Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 2 глава

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий при

школе

Расписание занятий:

«Родители наравне с преподавателем отвечают за посещение собственными детьми логопедических занятий».

Сборник инструкций и приказов МП РСФСР № 26.1979, стр. 28.

Подпись своих родителей

Дата заполнения

При заполнении и изготовлении «Личной карточки обучающегося» пункты 2—4 смогут быть поменяны в зависимости от места проживания ребенка.

Обратная сторона «Личной карточки обучающегося» заполняется логопедом в течение учебного года.

Стр.15

8. Дата зачисления на логопедический пункт

9. Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

10. Итог коррекционной работы по окончании первого года обучения

11. Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы

12. Итог коррекционной работы по окончании второго года обучения

13. Консультации у докторов-экспертов

14. Дата выпуска

Подпись логопеда

На каждого ученика заполняется одна личная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.

«Личные карточки обучающихся» сохраняются в отдельных для каждой группы конвертах либо помечаются разными опознавательными символами, собственными для каждой группы, к примеру: несколько № 1 — желтые кружки, несколько № 2 — светло синий кружки и т. д.

5. Неспециализированный замысел методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на что он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:

а) обследование устной и письменной речи обучающихся 1—4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);

б) комплектование подгрупп и групп, составление расписания

логопедических занятий (сроки);

в) формы сотрудничества в работе учителей-и учителя логопеда начальных классов (какое количество намечено посетить уроков, в каких классах, на какие конкретно темы и какое количество предполагается сделать выступлений и сообщений на методических объединениях преподавателей начальных классов и т. п.); логопедов-и учителя логопеда дошкольных учреждений, в случае, если таковые имеются в районе школьного логопункта (данный пункт замысла целесообразно согласовать с неспециализированным замыслом методической работы старшего логопеда района); врачей-специалистов и учителя-логопеда;

г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди

стр.16

родителей и учителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);

д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического

пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие конкретно пособия предполагается купить либо

изготовить и в какие конкретно сроки);

е) мероприятия по увеличению квалификации преподавателя-логопеда

(посещение направлений, лекций, методических объединений по обмену опытом и т. п.).

6. Перспективные замыслы коррекционной работы для каждой

группы обучающихся на учебный год составляются по окончании комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются в один момент две либо пара групп обучающихся одного возраста и с однообразными речевыми нарушениями, преподаватель-логопед может составить для них один перспективный замысел.

Все перспективные замыслы целесообразно поместить в одну неспециализированную тетрадь. Перед каждым замыслом указываются номер группы, логопедическое заключение и класс.

7. На основании перспективного замысла преподаватель-логопед образовывает ежедневные рабочие замыслы. Рабочие замыслы составляются на каждую группу раздельно. Допускается применение одного и того же рабочего конспекта для групп, трудящихся по одному перспективному замыслу. В ежедневных рабочих замыслах непременно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картины, карточки, таблицы и т. п.), потом направляться краткое содержание работы.

Долгая практика логопедической работы говорит о том, что преподавателям-логопедам, имеющим маленький стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором планируются не только этапы занятия, вопросы преподавателя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более умелые преподаватели-логопеды вместо конспекта занятия смогут составлять его краткий замысел с указанием видов работы.

Примерный конспект занятия

Тема. Предложение.

Цели. Учить детей осознавать и интонационно верно оформлять предложение; развивать слуховое восприятие, память и слуховое внимание, логическое мышление.

Оборудование: карточки с изображением точки.

Движение занятия.

I. Организационный момент.

Для повторения прошлого занятия логопед предлагает детям назвать по два слова, обозначающих его действие и предмет, составить из этих слов предложение.

II. Работа над интонационной законченностью предложения.

1) Работа с первым вариантом текста.

Стр.17

Логопед просматривает текст, не делая остановок в конце предложений, после этого задает/ вопросы ученикам.

Наступила осень идут дожди дуют ветры, трава желтеет, цветы вянут, опадают листья

Вопросы: Понравился ли вам рассказ? (Не пришолся по нраву.) Понятен рассказ? (Не понятен.) По какой причине не понятен рассказ? (Вы просматривали без остановок.)

2) Работа над вторым вариантом текста.

Логопед просматривает тот же текст, делая неправильные остановки.

Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Узнается, что рассказ совсем не понятен, в силу того, что делались неправильные остановки, предложения разрывались.

3) Работа с третьим вариантом текста.

Логопед третий раз просматривает данный же текст с верной интонационной окраской, понижая голос в конце предложений, делая паузу между ними.

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.

Узнается, что рассказ понятен ученикам, в силу того, что паузы сделаны верно и каждое предложение высказывает законченную идея.

Потом логопед говорит, что крайне важно мочь верно произносить предложение, уменьшать голос в конце его и паузой отделять одно предложение от другого. После этого логопед обращает внимание учеников на то, как «взлетает» в начале и «опускается» в конце предложения голос, т. е. увеличивается и понижается интонация.

Логопед произносит первое предложение: Наступила осень. Вопросы: На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.) На каком слове голос «падает»? (Осень.)

Подобно разбираются другие предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с верной интонацией.

III. Закрепление материала.

1) Логопед просматривает по одному предложению того же текста и требует поднять вверх карточку с точкой, в случае, если, согласно точки зрения детей, предложение закончено.

2) В следующем задании логопед требует записать рассказ посредством схем (он напоминает ученикам, что начало предложения, направляться продемонстрировать уголком, а в конце предложения поставить точку). Логопед просматривает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. (Употребляется тот же текст.)

Стр. 18

После этого логопед дает дополнительное задание: подсчитать общее число предложений; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих предмет; количество предложений, начинающихся со слов, обозначающих воздействие предмета.

IV. Результат занятия.

Логопед задаёт вопросы, чему дети обучились на занятии. (Произносить предложения с верной интонацией.)

8. Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» по окончании числа не пишутся. Между видами работ на занятии возможно пропускать одну строке, в особенности перед и по окончании слоговых, слого-схем предложений и звуковых схем.

По окончании каждого занятия преподаватель-логопед контролирует работу учеников, исправляет допущенные неточности и разбирает их. направляться учесть, что преподаватель-логопед, в отличие от преподавателя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность. Громадную роль в оценке работы ученика играется умение отыскать допущенную неточность и самостоятельно исправить ее. В случае, если ребенок самостоятельно отыскал собственную неточность и исправил ее, то в этом случае неточность возможно не засчитывать. Таковой подход к оценке работы учеников имеет громадное психотерапевтическое и воспитательное значение, в силу того, что дети-логопаты, в большинстве случаев, приобретают в классе довольно много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в собственные силы, с другой — дети приучаются пристально контролировать собственную работу, стремятся отыскать и исправить допущенные неточности, стимулируется их учебная активность. Исходя из этого преподаватель-логопед непременно растолковывает ученику, за что он ставит ту либо иную отметку. Отметку «два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, в большинстве случаев, не задаются.

Рабочие тетради сохраняются на логопедическом пункте в особых папках по группам. Тетради для проверочных работ сохраняются раздельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Неспециализированной речевой карте», потому, что отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

9. Тетради-ежедневники для личных занятий по коррекции звукопроизношения имеются лишь у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-ежедневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его лексический материал и тему, тут

же записываются задания на дом. Ученики хранят собственные тетради-ежедневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

10. По окончании комплектования групп в сентябре преподаватель-логопед

образовывает расписание занятий в двух экземплярах. Оба экземпляра заверяются подписью инспектора райотдела (управления) народного образования либо директора школы, при которой

стр.19

находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего собственную подпись, а второй — на логопедическом пункте.

11. Паспорт логопедического кабинета представляет собой маленькую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия,

методическая литература и учебники. Вместо паспорта логопедического кабинета преподаватель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета либо картотека составляются независимо от того, находится логопедический пункт в отдельном кабинете либо занимает часть учебного класса либо часть любого другого помещения.

12. В конце учебного года преподаватель-логопед образовывает отчет

о проделанной за учебный год работе.

стр.20

СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ.

Хранению на логопедическом пункте подлежат: «Издание учета посещаемости логопедических занятий обучающимися», «Издание обследования устной и письменной речи обучающихся», «Неспециализированная речевая карта обследования устной и письменной речи обучающихся», тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт либо картотека логопедического кабинета.

«Издание учета посещаемости логопедических занятий обучающимися» с положенными в него «Неспециализированной речевой картой обследования устной и письменной речи обучающихся» и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в данный издание, т. е. не меньше 2-х лет. Столько же сохраняются тетради для проверочных работ.

«Издание обследования устной и письменной речи обучающихся» хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т. е. не меньше 8 лет. Таковой долгий срок хранения обусловлен тем, что «Издание обследования устной к письменной речи обучающихся» есть документом, в котором зафиксированы все ученики прикрепленных к данному логопедическому пункту школ, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, в то время, когда появляется необходимость установить, был ли одновременно с распознан тот либо другой ребенок, имеющий речевые нарушения, и какая помощь была оказана этому ребенку. Исходя из этого сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны пребывать у преподавателя-логопеда В течение всего, пока эти дети получают образование школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.

Паспорт логопедического кабинета либо картотека находится на логопедическом пункте неизменно.

Примечание: методические разработки, пособия, наглядный материал, книжки и т. д., купленные на индивидуальные средства преподавателя-логопеда, являются его собственностью.

МЕТОДЫ и Организация ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Обучающихся

С 1 по 15 сентября логопед обследует состояние речи детей, поступивших в школы, прикрепленные к логопедическому пункту. По большей части это ученики первых классов. Обследование проводится в два этапа.

В первую семь дней сентября преподаватель-логопед выявляет учеников, имеющих речевые нарушения. Первичное обследование проводится в форме личного собеседования с ребенком, результаты фиксируются в «Издании обследования устной и письменной речи

обучающихся». К концу первой семь дней определяется количество учеников, подлежащих приему на логопункт.

Стр.21

В течение второй семь дней сентября преподаватель-логопед проводит повторное, углубленное обследование зачисляемых на логопункт учеников чтобы уточнить степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической комплектования детей и сторон речи в подгруппы и группы для занятий. Вторичное, углубленное обследование проводится фронтально, в один момент на протяжении обследования заполняется «Неспециализированная речевая карта»,

На протяжении осенних каникул проводится обследование письменной речи обучающихся 1-х (III) классов. Обследование письменной речи обучающихся 1-х (IV) классов проводится на протяжении зимних каникул. При обнаружении у детей дисграфии комплектуются группы, составляется перспективный замысел, и группы включаются в работу. В случае, если преподаватель-логопед по тем либо иным обстоятельствам не имеет возможности включить снова распознанных детей в работу, то он ставит этих детей на очередь и зачисляет на логопункт по мере возможности.

Фамилии всех распознанных учеников, имеющих нарушение письма, заносятся в «Издание обследования устной и письменной речи обучающихся». В графе «Принятые меры» делается запись: «Зачислен в группу» (с указанием даты) либо: «Поставлен на очередь».

В случае, если на протяжении обследования речи обучающихся у преподавателя-логопеда появляется подозрение на органическое поражение ЦНС, органов слуха либо речевых органов, он направляет ученика на консультацию к доктору-эксперту (психоневрологу, отоларингологу), сделав соответствующую запись в графе «Принятые меры» «Издания обследования устной и письменной речи обучающихся».

Как указывалось ранее, обследование устной речи обучающихся проводится в два этапа. Цель первого этапа — выяснить обучающихся, имеющих отклонения в речевом развитии. Цель второго этапа — уточнить степень нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи и степень сформированности связной речи.

Первичное обследование проводится в классе на протяжении урока. Войдя в класс, преподаватель-логопед представляется детям, кратко (не более 2 мин.) говорит о цели собственного визита (к примеру: «Я логопед, пришла послушать, как вы рассказываете, верно ли произносите все звуки, можете ли поведать о том, что нарисовано на картине»). После этого логопед садится за одну из последних парт. Преподаватель обследуемого класса ведёт урок, по мере необходимости отправляя к логопеду по три ученика.

Как показывает опыт, дети скоро привыкают к присутствию в классе логопеда и фактически не отвлекаются от урока.

Логопед раздает трем подошедшим к нему ученикам сюжетные картины, требует разглядеть их и составить по ним рассказ. Затем дети попеременно говорят по картине, именуют собственную фамилию, имя, телефон и домашний адрес, отчество и имя своих родителей, где и кем они трудятся. При необходимости логопед может

Стр.22

дать ребенку еще одну картину, серию картин либо попросить поведать стих.

Результаты предварительного обследования доводятся до сведения преподавателя.

Вторичное, углубленное обследование проводится в кабинете логопеда либо в любом эргономичном помещении прикрепленной к логопункту школы вечером, т. е. по окончании уроков. На это обследование логопед приводит к ученикам, намеченных для занятий на логопедическом пункте.

Сейчас логопеды пользуются личной формой обследования устной речи обучающихся. Но долгая опыт говорит, что такая форма есть неэффективной. Во-первых, она не дает полной и правильной картины имеющихся у ребенка речевых нарушений, поскольку не всегда удается скоро наладить контакт с ребенком, в особенности 6-летнего возраста. Также, форма диалога, в которой проводится личное обследование, предполагает односложные ответы обучающихся, что не разрешает распознать степень речевых нарушений. Во-вторых, личная форма обследования требует большого количества времени. При обследовании речи логопед обязан детально фиксировать ответы обучающихся, что влечет за собой уход от яркого контакта с ребенком. Ребенок сейчас отвлекается, его внимание рассеивается, и логопеду приходится опять мобилизовывать ребенка для предстоящей работы. Опыт говорит, что на личное полное обследование одного ребенка уходит более двух часов.

Предлагаемая форма фронтального обследования имеет последовательность преимуществ перед личной Форма группового занятия, в которой проводится фронтальное обследование, разрешает создавать естественные речевые обстановки, в которых дети чувствуют себя вольно, раскованно. Ответы учеников максимально отражают состояние их спонтанной речи, чего не редкость нереально добиться, в случае, если ребенок находится один на один с логопедом. Предлагаемые при обследовании задания позволяют много раз возвращаться к тем либо иным грамматическим формам либо моментам звукового анализа, глубже и правильнее выявлять и изучать имеющиеся у детей речевые нарушения. Также, фронтальная форма обследования разрешает объективно распознать личностные качества учеников: их работоспособность, внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, трудиться самостоятельно, степень логического и образного мышления.

Значительным преимуществом фронтальной формы обследования есть да и то, что она дает логопеду возможность распознать территорию ближайшего развития каждого ученика, соответственно, более верно скомплектовать подгруппы и группы обучающихся и разработать оптимальный замысел коррекционной работы.

На протяжении фронтального обследования логопед заполняет «Неспециализированную речевую карту» (форма «Неспециализированной речевой карты» дана в приложении 1).

Стр.23

«Неспециализированная речевая карта» заполняется следующим образом.

При обследовании лексико-грамматической стороны речи неточности, допущенные учениками, отмечаются в соответствующей графе ‘знаком (—). Нарушения звукопроизношения отмечаются в соответствующей графе общепринятыми условными обозначениями, к примеру: м/з — межзубное произношение, бок.— боковое произношение, горл.— горловое произношение и т. д. Отсутствие звука отмечается знаком (—). При замене одного звука вторым в соответствующей графе указывается практически произносимый ребенком звук. При занесении в «Неспециализированную речевую карту» результата обследования письменной речи обучающихся наличие у ученика неточностей речевого характера отмечается в соответствующей графе знаком (-+-)•

При подготовке занятия-обследования логопеду нужно подготовить вопросы, дешёвые детям этого возраста. Любой ученик на занятии должен иметь набор раздаточного материала.

Предлагаемая форма «Неспециализированной речевой карты» может заменить существующие сейчас личные речевые карты, потому, что она требует минимального количества времени для заполнения и наглядно воображает полную и четкую картину имеющихся у детей речевых нарушений. Верно оформленная «Неспециализированная речевая карта» существенно облегчает составление и комплектование групп перспективного замысла коррекционной работы с каждой группой либо подгруппой.

Фронтальная форма обследования не исключает личной формы. При необходимости логопед может обследовать некоторых учеников в личном порядке.

СПОСОБЫ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ Обучающихся

I. Обследование умения образовывать слова

1) Посредством приставок.

Логопед раздает ученикам картины, изображающие одного и того же мальчика, делающего разные действия, к примеру: наливает, выливает, разлил, переливает воду либо выходит из класса, входит в класс, переходит улицу, заходит за угол и т. п. Помимо этого, логопед может сам показать кое-какие действия, к примеру: вырезать кружок из бумаги, разрезать ленту, отрезать кусочек бумаги, нарезать полосу бумаги на квадратики и т. п.

По окончании рассматривания картин либо в ходе исполнения действий логопед задаёт вопросы детей: Что делает мальчик? Что я делаю?

2) Посредством суффиксов.

На доске у логопеда картины с изображением людей различного роста: громадного, среднего и мелкого. Это смогут быть сказочные персонажи, к примеру гигант, гном, дровосек. Логопед показы-

Стр. 24

вает на отдельные части тела либо одежды изображенных персонажей и требует их назвать.

Пример ответа учеников: У великана ручища, у дровосека рука, у гнома ручка.

После этого логопед может продемонстрировать детям разные предметы либо предметные картины, предлагая назвать эти предметы нежно, выразить собственный хорошее отношение к ним. Тут допускаются каждые, самые «детские» формы слов типа «слонышек», «слонюшечка», «птеночичек» и т. п. Логопеду принципиально важно установить, обладает ли ребенок навыками словотворчества.

П. Обследование умения верно использовать грамматические формы

1) Имя существительное:

а) обследование умения верно использовать формы именительного, родительного и винительного падежей единственного и множественного числа.

Логопед раздает ученикам по три карточки с изображением одного и нескольких предметов (в заглавии картин учитывается род существительных — мужской, женский и средний), к примеру: 1) птицы и птица; волки и волк; деревья и дерево; 2) книги и книга; столы и стол; зеркала и зеркало. И т. п.

Дети разглядывают картинки соседей и свои картинки, после этого следуют вопросы логопеда: Что нарисовано на твоих картинах? Что ты видишь у товарища? Чего либо кого у тебя нет?

В ответах учеников логопед может не считать неточностью неправильное потребление падежного окончания в пределах данной падежной формы, к примеру: «деревов» вместо деревьев, «зеркалов» вместо зеркал, «стулей» вместо стульев, потому, что и форма «деревов», и форма «стулей» формально являются формами родительного падежа множественного числа. Неточностями являются формы типа «дереви» либо «деревих» вместо деревьев, т. е. те случаи, в то время, когда ребенок употребляет окончание, не характерное данной падежной форме.

Но з «Неспециализированной речевой карте» направляться отмечать оба ответа. Тут логопеду возможно направляться поразмыслить о особом значке, что будет отличать чистый аграмматизм от неправильного потребления падежного окончания, к примеру: знаком — отмечать чистый аграмматизм, а знаком — неверный выбор падежного окончания;

б) обследование умения верно использовать формы дательного и творительного падежей и уточнение умения верно использовать форму родительного падежа единственного и множественного числа.

На фланелеграфе помещены две группы предметных картин: орудия труда людей разных профессий и изображение людей этих профессий.

Логопед требует детей подойти попеременно к фланелеграфу и

Стр.25

подобрать к первой группе картин подходящие картины из второй группы. После этого задает вопросы: Кому необходимы эти предметы? Чем пользуются при работе люди этих профессий?

Ребенок, подходя к фланелеграфу и делая собственный выбор, говорит: Молоток, рубанок, гвозди необходимы столяру. Столяр пользуется молотком, рубанком, гвоздями.

В то время, когда все картины верно расставлены, логопед задает следующий вопрос: Чего нет у столяра? у повара? у портнихи? и т. д.

Дети отвечают: У столяра нет тарелок, кастрюль, ложек. У повара нет молотка, иголок, гвоздей, ниток;

в) обследование верного потребления форм предложного падежа единственного и множественного числа.

Логопед ставит на фланелеграф картины с изображением разных животных, птиц, рыб в единственном и множественном числе. Показывая на одну из картин, он задаёт вопросы ученика: Где живет медведь?

Ученик отвечает: Медведь живет в пещере. И т. д. После этого логопед предъявляет другую картину и задает вопрос: Где живут медведи? Ученик говорит: Медведи живут в пещерах. И т. д.

При необходимости логопед может дополнительно предложить детям пара отлично известных им книжек и попросить по обложке додуматься, о ком либо о чем эта книжка. Эта работа занимательна тем, что допускает пара вариантов ответов детей.

2) Имя прилагательное.

а) обследование умения верно использовать формы именительного и творительного падежей единственного и множественного числа, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.

На фланелеграфе выставлены картины с изображением, к примеру, вазы с цветами, коробки с карандашами, мальчика с мячом, мамы с дочкой и т. п.

Логопед говорит детям: Я буду показывать на предметы, а вы назовите их и сообщите, какие конкретно они. После этого он поочередно показывает на цветы, карандаши, мяч и т. д. Ученики отвечают: Прекрасные цветы, цветные карандаши, красный мяч, маленькая девочка и т. д. Логопеду нужно смотреть за тем, дабы вопросом не подсказывать детям родовую форму прилагательного. После этого логопед предлагает каждому ребенку назвать картины, к примеру: ваза с прекрасными цветами, коробка с цветными карандашами, мальчик с красным мячом и т. д. При затруднении возможно оказать помощь детям вопросом: что (кто) с чем?

б) обследование верного потребления форм винительного и родительного падежей, уточнение умения верно использовать формы творительного падежа имени прилагательного.

На доске расположены четыре набора картин: 1) майки красного, светло синий, желтого и зеленого цветов; 2) кубики тех же цветов; 3) ведра тех же цветов; 4) пары варежек тех же цветов.

Стр.26

У учеников по одной картине из каждого набора, к примеру: красная майка, желтый кубик, светло синий ведро и зеленые, варежки, у другого ученика — светло синий майка, зеленый кубик, красное жёлтые варежки и вёдро и т. д.

Логопед предлагает детям попеременно ответить на вопросы: Каким цветом раскрашены предметы на твоих картинах? Чего у тебя нет?

Дети отвечают: У меня майка раскрашена красным цветом, кубик синим цветом, ведро синим цветом, варежки зеленым цветом. У меня нет синей майки, желтой майки, зеленой майки, красного кубика, светло синий кубика, желтого кубика, красного ведра, зеленого ведра, желтого ведра и т. д.

После этого логопед предлагает детям заявить, что они видят на карточках соседа. Ученики отвечают: У Тани я вижу светло синий майку, зеленый кубик, красное жёлтые варежки и вёдро;

в) обследование умения верно использовать форму дательного падежа единственного и множественного числа, уточнение

умения верно использовать формы творительного и винительного

падежей единственного и множественного числа.

На доске помещены картины (по числу присутствующих учеников) с изображением животных с их детенышами, к примеру: лиса с лисятами, белка с бельчатами, медведь с медвежатами и т. в первых рядах. У учеников по 1—2 картины с изображением корма (пищи) этих животных, к примеру: рыба, орехи, мед и т. д.

Логопед предлагает детям назвать, какие конкретно это животные по характеру либо по внешнему виду, к примеру: хитрые лисята и хитрая лиса, рыжие бельчата и рыжая белка, бурые медвежата и бурый медведь и т. д. Подобно характеризуются предметы, изображенные на карточках у детей, к примеру: свежая рыба, лесные орешки, сладкий мед и т. д.

Логопед задает вопрос: Кому, какую еду, ты дашь?

Ученик выходит к доске, ставит к изображению животных карточку с изображением пищи и говорит: Умной лисе и умным лисятам я дам, свежую рыбу. хитрых лисят и Хитрую лису я угостил свежей рыбой;

г) обследование умения верно использовать форму предложного падежа единственного и множественного числа и уточнение

умения верно использовать формы родительного, винительного, дательного и творительного падежей единственного и имён существительных имен и множественного числа прилагательных.

Логопед раздает ученикам по одной картине, изображающей животного с детенышами, к примеру: заяц с зайчатами, коза с козлятами и т. д., после этого требует охарактеризовать их детёнышей и животных: серые зайчата и серый заяц либо серый заяц с серыми зайчатами. Затем логопед предлагает детям ответить на вопросы:

Кто с кем вышел на прогулку? (Серый заяц с серыми зайчатами. Серые зайчата с серым зайцем.)

Стр.27

Озорники-детишки убежали от своих своих родителей. Кто от кого убежал? (Серые зайчата убежали от серого зайца.)

У кого нет? (У серого зайца нет серых зайчат.)

Кто кого позвал? (Серый заяц позвал серых зайчат.)

Кто к кому прибежал? (Серые зайчата прибежали к серому зайцу.)

Кто с кем ушел к себе? (Серый заяц ушел с серыми зайчатами.)

Кто о ком заботится? (Серый заяц заботится о серых зайчатах.)

Age of Deceit (2) — Hive Mind Reptile Eyes Hypnotism Cults World Stage — Multi — Language


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: