Язык ограничивает познание мира

Серьёзным моментом теории Гумбольдта есть то, что он вычисляет язык промежуточным миром (Zwischenwelt), что находится между народом и окружающим его объективным миром: Любой язык обрисовывает около народа, которому он в собственности, круг, из пределов которого возможно выйти лишь в том случае, если вступаешь в второй круг. Человек, по Гумбольдту, оказывается в собственном восприятии мира полностью подчиненным языку. Гумбольдт полагал, что язык имеется одновременно и символ, и отражение. Неогубольдтианцы считают, что понятия — это не отражение объективной действительности, это продукты символического познания, т.е. познания, обусловленного языковыми символами, знаками. Язык определяет мышление, превращает окружающий мнр в идеи, вербализует их. Наряду с этим они утверждают, что язык ограничивает познавательные возможности сознания: The limits of my consciousness are the limits of my language (L.Witgenstein).

ЯЗЫК Имеется УСЛОВИЕ ОБЩЕНИЯ

В отношении речи Бодуэн де Куртене сказал, что она основана на общительном его потребности и характере человека воплощать собственные мысли в чувствуемые продукты собственного организма и информировать их существам, ему аналогичных, другими словами вторым людям. Но, еще В.Гумбольдт писал о том, что всякое познание имеется непонимание, а всякое согласие в мыслях — совместно несогласие.

Потебня разумел под непониманием не только необходимое отклонение от мысли, идущей от информирующего, а познание по собственному как творческую работу слушающего, то новое, что он творчески привносит. Возбуждение извне — только предлог для появления собственного.

По Гумбольдту, никто не осознаёт слов совсем в одном и том же смысле, и небольшие оттенки значений переливаются по всему пространству языка, как круги на воде при падении камня. Исходя из этого обоюдное разумение между говорящими одновременно с этим имеется и недоразумение, и согласие в чувствах и мыслях одновременно с этим и разногласие.

Пауль кроме этого думал, что содержание представлений передаваться не имеет возможности, и всё, что любой человек знает о содержании представлений другого лица, основывается на выводах из его собственных представлений.

ЯЗЫК РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Блумфильд, используя бихевиористский подход к анализу речевого общения, полагал, что сферы жизнедеятельности человека — сфера действий и потребностей по их удовлетворению. Сотрудничающие люди смогут влиять друг на друга при помощи практических (т.е. неречевых) и речевых стимулов. Реагируют они на эти стимулы двояко: речевыми и неречевыми действиями. Наряду с этим речевые действия (стимулы) Л.Блумфилд именовал замещающими практические стимулы. Исходя из этого реакции и речевые стимулы коммуникантов имеют практический нюанс. ПоБлумфильду обращение есть средством ответа практических задач и ее главная функция — регуляция деятельности человека.

Предположим, — писал он, — что Джек и Джил идут по тропинке. Джил голодна. Она видит яблоко на дереве. Она посредством горла, губ и языка создаёт последовательность звуков. Джек прыгает через изгородь, влезает на дерево, срывает яблоко, приносит его Джил и кладет ей в руку. Джил ест яблоко.

Обрисованный случай складывается из трех частей со следующей временной по
следовательностью: А. Практические действия, предшествовавшие речевому
акту; В. Обращение; С. Практические действия, последовавшие за речевым актом.
Джил в качестве говорящего индивида может реагировать на стимулы не
одним, а двумя методами: S —- R (практическая реакция); s — г
(лингвистическая либо замещенная реакция). Действия Джека смогут вызы
ваться двумя видами стимулов: практическими стимулами S —- R

(безречевая реакция) и лингвистическими (замещенными стимулами) S — J- — s — R (реакция через обращение).

Блумфильд отмечает, что обращение включена в совокупность человек и деятельностей человека не реагирует на нее как на обращение; он реагирует на нее как и на другие неречевые стимулы.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ

На развитие современной психолингвистики громадное влияние оказала американская психолингвистика. В начале собственного развития она ориентировалась в на бихевиоризм и на структурализм.

Лингвистический период в психолингвистике связан с развитием трансформационно-генеративной грамматики Поэма Хомского (Noam Chomsky). Полагая, что язык — это множество (конечное либо нескончаемое) предложений, каждое из которых имеет конечную длину и выстроено из конечного множества элементов, Хомский полагал, что каждое предложение возможно представлено в форме конечной последовательности фонем (либо букв). В его грамматике существуют особенного рода правила либо операции (трансформационные), прилагаемые к синтаксической конструкции предложения как к единому целому. Исходя из этого многие исследователи вычисляют теорию Хомского формальным гипотетическим построением, данным в виде логического исчисления. Хомский различал языковую свойство (linguistic competence) как знание языка и языковую активность (linguistic performance) как процессы речевой активности. Хомский кроме этого выдвинул тезис о врожденности языков~ых структур.

Следуя главному положению трансформационно-генеративной грамматики о том, что в центре лингвистической теории обязана пребывать языковая компетенция, а не речевая деятельность, психолингвисты сконцентрировали упрочнения на изучении понимания языка в ущерб изучениям по производству речи.

Когнитивный период развития психолингвистики ознаменовался постепенным отходом от примата лингвистической теории и попыткой выяснить место языка среди других фундаментальных процессов. Когнитивные характеристики языка, представленные в грамматических теориях, прекратили занимать центральное место в психолингвистических изучениях; за ними сейчас признавалась только частичная роль в процессах усвоения и использования речи, наряду с другими когнитивными и поведенческими модулями.

Современный период развития психолингвистики совпал с развитием когнитивных наук. Психолингвистика стала частью дисциплин, каковые пробуют ответить на вопрос о характере знания, структуре ментальных представлений и о том, как они употребляются в таких фундаментальных умственных процессах, как логика и принятие ответов.

Отечественная психолингвистика ориентируется и на описание процессов преобразования смысловой информации и функционирования и описание становления языкового сознания.

Особенное внимание в рамках Столичной психолингвистической школы уделяется языковому сознанию, под которым понимается совокупность образов действительности, приобретающая собственный языковое обозначение в языке и в речевой деятельности человека как носителя сознания.

Тема 3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ

ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ

Людская обращение — только малая часть коммуникативных средств типа чириканья, шипенья, рычания, фырканья, свиста, жужжания и им аналогичных, каковые возможно встретить в царстве животных. Наряду с этим у насекомых и животных’за каждым знаком закреплено определенное значение, и комбинации сигналов, каковые имели возможность бы образовать более сложные структуры, не видятся.

ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ

Людей в далеком прошлом завлекала возможность научить животных применять человеческий язык.

В 1940-х годах самку-шимпанзе воспитывали вместе с ребенком. Через три года мартышка Вики смогла произносить лишь 4 британских слова: mama, papa, up, cup.

Мартышку по имени Сара обучали языку посредством 130 магнитных карточек, среди которых были обозначение цвета (красный, светло синий), фруктов (банан, персик), действия (мыть, резать, брать), кое-какие синтаксические функции (в частности, вопрос). Обычной фразой могло быть: Вопрос банан красный, на что Сара отвечала отрицательно.

Шимпанзе Лану учили несложному неестественному языку, в котором было семь цветных и девять геометрических форм, обозначающих действия и объекты. Лана должна была нажимать определенные клавиши на клавиатуре компьютера, дабы создать предложение типа Прошу вас, машина, дай молока. Лана порождала много предложений для того чтобы рода.

В первой половине 60-ых годов XX века была сделана попытка научить дельфина так выдыхать воздушное пространство, дабы приобретаемые звуки имитировали звуки человеческого языка. Юный самец-дельфин Элвар обучился создавать звуки типа squirt (что по-английски значит струйка).

В 1979 г. была создана особая программа для двух дельфинов. Феникса учили пониманию звукового языка, Акекамаи — жестовому. Их обучили 30 словам — именам объектов, действий а также прилагательным. Дельфины обучились приносить трубу и/либо обруч, и делать действия типа Поднеси обруч к трубе. Это разрешило утверждать, что дельфины смогут усвоить порядок слов.

В 1966 г. была сделана попытка научить детеныша шимпанзе модифицированному американскому языку глухонемых. Через четыре года Вашо уже применяла 130 жестов и порождала двух-г и трехсложные высказывания типа Go sweet (практически ‘Идем сладкое, что означало в контексте опыта Отправимся за клубникой) и Open food drink (Открыть еда выпивать’).

Горилла Коко применяла 375 жестов американского языка глухонемых и известна тем, что создала такие метафоры как глаз-шляпа для маски, белый-тигр для зебры и палец-браслет для кольца. Шимпанзе, которого назвали Nim Chimpsky (что пародировало имя Noam Chomsky), обучали модифицированному языку глухонемых. Мартышка смогла создавать двух-, трех- и четырехсловные предложения типа Еще выпивать, Развлеки Нима, Банан имеется Ним, Имеется, выпивать, имеется, выпивать, ‘Банан мне имеется банан.

Хомский полагал, что животные не смогут сказать в силу отсутствия у них языковых свойств, не относящихся к фактически интеллектуальным. Согласно точки зрения Пиаже и большинства вторых ученых, у животных отсутствует неспециализированный интеллект, нужный для обучения сложному языку.

3.3. ДЕТИ-МАУГЛИ

Считается, что дети, появлявшиеся вне людской общества, среди животных (wild children, feral children, mowgli children), фактически не имеют шансов стать обычными людьми. Но в истории имеется примеры того, как такие дети все-таки возвращались к обычной судьбе.

Виктору — Дикому Мальчику из Авейрона — было лет 11-12, в то время, когда его нашли. Он не имел возможности сказать ни одного людской звука. Мальчика учили сказать и вести себя среди людей, но он так и не обучился сказать, не смотря на то, что имел возможность просматривать намерено написанные для него на карточках слова, а после этого кроме того начал писать сам. Девочку по имени Дженни (13,5 лет) нашли в 1970 г. закрытой комнате, где ее держал папа с 1,5 лет в течение 12 лет.

По уровню умственного развития она не превосходила мелкого ребенка. И все же Дженни смогла обучиться применять обращение в тех же целях, что и другие дети, играться с другими детьми в игры с применением языка а также обманывать. В 1938 г. была обнаружена девочку, которая прожила со своей глухонемой матерью до шести с половиной лет. И только через полтора года Изабелла смогла произносить первые слова, а после этого и сложные по конструкции осмысленные предложения. Дмериканка Элен стала по окончании болезни слепой и в один момент глухой в год и 7 месяцев. Ее обучали языку, притрагиваясь к ней и поднося ее руку к предметам. Элен обучилась сказать и просматривать по азбуке Брайля для слепых. Потом она потом написала книгу История моей жизни.

Опыт говорит о том, что дети-маугли смогут с трудом стать полноценными людьми, если они были вне социальной среды до 6 лет, и совсем не смогут, если они возвратились к людям позднее 11 лет. Конкретно возраст с 6 до 11 лет считается критическим для возможностей усвоения родного языка (critical age for language acquisition).

ОСВОЕНИЕ РЕЧИ РЕБЕНКОМ

Очевидно, что лишь человеческое общество делает ребенка говорящим, ни одно животное ке заговорит — в каких бы условиях его ни воспитывали. Наряду с этим, не обращая внимания на определенную ограниченность умственных свойств ребенка, он овладевает сложнейшей структурой родного языка за какие-нибудь три-четыре года. Более того, ребенок, сталкиваясь с новым для него явлением родного языка, достаточно не так долго осталось ждать подводит его под известную ему грамматику фактически без сознательной помощи своих родителей либо с весьма незначительной их помощью. Ребенок достаточно скоро делается полноправным участником собственного языкового общества, талантливым создавать и осознавать нескончаемое число новых для него предложений.

ДОРЕЧЕВОЙ ЭТАП

. У всех нормально развивающихся детей существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций. 0-1,6 месяца — крик; 1,5 месяца — гуление (а-аа, уу-у); 2-3 месяца — гуление (г-у, ш-т, бу-у, зы); 4 месяца — свирель (аль-ле-е-лы, агы-аы); 7-8,5 м-цев — лепет (баба, да, да); 8,5-9,5 — модулированный лепет — (элементы типа мама, отец, да-да с разнообразными интонациями). Освоение артикуляции звуков речи начинается с полуторамесячного возраста, и для овладения ею требуется практически три года. Гуление, свирель, лепет, модулированный лепет являются собственного рода игрой.

В большинстве случаев при первых же проявлениях гуления мать начинает говорить с младенцем. Ребенок подхватывает эти звуки и повторяет их. Такое обоюдное подражание содействует стремительному формированию все более сложных предречевых реакций. Ребенок обязан отлично видеть лицо взрослого, говорящего с ним. Девочки начинают сказать пара раньше — на 8-9 месяце, в то время как мальчики — на 11-12 месяце судьбы. К 6 месяцам звуки, произносимые детьми, напоминают звуки их родного языка.

Предстоящее развитие речи ребенка выглядит так: 9,5 т.- 1г.6м. — Слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя, те-тя, ам-ам (в значении кушать) Звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова); 1 г. 8 м.-1 г. 9 м. — формы множественного числа. В возрасте 10 месяцев ребенок все существительные употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова в фразу (Мама, дай) появляются позднее (в полтора года). После этого усваивается повелительное наклонение глаголов (Иди-иди! Дай-дай!). Считается, что в то время, когда появляются формы множественного числа, начинается овладение грамматикой.

ОСВОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ФОРМЫ

Усвоение ребенком последовательности звуков в слове имеется итог выработки совокупности условных связей. Ребенок подражательным методом заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих людей. Наряду с этим, осваивая язык, ребенок осваивает сходу фонемы. Помимо этого, ребенок обучается отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Но применяет он заимствованные от взрослых средства по-своему.

Для ребенка тут существует лишь 2 класса согласных фонем: b — d, t — р. Причем, как будто бы создавая промежуточную грамматику, он считает, что в начале слова произносятся лишь звонкие согласные, а в конце лишь глухие.

В то время, когда речь заходит о фонологии, ясно, что ребенку кроме того необязательно мочь произносить звук, дабы принимать нужные контрасты. Вот пример:

(1) Recently a three year old child told me her name was Litha. I answered Litha? I — No, Litha. / — Oh, Liza. / — Yes, Litha.

Сказать о сформированности артикуляционного аппарата возможно лишь при достижении ребенком шести лет.

Сообщение ЗВУЧАНИЯ СО СМЫСЛОМ

При восприятии звукового вида морфемы у ребенка формируется на базе наглядного представления образная сообщение звучания с предметными отношениями. Ребенок как бы нащупывает верное произнесение нужного ему слова, руководствуясь обобщением, которое он сделал. Исходя из этого и появляются слова типа мыха (громадная мышь) и лога (громадная ложка). На вопрос Что больше, кит либо кот? — дети в большинстве случаев отвечают Кот. Звук И у детей ассоциируется с чем-то мелким, а звук О — с громадным. Подобные факты показывают, что ребенок ориентируется на внешние, звуковые особенности знаков. Исходя из этого в речи ребенка и наблюдаются звукоподражательные слова. Позже дети отступают от звукоподражательных слов в пользу слов, принятых в языке, и тогда появляются двойные наименования типа ав-ав-собака.

Деятельный РОСТ ЗАПАСА СЛОВ

В то время, когда ребенок может сползать по ступеням спиной (в полтора года), думается, что ребенок вот-вот заговорит и осознаёт уже многое из того, что ему говорят. Его словарь пока не велик — от 3 до 50 слов, но он уже пробует общаться. В возрасте 1г.10м. — 2 г. (в то время, когда он прыгает на двух ногах) словарь ребенка доходит по 300 слов. Имена существительные составляют 63%, глаголы 23%, другие части речи — 14%, альянсов нет. Словарь расширяется весьма скоро, новые слова появляются ежедневно. Около двух лет у детей появляется период вопросов Что это?. в течении первой половины второго года судьбы ребенок усваивает много наименование действий и предметов, но все они относятся до тех пор пока к отдельным предметам, они еще не приобретают обобщающего значения. В возрасте около 3-х лет думается, что он достиг собственного пика прибавки лексикона — словарь расширяется весьма скоро, достигая тысячи слов.

ОВЛАДЕНИЕ МОРФОЛОГИЕЙ

Существует следующая последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского: число существительных; уменьшительная форма существительных; категория повелительности; падежи; категория времени; лицо глагола. Тут очевиден путь от менее абстрактных, конкретных форм к более абстрактным. Овладевание морфологическими элементами языка происходит так: сперва появляется биби, позже бибика потому, что ребенок выделяет суффикс -ка из различных слов (ложка, шапка, тарелка) и присоединяет его к своим словам. Причём, биби — это и машина, и ехать, и берегись. После этого бибика — лишь машина.

С момента овладения морфологическим механизмом языка обобщение словаря идёт за счёт овладения конструированием слова. Ребенок обнаруживает нормативное чувство правила, ‘чувство грамматичности, которое вызывает самокоррекцию: В реке было довольно много рыбов … рыбей… довольно много рыбы.

Устойчивость и еформированность правила возможно проверена экспериментально, в случае, если вынудить ребенка применить это правило к заведомо незнакомому языковому материалу. Так детям показывали картины с изображениями фантастических животных, каковые якобы имели заглавия в виде несуществующих слов (квазислов). Ребенку показывали такую картину и сказал : This is wug. После этого показывали картину с изображением нескольких таких зверей и задавали вопросы: What is this?. В случае, если ребенок от вечал These are ivugs либо These are three wugs, значит он овладел методом выражения множественного числа.

НЕТОЧНОСТИ В РЕЧИ ДЕТЕЙ

В речи детей существуют неточности, каковые так распространены и закономерно повторяются у всех верно развивающихся детей (*зажгал свет — вместо зажёг свет)..

В отношении глаголов самая частой неточностью есть построение глагольных форм по примеру одной, более легкой для ребенка. К примеру, все русские дети в определенном возрасте говорят *вставаю, *лизаю, *жеваю. Такие формы не изобретены ребенком — он всегда слышит разламываю, разламываешь, засыпаю, засыпаешь, хватаю, хватаешь, разрешаю и ему несложнее применять одну стандартную форму глагола. Время от времени такое подражание происходит по примеру только что услышанной формы глагола:

(2) — Игорек, поднимайся, я тебя в далеком прошлом бужу.

— Нет, я еще *поспу, — отвечает трехлетний мальчик.

Наличие неточностей не подтверждает теорию, в соответствии с которой говорящий действует по модели стимул — реакция. Ребенок может продолжительное время сказать верно, а после этого внезапно начинает образовывать слова неправильно, но по распространенной модели. Это явление именуется свехгенерализаци

— распространение нового правила на ветхий ‘языковой материал, подчи
няющийся вторым правилам. Так,ребенок говорит: *шёла вместо шла;
*пени вместо пни; два *салазка, одна *де.ньга.

Среди вторых самые типичных неточностей русских детей кроме этого следующие:

Потребление прошедшего времени глаголов лишь в женском роде (с окончанием на -а). Я попила чай, Я отправилась — говорят и мальчики.

Изменение имен существительных по падежам:

(3) — Заберём все *стулы и. сделаем поезд, — предлагает один кроха дру-

гому. — Нет, — возражает тот, — тут мало *стулов.

Образование творительного падежа методом присоединения к корню существительного окончания -ом независимо от рода существительного: *иголком, *кошком, *лошком.

Ругулярны неточности в родовых окончаниях имен существительных: ‘лошадиха лошадь; *коров бык; *людъ человек; *кош кот.

Видится образование сравнительной степени имен прилагательных от имён и наречий существительных: ^хорошее, *плохее, *высокее, *короткее, *соснее (по примеру общепринятых форм: дольше, забавнее, весомее).

Неточности, в особенности обычные, необходимо непременно поправлять.

СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Первые годы судьбы ребенка являются периодом усиленного словотворчества. Выделяются пара правил, по которым дети образуют новые слова: а) довольно часто какого-нибудь слова употребляется как целое слово (слова-осколки): пах (запах); прыг (прыжок), б) Присоединение к корню слова чужого’ окончания — также весьма распространенный метод создания ребенком новых слов типа пургинки (снежинки), правдун (говорящий правду), пахнота (запах), в) Одно слово составляется из двух (синтетические слова). При создании синтетических слов происходит сцепление тех, частей слова, каковые звучат сходно: *вкуски = вкусные + куски; *колоток=молоток+ колотить;

-улиционер = улица + милиционер.

Итак, словотворчество, как и усвоение простых слов родного языка, имеет в собственной базе подражание тем речевым стереотипам, каковые дают детям окружающие люди. В то время, когда дети достигают приблизительно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать.

ОВЛАДЕНИЕ СИНТАКСИСОМ

С. Эрвин-Трипп писала: ‘ Дабы стать носителем языка, необходимо выучить правила. Другими словами необходимо обучиться вести себя так, как словно бы ты знаешь эти правила . Ребенок весьма умело делает вид, что он знает правила взрослого языка.

Сперва ребенок говорит словами, каковые владеют коммуникативной силой предложений, но являются однословными предложениями. Мама! — это слово может означать и Мама, дай, и Вот мама, и Я желаю имеется и другое. После этого начинается период двусоставных предложений. Ребенок не просто соединяет слова в предложения случайным образом, а в его речи появляются два функциональных класса слов. Первый класс — это опорные слова (pivot words), либо операторы. Данный перечень слов маленькой и относительно замкнутый. Второй класс — открытый, он более широкий, многие из слов этого класса были однословными предложениями. Для двусоставного предложения выбирается слово из опорного класса (оно есть семантической базой предложения), а значение варьируется за счёт второго слова из открытого класса.

(4) More + milk, cookie, high, not (закрытый перечень + открытый перечень).

Следующий этап развития синтаксиса — появление развитых синтаксических форм, каковые смогут делать различные функции: объединение (/ see a cup and a glass); атрибуция (Это торжественная шляпа); принадлежность (Это носки Кати); расположение (Свитер на стуле); отношение субъект-объект (Катя бросает мячик). После этого появляются иерархические конструкции. Ребенок начинает сказать с группы сказуемого, а позже меняет её на группу подлежащего-сказуемого.

(5) Andrew wants … Andrew wants this.

Конечно, что развитие синтаксиса обусловлено включенностью ребенка в предметный мир и в общение со взрослыми.

ОВЛАДЕНИЕ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА

Статус значения слова пребывает в том, что слово находится между формой слова и мыслью. Психотерапевтическая структура значения определяется не столько тем, что свидетельствует слово по словарю, сколько тем, противопоставления слов и какова система соотношений в ходе их потребления, в речевой деятельности. Структура значения слова определяется тем окружением, в которое оно попадает в речи и тем, какое свойство объекта оно отражает. Исходя из этого всегда, именуя какой-либо предмет либо воздействие, ребенок относит его к определенному классу предметов либо действий, создаёт образ предмета.

Сперва ребенок не имеет возможности дать определение слову, не смотря на то, что уже и в состоянии выделить слово из потока речи. В словах для него преобладает наглядный компонент: Завод — это где громадная труба. Ребенок еле определяет слова с абстрактным компонентом типа животное, мебель, работа. Слово для трехлетнего ребенка остаётся конкретным. Дети кроме этого еле осваивают метафоричность, переносные значения слов.

3.5. ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ

Самая несложная модель онтогенеза в собственности советскому педагогу П.П.Блонскому, что выделял четыре стадии процесса освоения слова: 1) за словом направляться слово; 2) за действием направляться слово; 3) за словом направляться воздействие; 4) слово заменяет воздействие.

Сходную теорию выдвигал и Л.Блумфильд.

Н.Хомский полагал, что ребенок владеет врожденными языковыми структурами, каковые как будто бы просыпаются, в то время, когда ребенок слышит около себя обращение. Теория Хомского подвергается важной критике.

Пиаже полагал, что ребенок проходит в собственном развитии два этапа. На стадии сенсомоторной логики у ребенка начинается еенсомоторный интеллект, что оказывает помощь освоить ему некую логику — логику действий. Она разрешает ему организовать свойство к генерализации действий. Второй этап развития сознания ребенка — переход от логики действий к концептуальной логике. На втором году судьбы ребенок начинает осваивать язык как семиотическое средство. Ребенок имитирует жесты взрослых, начинает воображать схемы действий и у него начинается семиотическая функция.

Сущность догадки Пиаже в том, что условия происхождения языка составляют часть более широкой совокупности (условий), подготовленной разными стадиями сенсомоторного интеллекта. Отечественные ученые кроме этого говорили о высокой организованности мозга и его неспециализиро-ванности. Конкретно исходная неопределенность функционирования мозга, создаваемая отсутствием твёрдого генетического программирования и открывает перед личным развитием огромные возможности.

Согласно точки зрения А.Н.Леонтьева, биологически унаследованные особенности психики являются только одним, не смотря на то, что наиболее значимым условием ее формирования. Процесс овладения языком осуществляется на протяжении развития настоящих взаимоотношений субъекта к миру. Отношения же эти определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих условиях его жизнь.

Согласно точки зрения А.Р.Лурии, наиболее значимыми образующими сознания являются значения, потому, что конкретно в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка совершенная форма существования предметного мира, его особенностей, отношений и связей, раскрытых совокупной публичной практикой. Ребенок усваивает (интериоризирует) значения, делая их внутренними знаками собственного мышления. Он овладевает принятыми в данном обществе методами действия с социально-функционирующими предметами, усваивает эталоны и познавательные нормы, объективированные в этих процессах, и через деятельность с этими предметами формирует собственную психику и собственный языковое сознание.

Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ

РЕЧЕВЫЕ НЕТОЧНОСТИ

В психолингвистике накоплен громадный материал, который связан с неточностями в восприятии и производстве речи.

К числу речевых неточностей (speech errors) относятся паузы (они составляют до 40-50% речи), колебания, исправления, замещения и повторы, и оговорки. Различают следующие типы оговорок: подстановка, перестановка, опущение, добавление.

Оговорки на фонологическом уровне связаны в основном с заменой первых и последних звуков находящихся рядом слов (1) (причем первые изменяются на первые, последние на последние), с заменой согласных и гласных; с предвосхищением, повтором и пропуском слогов. Часто кроме этого происходит оглушение либо озвончение согласных, появление либо пропадание фонологических показателей, характерных для определенного языка (к примеру, назальности). К примеру, вместо словосочетания clear blue sky может раздаться glear plue sky, где перестановке подверглись различительные показатели (-звонкий) в слове clear и (+звонкий) в слове blue. Наряду с этим любая неточность проявляется лишь в фонологически вероятном для данного языка контексте с учетом грамматики данного языка.

(1) юный человек челодой моловек

Довольно часто в речи видится, замена и пропуск слогов, неправильное ударение, и перестановка слов (2). Наряду с этим 87% неточностей происходит в одних и тех же частях речи.

(2) Запрещено ли у вокзала трамвай остановить? Запрещено ли у трамвала

вокзай остановить?

Повторы в 90% случаев приходятся на служебные части речи наподобие предлогов, местоимений и союзов; исправлениям же подвергаются по большей части знаменательные части речи — существительные, глаголы, наречия и прилагательные.

На появление неточностей в речи воздействуют и экстралингвистические факторы. Так, человеку, начавшему сказать, может попасться на глаза наименование книги (36), которое он и скажет:

(За) Target: Are you trying to send me a message, Dog? (36) Situation: A novel of intrigue and menace (Зв) Output: Are you trying to send me a menace, Dog?

Описки, отличающиеся от орфографических неточностей, понимаются как нестандартные неточности, появляющиеся при письме. На принципе фонологического озвучивания пишущегося слова основано 20% описок (there / their). Намного меньше неточностей, вызванных графическим сходством букв (there I theme). Видятся кроме этого пропуски (usual visual), перестановки (colsed closed) и добавления (bothe both) букв. Описки на морфемном уровне кроме этого содержат в себе пропуски (went to room) и добавления (saw the the movement).

Ослышки смогут быть связаны с недослышкой как звуков в пределах одного слова (икра игра), так и сочетаний звуков между словами и переразложением слов. ослышки и Оговорки довольно часто лежат в базе анекдотов и шуток (4).

(4) — Ты кто таковой? — Я прозаик. — Про каких таких заек?

Неточности речи подтверждают правомерность выделения таких уровней языка, как фонологический, морфологический, просодический, семантический, синтаксический и обосновывают тот факт, что при производстве речи человек оперирует единицами этих уровней.

Теория относительности для чайников (часть 1)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: