Детская музыкальная школа. 4 глава

Голос данный видится редко, да и композиторы применяют его также не довольно часто. Часто к нему обращался Чайковский. Так, он написал для контральто партию Ольги в «Евгении Онегине» и Полины в «даме пик».

В некоторых операх контральто выполняет партии парней. Так, специально для прекрасной певицы-контральто Воробьевой-Петровой Глинка создал партию Вани — приемного сына Сусанина — в опере «Иван Сусанин», и молодого хазарского хана Ратмира в «Людмиле и Руслане». Римский-Корсаков поручил контральто партию гусляра Нежаты в «Садко» и пастуха-певца Леля в «Снегурочке». Песни Леля, пожалуй, самый популярны среди контральтового репертуара, в особенности третья: «Туча со громом сговаривалась…».

Время от времени, в случае, если в театре нет певицы-контральто, эти партии поручают голосу, самый близкому к нему — меццо-сопрано.

Диапазон контральто от фа малой октавы до фа второй октавы.

КОНТРАФАГОТ

— см. Фагот.

КОНЦЕРТ.

Вы включаете радио и слышите: «Передаем концерт по заявкам. Чайковский. Первый Концерт для фортепиано с оркестром». Слово концерт было сказано два раза, но с различным значением. Каково же оно в каждом случае?

Латинское concertare свидетельствует состязаться. Итальянское concerto — согласие. В музыке концертом нарекли произведение, в исполнении которого участвуют оркестр и солист. Они как бы состязаются между собой: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра. В большинстве случаев, инструментальные концерты складываются из трех частей и создаются по тому же принципу, что и сонаты (в рассказе о сонате вы имеете возможность прочесть об этом подробнее). Видятся кроме этого концерты, складывающиеся из большего количества частей, бывают они и одночастными.

Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Имеется концерты и для других инструментов — для духовых, для баяна, домры и т. д. Вы имели возможность услышать и концерт

для голоса с оркестром. Его написал коммунистический композитор Рейнгольд Морицевич Глиэр.

Время от времени композиторы пишут концерты не для одного, а для двух либо трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и именуется: двойной идя тройной…

Что же касается другого значения термина концерт, то оно свидетельствует публичное выполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика. Так же именуют, помимо этого, выполнение музыкальных произведений по радио и телевидению, не смотря на то, что передачи в том месте довольно часто ведутся из студий, в которых никакой публики не бывает.

Концерты смогут быть различные: симфонические и камерные, хоровые и эстрадные, сольные и смешанные.

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР.

Слово концертмейстер, такое похожее на два вторых, о которых вы имеете возможность прочесть на страницах данной книжки — хормейстер и капельмейстер — кроме этого складывается из двух слов: мастер и концерт (по-германски meister). Имеет оно два значения.

В оркестре так именуется наилучший из музыкантов какой-либо группы оркестра, что как будто бы ведет за собой участников данной группы. В случае, если в симфоническом произведении видится сольный эпизод для какого-либо инструмента, то выполняет его конкретно концертмейстер.

Концертмейстер основной группы оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение весьма важное и почетное. Концертмейстер — первый ассистент дирижера, его правая рука. В большинстве случаев, в то время, когда по окончании выполнения какого-либо произведения дирижеру хлопает в ладоши публика, он, дробя собственный успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру раздельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, в то время, когда концертмейстер оркестра кроме того заменяет неожиданно заболевшего дирижера за пультом.

И вдобавок концертмейстером именуют пианиста, что трудится с обучающимися — скрипачами, вокалистами, виолончелистами и т. д. Таковой концертмейстер — ассистент педагога — командует ими, оказывает помощь разучивать собственные партии, обнаружить верную трактовку произведения. Пара другая роль у концертмейстеров, каковые сопровождают инструменталистам и певцам — мастерам собственного дела. Тут они выступают как равноправные участники единого ансамбля.

КОРНЕТ.

Все дети, играющие на рояле, знают «Неаполитанскую песенку» из «Детского альбома» Чайковского. Эту музыку композитор поместил и в балет «Лебединое озеро». Лишь в том месте под нее танцуют, и именуется она «Неаполитанский танец». Мелодию танца играется бронзовый духовой инструмент корнет.

Корнет звучанием напоминает трубу и имеет такой же диапазон. Он более виртуозен, чем труба, но звук его не сильный.

КОРНЕТ С ПОРШНЕВЫМ МЕХАНИЗМОМ

Корнет играется ключевую роль в оркестре . В симфоническом он видится реже. Не считая соло в «Лебедином озере», Чайковский поручил двум корнетам, играющим в терцию, ласковую мелодию в «Итальянском каприччио».

КСИЛОФОН.

В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». В то время, когда ее выполняли в первоначальный раз, некоторых слушателей охватил кошмар: они услышали стук костей, как словно бы в действительности плясала Смерть — ужасный скелет с черепом, смотрящим безлюдными глазницами, с заржавленной косой в руках.

КСИЛОФОН

Как же добился композитор для того чтобы впечатления? Он ввел в оркестр ксилофон — ударный инструмент, снаружи похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из железных пластинок, а из древесных брусков. Играются на них при помощи двух древесных палочек. Диапазон ксилофона — от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий. Само собой разумеется, Сейчас он никого не пугает. Весьма эффектно звучат на ксилофоне стремительные скерцозные пьесы, каковые часто выполняют ксилофонисты в сопровождении рояля.

КУЛЬМИНАЦИЯ.

Латинское слово «culmen» свидетельствует в переводе вершина, верховная точка. В музыкальном произведении кульминационным моментом именуется эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение, другими словами самый эмоционально влияющий момент, к которому подводит логика построения всей пьесы. Кульминаций возможно пара в течении громадного произведения. Тогда одна из них есть основной (ее именуют время от времени центральной либо главной), а остальные — «местными».

Кульминация имеется в любой мелодии. В большинстве случаев это — один из ее верхних звуков, выделенный сильной долей и большей продолжительностью такта.

КУПЛЕТ.

Видели вы когда-нибудь, как идут воины? Сперва они без звучно печатают ход под команду начальника, а позже над

строем взвивается звонкий голос, запевающий бодрую солдатскую песню. Он поет пара строф, а позже все подхватывают ее дружным хором.

То, что поет один — солист, — это запев песни. Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как сложена песня? Особенно такая песня, которую возможно петь многим совместно — на демонстрации, в походе либо вечером у пионерского костра. Она как будто бы делится на две части, каковые позже пара раз повторяются. Эти две части — запев либо, в противном случае, куплет (французское слово couplet свидетельствует строфа) и припев, по-второму именуемый рефреном (это слово также французское — refrain). В хоровых песнях довольно часто запев исполняется одним лишь певцом, а хор подхватывает припев. Состоит песня не из одного, а в большинстве случаев, из нескольких куплетов. Музыка в них в большинстве случаев не изменяется либо изменяется весьма мало, а вот слова любой раз другие. Припев же постоянно остаётся неизменным и по тексту, и по музыке. Вспомните любую пионерскую песню либо какую-нибудь из тех, что вы поете, выступая летом в поход, и удостоверьтесь в надежности сами, как она выстроена.

Форма, в которой пишется большинство песен, именуется исходя из этого куплетной формой.

* Л *

ЛАД.

Хорошее это славянское слово — лад. Отлично, в то время, когда дело ладится, в то время, когда в семье лад, в то время, когда платье хорошо сшито… Довольно много возможно привести примеров с этим корнем, и все слова окажутся яркие, дружелюбные. Недаром лад — это согласие, мир, стройность, порядок.

Но какое отношение все эти понятия смогут иметь к музыке?

Оказывается, самое яркое.

Музыка — мастерство, в котором звуки находятся стройно, согласованно, упорядоченно. Попытайтесь-ка нажимать клавиши рояля либо дергать струны гитары как попало: никакой музыки не окажется!

Но слово лад — не просто согласие и стройность. Это особый термин, что свидетельствует связь звуков между собой, их согласованность, слаженность.

Вспомните любую мелодию: песню, танец, отрывок из какого-нибудь инструментального произведения. Если вы начнете ее напевать, то найдёте, что в любом, произвольном месте остановиться запрещено. И не только по причине того, что, допустим, не «уложились» все слова либо не закончилось перемещение танца. Нет: дело в том, что звуки, сочетаясь между собой, воспринимаются ло-различному. Одни — как устойчивые. На них возможно остановиться продолжительнее, по большому счету закончить перемещение. На них композитор и заканчивает куплет песни, раздел либо всю инструментальную пьесу. На вторых остановиться никак запрещено: они приводят к ощущению незавершенности и требуют перемещения дальше, к устойчивому, опорному звуку.

Объединение звуков, разных по высоте и тяготеющих друг к другу, именуется ладом. Главный звук лада — самый устойчивый, к которому тяготеют все остальные, — именуется тоника. Аккорд из трех звуков, нижний из которых — тоника, — именуется тоническим трезвучием.

Лады, другими словами подобные объединения звуков, бывают разнообразные. Самый распространены в европейской музыке лады, каковые именуются минор и мажор. В базе мажора — тоническое трезвучие, в котором сперва, снизу — громадная терция (посмотрите, что написано о терции в рассказе «Промежуток»), а над ней малая. Мажор окажется, если вы, подойдя к роялю, надавите последовательно все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до, расположенной октавой выше. Такое последовательное звучание нот в пределах октавы именуется гаммой. То, что вы сыграли, гамма до мажор. Возможно сыграть мажорную гамму от любого другого звука, лишь тогда в некоторых местах белую клавишу нужно будет заменить тёмной. Так как построение гамм подчинено определенной закономерности. Так во всех мажорных гаммах по окончании двух забранных подряд тонов направляться полутон, позже идут три тона подряд и опять полутон, В минорной гамме звуки чередуются в противном случае: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Наряду с этим гамма постоянно называется по ее первому звуку.

В чем отличие между тональностью и гаммой? Гамма возможно восходящей и нисходящей, другими словами звуки в ней будут подниматься вверх либо спускаться. Но расположены они обязательно последовательно, без скачков; они двигаются со ступени на ступень (запомним это сравнение — оно нам еще пригодится). А тональность… Предположим, вы поете песню на школьном уроке. Песня закончилась, и учительница говорит: «Отлично, в ре мажоре у вас оказалось (ре мажор — значит, самый устойчивый, главный звук песни — ре, а в сопровождении самый устойчивый аккорд, на котором песня закончилась, — ре-мажорное трезвучие). А сейчас давайте попытаемся спеть ее мало повыше». Дает «настройку»: пара аккордов в ми мажоре, дабы вы привыкли к звучанию, и вы запеваете песню в второй тональности. Мелодия та же самая, как словно бы ничего и не изменилось, но звучит песня на тон выше, чем раньше. И главный устойчивый звук песни — сейчас не ре, а ми. И исходя из этого закончилось все ми-мажорным аккордом.

Значит, тональность это высота лада, высота, на которой он расположен. Время от времени ее именуют — ладотональность.

Наименование тональности получается, в то время, когда к определению лада прибавляют наименование его главного звука — тоники — до мажор, ми-бемоль мажор, соль минор, фа-диез минор… Вот и показалось у нас наименование еще одного лада — минор. Это также весьма распространенный лад европейской музыки. В его основе минорное трезву-чие, в котором терции расположены так: снизу малая, а над ней громадная. Минор окажется, в случае, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля.

Звуки лада именуются ступенями и нумеруются римскими цифрами по порядку снизу вверх: I, II, III, IV, V, VI, VII. Тоника — это I ступень.

минор и Мажор — самые узнаваемые, самые популярные лады. Но существуют не считая них и многие другие. Они распространены в народной музыке, все чаще употребляются и в современной опытной музыке. Имеется и лады неестественные, придуманные композиторами. Так, к примеру, Михаил Иванович Глинка придумал целотонный лад. Он именуется так по причине того, что между всеми звуками расстояние — целый тон. Звучит он необычно, необычно. Глинка придумал его, дабы передать состояние оцепенения, чего-то фантастического и мёртвого.

Многие лады, как и минор и мажор, складываются из семи ступеней, но бывают лады и из другого количества звуков. Так в целотонном — шесть ступеней. Имеется целая несколько ладов, именуемых пентатонными (по-гречески pente — пять, tonos — тон) — это лады пятиступенные. Существуют и лады с другим числом ступеней.

ЛАУРЕАТ.

Это понятие пришло к нам из глубокой древности. Еще в Греции, а после этого и в Риме победителей на состязаниях увенчивали лавровыми венками. С того времени и показалось слово laureatus, по-латыни — увенчанный лаврами.

В наши дни это слово употребляется в двух значениях. Первое — победитель музыкального соревнования, конкурса. Вы, возможно, понимаете многих таких лауреатов, в особенности — победителей самого авторитетного среди музыкальных состязаний, конкурса имени П. И. Чайковского. Среди его лауреатов — Ван Клиберн и Валерий Климов, Борис Гутников и Григорий Соколов, Штефан Руха и Джон Огдон, Андрей Михаил и Гаврилов Плетнев, Наталья Шаховская и Иван Монигетти, Людмила Шемчук, Елена Евгений и Образцова Нестеренко.

Второе значение слова «лауреат» относится не только к представителям мира мастерства. Так именуют человека, отмеченного высокой премией. Имеется у нас лауреаты Ленинской премии (это самая почетная премия, которой возможно удостоен человек), лауреаты Национальных премий, лауреаты премии Ленинского комсомола. Такими лауреатами становятся не только музыканты, но и живописцы, поэты, архитекторы, кинематографисты, ученые, совершившие открытия, изобретатели, придумавшие новые аппараты, рабочие, отличившиеся высокими показателями в труде.

ЛЕГКАЯ МУЗЫКА.

Согласимся сходу — термин данный не из самых успешных. В действительности: в случае, если имеется легкая музыка, значит должна быть и тяжелая? Но уж таковой нет на свете. Не редкость музыка важная, мрачная, грустная, ужасная — но лишь не тяжелая.

Исходя из этого и вместо «легкой» лучше сказать как-то по-второму. К примеру — развлекательная. Вправду: конкретно развлекательная музыка и есть самой «легкой», дешёвой по содержанию. Она не вызывает глубоких раздумий. Ее дело — развлечь, а время от времени и отвлечь, разрешить отдохнуть. Но «легкая» и «развлекательная» — не синонимы. Так как к легкой музыке относятся оперетта, танцевальная музыка, эстрадные песни, джазовые композиции. А это — далеко не всегда лишь развлечение. И оперетты бывают такие, как, к примеру, «Свободный ветер» Дунаевского, где говорится о борьбе за мир против поджигателей новой войны. И эстрадные песни имеется радостные, а имеется и весьма важные, драматичные, заставляющие глубоко задуматься… Да и джаз — также не всегда развлекательное мастерство. Возможно, вы уже прочли о нем на страницах данной книжки. И однако — живет таковой термин — легкая музыка. И приходится его принимать. Лишь будем постоянно помнить, как он условен.

ЛЕЙТМОТИВ.

Возможно, любому школьнику хоть один раз довелось слышать симфоническую сказку Прокофьева «волк и Петя» о том, как пионер Петя поймал волка.

Не забывайте, какие конкретно в ней действующие лица? Забавная, переваливающаяся с боку на бок Утка, радостная Птичка, ворчливый Дед, свирепый Волк… Всех их мы как словно бы видим — так ярко рисует музыка персонажей сказки. Больше того: в тексте, что просматривает актер, может ничего и не говориться, к примеру, о птичке, которая вьется перед носом волка, а мы слышим, что она тут… По какой причине? Да по причине того, что звучит характеризующая ее музыка — стремительные пассажи маленькой флейты-пикколо. Петю композитор рисует прекрасной, распевной мелодией, похожей на пионерский марш, дедушку — басовитым ворчанием фагота, Волка — ужасным завыванием валторн… Все персонажи музыкальной сказки Прокофьева охарактеризованы лейтмотивами.

Лейтмотив — германское слово (Leitmotiv), означающее в переводе ведущий мотив. Так именуется броская, отлично запоминающаяся музыкальная тема — чаще мелодия, но возможно и краткий, из нескольких звуков, мотив, и аккордовая последовательность, которая обрисовывает какой-то образ либо драматическую обстановку. Лейтмотивы используются в громадных музыкальных произведениях — операх, балетах, симфонических произведениях, — и появляются много раз на их протяжении, время от времени в поменянном, но в любой момент узнаваемом виде.

Весьма обожал применять лейтмотивы германский композитор Рихард Вагнер. Особенно довольно много их в его тетралогии «Кольцо нибелунга», где лейтмотивами характеризуются не только храбрецы, но и их эмоции, а также отдельные предметы, как, к примеру, заветный клинок, золотое кольцо, символизирующее власть над миром, призывный рог юного храбреца Зигфрида.

Использовали русский и лейтмотив композиторы. В опере «Снегурочка» Римский-Корсаков дает самой дочери и лейтмотивы Весны

и Мороза, и красавице-Весне, и Лешему — олицетворению дикой, пугающей фантастической силы. В «Лебедином озере» Чайковского звучит лейтмотив лебедей. А не забывайте оперу Глинки «Иван Сусанин»? Композитор характеризует поляков ритмами и мелодиями их национальных танцев — полонеза, краковяка, мазурки. В будущем, в течении следующих актов оперы, мазурка получает значение лейтмотива. Сперва, во втором акте, в замке короля Сигизмунда, она звучит празднично и звонко. В следующем акте, в доме Сусанина, куда захватчики врываются, дабы вынудить ветхого крестьянина вести их на Москву, мелодия мазурки звучит воинственно и грозно. Наконец, в четвертом действии, в глухом лесу, в непроходимой чаще, куда завел поляков Сусанин, мазурка «сникла», утратила собственный блеск, собственные воинственность и самоуверенность. В ней слышатся растерянность, беспокойство, бессильная злоба.

ЛИБРЕТТО.

Если вы любите музыку (что без сомнений, раз уж вам пригодилась эта книжка), то вам, возможно, приходилось видеть книги, каковые именуются «Оперные либретто». В них излагается содержание многих русских, советских и зарубежных опер.

Что же, либретто значит — содержание? Нет, это неточное наименование. В действительности либретто (итальянское слово libretto свидетельствует книжечка) — это полный текст музыкально-сценического произведения, другими словами оперы, оперетты.

В большинстве случаев, придумывают либретто специализирующиеся на этом авторы-либреттисты. Известны в истории музыкального театра выдающиеся либреттисты, значительно повлиявшие на развитие оперы, такие как П. Метастазио, Р. Кальцабиджи, а позднее А. Бойто в Италии, Э. Скриб, А. Мельяк и Л. Галеви во Франции. В РФ это был М. И. Чайковский, что писал либретто для собственного брата П. И. Чайковского, В. И. Бельский, трудившийся с Н. А. Римским-Корсаковым. Довольно много либретто для советских композиторов было написано певцом С. А. Цениным.

Довольно часто в качестве источника либретто помогает литературное либо драматическое произведение. Вспомните самые популярные оперы: «Евгений Онегин», «дама пик», «Травиата», «Риголетто», «Кармен», «Снегурочка», «Борис Годунов», «Война и мир», «Катерина Измайлова». Тут названы наугад русские, зарубежные и советские оперы, в базе которых — узнаваемые произведения Пушкина, Толстого, Лескова, Островского, Мериме, Гюго, Дюма-сына. Но произведения эти очень сильно поменяны, в силу того, что жанр оперы имеет собственную специфику. Так, текст оперы должен быть весьма лаконичным: так как поющееся слово существенно продолжительнее звучит, чем сказанное. Помимо этого, база драматической пьесы — диалог. В опере же должны быть арии, ансамбли, хоры. Все это также требует переработки. Переработки кроме того драматической пьесы. В случае, если же в качестве источника избирается повесть либо роман, переделки еще больше: уменьшается число действующих лиц, выделяется какая-то одна сюжетная линия и вовсе исчезают другие. Сравните, к примеру, «Евгения Онегина» Пушкина и оперу Чайковского, и вы сами легко в этом убедитесь. Порою наряду с этим изменяются характеры храбрецов, кроме того в некоей степени мысль произведения. Исходя из этого композитора время от времени упрекают за искажение плана писателя. Но такие упреки неосновательны: так как композитор, вместе с либреттистом, пишет собственный, независимое произведение. В качестве его первоосновы возможно забрано и любое литературное произведение, и историческое событие, и народная легенда.

Либретто не редкость независимым, не основанным на литературном произведении. Либреттист или сам придумывает его, или формирует, основываясь на каких-то документах, фольклорных источниках и т. п. Так появилось, к примеру, прекрасное, весьма необычное либретто оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», написанное В. Бельским.

Время от времени автором либретто делается сам композитор. Так Александр Порфирьевич Бородин на базе великого монумента древнерусской поэзии «Слова о полку Игореве» создал либретто собственной оперы «Князь Игорь». Сам написал либретто для «Хованщины и» Бориса «Годунова» Модест Петрович Мусоргский, а в наши дни эту традицию продолжил Р. К. Щедрин, что есть не только автором музыки, но и автором либретто оперы «Мертвые души».

История музыки знает случаи, в то время, когда в качестве либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Таков, к примеру, «Каменный гость» Даргомыжского, написанный на неизмененный текст маленькой катастрофе Пушкина.

ЛИРА.

Понимаете ли вы, какова эмблема музыкального мастерства? с покон веков ее привыкли изображать в виде красивого инструмента:

фигурная изогнутая рама, скрепленная сверху перекладиной, к которой тянутся струны. Это лира, струнный щипковый инструмент, узнаваемый еще в Греции и Египте. Лиру держали левой рукой, а в правой был плектр, которым извлекали звуки.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРА

ОРФЕЙ, ИГРАЮЩИЙ НА ЛИРЕ. РИСУНОК С ГРЕЧЕСКОЙ ВАЗЫ, V В. ДО Н. Э.

Лира — прародительница многих вторых струнных инструментов, но до отечественного времени она дожила только в собственных изображениях. Наименование же это было распространено на Украине и в Белоруссии, начиная с XVII века, но относилось к второму инструменту.

Крестьянская либо колесная лира — маленькой клавишный инструмент. Исполнитель одной рукой нажимал клавиши, играясь мелодию, а второй крутил колесико, которое, задевая струны, создавало неизменный сопровождение. С колесными лирами бродили по дорогам странствующие, довольно часто слепые, музыканты — лирники.

КРЕСТЬЯНСКАЯ, КОЛЕСНАЯ ЛИРА

ЛИТАВРЫ.

У большинства народов с покон веков известны инструменты, складывающиеся из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты видятся в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Конкретно от них случились современные литавры, занимающие почетное место среди ударных инструментов оркестра.

Литавры показались в оркестре первыми из ударных, еще в семнадцатом веке. Это громадные бронзовые котлы, верх которых затянут кожей. Посредством винтов натяжение кожи возможно изменять, и тогда звук делается выше либо ниже.

ЛИТАВРЫ

Играются на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Любая литавра может издавать лишь один звук, — тот, на что ее настроили. Перестраивать литавру продолжительно и сложно. Исходя из этого в оркестре не редкость две либо три литавры различных размеров с различной настройкой. Современные композиторы применяют четыре, время от времени кроме того пять литавр.

Звучность литавр возможно весьма разнообразной: от подражания раскатам грома до негромкого, еле уловимого шороха либо шума. Отдельные удары литавр поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А время от времени литаврам поручают кроме того мелодии, само собой разумеется, несложные, складывающиеся из трех-четырех звуков.

ЛОЖКИ.

Думается, нечего этому слову делать в музыкальном словаре. Однако, попал он ко мне по праву. Это русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты. Он складывается из двух простых древесных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали мелкие бубенчики.

Используют их в оркестрах народных инструментов. А время от времени организуют и независимые ансамбли а также целые оркестры ложкарей.

ЛОЖКИ С БУБЕНЧИКАМИ СКОМОРОХИ. РУССКИЙ ЛУБОК XVIII В. СКОМОРОХ, ЕДУЩИЙ НА КОЗЛЕ, ИГРАЕТСЯ НА ЛОЖКАХ

ЛЮТНЯ.

«Самый серьёзный и самый занимательный в музыкально-историческом отношении инструмент», — так говорят о лютне многие музыканты, интересующиеся историей музыкальных инструментов.

Лютня была распространена во всем старом мире — в Месопотамии, Индии и Китае, в Египте и Ассирии, в Греции и Риме, у арабов и персов. Арабы вычисляли лютню самым идеальным из всех музыкальных инструментов и именовали ее королевой инструментов. Конкретно через арабов лютня попала в Европу: она показалась в Испании в восьмом веке, в то время, когда ее завоевали мавры. С течением времени из Испании лютня пробралась в Италию, Францию, другие страны и Германию. Довольно много столетий длилось ее господство в музыкальной судьбе. В XV — XVII столетиях она звучала везде. Применяли ее и как сольный инструмент, и для сопровождения. Лютни громадных размеров звучали в ансамблях а также в оркестрах.

ЛЮТНЯ
ЛЮТНИСТ (СПРАВА) И АРФИСТКА. РИСУНОК С Картины НИДЕРЛАНДСКОГО ЖИВОПИСЦА ИЗРАЕЛЯ ВАН МЕКЕНЕМА. ФИНИШ XV В.

Понемногу ей было нужно уступить собственный место смычковым инструментам: они владели более замечательным и броским звуком. А в домашнем музицировании лютню вытеснила гитара.

Если вы когда-нибудь видели репродукцию картины Караваджо «Лютнист», то воображаете себе, как выглядит данный инструмент. Корпус, напоминающий половину дыни либо панцырь черепахи, большой по размеру, широкий гриф с колками для натяжения струн. Нижняя дека, другими словами выпуклая часть корпуса, для красоты довольно часто проложена кусочками тёмного дерева либо слоновой кости. Посередине верхней деки — вырез, сделанный в виде прекрасной звезды либо розы. У громадных, так называемых архилютен, таких вырезов-роз было три. Количество струн на лютне бывало различным, от шести до шестнадцати, причем все они, не считая двух самых высоких, были удвоенными в унисон либо октаву.

Играли на лютне сидя, положив ее на левое колено. Правой рукой защипывали струны, тогда как левая фиксировала их на грифе, удлиняя либо укорачивая.

Пара десятков лет назад казалось, что лютня — инструмент. ушедший от нас безвозвратно. Но сейчас показался интерес к древней музыке, древним инструментам. Исходя из этого сейчас в концертах ансамблей древней музыки вы имеете возможность время от времени заметить ее разновидности и лютню — архилютню и теорбу.

* М *

МАЖОР

— см. Лад.

МАНДОЛИНА.

Один из бессчётных потомков лютни, мандолина показалась в Италии в семнадцатом веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. Понемногу она стала популярна и в других государствах.

Мандолина — это и сольный, и сопровождающий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин различных размеров. Оркестры эти, в каковые время от времени включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи, в то время, когда мандолина включается кроме того в оперный и симфонический оркестры.

По форме мандолина весьма похожа на лютню. На ее восьми струнах, настроенных попарно, играются медиатором.

Открытие Няндомской детской школы искусств. 4


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: