Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 5 глава

возможности их образования в едином потоке с остальными сту-
дентами университета. Группы неслышащих и незрячих студентов
обучаются сейчас и в педагогических вузах (Русском национален-
ном педагогическом университете им. А.И.Герцена, С.-Петербург;
Столичном педагогическом национальном университете и др.).
Пара десятилетий назад был удачно совершён экспери-
мент по вузовскому образованию слепоглухих: пара выпуск-
ников детского дома для слепоглухих (Загорск, сейчас Сергиев Посад
Столичной области) поступили на психотерапевтический факультет
Столичного национального университета им. М.В.Ломоносо-
ва. За эти годы один из выпускников данной группы — А.В.Суворов
получил степень доктора психологических наук, доктором наук.

Более доступна для человека с ограниченными возможностя-
ми трудоспособности совокупность среднего опытного обра-
зования. Тут имеется определенный, не смотря на то, что и небольшой, выбор
профессий для людей с нарушениями слуха, опорно-двигатель-
ного аппарата, зрения: технические профессии, намерено-
сти, которые связаны с образованием и культурой.

В ходе получения профессии молодежь с ограничениями в
жизнедеятельности испытывает недостаток в особом психолого-педаго-
гическом сопровождении. Появляется потребность в проведении
коррекционной работы, в оказании специальной помо-
щи в освоении отдельных учебных предметов, что обусловлено
спецификой ограничения возможностей человека. Так, неслыша-
щие студенты испытывают затруднения в понимании профессио-
нального словаря, в освоении словесных моделей преподавания
учебного материала. Для оказания особой помощи создают-
ся вспомогательные совокупности помощи, а также основанные
на применении современных компьютерных разработок.

В развитых государствах человеку с любой степенью и формой огра-
ничения трудоспособности дана возможность на полноценное
освоение профессий и профессиональное образование и видов
труда, минимально ограничивающих интересы калек. В случае, если
таковой человек не в состоянии в силу собственных возможностей участво-
вать в производительном труде, ему предоставляется возможность
занятости на уровне его интересов и способностей.

Если сравнивать с европейскими государствами в РФ быстро суже-
но число профессий, каковые реально смогут осваивать люди с
ограниченной трудоспособностью, в противном случае, что традиционно пред-
лагается во многих особых школах, не только не привлека-
тельно для обучающихся, но и не имеет спроса на современном рын-
ке труда.

Сейчас в РФ официально трудятся лишь 11% от общего
числа калек, не смотря на то, что, исходя из данных зарубежного опыта,
можно считать, что около 2/3 от их общего количества имеют желание
и смогут трудиться. Исходя из этого школьная совокупность опытной

ориентации и начальной опытной подготовки перестра-
ивается, находя формы организации и новые варианты профори-
ентации и опытной подготовки для обеспечения выпус-
кников работой в современных рыночных условиях, осваивая обу-
чение по востребованным на рынке труда профессиям — па-
рикмахер, массажист, рабочий типографии, зубной техник, про-
граммист, рабочий подворья, флорист, сантехник, обувщик и др.
Этому содействуют новые модели организации особых школ,
сочетающие не только образовательные, но и профориентацион-
ные структуры, имеющие подразделения для получения учащим-
ся начального профобразования, а время от времени и их тру-
доустройства. Солидный настоящий вклад в развитие этого направ-
ления сделан педагогами-практиками различных городов России.

задания и Вопросы

1. Что такое личная программа реабилитации? Каковы усло-
вия и возможности ее осуществления?

2. Назовите главные группы инвалидности и охарактеризуйте сущ-
ность ограничений трудоспособности в каждом случае.

3. Охарактеризуйте процесс профориентации лиц с ограниченной
трудоспособностью — цель, задачи, содержание, организацию.

4. Каковы проблемы получения и современные возможности высшего
профобразования людьми с ограниченной трудоспособ-
ностью в РФ и какие конкретно неприятности имеются в данной области?

Литература для независимой работы

профессиональная реабилитация и Занятость калек / под ред.
С.Н.Кавокина. — М., 1995.

Кавокин С.Н. занятость и Профессиональная реабилитация инвали-
дов. — М, 1997.

Кантор В.З., Никитина М.И., Пенин Г.Н. Политехнические и социо-
культурные базы педагогической реабилитации лиц с нарушениями
сенсорного развития. — СПб., 2000.

Комплексная реабилитация калек / под ред. Т. В.Зозули. — М., 2005.

Никулина Г.В. Неприятность социально-психотерапевтической и профессиональ-
ной аспирантов и адаптации студентов с нарушенным зрением в совре-
менном институте // Инновации в русском образовании. Особое (кор- рекционное) образование. — М., 1999.

Положение о опытной ориентации и психотерапевтической под-
держке населения в РФ: Распоряжение Министер-
ства социального развития и труда РФ № 1 от 26 сентября 1996 г.

Опытная ориентация калек: учеб.-способ, пособие. — М.,
1997.

Саркисян Л.А. концепция и Состояние высшего опытного
образования калек-опорников // Инновации в русском образо-
вании. Особое (коррекционное) образование. — М., 1999.

1.6. Социально-педагогическая помощь людям
с ограниченными возможностями жизнедеятельности

1.6.1. Структура современной отечественной совокупности
социально-педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями

Процесс гуманизации отношения общества к людям с ограни-
ченными возможностями и все более расширяющаяся их интегра-
ция во все сферы социальной судьбе побуждают искать эффек-
тивные формы реализации социальной помощи данной категории
населения России.

Социальная помощь — это комплекс гуманитарных одолжений пред-
ставителям экономически необеспеченных, социально не сильный,
психологически групп населения и уязвимых слоёв в целях улуч-
шения их способности к социальному функционированию. Как
правило, она носит темперамент периодических и единовременных
доплат к пособиям и пенсиям, и долгосрочных одолжений (ме-
дицинских, психотерапевтических, правовых, педагогических, быто-
вых и др.) в целях оказания адресной помощи наименее защи-
щенных слоев населения, ликвидации либо нейтрализации крити-
ческих жизненных обстановок, вызываемых негативными со-
циально-экономическими условиями. Социальная помощь стано-
вится составным элементом национальной совокупности социаль-
ной защиты самые уязвимых слоев населения.

На современном этапе развития русского общества в данной
совокупности возрастает роль социально-педагогической деятельно-
сти, направленной на поддержку калек — людей с ограни-
ченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособно-
сти.

Социально-педагогическая деятельность по их помощи пред-
ставляет собой постоянный педагогически целесообразно орга-
низованный процесс социального воспитания с учетом специфи-
ки развития личности человека с особенными потребностями на раз-
на данный момент возрастных этапах, в разных слоях общества и при учас-
тии всех социальных институтов и всех социальной помощи и
субъектов воспитания.

Отклонения в развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выгот-
ский) таких людей из этого характерного обществу социально и
культурно обусловленного пространства, нарушают их сообщение с со-
циумом, культурой как с фактором и источником развития. По-
этому организация социально-педагогической деятельности по
помощи людей с ограниченными возможностями предусмат-
ривает построение образовательного пространства (за рамками
школьного возраста и учебного заведения), что предполагает ис-
пользование «обходных дорог» (Л.С.Выготский) с целью достижения

соцвопросов, каковые в условиях нормы достигаются обще-
принятыми классическими методами.

Социально-педагогическая деятельность имеет междисципли-
нарный темперамент, поскольку тесно связана с экономическими, по-
литическими и личностными условиями жизнедеятельности че-
ловека, с национальной социальной политикой, коммуника-
тивными возможностями индивида в сфере социальной судьбе на
всех уровнях социума. Она осуществляется упрочнениями специалис-
тов разных профилей, но ведущая, интегрирующая роль при-
надлежит социальным педагогам.

Современная совокупность социально-педагогической помощи лю-
дям с ограниченными возможностями владеет многопрофиль-
ной инфраструктурой. Разные ее подразделения входят в блок
практической деятельности учреждений органов образования,
здравоохранения, соцзащиты населения, спорта и
культуры, и появляются благодаря упрочнениям публичных бла-
готворительных организаций, ассоциаций своих родителей и специали-
стов, фондов милосердия, религиозных и других негосударствен-
ных структур.

Настоящее время характеризуется становлением национален-
но-публичной совокупности социально-педагогической помощи
людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ко-
торая с учетом определенной специфики представлена в следую-
щих сферах:

госсектор — учреждения, службы и предприятия
федеральных ведомств и министерств — Министерства здравоох-
социального развития и ранения, науки и Министерства
образования, Министерства культуры и др.;

муниципальный сектор — учреждения, службы и предприятия
органов регионального и местного управления;

негосударственный сектор — учреждения, предприятия и служ-
бы, создаваемые благотворительными, религиозными и другими
публичными и частными организациями.

Главным положением современной совокупности социально-пе-
дагогической помощи есть утверждение в ее механизмах и
структурах семьи значимости и приоритета личности по отно-
шению к государству и обществу.

Заметным тормозом в координации деятельности всех субъек-
тов совокупности социально-педагогической помощи помогает отсутствие
полноценной статистических данных о людях с ограничен-
ными возможностями, потому, что не существует единого банка
данных и продуманного механизма их учета.

Социальный педагог — сотрудник особого (коррекцион-
ного) образовательного учреждения — взаимодействует с пред-
ставителями всех социальных университетов (педагогами, психоло-
гами, докторами, социальными работниками, сотрудниками пра-

воохранительных органов, трудовыми коллективами, родителя-
ми) и другими заинтересованными лицами. Главная задача его
деятельности — оказание помощи в поддержании и создании вза-
имодействия между личностью, развивающейся в условиях недо-
статочности (физической, психологической, интеллектуальной), и
обществом для обеспечения человеку свободной судьбе и по-
вышения уровня социальной адаптации тех, кто испытывает недостаток в осо-
бой помощи.

С целью достижения этих целей социальный педагог устанавливает
контакт с представителями органов национального управления,
с публичными организациями, образовательными учреждени-
ями, учреждениями здравоохранения, соцзащиты насе-
ления, иными предприятиями и муниципальными службами и
организациями, в которых нужно защищать интересы
собственных подопечных.

Содержание работы социального педагога включает следующие
направления:

— формирование в микросоциуме здоровых, воспитывающих,
добрых взаимоотношений;

— патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской
помощи;

— содействие саморазвитию личности ребенка (ребёнка);

— оказание помощи обучающимся (воспитанникам) и выпускни-
кам особых школ в реабилитации и социальной адаптации;

— разрешение и выявление конфликтных обстановок в межлич-
ностных отношениях;

— направление упрочнений на нормализацию и оздоровление отно-
шений в семье, устранение недостатка общения;

— содействие в ответе личных и социальных неприятностей уча-
щихся (воспитанников);

— организация правового просвещения педагогов, обучающихся
(воспитанников) особых (коррекционных) учреждений,
разъяснение им их прав и обязанностей;

— представление заинтересованностей обучающихся (воспитанников) от име-
ни особого (коррекционного) учреждения в органах мили-
ции либо в суде;

— сотрудничество с администрацией, психологами, педагога-
ми и другими работниками особых (коррекционных) уч-
реждений в подготовке нужных документов для предстояще-
го трудоустройства либо учебы обучающихся.

Наиболее значимым нюансом инновационной стратегии в организа-
ции социально-педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями, направленной на преодоление межведомствен-
ных барьеров в деятельности национальных структур, занима-
ющихся проблемами инвалидности, есть создание принци-
пиально новых форм учреждений, трудящихся на междисципли-

нарной базе. Это — комплексные психолого-медико-консультации-
и педагоги, реабилитационные и психолого-медико-
социальные центры.

Психолого-медико-педагогическая консультация воображает
собой диагностико-коррекционное межведомственное неизменно
действующее учреждение. Главные ее задачи заключаются в вы-
комплексном обследовании и явлении детей с отклонениями в
развитии, и детей группы риска; в создании индивидуаль-
ных реабилитационных программ, воспитания форм и
рекомендаций обучения «проблемных» детей и подростков. Эта структура
разрабатывает и реализует на практике комплекс мер психолого-
медико-педагогического содействия формированию личности, социаль-
но-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и со-
циальной адаптации людей с разными формами отклонений в
развитии психологических функций, с нарушениями речи, интеллек-
та, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с неприятность-
ми в обучении, общении, поведении. Консультации трудятся в
сотрудничестве с учреждениями и органами образования, здра-
воохранения, соцзащиты населения, рабочими группами по
делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, обще-
ственными организациями.

Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций
сложна и важна. Только в редких случаях удается поставить
диагноз сходу (по большей части в то время, когда речь заходит о детях с быстро выра-
женными недочётами сенсорной сферы, с синдромом Дауна и
некоторых вторых). Но кроме того в этих обстоятельствах личные осо-
бенности нарушенного развития допустимо распознать только в про-
цессе долгого диагностического наблюдения, обучения. Су-
ществует опасность, что различные, сходные по внешним проявле-
ниям, отклонения в развитии смогут стать обстоятельством неверной по-
становки диагноза, в особенности в случае, если эксперты не владеют не-
обходимым уровнем квалификации, проявляют поспешность и не-
внимательность. Исходя из этого эта деятельность регулируется рядом
необходимых для соблюдения правил (В.Г.Петрова, И.В.Бе-
лякова):

принципом единства методологической концепции, объединяю-
щей всех ее участников, обоснованности и апробированности исполь-
зуемых процедур и методик обследования;

принципом комплексности изучения, в соответствии с которым
ребенка обследуют все нужные для данного случая специа-
страницы. Совокупность их точек зрения и последующее обсуждение ре-
зультатов наблюдений с принятием коллективного ответа не
лишь дает самая полную и всестороннюю картину неприятностей-
ного развития ребенка, но и разрешает прийти к квалифициро-
ванному заключению, базирующемуся на разноаспектных диаг-
ностических данных;

принципом целостного системного изучения каждого ребенка, при
котором изучению подвергаются все нюансы личности, все
характеристики психологического, физического, социального разви-
тия и социального окружения, во всей полноте их взаимовлияний и
взаимосвязей;

принципом онтогенетического подхода, что предполагает изуче- ние не только актуального состояния ребенка, но и всего процес-
са его формирования, включая раннее детство, биографию;

принципом детерминированного подхода, в соответствии с которому вы-
являются первичный недостаток и порождаемые им нарушения и от-
клонения в развитии вторичного и следующих порядков, их вза-
имодействия и взаимовлияния;

принципом динамического обследования, в соответствии с кото-
рым ребенка замечают и изучают в ходе исполнения им
многообразных видов деятельности, заданий, упражнений, при
различных уровнях оказываемой помощи, в условиях обучающего
опыта, в то время, когда способы и заданные параметры деятельно-
сти шепетильно фиксируются, а полученные результаты не меньше
шепетильно анализируются;

принципом личного подхода, что признает непри-
емлемым формальное подведение обследуемого под ту либо иную
категорию отклонения либо нарушения в развитии. У ребенка мо-
гут наблюдаться пара необычно сочетающихся наруше-
ний психологической деятельности, может иметься несколько, а два
либо пара первичных недостатков при неодинаковой степени
выраженности, играющих различную роль в формировании своеоб-
разия развития конкретно этого ребенка. Исходя из этого в каждом случае
эксперты консультации стремятся отыскать собственный подход, соот-
ветствующие методы и способы диагностики, производят ин-
дивидуальные советы по программе предстоящего разви-
тия и образования ребенка.

Реабилитационные центры реализовывают собственную деятельность на
базе принципа комплексной помощи людям с ограниченными
возможностями жизнедеятельности.

Правовой базой создания таких центров есть приказ Ми-
нистерства соцзащиты РФ от 14 де-
кабря 1994 г. № 249, утверждающий Примерное положение о реа-
билитационном центре для детей и подростков с ограниченными
возможностями — главной нормативный документ, регламен-
тирующий деятельность этих учреждений.

В соответствии с Примерным положением реабилитационный
центр создается из расчета одно учреждение на тысячу детей с
ограниченными возможностями.

Главными задачами таких учреждений являются:

— учёт детей и своевременное выявление, нуждающихся в спе-
циальной помощи;

— ранняя диагностика и ранее вмешательство в движение психофизи-
ческого развития с целью понижения степени инвалидности и со-
циальной дезадаптации;

— пролонгированное изучение личности ребенка, обнаружение
его резервных возможностей и способностей для выбора опти-
мальной учебной программы;

— коррекция отклонений в развитии в ходе учебно-воспи-
тательной и лечебно-восстановительной работы;

— опытное ориентирование.

Структурная организация реабилитационного центра предпо-
лагает наличие нескольких подразделений:

разработки программ и отделения диагностики социальной ре-
абилитации — эксперты выявляют проблемы и семьи и
нужды ребёнка и планируют предстоящую работу (цели, этапы, сроки),
выбирают формы и способы сотрудничества с семьей;

отделения медико-социальной реабилитации — организует по-
этапное исполнение личных реабилитационных программ
детей и подростков в части медико-социальных и медико-кон-
сультационных мероприятий;

отделения психолого-педагогической помощи — реализует про-
граммы реабилитации средствами образования;

отделений дневного и стационарного (круглосуточного) пребыва-
ния — тут выполняются развивающие программы для детей и
подростков с ограниченными возможностями.

Количество детей и подростков в группах обоих отделений ус-
танавливается от 5 до 10 человек.

Психолого-медико-социальные (ПМС) центры — многофункцио-
нальные учреждения, реализующие диагностические, развиваю-
щие, коррекционные и оздоровительные комплексы, располага-
ющие кроме этого творческими мастерскими и социальными работа-
ми. Наиболее значимым направлением деятельности таких центров явля-
ется организация процесса сопровождения ребенка (ребёнка,
юноши/девушки) в образовательном и социальном пространстве.

В совокупности Минздрава и социального раз-
вития РФ существует сеть особых учреждений для детей и взрос-
лых, имеющих инвалидность. Это — дома-интернаты для детей с
глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тя-
желыми физическими отклонениями, особые профессио-
нально-технические училища, дома-дома престарелых
, психоневрологические интернаты. Кроме медицин-
ских программ реабилитации на данный момент в этих учрежде-
ниях вводятся программы развития познавательных возможнос-
тей, трудовых и социально-умений и бытовых навыков. В лично-
сти, в столичных зданиях-интернатах для детей с глубокой степе-
нью умственной отсталости и физическими нарушениями апро-
бируются программы по формированию навыков самообслуживания,

бытовой ориентации, формированию элементов нравственного
воспитания, баз эстетического воспитания. Но подобная
форма социальной помощи детей и подростков с инвалидно-
стью все же не снабжает оптимальных условий для их разви-
тия и полноценной социальной адаптации. Содержание ребенка
вне семьи, в условиях закрытого социума, без определенной сре-
довой и коммуникативной стимуляции ведет к обострению
патологических проявлений недостатка, делается причиной тор-
можения социального становления личности.

Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и
подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, рабо-
тающего в режиме дневной школы, говорит о том, что в случае, если осознавать
обучение не только как овладение навыками письма, чтения, счета,
а разглядывать его как процесс формирования у детей с глубо-
кими и множественными нарушениями жизненно нужных
свойств, то их возможно научить: познавать себя и руководить
своим физическим и психологическим «Я»; обслуживать себя и прини-
мать помощь вторых; вступать в контакт и поддерживать его с окру-
жающими; ориентироваться в пространстве и познавать окружаю-
щий мир; принимать участие в совместной созидательной деятельности.

Воздух домашнего уюта и присутствие родных (большин-
ство педагогов таких школ являются родителями этих детей) спо-
собствуют мотивации активной деятельности учеников.

Разбирая современную обстановку в РФ в сфере социаль-
но-педагогической помощи людям с ограниченными допустимо-
стями, возможно выделить следующие инновационные направления
в ее стратегии:

— становление национально-публичной совокупности социаль-
но-педагогической помощи (создание образовательных учрежде-
ний, социальных работ национального и публичного сек-
торов);

— организация работ ранней ранней помощи и диагностики в
целях снижения нарушений степени и профилактики развития
инвалидности;

— совершенствование процесса социального воспитания в ус-
ловиях особых учебно-воспитательных учреждений на осно-
ве внедрения вариативности и разноуровневости образования,
продолжения образовательного процесса за рамками специаль-
ной школы и за пределами школьного возраста в зависимости от
изюминок психофизического развития и личных воз-
можностей обучаемого;

— создание принципиально новых (межведомственных) форм
учреждений для оказания социально-педагогической помощи (по-
стоянно действующих психолого-медико-педагогических консуль-
таций, реабилитационных и медико-психолого-социальных цент-
ров и др.);

— появление умелых моделей интегрированного обучения
(включение одного ребенка либо группы детей с ограниченными
возможностями в среду здоровых сверстников);

— переориентация системной организации управления воспи-
тательным процессом на базе формирования субъект-субъект-
ных взаимоотношений всех его участников (ребенок — эксперт —
семья).

1.6.2. Организация совокупности социально-педагогической помощи
людям с ограниченными возможностями за границей

В западных государствах совокупность социально-педагогической помо-
щи людям с особенными потребностями выстроена на нормализации
и принципах интеграции и структурно организована как сфе-
ра деятельности, в которой взаимодействуют социальные служ-
бы, образовательные учреждения, публичные объединения,
семьи и частные лица.

Ответственным нюансом социально-педагогической деятельности яв-
ляется создание условий для поддержания семьи, в которой име-
ется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со зна-
чительными ограничениями возможностей здоровья обеспечены
целым комплексом мероприятий социально-педагогической на-
правленности, осуществляемых в условиях родной либо приемной
семьи («семьи Фостера»).

В частности, в Швеции на основании существующего законо-
дательства семья, имеющая ребенка с особенными образовательны-
ми потребностями, приобретает право на привлечение персонально-
го помощника, и дополнительную материальную и меди-
цинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства
проводится не только комплексное обследование детей и конт-
роль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей
среды с привлечением экспертов соответствующих профилей.
Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется
личная программа образования, которая включает обу-
чение своих родителей своеобразным навыкам проведения и общения
занятий с малышом. Тут же осуществляются разные формы
домашней терапии.

Во взрослом возрасте люди, кроме того имеющие большие ог-
раничения трудоспособности и жизнедеятельности, располагают
возможностью сферы проживания и выбора места (вместе с род-
ными либо самостоятельно), проходят пролонгированный курс
обучения по подготовке к профориентации и независимой жизни
в соответствии с личными возможностями.

В европейских государствах действуют социальные службы и частные
школы, каковые трудятся по собственным программам и исполь-
зуют собственные способы особого обучения.

Одним из занимательных примеров организации судьбы людей с
тяжелыми нарушениями развития есть создание на базе
концепции вальдорфской педагогики особых поселений —
кэмпхиллских общин для проживания тех, кто испытывает недостаток в осо-
бой помощи и помощи.

задания и Вопросы

1. Что такое социальная помощь и социально-педагогическая деятель-
ность?

2. Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической
помощи людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности в
отечественной стране.

3. содержание деятельности и Каковы задачи социального педагога в
работе с детьми (детьми и взрослыми), имеющими ограниченные
возможности жизнедеятельности?

4. Каковы новые направления в развитии социально-педагогической
помощи в РФ?

5. Охарактеризуйте содержание и организацию совокупности социально-
педагогической помощи людям с ограниченными возможностями жиз-
недеятельности за границей.

Литература для независимой работы

Закон «О социальной защите калек в РФ».

Об утверждении Временного положения о порядке квотирования ра-
бочих мест на фирмах, в организациях и учреждениях для лиц,
нуждающихся в социальной защите: Распоряжение Министерства тру-
да и занятости населения РФ № 21 от 11 июня 1992 г.

Обучение детей с проблемами в развитии в различных государствах мира: хре-
стоматия / сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997.

О мерах по формированию дешёвой для калек среды жизнедея-
тельности: Распоряжение Совета Министров — Правительства Россий-
ской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г.

О научном и информационном обеспечении инвалидов и
проблем инвалидности: Указ Президента РФ № 802 от 27 июля
1992 г.

Психолого-медико-педагогическая консультация: способ. рекоменда-
ции / науч. ред. Л.М.Шипицына. — СПб., 1999.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва-
лидов, принятые Главной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизне-
деятельности человека. — Курск, 1996.

Шипицына Л.М. новое и Старое: соцзащита в РФ. — СПб.,
1997.

Глава 2

______________________________________________________

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВОКУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

2.1. задачи и Предмет сурдопедагогики

Сурдопедагогика (от лат. surdus — глухой) исторически форми-
ровалась как наука об воспитании и обучении глухих детей. В на-
стоящее время в рамках данной предметной области особой
педагогики изучаются практики образования и проблемы теории
людей с нарушениями слуха.

Дмитрий Моисеенко и Михаил Попов о марксизме как науке


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: