Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.

Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, кото-рые трудились в?море. Я захо-тел нанести ему повреждение[только] по причине того, что за ними

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.

был царь, что силой отбирал[у владельцев]

каждый[целый]корабль.

Что касается мальчика, то его родители являются верю-щими, и?мы побоялись, что

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть. [когда он вырастет, то] станет

притеснять их в?силу собственного произвола и?неверия.

И?мы захотели, дабы вместо него Господь их даровал им

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть. [другого ребёнка, что будет] чище и?ближе к?мило-сердию[по отношению к?роди-телям], чем данный.

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.

Что же касается стенки, то она в собственности двум мальчи-кам-сиротам из города, а?под

z676 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

ней находится принадлежа-щий им клад. Папа их был праведником, и?Господь твой захотел, дабы, достигнув зрелости, они извлекли[оттуда] собственный клад по милости твоего Господа.[Ничто из]

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.

этого я не делал по собствен-ному усмотрению.[Таково]истолкование того,[при виде]

чего ты не смог показать тер-пение»(18:60–82).

Кое-какие обладатели Писания утверждали, что Мусой, ко-торый отправился к?аль-Хадиру, был Муса, сын Минсы, сына Юсуфа, сына Я‘куба, сына Исхака, сына Ибрахима. Их мне-ние разделяли люди, каковые следовали за ними, использова-ли их труды и?передавали сообщения из их книг. Одним из них был Науф ибн Фадаля аль-Химьяри аш-Шами аль-Бикали. Говорят, что он жил в?Дамаске, а?его мать была женой Ка‘ба аль-Ахбара1. В?действительности же к?аль-Хадиру послал-ся Муса, сын ‘Имрана, пророк израильтян, на что показывает содержание последовательности аятов Корана и?точный хадис, что приводят аль-Бухари и?Муслим.

Сообщается, что Са‘ид ибн Джубайр сообщил:

[Однажды] я сообщил Ибн ‘Аббасу, что Науф аль-Би-кали утверждает, словно бы Муса, что сопровождал аль-Хидра, не являлся пророком израильтян. [Услышав это], Ибн ‘Аббас вскрикнул: «Неприятель Аллаха солгал!»

1 О Ка‘бе аль-Ахбаре см. сноску 1 на с. 286.

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y677

[Как информирует Са‘ид ибн Джубайр, по окончании этого] Ибн ‘Аб-бас? заявил, что Убай ибн Ка‘б? передал им, что он слы-шал, как Посланник Аллаха? сообщил:

[Однажды] Мусу, что обратился с?проповедью к?из-раильтянам, задали вопрос: «Кто из людей есть самым опытным?» Он сообщил: «Я», и?[за это] Аллах выразил ему порицание, потому что [Муса должен был ответить, что это известно лишь Аллаху]. После этого Аллах ниспослал ему в?откровении: «Воистину, у?места слияния двух морей [ты встретишь] одного из рабов Моих, что знает боль-ше, чем ты». Муса задал вопрос: «О?Господь мой, как мне най-ти его?»?— и?[Аллах] сообщил ему: «Забери с?собой рыбу и?положи её в?корзину, [а раб этот] будет в том месте, где ты поте-ряешь её». [После этого Муса] отправился в?путь совместно со своим молодым [слугой] по имени Юша‘, сын Нуна. Добравшись до одной скалы, они склонили головы и?за-снули. Тем временем рыба начала биться в?корзине, выско-чила из неё, упала в?море и?поплыла своим путём, [будто] по подземному ходу (18:61), и?Аллах сделал так, что вода, [в которой она плыла], оставалась спокойной, потому что над ней показалось [нечто] наподобие свода. В то время, когда [Муса] проснул-ся, его [слуга] забыл сказать ему [об исчезновении] ры-бы. Они [снова] двинулись в?путь [и шли] до конца дня и?всю ночь. На следующее утро Муса приказал собственному слуге:

«Принеси нам отечественный обед, поскольку мы утомились в?пути»

(18:62), а?перед тем как он миновал то место, куда Аллах ве-лел ему [идти], Муса не испытывал усталости. Его слуга сообщил ему: «Разве ты [не помнишь], как мы укрылись

у?скалы? Воистину, я забыл о?рыбе, и?лишь шайтан вынудил меня забыть[сказать тебе]о?ней, а?она чудес-ным образом уплыла в?море своим путём»(18:63). [Так]

z678 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

рыба [уплыла, будто] по подземному ходу, [чему] поди-вились Муса и?его слуга, которому Муса сообщил: «Этого-

то мы и?хотели!»?— и?они возвратились назад по сво-им следам(18:64).Так, они возвращались посвоим следам, а?в то время, когда добрались до той скалы, [увидели] человека, облачённого в?[свои] одежды. Муса захотел ему мира, а?аль-Хадир задал вопрос: «Откуда в?твоей стра-не знают о?[таком приветствии]?» [Муса] сообщил: «Я?— Муса». [Аль-Хадир] задал вопрос: «Муса [из числа] изра-ильтян?»?— [и Муса] ответил: «Да, и?я пришёл к?тебе,

дабы ты научил меня тому, что было дано знать те-бе о?прямом пути(18:66)». [Аль-Хадир] сообщил:«Поис-тине, у?тебя не хватит терпения,[чтобы быть]со мной

(18:67), о?Муса, поскольку я владею знанием, которое было дано мне Аллахом и?которое неизвестно тебе, ты же облада-ешь [иным] знанием, [также] дарованным тебе Аллахом и?неизвестным мне». [В?ответ на это] Муса сообщил: «Ес-

ли захочет Аллах, ты заметишь, что я?буду проявлять терпение и?[ни в?чём]не ослушаюсь тебя»(18:69). Тогдааль-Хадир сообщил ему: «Если ты последуешь за мной,

ни о?чём меня не задавай вопросы, пока я сам не поведаю тебе об этом»(18:70). После этого [Муса и?аль-Хадир] двину-лись в?путь по берегу моря. [Через некое время непо-далёку появился] какой-то корабль, и?они попросили [лю-дей, каковые на нём плыли], забрать их на борт. Аль-Хадир был известен [этим людям], каковые забрали их, не потре-бовав никакой платы. В то время, когда же они сели на корабль, аль-Хадир выломал доску из его [борта] с?помощью молотка. Муса сообщил ему: «[Эти] люди забрали нас с?собой, не тре-буя платы, а?ты намерено сделал [в борту] корабля ды-ру, дабы потопить тех, кто[находится на корабле]? Ты совершил нечто[неподобающее]!»?[Аль-Хадир]ска-

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y679

зал: «Разве я не сказал, что у?тебя не хватит терпе-ния,[чтобы быть]со мной?»[Муса]сказал: «Не уко-

ряй меня за то, что я?забыл, и?не возлагай на меня тяжёлое бремя»(18:71–73).Так, в?первый разМуса [поступил так] по забывчивости. [Через некото-рое время] прилетел воробей, что сел на борт и?за-черпнул клювом воды из моря. [Увидев это], аль-Хадир сообщил [Мусе]: «Моё и?твоё знание по сравнению со зна-нием Аллаха всё равняется что [та малость воды, которая уме-стилась в?клюве] воробья, [по сравнению] с?морем!» [По-том Муса и?аль-Хадир] покинули корабль, и,?в то время, когда они шли по берегу, аль-Хадир заметил мальчика, игравше-го с?[другими] детьми. Аль-Хадир схватил его за голо-ву, оторвал её собственными руками и?убил его, а?Муса сообщил

ему: «Неужто убил ты невинного человека не [в каче-стве возмездия за убийство]? Ты совершил неслыхан-ное плохое дело!»?[Аль-Хадир]сказал: «Разве я не сказал, что у?тебя не хватит терпения,[чтобы быть]

со мной?»(18:74–75). Это [обвинение, предъявленноеМусой аль-Хадиру], было более важным, чем первое. [Муса] сообщил: «В случае, если я?спрошу тебя о?чём-либо и?по сле этого, больше не сопровождай меня,[ибо, в случае, если тыпоступишь так] со мной, это уже [заслуживает] оправ-дания».?[После этого Муса и?аль-Хадир продолжи-ли свой] путь. В то время, когда же они пришли к?обитателям одно-го селения, то попросили[этих людей]накормить их, но те отказались оказать им гостеприимство.[В этомселении] они нашли готовую обрушиться сте-ну, и?[аль-Хадир]поправил её(18:76–77)собственными ру-ками. Муса сообщил: «Мы пришли к?этим людям, а?они не накормили нас и?не оказали нам гостеприимства. При жажде ты имел возможность бы взять за это плату».?[Тогда

z680 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

аль-Хадир] сообщил: «Это [значит, что] нам с?тобой [при-шла пора] расстаться, [но] я растолкую тебе суть то-го, что ты не смог стерпеть.? Что касается корабля,

то он принадлежал беднякам, каковые трудились в?мо-ре. Я?захотел нанести ему повреждение, потому что за ними был царь, что силой отбирал[у?владельцев]каждый[целый]корабль.? Что касается мальчика, то

его родители являются верующими, и?мы побоялись, что[когда он вырастет, то]станет притеснять их в?силу собственного произвола и?неверия.? И?мы захотели, что-бы Господь их даровал им вместо него[другого ребёнка,что будет] чище и?ближе к?милосердию [по отно-шению к?родителям], чем данный.? Что же касается сте-

ны, то она в собственности двум мальчикам-сиротам из города, а?под ней находится принадлежащий им клад. Папа их был праведником, и?Господь твой захотел, дабы, достигнув зрелости, они извлекли[оттуда]свой клад по милости твоего Господа.[Ничто из]этого я?не делал по собственному усмотрению.[Таково]истолко-вание того,[при виде]чего ты не смог показать терпе-ние»(18:77–82).

После этого Посланник Аллаха? сообщил: «Мы желали бы, дабы Муса показал [больше] терпения, и?тогда Аллах поведал бы нам о?них [больше]!» [Бухари, №?4725; Муслим, №?2380].

Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас? кроме этого сказал: «Что касается мальчика, то он был неверным, а?его родители были верующими».

Аллах Всевышний сообщил: «Что же касается стенки, то

она в собственности двум мальчикам-сиротам из города, а?под ней находится принадлежащий им клад», и?тут обращение идёто?золотой пластине, на которой были записаны умные [слова].

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y681

Слова аль-Хадира «по милости твоего Господа» показывают на то, что он был пророком и?ничего не делал по собственной воле, но лишь по велению собственного Господа. Аллах Всевышний сообщил:

И[вспомните, как]Аллах забрал

Я объясню тебе смысл того, что ты не смог стерпеть.

с?пророков завет: «Я?дарую вам[нечто]из Писания и?муд рости, и,[если]потом к?вам

явится посланник, подтверж-дающий истинность того, что с?вами, вы непременно[должны] станете уверовать

в?него и?оказать помощь ему». Он?ска-зал: «Согласны ли вы и?прини-маете ли на этих[условиях]то, что Я[на вас возлагаю]?» Они

ответили: «Мы согласны». Он сообщил: «Подтверждайте, и?Я?буду[одним]из свидетелей вместе с?вами»(3:81).

Так, Аллах заключил с?каждым пророком завет, забрав с?каждого из них обещание, что он уверует в?того проро-ка, что придёт по окончании него, и?будет помогать ему. Это стало необходимым и?по отношению к?Мухаммаду? , что был последним пророком, и?если бы аль-Хадир был его современ-ником, то обязательно последовал бы за ним, помогал бы ему и?был бы под его флагами на протяжении битвы при Бадре, подобно Джибрилу и?вторым лучшим ангелам. Нет ни одного хорошего либо кроме того не сильный хадиса, что показывал бы на то, что Посланник Аллаха? виделся с?аль-Хадиром, которому будет посвящена отдельная глава отечественной книги.

z682 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

Так называемый хадис об опробовании, в?котором?детально рассказывается о?том, что?происходило с?Мусой с?самого рождения и?до?смерти

В «Сунан» имама Абу ‘Абд-ар-Рахмана ан-Наса’и, правильнее гово-ря, в?том месте «Книги толкования», где разъясняется суть слов Всевышнего «[Потом] ты убил человека, и?Мы избавили тебя от скорби и?подвергли[трудному]испытанию»(20:40), приво-дится хадис об опробовании. Данный хадис передал Са‘ид ибн Джу-байр, что сообщил: «[Когда-то] я задал Ибн ‘Аббасу? вопрос о?словах “и?подвергли [трудному] опробованию”, с?которыми Ал-лах Всевышний обратился к?Мусе, [ибо желал выяснить, что подра-зумевается под] опробованием. Он сообщил: “[Подожди до завтра], о?Ибн Джубайр, потому что [об этом говорится в] долгом хадисе”. На-утро я [снова] отправился к?Ибн ‘Аббасу, дабы добиться исполнения данного им обещания [передать мне] хадис об опробовании».

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас] сообщил:

Фараон и?его собеседники отыскали в памяти о?том, что Аллах дал обещание Ибрахиму? сделать некоторых его потом-ков пророками и?царями. Кто-то из них сообщил: «Изра-ильтяне ожидают этого и?уверены в?этом. Они считали, что [царём будет] Юсуф, сын Я‘куба, в то время, когда же он погиб, они стали говорить: “Не это было обещано Ибрахиму”». Фараон задал вопрос: «Каково же ваше мне-ние?» Посовещавшись, они пришли к?единому точке зрения, что направляться отправлять людей с?громадными ножами, кото-рые должны обходить израильтян и?вырезать всех мла-денцев мужского пола, что те и?стали делать.

Заметив, что израильтяне преклонного возраста уми-рают, в то время, когда подходит их срок, а?младенцев вырезают,

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y683

[приближённые фараона] стали говорить: «Не так долго осталось ждать из-раильтяне по большому счету провалятся сквозь землю, и?вам самим будет необходимо де-лать ту?работу, которую они [выполняли] для вас прежде. Убивайте же каждого младенца мужского пола в?тече-ние года, и?[израильтян] будет мало, а?в будущем году не убивайте никого из них, и?малые дети займут мес-та старцев, в то время, когда подрастут. За счёт тех, кого вы покинете в?живых, их численность ни при каких обстоятельствах не будет возрастать, чего вы опасаетесь, и?вместе с?тем [эти люди], в?которых вы нуждаетесь, ни при каких обстоятельствах не провалятся сквозь землю из-за [гибели] тех, кого вы станете убивать», и?все они дали согласие с?этим.

Мать Мусы забеременела Харуном в?тот год, ког-да мальчиков не убивали, и?родила его открыто. На сле-дующий же год она забеременела Мусой? , и?в?серд-це её поселились беспокойство и?скорбь, что кроме этого было опробованием, о?Ибн Джубайр! Тогда Аллах внушил ей:

«Не?опасайся и?не печалься,[ибо], воистину, Мы вер-нём его тебе и?сделаем[одним]из посланников»(28:7).Помимо этого, Он приказал ей положить младенца в?сундук и?опустить его в?реку, что она и?сделала по окончании родов. Ког-да её сын скрылся из виду, к?ней явился шайтан, и?она сообщила себе: «Что я сделала со своим сыном?! Если бы его зарезали при мне и?я предала его почва, завернув в?са-ван, это было бы для меня лучше, чем бросать его на съе-дение рыбам и?морским животным!»

Вода принесла его к?тому месту, откуда брали во-ду служанки жены фараона. Заметив сундук, они забрали его и?желали открыть, но одна из них сообщила: «В этом [сун-дуке] находятся сокровища, и, в случае, если мы откроем его, же-на царя не позволит нам ничего из того, что мы в?нём обна-ружим». Ничего не дотянувшись из [сундука], они понесли его в?том виде, [в каком нашли], и?отдали [жене фараона].

z684 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

Открыв [сундук], она заметила в?нём мальчика, и?Аллах внушил ей такую любовь к?нему, какой прежде она никог-да не испытывала.

Сердце матери Мусы опустело(28:10), и?в?нёмне?осталось ничего, не считая мыслей о?Мусе. Тем временем, определив о?[том, что произошло с?Мусой], люди, которым [было поручено убивать младенцев], явились к?жене фа-раона, дабы зарезать его, что кроме этого было опробованием, о?Ибн Джубайр! Он сообщила им: «Покиньте его в?покое, потому что от одного [младенца] израильтян больше не станет, [и подождите], пока я не отправлюсь к?фараону и?не попрошу его подарить [мне жизнь этого мальчика]. Если он дару-ет её мне, [это будет означать, что] вы совершили доб-рое дело, а?в случае, если прикажет его зарезать, я не стану упре-кать вас». Затем она пришла к?фараону и?сообщила:

«[Этот младенец]?— услада моих и?твоих очей»(28:9).Фараон сообщил: «Он будет [усладой] для тебя, что же ка-сается меня, то я в?нём не нуждаюсь».

[Ибн ‘Аббас передал, что] Посланник Аллаха? сообщил: «Кля-нусь Тем, Кем [только и?можно] клясться, если бы фараон [сказал], что [Муса] будет усладой его очей, как [сказала] его супруга, Аллах обязательно вывел бы его на путь истин-ный, как вывел её, но Он отказал ему в?этом».

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

[После этого супруга фараона] отправила [людей, дабы те велели] каждой даме из её окружения подыскивать для [младенца] кормилицу. Но, какая бы женщи-на ни?брала [Мусу], дабы выкармливать его, он отказы-вался брать грудь, и?супруга фараона кроме того начала опасаться, что он будет отказываться от молока, пока не погибнет. Это

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y685

огорчало её, и?[спустя некое время] по её велению [младенца] отнесли на рынок, где планировало довольно много лю-дей. Она сохраняла надежду, что в том месте для него удастся отыскать кор-милицу, грудь которой он?заберёт, [но Муса отказывался от молока и?на рынке].

[Что же касается] матери Мусы, которая испыты-вала сильную скорбь, то, забыв об обещании Аллаха, она сообщила сестре [Мусы]: «Ступай по его следам и?пои-щи его. Возможно, ты услышишь какое-нибудь упоми-нание о?нём [и узнаешь], жив он либо его съели [рыбы]». Она?[отправилась] на его поиски и?заметила [Мусу] изда-

лека, чего они не увидели. В то время, когда же [попытки найти] кор-милицу утомили их, она сообщила, радуясь: «Не указать ли вам на семью,[члены]которой будут заботиться о?нём для вас и?сердечно к?нему относиться?»(28:12). Онисхватили её и?стали спрашивать: «Откуда ты это знаешь, и?по какой причине они будут относиться к?нему сердечно, и?зна-ют ли они его?»?— потому что сомневались в?этом, что кроме этого бы-

ло опробованием, о?Ибн Джубайр! Она сообщила: «Они будут сердечно относиться к?[младенцу] и?жалеть его, посколь-ку желают породниться с?царём через его жену и?сохраняют надежду на [его милости]». Тогда они отпустили её, и?она отправилась к?собственной матери, которой [обо всём] поведала. Её?мать пришла [к ним], и,?в то время, когда она прижала [Мусу] к?себе, он потянулся к?её груди и?сосал её, пока не напился досыта.

Затем [кто-то из людей] отправился к?жене фа-раона и?порадовал её вестью о?том, что они нашли корми-лицу для её сына. Тогда она отправила за [матерью Мусы], которую стали причиной?ней вместе с?ним. Заметив, как [он сосёт её грудь, супруга фараона] сообщила: «Оставайся и?вскарм-ливай моего сына, потому что, воистину, никого ещё я не?обожай-ла так, как обожаю его!» Мать Мусы сообщила: «Я?не могу

z686 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

покинуть собственный дом и?собственных детей, каковые пропадут [без меня]. Если ты согласна дать его мне, я?заберу его к?се-бе к себе и?сделаю всё вероятное, дабы ему было не сильный-шо, но, воистину, я не могу покинуть собственный дом и?собственных де-тей!» Мать Мусы не дала согласие с?предложением жены фараона, [поскольку] отыскала в памяти, что давал слово ей Аллах, и?она убедилась в?том, что Аллах делает Собственные обеща-ния, потому что в?тот же сутки возвратилась к?себе к себе. И?Он хра-нил [Мусу], в?то время как другие израильтяне продолжа-ли мучиться от непосильного труда и?притеснений.

В то время, когда [Муса] подрос, супруга фараона сообщила его матери: «Приноси ко мне моего сына», и?назначила ей сутки, в?что та должна была приносить его. Кро-ме того, супруга фараона приказала своим казначеям, кормили-

цам и?управляющим: «В?данный сутки любой из вас обязан встречать моего сына, преподносить ему презент и?ока-зывать уважение, а?я назначу верного человека, что будет подсчитывать всё, что сделает любой». И?стои-ло [Мусе впервые] выйти из дома, как ему начали пре-подносить подарки и?оказывать уважение, что продол-жалось, пока он не вошёл к?жене фараона. В то время, когда же он показался у?неё, она одарила [Мусу] и?его мать, которая понравилась ей, оказала [Мусе] хороший приём и?пора-довалась ему, а?позже сообщила: «Я обязательно поведу его к?фараону, дабы он одарил и?почтил его».

В то время, когда она принесла [Мусу] к?[фараону], тот поса-дил его на колени. [Муса] схватил фараона за бороду и?по-тянул её вниз, и?тогда один из неприятелей Аллаха сообщил фарао-ну: «Разве ты не [помнишь], что Аллах дал обещание Собственному пророку Ибрахиму? [Аллах] поручился, что он станет тво-им наследником, возвысится над тобой и?свергнет тебя!»?— и?тогда [фараон] отправил за теми, кто [убивал детей из-

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y687

раильтян], дабы они зарезали [Мусу], что кроме этого было опробованием, о?Ибн Джубайр! [Узнав об этом], супруга фара-она явилась к?нему и?сообщила: «Что тебе стало известно об этом мальчике, [жизнь] которого ты мне подарил?» [Фа-раон] сообщил: «Разве ты не [знаешь, что Аллах] поручился, что он свергнет меня и?возвысится нужно мной?» [Тогда его жена] сообщила: «Сделай то, что [решит] отечественный [спор] и?позво-лит тебе определить истину. [Вели] принести два тлеющих уголь-ка и?две жемчужины и?поднеси их к?нему. Если он схватит жемчужины и?отстранится от угольков, ты осознаешь, что он разумен. В случае, если же он заберёт угольки и?не захочет [брать] жемчужины, тебе станет ясно, что ни один разумный чело-век не даст уголькам предпочтения перед жемчужинами». [Фараон так и?сделал], и,?в то время, когда он поднёс угольки и?жем-чужины к?[Мусе], тот прикоснулся к?уголькам*, по окончании чего их убрали, дабы он не обжёг себе руки, а?дама сообщила: «Разве ты не видишь?» Так Аллах [уберёг Мусу от фарао-на], что замышлял против него плохое.

В то время, когда [Муса] достиг зрелого возраста, никто из ро-да фараона в?его присутствии уже не притеснял израиль-тян и?не заставлял их трудиться, потому что они решительно от-казывались от этого. [Однажды], в то время, когда Муса? шёл по городу, он заметил, как два человека?— египтянин и?изра-ильтянин?— дерутся приятель с?втором. Израильтянин поз-вал на помощь Мусу, которого охватил сильный бешенство. Он убил этого египтянина ударом кулака, свидетелями чего были лишь Всемогущий и?Великий Аллах и?израильтя-нин, что позвал Мусу на помощь. Убив же его, Му-са сообщил: «Это?— [одно] из дел шайтана! Воистину, он?— явный неприятель, вводящий[человека]в?заблужде-ние»(28:15). Аллах Всевышний сообщил:«[Муса]сказал:

“Господь мой, воистину, обидел я самого себя, забудь обиду

z688 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

же меня!”?— и?Он забыл обиду его, поскольку Он?— Прощаю-щий, Милосердный.? [Тогда Муса]сказал: “Господь

мой! За то, что Ты оказал мне милость, я ни при каких обстоятельствах не буду пособником грешников”.? [Войдя]в?город[на?следующий день], он начал испытывать ужас и?ози-раться[по сторонам]…»(28:16–18).

[Вскоре по окончании этого] кто-то сообщил фараону: «Изра-ильтяне убили человека из рода фараона. [Взыщи] же за нас по совести и?[впредь] не разрешай [им посту-пать так]». Фараон сообщил: «Отыщите мне убийцу [этого человека] и?того, кто будет свидетельствовать против не-го, потому что, воистину, в случае, если царь обожает собственный народ, он никого не должен казнить, не имея доказательств. Отыщите для меня сведения об этом, и?я [воздам] за вас по справедли-вости», и?они стали искать [необходимые] доказательст ва, но не могли их отыскать. На следующий сутки Муса уви-дел, что данный израильтянин дерётся с?вторым человеком из рода фараона, и?он опять попросил его оказать помощь. Тогда Му-са пожалел о?собственном поступке, потому что ему не пришлось по нраву то, что он заметил. Израильтянин, что желал повергнуть собственного соперника, разгневался, но Муса сообщил ему: «По-истине, ты очевидно заблуждаешься»(28:18), имея в?видуто, что тот сделал день назад и?сейчас. [Услышав это], изра-ильтянин взглянуть на Мусу, что был охвачен гне-вом равно как и?день назад, в то время, когда убил египтянина. Израиль-тянин испугался, что по окончании того, как Муса сообщил ему это, он захочет убить и?его, и?сообщил: «О?Муса, разве ты хо-чешь убить меня, как убил вчера[другого]человека?»

(28:19)?— по окончании чего они расстались. Что же касается египтянина, то он ушёл [оттуда] и?поведал [людям], что слышал, как израильтянин сообщил: «…разве ты желаешь убить меня, как убил вчера[другого]человека?»

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y689

[Узнав об этом], фараон отправил людей, которым [ве-лел] убить Мусу. Посланцы фараона медлительно двинулись по основной дороге, не опасаясь того, что Муса ускользнёт от них. Тем временем один из приверженцев Мусы прибежал к?нему по маленькой дороге, опередив их, и?обо всём расска-зал ему, что кроме этого было опробованием, о?Ибн Джубайр!

Тогда Муса покинул [город] и?направился в?сторону Мадьяна. Прежде [ничего аналогичного с?ним не случалось], он не знал дороги, и?ему осталось лишь положиться на собственного Всемогущего и?Великого Господа. Аллах Всевышний сообщил: «Направившись же в?сторону Мадьяна, он ска-

зал: “Возможно, выведет меня Господь мой на вер-ный путь”.? В то время, когда он добрался до[источника]воды в?Мадьяне, то[увидел там]людей, каковые поили[скот], а?перед ними?— двух дам, отгонявших[от водопоясвоё стадо]» (28:22–23). Муса задал вопрос этих дам: «По-чему вы[не поите скот]?»(28:23)?— на что они ответи-ли: «У нас не достаточно сил, дабы соперничать с?этими людь-ми [из-за воды], и?мы будем ожидать, [пока они не закончат, дабы напоить отечественных овец] тем, что останется». Тогда Му-са напоил за них [овец], зачерпывая бадьёй так много воды, что опередил всех пастухов. Затем дамы погнали овец к?собственному отцу, а?Муса отошёл в?сторону, укрылся в?те-ни дерева и?сообщил: «Господь мой! Воистину, нуждаюсь я?в?любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне»(28:24).

Отцу этих дам не пришлось по нраву то, что они слиш-ком скоро пригнали обратно сытых овец, у?каждой из ко-торых было молоко, и?он сообщил: «Не в противном случае как сейчас с?вами [случилось что-то необычное]!» Тогда они расска-зали отцу о?том, что сделал для них Муса, и?он приказал од-ной из них позвать его. Она пришла к?Мусе и?позвала его [к собственному отцу], что на протяжении беседы с?ним сообщил:

z690 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

«Не опасайся,[ибо]ты спасся от несправедливых людей

(28:5). Фараон и?его люди не властны над нами, и?мы нахо-димся не в?его царстве». Затем одна из [дочерей] ска-зала: «О папа мой! Найми его, [ибо], воистину, оптимальнее тебе нанять сильного и?хорошего доверия[чело-века]» (28:23). Папа, что, как видно, испытывал рев-ность, задал вопрос её: «Откуда тебе знать, как он силён и?хорош доверия?» Она сообщила: «Что касается силы, то, в то время, когда он поил для нас [скот], я видела, [какую тяжёлую] бадью [он поднимал], и?я не видела в том месте никого посильнее его. Что же касается доверия, то он взглянуть в?мою [сторону], в то время, когда я приблизилась к?нему и?я взглянуть на него, уви-дев же, что я?— дама, он опустил голову и?не поднимал её, пока я не передала ему твоё приглашение. А?затем он сообщил мне: “Иди сзади меня и?показывай мне дорогу”, и?так имел возможность поступать лишь тот, кто хорош доверия». Это подействовало на её отца, что поверил ей и?стал при-держиваться о?Мусе для того чтобы же мнения, как и?она.

[Поговорив с?Мусой], он сообщил ему: «Воистину,

я желаю женить тебя на одной из двух этих моих доче-рей при условии, что ты наймёшься ко мне на восемь лет, а?если[останешься на]десять, то сделаешь[мнеодолжение]. Я не желаю [чрезмерно] быть обузой те-бя, и, в случае, если захочет Аллах, ты заметишь, что я[от-ношусь к?числу] праведных» (28:27). Так, пророк Аллаха Муса должен был трудиться у?него во-семь лет, кроме которых он дал обещание остаться ещё на два года, и?Аллах содействовал исполнению этого обе-щания. Всего же Муса прожил в том месте десять лет.

Са‘ид ибн Джубайр сообщил: «[Как-то раз] меня встретил один христианин из их учёных, что задал вопрос: “Знаешь ли

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y691

ты, в?течение какого именно из двух названных сроков Муса обнаружил-ся в том месте?”?— и?я сообщил: “Не знаю”, потому что тогда не знал этого. По-том я встретился с?Ибн ‘Аббасом, которому поведал об этом, и?он сообщил: “Разве ты не знаешь, что пророк Аллаха был обязан [работать] восемь лет, потому что не подобало пророку Аллаха умень-шать [этот срок хоть на немного]. Тебе известно кроме этого, что Ал-лах [помог] Мусе выполнить обещание, и?всего он совершил в том месте десять лет”. А?позже я встретил этого христианина и?передал ему эти слова. Он задал вопрос: “А тот, кого ты задавал вопросы и?кто ска-зал тебе это, знает об этом больше, чем ты?”?— на что я ответил: “Да, и?есть более хорошим человеком”».

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

В то время, когда Муса [покинул Мадьян] совместно со своей семьёй, он заметил пламя, а?позже с?его посохом и?рукой случи-лось то, о?чём Аллах поведал тебе в?Коране. Муса по-жаловался Аллаху Всевышнему на то, что опасается егип-тян, потому, что [убил одного из них], а?кроме этого на то, что [след от ожога, что был] у?него на языке, мешает ему сказать продолжительно. Позже он попросил собственного Господа оказать ему помощь и?сделать Харуна его ассистентом, что сказал бы за него то, чего он не сможет светло сообщить сам. Всемогущий и?Великий Аллах внял моль-бе Мусы, развязал его язык, ниспослал откровения его брату Харуну и?приказал ему встретить Мусу.

Позже Муса двинулся в?путь, забрав с?собой собственный по-сох, [и?шёл], пока не встретил Харуна, вместе с?кото-рым отправился к?фараону. Некое время они стоя-ли у?его ворот, потому, что им не разрешали войти, в то время, когда же им это было разрешено, они вошли и?сообщили: «Поис-тине, мы?— посланники Господа твоего»(20:47). Фа-раон задал вопрос: «Кто же Господь ваш?» (20:49)?— и?они

z692 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y

сообщили ему то, о?чём Аллах поведал тебе в?Коране. Фа-раон задал вопрос: «Чего вы желаете?» [Муса] сообщил: «Я хо-чу, дабы ты уверовал в?Аллаха и?отпустил со мной сы-нов Исра’иля», но фараон отказался сделать это и?сообщил:

«Ты?— лишь человек, подобный нам, а?если ты из[числа] правдивых, яви нам какое-нибудь знамение»

(26:154). Тогда Муса кинул собственный посох, и?внезапно он пре-вратился в?огромную змею с?разинутой пастью, которая скоро двигалась в?сторону фараона. Заметив, что она на-правляется к?нему, фараон соскочил с?трона и?стал про-сить Мусу избавить его от данной змеи, и?он сделал это. Позже [Муса] вынул руку из-за пазухи, и?[фараон] уви-дел, что она стала белой, но не была поражена проказой, а?затем [Муса опять положил руку за?пазуху, а?ког-да вынул её], она имела простой цвет.

[Фараон] обратился к?знатным людям за советом от-носительно того, что он видел, и?они сообщили: «Поисти-не, эти двое?— волшебники, каковые хотят[сначала]из-гнать вас из вашей[страны, а?потом]следовать вашим наилучшим путём»(20:63)*. Затем они отказалисьвыполнять требования Мусы и?сообщили фараону: «В твоей стране довольно много волшебников, так собери их, дабы ты превзо-шёл колдовство [этих людей] своим колдовством». Тогда фараон отправил в?[разные] города [гонцов], каковые соб-рали для него всех искусных волшебников. Явившись к?фа-раону, они задали вопрос: «Что применяет данный волшебник [для собственного колдовства]?» Им ответили: «Змей». Тогда они стали говорить: «Клянёмся Аллахом, нет на земле нико-го, кто лучше нас применяет для колдовства змей, верёв-ки и?посохи! А?что мы возьмём в?приз, в случае, если победим?» [Фараон] сообщил им: «Вы станете моими приближённы-ми, и?я сделаю для вас всё, что вы захотите». После этого они

z Рассказ о?Мусе? и?аль-Хадире? y693

условились встретиться утром в?сутки [праздника, в то время, когда все люди соберутся и?наденут свои] украшения (20:59).

Са‘ид ибн Джубайр сообщил: «И Ибн ‘Аббас передал мне, что днём [праздника, в то время, когда люди надевали] украшения, был сутки ‘ашура, в?что Аллах даровал Мусе победу над фараономи?волшебниками».

[Са‘ид ибн Джубайр передал, что Ибн ‘Аббас сказал]:

В то время, когда они собрались на возвышенности, люди стали го-ворить друг другу: «Отправимся и?взглянуть на это, что-

Елена Прудникова про народ и власть


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: