Условные обозначения, используемые в конспектах занятий 6 глава

1.Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте стихотворения и сообщите, о какой букве идет обращение? (О букве 3.)

На эту букву взгляни:

Она совсем как цифра три.

Извиваюсь, как будто бы змейка

Срисовать меня сумей-ка!

2.Соотнесение буквы со звуками, каковые обозначает буква 3.

Логопед: Сообщите, какие конкретно звуки может обозначать буква 3? (Звуки 3, 3′.)

3.Сделать вывод и сформулировать тему занятия.

II. Главная часть

1.Знакомство со звуками 3 — 3*.

Логопед: взглянуть в зеркало и выясните, что оказывает помощь нам произносить звуки 3-3′? Норма артикуляции:

— губы в ухмылке;

— зубы практически сомкнуты;

— кончик языка упирается в нижние зубы;

— трудятся голосовые связки;

— звук может звучать мягко либо твердо.

2.Запись черт выделенных звуков. Сравнение звуков 3 — 3\ различия и определение сходства (задание 1. с. 27).

3 — согласный, звонкий, жёсткий, ему соответствует светло синий звонок, на письме — светло синий незакрашенный кружок.

3′ — согласный, звонкий, мягкий, ему соответствует зеленый звонок, на письме — зеленый кружок.

4.Развитие навыков конструирования. Развитие зрительного восприятия.

Слоги на гранях первого кубика Слоги на гранях второго кубика |
за гла гро ко за за ноза |
Логопед: Что неспециализированного между всеми оказавшимися ело- I

вами? (Во всех словах имеется звук 3.) Отыщите среди всех слов лишнее. По какой причине оно лишнее? (Заноза — два раза видится 3.)

7. Дифференииаиия слов со звуками 3 — 3′.

Логопед: заяц и Зебра благодарят вас за помощь. Они приглашают вас к себе домой. Давайте выберем подарки для них. Для зайца слова со звуком 3, а для зебры — со звуком 3′. Запишите слова в два столбика (запись на доске) и отметьте звуки занятия.

Слова для записи: газета, зонтик, заколка, розы, незабудки, зерно, занавески, костюм, зима, почва, козявка.

8.Физминутка.

Логопед: заяц и Зебра решили мало отдохнуть. Зебра ни при каких обстоятельствах не видели снега, и заяц решил научить ее лепить снежки из невидимого снега.

Дети делают действия по тексту. Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили. Крепкий, ровный, весьма ровный, Но совсем, совсем не сладкий.

9.Развитие синтеза и звукового анализа.

Логопед: Помогите зебре и зайцу закончить слова — подберите слоги с их любимыми согласными (запись на карточках).

Слова: …БРЫ, …ОПАРК, …Последовательность, …ЛЁНКА, …БОР, …СОВ.

Слоги: ЗУ, 30, ЗЕ, ЗА.

10.Развитие фонематического анализа на уровне словосочетания.

Логопед: Подберите показатель к предмету так, дабы оказалось словосочетание (работа с карточками). Запишите словосочетание и укажите место звуков 3— 3′.

Карточки с картинами Карточки с записанными на
них словами-показателями
забор зелёный
солнце знойное !
зерно золотое
киоск газетный
роза розовая

11. Работа на уровне предложения.

Логопед: Разглядите схемы предложений и прочтите текст. Подберите предложения к схемам. Запишите по одному предложению к каждой схеме (запись на доске) и укажите звуки занятия. (Схемы выстроены не учитывая второстепенных участников предложения.)

Примеры предложений:

Зоя запрятала зонт за спиной.

Козленок пасется на поляне.

За кустом скрывался заяц.

Зина посадила в саду розы.

За лесом садится солнце.

HI. Результат занятия (задание 3, с. 27)

Логопед: Прочтите зебры и любимое стихотворение зайца, заменяя звоночки звуками 3-3′.

Слушай и запоминай,

Звонко, чисто именуй

Все слова со слогом «са

Бирюза, ^авод, ко^а.

Вот слова со слогом « зИ.:

Тормоши, гру^и, ве^и.

Не подходит слово «^

ВОН»,

Выходи из круга вон!

Выпишите слова со звуками 3 — 3′.

ЗАНЯТИЕ 33

Тема: Разделение звуков С — С.

задачи и Цели: познакомить детей со звуками С — С; учитьЯ детей дифференциацировать жёсткие и мягкие согласные, и звуки С — С изолированно, в слогах, в словах и в словосочетаниях; вырабатывать навыки работы со словами-обобщениями; навыки синтеза и звукового анализа; развивать зрительное восприятие. Оборудование: парные карточки с картинами и записанными на них словами; знаки для обозначения звуков занятия; зеркала (на каждого ребенка); карточки со словами; демонстрационная картина «Колдун Буквоед»; разрезные картины с изображением транспортных средств.

Движение занятия

J. Оргмомент

1. Подбор предметов по неспециализированному показателю.

Логопед: взглянуть на картины и подберите к ним карточки с подходящими действиями.

Карточки с картинами Карточки с записанными на них словами
собака сидеть
самолет грязь
кастрюля выпивать
сапоги пар
стакан летать
кресло лаять

Образцы пар:собака-лаять, выпивать-стакан, пар кастрюля,

2Сформулировать тему занятия и записать её на доске

Логопед: Прослушайте слова и выясните довольно часто видящиеся в них звуки. (Собака, стакан, кастрюля, сидеть, сапоги. Звуки С -С)

II. Главная часть

1.Определение нормы артикуляиии изучаемых звуков (работа с зеркалами).

2.Сравнительная черта звуков С — С.

С — согласный, жёсткий, глухой, соответствуют наушники светло синий цвета, обозначаем на письме синим закрашенным кружком.

С — согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме — зеленый закрашенный кружок.

3.Соотнесение звуков С — С с символами и буквой.

4.моделирования умений и Развитие конструирования.

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, любой выберет для себя вид транспорта. Сложите разрезную картину из частей Выберите метод путешествовать. Назовите звук занятия в заглавии выбранного вида транспорта.

Части картин: самосвал, санки, самокат, самолет, такси, троллейбус, скорая помощь, автобус.

. 5. Развитие синтеза и слогового анализа.

Логопед: Запишите наименование видов транспорта по слогам (запись на доске). Укажите в словах место звуков С — С.

6.Развитие синтеза и звукового анализа. Обогащение словаря словами с изучаемыми звуками.

Логопед: Замените первую букву буквой С. Прочтите оказавшиеся слова (работа на карточках).

Тоня — … палки — … топка — …

кон — … лук-… дом — …

Логопед: Замените последнюю букву в словах на букву С. Прочтите оказавшиеся слова.

голод — … рейд* — … морж — …

нож — … чад* — … лев — …

Логопед вместе с детьми припоминает значение слов, отмеченных звездочкой.

7.Развитие слухового и зрительного восприятия (задание 4. с. 28).

Логопед: К нам на занятие посмотрел дедушка Буквоед. Дедушка Буквоед съел в словах все буквы С и заменил их вторыми буквами. Наведите порядок: отдайте буквы С в слова и запиши- те их. Пример: Тоня — Соня, голод — голос.

ТОНЯ — СОНЯ ГОЛОД — ГОЛОС

ПАЛКИ-… РЕЙД-…

ТОПКА-… НОЖ-…

КОН-… МОРЖ-…

ЛУК-… ЛЕВ-…

8. Развитие слухового и зрительного восприятия

(задание 5. с. 28).

Логопед: Но дедушка Буквоед не успокаивается. Он считает, что вы не справитесь с его последним заданием. Составьте словосочетания: соедините линиями слова-показатели из левого столбика со словами-предметами из правого столбика. Запишите словосочетания. Выделите буквы С.

Логопед: Ничего не остается деду Буквоеду, как дать согласие с вами. Весьма он доволен тем, что парни отлично различают звуки С — С.

III. Результат занятия (задание 6, с. 28) Логопед: Пора прощаться с Буквоедом. Но, перед тем как уйти, он дает вам последнее задание. Замените знаки звуков буквой С и запишите слова.

©ОБАКА-… ©ОК-…

©оба-… Шено-…

НО©КИ-… ©ЫР-…

со©ha-… лисята-…

ЗАНЯТИЕ 34

Тема: Разделение звуков 3 — 3′, С – С

задачи и Цели:закреплять знания детей о звуках 3-3′, С — С; учить детей дифференцировать звуки 3 — 3\ С -С; развивать оптические представления и зрительное восприятие, навыки звуко-слогового анализа слов, словообразования; учить оперировать в речи обобщающими понятиями; развивать зрительное и восприятие и слуховое внимание.

Оборудование:буквы С — 3 (запись на доске); стилизованные буквы; лисы следов и изображения зайца, двух избушек (лубяной иледяной); мяч; картины с изображением храбрецов сказки «Заюшкина избушка».

Движение занятия

I. Оргмомент

1. Развитие внимания и зрительного восприятия (рисование следов по образии).

Дети рисуют по примеру лисы и следы зайца.

Логопед: Чьи это следы? (В случае, если дети затрудняются при ответе, то логопед зачитывает им отрывок из сказки «Заюшкина избушка». При чтении растолковывают значение слов: ЛУБЯНАЯ и ЛЕДЯНАЯ.)

2.Определение темы занятия через выделение первых букв в словах лиса и заяи.

3.Определение парных согласных звуков на примере бикв: 3-С.

II. Главная часть

1. Произнесение звуков занятия. Сопоставление их

по артикуляиии. Соотнесение сказанных звуков с символами и буквами для их обозначения.

2.Знакомство со стилизованным изображением букв

3 — С. Нахождение букв занятия в последовательности сходных стизованных изображений.

Логопед: заяц и Лиса принесли вам собственные любимые буквы. Отыщите эти буквы. Послушайте про них стих.

Извиваюсь как будто бы змейка,

Срисовать меня сумей-ка!

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Ветхим ясным месяцем?

3 не просто завитушка

3 — пружина,

Крендель, стружка

Полумесяц в небе чёрном

.Буквой С повис над домом.

3.Различение звуков С-С’.З- 3′ в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.

— Игра в мяч: «Напротив».

СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ — ЗЁ

СО-30 СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ

— Воспроизведение слоговых цепочек:

СА — ЗА — СА — ЗА АС — ОС — 03 — С

ЗИ — СИ — СИ — ЗИ СЕ — ЗЕ — ЗЕ — ЗА

ЗА — A3 — СА — АС УС — СУ — УЗ — ЗУ

— Запись слоговых пар по памяти:

СО-30 АС-A3 СЮ-ЗЮ СЫ — ЗЫ — ЗЫ

4.Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картин, закрепление знания правил орфографии.

Логопед: В то время, когда заяц и лиса выстроили собственные избушки, они повесили над дверьми таблички. (Логопед выставляет на доску изображения двух домиков.) Над дверью первого висит звонок, а над дверью второго — наушники. Как вы думаете, что висело над дверью лисы? А над дверью зайца? По какой причине?

Вот отечественные храбрецы стали наводить порядок в собственных зданиях. Лиса расставляла посуду. Но ее выяснилось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса покинет себе, а какую даст зайцу?

Картины: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.

5.Физминутка.

Логопед: Вы превосходно совладали с заданием. Давайте мало отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.

Дети произносят текст и загибают пальчики, начиная с громадного.

У лисы в лесу глухом Под кустами еж колючий

Имеется нора — надежный дом. Нагребает листья в кучу.

Не страшны зимний период метели Имеется у каждого собственный дом,

Белочке в дупле на ели. Всем тепло, уютно в нем.

6.Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.

Логопед: заяц и Лиса навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Совместно они придумали игру: лиса именует «громадные» предметы, а зайчик будет превращать их в «мелкие» Помогите зайчику поменять слова. I

Пример: глаз — глазик, таз — тазик…

шнобель — … коляска — … коза — …

слон — … сказка — … роза — …

коса — … гнездо — … маска — …

арбуз — … краска — … сестра — …

7.Составление слоговых схем слов. Развитие звико-синтеза и слогового анализа.

Логопед: лиса и Заяц ожидают к себе гостей. Но храбрецы живут рядом и волнуются, что гости перепутают домики. Помогите приятелям. Составьте зашифрованные весточки гостям лисы и зайца.

Пример: коза — 3, синица — С (работа на карточках).

Слова: бизон, зебра, слон, носорог, сорока, снегирь, гусь, газель, селезень, клест, соболь, лось, косуля, барс, горностай. 1

III. Результат занятия

Логопед: заяц и Лиса прощаются с вами и благодарят вас за помощь в составлении весточек. С вашей помощью все гости благополучно добрались до лисы и домиков зайца. Припомните, кто пришел к лисе. А к зайцу?

ЗАНЯТИЕ 35

Тема: Разделение звуков С — С, 3 — 3′ в словосочетаниях, тексте и предложениях.

задачи и Цели: закреплять знания детей о звуках 3 — 3′, С -¦ С; учить дифференцировать звуки 3 — 3′, С — С изолированно, в слогах, в словах; развивать навыки синтеза и слогового анализа, словообразования, работы с омонимами; трудиться над предупреждением устного аграмматизма; развивать оптические представления.

Оборудование: буквы С — 3 (запись на доске); знаки для обозначения звуков С — С, 3 — 3′; игра «Путешествие по Солнечному городу» (игровое поле, флажок, фишки-очки); демонстрационные картины с изображением храбрецов сказки: Гусли, Незнайки, доктора Пилюлькина, Знайки, Винтика, Шпунтика.

Движение занятия I. Оргмомент

1.Развитие оптических зрительного восприятия и представлений.

Логопед: Составьте букву из частей — элементов букв. Какие конкретно буквы у вас оказались? Какие конкретно звуки они обозначают? Сообщите, по какой причине сейчас на занятии мы изучаем эти буквы?

2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.

II. Главная часть I. Знакомство с замыслом занятия.

Логопед: Сейчас мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по городу, наименование которого вы легко сможете отгадать, в случае, если взглянуть на картину.

Логопед выставляет на доску замысел путешествия по Солнечному городу. Логопед отмечает флажком каждую территорию игрового поля, в которую попадают дети. Перемещаясь по дорожкам, дети делают задания в такой последовательности.

Территории игрового поля Задания
Ьольница доктора Пилюлькина воспроизведение и Различение звуков С — С, 3 — 3′ на слух
Дорожка к домику музыканта Гусли Развитие синтеза и слогового анализа
Мастерская Винтика и Шпунтика Работа с омонимами
Домик Знайки Построение словосочетаний, развитие зрительного восприятия
Мостики на реке Работа с предлогами
Сказочная поляна Работа с деформированными текстами

За каждое верно выполненное задание дети приобретают очки-фишки. Побеждает тот, кто соберёт больше фишек.

Логопед: Отечественный путь начнется от домика главного храбреца игры — Незнайки. Мы посетим доктора Пилюлькина, зайдем в мастерскую Винтика и Шпунтика, посмотрим в гости к музыканту Гусле, не пропустим и домик Знайки… Наконец, мы попадем на поляну развлечений и сказок. В том месте закончится отечественное путешествие. Итак, все готовы? Тогда храбрее в путь! Но перед тем как отправиться в путешествие, выполните задание Незнайки (задание 7, с. 29). Вспомните и запишите имена его друзей. Выделите в их именах звуки 3 — С.

2.Различение звуков С -С’.З -3′ на воспроизведение и слух услышанных звуков.

Логопед: Вот мы попали в зону звуков. Тут расположилась поликлиника врача Пилюлькина. Он приглашает нас к себе домой и предлагает выполнить следующие задания.

— Определение звуков на слух (дети поднимают соответствующие сигнальные карточки):

слоги: ас, зи, зю, се, са, ази, зо;

слова: колесо, полоса, фазан, забор, зубы, сено, сеет, секунда, здоровье.

— Воспроизведение слоговых последовательностей (игра «Запомни и повтори»):

СА — ЗА — СА СПА — СПА — ЗПА

СА — ЗА — ЗА ЗМО — СМО — ЗМА

СИ — ЗИ — СИ ЗИМ — СИМ — ЗИМ

3.Развитие синтеза задания и слогового анализа 8-9. с. 29).

Логопед: Мы покидаем поликлинику врача Пилюлькина и направляемся к музыканту Гусле. Но по пути нас застал буквенный ливень. Посмотрите, какие конкретно капли дождя падали с неба и запишите слоги в два столбика. Укажите звуки занятия.

Слоги: ЗА, 30, ЗЮ, A3, 03, ЗЫ, ЗИ; СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ эс, со.

Логопед: Гусля никак не имеет возможности написать новую песню. Кое-какие слова из нее сломались. В них не достаточно слогов. Возможно, нужные слоги записаны на капельках буквенного дождя? Почините слова: засуньте в них подходящие слоги с буквами С и 3, запишите оказавшиеся слова.

Слова: брон…(за), стреко…(за, зы), (са)…довый, (зи)…ма, ноло…(сы), (со)…ловей.

4. Преобразование слов. Работа с омонимами(задание 10.с. 291

Логопед: Гусля весьма рад тому, что вы помогли ему починить слова из его новой песни. Он решил проводить вас до мастерской Винтика и Шпунтика. Винтик и Шпунтик трудятся в собственной мастерской. Они ремонтируют слова. Помогите им: замените букву 3 буквой С и напротив. Запишите новоe слова. Выделите буквы занятия.

ЗАХАР-… ЛИСА-… СИМА-…

САЙКА-… РОСА-… КОЗА-…

Ь. Физминутка (см. занятие 34). О, Построение словосочетаний. Согласование

прилагательных с существительными наподобие и числе(задание 11. с. 30).

Логопед: Коротышки подошли к домику Знайки. Чем это им так увлечен? Посмотрите, кроха образовывает из слов словосочетания. Помогите Знайке: соедините подходящие по смыслу слова из левого столбика со словами из правого столбика цчетными линиями. Запишите эти словосочетания. Выделите буквы 3 — С. Пример: холод — воздушное пространство — морозный воздушное пространство.

МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ

РАДОСТНЫЙ ЗАБОРЫ

Увлекательная ХОХОТ

ЗВОНКАЯ ИГРА

ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ

ВЫСОКИЕ Воздушное пространство

ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА

7. Развитие зрительного восприятия й внимания.

Логопед: Незнайка решил оказать помощь нам, но все перепутал.

Посмотрите, что у него оказалось! Исправьте неточности и запишите словосочетания правильно (запись на доске).

сабавный сверёк букет кразных рос

выгрусили пезок вясанка хворозта

знежные занозы рузая коза

III. Результат занятия

Логопед: Коротышки весьма устали. Они решили передохнуть у Знайки. Позже они продолжат собственный путешествие по городу. А мы прощаемся с ними до следующего занятия. Припомните и назовите слова из отечественного занятия для Гусли, для Знайки.

ЗАНЯТИЕ 36

Тема: Разделение звуков С — С, 3 — 3′ в словосочетаниях, тексте и предложениях.

задачи и Цели: закреплять знания детей о звуках С — С, 3 -3′; учить дифференцировать звуки в словосочетаниях, тексте и предложениях; закреплять знания о правописании собственных имен существительных; учить трудиться с родственными словами, деформированным текстом, дифференцировать предлоги СО — С, ЗА — ИЗ-ЗА; упражнять в написании разных форм слова.

Оборудование: буквы С — 3 (запись на доске); знаки для обозначения звуков С — С, 3 — 3′; игра «Путешествие по Солнечному городу» (игровое поле, фажок, фишки-очки); демонстрационные картины с изображением храбрецов сказки — Гусли, Незнайки, доктора Пилюлькина, Знайки, Винтика, Шпунтика.

Движение занятия /. Оргмомент

1. Закрепление правописания собственных имен существительных.

Логопед: Припомните имена храбрецов сказки «Приключение его друзей и Незнайки». Выясните в них наличие звуков С — С, 3 — 3′ (Незнайка, Гусля, Сиропчик, Знайка…)

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

И.Главная часть

1.Работа с родственными словами.

Логопед: Прочтите последовательность слов и отберите родственные слова (запись на доске).

— зима, зебра, зимний, зимушка, зимовка, Трезор, корзина;

— забота, заяц, заячий, забава, зайчонок, зайчишка;

— сон, сталевар, солнечный, соль, соленый, засолить.

2.Дифференииаиия предлогов С — СО, ЗА — ИЗ-ЗА (задание 12. с. 30).

Логопед: Отдохнули коротышки у Знайки и решили продолжить собственный путешествие по Солнечному городу. Перед нами широкая река, через которую перекинуты мостики.

Прочтите заглавия этих мостиков (запись на игровом поле): первый мост — СО, второй — С, третий — ИЗ, четвертый — ЗА, пятый — ИЗ-ЗА. Как вы думаете, что они обозначают? Засуньте в предложения мелкие слова (предлоги) и прочтите все предложение полностью. Тогда вы сможете перейти через реку.

Зайка выглядывает … куста. (Из-за)

Дети сидят … партой. (За)

Посуду убрали … стола. (Со)

Синица слетела … ветки. (С)

Дети поднялись … стола. (Из-за)

Лиса следит … зайцем. (За)

3.Физминитка.

Дети произносят текст и делают соответствущие перемещения.

Солнце посмотрело в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Необходимо нам присесть и подняться.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Согнуться — три, четыре

И на месте поскакать.

На носок, позже на пятку.

Все мы делаем зарядку.

4.Работа с деформированными текстами

(задания 13-14. с. 30-31).

Логопед: Вот мы дошли до Сказочной поляны. Все расселись на пенечках и желали послушать новые рассказы Чудесных деревьев-сказочников. Но внезапно листочки с первого дерева разлетелись, и рассказ рассыпался (задание 13, с. 28-29).

Помогите коротышкам: прочтите пристально предложения и расставьте их по порядку так, дабы оказался рассказ (расставьте цифры по порядку в любой безлюдный квадратик). Подберите наименование рассказу. Запишите рассказ.

D Зоя гуляла в саду. В саду были березы.

? Оса укусила девочку. ? Зоя села под березой.

U На березе были осы. Девочка начала плакать.

U Мама увела дочку из сада к себе.

Осы

Зоя гуляла в саду. В саду были березы. Зоя села под березой. На березе были осы. Оса укусила девочку. Девочка начала плакать. Мама увела дочку из сада к себе.

Логопед: На втором дереве похозяйничали гусеницы. Они съели кое-какие слова рассказа, а вместо них покинули картины. Прочтите текст рассказа и додумайтесь, о чем в нем говорится. Перепишите текст и замените картины словами. Выделите звуки 3 — С (задание 14, с. 31).

Слова в скобках заменены картинами. Заяц

Лапа у Захара был охотник. в один раз он принес сыну (заяц). Всю зиму (заяц) жил у Захара. Мальчик кормил его (капуста), (морковь) и (яболки). Наступила весна. Захар выпустил (заяц) на волю. С того времени косой довольно часто прибегал на край села и ожидал собственного нового приятеля.

III. Результат занятия

Логопед: Припомните отечественное путешествие и назовите слова с жёстким звонким согласным, с мягким звонким согласным, с жёстким глухим согласным. Дайте характеристики этим звукам.

ЗАНЯТИЕ 37

Тема: буква и Звук Ж.

задачи и Цели: познакомить детей со буквой и звуком Ж; учить соотносить звук с буквой и символом; закреплять знания норм орфографии; развивать оптические представления и кинетические ощущения; обогащать и уточнять словарь детей; вырабатывать навыки применения обобщающих понятий «одежда», «профессии»; развивать логическое мышление, фонематическое восприятие.

Оборудование: знак для обозначения звука Ж; стилизованное изображение буквы Ж; демонстрационная картина «жучок»; замысел путешествия жучка; картины -«пожарный», «дирижер», «жокей», «жонглер», «живописец»; зеркала (на каждого ребенка)*.

Движение занятия J. Оргмомент

1.Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте скороговорку и назовите довольно часто видящийся звук.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на ветке сижу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу.

2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Главная часть 1. Уточнение артикуляции звука Ж.

2.Запись чёрта звука Ж в тетрадь (задание 1. с. 3)*.

Ж — согласный, глухой, жёсткий, обозначаем на письме синим закрашенным кружком.

3.Работа со стилизованными буквами.

Логопед: Послушайте стих о букве Ж и выясните, на что либо на кого она похожа? Эта буква широка И похожа на жука. Да наряду с этим как будто бы жук Издает жужжащий звук. Логопед выставляет на доску изображение буквы Ж, похожей на жука.

4.Развитие кинетических оптических представлений и ощущений.

Логопед: Разглядите букву и сложите ее из элементов.

5.Знакомство с замыслом занятия.

Логопед: Парни, пока вы складывали букву Ж и давали этому звуку чёрта, мелкий Жучок отправился в путешествие. Посмотрите, кого он может встретить на пути? (На доску вывешивается замысел путешествия.) Отечественный Жучок начнет собственный путь от желтой лужайки, мимо дядюшки Ау, пройдет мимо журавля и ёжика к желтому цветочку, а после этого поболтает с медвежонком. В том месте, на желтой поляне, закончится его путешествие.

Вот бежит Жучок, а к нему идет дядюшка Ау; у него громадные уши, он весьма обожает слушать различные звуки в лесу и подслушивать птичьи и звериные беседы. Дядюшка Ау кличет Жучка поиграть.

Послушайте звуки, слова и слоги, хлопните в Ладоши, в случае, если услышите звук Ж.

Звуки: Ж, Ш, Л, Т, Н, 3, С, Ж, Щ, Ш, Ж, В, У, Щ, Ш, Ж,Ф

Слоги: ЖО, ТО, НЕ, ЖУ, ЖА, ША, ЗЫ, СЫ, ЕЖ.

Слова: школа, пирожок, Жора, жаба, штукатурка, жилет, джинсы, усы.

Дядюшка предлагает Жучку поиграть в другую игру (задание 2, с. 3): он будет именовать гласные, а Жучок обязан додавать к каждому из них звук Ж либо напротив, а позже записывать слоги, каковые будут получаться. Пример: А+Ж-АЖ, Ж+А-ЖА.

Я Е

Э Ж А

Ы О

6.Развитие звукового анализа на уровне слова (задание 3, с. 3).

Логопед: Побежал Жучок дальше. Наблюдает, сидит на траве ежик под кустиком ежевики и шьет одежду. Назовите и запишите заглавия одежды, укажите звук Ж в словах.

Картины: джинсы, пиджак, пижама.

7.Физминутка.

Дети читают стихотворения и делают перемещения, повторяя их за логопедом

— Эй, жук! Отечественный приятель!

— Поведай, где ты живешь?

— Что нас к себе домой не кличешь?

— Ты себе выстроил дом?

— Где живешь ты?

— Под кустом!

8.Развитие логического мышления (задание 4, с. 1).

9.Логопед: Жучок решил загадать ежику тайной. Помогите ежику: отгадайте загадки радостного Жучка и запишите отгадки.

Люди ожидают меня, Низок да колюч,

Кличут. сладок да пахуч,

А приду — Его ягоду сорвешь —

Все прочь бегут . руку сходу обдерешь.

(Дождик) (Крыжовник)

В руках у Тани Древесных два коня

Зима в стакане. По снегам несут меня,

(Мороженое) Кони эти рыжи,

А кличут их … (лыжи)

9.Закрепление знания профессий со звуком Ж (задание 5. с. 4).

Логопед: Жучок забежал на болото к собственному приятелю Журавлю. Журавль попросил Жучка послушать стих и поразмыслить, кем бы он желал быть. Запишите заглавия профессий, о которых грезит Жучок.

Жук — живописец, жук — жонглер,

Жук — жокей иль дирижер

Жук — пожарный, возможно,

6 ТИПОВ КОНСПЕКТОВ, КОТОРЫЕ Я ВЕЛА В МГУ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: