. Осознаёт и выполня- новления тишины)
Плачет, в то время, когда кладут в кро- ет простые указания
ватку. (Кинь мячик папе). Сме-
ется над забавными сцен-
Мыслительные свойства ками
Врожденные методы по- Усложняется поведение: Обучается осознавать сообщение Воображает себе, что Усваивает, какие конкретно его жесты Показывает громадную на- Ассоциирует воображае- Запоминает отдельные со- Растущий словарный запас Сортирует предметы по форме, со- Сперва в мыслях воображает себе
ведения в расчете на от- ощущает настроение, следствия- и сер причины: желает взять, подавая и звуки находят отклик. Де- целенность на протяжении мый образ со словом и бытия. Произносит ключе- и развивающийся ум упро- ставляет пирамиду, учитывая разме- задачу и только после этого кидается ее вы-
клик: плач для удовле- дится, в случае, если его не пони- толкнул машинку — она сигналы (т.е. поймёт, лает озабоченное лицо во игры: старается забрать тре- изображением (кош- вые слова, как бы воспроиз- щают процесс запомина- ры колец. Заглядывает во все уголки полнять. Старается рисовать линии, ко-
творения каких-то по- мают. Подает сигналы и отправилась. Обучается понима- что с ним нянчатся). время игры руками. Распо- тий кубик, уже держа в ру- ка) Различает понятия водя предполагаемое дей- ния. Связывает родных дома. Находит привычные картины в пирует кружочки. Распрямляет ском-
требностей либо для по- ожидает ответа, доверяет вам. нию по большому счету: может при- Осознаёт, что предметы знает форму предметов; тя- ках по одному. Продолжительнее за- в и из (начинает по- ствие (иди -.. наблюдает людей и предметы с их книжке (Отыщи кошечку). Вставля- канную бумажку. Обучается рассуждать
лучения пищи. Поведе- Устанавливает ассоциа- влекать к себе внимание имеют собственные заглавия нется к предмету, заблаговременно нимается с игрушками и нимать, что меньшее на дверь). Запоминает, где названиями и именами ет округлые колышки в дырочки. (Шоколадный крем должен быть по-
ние по большей части рефлек- ции: за плачем направляться окружающих посредством (киса) складывая кисть руки так, пробует осознать, что с ни- возможно положить в боль- находится игрушка, в случае, если ее Появляются мысленные ас- Меньше волнуется, в случае, если остается верх желе). Осознаёт и делает
торное (автоматическое), кормление либо помощь ухмылки, плача, жестов и те- дабы эргономичнее было забрать ми возможно проделывать шее). Оживляется при запрятать При словах: Ма- социации при ваших сло- один: может в мыслях воспроизво- двухступенчатые задания (Отправься,
а не осмысленное. Ожи- лодвижений его. Отталкивает вашу ру- посторонних ма пришла воображает вах и жестах. Начинает изу- дить образ человека, в то время, когда того нет принеси с кухни сухарик для папы!)
дает, что за мучениями ку, в то время, когда вы даете ему ле- ее образ и перестает капри- чать, как устроены вещи: рядом
последует наслаждение. карство зничать. Волнуется, старается закрыть коробку
Начинает обучаться дове- оставаясь в одиночестве крышкой, сложить куби-
рию ки
Что правится детям в этом возрасте
Прижиматься кожей к ва- Покачиваться и подпрыги- Подниматься на ваших коленях, Радоваться при виде ро- Отталкиваться ножками от Играться с кубиками. Купать- Прыгать под музыку Играться с емкостями (накла- Толкать и пинать игрушки Толкать вперед предметы наподобие Тащить за собой вагончики. Помогать
шеи коже. Дабы носили вать. Наблюдать на автомобилей- перегибаться, пребывав у дителей и приглашать их опоры. Хватать вас за шнобель, ся с игрушками. Брызгать- Играться в прятки (ку- дывать, наливать, выли- Бросать мяч, искать игруш- газонокосилки. Колотить игрушки: по дому. Заниматься гимнастикой (ку-
на руках либо подбрасыва- ки. Наблюдать на черно-бе- вашей груди, заглядывать к игре. Развлекать себя дергать за волосы. Пища- ся. Играть на полу, припод ку). Ритмичные и сло- вать). Интересоваться со- ки. Игры, которые связаны с при- резиновый молоток. Складывать 4-5 выркаться). Залезать на стул и помогать
ли. Имеется по требованию, лое изображение. Слушать вам через плечо. Поигры- собственными руками. щие и квакающие игруш- ниматься. Играться колеси- весные игры. Ловить держимым карманов от- косновениями. Исследо- громадных кубиков. Играться с частями мыть посуду. Применять для