Выработка навыков социальной жизни

В помощи по отработке самых несложных социального взаимодействия и навыков самообслуживания нуждаются все категории людей с аутизмом, кроме того самые успешные в интеллектуальном развитии. Иерархия сложностей тут как бы изменяется, затрудняются процессы естественного подражания, пластичного уподобления вторым людям, да и то, что простые дети усваивают вскользь, как само собой разумеющееся, требует особой направленной работы. Такая работа очень важна, потому, что большее формальное соответствие социальным нормам, опрятность, порядок в одежде, произнесение одновременно с извинений и нужных слов приветствий дает им возможность быть без опаски принятыми посторонними людьми, соответственно, увеличить и усложнить обстановку сотрудничества, поддержать тенденции социального развития.

Старший возраст имеет преимущества и свои проблемы в отработке навыков социально-бытовой адаптации. Во многих случаях самостоятельности мешает не только пассивность, неумелость, но и сложившаяся долгая привычка, убеждение, что все нужное должны сделать родные. При успешной психотерапевтической работе понемногу удается организовать установку ребёнка на преодоление собственной неприспособленности, подойти к сознательной тренировке навыков, нужных для социальной судьбы.

Как мы знаем, обширный опыт по выработке социально-бытовых навыков накоплен в школе поведенческой терапии (O.I. Lovaas, 1981; L.E. McClannahan, P.J. Krantz, 1999; S.Harris, 1995). Непременно, для его применения эксперт обязан ознакомиться с неспециализированными управлениями и, по возможности, пройти особое обучение приемам выработки социально адекватных форм поведения. Мы можем только обратить внимание на особенности их применения в работе с аутичными детьми.

Как мы знаем, что главным инструментом выработки навыка в данной школе есть подкрепление – на определенную поведенческую реакцию ребенка тренер дает четкий ответ, что эту реакцию усиливает либо ослабляет. Хорошее подкрепление, негативное (игнорирование нежелательной реакции, отсутствие ожидаемых приятных последствий) и наказание разрешают изменять поведение в желаемом направлении, вырабатывать и закреплять навыки.

В работе с аутичными детьми приверженцы для того чтобы подхода подчеркивают необходимость применения хорошего подкрепления при мельчайшем перемещении ребенка в нужную сторону. Именно это формирует нужную для ребенка чуткую среду, положительно отзывающуюся на попытки взаимодействовать с ней, к созданию которой стремятся фактически все специалисты, трудящиеся с этими детьми, независимо от их базисных теоретических установок.

Поведенческие терапевты подчеркивают кроме этого необходимость поиска для каждого ученика лично-действенных форм хорошего подкрепления. Оно возможно совсем нестандартным и связанным, к примеру, с впечатлениями, сходными с теми, каковые он приобретает в ходе аутостимуляции. Эксперты говорят кроме этого о необходимости и возможности развития этих форм хорошего подкрепления в ходе обучения. Ребёнок может начать наслаждаться не только от несложных сенсорных впечатлений, но и от адекватных социальных реакций – от одобрения, похвалы, эйфории собственного тренера. Репертуар вероятных «призов» делается шире и разнообразнее, причем их выбор в большинстве случаев делает уже сам ребёнок. Так, на протяжении работы процесс подкрепления начинает осуществляться в более адекватных формах.

Наказание при аутизме как правило неэффективно: оно может подкрепить отгороженность, уход от контакта либо привести к парадоксальной реакции – достаточно довольно часто ученик начинает стремиться воспроизвести опять и опять конфликтную обстановку, в которой взрослые кричат на него либо наказывают. Узнано, что для уменьшения частоты проявления нежелательных реакций полезно их проигнорировать, в случае, если это не страшно для самого ребенка, в один момент подкрепляя социально адекватные варианты поведения. К примеру, в случае, если ребёнок ведет себя умышленно вызывающе либо враждебно с явной целью привлечь интерес окружающих, направляться отметить его участие либо терпение в те моменты, в то время, когда он спокоен и дружелюбен.

Для эксперта, что планирует начать эту работу, нужно пройти особый тренинг, направленный на освоение не только неспециализированных правил, но и практических рекомендаций. К примеру, кроме того таковой несложный навык, как умывание либо чистка зубов, испытывает недостаток в «препарировании» на отдельные последовательные операции, на протяжении овладения которыми ребенок будет всегда ощущать успешность собственного продвижения в освоении всего умения.

Особенная техника подкрепления этих частных успехов разрешает не уничтожить воздействие полностью, помощь выясняется и дозируется так, дабы ученик имел возможность ее принять и одновременно с этим не стать зависимым от нее. Ответствен выбор лично подходящих форм помощи – оказать физическую помощь, создать для отработки навыка дополнительную зрительную опору, применять возможности подражания, отыскать их разумную комбинацию.

стаж работы говорит о том, что отработку социально-бытовых навыков продуктивнее проводить в естественной обстановке либо, по крайней мере, как возможно раньше возвращать в нее ребенка из намерено организованной. Это связано с известной проблемой людей с аутизмом – часто навык, удачно выработанный экспертом в одних условиях, не переносится в другие и не употребляется во взаимодействии с другими людьми. В рамках поведенческого подхода предпринята попытка отыскать прямой путь преодоления трудности – отрабатывать навык сходу в различных помещениях и с различными людьми, но очевидна его механистичность и ограниченность.

Механистичность преодолевается при помощи работы в простых условиях судьбы. Это разрешает опираться на мотивацию самого ребенка, учить его в тот момент, в то время, когда ему это вправду необходимо, и он готов «схватить» предлагаемый ему действенный метод действия. В этом случае навык легче формируется и успешнее переносится в новые обстановки.

Работа в естественных условиях делает более эластичным и самого терапевта, разрешая ему подкреплять не только заблаговременно ожидаемые «верные» реакции, но и другие действия ученика, продвигающие его в нужном направлении. Распознано кроме этого, что по окончании образования связи между желательной наградой и поведенческой реакцией, более действенным если сравнивать с гарантированной призом делается не столь систематично предоставляемое, а потому более естественное и «обычное» подкрепление.

Главный секрет общения с людьми. Дейл Карнеги.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: