Новые формы работы над предложением в начальных классах

понимание и Выделение предложений – итог сложной умственной деятельности обучающихся, что предполагает осознание грамматических, семантических и других изюминок предложения. Познание предложений реализуется на протяжении лексического, логико-грамматического и др. видов анализа письменного текста.

Лексический анализ письменного текста снабжает вычленение в нем лексических единиц и установление их значения, соответствующих семантическому полю заданного текста.

Семантический анализ предложений снабжает познание смысла предложения. На протяжении логико-грамматического анализа осознаются разнообразные грамматические изюминки предложения, его логическая структура и логическая законченность высказанной в тексте мысли.

Цель логико-грамматического анализа текста – установить, содержится ли в тексте логически законченная идея (на этом основании текст определяется как предложение), выяснить синтаксические функции слов, использованных тексте, их логико-синтаксические функции, предикативную сообщение основных участников предложения, что разрешает ориентировать обучающихся на значительные для основных участников предложения показатели их распознавания.

Логическая законченность мысли представляется в тексте предложения сочетанием его основных частей – грамматической базы предложения. Дабы обучающийся осознал, что высказанная в тексте предложения идея логически закончена, он обязан найти (выявить) грамматическую базу предложения и понять тип логической связи и структурных компонентов.

Анализ несложных двусоставных предложений говорит о том, что их логический суть определяется типом предикативных связей, взаимоотношений основных участников, в связи с чем поднимается вопрос о выделении слов, делающих функцию основных сказуемого предложения – и членов подлежащего.

На какие конкретно же показатели нужно ориентировать обучающихся для точного распознавания в них основных участников? Ориентировка лишь на один показатель слова не разрешает выявить его как член предложения. Так, учитывая лишь лексические показатели слов, мы не выявим их синтаксические функции, поскольку одно слово в различных предложениях может делать разные синтаксические функции: Вдалеке синел сосновый лес (подлежащее); в первых рядах мы заметили лес (дополнение). Морфологические показатели слов также не снабжают распознавания их синтаксической функции в заданном тексте. Лишь глагол в личной форме возможно конкретно соотнесен со сказуемым: слово, находящиеся в собствености к каждый части речи, в любой момент многофункционально (Долинина И.Д. Системный анализ предложения. – М., 1977. – с.10). Так неверно определяется синтаксическая функция слов, имеющих однообразные внешние показатели: формы И. и В. падежей существительных смогут совпадать. Отечественный дом стоит на горе; Мы выстроили дом. Ориентировка на структурные показатели участников предложения ответственна для установления их границ и тем самым для понимания смысла предложения.

Опыт говорит, что постановка к словам смысловых вопросов не снабжает точного распознавания синтаксической функции слов в заданном предложении, что растолковывает рядом обстоятельств:

1. Различные члены предложения отвечают на однообразные вопросы: подлежащее, выраженное неодушевленным существительным и прямое дополнение – что? Картина висит на стене; Ученик просматривает рассказ.

2. Постановка смыслового вопроса к некоторым словам, формально отвечающим на него, по существу есть тщетной: Книга лежит на столе – что делает? – ничего не делает. Дело мастера опасается. И во многих вторых случаях.

3. К некоторым сказуемым по большому счету нереально ни один из вопросов. Как вопрос возможно поставить к сказуемому в предложении: Он был убит.

Исходя из этого применение приема постановки смысловых вопросов не содействует формированию у школьников лингвистического мышления.

Модельными именуем слова, каковые делают лишь одну определенную синтаксическую функцию, т.е. модельные слова являются универсальными компонентами любой мысли и универсальными участниками любого предложения. Так, местоимения он, она, оно, они (формы И.П.) в любом предложении выступают как подлежащее.

Информация, заключенная в модельных словах, носит обобщенный темперамент, поскольку представляет собой не частные показатели участников предложения, а совокупность их неспециализированных значительных показателей. Исходя из этого при работе над предложением применение модельных слов оказывает помощь младшим школьникам точно выявить члены предложения и усвоить их значительные показатели.

Итак, установление предикативной связи основных участников предложения возможно осуществлено посредством приема замены содержательных слов модельной предикативной конструкцией, к примеру: Дятел стучит клювом по дереву – он стучит чем-то.

Из каких моментов состоит эта работа?

Сначала дети выделяют глагольное слово в качестве сказуемого. Потом находят существительные как содержательные слова и заменяют их местоимениями – модельными словами. Конечный момент работы – выделение участников предложения. Пример: Ветер листал страницы раскрытой книги.

1) Дети выделяют глагол (листал) и подчеркивают его как сказуемое; 2) находят существительные, находящиеся в яркой связи с глаголом (при помощи вопросов): ветер, страницы и заменяют их модельными словами: он, что-то; 3) трансформируют предложение в модельное:

Он листал что-то и выделяют члены предложения (графически): Ветер листал страницы раскрытой книги.

Глубина понимания предложений при чтении, составление предложений из слов, нахождение границ предложений зависит от того, что именно понял в тексте читатель: его содержание, логико-грамматическую структуру; как ученик ориентировался на логико-грамматические показатели предложения при восприятии текста либо отдельных слов. Для этого нужно понять те данные, которая заключена в тексте предложения и представлена значениями слов, упорядоченных по правилу грамматики. Но познание лишь содержания предложений не имеет возможности рассматриваться как глубокое познание. Л.С.Выгодский по этому поводу писал: «При понимании чужой речи постоянно оказывается познание лишь одних слов, но не мысли собеседника» (Выгодский Л.С. Собр. Соч. – М., 1982. – Т.2 – С.358).

Не осознать, что в предложении высказана логически законченная идея, значит не мочь отличить предложение от непредложения. Но познание данной стороны предложения требует от ученика умения распознавать главные члены предложения и их предикативную сообщение.

Как происходит познание каждого предложения в тексте и познание смысла изолированного предложения? Н.К.Перцева в собственной статье (Начальная школа, 10/95) предлагает знаковые модели предложений. Модели – форма научной абстракции. На моделях закреплены в наглядной форме значительные особенности объектов и связи их особенностей, наряду с этим на первый замысел выдвигается общее, значительное.

Дабы выстроить знаковую модель предложения, нужно осуществить сложную умственную деятельность. В статье Н.К.Перцевой предлагается следующая совокупность знаков-кодов: 1) цифры от 1 до 3 для обозначения участников предложения, образующих подлежащее и грамматическую: 1 – основу, 2 – сказуемое, 3 – дополнение; 2) типы связей слов, в противном случае логико-грамматические отношения между компонентами предложения: — между сказуемым и подлежащим, связь между дополнением и сказуемым; 3) – соединение однородных участников, к примеру, однородные подлежащие: 11, однородные сказуемые: 222, однородные дополнения: 33.

Дабы выстроить знаковую модель, нужно, в первую очередь, выявить синтаксические функции слов текста, применяв модельные слова – I этап работы. II этап предполагает обозначение участников предложения символами-кодами и составление формулы.

Разглядим это на примере:

Птичка начала клевать хлебные крошки.

I этап: 1) начала клевать – глагольное слово (сказуемое);

2) птичка – она, крошки – что-то;

3) Она начала клевать что-то.

II этап: Птичка – 1, начала клевать – 2, крошки – 3.

123 – цифровой последовательность.

Цифровой последовательность – формула предложения. Она показывает познание мысли предложения. Линейная цифровая предложения (123) – показатель обычной модели несложного предложения: подлежащее сказуемое дополнение.

Приведем примеры разных формул предложения, каковые дети смогут составить сами при проведении синтаксического анализа.

В том месте лебеди купались и чистили собственные перья.

Они купались и чистили что-то.

1-223

Наконец выглянуло солнышко и осветило скалистые берега.

Выглянуло оно и осветило что-то.

Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль.

Он гуляет, гнет что-то и поднимает что-то.

1-2223

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Потянул он, что-то морщит-рябит.

2-1

Итак, осуществить логико-грамматический анализ предложения – это организовать у младших школьников понятие об исходной форме любого предложения, о основных участниках и их предикативной связи.

Осуществление вышеизложенных операций требует от обучающихся следующих умений:

1) языковых: распознавать синтаксические функции слов, границы предложения;

2) речевых: отделять одно предложение от другого;

3) интеллектуальных: кодировать предложение.

Значительным направлением обучения русскому языку в НШ есть обучение нормам потребления языковых единиц. Верное владение литературным языком предполагает соблюдение норм литературного произношения, словосочетания и построения синтаксических норм предложения, семантически верное владение речью.

Одним из наиболее значимых параметров оценки правильности речи есть нормативное применение говорящим либо пишущим разных синтаксических структур. Как показывает практика и свидетельствует анализ культуры речи школьников, нарушение синтаксической связи слов в речи обучающихся как начальных, так и средних классов видятся довольно часто.

Главная задача курса грамматики в начальном звене — «…отучить школьника от изюминок детской, областной и разговорной речи, провести в его языковом сознании резкую различительную линии между литературным и нелитературным, «верным» и «неправильным». (Грабчикова Е.С. Начальная школа, 3/88).

Работа над синтаксической нормой проводится не только при изучении темы «Предложение», но и при изучении всех других тем курса русского по следующим направлениям:

1. в плане связи с изучением программных тем (устные и письменные упражнения в конструировании предложений и словосочетаний, восстановление деформированных предложений, распространение базы предложения и др.);

2. при анализе текстов для творческих работ (анализ и выделение предложений и словосочетаний, каковые должны войти в изложение либо произведение);

3. в плане словарно-орфографической работы;

4. при подготовке и проведении независимой творческой работы.

Разглядим работу по построению предложений при изучении темы «Предложение» в 3 классе.

С целью обогащения речи обучающихся предложениями, складывающимися из одного либо двух слов, еще при повторении пройденного во втором классе предлагаются следующие упражнения. (Грабчикова Е.С. Начальная школа, 3/88).

1. – Прочтите. В конце каждого предложения понижайте голос и делайте паузу.

Поздняя осень. Холодно. Ветер сбивает нужные листья. Не так долго осталось ждать наступит зима.

— Запишите предложения в таковой последовательности: сперва предложение из одного слова, позже из двух, из трех, наконец из четырех слов.

— Какими предложениями возможно заменить предложения «Поздняя осень.», «Похолодало»?

Обучающиеся отвечают, что предложение «Поздняя осень» возможно заменить предложением «Наступила поздняя осень» либо «Настала поздняя осень», а предложение «Похолодало» «Стало холодно».

При исполнении упражнений книжки «Русский язык» (3 класс) направляться обратить внимание обучающихся на предложения складывающиеся из одного слова. К примеру предложение (Неприятели!). Преподаватель требует ясно сказать это предложение, обращает внимание детей на его интонацию, предлагает поразмыслить, каким предложением возможно его заменить (Неприятели наступают, Показались неприятели и т.д.). Нужно отметить самый удачный вариант (тот, что в упр.), подвести обучающихся к пониманию, что именно это предложение, складывающееся из одного слова, сказанное с особенной интонацией, самый полно и совершенно верно передает состояние тревоги.

Таковой вид работы активизирует потребление синтаксических конструкций, не входящих в деятельный запас обучающихся, учит не только высказывать собственные мысли при помощи распространенных предложений, но и подбирать синонимичные конструкции, часто более совершенно верно передающие определенные понятия, явления, эмоции.

Дабы обучающиеся овладели нормами построения предложений, они должны убедится, что все слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. С целью этого направляться предложить им следующие виды работы:

I. Восстановление деформированных предложений.

— Из данных слов составьте предложения. Запишите их.

1. Надя, в деревне, летом, жила.

2. За грибами, парни, ходили, довольно часто, в лес.

3. Дети, довольно много, в лесу, грибов, обнаружили.

Принципиально важно, дабы в ходе аналогичной работы обучающихся не просто подбирали слова в определенной последовательности, а выделяли сперва главные члены предложения, а позже распространяли их второстепенными.

II. Распространение базы предложения.

1. — Вместо вопросов засуньте подходящие по смыслу слова. Предложения запишите.

Дети играются (во что?) (где?). Пчелы и (в то время, когда?) живут (где?). Хлопок растет (где?).

Слова для справок: в снежки, на школьной площадке, зимний период, в ульях, на юге.

2. — Дополните предложения левого столбика словами из правого столбика. В случае, если необходимо, измените порядок слов.

Перед грозой.

Показалась туча………………………на небе грозовая,

Пчелы собрались…………………….внезапно в ульях

Замолкли птицы…………………….в густом лесу, радостные

Наступила тишина…………………..полная.

3. — Назовите в данных предложениях сказуемое и подлежащее. Запишите их.

Лес засверкал многоцветными звездочками. Любая травинка сверкала. Над деревьями медлительно поднималось солнце. На ёлочках и кустах сверкали паутинки. На каждой паутинке сияли маленькие водяные жемчужины. (По В.Бианки.)

Задания для того чтобы типа находятся во многих упражнениях книжки, в особенности при изучении темы «Имя существительное».

4. – Дополните группы слов недостающими словами, дабы оказались предложения.

. . . . . . нам любопытного книгу.

. . . . . . даме место в трамвае.

. . . . . . больному лекарство.

Слова для справок: учительница прочла, доктор выписал, школьник уступил.

3. составление схем предложений и Построение предложений по заданным схемам.

1. – Разглядите схемы предложений и запишите эти предложения в строке.

2. – Прочтите.

Весной из-за моря прилетают ласточки. Они сходу строят собственный дом. Лепят ласточки гнездо из речной глины. С восхода солнца до вечера носят птички глину. Вот и готово ласточкино гнездо! (По Г.Снегирёву)

— Отыщите предложения, соответствующие схеме.

3. – Прочтите. Выпишите из текста предложение, в котором содержится основная идея. Назовите сказуемое и подлежащее, и словосочетания, входящие в состав этого предложения.

Отлично весной в лесу. Радостно поют птицы. В зеленой траве гудят жуки и мошки. На высокой березе гнездо грача. На сосне поселилась белочка.

Как мы знаем, что обучающиеся начальной школы допускают много неточностей в построении словосочетаний с управлением. Из них самый распространенные являются следующие:

1. потребление не той падежной формы, которая требуется управляющим словом («заведующий библиотеки»);

2. потребление не той предложно-падежной формы, которая требуется данным управляющим словом («приехал до тети»);

3. смешение предлогов («строил с кубиков», «пришел со школы»).

Довольно часто обучающиеся допускают нарушения норм сочетаемости слов в словосочетании:

4. с однокоренными глаголами (норма: писать, обрисовывать (что?); прислушиваться (к чему?), вслушиваться (во что?);

5. с однокоренными именами глаголами и существительными (норма: обрисовывать (что?) – описание (чего?); штурмовать (что?) – шторм (чего?);

6. с глаголами возвратными и невозвратными (норма: тревожить (кого?) – тревожиться (о чем?); простить (кого?) – извиниться (перед кем?) и т.д.).

В связи с широким распространением нарушений норм сочетаемости слов появляется необходимость знакомства обучающихся с нормативным потреблением словосочетаний.

Идти (куда?) в школу, в сад, на завод, на реку. Идти (откуда?) из школы, из магазина, с работы. Идти (где?) лесом, полем, по дороге, мимо школы, впереди отряда, мимо школы, около дома, через мост.

Работа по составлению словосочетаний окажет помощь в формировании навыков нормативного потребления глагольных словосочетаний в структуре предложения, что, без сомнений, положительно скажется на уровне культуры речи.

В связи с работой над нормой синтаксической сочетаемости слов целесообразно применять следующие типы упражнений:

1. – Прочтите. Вместо вопросов подберите подходящие по смыслу слова. Запишите предложения.

Саша поблагодарил (кого? за что?) . . .

Парни смеялись (над чем?) . . .

Мама сшила (что? из чего?) . . .

2. – Запишите словосочетания, вставляя вместо точек необходимые предлоги.

просить . . . помощи принести . . . магазина уехать . . . города

заботиться . . . брате выпивать . . . чашки прыгать . . . башни

строить . . . кубиков зайти . . . товарищу

Предлоги: о, с, из, к, в.

3. – Составьте словосочетания с предоставит шанс словами. Запишите их. Выясните части речи.

штурм (чего?) . . . штурмовать (что?) . .

чтение (чего?) . . . просматривать (что?) . . .

4. – Составьте словосочетания с глаголами, родными по значению.

сказать (что? о чем? кому?) . . .

извещать (кого? о чем?) . . .

платить (за что?)

5. – При помощи приставок образуйте новые слова и составьте с ними словосочетания, применяя предлоги.

(в-, вы-, при-, у-) ходить, (в-, вы-, при-, за-) лететь, (по-, за-, при-, пере-, на-) ехать.

6. В словосочетаниях замените имена прилагательные предлогами и существительными.

Рыбный суп – суп из рыбы, вишневое варенье — … , яблочный сок — … , кирпичный дом — …, бумажная обложка — … .

Трудясь над приведенными упражнениями, дети обучаются применять разные синтаксические конструкции, повышая уровень культуры речи.

Уже в начальной школе преподаватель может организовать у обучающихся синтаксические умения, на базе которых будет развиваться их пунктуационная грамотность. самые важными из них являются следующие умения:

1. умение видеть структуру несложного предложения;

2. умение отличать простые предложения от сложных;

3. умение применять в речи простые и сложные предложения.

Усвоение учеником моделей несложных и сложных предложений происходит не только в ходе устного общения, чтения, но и на уроках грамматики при синтаксическом анализе предложения. Логический и структурный анализ предложений связного текста окажет помощь разобраться ученику в смысле читаемого.

В собственной статье М.П.Целикова (Начальная школа. 3/96) предлагает задания для работы над предложением в классах с углубленным изучением русского. Но эти задания смогут быть использованы в простом классе для дифференцированной работы с сильными учениками.

На текстовом материале повести Н.его «Приключения друзей и Носова Незнайки» была составлена «Тетрадь для работы над предложением в 3 и 4 классах, а также в классах с углубленным изучением русского».

Тетрадь начинается с упражнений по выработке грамматических умений получающих образование нахождении основных участников сказуемого предложения – и простого подлежащего. Громадное внимание уделяется месту размещения подлежащего: в начале, в и в конце предложения, и новым для обучающихся методом его выражения нечленистыми словосочетаниями. Это должно избавить обучающихся от привычки искать подлежащее в предложении в любой момент на первом месте, во-вторых, вынудить ученика видеть подлежащие, выраженные двумя-тремя словами. В этих целях и даны задания:

1. – Выделите в предложении подлежащее и назовите место его размещения. Выясните, какой частью речи оно выражено.

Концерт в это же время длился. В зеленом городе имелся водопровод, сделанный из стеблей тростника. Все уселись на лавочке. На Незнайку сверху что-то посыпалось. В каждом доме имелась столовая.

2. – Подлежащее возможно выражено двумя словами. Отыщите такие подлежащие в предложениях.

Оба пса носились за Незнайкой. Пара малышек подбежали к лежавшему на земле яблоку. В автомобиле ехали двое коротышек.

Изучение однородных подлежащих, пунктуации в них образовывает следующую ступень на пути к сложному предложению, поскольку простые предложения с однородными участниками будут в будущем сопоставляться в логическом и грамматическом замысле со сложносочиненными предложениями.

3. – В предложении возможно пара подлежащих (однородных участников). Отыщите их, выделите.

Козлик и Незнайка ночью дремали не хорошо. По окончании Фунтика выступили фокусники, акробаты, актеры, клоуны. На улицах зацвели самые прекрасные цветы: белые хризантемы, красные георгины, многоцветные астры.

Следующая несколько заданий разрешает увеличить представления детей о втором главном участнике предложения—главных и сказуемом методах его выражения (глагольное либо именное), и о предложениях с однородными сказуемыми.

4. – Отыщите в предложениях сперва простые, а после этого составные сказуемые.

В одном сказочном городе жили коротышки. Незнайка врун! Облако плотное. Незнайка стал весьма вежливый, щекотливый. Пудик был поэт.

5. – Отыщите сказуемые, складывающиеся из двух глаголов (глагол +глагол).

Пестренький захотел дремать. Пилюлькин ринулся обнимать собственного друга.

6. – Отыщите однородные сказуемые.

Малышки окружили стали и Незнайку его жалеть. Целый зоопарк переполошился и продолжительно не имел возможности успокоиться.

7. – Выпишите сперва простые предложения с однородными сказуемыми, после этого сложные, складывающиеся из двух баз, расставьте запятые. Обозначьте: П – простое предложение, С – сложное предложение.Шар налетел на что-то жёсткое и лопнул с оглушительным треском. (П.) Незнайка надавил кнопку, и лифт поднялся на этаж выше.(С.)

Дверь отворилась, и в помещение посмотрела новая малышка.(С.) Незнайка вывалился из корзины и остался без движений лежать на земле.(П.)

направляться обратить внимание на постановку запятой перед альянсом, и в сложносочиненных предложениях, в отличие от несложного, с однородными сказуемыми с повторяющимся альянсом и.

После этого возможно перейти к рассмотрению сложноподчиненных предложений с несложными типами придаточных (термины не именуются).

8. – Расставьте в следующих сложных предложениях запятые перед союзными словами и союзами: что, поскольку, в силу того, что, где, дабы, что, как, в то время, когда, где, куда, откуда. Выделите а каждом несложном предложении сказуемое и подлежащее. (Тексты даются без знаков препинания.)

Никто не верил, что шар пролетит. Но шар не улетел, поскольку корзина была прочно привязана к кусту. В каждом дворе имелся собственный огород, где росли репа, редиска, свекла, морковь и другие различные овощи. кожный покров не слышал, как на улице раздался свист. Все уселись на коробки, каковые заменяли тут стулья. Он уже начал пускать пузыри, в то время, когда к нему подоспел Знайка.

По окончании работы над союзными сложными предложениями, пунктуацией в них обучающимся возможно предложить для синтаксического анализа и наблюдения такое задание: отыщите главные члены предложения в сложных предложениях (даются бессоюзные сложные предложения, складывающиеся из 2-, 3-, 4-х несложных частей) и расставьте запятые в каждой части.

Небо все время хмурилось солнышко с утра не выглянуло ни разу ливень лил постоянно. Внизу расстилалась огромная равнина направо возвышались бугры.

Шумят машины автобусы отовсюду доносятся беседы играется музыка.

Должны иметь задания и место для творческой работы.

1. – Составьте предложения, запишите их.

Храбрым возможно назвать для того чтобы человека, что…

Храбрый человек тот, кто… Собственного товарища я считаю храбрым, в силу того, что он…

2. – Ответьте на вопросы сложным предложением.

Каким ты желаешь стать и по какой причине?

Что бы ты сделал, если бы твой приятель попал в беду?

По какой причине ты так поступил бы?

3. – Какого именно человека ты вычисляешь скромным?

Я считаю скромным того, кто… Скромным возможно назвать для того чтобы человека, что…

— Для чего ты обучаешься?

Я обучаюсь, дабы… Я обучаюсь после этого, дабы…Я обучаюсь, в силу того, что… Я обучаюсь, поскольку…

Этот материал возможно включен в уроки по изучению синтаксиса предложения либо дан в виде развивающих предложений для внеклассной работы по русскому языку.

Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений детей осознанно использовать полученные грамматические знания в ходе устной и письменной речи. (Фомичева Г.А. начальная школа 7/85)

Применение грамматического разбора при работе по формированию навыков грамотного письма, при усвоении элементов грамматики снабжает прочность навыков, развитие свойств сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать.

В зависимости от целей обучения употребляется обучающий грамматический разбор и контрольный, устный и письменный. С позиций содержательной стороны в начальных классах проводится фонетический, морфологический (по частям речи и составу слова), синтаксический разбор.

При проведении синтаксического анализа принципиально важно научить детей определять предложение по интонации, верно устанавливать связь между словами в предложении, на базе установления связи определять главные (сказуемое и подлежащее) и второстепенные (определение, дополнение, событие) члены, обнаружить в предложении словосочетания.

Предложение направляться разбирать так:

1. ясно прочесть предложение;

2. выяснить, какое это предложение по интонации (повествовательное, вопросительное, восклицательное):

3. отыскать второстепенные члены и главные предложения;

4. отыскать словосочетания.

Пример разбора: 1. устного, 2. письменного.

По окончании теплых дождей в лесу пошли грибы.

1. Предложение повествовательное, распространенное (имеется второстепенные члены). В предложении говорится о грибах. (что?) грибы – подлежащее, выраженное существительным в И.п., грибы (что сделали?) – пошли, пошли – сказуемое, выраженное глаголом. Грибы пошли – грамматическая база предложения.

Задаю вопрос от подлежащего. Вопрос задать запрещено. Задаю вопрос от сказуемого. Пошли (где?) в лесу – это событие места, выраженное существительным в П.п. с предлогом. Пошли (в то время, когда?) по окончании дождей – это событие времени, выраженное существительным в Р.п. с предлогом. По окончании дождей (каких?) теплых – это определение, выраженное прилагательным в Р.п.

Словосочетания: пошли по окончании дождей, пошли в лесу.

2. По окончании теплых дождей в лесу пошли грибы. (повествовательное, распространенное.)

Пошли (в то время, когда?) по окончании дождей, пошли (где?) в лесу, по окончании (каких?) теплых дождей.

Приведенный пример разбора соотнесен с программным требованием и осуществляет преемственность между начальным и средним звеном школы.

Уроки русского Правописание \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: