Детская музыкальная школа. 3 глава

им. М. И. Глинки, Республиканская хоровая капелла им. А. А. Юрлова. Но слово капелла — cappella — в переводе с итальянского свидетельствует «часовня». Какое же отношение имеет часовня к хору?

В католических храмах вот уже довольно много столетий богослужение сопровождается музыкой. В крупных церквах и соборах с покон веков сооружались органы. Органисты импровизировали, сопровождали собственной игрой пение хора, и богослужение получалось весьма праздничным, создавало сильное впечатление на молящихся. А ведь это и необходимо было церковникам. Но в мелких церквах, часовнях, органов не было. Хору в том месте приходилось петь без сопровождения. Исходя из этого со временем пение без инструментального сопровождения и нарекли: «как в часовне». По-итальянски — a cappella. А самый хор нарекли капеллой.

Сейчас это слово расширило собственный значение. Им время от времени именуют не только хоровой, но и инструментальный коллектив. К примеру, Капелла бандуристов Украинской ССР.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР.

В восемнадцатом веке большие аристократы довольно часто заводили у себя целый штат музыкантов — оркестр, хор, солистов-певцов. Таковой штат также начал называться капеллой (см. о капелле прошлый рассказ), а его начальник — капельмейстером. К примеру, композитор Гайдн больше тридцати лет прослужил капельмейстером в капелле князя Эстергази.

Первоначально обязанности капельмейстера были весьма разнообразны. Он должен был не только руководить всеми музыкантами, подбирать репертуар и придумывать музыку, но и смотреть за состоянием музыкальных инструментов, за нотной библиотекой, преподавать уроки пения, в общем заниматься всем, что соблаговолит поручить ему господин.

Со временем у капельмейстера остались в основном дирижерские обязанности. Еще позднее начальника оркестра капельмейстером именовать прекратили: данный термин относился до недавнего времени лишь к дирижерам армейского духового оркестра. Сейчас же это звание совсем вышло из потребления.

КАПРИЧЧИО.

Итальянское слово «capriccio» свидетельствует каприз, прихоть. В музыке оно либо его производные видятся частенько: так именуют пьесы, свободные по построению, капризного, изменчивого характера. Таково, к примеру, Итальянское каприччио Чайковского, написанное под впечатлением его поездки в Италию. В этом оркестровом каприччио использованы разнообразные ритмы и народные напевы, благодаря которым создается красочная картина радостного итальянского карнавала.

Время от времени употребляют не итальянскую, а французскую форму этого термина — каприс (caprice). Обширно известны скрипичные каприсы Паганини — виртуозные, причудливые пьесы. Имели возможность вы слышать и Вальс-каприс Рубинштейна, написанный для фортепиано, но звучащий довольно часто в оркестровом варианте.

КАСТАНЬЕТЫ.

Данный необычный музыкальный инструмент ведет собственный происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту.

Кастаньеты принадлежат к числу ударных инструментов оркестра. Используют их частенько, в большинстве случаев, в танцевальных эпизодах: в испанских увертюрах Глинки «Ночь и» Арагонская «хота в Мадриде», в испанских танцах из балетов Чайковского и Глазунова. В опере Бизе «Кармен» во втором акте героиня танцует под кастаньеты, которыми она выстукивает замысловатый ритм.

КАСТАНЬЕТЫ

Настоящие испанские кастаньеты делаются из дерева жёстких пород — тёмного дерева, самшита, кокосовой пальмы. По форме они напоминают раковины и соединены попарно шнурком, что стягивается около громадного пальца. Техника игры на кастаньетах достаточно сложна. Испанские танцоры обучались ей с детства.

В оркестре используется упрощенная разновидность кастаньет:

две пары древесных раковин, насаженных на финиши рукоятки.

КВАРТЕТ.

Проказница Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим мастерством свет.

Вы, само собой разумеется, понимаете эту басню И. А. Крылова. Именуется она «Квартет». Слово это имеет не одно значение. Как и наименование промежутка — кварта (об промежутках вы, возможно, успели прочесть) — оно происходит от латинского quartus — четвертый. Что

именуют словом «квартет»? Прочтите опять строки басни: «затеяли сыграть квартет…» Значит, в первую очередь квартет — это наименование произведения. Произведения многочастного (первая часть которого написана, в большинстве случаев, в сонатной форме) и предназначенного для четырех — из этого и quartus — исполнителей. Чаще всего квартеты пишут для двух скрипок, виолончели и альта. Крылов имел в виду конкретно таковой квартет: «басом» раньше именовали виолончель. Именуется он струнным, поскольку запланирован на выполнение одними лишь струнными инструментами. Струнные квартеты писали Бетховен, Чайковский, Бородин, Шостакович и многие другие композиторы.

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ

Квартеты для другого состава инструментов видятся существенно реже. К примеру, фортепианный — для скрипки, альта, виолончели и фортепиано. Бывают и квартеты для духовых инструментов. В операх частенько видятся квартеты певческие — ансамбли, в которых участвуют четыре действующих лица оперы. К примеру, в последнем акте оперы Верди «Риголетто» имеется квартет Герцога, Джильды, Маддалены и Риголетто.

Участники выполнения квартетных пьес также именуются квартетом. Так, существовал одно время певческий квартет сестер Федоровых, каковые пели специально для них сделанные четырехголосные обработки народных песен. Но самый распространены, само собой разумеется, струнные квартеты в составе двух скрипачей, виолончелиста и альтиста.

Квартеты носят время от времени имена великих музыкантов. Так, один из старейших коллективов у нас — квартет имени Л. Бетховена. Громадной известностью пользуются квартет имени А. П. Бородина, ленинградский квартет имени С. И. Танеева. За последние годы сложились квартеты имени С. С. имени и Прокофьева Д. Д. Шостаковича.

КЛАВЕСИН

— см. Фортепиано.

КЛАВИКОРДЫ

— см. Фортепиано.

КЛАВИР.

У этого слова два значения. Одно — неспециализированное наименование всех клавишных инструментов. Им пользовались раньше, по большей части до XIX века, в то время, когда были распространены клавесины, клавикорды, клавицимбалы, спинеты. Позднее, в то время, когда был изобретен рояль, неспециализированным заглавием для рояля и пианино стало фортепиано. Это слово передает то основное уровень качества, которым рояль и пианино отличаются от его современников и клавесина — на них возможно поменять динамику звука, играться то громче (форте), то тише (пиано). А слово клавир осталось в другом значении. Это — сокращение долгого германского слова клавираусцуг (Klavierauszug — дословно — извлечение для клавира). Так именуются переложения для фортепиано оркестровых и симфонических произведений, опер, балетов, оперетт. Понемногу для удобства вторую половину этого чересчур долгого слова произносить прекратили, и сейчас в нотном магазине вы может услышать: «Продемонстрируйте мне, прошу вас, клавир дамы пик». «А клавир Лебединого озера к вам не поступал?»

Определение «клавирная музыка» свидетельствует, что имеется в виду музыка, написанная для любых клавишных инструментов, значительно чаще — предшественников рояля. В наши дни она, в большинстве случаев. исполняется на фортепиано.

КЛАРНЕТ.

Звучит увертюра-фантазия Чайковского «Франческа да Римини». Отбушевали в оркестре адские вихри, и в затаенной тишине слышится грустное пение кларнета-соло. Это рассказ Франчески о ее ужасной судьбе.

КЛАРНЕТ

Кларнет — один из самых певучих и виртуозных древесных духовых инструментов. Его диапазон — от ре (время от времени ре-бемоль) малой октавы до ля — си-бемоль третьей октавы — делится на пара отрезков (регистров), имеющих различные тембры. Нижние ноты кларнета мрачные, средние матовые, тусклые, высокие — яркие и звонкие. Самые высокие звуки кларнета — резкие, кроме того пронзительные. В соответствии с характером музыки композиторы применяют тот либо другой регистр инструмента.

Возможности кларнета весьма громадны. Ему доступно и ясное пение, и блестящие виртуозные пассажи. Он может играться еле слышно, легчайшим пианиссимо, но может и поразить сильным полным звуком. «Рассказ» Франчески Чайковский поручил кларнету, играющему в том регистре, что своим мягким, глубоким тембром напоминает звучание людской голоса. А в начале Пятой симфонии Чайковского два кларнета в низком регистре выполняют скорбную мелодию, которая благодаря тембру низких звуков кларнета формирует мрачное, ужасное чувство.

Имеется пара разновидностей кларнета. Не считая главного, существует небольшой кларнет с диапазоном на кварту выше простого, отличающийся пронзительным звуком, и бас-кларнет, звучащий октавой ниже простого. Тембр бас-кларнета сочный, звенящий, а в низком регистре мрачный, безрадостный.

КЛЮЧ.

Довольно много различных значений имеет это слово. Ключ — родник с чистой, свежей и прохладной родниковой водой. Ключ от замка, которым закрывают квартиру, ворота либо чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить совокупности водяного отопления. Наконец, самый увлекательный ключ — ключ к шифру, при помощи которого возможно прочесть загадочное послание.

Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный суть. В действительности: дабы прочесть какие-то ноты, ключ совсем нужен, в противном случае запись их окажется зашифрованной. Посмотрите, к примеру, такую строке:

Не обращая внимания на простоту мелодии, ни один музыкант не сможет воспроизвести ее, пока в начале нотных линеек (они именуются «нотный стан» либо «нотоносец»), на которых расположились ноты, не будет поставлен какой-то ключ. Так как какие конкретно конкретно тут написаны ноты, неизвестно! Видно лишь, как они соотносятся между собой (да и то примерно: мы можем только догадываться, где промежутки между звуками громадные, а где малые), да выяснен их ритм. А сейчас поставим ключ:

Сходу все стало очевидным (само собой разумеется, для того, кто знает ноты). Правда? Вы имеете возможность оказать, что и первую запись расшифровали так же? Станете неправы. Ее возможно прочесть и без того:

Выйдут другие ноты, вторая октава, вторая тональность а также второй лад.

Так что же такое ключ? Это символ, что постоянно ставится в начале нотного стана и показывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.

В далеком прошлом ключей использовалось довольно много, и самый распространены были ключи, определяющие положение ноты до первой октавы.

Для чего было необходимо довольно много ключей? Судите сами: на пяти линейках нотного стана и между ними возможно комфортно записать всего одиннадцать звуков. В музыке же используется значительно больше. Для остальных необходимо приписывать дополнительные линейки, а это весьма загромождает запись и затрудняет чтение. Выход, само собой разумеется, нашелся. Самый распространена в те далекие времена была певческая музыка. Но так как диапазон людской голоса достаточно ограничен. Значит, каждому исполнителю возможно комфортно записать его партию, в случае, если расположить ее соответствующим образом. К примеру, сопрано — это большой голос. Поет он, по большей части, в первой, а довольно часто и во второй октаве. Баритон, напротив, звучит вниз от определяющей ноты до. Исходя из этого ключ до для сопрано и баритона находится не одинаково. Сопрановый — на первой линейке, дабы возможно было записывать ноты вверх, баритоновый наоборот, на пятой: его партия, записанная на тех же пяти линейках, читается существенно ниже. А между ними, соответственно на второй, третьей и четвертой линейках помещаются меццо-сопрановый, альтовый и теноровый ключи.

Завитушка в середине символа любой раз определяет положение ноты до первой октавы. Само собой разумеется, этими ключами пользовались не только певцы. Они были эргономичны и некоторым инструментам. Так, до сих пор произведения для альта и его партия в оркестровых партитурах записывается в альтовом ключе. Используется время от времени и теноровый ключ. Но понемногу с развитием и все более широким распространением инструментальной музыки оказалось, что все эти ключи еще не дают достаточно эргономичной записи, не охватывают крайних регистров. Тогда показались другие ключи, определяющие положение ноты соль первой октавы и фа малой октавы. Из нескольких таких ключей со временем в музыкальной практике остались лишь басовый и скрипичный. Они эргономичны тем, что как бы «сцеплены» между собой нотой до первой октавы, которая была расположенной на первой нижней добавочной в скрипичном ключе и на первой верхней добавочной — в басовом. Совместно эти ключи позволяют записать фактически целый применяемый звукоряд и исходя из этого стали универсальными. Вот они (завитки обоих ключей показывают положение на нотном стане определяемых ими нот):

Остается сообщить лишь, как показались такие значки: , , . Это сильно изменившиеся в течение времени латинские буквы С (другими словами до), G (соль) и F (фа).

КОБЗА.

Всем известно имя превосходного украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. А понимаете ли вы, что сборник собственных стихов он назвал «Кобзарь»? По какой причине? Что желал он сообщить этим?

КОБЗА

Довольно много столетий назад показались на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, довольно часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось около, беды, каковые обрушивались на простых людей. Обо всем этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, сопровождая себе на кобзе — инструменте, от которого и пошло их прозвание.

Потому и Тарас Шевченко именовал себя кобзарем: так как он также прославлял простых людей, призывал бороться с произволом и угнетением.

Итак, инструментом кобзарей, в особенности распространившемся в XVI и XVII столетиях, была кобза — струнный щипковый инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с маленьким, легко отогнутым назад грифом. Играли на ней при помощи плектра.

БАНДУРА

В восемнадцатом веке кобза уступила место похожему на нее, но более сложному и идеальному инструменту — бандуре, у которой несколько, а два комплекта струн. Более долгие, басовые, настроенные по секундам и квартам, находятся прямо, на грифе и корпусе. Маленькие, именуемые приструнками, расположены на корпусе веерообразно и настроены по ступеням гаммы, а Сейчас довольно часто по полутонам.

По сию пору бандура — любимый украинский инструмент. На Украине организована Национальная капелла бандуристов. Существуют и самодеятельные ансамбли бандуристов.

КОДА.

Итальянское слово coda свидетельствует хвост, финиш, шлейф. Таким «несерьезным» термином в музыке именуют дополнительное последнее построение, следующее время от времени в музыкальной пьесе по окончании главного последнего раздела.

В коде в большинстве случаев закрепляется, утверждается основная тональность произведения, звучат его главные темы.

КОЛОКОЛА.

Заканчивается опера Глинки «Иван Сусанин». Народ, собравшийся на Красной площади, празднует победу над поляками. Известный хор «Славься» звучит празднично и мощно, а в самом финише к нему присоединяется колокольный звон. Гремит, переливается он под сводами театрального зала.

Неужто настоящие колокола? Само собой разумеется, нет. Такие колокола, какие конкретно раньше висели на церковных звонницах, какие конкретно вы имеете возможность заметить и услышать в кино либо представить по известному Царь-колоколу в Кремле, нереально поместить в оркестре. Оркестровые колокола — это маленькие железные трубки либо пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола — ударный инструмент). Используют их, в большинстве случаев, в музыке для театра, в том месте, где необходимо изобразить колокольный звон — в «Иване Сусанине», в «Борисе Годунове» Мусоргского, в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, в силу того, что оркестровые колокола весьма совершенно верно воспроизводят звучание настоящих колоколов.

ОРКЕСТРОВЫЕ КОЛОКОЛА, ТРУБЧАТЫЕ С ПЕДАЛЬНО-ДЕМПФЕРНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Колокола вошли в оркестр в эру Великой французской революции. В первый раз их применял в собственных произведениях композитор Керубини.

КОЛОКОЛЬЧИКИ.

Как и колокола, это также ударный инструмент, но в отличие от колоколов, звук колокольчиков не сильный, ласковый, прозрачный.

КЛАВИШНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Колокольчики — это комплект железных пластинок различной величины, укрепленных на древесных брусках. Пластинки расположены, как клавиши на фортепиано. Играются на них палочками либо молоточками. Время от времени колокольчики имеют клавиатуру, при помощи которой извлекается звук. Композиторы применяют данный инструмент крайне редко. в наше время, к примеру, в опере «Лакме» применил колокольчики в сопровождении арии основной героини, в том месте, где она поет о звоне чудесного колокольчика. Римский-Корсаков в «Золотом петушке» вводит их чтобы придать музыке необычайный, фантастический колорит.

КОЛОРАТУРА.

По-итальянски «coloratura» — значит украшение. Украшения в музыке — это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них «музыкальные орнаменты», каковые расцвечивают главную мелодию арии либо — реже — романса.

В большинстве случаев, колоратуры видятся в произведениях, написанных для самого большого, легкого и подвижного женского голоса — колоратурного сопрано. Так, все вы, возможно, неоднократно слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Чудесная флейта» либо арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Но бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов. К примеру, ария дона Базилио «Клевета» в опере Россини «Севильский цирюльник» написана для баса, но богато «изукрашена» колоратурами.

Особенно свойственны колоратуры для опер итальянских композиторов. Итальянские певцы с покон веков славились собственной виртуозностью, и с самых давешних времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать певческую музыку различными украшениями. В десятнадцатом веке эта традиция частично сказалась и в произведениях композиторов других государств,

Видятся колоратуры и в русской музыке. Вспомните арию Людмилы из оперы Глинки «Людмила и Руслан». В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова колоратурные пассажи подчеркивают холодность, Весны и дочери фантастическое происхождение Мороза. А в романсе Алябьева «Соловей» колоратура подражает птичьим трелям.

КОЛОРАТУРНОЕ СОПРАНО

— см. Сопрано и Колоратура.

КОМПОЗИТОР.

Было время, в то время, когда этим словом именовали любого, кто занимался композицией, к какой бы области мастерства это ни относилось. Так как латинское composito свидетельствует — произведение, составление. Термин compositor возможно перевести как сочинитель, составитель и отнести его к чему угодно, кроме того к составлению (композиции!) красивых букетов.

Но уже начиная с XVI века данный термин все чаще начал употребляться в смысле «сочинитель музыки» (сперва говорили, в большинстве случаев, «композитор музыки»). на данный момент у него имеется лишь одно это значение.

Весьма тяжело стать настоящим композитором. Для этого необходимо посвятить всю собственную жизнь музыке: с детства обучаться играть на рояле, отлично знать все музыкальные науки — теорию музыки, гармонию, полифонию, оркестровку, историю музыкального мастерства. Необходимо изучить произведения всех современности и крупных композиторов прошлого, осознать особенности их творчества; изучить особенности звучания всех музыкальных инструментов. Лишь тогда возможно придумывать настоящую хорошую музыку. Очевидно, в случае, если имеется творческое дар.

Те, кто желает стать композитором, получают образование музыкальном училище и в консерватории на теоретико-композиторском факультете.

КОМУЗ.

Это самый узнаваемый, самый популярный среди киргизских народных инструментов. И снаружи и по звучанию он напоминает домру. У него грушевидный корпус с долгим грифом. Струн у него, как и у домры, три. Две крайние бывают настроены в унисон либо октаву, а средняя — в любой момент на квинту либо кварту выше. На средней и исполняется мелодия, крайние же помогают для сопровождения. Так, комуз — многоголосный инструмент.

Выполняют на комузе кюи — инструментальные пьесы, связанные по содержанию с преданиями и киргизскими легендами. Употребляется комуз и как сопровождающий инструмент.

КОМУЗ

КОНКУРС.

Это слово, несомненно, всем отлично знакомо. Обширно распространены конкурсные экзамены, притом не только в высшии учебные заведения, но и, скажем, в музыкальные школы. Вам, возможно, приходилось слышать: «В том месте громадный конкурс — десять человек на место» либо, наоборот: «В текущем году конкурса практически нет — полтора человека!» А к тому же, и совсем второе: «Выступает лауреат интернациональных конкурсов», «…победитель всесоюзного конкурса…».

Латинское слово «concursus» свидетельствует столкновение. В музыке, по большому счету в мастерстве, так именуют творческое соревнование. Бывают конкурсы среди композиторов — к примеру, на лучшую комсомольскую песню, на лучшее произведение к серьёзной юбилейной дате. Такие конкурсы проводятся под девизами: жюри не знает участников. Ноты присылаются в конвертах, на которых любой пишет собственный девиз, а в других, мелких конвертах, под тем же девизом, информирует собственную фамилию. Вскрываются эти конверты лишь по окончании того, как конкурс совершён. Таковой порядок введен, дабы обеспечить полную беспристрастность жюри, дабы все участники пребывали в равном положении, и громкое имя автора того либо иного произведения никак не оказывало влияние на тех, кто обязан оценить представленные произведения.

МЕДАЛЬ ЛАУРЕАТА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА ИМЕНИ П. И.ЧАЙКОВСКОГО

Намного большее распространение имеют другие конкурсы — исполнителей. Они проводятся в форме открытых концертов в пара туров. В первом туре участвуют все, захотевшие учавствовать в конкурсе. Ко второму туру допускается только часть самые интересных участников. На нем идет еще более строгий отбор. Остается пара самых броских, самых гениальных. На третьем туре между ними по совокупности баллов происходит распределение мест: победителя, лауреатов, дипломантов. Лауреатами именуются те, кто награждены премиями, дипломантами — взявшие почетные дипломы.

Имеется довольно много классических, другими словами систематично проводимых конкурсов. К примеру, конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо во Франции: в нем принимают участие скрипачи и пианисты в память выдающихся музыкантов пианистки Лонг и скрипача Тибо. Либо конкурс имени Фридерика Шопена в Варшаве — для пианистов. Но самый представительный, самый важный и почетный, непременно, конкурс имени П. И. Чайковского, что проводится каждые четыре года в Москве. Первый конкурс имени П. И. Чайковского прошёл в 1958 году. Его победителями стали американский пианист Ван Клиберн и коммунистический скрипач Валерий Климов. Сейчас в этом конкурсе принимают участие не только скрипачи и пианисты, но и певцы и виолончелисты.

КОНСЕРВАТОРИЯ.

Во второй половине 30-ых годов XVI века в Неаполе открылся приют для сирот и беспризорных. В нем детей кормили, одевали и обучали разным ремеслам, и пению: бессчётным храмам Италии требовалось множество певчих для церковных хоров.

Это заведение, которое на русском принято именовать приютом, по-итальянски определялось словом conservatorio от латинского слова conservare — защищать, сохранять.

в течении XVI и XVII столетий в Италии было открыто довольно много таких приютов. Понемногу преподавание музыки начало занимать в них главное место, и наименование консерватория, утратив собственный начальный суть, начало означать музыкальное учебное заведение.

У нас первая консерватория открылась в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века в Санкт-Петербурге. Ее основателем был Антон Григорьевич Рубинштейн — пианист и прекрасный композитор, выдающийся неутомимый пропагандист музыкальной культуры, музыкальных знаний.

Одним из первых учеников консерватория Санкт Петербурга стал Петр Ильич Чайковский. По окончании ее он был приглашен в качестве доктора наук в основанную во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века Столичную консерваторию. Оба этих ветшайших музыкальных учебных заведения дали России довольно много отличных музыкантов разных профессий.

До Великой Октябрьской социалистической революции в консерватории принимали учеников различного возраста. Рядом с бородатыми парнями возможно было встретить мальчиков в маленьких штанишках, девочек с косичками. К примеру, на одном курсе

уже в начале XX столетия обучались гениально одаренный мальчик Сережа Прокофьев и успевший взять специальность армейского инженера Николай Яковлевич Мясковский, потом один из наибольших советских композиторов-симфонистов.

Для поступления в консерваторию тогда требовалось наличие музыкальной одаренности и, очевидно, определенный уровень опытной подготовки. Взрослые ученики (студентами их тогда не называли) довольно часто совмещали музыкальные занятия с обучением в университете либо работой. Для младших существовали так именуемые научные классы, в которых ученики приобретали неспециализированное образование, приблизительно такое же, какое давала гимназия.

Это положение сохранялось и некое время по окончании революции. Так, Дмитрий Дмитриевич Шостакович поступил в консерваторию в 1919 году, в то время, когда ему было всего тринадцать лет. Но уже в середине 20-х годов совокупность обучения в консерваториях изменилась. С того времени и поныне консерватория — высшее музыкальное учебное заведение, куда принимают только тех, кто имеет среднее образование.

Производят консерватории музыкантов-инструменталистов, певцов, дирижеров, и музыковедов и композиторов. Срок обучения на любом из факультетов — пять лет. самые одарённые студенты, имеющие склонность к научно-творческой деятельности, остаются в аспирантуре, которая имеется при нескольких наибольших консерваториях СССР. А всего их у нас — более двадцати пяти.

КОНТРАБАС.

Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас занимает важное место в симфоническом оркестре. Это собственного рода музыкальный фундамент, на что опирается звучание всех остальных инструментов.

Диапазон контрабаса — от ми контроктавы до соль первой октавы. Дабы не писать через чур много добавочных линеек, условились записывать партию контрабаса октавой выше его настоящего звучания.

КОНТРАБАС

Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нем весьма тяжело добиться точности и остроты интонации, поскольку он через чур большой и громоздкий. Играть на нем приходится стоя либо сидя на особом весьма высоком табурете, а чтобы вынудить вибрировать его струны, приходится приложить большие упрочнения.

Однако кое-какие контрабасисты достигают настоящей виртуозности и играются сложные пьесы, довольно часто — написанные для виолончели. Таким контрабасистом-виртуозом был Сергей Кусевицкий, прославившийся как выдающийся дирижер.

Среди советских контрабасистов громаднейшей известностью пользуются имена И. Ф. Гертовича — первого советского контрабасиста-солиста, а из молодых музыкантов — Александра Михно, лауреата Интернационального конкурса контрабасистов, и Михаила Кикшоева, лауреата Всесоюзного конкурса.

Контрабасы популярны в ансамблях и эстрадных оркестрах. В том месте, в большинстве случаев, на них играются щипком — пиццикато.

КОНТРАЛЬТО.

Так именуется самый низкий женский голос глубокого грудного бархатистого тембра. Раньше он именовался альтом, по аналогии со струнным инструментом.

Детская музыкальная школа № 3. Екатеринбург


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: