За границей. Междунар. Нобелевская премия была создана в 1901 из фонда швед. инженера-химика, изобретателя динамита Альфреда Нобеля. Присуждается в большинстве случаев за все творчество писателя, реже — за отдельное произв. (в нек-рые годы не вручалась). Среди лауреатов: Р. Киплинг (1907), М. Метерлинк (1911), Г. Гауптман (1912), Р. Тагор (1913), Р. Роллан (1915), К. Гамсун (1920), А. Франс (1921), Дж. Б. Шоу (1925), Т. Мани (1929), С. Льюис (1930), Дж. Голсуорси (1932), И. А. Бунин (1933), Ю. 0·Нил (1936), Р. Мартен дю Гар (1937), Габриела Мистраль (1945), Т. С. Элиот (1948), У. Фолкнер (1949), Э. Хемингуэй (1954), А. Камю (1957), И. Андрич (1961), Дж. Стейнбек (1962), М. А. Шолохов (1965), Н. Закс (1966), П. Неруда (1971), Г. Бёлль (1972), А. Зингер (1978), О. Элитис (1979) и др.
ПРАП — ПРЕМ
==303
В различных государствах имеется и др. междунар. премии, присуждаемые критикам и писателям. Так, Ассоциация Африки стран и писателей Азии присуждает премию . Междунар. премия им. Джейн Аддамс выдается за произв., проникнутые гуманистич. идеями. Междунар. книжная премия, созданная в 1973 Междунар. книжным комитетом под руководством ЮНЕСКО, присуждается орг-циям и лицам за вклад а дело упрочнения согласия между людьми посредством книги; в 1975 была присуждена Сов. нац. комитету по проведению года книги. Междунар. совет по книгам для юношества в Базеле (Швейцария) присуждает премию им. X. К. Андерсена (осн. в 1956; присуждается раз в 2 года; с 1966— кроме этого иллюстраторам); время от времени ее именуют “малой нобелевской”. Италия присуждает иностр. поэтам премию им. Дж. Кардуччи; Болг. академия наук — Мефодия и премию Кирилла болг. и иностр. ученым за труды в области болг. лит-ры, иск-ва и языка. Междунар. Димитровская премия кроме этого присуждается за успехи в области лит-ры и иск-ва. Болг. междувар. премия им. Христо Ботева присуждается за успехи в области револгац. поэзии. В Болгарии существует кроме этого Междунар. премия им. Н. Вапцарова.
В Соединенных Штатах — много лит. премий. Пуляцеровская премия присуждается каждый год но пяти разделам: роман, драма, поэзия, автобиография и биография, история.
Во Франции Франц. академия присуждает каждый год ок. 70 лит. премий. Одной из наибольших лит. призов считается ‘Гонкуровская премия; в соответствии с завещанию Э. Гонкура, его состояние перешло в фонд ежегодных премий его имени, к-рые присуждают 10 известных писателей Франции — Академия Гонкуров. С 1904 присуждается премия “фемина” дамам-писательницам за лучший роман года. Во Франции кроме этого респектабельны лит. премии Ренодо, Медичи.
Довольно много лит. премий в Англии. Они присуждаются Английской Академией, Ассоциацией книгопродавцев, Английской писательской ассоциацией, англ. и шотл. отделениями Пен-клуба, Шеффилдским ун-том и др.; произв. поэзии заслуживают Золотой медали королевы.
В ФРГ присуждаются премии И. В. Гёте, Г. Э. Лессинга, Г. Бюхнера, Г. Клейста, ф. Шиллера. В Италии самая авторитетной считается премия Багутта (присуждается каждый год). В Испании наибольшая лит. приз — премия Мигеля Сервантеса (присуждается каждый год). В Японии имеется ок. 25 разл. лит. премий.
В ЧССР раз в 2 года присуждаются премии Марии Майеровой за книги для детей (как авторам, так и иллюстраторам). В ГДР имеются премии Г. Гейне, Г. Э. Лессинга, И. Р. Бехера, Г. Манна. В Индонезии лит. премии присуждает Джакартская академия.
В нек-рых государствах существуют кроме этого общегос. премии, к-рыми награждаются и деятели нац. лит-ры и иск-ва: Громадная Австр. гос. премия, Димитровская премия в Болгарии; Нац. премия ГДР; Премии им. Лайоша Кошута и Аттилы Йожефа в Венгрии; Гос. премия МНР; Гос. премия им. Клемента Готвальда в Чехословакии; Гос. премия ПНР.
• Писатели-лауреаты премий СССР и союзных республик, Львов, 1980; Awards, honors в течении. An international directory f awards a their donors recognizing achievement…, ed. by P. Wasserman, 3 ed., v. l—2, Detroit, 1975; Literary and library prizes, 10 ed., N. У.-L., 1980.
Б. А. Гиленсон (заруб, раздел), А. Ю. Наркевич (сов. раздел).
ПРЕРАФАЭЛИТЫ, несколько англ. художников и поэтов, организовавшая в 1848 “Прерафаэлитское братство”. Опирались в собственных воззрениях и худож. практике на творчество итал. живописцев дорафаэлевской эры (Джотто, С. Боттичелли), на поэзию Данте и англ. романтиков. Для П. свойственны культ красоты, мистич. и эротич. мотивы. Во главе П. стоял поэт и художник Д. Г. Россетти. В 1850 “братство” выпустило четыре номера журн. “The Germ” (“Росток”). П. повлияли на нек-рых представителей декадентских течений Англии кон. 19 в. (А. Суинберн, О. Уайльд, писатель и художник О. Бёрдсли).
ф ВенгероваЗ.А., Лит. характеристики, т. 1—Прерафаэлитское перемещение в Англии, СПБ, 1897. Н. М. Эйшискина.
ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от франц. precieux— драгоценный, изысканный, жеманный), элитарно-аристократич. направление в лит-ре франц. барокко 17 в., родственное итал. маринизму и исп. гонгоризму. Появилось в светских салонах, из к-рых самый известен Отель маркизы де Рамбуйе (годы расцвета — 1630— 1648) — центр лит.^фронды против абсолютизма. П. л. связана с прециозностью — культурным и обществ. перемещением, для к-рого, наровне с идеалом утонченной и куртуазной светскости, характерно рвение к эмансипации дам. Поэты (В. Вуатюр, И. де Бенсерад, Менаж, Г. де Бальзак и др.) обращались в осн. к малым лит. формам (сонет, стансы, послание, баллада, др и рондо.). Во 2-й пол. 18 в. в салоне Мадлен де Скюдери приобретает развитие осн. жанр П. л.— роман (“Клелия” де Скюдери, “Прециозница” аббата де Пюра), изображающий представителей франц. знати под псевдоисторич. либо вымышленными именами.
Л. В. Евдокимова.
==304 ПРЕР — ПРИЕ
ПРИБАУТКА, произв. шуточного характера; небольшой жанр рус. фольклора. П. смогут воображать собой шуточный диалог, обращение, забавный эпизод, выстроенный на алогизме. Напр.: “Иван, сообщи моей лошади — тору!”—“А сам что ж?”—“Губы замерзли!”. Часто употребляются преувеличение, оксиморон. П. включались в обиходную обращение как “красное словцо”, входили в сказку (присказка), в нар. драму, обрядовую поэзию (решения суда свадебного друзья), в монологи “балаганных дедов”, в шутки уличных торговцев. ПРИЕМ литературный. Под лит. приемами понимаются конструктивные правила организации лит. высказывания: сюжетно-композиционные, жанровые, · стилистические, стиховые. В практике лит-ведения о П. чаще говорят в связи с утверждением новаторских форм высказывания либо применением уже устоявшихся П. в новых целях. Наряду с этим особенное значение получает выделенность того либо иного П.: напр., введение гротеска и элементов фантастики в “жизнеподобный” сюжет реалистич. произведения, совокупность специфич. П. лит-ры “потока сознания”, орнаментальность и повыш. метафоричность поэзии барокко, заумный язык футуристов, необыкновенное применение синтаксич. и ритмич. организации худож. речи (понятие “одураченного ожидания” у Р. О. Якобсона) в прозе и поэзии; ср., напр.. Пунктуация поэтическая, Орфография поэтическая, Инверсия.
Кроме П., “открытых” автором либо к.-л. лит. эрой, существуют П. “автоматизированные”, заданные писателю лит. традицией, стертость к-рых он пытается преодолеть. На аналогичных П. читательское восприятие как бы “затормаживается” и заостряется, приобретая импульс к их эстетич. переосмыслению.
Но вероятна не только сознательная перестройка традиц. П., но и осознанное следование ему — как на уровне личного стиля, так и “громадных стилей” эры, напр. классицизма: подражание образцовым авторам влекло за собой и выработку стереотипных П., невыполнение к-рых рассматривалось как “неправильность”. Стабилизация к.-л. П., характерная лит-рам различных эр, влечет за собой выработку лит. клише, некритич. применение к-рых ведет к эпигонству. Особенную, эстетически значимую функцию стереотипные П. несут в фольклоре (см. работы В. Я. Проппа, П. Г. Богатырева).
Сознательное применение либо игнорирование к.-л. П. в любой момент содержательно значимо (см. Минусприем). Совокупность определенных П. возможно обусловлена расчетом на “особую” аудиторию (дружеское послание в рус. поэзии нач. 19 в., “народные рассказы”. Л. Н. Толстого, агитац. стихи В. В. Маяковского).
Понятие “П.” было введено в обиход лит-ведения на рубеже 10-х и 20-х гг. 20 в. теоретиками ОПОЯЗа, выдвинувшими тезис: “мастерство как прием” (В. Б. Шкловский), в соответствии с к-рому особенное внимание при анализе текста обращалось на
ветхих приемов, в их новом конструктивном значении, а оно-то и выпадает из поля зрения при „статическом рассмотрении” (· Литературный факт”, в его кн.:
Важная методологич. критика
9 Шкловский В. В., Мастерство как прием. Сообщение приемов сюжетосложения с неспециализированными приемами стиля (и др. ст.), в его кн. ? теории прозы, М.—Л., 1925 (2 изд., M., 1929); Жирмунский В. M., Задачи поэтики. К вопросу о “формальном способе”, в его кн.: Теория лит-ры. Поэтика. Стилистика, Л., 1977; Выготский Л. С., Мастерство как прием, в его кн.: Психология мастерства, 2 изд., М., 1968; Пропп В., Морфология сказки. Л., 1928 (2 изд., М„ 1969); Л о т м а н Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970; Богатырев П. Г., Вопросы теории нар. искусства, М., 1971; Мукаржовский Я., Эстетич. функция, ценность и норма как социальные факты, в сб.: Труды по знаковым совокупностям, в. 7, Тарту, 1973; Mukai-ovsky I., К ceskemu pfekiadu вklovskйho Teorie prozy, в его кн.: Kapitoly z ceske poetiky, dl l, Praha, 1948; Jakobson R., Closing Statement. Linguistics and poetics,
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ПИСАТЕЛЯ, худож. проза, где осн. задачу повествования образовывает занимат. сообщение о настоящих либо вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, путешествиями и детективной литературой. Формировалась и развивалась под знаком романтизма. Для П. л. свойственны стремительность развития действия, острота и переменчивость сюжетных обстановок, накал переживаний, преследования и мотивы похищения, тайны и загадки. Одними из первых образцов явились “морские романы” Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенч. романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие Э. Сю. самые известные авторы П. л. 19 — нач. 20 вв.— Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон, Р. Хаггард, Дж. Конрад (Англия); Г. Эмар, Ж. Берн, Л. Жаколио, Л. Буссенар, П. Бенуа (Франция); Ф. Брег Гарт, Дж. Лондон (США); их произв. стали классикой лит-ры для юношества и детей (см. Детская литература).
В жанре П. л. в СССР выступали А. С. Грин, В. А, Каверин, А. Н. Толстой, А. Гайдар, А. Р. Беляев, В. П. Катаев, Г. Адамов, Ю. С. Семенов. Сов. П. л. в целом отмечена героико-патриотич., жизнеутверждающим пафосом. В стране выходят Библиотека приключений” (1937—53), “Библиотека научной фантастики и приключений” (с 1954), журн. “Около света” с приложением “Искатель” (с 1961) и мн. др. издания, сб-ки и серийные издания.
ф Мошенская Л., Мир приключений и лит-ра,
ПРИПЕВ, рефрен, повторяющаяся часть песни; запев в большинстве случаев поется солистом, П.— хором. В рус. терминологии повторяющаяся строфа в большинстве случаев наз. П., повторяющийся стих (в большинстве случаев последний в строфе) —рефреном. Из нар. песни П. рано пробрался в лит-ру (эпиталамии Катулла, ср.-век. песнопения); в поэзии нового времени употребителен в лит. песнях (П. Ж. Беранже; “Священная война” В. И. ЛебедеваКумача) и в стилизациях нар. творчества (нем. и англ. романтики, Р. Киплинг). На рефрене выстроены триолет, рондель, рондо, старофранц. баллада и др. жёсткие формы, м. л. Гаспаров. ПРИСКАЗКА, народнее назв. классической, ритмически организованной прибаутки, часто предшествующей зачину в сказках и не связанной конкретно с сюжетом. Цель П.— заинтересовать слушателей, увлечь их воображение.
ПРИТЧА, дидактико-аллегорич. жанр лит-ры, в общих чертах близкий басне. В отличие от нее форма П.
1) появляется в нек-ром контексте, в связи с чем она
2) допускает отсутствие развитого сюжетного перемещения и может редуцироваться до несложного сравнения, сохраняющего, но, символич. наполненность;
3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной “премудрости” религ. либо моралистич. порядка. В собственных модификациях П.— универсальное явление мирового фольклора и лит. творчества. Но для определ. культурных эр, в особенности тяготеющих к аллегоризму и дидактике, П. была центральным жанром, эталоном для др. жанров [напр., в “учительной” прозе ближневосточного круга (Ветхий завет, сирийские “Поучения Ахикара”, машолим Талмуда), в христианской литературе и ср.-век. лит-ре (см. притчи Евангелий, напр. Притча о блудном сыне, о сеятеле)]. В эти эры, в то время, когда культура читательского восприятия осмысляет любой рассказ как П., господствует специфич. поэтика П., исключающая описательность “художественной прозы” антич. либо новоевроп. типа: природа и вещи упоминаются только по необходимости, воздействие происходит как бы без декораций,
Изд.: Причитанья Сев. края, собранные Е. В. Барсовым, ч. 1—4, М., 1872—83; Причитания. [Вступ. ст. К. В. Чистова], 2 изд., Л., 1960; Рус. нар.-бытовая лирика. Причитания Севера в записях В. Г. Базанова и А. П. Разумовой, М.—Л., 1962. К. В. Чистов.
ПРОВАНСАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, о к сита нская литература, лит-ра на прованс. яз., развившаяся в Провансе (историч. область во Франции) вместе с лит-рами на франц., каталанском, исп., итал. языках и на смешанном франко-прованс. наречии. Первые дошедшие до нас монументы П. л.— фрагмент поэмы. “Боэций” (ок. 1000) и “Песнь о святой Вере Аженской” (сер. 11 в.). Еще раньше широкое распространение взяла устная нар. поэзия. В кон. 11 в. появилась поэзия трубадуров, достигшая расцвета в 12 и 13 вв. (Гильом IX, Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель, Маркабрю, Рембаут Оранжский, ПРИК — ПРОВ
==305
* 20 ЛЭС
Гираут де Борнейль, Бертран де Борн, Арнаут Даниель, Гираут Рикьер, Пейре Карденаль). В лирике трубадуров сложились многочисл. поэтич. формы: альба, пастурелла, сирвента, тенсона, плач и др. Эти формы оттачивались и закреплялись на поэтич. соревнованиях, проводившихся впредь до 16 в. Эпос на прованс. яз. не сохранился; рыцарский роман Представлен монументами “Джауфре”, “Фламенка” (13 в.). К 16 в. прованс. культура потеряла единый темперамент и П. л. распалась на отд. узкие областные лит-ры.
П. л. в 16 в. развивалась преим. в историч. области Гасконь. В творчестве поэтов П. де Гаррос, О. Гайар, Л. Белло де Ла Беллодьер и др. отразилось влияние протестантизма. Самый самобытен П. Гуделен (Гудули). Влияние классицизма в П. л. было не сильный. Развивались бурлескная поэзия, сатира, пейзажная лирика. Из поэтов 18 в. выделялся Ж. Б. Фавр.
Новый значит, период П. л. связан с культурным подъемом Юга, ростом националистич. настроений, и с приходом в лит-ру больших творческих индивидуальностей: Ж. Жансемин, Ж. Руманиль, Т. Обанель, Ф. Мистраль, Ф. Гра. Они основали перемещение фелибров — фелибриж, стремящееся выработать единый лит. язык, лишить П. л. диалектной разобщенности. Поэты-фелибры создали прозы и замечательные образцы лирики. В нач. 20 в. фелибриж прекратил собственный существование. В 20 в. большая часть прованс. писателей пишет в один момент на франц. яз. и прованс. яз. Существенно поэтич. и прозаич. творчество Ж. д’Арбо. Увлекательна лит-ра Лимузена, где поэты Ж. Б. Шез, П. Л. Гренье и др. делают попытки возродить лит. традиции прошлого. Наибольшим поэтом Руссильона был Ж. С. Понс.
По окончании 2-й всемирный войны 1939—45 делаются попытки объединить лит. силы Прованса: показались новые издания, мн. писатели являются экспертами по истории П. л.— Р. Нелли, Ш. Кампру и др. Выделяются поэты М. Рукет, М. Алье, П. Бек, С. Бек, И. Рукет, поэт, прозаик, ученый-филолог А.Р.Лафон.
Изд.: L a fon t А. Р., Anthologie de la poesie occitane. 1900— I960, P., 1962; RoubaudJ., Les Troubadours: Antologie bilingue, P., 1980.
% Шишмарев В. Ф., лирики и Лирика позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911; Соловьев C.B., Очерки по истории новой франц. и прованс. лит?ры, СПБ, 1914; Фридман P.A., Амурная ее истолкование и лирика трубадуров,
•“ПРОЖЕКТОР”·, лит.-худож. и сатирич. иллюстрир. издание. Изд. в Москве в 1923—35 при газ. “Правда”. Выходил с нач. 30-х гг. каждый месяц. Печатал политич. обозрения, фельетоны, очерки, карикатуры, маленькие рассказы. Один из первых ред.— А. К. Воронский. В 30-х гг. светло синий. были С. А. Воронин, В. П. Ставский и др.
ПРОЗА, прозаич. худож. произведения в их соотнесенности (преим. противопоставленности) с поэзией. См. проза и Поэзия.
ПРОЗАЙЗМЫ, слова либо выражения, к-рые воспринимаются как чужеродные в поэтич. произведении. Ср. у A.C. Пушкина: “…я опять радостен, молод,/ Я опять жизни полн — таковой мой организм / (Извольте мне забыть обиду ненужный прозаизм)”. П.— понятие гл. обр. историческое. В рус. поэзию с сер. 19 в. (Н. А. Некрасов и др.) вовлекаются группы слов, к-рые считались прежде “непоэтичными”. В этом отразился процесс расширения тематики лит-ры, ее обращение к “низким” сторонам судьбы. П. проникали и в стихотв. обращение пародийного либо сатирич. характера. Понятие “П.” делается мало применимым к поэзии 20 в., в то время, когда происходит коренная переоценка ?. эстетич. сокровищ слова, д. н. Шмелев.
==306 ПРОЖ — ПРОЛ
ПРОКЛИТИКА (от греч. proklitikos — наклоняющийся вперед), безударное слово, фонетически примыкающее к следующему за ним ударному. В рус. языке таковы односложные (реже двусложные) предлоги, альянсы, довольно часто местоимения: “на нас”, “и поднялся”, “мы шли”. Противоположна энклитике.
М. Л. Гаспаров.
“ПРОЛЕТАРИЙ”, назв. неск. большевистских газет, сыгравших громадную роль в борьбе за победу пролет. революции, за новое революц. иск-во: 1) изд. в Женеве (нелегально) в мае — нояб. 1905 (26 номеров). Редколлегия: В. И. Ленин (гл. ред.), А. В. Луначарский, В. В. Боровский, М. С. Ольминский; 2) изд. в Выборге, Женеве, Париже в 1906—09 (нелегально). Ред. Ленин. Сотрудничали Луначарский, Боровский и др. Тут была опубл. ст. Ленина “Лев Толстой как зеркало русской революции” (1908, № 35, сент.). Газета выступала против рус. махизма, “богостроительства” в лит-ре; 3) под назв. “П.” в авг. 1917 выходила преследуемая Лжём. правительством большевистская “Правда”.
“ПРОЛЕТАРСКАЯ КУЛЬТУРА”, издание, осн. теоретич. орган Всерос. совета Пролеткульта. Изд. в Москве в 1918—21 (вышел 21 номер) под ред. П. И. Лебедева (В. Полянского), Ф. И. Калинина, П. М. Керженцева, А. А. Богданова (Малиновского), А. И. Маширова-Самобытника. В издании печатались статьи А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, В. Полянского, Калинина, Богданова, В. Ф. Плетнева и др., стихи В. Т. Кириллова, А. К. Гастева, М. П. Герасимова, А. Н. Поморского. Теоретич. установки издания отражали ограниченность Пролеткульта, деятели к-рого пробовали лабораторным методом “выработать” некую чисто “пролетарскую культуру” в отрыве от задач культурного строительства общества.
ПРОЛЕТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, термин, обозначающий лит-ру, появившуюся в РФ и нек-рых др. государствах на рубеже 19 и 20 вв. под влиянием роста революц. перемещения пролетариата. Истоки П. л. восходят к эре чартизма (см. Чартистская литература), Революции 1848 во Франции и Парижской Коммуны см. Парижской Коммуны (1871) литература]. В дореволюц. России “наибольшим представителем пролетарского мастерства” В. И. Ленин назвал М. Горького. С рабочей печатью, в особенности с большевистскими газ. “Звезда” и “Правда”, было связано творчество мн. пролет, писателей (направляться. “Звезды” и ^Правды” поэты). Под ред. Горького вышли два сб-ка пролет. писателей (1914, 1917).
По окончании Окт. революции пролет, писатели группировались преим. в Пролеткульте, -“Кузницею, РАППе (см. Ассоциации пролетарских писателей). Орг-ции пролет, писателей существовали во мн. республиках Сов. Альянса. По мере упрочнения единства сов. обще ства и роста многонац. лит-ры разделение писателей на пролетарских, крестьянских, “попутчиков” и т. п. все более теряло суть. Пост. ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций” (1932) помогало объединению всех сов. писателей в единый Альянс сов. писателей (см. Советская литература, Русская литература. Альянс писателей СССР).
Окт. революция и комму нистич. перемещение оказали решающее влияние на развитие П. л. во мн. государствах (см., напр., Германская литература, французская литература, Японская литература). В 20-х — нач. 30-х гг. пролет, писателями мира было создано Междунар. бюро Пролеткульта, после этого Интернациональное объединение революционных писателей (МОРП).
Термин “П. л.”, вызывавший споры, в особенности обширно употреблялся сов. и прогрес. заруб, критикой в 20-х — нач. 30-х гг. применительно к лит-ре, воодушевляемой марксистским революц. мировоззрением. Идейно-худож. традиции П. л. сыграли ключевую роль в развитии и становлении социалистического реализма в сов. и всемирный лит-рах. С возникновением этого понятия термин “П. л.” понемногу исчезает.
ПРОЛЕТКУЛЬТ, культ.-просвет. и лит.-худож. орг-ция, которая ставила перед собой цель создание новой, пролет. культуры методом развития творч. самодеятельности пролетариата. Появился незадолго до Окт. революции. Теоретич. орган П.— журн. “Пролетарская культурам. В нач. 20-х гг. выходило ок. 20 изданий (“Горн” в Москве, “Будущее” в Петрограде и др.). Активными деятелями П. были поэты М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов, В. Д. Александровский, П. К. Бессалько и др., в отвлеченно-романтич. образах прославлявшие “всемирный Октябрь”, -“металлического пролетария” и т. п. В 1920 нек-рые из них вышли из П., образовав лит. группу ^Кузница”·. В известной степени П. отвечал растущему рвению трудовых весов к культуре и худож. творчеству. Но его теоретики (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др.) с вульгарно-социологич. позиций (см. Пошлый социологизм) пропагандировали несостоятельную идею “чистой” пролет, культуры, отрицали классич. наследие, претендовали на полную автономию П. в вопросах культуры. Деятельность П. была подвергнута резкой критике В. И. Лениным в письме ЦК РКП(б) “О пролеткультах” (1920). В 1925 П. вошел в профсоюзы, в 1932 прекратил собственный существование.
В. А. Калашников.
ПРОЛОГ (греч. prologos, от pro — перед и logos — слово, обращение), вступит, часть лит. произв., к-рая предваряет неспециализированный суть, сюжет либо осн. мотивы произв. либо коротко излагает события, предшествующие осн. действию (сюжету), напр. П. поэмы А. С. Пушкина “Бронзовый наездник”. В отличие от предисловия, П. в любой момент художествен; довольно часто тяготеет к слиянию с сюжетом, по существу становясь одним из его элементов, напр. П. повести Н. В. Гоголя “Ужасная месть” (в повествоват. жанрах таковой П. именуют время от времени предысторией). Ср. с эпилогом.
ПРОЛОГ (от греч. prologos — вступление; по неточности принято за наименование целой книги), южнослав. и др.-рус. сб-ки кратких житий, поучений и назидат. рассказов, расположенных в календарном порядке; ведет собственный происхождение от визант. месяцесловов либо синаксарей. Имеет 3 осн. разновидности: переводный Синаксарь (12 в.), восходящий к греч. “Менологию” 10—11 вв.; 1-я и 2-я рус. ред. (12—13 вв.). В рус. редакции были внесены жития рус. Глеба (и святых Бориса,· Владимира Святого, Феодосия Печерского и др.); количество П. возрос кроме этого за счет присоединения нравоучит. статей (из соч. отцов церкви, патериков и др.). П. стал широко распространен в Др. Руси и сохранился много перечней. Опубл. в Москве в 1641—43 (в изд. были смешаны статьи из 1-й, 2-й ред. и “стишного” П.), после этого многократно переиздавался (в т. ч. 8 изд. 17 в.). Сюжеты П. применяли А. И. Герцен, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой и др.
Тексты и лит.: Петров Н., О составе и происхождении славяно-рус. печатного Пролога, К., 1875; Сергий [Спасский] архимандрит, Полный месяцеслов Востока, т. 1, M., 1875; Лит. сборник XVII в. Пролог, М., 1978; Фет ?.?., ?овые факты к истории др.-рус. Пролога, в кн.: Источниковедение лит-ры Др. Руси, Л., 1980. Д. М. Вуланин.
“ПРОМЕТЕЙ”, сов. историко-биогр. альманах серии “Жизнь превосходных людей*. Выходит в изд-ве “Молодая гвардия” с 1966. Печатаются автобиографии, мемуары, письма писателей, науки и деятелей культуры, революц. деятелей, лит. портреты, разыскания и документальные очерки, историч. рассказы, эссе; особенное внимание уделяется историкореволюц. теме. Нек-рые выпуски “П.” носят тематич. темперамент: т. 3 (1967) покушав. рус. революц.-высвободит. перемещению, т. 10 (1974)—A.C. Пушкину, т. 12 (1980)— Л. Н. Толстому.