Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 14 глава

Перескажите рассказ, как запомнили.

Белка.

Сидела белка на елке и грызла орешки. В лес вошел охотник с собакой. Собака почуяла белку и звучно залаяла. Белка заметила собаку и спряталась в дупло.

Стр.168

Методические советы. Начало работы подобно предыдущей. Потом логопед требует детей назвать и запомнить слова-действия. После этого дети выписывают их на доске, пересказывают рассказ, не забывая о словах-действиях.

5. Прослушайте рассказ. Назовите слова-действия в последовательности рассказа. Перескажите рассказ, не забывая о словах-действиях.

Методические советы. По окончании прочтения текста логопед выясняет суть выражения забрал след. По окончании вторичного прочтения рассказа дети именуют слова-действия в последовательности рассказа и пересказывают его, как запомнили.

Охота.

Охотник рано утром отправился в лес на охоту. За ним побежала его собака Храбрый. Охотник на снегу заметил следы зайца. Храбрый сходу забрал след. Вот из-за куста выскочил заяц. Храбрый ринулся за зайцем. Но В этом случае заяц убежал от преследователя.

6. Прослушайте рассказ. Назовите слова, обозначающие действия, по порядку.

Перескажите рассказ, как запомнили.

Товарищ.

Витя и Миша возвращались из школы. Они спустились к реке. Витя побежал вперед. Хрупкий лед треснул. Мальчик оказался в воде. Миша не растерялся. Он с опаской пополз по льду к товарищу и вытащил его на берег.

Слово для объяснения: хрупкий.

7. Прослушайте рассказ. Перескажите его, как запомнили.

Методические советы. Логопед напоминает детям, что при

пересказе рассказа им окажут помощь слова-действия. Нужно не забывать об этом.

Гроза.

Надвинулась огромная туча. Загремел гром. Сверкнула молния. Подул сильный ветер. Зашумели деревья. Закружились сорванные листья. Хлынул ливень.

8. Прослушайте рассказ. Перескажите его, как запомнили.

Методические советы. По окончании того как дети перескажут текст

рассказа, логопед выясняет, что помогло детям пересказать рассказ по порядку, ничего не пропуская. Логопед предлагает детям в дальнейшем запоминать слова-действия и пользоваться ими при пересказе.

Зима в лесу.

Наступила осень. Обнажённый и холодный шумит лес. Испугались зайцы-беляки. Через деревья весьма видна белая заячья шубка.

Пришла зима. Пушистым снегом покрылись деревья. Побелели лесные полянки. Были рады зайцы-беляки. Сейчас никто не встретится с ними белую шубку.

9. Прослушайте рассказ. Сообщите, о чем либо о ком говорится в каждом предложении. Перескажите рассказ посредством картин.

Методические советы. Логопед просматривает рассказ полностью, растолковывает слова резвились, кувшинки. После этого просматривает текст по предложениям, по окончании каждого предложения задаёт вопросы детей, о чем либо о ком говорится в предложении, и выставляет по окончании ответа соответствующие картины. Затем текст еще раз читается полностью. Дети пересказывают его, опираясь на картины.

Список картин, на которых изображены речка, рыбки, стрекозы, кувшинки, парни.

Летом.

По лесу протекала маленькая речка. Под водой резвились рыбки. Над водой кружились стрекозы. У берега качались белые кувшинки. На берегу загорали дети.

10. Прослушайте рассказ. Сообщите, о ком либо о чем говорится в каждом

предложении. Перескажите рассказ по картинам.

Список картин: кувшинки, стрекозы, утка с утятами, ива.

Методические советы те же.

На реке.

На реке раскрылись белые кувшинки. Над водой склонилась узкая ива. Около ивы резвятся стрекозы. Дикая утка вывела из кустов мелких утят.

11. Прослушайте рассказ. Подберите картину к каждому предложению. Перескажите рассказ по картинам.

Список картин, на которых изображены чёрное небо, ветер, листья, лягушки, птицы, молния, ливень.

Методические советы. По окончании того как логопед прочтёт рассказ полностью, он предлагает детям поставить картины в последовательности рассказа. После этого дети, глядя на картины, пересказывают рассказ, как запомнили.

Гроза.

Небо потемнело. Встал сильный ветер. Закружились в воздухе листья. Прекратили квакать лягушки. Замолкли птицы. В небе сверкнула ослепительная молния. Хлынул ливень.

12. Прослушайте рассказ. В мыслях нарисуйте картину к каждому предложению Перескажите рассказ по мнимым картинам.

Летом в лесу.

Отлично в летнем лесу. Покачиваются высокие стройные сосны. Зеленые елки раскинули мохнатые лапы. Красуются белые березки. Дрожат серые осины. Коренастый дуб раскинул собственные могучие ветки.

Стр.170

Слова для объяснения: красуются, коренастый, могучие.

13. Прослушайте рассказ. Отгадайте, что это за цветок. Нарисуйте его. Поведайте, какой он.

Все знают данный несложный цветок. Листья у него громадные, резные, ежат на земле кругом, как воротничок. А из ророгничка тянется большой толстенький стебелек, похожий на шейку. На кончике стебелька красуется золотая головка, как мелкое солнышко, коровка золотая головка превратится в белый пушистый шарик. Дуешь на шарик, и полетят легкие парашютики. Он так и именуется . . . (одуванчик).

14. Прослушайте рассказ. Что это за дерево?’ Нарисуйте его. поведайте,

какое оно.

Я всем деревьям царь. Корень мой глубоко в почву ушел, ствол толстый, коренастый. Сучья мои тёмные и крепкие, листья красиво вырезаны. Плоды у меня мелкие, но любой в шапочке. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой.

15. Прослушайте рассказ. Разглядите картину. Поведайте, какая лиса.

Картина с изображением лисы.

Лисичка.

У кумушки-лисы зубки острые, рыльце тоненькое, вытянутое. Ушки на макушке остренькие, пушистый хвостик на отлете.

Отлично кумушка принаряжена. Шубка тепленькая, шерсть пушистая, золотистая, а на шейке белый передничек.

16. Прослушайте рассказ. Сообщите, сколько в нем частей. К каждой части

подберите картину. Перескажите рассказ по картинам.

Список картин: белка с бельчатами, барсук с бар сурчатами, волк с волчатами.

Методические, советы. Логопед сперва просматривает рассказ полностью, после этого повторяет его по частям. Дети подбирают картины к каждой части. Так начинаем вырабатывать у детей умение пользоваться при пересказе замыслом.

Как животные воспитывают собственных детей?

Животные по-различному относятся к своим детям. Белка бросает собственных бельчат, когда у них откроются глаза, и больше не занимается их воспитанием.

А барсучиха — заботливая мама. До тех пор пока барсучата слепые и не могут ходить, мать извлекает их из норы погреться на солнышке. Позже она учит барсучат ловить лягушек, выкапывать съедобные коренья.

О волчатах заботятся и отец и мать. До тех пор пока волчата мелкие, мать не отходит от них. Пищу приносит волк. Осень и зиму волки

Стр.171

бродят всей семьей. Лишь через два года волчонок делается независимым.

17. Прослушайте рассказ. Придумайте наименование каждой части и в мыслях нарисуйте картины. Перескажите рассказ по картинному замыслу.

Методические советы. Логопед просматривает рассказ сперва полностью, позже по частям. В беседе узнается, что в первой части речь заходит о весенней почва, во второй — о весеннем солнце, в третьей — о весенних деревьях. В один момент дети рисуют в воображении картины. Логопед записывает заглавия картин на доске. Подводя итог он информирует детям, что они разработали замысел рассказа, и требует пересказать рассказ согласно этому плану.

Пробуждение природы.

С почвы еще не сошел снег. Она холодная. Грязь со снегом хлюпает под ногами. Но кое-где уже показались проталинки.

Солнышко светит так ярко, что слепит глаза. Его лучи купаются в лужах вместе с воробьями.

Деревья оживают и наливаются соком. На них набухают почки. Уже выглядывают кое-где первые клейкие листочки.

Слова для объяснения: хлюпает, проталинки.

Замысел.

1. Весенняя почва.

2. Весеннее солнце.

3. Весенние деревья.

18. Задание то же.

Храбрец.

Радостно бежали в школу парни. Утренний холод щипал им щеки. Мальчики звучно говорили и смеялись.

Внезапно из ворот выскочила собака. Она была огромная и лохматая. Собака с громким лаем ринулась на ребят.

Парни испугались и убежали. Лишь мелкий Вася не струсил. Он остался на месте и стал нежно говорить с собакой.

Собака прекратила лаять, завиляла хвостом, подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.

Выборочный пересказ

1. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Поведайте сперва о Сереже, позже о Коле.

Методические советы. Логопед просматривает текст полностью, после этого задает вопросы сперва о Сереже, позже подобные вопросы о Коле. По окончании ответов учеников логопед опять просматривает текст полностью. Один ученик говорит о Сереже, второй — о Коле. Остальные ученики дополняют рассказ.

Цветок либо волчья пасть?

Шли из школы к себе Сережа и Коля. Сережа был радостный, в силу того, что он взял «пятерку». А Коля был грустный и задумчивый. Он не выучил урок, и учительница поставила ему «двойку».

Стр.172

Был теплый весенний сутки. Сияло солнце. В голубом небе плыло белое облачко.

Сережа загляделся на облако и сообщил: «Наблюдай, Коля, какое прекрасное облако! Оно похоже на белую розу. У нее ласковые, тоненькие лепестки».

Коля продолжительно наблюдал на облако, позже негромко сообщил: «Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на ужасного волка. Он желает на кого-то ринуться».

Мальчики продолжительно наблюдали на облако, и любой видел собственный.

(В. Сухомлинский.)

Вопросы: ^

С кем шел из школы Сережа? (Коля)?

Какой был Сережа? (Коля)?

По какой причине Сережа был радостный?

По какой причине Коля был грустный и задумчивый?

Какой был сутки?

Что заметил вместо облака Сережа? (Коля)?

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Поведайте сперва об Оле,

позже о Лиде.

Кто поступил верно?

Лида и Оля пошли в лес. Продолжительно бродили они по лесу, устали и сели отдохнуть на лесной полянке. Оля села под кустик, а Лида устроилась на пеньке. Девочки вынули из сумки хлеб, бутылки и яйца с водой и стали кушать.

Оля покушала, а скорлупу от яиц, пакет и бутылку кинула под кустик. А Лида остатки еды и бутылку положила в пакетик, бережно завернула и положила пакет обратно в сумку.

Вопросы:

Куда отправилась Оля (Лида)?

Как Оля (Лида) гуляла?

Где села Оля? (На чем устроилась Лида?)

Что Оля (Лида) вынула из сумки?

Как поступила Оля (Лида) по окончании еды?

Верно ли она поступила?

Ты поступил бы так, как Оля (Лида)?

3. Прослушайте рассказ. Поведайте сперва, как голуби ищут корм, позже,

как ищут корм воробьи.

Хитрецы.

Простаки эти голуби! Воробьи умнее.

Голуби честно ищут корм, а воробьи за ними подсматривают. Вот заметили голуби на одном подоконнике крошки и зерна и сле-

Стр.173

телись к нему. А воробьи тут как тут, но не на подоконник сели, а на панель под окном.

Голуби наверху возню устроили, толкаются, дерутся. крошки и Зерна вниз сыплются. Воробьи внизу не зевают: клюют да клюют.

Слова для объяснения: хитрецы, простаки, панель.

4. Прослушайте рассказ. Поведайте, как озорничал слон. Методические советы. Логопед просматривает рассказ полностью.

Слон-озорник.

Макс — это громадный слон. Он трудится в цирке и обожает шутить.

в один раз Макса повели купаться. Макс зашел в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду и начал шарить им по дну. Позже Макс поднял хобот да как дунет на людей. Из хобота вырвались струя град и воды камней. Целый народ ринулся по отдельности. А довольный Макс запускает хобот в воду, набирает воду с камешками и песком и поливает людей, как из пожарной кишки.

Что тут делать? Как унять озорника? Так как слон многократно посильнее человека. Он может хоботом переломить человека пополам.

Но дрессировщик не испугался. Он смело вошел в воду, подошел к слону и скоро схватил его за ухо.

Когда Макс почувствовал, что его не опасаются, он сам струсил и опустил собственный громадный хобот. Так дрессировщик утихомирил слона и вывел его на берег.

(По В. Бианки.)

Слова для объяснения: шарить, по отдельности, унять, град камней, пожарная кишка.

Краткий пересказ

Ответственным этапом в обучении обучающихся пересказам есть краткое изложение текста. Дети обучаются выделять из рассказа и обобщать самые главные сведения, излагая содержание рассказа тезисно.

Данный вид пересказа развивает и дисциплинирует мышление учеников, учит их совершенно верно излагать мысли.

Умение коротко и совершенно верно изложить содержание услышанного либо прочтённого в будущем окажет помощь ученикам удачно овладевать гуманитарными предметами.

При обучении детей краткому пересказу возможно применять следующие приемы: логопед просматривает текст полностью, после этого просматривает тот же текст по частям и требует, учеников озаглавить каждую часть. Замысел рассказа записывается на доске. Позже логопед требует учеников пересказать коротко по замыслу рассказ.

Либо логопед просматривает текст полностью. Потом по каждой части рассказа задает вопросы и требует лаконичного ответа (одним, двумя предложениями). По окончании чего ученики коротко пересказывают рассказ.

Стр.174

1. Прослушайте рассказ. Разработайте замысел рассказа. Повторите коротко рассказ по замыслу.

Методические советы. В случае, если дети затрудняются в составлении замысла, логопед задолжал им оказать помощь.

Макс — ассистент.

Это было до революции. Хозяин цирка ежедневно подписывал квитанцию, по которой служащие приобретали продукты для четвероногих артистов. А эти артисты имели весьма хороший аппетит. Один Макс (это был слон) съедал целую гору овощей.

Но вот в один раз хозяин цирка, человек весьма жадный, отказался кормить зверей. Определив об этом, Дуров забеспокоился и отправился к хозяину и настойчиво попросил, дабы тот подписал квитанцию на продукты. Хозяин отказался и внес предложение Дурову брать продукты на рынке.

— Но на рынке нет столько продуктов!

— Это меня не касается.

— Вы обрекаете моих зверей на голодную смерть. на данный момент же подпишите квитанцию,— переживал Дуров.

— Не поразмыслю,— сообщил хозяин цирка.— Ваши животные, вы и волнуйтесь!

Продолжительно спорили хозяин и Дуров цирка. И Дуров ушел ни с чем.

Через полчаса с лестницы донеслись чьи-то шаги, тяжелые и редкие. Хозяин цирка насторожился и с большим удивлением взглянуть на дверь. Дверь сама распахнулась, и в нее вползла эластичная серая змея, а за ней показалась огромная голова с огромными ушами-лопухами. Это была голова слона. После этого в дверь протиснулась добрая половина огромного тела слона.

— Каррр!..— сказал хозяин цирка. Он желал крикнуть «караул!». Но с перепугу у него отнялся язык. Слон шагнул еще раз, и его тяжелая голова повисла над самым столом. Хозяин цирка застыл от страха. Сейчас вошел Дуров и стал рядом со слоном.

— Че-че-чего вы желаете? — еле пролепетал хозяин.

— Макс,— тихо сообщил Дуров,— сообщи хозяину, чего мы все от него желаем?

Слон протянул хобот с квитанцией хозяину цирка. Хозяин скоро схватил перо и дрыгающим почерком подписал квитанцию.

— Благодарю вас,— культурно сообщил Дуров.

Четвероногие артисты были спасены от голодной смерти.

(По В. Бианки.) Замысел рассказа.

1. Хозяин цирка отказался подписать квитанцию.

2. Спор хозяина цирка с Дуровым.

3. Неожиданное появление слона.

4. Как слон вынудил хозяина подписать квитанцию.

Стр.175

Примерный краткий пересказ

в один раз хозяин цирка отказался подписать квитанцию на продукты для зверей. Определив об этом, Дуров отправился к хозяину.

Продолжительно спорил Дуров с хозяином цирка. Он весьма просил его подписать квитанцию. Но хозяин не дал согласие. Дуров ушел ни с чем.

Через полчаса дверь внезапно распахнулась, в нее протиснулся слон. Он подошел к хозяину цирка. Хозяин весьма испугался.

Слон протянул хобот с квитанцией хозяину. Хозяин скоро подписал квитанцию.

2. Прослушайте рассказ. Ответьте на вопросы. Перескажите оказавшийся краткий рассказ.

Булька.

Ивану Ивановичу на сутки рождения подарили мелкого забавного щенка. Иван Иванович назвал его Булькой. Булька был радостный, хороший и не кусался. По утрам он будил Ивана Ивановича, облизывал ему щеки.

Булька рос, умнел и весьма обожал собственного хозяина.

Как-то раз Иван Иванович должен был уехать в командировку. Он попросил соседей присмотреть за собакой. В сутки отъезда он отвел Бульку соседям, простился с ним и ушел. Булька начал нервничать, визжать и рваться за Иваном Ивановичем. Но сосед закрыл его в помещении.

Приехав на вокзал, Иван Иванович приобрел в кассе билет и направился к поезду. Он был весьма грустный, ему было жаль закрытого в помещении Бульку. Внезапно он почувствовал, как что-то мягкое тычется ему в ногу. Иван Иванович обернулся и заметил нечистого и радостного Бульку.

В то время, когда Иван Иванович уехал, Булька метался по всей комнате. Сперва он желал открыть дверь, но ему это не удалось. Тогда он прыгнул на подоконник, лапами открыл окно и выпрыгнул из помещения. Появлявшись на свободе, Булька нашёл след хозяина и помчался во целый дух.

Ивану Ивановичу было нужно забрать его с собой.

Вопросы:

Кого подарили Ивану Ивановичу на сутки рождения?

По какой причине Иван Иванович отвел Бульку соседям?

Что произошло на вокзале?

Как Булька освободился?

Примерный краткий пересказ

У Ивана Ивановича был щенок Булька. Его подарили ему на сутки рождения.

в один раз Иван Иванович должен был отправиться в командировку и отвел Бульку соседям.

Стр.176

В то время, когда Иван Иванович садился в поезд, он почувствовал, что кто-то тычется ему в ноги. Это был Булька.

Булька выскочил из закрытой помещения через окно и по следу прибежал на вокзал.

Устные произведения

1. Прослушайте начало рассказа. Придумайте его финиш. Перескажите рассказ полностью.

Запасы на зиму.

какое количество грибов на полянке! Нервничает рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и с опаской взбирается с ним на дерево. В том месте выберет веточку покрепче и наколет на нее гриб. Грибы на ветках высохнут.

А в то время, когда придет зима…

Слова для объяснения: нервничает, хлопотунья.

2. Прослушайте начало рассказа. Придумайте его финиш. Перескажите рассказ полностью. Придумайте наименование рассказа.

юра и Миша товарищи. Они живут в одном доме и получают образование одном классе. Они в любой момент совместно играются, довольно часто совместно делают уроки. в один раз Юра заболел…

3. Разглядите картины. Ответьте на вопросы. Поведайте, как белка спасла

зайчика.

Вопросы:

к 1-й картине: Где сидел зайчик? Что он делал?

ко 2-й картине: Кто увидел зайчика? Что лиса начала делать?

Стр.177

к 3-й картине: Кто сидел на дереве? Что решила сделать белочка? Как она спасла зайчика?

Примерный текст рассказа.

Как белка спасла зайчика.

Под кустиком сидел зайчик. Он грыз веточку и не наблюдал по сторонам.

Увидела зайца умная лиса. Она стала тихо подкрадываться к зайчику.

На елке сидела грызла и белка шишку. Она увидела умную лису и решила спасти зайчика. Белка кинула шишку прямо лисе в лоб. Лиса испугалась и ринулась наутек. Так белка спасла зайчика.

4. Разглядите картину. Прослушайте словосочетания. Составьте рассказ «Дежурные».

5. Ответьте на вопросы полным предложением. Составьте рассказ «В гостях у бабушки».

К кому отправилась Ира к себе домой? Кому она повезла торт? Что испекла бабушка для внучки? Чем Ира угостила бабушку? Чем бабушка угощала внучку?

Примерный текст рассказа.

Ира отправилась в гости к бабушке. Она повезла бабушке громадной торт. Бабушка ожидала Иру. Она испекла для внучки вкусные пироги. Ира угощала бабушку тортом, а бабушка угощала собственную внучку вкусными пирогами.

Словосочетания: сейчас дежурят, стирает пыль, отправился за водой, решил убежать, в дверях столкнулся.

Примерный текст рассказа.

Сейчас дежурят Таня, Витя и Костя. Таня стирала пыль с цветов и подоконника. Витя забрал ведро и отправился за водой. Ленивый Костя решил убежать. В дверях он столкнулся с Витей. Ведро с водой опрокинулось. Костя поскользнулся и упал в лужу. Из портфеля высыпались тетрадки и книжки.

Стр.178

МЕТОДЫ и СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

С Обучающимися 2-Х КЛАССОВ,

СТРАДАЮЩИМИ НАРУШЕНИЕМ ПИСЬМА

Методический материал данной главы рекомендован для второго года коррекционной работы с обучающимися 2-х классов.

Коррекционная работа первого года обучения с обучающимися 1-х (III) и 1-х (IV) классов была направлена на устранение имеющихся отклонений в речевом развитии и проводилась по большей части подобно. Отличие заключалась в применении лексического материала с учетом возраста детей, а также в некоторых трансформациях последовательности прохождения тем. Но к концу учебного года ученики 1-х (III) и 1-х (IV) классов взяли однообразный количество знаний, навыков и умений. Так, на втором году коррекционной работы логопед имеет возможность строить собственную работу по единому замыслу, не кроме дифференцированного подхода к группам и личного подхода к каждому ребенку. Отличие будет заключаться лишь в сложности лексического материала. С целью этого кое-какие задания в книге отмечены звездочкой. Они предназначены для учеников 2-х (III) классов.

Второй год коррекционной работы начинается с повторения гласных первого и второго последовательности, мягкости и твёрдости согласных. Главным видом работы есть разделение гласных .первого и второго последовательности, и гласных ё — ю, каковые дети довольно часто смешивают на письме.

Затем длится работа над словом. Слово рассматривается с позиций его морфологического состава и лексического значения. Логопед формирует у детей умение осознавать смысловое значение слова, заключенное в корне, выделять корень и подбирать последовательность однокоренных слов. После этого он учит их образовывать новые слова при приставок и помощи суффиксов. Учитывая, что дети довольно часто путают на письме приставки и предлоги, целесообразно совершить пара занятий на разделение предлогов и приставок, опираясь наряду с этим на смысловое значение слова.

По окончании того как дети обучатся подбирать однокоренные родственные слова, логопед переходит к практическому усвоению темы «Безударные гласные».

Предлагаемая последовательность изучения материала обусловлена тем, что ученики неправильно подбирают проверочные слова, опираясь не на родственность слов, а на близкое фонетическое звучание. Так, к примеру, они смогут к слову поведение подобрать проверочное слово видеть.

Предстоящая работа направлена на закрепление и уточнение

Стр.180

понятия о глухости и звонкости согласных и их разделение. Рассматриваются все пары согласных по единой схеме, но это не означает, что логопед обязан отрабатывать все пары согласных. Он может забрать в работу лишь те пары согласных, каковые смешивают ученики конкретной группы.

Завершается второй год коррекционной работы разделением согласных, сходных по акустико-артикуляционным особенностям.

Работа над совершенствованием связной речи проводится в каждой темы в виде работы над деформированными текстами, изложениями, сочинениями по картинам и т. п.

Разделение ГЛАСНЫХ I И II Последовательности

Как указывалось ранее, смешение на письме гласных I и II последовательности возможно обусловлено тем, что ученики слишком мало четко усвоили, какая гласная пишется по окончании жёстких, а какая по окончании мягких согласных. Опираясь на организованный на первом году коррекционной работы навык звукового анализа, они обозначают буквой тот гласный звук, что слышат по окончании мягкого согласного, и пишут «завали» вместо завяли [зъв’ал’и9], «радостный» вместо

радостный .

Так, ученики смешивают не графический образ гласных I и II последовательности (графемы),, а их фонетическое звучание в слове. Исходя из этого целью данной работы есть не разделение гласных букв I и II последовательности как таковых, а формирование у учеников умения выбирать ту либо иную гласную букву, опираясь на твердость либо мягкость впереди стоящего согласного. По данной причине представляется нецелесообразным дифференцировать гласные I и II последовательности в начальной позиции и в позиции по окончании гласного.

Но нельзя обойти вниманием тему «Разделительный ь», потому, что у детей еще в недостаточной степени организовано слуховое восприятие и они не ощущают присутствия маленькой паузы перед гласными II последовательности в словах с разделительным ь. Как следствие этого, в их письменных работах видятся неточности типа «мурави» вместо муравьи, «деревя» вместо деревья. Исходя из этого при работе над каждой парой гласных вводятся задания на формирование умения слышать в слове мягкий согласный и маленькую паузу перед полным звучанием последующего гласного II навыка и ряда верного написания слов с разделительным ь.

На первом занятии логопед дает задания на повторение гласных первого и второго последовательности, на влияние гласных второго последовательности на мягкое произнесение прошлого согласного.

Стр.181

Образцовые виды заданий

Разделение а — я

1. Игра «Радостные буквы».

Описание игры. Логопед говорит детям сказку про буквы а и я: «в один раз буквы а и я решили пошутить и поменялись комнатками. Буква а поселилась в комнатке буквы я. Буква я заняла комнатку а. Давайте посмотрим, что из этого оказалось и возможно ли покинуть их жить в том месте, где они желают».

Методические советы. На доске написаны слова. Ученики просматривают слово, после этого заменяют гласную а на гласную я и напротив, произносят оказавшееся слово и решают, возможно ли покинуть буквы в оказавшемся слове.

а) игла шляпы б) мелок поля

флаг лямки вал последовательности

краски почва мать Юля

2. Спишите слова. Вместо точек засуньте гласную а либо я. Выделите мягкие согласные перед засунутыми гласными.

Методические советы. Логопед разбирает с учениками первые слова каждого столбика, выясняет, как звучит согласный перед засунутой буквой, и уточняет, какую букву нужно писать по окончании мягкой согласной. После этого ученики делают задание самостоятельно.

п.рус п.тки мор.к пол.

С.ДИК л.мка сил.ч троп.

Л.ПКИ р. дом сал.т земл.

М.СКИ тр.пки в.лый плит.

*Л. Спишите слова. Вместо точек засуньте букву а либо я. Выделите мягкие согласные перед засунутыми буквами.

т.релки гл.деть гл.зной

св.зка кр.сить т.жёлый

к.ток т.нуть к.пустный

т.нучка т.щить т.нучий

4. Спишите слова. Засуньте вместо точек букву а либо я. Выделите жёсткие

согласные перед засунутой буквой,

сл.коть пл.чет см.тый

м.рки пр.чет гр.зный

м.коть ск.чет ст.рый

л.мпа пл.тит сл.дкий

. 5. Спишите слова. Поразмыслите, какое правило окажет помощь вам верно засунуть гласную.

а) щ.вель печ.ть *б) волч.та трещ.ть

ч.шка площ.дь галч.та укач.ть

рощ. свеч. грач.та запищ.ть

нач.ло пищ. девч.та угощ.ть

6. Спишите слова. Вместо точек засуньте пропущенную букву а либо я. Выделите букву а одной черточкой, букву я двумя черточками.

Стр.182

а) ут.т. б) зар.дк. зав.л.

кот.т. зат.жк. пр.т.ла

тел.т. кор.г. в.з.ла

цыпл.т. л.гушк. т.нул.

7. Прочтите слова парами. Послушайте, как звучит гласная я в первом и

во втором слове. Объясните, по какой причине она звучит по-различному. Спишите слова парами,

выделите выделенные слоги.

Методические советы. Логопед может обыграть это задание. Он обращает внимание на то, что во втором слове буква я как бы отлетает от слова, в силу того, что «спотыкается» о букву ь. Исходя из этого в этих словах нужно непременно писать мягкий символ, дабы букве было обо что «спотыкаться». В случае, если дети не напишут букву ь, то буква я «приклеится» к согласной и тогда слово поменяет собственный значение: семья превратится в семя, вместо слова колья окажется Коля. После этого дети делают задание, четко проговаривая слова.

семя — семья деревья — вянут Коля — колья братья — тянут

8. Выпишите в столбик имена детей и припишите к ним имена взрослых.

Пример: Соня — Софья.

Соня, Наталья, Таня, Софья, Наташа, Татьяна, Илюша, Дарья, Даша, Илья, Марья, Маша

9. Спишите фамилии и имена. Выделите последний первый слог и слог имени

фамилии. Прочтите их.

Прасковья Вяткина Дарья Рябова

Марья Рязанова Илья Ляпунов

Наталья Лямина Софья Фялова

*10. Прочтите фамилии и имена. Поразмыслите, какие конкретно фамилии нужно подобрать к данным именам.

Методические советы. При затруднении логопед предлагает детям ориентироваться на последний первый слог и слог имени фамилии.

Пример: Марья Рязанова.

Наталья, Марья, Прасковья, Дарья, Илья; Рязанова, Рябова,

Ляпунов, Лямин, Вяткина

11. Спишите слова. Засуньте пропущенный мягкий символ.

хлоп.я друз.я лися волч.я

сем.я обез.яна птич.я медвеж.я

корен.я звен.я барсуч.я рыся

12. От данных слов образуйте новые слова по примеру. Напишите их, выделите 6.

Пример: сук — сучья.

сук, лист, прут, дерево, кол, крыло, перо, стул, брат

13. Спишите слова. Засуньте, где нужно, букву ь.

а) крыл.я Кол.я б) корен.я лжём.я

кол.я лист.я Тат.яна обез.яна

лыжн.я т.янет пол.яна скам.я

Words at War: Lifeline / Lend Lease Weapon for Victory / The Navy Hunts the CGR 3070


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: