Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

1.1 Определение понятий ‘* одаренность и одаренный и ребенок

Одаренность — это системное, развивающееся в течение судьбы уровень качества психики, которое определяет возможность успехи человеком более высоких (необыкновенных, незаурядных) результатов в одном либо нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Одаренный ребенок — это ребенок, что выделяется броскими, очевидными, время от времени выдающимися достижениями (либо имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том либо другом виде деятельности.

На сегодня большая часть психологов признает, что уровень, характер развития и качественное своеобразие одаренности — это в любой момент итог сложного сотрудничества наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Наряду с этим особенное значение имеют личная активность ребенка, и психотерапевтические механизмы саморазвития личности, лежащие в реализации и основе формирования личного дара.

личности возраст — и становления Детский период способностей. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. широта и Уровень интеграции определяют изюминке формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка либо регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из самые дискуссионных вопросов, касающихся неприятности одаренных детей, есть вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: все дети являются одаренными — одаренные дети видятся очень редко. Приверженцы одной из них считают, что до отметки одаренного возможно развить фактически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – неповторимое явление, в этом случае главное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к достижениям в различных видах деятельности свойственна многим детям, в то время как настоящие незаурядные результаты демонстрирует намного меньшая часть детей.

Тот либо другой ребенок может показать особенную успешность в достаточно широком спектре деятельностей, потому, что психологические возможности ребенка очень пластичны на различных стадиях его возрастного развития. Со своей стороны, это формирует условия для создания разных видов одаренности. Более того, кроме того в одном и том же виде деятельности различные дети смогут найти своеобразие собственного дарования применительно к различным ее нюансам.

Одаренность ребенка довольно часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный темперамент. К примеру, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома очертя голову строить собственные модели, но наряду с этим не проявлять подобной активности ни в школьной, ни в намерено организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Помимо этого, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать собственные успехи перед окружающими. Так, ребенок, придумывающий стихи либо рассказы, может скрывать собственный увлечение от педагога.

Так, делать выводы об одаренности ребенка направляться не только по его школьным либо внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях обстоятельством, задерживающей становление одаренности,не обращая внимания на возможно большой уровень свойств, являются те либо иные трудности развития ребенка: к примеру, заикание, повышенная тревожность, конфликтный темперамент общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической помощи эти преграды смогут быть сняты.

В качестве одной из обстоятельств отсутствия проявлений того либо иного вида одаренности возможно недочёт нужных знаний, навыков и умений, и недоступность (в силу условий судьбы) предметной области деятельности, соответствующей дару ребенка.

Так, одаренность у различных детей возможно выражена в более либо менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте возможно разглядывать в качестве потенциала психологического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Но наряду с этим направляться учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):

1). Детская одаренность довольно часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Любой детский возраст имеет собственные предпосылки развития свойств. К примеру, дошкольники характеризуются особенной предрасположенностью к усвоению языков, большим уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются разные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Большой относительный вес возрастного фактора в показателях одаренности время от времени формирует видимость одаренности (т.е. маску одаренности, под которой — простой ребенок) в виде ускоренного развития определенных психологических функций, специализации заинтересованностей и т.п.

2). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа домашнего воспитания и т.д. может происходить угасание показателей детской одаренности. Благодаря этого очень сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Помимо этого, появляются трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3). Своеобразие динамики формирования детской одаренности часто проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психологического развития. Так, наровне с большим уровнем развития тех либо иных свойств отмечается отставание в развитии письменной и устной речи; большой уровень особых свойств может сочетаться с недостаточным развитием неспециализированного интеллекта и т.д. В итоге по одним показателям ребенок может идентифицироваться как одаренный, по вторым — как отстающий в психологическом развитии.

4) Проявления детской одаренности обычно тяжело отличить от обученности (либо шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий судьбы данного ребенка. Ясно, что при равных свойствах ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, в то время, когда семья прилагает упрочнения по его формированию) будет показывать более высокие успехи в определенных видах деятельности если сравнивать с ребенком, для которого не были созданы подобные условия.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной степени условна. Самые превосходные свойства ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Запрещено закрывать глаза на то, что показатели одаренности, проявляемые в детские годы, кроме того при самых, казалось бы, благоприятных условиях смогут или понемногу, или очень скоро провалиться сквозь землю. Учет этого события особенно ответствен при организации практической работы с одаренными детьми. Не следует применять словосочетание одаренный ребенок в плане констатации (твёрдой фиксации) статуса определенного ребенка, потому что очевиден психотерапевтический драматизм обстановки, в то время, когда ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития внезапно объективно теряет показатели собственной исключительности. Может появиться болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, что начал обучение в специальном образовательном учреждении, но позже прекратил принимать во внимание одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия одаренный ребенок направляться применять понятие показатели одаренности ребенка (либо ребенок с показателями одаренности).

Показатели одаренности

Показатели одаренности проявляются в его настоящей деятельности ребенка и смогут быть распознаны на уровне наблюдения за характером его действий. Показатели явной (показанной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с большим уровнем исполнения деятельности. К тому же, об одаренности ребенка направляться делать выводы в единстве категорий могу и желаю, исходя из этого показатели одаренности охватывают два нюанса поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует методы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той либо другой стороне действительности, и к собственной деятельности.

Инструментальный нюанс поведения одаренного ребенка возможно обрисован следующими показателями:

1). Наличие своеобразных стратегий деятельности. Методы деятельности одаренного ребенка снабжают ее особенную, как следует необычную продуктивность. Наряду с этим выделяютсятри главных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана собственная своеобразная стратегия ее осуществления:

— стремительное высокая успешность и освоение деятельности ее исполнения;

— изобретение и использование новых способов деятельности в условиях поиска ответа в заданной обстановке;

— выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению обстановки и растолковывающее появление неожиданных на первый взгляд решений и идей.

Для поведения одаренного ребенка характерен в большинстве случаев третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований делаемой деятельности, что разрешает ему открывать новые закономерности и приёмы.

2). Сформированность как следует необычного личного стиля деятельности, выражающегося в склонности все делать по-своему и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной совокупностью саморегуляции. К примеру, для него очень обычен – наровне со свойством фактически мгновенно схватывать значительную подробность либо весьма скоро обнаружить путь ответа задачи – рефлексивный метод переработки информации (склонность шепетильно разбирать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).

3).Особенный тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; свойство видеть изучаемый предмет в совокупности разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска ответа в необходимый момент времени; категориальный темперамент (увлеченность неспециализированными идеями, склонность отыскивать и формулировать неспециализированные закономерности). Это снабжает необычную легкость перехода от единичного факта либо образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Помимо этого, знания одаренного ребенка (как, но, и одаренного взрослого) отличаются повышенной клейкостью (ребенок сходу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности данные), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о условиях и способах действия их применения), громадным количеством метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особенной ролью метафор как метода обработки информации и т.д.

направляться учитывать, что знания смогут иметь различное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особенные характеристики знаний одаренного ребенка смогут найти себя в основном в сфере его главных заинтересованностей.

4) Необычный тип обучаемости. Он может проявляться как в лёгкости обучения и высокой скорости, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким трансформацией структуры знаний, умений и представлений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, в большинстве случаев, уже с раннего возраста отличаются большим уровнем свойства к самообучению, исходя из этого они нуждаются не столько в целенаправленных учебных действиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный нюанс поведения одаренного ребенка возможно обрисован следующими показателями:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (символам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) или определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-ясной и т.д.) сопровождающаяся, в большинстве случаев, переживанием эмоции наслаждения.

2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3) четко выраженный интерес к тем либо иным занятиям либо сферам деятельности, очень высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то либо иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием трудолюбие и поразительное упорство.

4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неизвестной информации, неприятие стандартных, готовых ответов и типичных заданий.

5) Высокая требовательность к итогам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, рвение к совершенству.

Психотерапевтические изюминки детей, демонстрирующих одаренность, смогут рассматриваться только как показатели, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, замечательная наблюдательность, свойство к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда говорят о наличии одаренности. Исходя из этого наличие указанных психотерапевтических изюминок может служить только основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее абсолютном наличии.

направляться выделить, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать в один момент всем перечисленным выше показателям. Поведенческие показатели одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и довольно часто противоречивы в собственных проявлениях, потому, что во многом зависимы от предметного социального контекста и содержания деятельности. Однако, кроме того наличие одного из этих показателей должно привлечь интерес эксперта и ориентировать его на тщательный и долгий по времени анализ каждого конкретного случая.

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в базу классификации. В одаренности возможно выделить как качественный, так и количественный нюансы.

Качественные характеристики одаренности высказывают специфику психологических особенности и возможностей человека их проявления в тех либо иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности разрешают обрисовать степень их выраженности.

Среди параметров выделения видов одаренности возможно назвать следующие:

1. Вид деятельности и снабжающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в разных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию вид деятельности и снабжающие ее сферы психики выделение видов одаренности осуществляется в рамках главных видов деятельности с учетом различных психологических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психологической организации (принимая к сведенью качественное своеобразие каждого из них).

К главным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее сказать о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы смогут быть выделены следующие уровни психологической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального переживания и эмоционального реагирования. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно смогут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, например, возможно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность разных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно — эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных сокровищ и служении людям.

Любой вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психологической организации с преобладанием того уровня, что самый значим для данного конкретного вида деятельности. К примеру, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психологической организации, наряду с этим на первый замысел смогут выходить или сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), или эмоционально-экспрессивные качества (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, ясности и т.д.).

Любой вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той либо другой мере все пять видов деятельности. К примеру, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, помимо этого, формируется и проявляется в практическом замысле (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном замысле (на уровне интерпретации музыкального произведения), коммуникативном замысле (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном замысле (на уровне придания смысла собственной деятельности в качестве музыканта).

Классификация видов одаренности по критерию вид деятельности и снабжающие ее сферы психики есть самая важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Этот критерий есть исходным, в то время как остальные определяют особые, сейчас характерные для человека формы.

В рамках данной классификации смогут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

— как соотносится отдельные способности и одарённость?

— существует ли творческая одаренность как особенный вид одаренности?

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности разрешает отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности свойств и перейти к пониманию одаренности как системного качества. Наряду с этим деятельность, ее психотерапевтическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных свойств, формирующего тот их состав, что нужен для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление различных свойств в целях конкретной деятельности. Одинаковый вид одаренности может носить неповторимый, неповторимый темперамент, потому, что отдельные компоненты одаренности у различных людей смогут быть выражены в различной степени. Одаренность может состояться лишь в том случае, если резервы самых различных свойств человека разрешат компенсировать недостающие либо слишком мало выраженные компоненты, нужные для успешной реализации деятельности. броская одаренность либо талант говорит о наличии высоких свойств по всему комплекту компонентов, затребованных деятельностью, и об интенсивности интеграционных процессов в субъекта, вовлекающих его, в личностную сферу.

Вопрос о существовании творческой одаренности появляется постольку, потому, что анализ одаренности с необходимостью ставит проблему ее связи с творчеством как ее закономерным результатом.

Взявшее широкое распространение во второй половине прошлого столетия рассмотрение творческой одаренности, как независимого вида одаренности базируется на последовательности исходных противоречий в одарённости и самой природе способностей, каковые находят отражение в парадоксальной феноменологии: человек с высокими свойствами может не быть творческим и, напротив, нередки случаи, в то время, когда менее обученный а также менее талантливый человек есть творческим.

Это разрешает конкретизировать проблему: в случае, если умения и особые свойства не определяют творческий темперамент деятельности, то в чем же разгадка творческости, творческого потенциала личности? Ответить на данный вопрос несложнее, апеллируя к особенной творческой одаренности либо к особенной, ее определяющей мыслительной операции (к примеру, дивергентности).

Вместе с тем вероятен второй подход к интерпретации указанной феноменологии, что не прибегает к понятию творческой одаренности как объяснительному принципу, потому, что разрешает выделить механизм феномена одаренности.

Разный вклад ведущих компонентов в структуре одаренности может давать парадоксальную картину, в то время, когда порою успешность в овладении учебной деятельностью (успеваемость), ум (сообразительность) и творческость не совпадают в собственных проявлениях.

Факты для того чтобы расхождения в проявлении одаренности не говорят конкретно в пользу ее разведения по видам (на отвлечённую, интеллектуальную и творческую), а, наоборот, разрешают, как в срезе, заметить место и роль этих проявлений в структуре одаренности и растолковать названный выше парадокс людской психики без привлечения особенного вида одаренности — творческой.

Деятельность постоянно осуществляется личностью, цели и мотивы которой влияют на уровень ее исполнения. В случае, если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки лишь чтобы не ругали за нехорошие отметки либо дабы не утратить престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее итог кроме того при блестящем выполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности для того чтобы ребенка, не нужно сказать о его одаренности, потому, что последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается кроме того тогда, в то время, когда выполнена исходная задача, реализована начальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он всегда совершенствует, реализуя все новые планы, рожденные в ходе самой работы. В следствии новый продукт его деятельности существенно превышает начальный план. В этом случае возможно сказать о том, что имело место развитие деятельности. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и имеется творчество,

При таком понимании понятие творческая одарённость и одарённость выступают как синонимы. Так, творческая одаренность не рассматривается как особенный, независимый вид одаренности, характеризуя любой вида труда. Условно говоря, творческая одаренность — это черта не просто наибольшего уровня исполнения любой деятельности, но ее развития и преобразования.

Таковой теоретический подход имеет серьёзное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать собственную работу только составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Нужно создавать условия для создания внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, каковые создают базу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие либо утрата духовности оборачивалась утратой таланта.

По критерию степень сформированности одаренности возможно дифференцировать:

— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психотерапевтическая черта ребенка с этими наличными (уже достигнутыми) показателями психологического развития, каковые проявляются в более большом уровне исполнения деятельности в конкретной предметной области если сравнивать с возрастной и социальной нормой. В этом случае речь заходит не только об учебной, но и о широком спектре разных видов деятельности.

Особенную категорию актуально одаренных детей составляют гениальные дети. Считается, что гениальный ребенок — это ребенок, успехи которого отвечают требованию объективной социальной значимости и новизны. В большинстве случаев, конкретный продукт деятельности гениального ребенка оценивается специалистом (высококвалифицированным экспертом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той либо другой мере параметрам творчества и профессионального мастерства.

Потенциальная одаренность — это психотерапевтическая черта ребенка, что имеет только определенные психологические возможности (потенциал) для высоких достижений в том либо другом виде деятельности, но не имеет возможности реализовать собственные возможности сейчас времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом негативных обстоятельств (тяжёлыми домашними событиями, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием нужной образовательной среды и т.д.).

Обнаружение потенциальной одаренности требует высокой прогностичности применяемых диагностических способов, потому, что речь заходит о еще несформировавшемся системном качестве, о предстоящем развитии которого возможно делать выводы только на базе отдельных показателей. Интеграция компонентов, нужная для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, снабжающих определенное развивающее влияние на исходные психологические возможности ребенка.

По критерию форма проявления возможно сказать о:

— явной одаренности;

— скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и четко (как бы сама по себе); среди них и при негативных условиях. Успехи ребенка столь очевидны, что его одаренность не приводит к. Исходя из этого эксперту в области детской одаренности с громадной степенью возможности удается сделать заключение о наличии одаренности либо высоких возможностях ребенка.

Он может адекватно оценить территорию ближайшего развития и верно наметить программу предстоящей работы с таким перспективным ребенком. Но далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь очевидно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В следствии возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности для того чтобы ребенка. Его смогут отнести к числу неперспективных и лишить поддержки и необходимой помощи. Часто в гадком утенке никто не видит будущего красивого лебедя, не смотря на то, что известны бессчётные примеры, в то время, когда конкретно такие неперспективные дети получают высочайших результатов.

Обстоятельства, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в изюминках его сотрудничества с людьми, в неточностях, допущенных взрослыми при его развитии и воспитании, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по собственной природе психологические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, познание личностных изюминок одаренного ребенка особенно принципиально важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Конкретно необычные черты личности, в большинстве случаев, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у для того чтобы ребенка наличие повышенных возможностей.

Обнаружение детей со скрытой одаренностью не имеет возможности сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию многочисленных групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это долгий процесс, основанный на применении многоуровневого комплекса способов анализа поведения ребенка, включении его в разные виды настоящей деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его личной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию широта проявлений в разных видах деятельности возможно

выделить

— неспециализированную одаренность;

— особую одаренность.

Неспециализированная одаренность проявляется по отношению к разным видам деятельности и выступает как база их продуктивности. В качестве психотерапевтического ядра неспециализированной одаренности выступает итог интеграции умственных свойств, системы ценностей и мотивационной сферы, около которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Наиболее значимые нюансы неспециализированной одаренности – умственная ее саморегуляция и активность.

Неспециализированная одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Особая одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и в большинстве случаев определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Неспециализированная одаренность связана со особыми видами одаренности. В частности, под влиянием неспециализированной одаренности проявления особой одаренности выходят на как следует более большой уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). Со своей стороны, особая одаренность влияет на избирательную специализацию неспециализированных психотерапевтических ресурсов личности, усиливая тем самым самобытность и индивидуальное своеобразие одаренного человека,

По критерию изюминки возрастного развитияможно дифференцировать

— раннюю одаренность;

— позднюю одаренность,

Решающими показателями тут выступают темп психологического развития ребенка, и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Нужно учитывать, что ускоренное психологическое развитие, раннее обнаружение даров (феномен возрастной одаренности) далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. Со своей стороны, отсутствие броских проявлений одаренности в детском возрасте не свидетельствует отрицательного вывода относительно перспектив предстоящего психологического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, каковые стали называться вундеркинды. Вундеркинд (практически — прекрасный ребенок) — это ребенок, в большинстве случаев, дошкольного либо младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими удачами в каком-либо определенном виде деятельности – математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особенное место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в очень высоком опережающем темпе психологического развития. Для них характерно очень раннее, с 2-3-х лет, освоение чтения, счёта и письма; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности самостоятельно (пятилетний мальчик пишет книгу о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, второй мальчик в этом же возрасте образовывает собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает неординарно высокое развитие отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необыкновенная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Самый рано дары проявляются в сфере мастерства, в особенности в музыке. Позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного мастерства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание методов исследования и новых областей и т.п. происходит в большинстве случаев позднее, чем в мастерстве. Это связано, например, с необходимостью приобретения глубоких и широких знаний, без которых неосуществимы научные открытия. Раньше вторых наряду с этим проявляются математические дары (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Эта закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой личный случай детской одаренности возможно оценен с позиций всех вышеперечисленных параметров классификации видов одаренности. Одаренность выясняется, так, многомерным по собственному характеру явлением. Для эксперта – практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взора на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ в классификации Б.М.ТЕПЛОВА.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: