са, со, су, сы ма, мо, му, мы
ся, сё, сю, си, се мя, мё, мю, ми, ме
стр.155
2. Прочтите слоги. Сообщите, как звучат согласные в этих слогах. Спишите
Жёсткие согласные выделите синим цветом, мягкие — зеленым.
а) са ло ра ну фо пы ма ку зы
б) ля мё ню ря ве дё ти лю вё
в) по лю се те пы зи зы сю ву
3. Спишите слоги. Жёсткие согласные выделите синим цветом, мягкие —
зеленым.
кап
сём так бул. ляп кон выпивал вен зак
4. Спишите слова. Жёсткую согласную в начале слова выделите вместе с
гласной синим цветом, мягкую с гласной — зеленым.
лук — люк воз — вёз
рад — последовательность был — бил
мелок — мял мыл — мил
5. Игра «Помогите Торопыжка».
Описание игры. На доске написаны парами слова из задания 4. Логопед говорит детям, что Торопыжка придумал предложение с этими словами. Но так как Торопыжка постоянно торопится, то он сперва говорит, а позже думает. А как нужно? (Сперва поразмыслить, а позже сообщить.) После этого дети слушают предложения и находят неточности.
На грядке растет зеленый люк. Рабочие забыли закрыть лук. Дети поднялись в рад приятель за втором. Алеша был последовательность подарку. Миша был мял ростом. Скульптор мелок в руках глину. Вова бил весьма храбрый. Нападающий был по мячу. Костя мил руки с мылом. Медвежонок был весьма мыл.
6. Спишите слова. Выделите ручкой светло синий цвета жёсткие согласные совместно
с гласной.
руки, пуля, Люба, приобрети, пилы, липы, киты, вилы, Катюша, лимоны, билеты, рукава
7. Спишите слова. Выделите ручкой зеленого цвета мягкие согласные совместно
с гласной.
лиса, лисята, берега, зима, лето, газета, рыба, река, пироги, билет
8. Спишите слова. Жёсткие согласные выделите ручкой светло синий цвета, мягкие — ручкой зеленого цвета.
Валя, Таня, Зина, липы, были, козел, полет, минус, полил
9. Спишите слова. Засуньте в них гласные:
а) а либо я; б) о либо ё; в) у либо ю; г) ы либо и.
а) л.пы, р.но, н.ня, р.мка, реб.та, сал.т
б) м.ре, в.дра, к.ни, п.ле, коз.л, кот.нок
в) к.ры, т.лень, т.фли, емка, Л.ба, кл.ква
г) з.ма, м.ши, т.ква, л.мон, мелок.на, зар.л
10. Спишите слова. Засуньте необходимые гласные.
л^жа, сл-^ва, гр-^ша, шл-^-па, кл-^-в
в—-лосы е
гус-^нок,
стр.156
В то время, когда дети обучатся различать на слух жёсткие и мягкие согласные и писать по окончании них гласные первого либо второго последовательности, длится работа над закреплением навыка различения согласных по твердости и обозначения и мягкости мягкости согласного буквой ь.
В работе возможно применять сказку «Про букву ь».
«Ходили в лесную школу Волчонок, Слоненок, детёныши и Лосёнок вторых зверей. Они обучались в том месте просматривать и писать. Весьма хотелось зверятам поскорее вырасти.
в один раз преподаватель Филин говорит им: «Кто сумеет верно [назвать себя и верно написать это слово, тот стремительнее станет взрослым». Стали детеныши писать. Первым написал Слоненок слово слон — и взял «пять». Позже написал Волчонок: волк — и также взял «пять». Дошла очередь до Лосёнка и Оленёнка. Один написал олень, а второй написал лос. «Разве ты олень?» — задал вопрос преподаватель Филин Олененка. «Разве ты лос?» — задал вопрос он у Лосенка. «Нет, я олень»,— говорит Олененок. «А я лось,— говорит Лосенок.— Так как в словах лось и олень последний согласный звук звучит мягко, вот послушайте: оленя, оленю, оленем, лося, лосю, лосем». Стали все опять просматривать написанные слова и опять прочли: олень, лос.
Обиделись Лосёнок и Оленёнок и побежали к царице Грамматике. «По какой причине в словах олень и лос никто не желает последнюю согласную просматривать мягко, поскольку звук мягкий? Послушайте: оленю, оленя, оленем, лося, лосю, лосем». А царица Грамматика им отвечает: «В этих словах по окончании букв «ил пишутся гласные второго последовательности, и они звучат мягко, а в словах олень и лос гласных второго последовательности по окончании « и с нет». Огорчились Лосёнок и Оленёнок: «Значит, мы ни при каких обстоятельствах не вырастем, не станем взрослыми?!» — «Не огорчайтесь,— говорит им царица Грамматика,— я вашему горю помогу».
И придумала царица Грамматика для них новую букву ь. Эта буква не произносится, а лишь пишется, но все согласные буквы рядом с ней звучат мягко.
Были рады Лосёнок и Оленёнок, подхватили новую букву и помчались обратно в школу. Написали они на доске слова лось и олень с новой буквой на финише, и все прочли их верно.
С того времени по окончании мягких согласных в конце слова постоянно пишется буква ь. А кто забывает об этом, ни при каких обстоятельствах не станет взрослым».
Образцовые виды заданий
1. Прочтите слова. Выделите голосом последний согласный. Как он звучит
(твердо либо мягко)?
ель, семь, сутки, конь, лось, рысь, пень, пять, лень, соль
2. Прочтите слова. Сообщите, как звучит последний согласный. Спишите слова,
выделите мягкие согласные на финише слов.
Стр.157
угол — уголь брат — брать
стал — сталь жар — жарь
удар — ударь хор — хорь
3. Прослушайте предложение. Засуньте подходящее по смыслу слово.
Методические советы. На доске написаны парами слова из
прошлого задания.
Веник поставили в . . . . Грузовик везет …. Витя . . . вежливым. Сталевары варят ….
Футболист пробил штрафной по мячу посильнее.
Катин . . . отправился в школу. Портфель нужно . . . к себе. От печки идет сильный …. Стремительнее . . . картошку. Выступает . . . мальчиков. . . .— хищный зверек.
4. Спишите слова. Засуньте, где нужно, букву ь.
Шнобель, сем., кон., огон., шар., слон., звер., окун., двер., шарф., стол., пен., бол., пят., сом.
5. а) Спишите слова парами, выделите мягкие согласные на финише слов совместно
с буквой 6.
б) Прослушайте предложения, засуньте подходящие по смыслу слова из пункта а.
а) носит — носить б) Витя . . . воду. Воду не легко ….
красит — красить Отец . . . стенке. Нужно скоро ….
возит — возить Трактор . . . сено. На большом растоянии ему ….
говорит — сказать Ира … по телефону. . .. продолжительно запрещено.
6. Спишите словосочетания. Поставьте, где нужно, букву ь. Выделите мягкие
согласные на финише слова вместе с буквой ь.
белый гус, теплый ден., густой лес, серый волк., прекрасный лос, новый буквар., ветхий пен., светло синий шар.
7. Проверочный слуховой диктант.
Методические советы. По окончании завершения работы дети просматривают написанные слова, четко выделяя голосом жёсткие и мягкие согласные на финише слова.
шнобель, конь, сутки, букет, рыбак, кусок, пень, боль
8. Проверочный зрительный диктант.
Оборудование: предметные картины, на которых изображены кот, цифры пять и семь, тень, мак, сук, рысь, соль.
Методические советы. Логопед выставляет картины, требует детей назвать их. После этого снимает картины и начинает показывать их по одной. Дети записывают наименование.
По окончании того как дети обучились обозначать мягкость согласного при помощи буквы ь в конце слова, начинаем учить обозначать мягкость согласных при помощи буквы ь в середине слова. Начать эту работу логопед может со сказки.
«Жил Мягкий символ на финише слов и не тужил. Согласные, каковые находились рядышком, были хорошие, нежные и дружили с ним.
Стр.158
Одно было не хорошо: холодновато с краешку находиться. Как ветер — так в шейку дует, как снег — так спинку сечет. И в один раз Мягкий ишак простудился и заболел.
Пошли слова с мягким согласным на финише к царице Грамматике за помощью. Как Мягкий символ вылечить? Продолжительно они делали выводы да рядили, и, наконец, царица Грамматика дала им совет: «А запрячьте-ка вы Мягкий символ в серединку слова, пускай он согреется. Для хорошего приятеля и измениться возможно». Дали согласие слова, чего для приятеля не сделаешь! Стали они изменяться так, что Мягкий символ был в серединке. Согрелся он и поправился. И без того ему в серединке понравилось, что до сих пор он в некоторых словах остался в серединке окончательно».
Образцовые виды заданий
1. Игра «Запрячем мягкий символ в серединку».
Описание игры. Логопед предлагает детям запрятать мягкий символ в серединку слова, «полечить» его. Для этого нужно поменять слова. После этого он именует и пишет на доске слово пень. Ученики изменяют это слово: пеньки. Логопед записывает слово пеньки рядом со словом пень. Подобно ведется работа с другими словами. По окончании чего дети списывают слова в тетради парами и подчеркивают согласные с буквой ь.
пень — … окунь — … зверь — … сутки — … пламя — … куль — …
2. Измените слова так, дабы они отвечали на вопрос какая} Спишите слова
парами, выделите мягкие согласные вместе с буквой ь.
Методические советы. Сперва ученики устно образуют новые слова, логопед записывает их на доске. После этого дети списывают слова в тетради.
Пример: уголь — угольная.
пыль — … боль — …
сталь — … даль — …
3. Измените слова так, дабы с ними возможно было обратиться к взрослому человеку. Спишите слова парами, выделите мягкие согласные вместе с буквой ь.
Пример: поднимись — поднимитесь.
кинь — … залезь — … сядь — … кинь — …
4. Прочтите слова. Засуньте в середину мягкий символ. Скажите оказавшееся слово. Что изменилось в этих словах? Спишите слова парами, выделите
мягкую согласную вместе с буквой ь.
Методические советы. При затруднении логопед обращает внимание детей на то, что изменится не только написание слова, но и его суть.
Пример: банка — банька.
полка — … пенки — …
уголки — … галка — …
5. Ответьте на вопросы.
Стр.159
Пример ответа: Нужно засунуть мягкий символ, перевоплотить банку в баньку.
Что нужно сделать, дабы в банке возможно было мыться и париться?
Что нужно сделать с уголками, дабы ими возможно было рисовать?
Что нужно сделать с полькой, дабы на нее возможно было поставить книги?
Что нужно сделать с пеньками, дабы с ними возможно было выпивать молоко?
Что нужно сделать, дабы галька летала?
6. Спишите слова, засуньте, где нужно, букву ь. Выделите мягкие согласные
вместе с буквой ь.
кон.ки, ден.ги, весна, ал.бом, нор.ка, фил.мы, бел.ка, пал.то, гор.ка
7. Проверочный слуховой диктант.
санки, Васька, долька, тапки, полка, мыльный, зорька
8. Проверочный зрительный диктант.
Методические советы. Логопед пишет на доске слово. Ученики прочитывают его, и после этого оно стирается. Дети пишут это слово по памяти.
письмо, серьги, ветка, кошка, палка, львы, фильм, неприятный
Звуко-буквенный анализ слова
На данном этапе работы формируем у детей представление о последовательности и количестве звуков (букв) в слове.
Представляется нецелесообразным на начальной стадии работы потребовать от детей чёрта звуков в слове и вводить цветовое обозначение звуков в Звуко-буквенный схеме. Учитывая, что у детей с неспециализированным недоразвитием речи слишком мало развиты такие психологические процессы, как переключаемость, устойчивость внимания, фонетическая черта звуков отвлечет их от главной цели последовательности — определения звуков и работы количества (букв) в слове. Разбирая звуковой состав слова, возможно применять обозначение звуков в слове точками либо кружочками одного цвета. Цветовое обозначение звуков вводится на более поздних этапах работы.
Работа строится следующим образом. Сперва ученики проговаривают слово, выделяя голосом любой последующий звук, к примеру: сссом, сооом, соммм. Так дети обучаются принимать любой звук, входящий в слово, на слух. После этого ученики проговаривают слово, выделяя голосом любой звук и в один момент обозначая его точкой либо кружочком, и подсчитывают количество звуков в слове. Таковой способ разрешает подключить к слуховому восприятию кинестетические ощущения. Затем дети под схемой пишут само слово, проговаривая любой звук, и соотносят
Стр.160
количество звуков (точек) с числом букв. Потому, что все внимание ребенка должно быть сконцентрировано на восприятии звукового состава слова, не нужно потребовать изображения полной
звуко-буквенной схемы:
Достаточно лишь точек ….
Лексический материал на данном этапе работы складывается из односложных слов, разных по собственной звуковой структуре, и подбирается в следующей последовательности:
1) слова типа мак, кот, дом;
2) слова типа мост, куст, танк;
3) слова типа стол, стул, кран;
4) слова типа поднялся, строй, ствол.
Предлагаемый способ обусловлен тем, что фонетический анализ слова любой слоговой структуры по сути собственной строится на анализе слогов, входящих в состав слова. Исходя из этого, в случае, если мы научим ребенка верно делать звуковой анализ односложных слов, для него будет не сложно проанализировать любое многосложное слово.
По окончании того как ученики овладеют умением определять последовательность и количество звуков (букв) в односложных слонах, возможно переходить к полному фонетическому анализу с цветовым обозначением звуков.
В будущем переходим к работе над фонетическим анализом
двусложных и трехсложных слов разной звуковой структуры, опираясь на ранее организованные навыки слого-звукового анализа (деление слова на слоги с выделением гласных, различение согласных и гласных, различение жёстких и мягких согласных и фонетический анализ слога).
Образцовые виды заданий
1. Разглядите и назовите картины. Повторите слова, выделяя голосом любой
последующий звук. Обозначьте звуки в словах точками. Запишите слова.
Список предметных картин: сом, мак, кот, мох.
2. Отгадайте загадки. Начертите звуковую схему слов-отгадок. Напишите их,
проговаривая любой звук.
Летом снег! Легко хохот! Снег по городу летает. Отчего же он не тает?
(Пух.)
Мягкие лапки, А в лапках царапки. (Кот.)
Сидит дедушка во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает.
(Лук.)
Я на ветке сижу Букву ж все твержу. Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
Стр.161
(Жук.)
3. Разглядите и назовите картины. Спишите слова, додавая недостающие
буквы и проговаривая любой звук.
Список картин: волк, лист, шарф, куст, тигр, мост, зонт.
вол., лис, шар., кус, тиг., мое, территорий.
4. Прослушайте, а после этого прочтите слово. Сообщите, какой буквы не достаточно
в написанном слове. Напишите слова верно, проговаривая любой звук. Выделите засунутые буквы.
Методические советы. Логопед произносит слово полностью, не искажая его. На доске написаны слова с пропущенной третьей буквой. во.к, ли.т, ша.ф, ку.т, тир, мо.т, зо.т
5. Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.
р.ст, п.ск, т.рт, т.нк, п.рт, т.гр, ш.рф, л.фт, м.рс
6. Прочтите столбики слов, засуньте пропущенные буквы. Из засунутых
букв составьте слово и запишите его.
.орт .ирк .оск .орт .инт
т.рт ц.рк в.ск ерт в.нт
то.т ци.к во.к со.т ви.т
тор. цир. вое сор. вин.
7. Слуховой диктант.
Методические советы. Логопед требует, дабы дети писали слова, непременно проговаривая любой звук.
рост, полк, бант, шарф, куст, бинт, зонт, писк, морс
8. Присоедините букву с к данным словам. Прочтите оказавшиеся слова. Напишите их, проговаривая любой звук.
9. Засуньте вместо точек букву к. Прочтите оказавшиеся слова. Напишите
их, проговаривая любой звук.
вас, .рот, .ран, .эдем, .лык, лок, .люв, .лён
10. Засуньте вместо точек букву в. Прочтите оказавшиеся слова. Напишите
их, проговаривая любой звук.
.рач, .движение, .кус, .нёс, .лил, .вёл
11. Прочтите слова Засуньте пропущенные буквы. Из засунутых букв
составьте и напишите слово.
.лон .вет .рик .рос .рут
сон сет к.ик т.ос п.ут
сл.н св.т кр.к тр.с пр.т
ело. све. кри. тро. пру.
12. Проверочный слуховой диктант.
Методические советы. Логопед смотрит за тем, дабы дети при письме проговаривали любой звук в слове.
стул, брат, квас, блин, стук, звон, смыл, стер, шрам
стр.162
13. Проверочный зрительный диктант с опорой на картины.
Список картин, на которых изображены стол, кран, шкаф, слон, доктор торт, шарф, лифт.
Методические советы. Логопед ставит четыре картины, под ними пишет их заглавия. Ученики просматривают слова, по окончании чего слова стираются. После этого логопед предлагает ученикам изобразить слова графически и написать их под схемами. Подобно ведется работа с остальными картинами.
14. Прочтите слова. Посчитайте количество букв в каждом слове. Изобразите их графически, проговаривая любой звук. Под схемами напишите слова.
Выделите три первые согласные.
поднялся, скрыл, сплёл, ужас, ствол, строй, спрос
15. Прочтите столбики слов. Засуньте пропущенные буквы. Из засунутых
букв составьте слова, напишите их.
.триж трах .твол .трои
Сриж ерах с.вол срой
ст.иж ст. ах ст.ол ст.ой
стр.ж стр.х ств.л стр.й
стри. стра. ство. стро.
Последующие задания направлены на формирование умения соотносить количество букв и звуков в слове. Ученикам предлагаются слова, в которых согласные смягчаются буквой ь. В лексический материал не рекомендуется вводить слова с дифтонгами, поскольку опыт говорит, что деление йотированных гласных на звуки может вызвать неточности типа «йама», «йула», т. е. ученики механически переносят на письмо звуковой состав слова.
Помимо этого, что дети тренируются в соотнесении букв и количества звуков в слове, эти задания позволяют повторить ранее организованные умения и навыки обозначать мягкость согласных буквой ь.
Образцовые виды заданий
1. Прослушайте слова. Сосчитайте количество звуков в каждом слове. Напишите эти слова, сосчитайте количество букв. По какой причине количество звуков не сходится с числом букв?
конь, сутки, пень, соль, пыль, шаль, гусь
2. Прослушайте слово. Сосчитайте количество звуков в нем. Прочтите это
слово. По какой причине количество звуков не сходится с числом букв?
Методические советы. По окончании того как дети назовут количество звуков в слове, логопед пишет его на доске.
сталь, дверь, кость, плеть, кинь
3. Прочтите слова. Выпишите лишь те, в которых количество букв соответствует количеству звуков.
рысь, рис, хор, кран, плеть, хорь, плот, стал, сталь
стр.163
4. Прочтите слова. Выпишите лишь те, в которых букв больше, чем звуков.
конь, плот, плыть, сеть, сел, петь, лить, куст, крик
5. Из данных букв составьте слова. Напишите их.
н, с, о о, т, р с, и, р
ш, р, а ы, м, д. р, о, х
6. Из данных букв составьте заглавия картин. Напишите слова.
Оборудование: предметные картины: тигр, зонт, торт, квас; буквы, из которых возможно составить заглавия этих картин.
Методические советы. Логопед ставит на доску картины, пишет под ними вперемешку буквы. Дети делают задание без звучно, не произнося вслух наименование картины. По окончании завершения работы ученики просматривают написанные в тетрадях слова.
По окончании того как дети обучатся вслушиваться в слова, определять количество звуков и букв в слове, их последовательность, повторять мягкие и жёсткие согласные, гласные, возможно переходить к полному звуковому анализу односложных слов.
Логопед может применять игру «Дом звуков».
На доску выставляется изображение домика, в котором три этажа, по три окна в каждом. Логопед говорит детям, что в этом домике живут звуки, любой звук в собственной комнатке. На первом этаже живет слово кот. Какой звук живет в первой комнате? (звук к, согласный, жёсткий.) Логопед закрывает окно синей фишкой. Подобно анализируются другие звуки, окна закрываются фишками красного и светло синий цвета.
На втором этаже живет слово пёс. Ученики проговаривают это слово, протягивая любой звук, дают чёрта каждому звуку и закрывают окна фишками соответствующих цветов (зеленой, красной и синей). Логопед смотрит за тем, дабы дети мягко произносили первый звук п.
На третьем этаже живет слово конь. Подобно делается анализ слова, и окна закрываются синей, красной и зеленой фишками.
После этого логопед задаёт вопросы учеников, на каком этаже смогут поселиться слова сом, лось, кит. Ученики расселяют слова, опираясь на звуковой состав. Возможно предложить ученикам вопрос-провокацию: на каком этаже поселится слово пень? (Ни на каком, в силу того, что обе согласные мягкие.)
Для предстоящей работы логопед может предложить детям разные варианты аналогичного домика для звукового анализа слов разной структуры, складывающихся из четырех, пяти и более звуков. Более сложный вариант аналогичного домика — многоэтажный дом с различным числом окон на каждом этаже, многоэтажный дом с однообразным числом окон, но одно из них закрашено (ударная гласная) и т. д.’.
1 Подобного рода игры обрисованы в книге «Чтение добровольно» Е. А. Бугри-менко, Г. А. Цукерман из серии «Народный университет. Педагогический факультет» (М.: Знание, 1987.—№ 3).
Работа над звуко-буквенным анализом длится на словах второй слого-звуковой структуры.
Образцовые виды заданий
1. Игра «Вот что с буквами произошло».
Оборудование: предметные картины, на которых изображены машина «Победа», медведь, заяц, аист, баран; буквы разрезной азбуки п, о, б, е, д, а.
Методические советы. Логопед раздает ученикам картины. После этого начинает просматривать сказку С. Погорелова «Вот что с буквами произошло»:
«Нарисовал Карандаш лужайку, а на ней машину «Победа», под ней написал печатными буквами победа. (Ребенок, у которого картина с изображением автомобили, выходит к доске, ставит картину и выкладывает из букв слово победа.)
Посмотрел на лужайку ежик. Понравилась ежику буква п. «Поставлю,— думает,— ее перед собственным домом. Хорошие ворота будут». Забрал букву и унес. (Ученик, у которого картина, с изображением ежа, снимает с доски букву п и оставляет у себя.)
Пришел хмурый медведь, жаловаться стал: «Нет у меня сейчас…» — «Обеда»,— посоветовали буквы. «Правильно,— рявкнул медведь.— Эх, меду бы покушать! Да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки». Забрал он букву о под мышку и потащил на пасеку. (Ученик, у которого картина с изображением медведя, снимает букву о.)
На лужайку выпрыгнул зайчик. Дрожит, озирается. Он заметил ужасное слово беда. «Ой, где беда?» — заметался зайчик. Налетел с перепугу на букву б. Отскочила она, за рябину упала, а зайчик в лес убежал. (Следующий ученик снимает букву б.)
Прилетел аист. Заметил вкусное слово еда. А в траве и правильно еда: лягушек — какое количество желаешь! Приделал аист к букве е палочку, оказалась вилка. Покушал аист и унес вилку с собой. (Ученик, у которого картина с изображением аиста, снимает букву е.)
Тут пришел баран. Заблеял обиженно: «Неправду говорят, что я глупый. Разве я глуп?» И видит он слово да. Разозлился баран. Разбежался, ударил букву д рогами. Она и рассыпалась на кусочки. (Ученик, у которого картина с изображением барана, снимает букву д.)
Осталась последняя буква а. Стоит одна-одинешенька. Что она без друзей сообщить может? Лишь рыдать: «А-а-а!»
Логопед предлагает ученикам утешить букву а, вернуть ей друзей. Дети восстанавливают слово, додавая по одной букве, любой раз просматривают оказавшееся слово и записывают его в тетради: а, да, еда, беда, обеда, победа.
2. Игра «Флот помог».
Методические советы. Логопед пишет на доске в столбик слова пена, шар, бор, метр, вписывая каждую букву в клеточку, последнюю клетку оставляет безлюдной, после этого говорит ученикам:
Стр.165
«в один раз последние буквы в этих словах поссорились со всеми остальными буквами и решили жить раздельно. Собрались они совместно, посовещались, составили слово флот. (Логопед в стороне пишет слово флот.) Отправились они в дальнее плавание. Продолжительно они плавали, путешествовали и плохо соскучились по дому. Но в то время, когда они возвратились, то оказалось, что они забыли, в каких словах жили: «Помогите, парни, каждой букве найти родное слово». (Ученики подставляют в финиш каждого слова буквы из слова флот так, дабы оказались слова пенал, шарф, борт, метро)
3. Спишите слова парами. Выделите букву, которая показалась во втором слове.
рот — крот урок — сурок Аня — Таня
лен — клён еда — беда Оля — Коля
мех — хохот утки — шутки Ася — Вася
мель — шмель ушки — пушки Аля — Галя
4. Напишите слова. Какое окажется слово, в случае, если убрать первую букву? Напишите
это слово рядом.
Пример: росы — осы.
росы — .. . Ваня — … сток — …
грот — … Толя — … зверь — …
укол — . . . Кира — … стук — …
5. Напишите слова. Какое окажется слово, в случае, если убрать последнюю букву?
Напишите это слово рядом.
Пример: сорт — сор.
сорт — … волк — … рост —
борт — . . . полк — … брат — …
парк — . . . шарф — … стон — …
6. Пристально прочтите опять. Отыщите другие слова, каковые в них «спрятались*. Напишите слова парами.
Пример: хлев — лев.
хлев, столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, около, победа, листочки
7. Отгадайте загадки. Впишите слова отгадки в клеточки.
Зимний период и летом одним цветом.
Я прихожу с подарками, блещу огнями броскими. Нарядная, забавная, на Новый год я основная.
Что же это за женщина, не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год?
о
стр.166
Кто зимний период холодной ходит не добрый, голодный?
Зверька определим мы с тобой по двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимний период, а в рыжей шубке — летом.
Мелкие зверьки, серенькие шубки, Долгие хвосты, остренькие зубки.
РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Работа над формированием связной речи учеников 1-х (III) классов содержится в том, что логопед учит их умению передавать содержание услышанного, и составлять маленькие устные рассказы.
Для пересказов употребляются тексты повествовательного, описательного и описательно-повествовательного характера.
Работа над связной речью строится поэтапно. Сперва учим детей полному последовательному пересказу, после этого выборочному и краткому, т. е. тезисному изложению услышанного текста.
При работе над устными произведениями учим детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, по концу и началу рассказа, и по одной сюжетной картине.
Но перед тем как настойчиво попросить от детей пересказа либо рассказа, направляться научить их осознавать и применять вспомогательные средства (опоры), такие, как вопросы, составленные в последовательности описания картины.
Последовательный пересказ
1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ, как запомнили.
Слон-няня.
В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, а с ребенком оставляла слона.
Эта огромная няня отлично заботилась за ребенком. Время от времени ребенок уползал на большом растоянии от дома. Слон ласково брал его хоботом и переносил к дому.
А в то время, когда ребенок плакал, слон хоботом игрался с ним. Хоботом он отгонял от ребенка мух, в то время, когда ребенок дремал.
Кроха обожал собственную огромную няню. Няня обожала ребенка.
Стр.167
Вопросы:
Какую няню имела индийская семья? Как няня заботилась за ребенком? Как относился ребенок к собственной няне? Как няня относилась к крохе?
Методические советы. По окончании того как дети перескажут текст, логопед задаёт вопросы, какие конкретно другие животные оказывают помощь заботиться за детьми. После этого говорит детям о псах-колли, каковые также бывают хорошими няньками: ни при каких обстоятельствах не оставляют ребенка одного, сидят с ним, пока не придут родители.
2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите рассказ, как
запомнили.
Кит.
Кит — самое громадное животное на свете. Он может жить лишь в океане. Исходя из этого ни в одном зоопарке мира нет китов.
Раньше на китов охотились и практически истребили их. Сейчас охота на китов запрещена.
Вопросы:
Какое животное самое громадное на свете?
Где смогут жить киты?
По какой причине китов нет в зоопарке?
По какой причине охота на китов запрещена?
Методические советы. Логопед может продемонстрировать детям картину, изображающую кита, дабы дети имели представление об этом морском животном.
3. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в каждом предложении.
Запомните их. Перескажите рассказ посредством слов-действий.
Кот Васька.
Кот Васька увидел на сосне гнездо дрозда. Скоро влез Васька на дерево. Но дрозд заметил злодея. Он клюнул кота Ваську а лоб. Васька фыркнул и спрыгнул на землю.
Методические советы. Логопед просматривает текст полностью, растолковывает ученикам слова: злодей, фыркнул. После этого еще раз просматривает рассказ по предложениям и предлагает ученикам назвать слова, обозначающие действия (увидел, влез, заметил, клюнул, фыркнул, спрыгнул), и записывает их на доске. По окончании чего логопед предлагает детям повторить по порядку все слова, обозначающие действия, и вернуть предложения с каждым глаголом. После этого ученики передают содержание рассказа полностью. направляться не забывать, что от детей не требуется потребовать дословного пересказа. Принципиально важно, дабы они не нарушали последовательность изложения.
4. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в каждом предложении.