Детская музыкальная школа. 10 глава

ТОККАТА.

Слово «токката» случилось от итальянского toccare, что означает трогать, касаться. Когда-то так именовали всякое произведение для клавишных инструментов — клавесина, органа. А в прошлом веке токкатой нарекли инструментальные пьесы стремительного равномерно-четкого перемещения. Таковы фортепианные токкаты Шумана, Прокофьева, Хачатуряна и многих вторых композиторов. в характере токкаты написаны и кое-какие страницы оркестровой музыки, к примеру, третья часть Восьмой симфонии Шостаковича.

ТОНАЛЬНОСТЬ

— см. Лад.

ТОНИКА.

С понятием тоники вы имели возможность уже познакомиться, в случае, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и случилось итальянское tonica — термин, которым обозначают главную, самую устойчивую ступень лада. Тоника — первая, начальная ступень, исходя из этого ее сокращенное, условное обозначение — римская цифра I либо буква Т. Такое же обозначение имеет и тоническое трезвучие — аккорд, выстроенный на первой ступени мажорного либо минорного ладов.

ТРАКТОВКА

— см. Интерпретация.

ТРАНСКРИПЦИЯ.

Возможно, вам время от времени приходилось слышать, как, объявляя очередной номер концертной программы, ведущий фортепианного вечера говорит: «Бах — Бузони. Чакона». Либо: «Шуберт — Лист. Серенада». «Глинка — Балакирев. Жаворонок».

Что же это значит? Что Бах, Шуберт либо Глинка написали заявленные произведения не самостоятельно, а посредством соавторов?

Нет, само собой разумеется. Обращение в таких случаях идет не об уникальных произведениях, а о транскрипциях — переложениях, переработках музыкального произведения. В этом случае — о фортепианных транскрипциях скрипичного (Чакона) и певческих произведений.

Из этого возможно сделать вывод, что транскрипция — это обработка, но не несложная, элементарная, а виртуозная и притом «свободная».

Композитор, создающий транскрипцию какого-либо произведения, не придерживается строго оригинала, а распоряжается его музыкальными темами вольно, довольно часто развивает их по-своему.

В большинстве случаев транскрипции пишут для собственных инструментов те из исполнителей на них, каковые владеют и композиторским бесплатно. Так, превосходный скрипач США Хейфец обожал делать скрипичные транскрипции оперных отрывков.

Больше всего транскрипций у Страницы. Для собственного любимого инструмента — фортепиано, которым Лист обладал в совершенстве, он сделал транскрипции симфоний Бетховена, песен Шуберта, многих оперных страниц, а также — Глинки, музыку которого он весьма высоко ценил. Обширно известны кроме этого его парафразы на темы оперы Верди «Риголетто», делал транскрипции и Лист собственных произведений. Вы, возможно, слышали в различных выполнениях его Мефисто-вальс.

ТРЕМБИТА.

На большом растоянии в чистом горном воздухе разносятся звуки трембиты — карпатского пастушьего рога. Если вы встретите пастуха с трембитой, то возможно, пожалеете его: каково таскать с собой таковой громадный, в целых два метра длиной, инструмент; а в это же время трембита практически невесома. Сделана она из узкой древесной коры, свернутой в трубку. Данный инструмент дал наименование и оперетте Ю. Милютина «Трембита».

ГУЦУЛЬСКИЙ ПАСТУХ, ИГРАЮЩИЙ НА ТРЕМБИТЕ

ТРЕМОЛО.

Итальянское слово «tremolo» свидетельствует дрожащий. В музыке этим термином именуют весьма стремительное повторение одного и того же звука, вероятное на струнных смычковых инструментах, балалайках, литаврах и некоторых вторых инструментах симфонического и русского народного оркестров. Так же именуется и стремительное многократное чередование двух созвучий либо несоседних звуков. Чередование звуков, расположенных рядом, именуется трелью.

ТРЕУГОЛЬНИК.

Этим геометрическим термином именуется музыкальный инструмент, что входит в группу ударных и частенько используется в симфонической и оперной музыке. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из металлического прута.

ТРЕУГОЛЬНИК

Треугольник подвешивают к пульту и осторожно ударяют железной палочкой. Звук получается большой (неизвестной высоты), звонкий и ласковый, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики. В музыке Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» треугольник введен в танец Анитры. Его звенящая трель подчеркивает красивый, капризный темперамент танца. А в «Шехеразаде» и «Испанском каприччио» Римского-Корсакова ритмичное позвякивание треугольника придает музыке еще больший блеск, живость, задор.

ТРЕЩОТКИ.

И по сей день же щетки, щетки
Затрещали как трещотки
И давай меня тереть,
Приговаривать…

Все мы с детства не забываем эти строки известного, ставшего хорошим «Мойдодыра» Чуковского, но вот что такое трещотки, пожалуй, ответить затруднимся. ясно лиш одно: они трещат, что и направляться из их заглавия.

ТРЕЩОТКА

Трещотки — ветхий русский народный инструмент. Состоит он из сухих узких дощечек, каковые нанизаны на шнур либо ремешок и отделены одна от второй узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за финиши и, по-различному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в разных ритмах.

ТРИО.

Так именуют ансамбль из трех музыкантов — инструментальный либо, реже, певческий. Так же именуются и произведения, написанные для этого состава исполнителей. Но, пьеса для трех певцов чаще именуется терцетом.

Чаще всего композиторы пишут трио для скрипки, виолончели и фортепиано. Возможно, вы слышали «Трио памяти великого артиста», посвященное его автором — Чайковским — памяти Николая Рубинштейна? Это трио положило начало традиции русской музыки — конкретно такое произведение посвящать памяти ушедших. Собственный «Элегическое трио», написанное в год смерти Чайковского, Рахманинов посвятил его памяти. А Шостакович Второе трио посвятил памяти приятеля, выдающегося музыкального деятеля И. И. Соллертинского.

Видятся трио, написанные для другого состава инструментов. К примеру, «Патетическое трио» Глинки предназначено для кларнета, фагота и фортепиано.

Имеется у слова трио еще одно значение. Так именуется средний раздел менуэта либо скерцо. И вот по какой причине: когда-то в далеком прошлом в менуэте среднюю часть игрались лишь три инструмента. Позже менуэт вошел в симфонию, сонату, квартет как одна из средних частей. Еще позднее вместо менуэта композиторы стали писать в симфониях скерцо. И в нем, по традиции, для среднего раздела сохранилось то же определение.

ТРОМБОН.

В первой половине 40-ых годов XIX века французский композитор Гектор Берлиоз написал симфонию, которую назвал «Траурно-триумфальной». Он посвятил ее памяти жертв французской революции 1830 года. Вторая часть симфонии — необычная музыкальная надгробная обращение. Композитор поручил сказать ее тромбону.

Отчего же конкретно тромбон выбрал Берлиоз для скорбного и праздничного, патетического монолога?

Появился тромбон в пятнадцатом веке из трубы: ее очень сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку-кулису. В зависимости от положения кулисы — более либо менее вдвинутой — изменяется неспециализированная протяженность инструмента, изменяется протяженность колеблющегося в трубки столба воздуха, а следовательно и высота звука. Диапазон тромбона — от соль контроктавы до ре второй октавы.

Тромбон занимает одно из почетных мест в группе бронзовых духовых инструментов. У него весьма сильный голос, легко пронизывающий звучание всего оркестра. А в то время, когда пара тромбонов играются совместно, это придает музыке блеск и торжественность.

Тембр тромбона в высоком регистрах и среднем яркий, мужественный, а на низких нотах мрачный, кроме того ужасный. Отлично удаются тромбону смелые, ужасные мелодии. Он может звучать как ораторская обращение, полная пафоса. Этим и воспользовался Берлиоз в Траурно-триумфальной симфонии. Часто поручал тромбонам ясные патетические монологи в собственных симфониях австрийский композитор Густав Малер. Но все же чаще три тромбона и туба, объединенные в одну группу, играются аккорды, делая роль сопровождения.

ТРУБА.

Имеется в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре солдат. Зорко наблюдал он вдаль: не покажется ли неприятель. В руках он держал бронзовую трубу, дабы подать сигнал при опасности. И вот в один раз заметил он вдалеке вихрь пыли. А через пара мгновений сомнений уже не было: неприятели! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Лишь на последнем звуке труба выпала из рук…

Многие столетия осторожно хранится в народе память о храбрец, спасшем собственный город ценою судьбы. И по сей день позывные Кракова — старый боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

Труба — один из самых древних бронзовых духовых инструментов. Ее изображения находят при раскопках Древнего Египта, Старой Греции. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу солдат в сражении, открывала праздничные церемонии, призывала к вниманию.

А в семнадцатом веке труба была включёна в состав оперного оркестра. Сперва она делала скромную роль: иногда игралась маленькие сигнальные мотивы, приняла участие в исполнении аккордов. В то время ей были доступны лишь несложные мелодии, выстроенные по звукам трезвучия. Но шли годы, инструмент совершенствовался, возрастал его диапазон. Труба смогла выполнять более сложные и ясные партии. Ее броский, чистый, чуть резковатый тембр все чаще завлекал композиторов. Трубы зазвучали в праздничных, смелых, а время от времени и лирических эпизодах.

В партитуре партия труб расположена над партией тромбонов, поскольку трубы ближе всего к ним по характеру звучания, лучше вторых инструментов сливаются с ними в оркестре, а по диапазону более высоки: от ми малой до ре третьей октавы.

ТУБА.

Самый низкий из бронзовых духовых инструментов — фундамент бронзовой группы, подобно контрабасу у струнных, — туба была изобретена в 1835 году. Диапазон ее — от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр жёсткий, массивный. В большинстве случаев, роль тубы в оркестре ограничивается выполнением, на октаву ниже, партии третьего тромбона (в большинстве случаев в оркестр входят три тромбона и туба). Время от времени для нее пишут и независимую басовую партию. Сольные эпизоды у тубы видятся очень редко. Один из них — мелодия в пьесе «Быдло» из «Картин с выставки» Мусоргского, оркестрованных французским композитором Равелем.

ТУТТИ.

Итальянское слово tutti свидетельствует «все». Его пишут в партитуре оркестровых произведений тогда, в то время, когда по окончании прозрачного звучания отдельных групп оркестра, отдельных, возможно, солирующих инструментов, вступает целый оркестр абсолютно, создавая мощи и впечатление торжественности.

* У *

УВЕРТЮРА.

Известно ли вам, что известную увертюру к опере «Севильский цирюльник» Россини написал существенно раньше, в то время, когда не думал еще о создании оперы по бессмертной комедии

Бомарше? Он предназначал ее для оперы «Аврелиан в Пальмире». Но опера эта провалилась, и практически сразу после премьеры о ней уже никто не вспоминал. Тогда композитор перенес увертюру в одну из следующих собственных опер, «Елизавету, королеву британскую». И только годом позднее, в 1816 году, она была выполнена перед Севильским «цирюльником », вместе с которым и получила глобальную известность.

на данный момент такую историю тяжело себе представить, а в те времена это было в порядке вещей. Увертюру тогда еще не было принято обязательно связывать с содержанием оперы. В семнадцатом веке оперная увертюра по большому счету представляла собой что-то наподобие оркестрового сигнала: она звучала как призыв к вниманию, предупреждение зрителям, что необходимо планировать в зале, поскольку не так долго осталось ждать начинается воздействие оперы. На протяжении выполнения увертюры входили, рассаживались, не опасаясь шуметь.

Кстати, само слово ouverture в переводе с французского свидетельствует — начало, открытие.

Само собой разумеется, красивые увертюры Россини помогали вовсе не чтобы рассаживаться под их звуки. Их и слушали с наслаждением. Но основной их целью было лишь создать торжественное, немного поднятое настроение у зрителей, привлечь их внимание к порталу сцены.

Действительно, еще предшественник Россини, великий оперный реформатор Глюк сказал о том, что увертюра обязана «предотвратить слушателей о характере грядущего действия и оповестить их о содержании» оперы. Для этого нужно было строить увертюру на музыкальных темах, каковые в будущем виделись бы в опере. И не просто встречались, а игрались бы ключевую роль в ее драматургии.

Отыщем в памяти увертюру к «Руслану и Людмиле» Глинки. В ней нет ни одной мелодии, которая после этого не употреблялась бы в опере. Первая, весёлая и сильная, звучит в финале, вторая — певучая восторженная — в арии Руслана, в то время, когда он в мыслях обращается к Людмиле. А необычные пугающие аккорды слышатся в сцене похищения Людмилы злым карлой Черномором. Музыка делается грозной, растет напряжение борьбы. Но вот, наконец, возвращается весёлая, торжествующая мелодия. Увертюра заканчивается.

О чем же нам поведала ее музыка? О том, что храбрецам оперы предстоят тяжёлые опробования, но наконец-то добро и свет восторжествуют над силами зла. Оказалось, что в увертюре весьма коротко передано содержание оперы.

Увертюры бывают не только в операх. Ими раскрываются балеты, оперетты, время от времени — кинофильмы и драматические спектакли. Фильм «Дети капитана Гранта» создан в далеком прошлом, и вы, возможно, не видели его. А вот красивая увертюра Дунаевского — романтическая, взволнованная, быстро передающая юношескую устремленность в неизведанное, — довольно часто звучит в концертах.

В десятнадцатом веке увертюрой нарекли и одночастные произведения для оркестра. Испанские увертюры Глинки

«Ночь и» Арагонская «хота в Мадриде» — это красочные программные симфонические пьесы, основанные на настоящих испанских мелодиях. Композитор сочинил их под впечатлением собственного путешествия по Испании. Собственный симфоническое произведение «Ромео и Джульетта» Чайковский назвал увертюра-фантазия.

Можно считать, что начало этому жанру — независимой симфонической увертюры — положил Бетховен. Действительно, симфонических увертюр как таковых он не писал, но его увертюры к драмам «Эгмонт» и «Кориолан», и увертюра к опере «Фиделио», которая имеет отдельное наименование — «Леонора», стали звучать раздельно от пьес, для которых предназначались. А увертюра Мендельсона «Сон в летнюю ночь» была написана как независимое произведение, навеянное пьесой Шекспира, и только много лет спустя показалась музыка ко всей комедии. А после этого и многие композиторы начали писать увертюры, не связанные со сценическими пьесами. Но отличительным показателем увертюры осталось программное наименование, ее, хотя бы косвенная, сообщение с каким-то конкретным сюжетом.

За последние сто лет созданы увертюры иного замысла, такие как «Праздничная увертюра» Глазунова, «Торжественная увертюра» Шостаковича.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Все музыкальные инструменты имеют весьма старое происхождение. Струнные — от охотничьего лука, духовые — от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст в собственности, само собой разумеется, ударным инструментам: они появились еще у первобытных людей, каковые стали сопровождать собственные пляски ритмичными ударами одного камня о второй.

Понемногу показались более идеальные инструменты. Оказалось, что в случае, если натянуть кожу на полый древесный либо глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так появились предки барабанов и литавр.

В течение многих столетий складывалась несколько ударных инструментов — самая неустойчивая по составу, но и самая разнообразная в современном симфоническом оркестре. на данный момент в нее входят литавры, большой и небольшой барабаны, тарелки. Не считая них видятся бубен либо тамбурин, тамтам, треугольник, колокола, кастаньеты, колокольчики, ксилофон, челеста, вибрафон. Лишь кое-какие среди этих весьма различных инструментов владеют звуками определенной высоты.

Как показывает наименование группы, звук получается, в то время, когда по инструменту ударяют — рукой, пальцами, железной палочкой либо особой колотушкой. Тарелки необходимо ударять одна о другую, бубен — .

В оркестр ударные инструменты пришли в далеком прошлом, но лишь в десятнадцатом веке ударная несколько взяла широкое использование. Ударные инструменты подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра громадную силу, а его краскам — большее разнообразие. Время от времени они употребляются с целью звукоподражания, к примеру,

для изображения грома, ливня и т. д. О каждом из ударных инструментов вы имеете возможность определить более детально, прочтя соответствующий рассказ в данной книжке.

УНИСОН.

Итальянское слово «unisono» свидетельствует однозвучный и случилось от латинских unis — один и sonus — звук. Так именуют слитное звучание двух либо нескольких звуков, совпадающих по высоте. К примеру, в то время, когда вы хором поете одноголосную песню, вы поете ее в унисон. При унисонном звучании между составляющими его голосами либо инструментами появляется промежуток прима.

* Ф *

ФАГОТ.

Отыщем в памяти еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева «волк и Петя», о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву. Всех персонажей данной сказки изображают разные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные… Прокофьев подбирал для чёрта каждого персонажа тембр, что бросче всего его рисует. Роль дедушки в музыкальной сказке «выполняет» фагот.

У дедушки, возможно, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди обожают поворчать на собственных внуков!), возможно, самую малость хриплый. Фагот идеально подходит к данной роли.

Показался фагот в начале XVI века, а с конца XVII века стал постоянным участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует В первую очередь XIX века.

Фагот — самый низкий по звучанию из древесных духовых инструментов (еще ниже него звучит лишь контрафагот). Трубка, в которой заключен воздушное пространство, весьма долгая, а исходя из этого играть на ней, как на флейте либо кларнете, было бы нереально. Выход нашелся: трубку «сложили пополам». Диапазон фагота — от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы, тембр густой и грубоватый в нижнем регистре. Весьма стремительные, технически сложные пассажи на фаготе играться тяжело. Но все же фагот достаточно подвижен. Часто исполняемая на нем мелодия в стремительном перемещении создаёт комическое чувство. Юмористический темперамент звучания у фагота отрывистых нот — стаккато — чудесно применял Глинка для чёрта трусливого поклонника Людмилы Фарлафа в опере «Людмила и Руслан»: в сцене встречи Фарлафа с колдуньей Наиной чередующееся стаккато двух фаготов передает его трусливую дрожь.

Но время от времени фагот звучит трагически. Так, на фоне контрабасов, скорбную сосредоточенную мелодию играется фагот соло в начале Шестой симфонии Чайковского. И в симфониях Шостаковича фагот драматичен, патетичен, а время от времени — весел либо задумчив.

Контрафагот весьма похож на фагот по тембру. Звук его полный, мало хриплый. Диапазон если сравнивать с фаготом сдвинут на октаву вниз. Используется он, в большинстве случаев, для усиления басовых голосов оркестра.

ФАКТУРА.

Латинское слово «facturo» свидетельствует обработка, делание, а в переносном значении — устройство. Пожалуй, это окончательное слово и выяснит оптимальнее , что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается — мелодия, сопровождение, бас, подголоски и средние голоса.

Фактура не редкость весьма разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре либо фактуре прозрачной, складывающейся из двух — трех мелодических линий либо лёгкого аккомпанемента и мелодий; о фактуре полифонической, которая возможно и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в нее голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, другими словами включающей в себя самые разные элементы в произвольных нужных для композитора сочетаниях.

Так, фактура — это вправду «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура — это как будто бы бы «вертикальный разрез» звучащего пласта.

ФАЛЬЦЕТ.

В случае, если вам приходилось слышать тирольские народные песни, так именуемые йодли, вы, возможно, обратили внимание на то, как необычно они звучат. Мужской голос внезапно словно бы ломается, и слышатся высокие ноты совсем другого тембра — как будто бы обесцвеченные. Это и имеется фальцет (от итальянского falso — «фальшивый») либо фистула — верхний регистр мужского голоса. В опытном пении он употребляется очень редко, лишь для особенной окраски звука.

ФАНТАЗИЯ.

«Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия Франческа да Римини». В этих заглавиях присутствует одно да и то же слово — фантазия. Что же это указывает?

Фактически, что оно свидетельствует, все вы замечательно понимаете. Неоднократно приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку: «Вот еще фантазии какие конкретно!», «Кинь собственные фантазии», «Ах, ты, фантазер»… И практически в любое время это звучит с укоризной.

Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли использовать его в значении — причуда, вымысел. В музыке же фантазиями нарекли произведения, необычные по форме, не укладывавшиеся в рамки классических форм. «Он фантазирует», — говорили другой раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен.

В десятнадцатом веке фантазии показались в программной музыке, в том месте, где логика ее развития обязана соответствовать литературной программе. Такова «Франческа да Римини» Чайковского.

Второй распространенный тип музыкальной фантазии — произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п. Такова Фантазия Аренского. По радио вы имеете возможность довольно часто слышать фантазии на темы песен Дунаевского, Соловьева-Седого, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые произведения.

ФЕРМАТА.

Итальянское слово «фермата» (fermata) свидетельствует остановка, задержка. В музыке им именуется символ . Он ставится над нотой, аккордом либо паузой (реже — в перевернутом виде под ними) и свидетельствует, что исполнитель обязан в этом месте расширить продолжительность звука по собственному усмотрению.

ФЛЕЙТА.

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Греции и Древнего Египта.

Появившаяся из тростниковой дудки, флейта сначала была несложной древесной трубкой с отверстиями. В течение многих столетий она совершенствовалась, пока не купила современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. После этого показалась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Данный вид флейты, усовершенствованный в первой половине 30-ых годов XIX века германским мастером Т. Бемом, понемногу вытеснил продольную, и по сей день во все оркестры входит конкретно поперечная флейта.

Диапазон ее — от до первой и до до четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и часть верхнего весьма прекрасны, владеют ласковым и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.

В инструментальных ансамблях флейта учавствовала уже в пятнадцатом веке. Композиторов завлекало ее напевное звучание, а позднее, в то время, когда инструмент усовершенствовался, — богатые виртуозные возможности.

Флейте дешёвы самые сложные пассажи. Часто она вступает в необычное соревнование с колоратурным сопрано, которое частично напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты.

Одна из используемых в оркестре разновидностей этого инструмента — флейта пикколо (piccolo — по-итальянски — «мелкий»). Она вдвое меньше простой флейты и звучит октавой выше. Ее резкий свист прорезает звучность всего оркестра. Раньше флейту пикколо использовали только в тех музыкальных эпизодах, в которых требовалось изобразить сражение, грозу, свист ветра. Сейчас же ей часто поручают и мелодические партии.

В опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» флейта пикколо играется тему белки, грызущей золотой орех. В первом акте оперы Бизе «Кармен» две флейты пикколо сопровождают хор мальчишек, бойко марширующих за воинами.

ФОЛЬКЛОР.

Понимаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы в Киевской Руси? Свадебная игра, как ее принято именовать (во многих сказках вы, возможно, слышали: «сыграли свадьбу»), длилась пара дней, а время от времени и пара недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, в противном случае и трагедийных, из разных игр и обрядов. Большое место занимали в ней песни. Звучали песни праздничные, величальные, славящие жениха и невесту; шуточные, комические, время от времени пародийные, значительно чаще высмеивающие сватов; гостевые, застольные; радостные плясовые. Довольно много песен должна была петь невеста: она причитала, прощаясь с девичьей долей и родной семьёй, страшась малоизвестного будущего в чужой семье. Хоровые песни выполняли подруги невесты на девичнике и в утро венчания.

В наши дни кое-какие хоровые коллективы воссоздают на сцене главные моменты древней свадьбы. «Все в этом своеобразнейшем национальном действии — песни, хороводы, диалоги, прибаутки, перемещения, костюмы — проникнуто целомудренностью и мудростью, красотой сердца русского народа», — написано в газете «Правда» о «сценах русской народной свадьбы», поставленных в 1945 году Национальным русским народным хором имени Пятницкого.

Не только свадьба игралась в народе так ярко и красочно. Вся жизнь предков сопровождалась пением, игровыми действиями. Существуют песни бытовые: колыбельные, шуточные, лирические; песни-причитания, оплакивающие погибших; песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом. Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздничные дни нашли в них собственный отражение.

Это огромное песенное достаток объединяется термином «фольклор» — народное творчество.

В отличие от подавляющего большинства терминов, ведущих собственный происхождение от латинских и древнегреческих слов, данный

термин пришел к нам из староанглийского языка Возможно по причине того, что относится он не только к музыке. Британское folk — народ; — учение. Совместно эти слова — folklore — переводятся как «народная мудрость». Конкретно так, уважительно а также возвышенно, принято во всем мире именовать устное народное творчество музыкальное и литературное.

Наименование это глубоко справедливо. В действительности: в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, другими словами вправду передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор — это танцы и народные песни, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от опытной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к второму, подчас видоизменяется. Исходя из этого фольклористы (так именуются те кто изучает народное творчество) в различных местах от различных исполнителей записывают порою весьма отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни либо былины. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не произведения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», — писал в свое время музыкальный русский критик и видный композитор А. Н. Серов.

Детская музыкальная школа искусств №10 им.Глебова отметила свое 45-летие


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: