Функции и характеристики массовой коммуникации

Американский политолог Г. Лассуэлл выделял три функции коммуникации: 1) обозрение окружающего его мира (информационная функция); 2) корреляция с социальными структурами общества (действие на общество через обратную сообщение); 3) передача культурного начала (познавательно-культурологическая функция). В I960 г. американский исследователь Чарльз Райт к названным добавил развлекательную функцию*:. Эксперт по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл включают в число функций еше одну — мобилизующую.

Социально значимые функции массовой коммуникации возможно условно объединить в три группы: информационную, регулирующую и культурологическую. Информационная функция содействует гармонизации индивида и отношений общества. Она содержится в предоставлении массовой аудитории актуальной информации о разных сферах жизнедеятельности. Регулирующая функция подразумевает влияние массовой коммуникации на формирование публичного сознания, социальных норм и общественного мнения и тем самым реализуется функция социального контроля. Культурологическая функция делает познавательную задачу в сфере искусства и культуры, сохранения культурных традиций.

В психолингвистике сейчас выделяются четыре функции радио- и телевизионного общения: оптимизация деятельности общества; функция контакта; функция социального контроля; функция социализации личности

Л. Я. Землянова выделяет три функции массовой коммуникации в обществе: 1) контроль за окружающей средой и предупреждение общества об опасностях ее разрушения; 2) среды элементов и корреляция общества; 3) передача и сохранение социально-культурного наследия.

Современные французские ученые Б. Катля и А. Каде выделяют пять функций массовой коммуникации65:

¦ функция антенны — снабжение общества разного рода информацией;

¦ функция усилителя — преувеличение фактов, драматизация событий;

¦ функция фокуса — СМИ являются фокусом трансформации социокультурных течений;

¦ функция призмы — формирование новых моделей поведения;

¦ функция эхо — СМИ делают функцию сохранения определенной социальной структуры, являются символами определенного социального порядка.

Узнаваемый отечественный психолог А. А- Леонтьев выделяет четыре функции массовой коммуникации:

¦ оптимизация деятельности общества за счет ориентации на общение, воздействующее на коллективную деятельность;

¦ функция контакта, которая играет роль в формировании групповорго сознания;

¦ функция социального контроля при помощи социальных норм;

¦ функция социализации личности.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве черт массовой коммуникации выделяет знания, духовные сокровища, моральные и правовые нормы. Большая часть исследователей неприятностей коммуникативистики выделяют семь черт массовой коммуникации:

+ массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре;

¦ направлена на громадные аудитории;

¦ имеет публичный темперамент;

¦ аудитории имеют социально-культурную неоднородность;

¦ устанавливается одновременный контакт с громадным числом людей, удаленных друг от друга;

¦ взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом по большей части строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора;

¦ коммуникация сплачивает аудиторию около неспециализированных сокровищ, политических взоров, моделей потребления и др.

2.7. структура и Сеть социальной коммуникации

Социальная коммуникация — это сотрудничество людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных обстановок, норм общения и коммуникативных сфер, принятых в обществе, в данном социуме. Социальная коммуникация, либо социокоммуникация является предметом особой отрасли социологии — социологии коммуникации.

Понятия «социальная коммуникация» и «социология коммуникации» не являются синонимами. Социология коммуникации при помощи теоретических и эмпирических социологических изучений изучает социальный нюанс коммуникации. Социальная коммуникация является процессом общения, закономерности и механизм которого обусловлены социальными и другими факторами.

Коммуникации между людьми осуществляются в форме общения как обмен сообщениями, в которых фиксируются знания, мысли, идеи, ценностные ориентации, эмоциональные состояния, программы деятельности сторон, осуществляющих обоюдную коммуникацию. «Через чур много людей не имеет возможности уразуметь, что настоящее общение — процесс двусторонний»66. Конфигура-‘ ция сетей коммуникации зависит от требований, предъявляемых к реализации заданных функций, к примеру, от качества, количества, скорости прохождения информации. В целом возможно выделить следующие особенности самый распространенных видов сетей.

Сеть коммуникаций, замкнутая в круг, есть активной, не имеющей фаворита, слабо формализованной, нестабильной. Сеть «колесо» имеет конфигурацию, в которой один элементов (фаворит) имеет сообщение с несколькими вторыми. Такая сеть менее подвижна, имеет достаточно твёрдую сообщение с фаворитом, отлично организованна, более устойчива и упорядочена. Разновидностью «колеса» есть многоканальная сеть, в которой в отличие от несложного «колеса» элементы сети, подчиненные фавориту люди смогут иметь связь между собой. Структура сети коммуникаций воздействует на точность приобретаемой информации получателем. Она одновременно с этим формирует тип сотрудничества в организаций. Эффективность указанных сетей разна.

Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом неспециализированном виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность. Коммуникативные разработки, реализуемые посредством коммуникационных совокупностей, конструируют и воссоздают оптимальную с позиций коммуникантов совокупность социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных совокупностях накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют большие сети, составляющие базу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.

1 1 Понятие коммуникации


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: