Язык как основное средство общения

25. По какой причине в известном романе в один раз. Дефо Робинзон, пока не встречает Пятницу, начинает говорить с попугаем?

26. Поразмыслите: имеется ли сообщение у слов «общение» и «неспециализированный». В случае, если имеется, то в чем она состоит?

27. Кто таковой носитель языка?

28.(?) Попытайтесь вернуть обстановку, в которой конечно звучали бы следующие мини-диалоги:

«У вас спички имеется?» — «Не курю».

«Вы уже ложитесь?» — «Просматривайте, мне не мешает».

«Вокзал в эту сторону, не понимаете?» — «Я и сам не местный».

«Вы станете кофе либо чай?» — «А вы?»

29. Отыщите в данных диалогах примеры нарушения логических оснований общения и постарайтесь растолковать обстоятельства этих нарушений.

30. (?) Закончите фразу: Лишить людей возможности вольно общаться, обмениваться мыслями – значит …

31.* Наблюдения говорят о том, что вправду у всех детей в любой точке земного шара первыми «звуками» бывают слоговые сочетания по преимуществу с губными согласными: ма-ма, па-па, ба-ба, ня-ня, дя-дя. Поразмыслите, с чем связана эта общность и можем ли мы вычислять их первыми словами, в случае, если как мы знаем, что однообразные по значению слова в различных языках означают различное.

Так, в русском языке мама – «мать», а в грузинском – «папа», баба – по-русски «бабушка», а в тюркских языках – «дед», деда в грузинском – «мать», а дядя слова и русский деда ничего общего с «матерью» не имеют, британские же дети словами дэдди, дэд именуют отца.

32. (?)По какой причине мы так редко знаем выражений новых и авторов слов, приходящих к нам в язык?

33. Часто человек начинает разговор со слов типа послушай(те), знаешь ли (понимаете ли) либо с обращения к собеседнику по имени, не смотря на то, что рядом с тем никого нет, так что это обращение также не имеет особенного смысла. Для чего говорящий это делает?

34. Приведите примеры обстановок, в которых человек дает собственную оценку языковым фактам и пробует в той либо другой степени регулировать применение языка.

мышление и язык

35. Опираясь на высказывания И.П. Павлова, приведенные в §1 книжки А.А. Реформатского «Введение в языковедение», укажите различия между первой и второй сигнальными совокупностями.

36. По какой причине мыслительно-познавательная деятельность людей не имеет возможности осуществляться вне воплощения в языке?

37. (?)Ниже приводятся три цитаты из книги германского философа-гуманиста И.Г. Гердера (1744-1803) „Идеи к философии истории . В чем следовало бы сейчас дополнить либо исправить выводы ученого?

… Образование представлений, идей — единый и неделимый труд, так что нельзя искать материальных следов его в отдельных материальных частях мозга… По какой причине в зависимости от разных соотношений мы мыслительную силу именуем то памятью и воображением, то рассудком и остроумием? По какой причине различаем мы влечения, и чистую волю, а также силы эмоции, и силы перемещение? Достаточно чуточку поразмыслить, чтобы выяснить, что все такие способности не смогут быть поделены между собою в пространстве, как словно бы в данной части мозга может пребывать рассудок, в данной — воображение и память, в данной — страсти и чувственные силы; в силу того, что идея души отечественной — нераздельна, любое проявление души — плод мыслей.

Благодаря речи зрение, слух, все эмоции сливаются в одно, благодаря речи они преобразовываются в теоретическую идея, и рукам, этому орудию людской мастерства, всем другим участникам тела остается лишь покориться мысли. Пример людей глухонемых от рождения говорит о том, что, будучи лишен языка, человек, кроме того живя среди людей, не имеет возможности дойти до представлений разума, а все влечения его постоянно есть дикими, как будто бы у животного.

какое количество частей тела создано, дабы животное имело возможность дышать; потому что практически всем частям тела и нужен воздушное пространство, дабы жить и трудиться. Но в случае, если все томятся по этому живому дыханию божества, то издавать звуки и сказать способно далеко не всякое существо, не смотря на то, что чтобы сказать, необходимы только малые орудия — гортань, голосовые связки, пара мышц и хрящей и самый обычный язык. …Самую малость воздуха, проходящего через узкую щель, — и вот в перемещение приходит всю землю людских идей, и совершается все то, что выполнили на Земле люди.

38. (?)Как соотносятся логическая (словесная, вербальная) и образная формы мышления в деятельности современного человека? Приведите примеры обстановок, в которых идея (и эмоции, практические навыки и т.п.) тяжело воплотить в словесную форму. В каких материальных средствах она тогда воплощается?

Функции языка

39. Узнаваемый французский лингвист Ж. Вандриес писал: «…не будет ошибочным утверждение, что существует лишь один человеческий язык под всеми широтами, единый по собственному существу. Эта мысль лежит в базе опытов по неспециализированной лингвистике». Как направляться осознавать эту цитату? Назовите черты, характерные людской языку как таковому.

40. (?) Постарайтесь расположить функции языка в зависимости от степени их важности. Какая из функций самая старая? Мотивируйте собственный ответ.

41.(?) Продемонстрируйте на примерах, забранных из судьбы, печати, художественной литературы многофункциональность языка.

42. Прочтите текст.

В драме бразильского театрального критика, драматурга, писателя Гильермо Фигейреду «виноград и Лиса» древнегреческий философ Ксанф, угощая начальника стражи Афин Агнотоса, приказал собственному рабу Эзопу подать наилучшее блюдо. Эзоп принес язык. Ксанф задал вопрос: «По какой причине язык – лучшее блюдо?» Эзоп ответил: «Язык это то, что объединяет нас, в то время, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передать отечественные мысли. Язык – ключ науки, орудие разума и правды. Язык оказывает помощь созидать города. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют. Языком молятся, разъясняют, поют. Языком мы произносим «священное» слова и любимая «мать». Это языком мы говорим «да». Это языком приказываем армиям победить».

43. Как вы думаете, в каких случаях, характеризуя язык, Эзоп говорит о его коммуникативной функции, в каких о когнитивной? Выпишите эти предложения. Учитывает ли Эзоп аккумулятивную функцию языка, эмоциональную, волюнтативную? Аргументируйте собственный ответ.

44. Выясните, какие конкретно функции языка реализуются в следующих высказываниях.

а) Апрелевка (вывеска на строении ЖД станции).

б) Переучет (табличка на двери магазина).

в) Здравствуйте, меня кличут Сергей Александрович (преподаватель, входя в класс).

г) Равносторонний прямоугольник именуется квадратом (из книжки).

д) «Я в среду не приду на тренировку, не смогу». — «Нужно, Федя, нужно» (из беседы на улице).

е) Чтобы ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки).

ж) Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам).

45. (?) В одном фильме «из заграничной судьбы» храбрец задаёт вопросы служанку:

— Госпожа Майонз дома?

И приобретает ответ:

— Ваша мать в гостиной.

По какой причине задающий вопросы именует собственную мать так официально «госпожа Майонз»? И по какой причине служанка в собственном ответе выбирает иное наименование? Какие конкретно функции языка реализуются в данном диалоге?

46. Какие конкретно языковые функции реализуются в следующем диалоге из повести В. Войновича «необыкновенные приключения и Жизнь воина Ивана Чонкина»?

Помолчали. Позже Чонкин взглянуть на ясное небо и сообщил:

— Сейчас, видно по всему, будет вёдро.

— Будет вёдро, если не будет дождя, — сообщил Леша.

— Без туч дождя не бывает, — увидел Чонкин.

— А не редкость так, что и облака имеется, а дождя все равно нет.

— Бывает и так, — дал согласие Леша.

На этом они и расстались.

47. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М. Твена «Приключения Гекльберри Финна».

— …А вот в случае, если подойдет к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» — ты что поразмыслишь?

— Ничего не поразмыслю, заберу да и тресну его по голове…

Какие конкретно языковые функции «не срабатывают» в этом случае?

48. Физика учит: главных цветов солнечного спектра с е м ь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, светло синий, светло синий, фиолетовый. А в это же время самые простые комплекты красок либо карандашей включают в себя ш е с т ь цветов, и это другие составляющие: тёмный, коричневый, красный, желтый, зеленый, светло синий. (При «расширении» комплекта появляются светло синий, оранжевый, фиолетовый, лимонный а также белый…) Которая из этих картин мира в основном отражена в языке — «физическая» либо «бытовая»? Какими языковыми фактами это возможно подтвердить?

49.(?) Как вы думаете, его значение и звучание слова связано между собой условно либо природно и связано ли с этим разнообразие языков?

50. Перечислите заглавия пальцев на руке. Все ли заглавия одинаково скоро приходят вам в голову? С чем это связано? А сейчас перечислите заглавия пальцев на ноге. Какой из этого следует вывод? Как это согласуется с номинативной функцией языка?

51. Существует неписаное правило, которого придерживаются студенты при подготовке к экзаменам: «Не знаешь сам — растолкуй товарищу». Как возможно растолковать воздействие этого правила применительно к главным функциям языка?

52. В книге «Дикорастущие нужные растения СССР» (М., 1976) возможно отыскать много примеров того, что классификация научная (ботаническая) не сходится с классификацией бытовой («наивной»). Так, дуб и каштан относятся к семейству буковых. абрикос и Черника входят в одно семейство — розоцветных. Орех (лещина) относится к семейству березовых. Плоды груши, рябины, боярышника относятся к одному классу и именуются яблоком. Как растолковать эти расхождения?

53. Перечислите заглавия дней семь дней в русском языке. А как именуются н о ч и? По какой причине для них нет особых (однословных и устойчивых) наименований?

54. (?) Прочтите следующую цитату из повести В. Катаева:

„Я увидел, что человека в три раза больше мучает вид предмета, если он не знает его заглавия. Давать имя окружающим вещам — возможно, это одно и отличает человека от другого существа. Но у меня нет для того чтобы запаса слов, дабы назвать миллионы существ, понятий, вещей, окружающих меня. Это мучит …

Существуют ли предметы, не имеющие особого наименования? Как именно человек обозначает их при необходимости? Какая функция языка реализуется в данной обстановке?

55. (?)Представьте себе следующую обстановку: Вы встречаете на улице привычного и рассказываете ему: „Привет! Слушай, сообщи Ирке — я сейчас на репетицию не приду, ко мне брат приехал, записи привез — блеск!

Какие конкретно функции языка тут реализуются?

56. В одном из рассказов Виктории Токаревой («Все нормально, все отлично») героиня задаёт вопросы собеседника:

— А мама твоя как?

Тот отвечает:

— Благодарю.

И все. Что означают эти реплики? Какая функция языка реализуется в данном мини-диалоге?

57. (?)Какая функция языка реализуется в следующей диалектной (калужской) тайной:

Сидит дендра

На пендре

И кричит на кондру:

«Не ходи, кондра,

В пендру:

В пендре рындра и мяндра»?

58. Нас с детства учат: показывать пальцем плохо, неприлично, невежливо. А как указать на предмет без помощи пальца? Приведите примеры слов, специализирующихся в указательной функции. Продемонстрируйте на этих примерах слова и взаимосвязь жеста.

59. Поверите ли вы рассказу о том, что где-то живет всеми любимая птица. Все ее стараются приручить. Но птица эта не имеет заглавия. По какой причине? В каком случае птица может не иметь заглавия?

общество и язык

60. А.М. Пешковскому в собственности успешное сравнение языка с рынком:

«На рынке, как мы знаем, любой приноровляется к так называемой рыночной цене, стараясь приобрести не дороже, а реализовать не дешевле данной цены. Цену эту он принимает как что-то объективно данное: «сейчас пуд картофеля стоит столько-то». Но одновременно с этим как мы знаем, что это «стоит» слагается из предложения и соотношения спроса, в которых участвует любой визитёр рынка. Совсем то же и в языке. Все мы, дабы нас осознавали, д о л ж н ы равняться в отечественной языковой деятельности по окружающим, должны сказать, к а к в с е… Это «как все» создается сложением миллионов личных языков, среди них и моим. Каждый говорящий одновременно и п о д р а ж а е т, и в ы з ы в а е т п о д р а ж а н и е, и говорит «как все», и формирует это «как все». Как нет на рынке ни одного клиента (кроме того из приценивающихся либо осведомляющихся лишь) и ни одного продавца, каковые бы не приняли участие в создании рыночной цены, так нет в языке ни одного говорящего, что бы не принимал участие в создании самого языка. Отличие между литератором и обывателем тут лишь количественная, как между большими клиентами-продавцами и небольшими, но некачественная… » (Пешковский А.М. Избранные труды. — М., 1959. — С. 61-62.)

Какая идея заложена в этом рассуждении, в базе этого сравнения?

61. Вопрос не только по лингвистике, но и по истории: по какой причине среди мировых языков, принятых в ООН, нет германского либо японского?

Язык как знаковая совокупность

62. Как вы думаете, что имел в виду Л.Н.Толстой, утверждавший, что «Слово имеется поступок»?

63. Заполните таблицу, распределив по колонкам в зависимости от принадлежности к символам следующие примеры:

листочки на деревьях; хвост, находящийся в собствености собаке; покрасневший помидор; красное горло, тёплый лоб; звонок будильника; стук молотка; наклейки на продуктах (напитках); номера на транспорте; звуки; букет цветов; траурный венок; погоны; цветок на окне; морфемы; интонация; деньги; словосочетание.

Являются символами Не являются символами В зависимости от обстановки

Приведите примеры фразеологизмов, которые связаны с жестами и мимикой и дайте им толкование.

64. Ф. де Соссюр, говоря о двусторонней природе, языка, сравнивал его с листом бумаги: «Идея — его лицевая сторона, а звук — оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную». Что имеется тут в виду? Продемонстрируйте на конкретных примерах, что план выражения и план содержания языкового символа членятся самостоятельно, независимо друг от друга.

65. Докажите, что синонимы увеличивают возможности знаковой совокупности. Возможно ли то же самое сообщить об омонимах?

66. (?) Проанализируйте примеры значимого отсутствия знаков. Возможно ли это отсутствие вычислять знаком? Сделайте вывод, в то время, когда отсутствие символа может принимать во внимание знаком и как, на ваш взор, таковой символ именуется?

На дверях магазина не висит табличка «Закрыто» либо «Обед»; в дверь не звонят; в лифте не горит огонек и др.

Приведите собственные примеры, среди них и примеры нулевых показателей в языке.

67. (?) Возможно ли мастерство вычислять знаковой совокупностью?

68.* Что неспециализированного и в чем отличие у буквы и кляксы?

69. (Т.) Докажите, что жест храбреца — важная подробность его характеристики, подобрав примеры из художественной литературы.

70. В то время, когда человек говорит по телефону, то он смеется не совсем так, как при простом (ярком) общении, более звучно и ясно. По какой причине?

71. В далеком прошлом увидено: близорукий человек, сняв очки, начинает хуже… слышать. По какой причине?

72. Среди лиц, пользующихся правом бесплатного проезда в публичном транспорте, фигурируют «солдаты в форме». К чему тут эта оговорка: «в форме»? Объясните знаковую сущность военной униформы: что, кому, для чего она сигнализирует?

73. Возможно ли вычислять символами следующие предметы: а) финансовые купюры; б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; в) серьгу в ухе; г) авторучку в нагрудном кармане пиджака? Проиллюстрируйте данными примерами фундаментальные особенности символа.

74. На следующих картинках изображены кое-какие жесты, видящиеся у различных народов, с одним и тем же значением. Передайте словами значение этих жестов. Укажите, какими недостатками и какими преимуществами владеет жест по сравнению со словесным выражением мысли.

Язык как основное средство общения

75.Русская пословица гласит: „Языком не поведаешь, так пальцами не растычешь. Как направляться ее осознавать? Обрисуйте роль жестов в обыденном общении. Сравните ее с функциями языка жестов (вторичной знаковой совокупности, применяемой глухонемыми).

76. В русской аудитории студенты высказывают собственный признательность и одобрение лектору аплодисментами по окончании прочитанной лекции; в германской — стуком по столу костяшками пальцев, сложенных в кулак. В чем сходство этих знаков?

77.(?)Представьте себе обстановку: вы едете в публичном транспорте. Подъезжая к собственной остановке, задаёте вопросы впередистоящего человека «Вы выходите?» — «Нет», — отвечает он и не двигается с места.

В чем неестественность, «неправильность» данной обстановке? Какова ее лингвистическая природа?

78. (?)Сравните содержание оценки «удовлетворительно» в различных совокупностях:

а) в пятибалльной совокупности школьных оценок по предмету;

б) в четырехбалльной совокупности вузовских оценок;

в) в трехбалльной совокупности школьных оценок по поведению («примерное» — «удовлетворительное» — «неудовлетворительное»);

г) в двухбалльной совокупности оценки работы избирательного органа («удовлетворительно» — «неудовлетворительно»).

Какие конкретно из этого можно сделать неспециализированные выводы о особенностях языкового символа? И конкретнее: от чегозависит значение слова?

79. (?)В приключенческой литературе (к примеру, в рассказах Э. По „Золотой жук, А.К. Дойла „Пляшущие человечки и т.п.) довольно часто описывается обстановка с разгадыванием зашифрованного текста. Представьте себе такую обстановку и ответьте: с чего начинается процесс дешифровки? Какие конкретно неспециализированные особенности текста и языка должны учитываться при дешифровке?

80. Постарайтесь при мимики и помощи жестов передать следующий диалог;

— Пошли с тобой погуляем, а?

— Не могу, мне через полчаса должны звонить.

Выясните, что есть замыслом содержания жестов и мимических знаков. Соотносятся ли жесты со словами звукового языка либо напрямую с понятиями? Передают ли жесты грамматические значения?

81. Отыщите словесные соответствия неречевым (невербальным) символам в следующих семиотических обстановках. По какой причине тут эти символы предпочитаются словам?

1. Студенты поднимаются, в то время, когда учитель входит в аудиторию.

2. Визитёр, сидящий в приемной, иногда покашливает.

3. Человек, выходя из помещения, с размаху рукоплещет дверью — так, дабы это услышали люди, оставшиеся в помещении.

4. Автомобиль, стоящий у подъезда дома, продолжительно сигналит.

5. Ученик на уроке поднимает руку.

6. У человека, что-то делающего на проезжей части улицы, поверх одежды надет ярко-оранжевый жилет.

7. Человек стучит монетой по стеклу телефонной кабины.

8. Перед телевизионной передачей с экрана звучит одинаковая музыкальная „заставка.

82. Представьте себе обстановку провожания на вокзале. Отъезжающий уже в вагоне, от провожающих, стоящих на перроне, его отделяет звуконепроницаемое стекло, а до отправления поезда еще остается 10 мин.. Обрисуйте главные (самые характерные) типы жестов, каковые употребляются в данной обстановке; переведите их на язык слов.

83.(Т.) Вспомните сказки, связанные со символами, помогающими храбрецам. Прокомментируйте их.

Ниже приводится (в пара упрощенном и сокращенном виде) схема построения (по В.Я. Проппу) одной известной русской сказки. Постарайтесь предугадать, что это за сказка.

1. Начальная обстановка.

2. Запрет, усиленный обещаниями.

3. Отлучка старших.

4. Нарушение запрета (вместе с мотивировкой нарушения).

5. Нанесение вреда через похищение.

6. Сообщение беды.

7. Выход из дома в отыскивании.

8. Связка: короткое появление похитителя.

9. Появление испытателя.

10. Диалог с испытателем и опробование.

11. Заносчивый ответ (невыдержанное опробование).

12. Утроение: опробование повторяется еще два раза, оба раза реакция отрицательная, и награждения все три раза не происходит.

13. Появление ассистента.

14. пощада и Беспомощное состояние помощника по отношению к нему.

15. Связка: диалог.

16. Признательный ассистент показывает путь.

17. Жилище антагониста-вредителя.

18. Вид антагониста.

19. Появление искомого (похищенного) персонажа.

20. Добыча с применением хитрости.

21. Путь назад.

22. Погоня, преследование.

23. Снова троекратное опробование; реакция храбреца н:а этот раз хорошая.

24. Вознаграждение; спасение от погони.

25. Успешное возвращение к себе.

84.(Т.) Познакомьтесь с символикой цвета и цветов.

Цвет

Белый – цвет вечности; веры, свободы и чистоты.

чум – и горе; тоска и тайна; цвет зла, греха, искупления и покаяния.

Красный – цвет жизненной ярости и силы, пролитой крови; мученичество, боль и страдание; разгул, ненависть и насилие.

Желтый, золотой – солнце, зерно; цвет силы, славы, воодушевления, прозрений и предчувствий.

светло синий – символ вечности, цвет истины, стойкости и справедливости.

Зеленый – смерть и жизнь, цвет бессмертия, плодородия, весны, надежды.

Лиловый, сиреневый – цвет потери, памяти, верности.

покаяния – и Фиолетовый цвет траура.

Коричневый – символ отказа от мира, мирской суеты и благ.

Пурпур – власть.

Цветы

Мак – страсть, утешение в горе, забвение; знак быстротечности (сорванный цветок вянет сходу) и невинно пролитой крови.

Левкой (ирис белая лилия) – скорбь, символизирует вечер в жизни (ирис – ее утро, белая лилия – сутки).

Лилия – чистота; по преданию, лилии вырастают на могилах невинно осужденных.

Колокольчик – кокетство.

Гвоздика – страсть.

Георгин – благородство, отказ.

Вьюнок – ветреность.

Шиповник – влюбленность.

Гладиолус – месть.

Ирис – верность и чистота.

Гиацинт – успокоение и горечь; цветок воодушевления.

Жасмин – страсть, верность, нежность.

Сирень – чистота, дружелюбие.

Ландыш – невинное кокетство.

Мальва – тоска, сострадание.

Мимоза – уверенность.

Незабудка – печальная память, весть.

Нарцисс – суетность, себялюбие, хрупкость, обреченность.

Роза белая – чистота, робость, равнодушие, отказ.

Роза голубая – знак недосягаемого.

Роза желтая – символ измены.

Роза красная – всепобеждающая любовь.

Тюльпан – безответная любовь, гордость.

Фиалка – робость, терпение и смирение; немногословная любовь.

Напишите приглашение на вечер, в кино, на собственный сутки рождения, поздравление (кому угодно и с чем угодно), применяя символику цвета и цветов.

85. Предположим, на двери магазина вы видите пять нарисованных в ряд квадратиков одного цвета и два — другого. Что бы это означало? Какие конкретно преимущества имеет такая символическая запись перед простой, словесной? А какие конкретно недочёты? Какие конкретно свойства символа возможно показать на данном примере?

86. В перерыве театрального спектакля на кресле лежит программка. Это что может значить? Та же самая программка осталась лежать на кресле, и в то время, когда спектакль закончился, а зал опустел. Значит ли это что-либо? Обрисуйте знаковую сущность данных обстановок.

87. Один храбрец в кинофильме «Осенний марафон» говорит второму: «Ключ!» — и протягивает ему руку ладонью вверх. Что он имеет в виду? Каково содержание этого символа-высказывания? А если бы наряду с этим на ладони лежал ключ — что бы изменилось?

Приведите примеры языковых субзнаков. Что мешает им быть полноценными символами? Приведите примеры суперзнаков. По какой причине они также не считаются обычными символами?

88. Продемонстрируйте на примере русского слова лоб, что план выражения и план содержания символа смогут изменяться. Свободны ли эти трансформации по отношению друг к другу?

89. (?) Британское слово wash переводится на русский язык как 1) мыть и 2) стирать. Русское слово кормить переводится на английский как 1) feed (к примеру, кормить животных) и 2) suckle либо nurse (к примеру, кормить грудью). Продемонстрируйте на этих примерах обусловленность символа вторыми символами — участниками той же совокупности.

речевая деятельность и язык

90. Ознакомьтесь со статьями (книгами) о речи и языке, каковые имеются в библиотеке. Выберите одну из них и подготовьте сообщение, дабы ваши одногруппники имели возможность решить, стоит ли ее просматривать.

91. По какой причине акт речевого сотрудничества именуют элементарным диалогом?

92. Прочтя предложенные высказывания, характеризующие речевые действия, постарайтесь установить цель каждого из них. Сделайте неспециализированный вывод.

— На улице холодно.

— Какой сейчас сутки семь дней?

— Давайте, отправимся в кино.

— Иди ко мне!

— Ты бы отдохнул!

— Как красиво!

93. Представьте себе: доктор наук-химик зашел в мясной отдел магазина и по неточности попросил продемонстрировать ему карбонат вместо карбонада. Однако, продавщица замечательно его осознала а также не увидела неточности. По какой причине?

94. Выясните, какое значение имеет слово язык в предложениях и следующих словосочетаниях?

1. Красный язык, шершавый язык, мокрый язык, долгий язык.

2. Мелок язык, да всем телом обладает. Мелок язык, великим человеком ворочает. Когда у тебя язык повернулся сообщить? Лишиться языка. Не сходит с языка. Прикуси язык. Прилип язык к гортани.

3. Сказать на различных языках. Русский язык. Болгарский язык. Материалы к словарю древнерусского языка. Вольтер сказал, что за пять-шесть лет возможно выучить любой язык, дабы понимать его, но всю жизнь нужно изучать собственный родной язык.

4. Официальный язык. Язык газет, радио, телевидения.

5. Язык жестов. Язык мимики. Язык рук. Язык цветов. Язык пантомимы.

6. Без языка и колокол нем.

7. Допросить языка. Пленить языка.

8. Погибнете за язык и не за язык токмо. Поднимется язык на язык, и царство на царство (летопись). Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и фин, и сейчас дикой Тунгуз, и приятель степей калмык (Пушкин)

95.(?) В языке действует закон: чем чаще слово употребляется в речи, тем в принципе шире его значение (либо, по-второму, тем больше у него значений). Как возможно обосновать это правило? Продемонстрируйте его воздействие на примере следующих русских существительных, обозначающих части тела: голова, лоб, пятка, плечо, запястье, щека, ключица, рука, ступня, нога, поясница, висок.

96. (?) Поразмыслите, возможно ли утверждать, что язык обладает человеком?

97.(?)Оцените правомерность ответа и коммуникативную ситуацию мальчика.

Мальчик звонит на работу матери:

— Позовите, прошу вас, Анну Ивановну!

— Она вышла, перезвоните попозже.

— Хорошо.

Поразмыслите, удалось ли мальчику верно оценить коммуникативное намерение собеседника и дать верный ответ.

98. (?) Докажите верность утверждения А.Н.Радищева:

«Ничто для нас столь неординарно, ничто столь просто не думается, как отечественная обращение,- но в самом существе ничто столь страно имеется, столь чудесно, как отечественная обращение».

99. (Т.) Вспомните либо отыщите анекдот, в котором обыгрывается неправильное познание коммуникативного намерения.

К примеру: В 3 ч. ночи стук в окно:

— Хозяева, дрова не необходимы?

— Нет, не необходимы. Какие конкретно дрова, ночь на дворе?

Утром поднялись – все дрова из сарая провалились сквозь землю.

Происхождение языка

100. В большинстве случаев слова — условные символы предметов, они не похожи на сами вещи. Приведите примеры исключений — слова, каковые похожи на обозначаемые ими явления.

101. (?) К. Маркс писал в „Капитале: „Наименование какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, в случае, если знаю лишь, что его кличут Яковом. Как направляться осознавать эту цитату? Разве имя человека не говорит нам о том, какого именно пола его обладатель, а, быть может, кроме этого какого именно возраста, национальности и т. п.? Выскажите и обоснуйте собственную точку зрения.

102. Ф. Энгельс в работе „Роль труда в ходе превращения мартышки в человека приводит пример с попугаем, которого матросы берут в жарких государствах, по пути Европу обучают ругательствам, а после этого реализовывают, по окончании чего обнаруживается, что попугай „может так же верно использовать собственные бранные слова, как берлинская торговка зеленью.

Объясните: по какой причине попугай ведет себя так? Какой из следующих ответов представляется Вам верным?

1. В силу того, что попугай видит реакцию собственных новых хозяев и старается им досадить еще больше.

2. В силу того, что плохое обращение с попугаем на корабле сопровождалось ругательствами, и у него выработался условный рефлекс: сообщение первого со вторым.

3. В силу того, что у попугая имеются зачатки (способность и) низшие формы мышления высказывать собственные эмоции.

103. Как необходимо осознавать следующую цитату из работы Ф. Энгельса „Роль труда в ходе превращения мартышки в человека: „ … чем больше формирующийся человек удалялся от растительного царства, тем больше он возвышался кроме этого и над животным? Что имеет в виду создатель под растительным царством? По какой причине затем пассажа Ф. Энгельс переходит к мысли о том, какую ключевую роль в эволюции человека игралось приручение животных и использование огня?

104. По какой причине рука есть, по Ф. Энгельсу, не только органом Труда, вместе с тем и его продуктом? Какие конкретно новые свойства купила рука на протяжении эволюции человека? Какова связь между развитием и развитием руки головного мозга?

105. В чем содержится связь между эволюционным развитием руки у человека и возникновением языка как средства общения?

106. Какое место в исторической эволюции человека занимает уменьшение нижней челюсти? С чем это было связано и к каким последствиям приводило?

107. По какой причине тенденция к повышению количества головного мозга в эволюции человека объективно противоречила (шла вразрез) тенденции к прямохождению, переходу к вертикальной осанке?

108. (?) Древние мартышки с однообразным успехом пользовались обеими верхними конечностями. Среди предков, живших полтора-два миллиона лет назад, согласно данным палеоантропологии, было уже более половины «правшей». Сейчас левши рождаются всего лишь в 10-15% случаев. О чем говорят эти факты применительно ко всей эволюции человека и какое они имеют значение для исторического формирования языка?

109. Какие конкретно органы людской организма (из нижеперечисленных) со временем купили вторичные функции, образовав в совокупности речевой аппарат?

Губы, зубы, легкие, диафрагма, шнобель, рука, язык, гортань.

110.(?) Эти каких наук, по вашему точке зрения, смогут пролить свет на его происхождения языка и проблему человека: археологии, палеоантропологии, физиологии, детской психологии, социологии, экспериментальной фонетики?

111.(?)В далеком прошлом известна совет медиков: в случае, если у ребенка наблюдаются задержки в развитии речи, направляться давать ему больше игрушек, побуждающих его к перемещениям… рук. Как филолог может растолковать такую рекомендацию?

Язык как средство общения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: