Правопослушное поведение результат социализации, в ходе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, со своей стороны, определяется групповым и личным правосознанием, эмоцией социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и группы и отдельные компоненты личности, каковые в сочетании с факторами окружающей среды снабжают разные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью собственного долга перед обществом, познание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном итоге снабжает нормативное поведение, высокую степень социальной культурности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Социальные нормы выступают главными проводниками влияния публичных взаимоотношений на индивидов. Включение человека в совокупность публичных взаимоотношений обеспечивается как за счет усвоения и реализации в его поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той либо другой группы в структуре общества, так и за счет формирования самим индивидом, усваивающим социально-нормативный метод организации деятельности, фактически «личностных» норм, благодаря которым человек предписывает себе определенную позицию, отношений и формы поведения. В процессах деятельности, взаимодействий и общения в группах и обществе у личности вырабатывается нормативно-ценностная совокупность — особенное психотерапевтическое образование — наиболее значимый компонент внутреннего мира личности, интегративная совокупность внутренних регуляторов поведения человека. Формирование данной совокупности — главное направление социального развития личности как своеобразного в психотерапевтическом замысле процесса становления гражданина.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое отношение к правовым предписаниям, в то время, когда человек фактически в мотивации и своей деятельности признает личностную сокровище закона.
Нормативное поведение личности характеризуется рядом закономерностей и психологических особенностей. Оно развертывается в социальной проблемной обстановке, включает в себя принятия и процессы выработки нормативных ответов, сложные действия и психические операции с нормами как условиями нормативной поведения и задачи, ему свойственны сложные сочетания сознательных и несознательных уровней и компонентов психологической деятельности. Особенное влияние на нормативное поведение и на процесс выработки нормативного ответа оказывает взаимодействия и фактор общения при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной совокупности. Люди со сходными нормативными совокупностями, демонстрирующие похожие типы нормативного поведения и приемы психологической деятельности, смогут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Обнаружение этих групп и типов разрешает более действенно прогнозировать поведение их представителей в той либо другой проблемной нормативной ситуации.
При формировании личности в обычных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; понемногу складывается социальный стереотип поведения личности. В базе этого стереотипа лежит личное правосознание, базирующееся на публичном. У человека формируется механизм социального авторегулирования, т. е. привычная готовность функционировать в данной обстановке в некотором роде.
Сознание, со своей стороны, усиливает приспособленность человека к внешнему миру. Сознание формирует внутренний замысел деятельности человека, его программу. Конкретно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, владеет свойством отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире, осуществляет управление поведением человека.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека вероятна потому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира.
В рамках данной модели осуществляется мысленное манипулирование, она разрешает сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и четко их воображать. Так реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий поступков до их совершения — и осуществляется постепенный контроль за приближением к цели методом минимизации различия между настоящим и желаемым положением вещей.
Высшие психологические процессы воздействуют на специфику организации сознания. Самый очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности. Большая часть исследователей согласны с тем, что осознание теснейшим образом связано с происхождением речи. С возникновением языка у человека создаются доступные для управления субъективные образы объективного мира — представления, которыми он может манипулировать кроме того в отсутствие наглядных восприятий — формируется механизм самосознания. Оно дает человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все собственный внутреннее от всего привходящего, разбирать его и сопоставлять — сравнивать с внешним словом, изучать акт собственного сознания.
Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от обстановки способна оставаться сама собой. Единство, независимость и целостность при восприятии собственного «Я», т. е. узнавание себя при постоянном трансформации внешних условий существования человека, которое ведет к постоянному преобразованию внутреннего мира, есть вершиной в борьбе за независимость человека от среды. Избирательность отношения человека к коллективу и группе зависит от механизма психотерапевтической защиты. Она есть необычным фильтром, включающимся при значительном рассогласовании между оценкой и собственной системой ценностей собственного поступка либо поступков родных людей, отделяющих желательные действия от нежелательных, соответствующие убеждениям, ценностям и потребностям личности — от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю либо учителю, наряду с этим защитные отношения смогут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета
Усвоение человеком нужных социальных норм и включение их в совокупность внутренних регуляторов личности самый действенно протекают на протяжении взаимодействия и общения людей в нормативной обстановке и на протяжении выработки коллективных нормативных ответов, совместной групповой деятельности. В этих обстоятельствах нормы конкретно интегрированы с успешным достижением и условиями деятельности групповых и публичных целей. Помимо этого, они подкрепляются действенными коллективными санкциями. Чтобы личность овладела совокупностями социальных норм, каковые действуют в социальных группах и обществе, нужно яркое, активное включение человека в сложные процессы социальных сотрудничеств, в коллективную деятельность в разных сферах публичных взаимоотношений, нужна разнообразная публичная практика, участие в реализации и достижении социально значимых идеалов и общественных целей.
Результатом успешного усвоения норм поведения есть внутренний контроль, в то время, когда человек так глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не вспоминая, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, что не соответствует его внутренним параметрам, испытывает недовольство собой.
Поведение каждого индивида в условиях в левого конфликта зависит как от факторов объективного порядка (главных черт, особенностей ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых есть социально обусловленное истолкование человеком значения и конкретного смысла объективных требований. Причем конкретно субъективное истолкование конкретно предрешает акт соответствующего поведения. При формировании сознания человек реализует собственный отношение:
— к материальному миру вещей и явлений;
— к вторым участникам общества;
— к самому себе как личности и участнику общества.
Подобные этапы возможно распознать и в формировании правосознания, в котором появляются и обобщаются его компоненты:
— материальный мир получает уровень качества принадлежности (личная, личная и гос собственность);
— другие люди осознаются и охраняются в собственной физической целостности и нравственном преимуществе нормами закона;
— личность объективирует и поймёт нравственные качества и свои действия в свете правовых его законов и норм общества.
Виды ответственности возможно классифицировать в большинстве случаев по видам ролевых социальных отношений и обязанностей, из которых они появляются, т. е. на базе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, опытную и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, к примеру: родительской, административной, материальной, дисциплинарной, уголовной и т. д. Само собой разумеется, все классификации условны, поскольку многие виды ответственности в конечном итоге тесно переплетены между собой. В особенности это относится моральной и правовой ответственности, в той либо другой мере присутствующих в других ее формах.
Неспециализированными для всех сопутствующих ответственности качеств есть нормативность личности, ее лояльность к групповым стандартам и усердие в исполнении собственных обязанностей.
Ответственность содержится не только в том, что человек опасается наказания, но и в том, что человек и без наказания чувствует себя неудобно, в случае, если, к примеру, по его вине сломана либо стёрта с лица земли вещь. Конкретно такую ответственность направляться воспитывать с детства: необходимо не наказывать либо угрожать наказанием за порчу вещей, а сделать так, дабы ребенок сам видел вред, что он нанес небрежным обращением с вещью, и пожалел о собственной небрежности.
Формирование ответственности тесно связано с воспитанием гражданственности, потому что гражданственность — это в первую очередь ответственность, долг — та верховная ступень в духовной судьбы человека, на которой он отдает себя служению идеалу.
Принято вычислять, что комплект ролевых обязанностей личности в совокупности социальных взаимоотношений характеризует целый диапазон ее ответственности. Но, потому, что процесс осознания личностью собственной ответственности определяется многими факторами, субъективная ответственность время от времени расходится с объективной. Настоящая, внутренняя ответственность личности предполагает ее активную усиление и жизненную позицию удельного веса самоуправления в обществе.
Обязанности, т. е. то, что подлежит абсолютному выполнению, различаются в зависимости от делаемых ролевых функций: служебных, домашних, публичных, гражданских и т. п. Виды обязанностей, со своей стороны, разрешают распознать ответственность не только за что-то, но и перед кем-то, за кого-то, т. е. обнажают публичную ее сущность, раскрывают социальность и тем самым степень включенности личности в совокупность публичных взаимоотношений.
Так, быть важным — это в первую очередь признавать и защищать ценности собственного окружения, собственного класса и помогать реализации его целей.
Социальная ответственность отражает склонность личности придерживаться в собственном поведении принятых в обществе социальных норм, выполнять готовность и ролевые обязанности дать отчет за собственные действия. Это подчеркивает в собственных работах В. А. Сухомлинский, отмечая свойство личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и осуществлять самоконтроль, и вмешательство личности в окружающий мир.
Право — не только совокупность социальных норм, вместе с тем совокупность практических взаимоотношений, складывающихся в соответствии с этими нормами и относящихся к группе идеологических публичных взаимоотношений.
Правовое регулирование базируется на соотношении прав и общества и обязанностей личности. Права и обязанности выступают как формы и методы реализации того общества потребностей и минимума личности, что снабжает существование социальной судьбе.
личности и Взаимоотношения государства опосредуются совокупностью юридических прав, свобод, обязанностей, каковые очерчивают определенную сферу свободы личности, границы данной свободы. Будучи категориями политико-юридическими, права, свободы и обязанности являются кроме этого и этическими категориями, потому, что в них воплощены идеи гуманизма, справедливости, представления о добре, чести, преимуществе.
В собственных отношениях с страной личность выступает в качестве гражданина. Понятие «гражданин» раскрывает своеобразные политико-юридические особенности личности, занимающие серьёзное место в ее неспециализированной структуре, в ее социальных чертях. Личность имеется субстрат тех публичных взаимоотношений, в которых протекает ее жизнедеятельность. Государство, очевидно, не сможет отвлечься от потребностей человека как природного существа, от моральных и культурных черт личности, ее психотерапевтической структуры. И, не обращая внимания на то что во взаимоотношениях с страной на передний замысел выступают политико-юридические особенности личности, в них трансформируются и преломляются кроме этого все ее структурные особенности и иные качества, и первым делом — ее моральная направленность.
Как мы знаем, структура личности является единством социально-обычных и лично-необычных качеств. В отношениях с личностью государство ориентируется в первую очередь на социально-обычные качества, характеризующие ее как представителя определенного класса, социальной общности и т. д. Эти качества формируются под действием всех элементов социальной совокупности — экономических взаимоотношений, политической организации общества, права, морали, культуры, духовного климата, образа судьбы — и высказывают те сложные и многообразные публичные связи, в каковые включена личность.
Вместе с тем нельзя забывать и о специфике юридических прав и обязанностей, изюминках их действия на психологию личности. Эта специфика пребывает в том, что, формируясь в общей совокупности социальных связей, социальных взаимоотношений, они официально закрепляются страной и обеспечиваются национально-правовыми способами действия. Права и обязанности органично включены в публичные связи, в разные виды социальной деятельности людей. Они оказывают помощь личности осознавать собственный место в общей совокупности социальных связей и оказывать действие на их предстоящее развитие: опосредуют и регулируют правовые связи, каковые являются формой социальных связей, высказывающую практические, субъективно мотивированные зависимости между личностью, государством и обществом, между разными людьми.
С социально-психотерапевтических позиций права и обязанности включаются в психологию личностей, социальных групп и классов. Преломляясь через психологию личности, права и обязанности опосредуют индивидуальный опыт и объективную действительность личности, тем самым содействуя переводу социального в личное. Специфика опосредования объективной действительности в совокупности прав и обязанностей пребывает в том, что оно осуществляется в следствии действия нормативных выбора и предписаний личностью отношения к обязанностям и правам, реализуемым в практической деятельности. Права и обязанности — это неотъемлемый компонент правового общения людей, в ходе которого происходит изменение социального, выступающего как совокупность нормативов, адресуемых поведению людей, в личное, т. е. психотерапевтическое осмысление, и переработка социального коллективного в личностную плоскость.
Личностное отношение к обязанностям и правам — это проявление степени усвоения социального, высказываемого в характере решений, в мотивах, средствах и способах реализации юридических нормативов. Перевод юридических прав и обязанностей в личностную сферу, их усвоение — одна из наиболее значимых форм социализации личности.
Но права и обязанности входят в структуру личности не механически, а в преобразованном виде, в форме психотерапевтических феноменов. Интерпретация прав и обязанностей показывает сложность сотрудничества объективного и субъективного в структуре личности и на данной базе — совокупность взаимосвязанных компонентов внутренней структуры личности, через которую проявляют себя публичные силы.
личности и взаимоотношений Основные принципы государства — обоюдная ответственность, гармоническое сочетание заинтересованностей — опираются на наиболее значимые категории морали — социальную справедливость, долг, ответственность, свободу, честь, совесть, гуманизм. Эти правила выступают и как основания оценок любых конкретных обстановок, объективирующих личности и взаимосвязи государства. Личность включается в совокупность правового регулирования в качестве активного субъекта, владеющего совокупностью побуждений, целей и интересов, каковые во многом определяют направленность и характер ее поступков. Это, само собой разумеется, не свидетельствует их независимости от действия со стороны правовой совокупности либо отдельных ее элементов. В каждой конкретной ситуации сочетание внешних и внутренних факторов возможно разным. Внешняя (т. е. правовая) обусловленность поведения личности зависит первым делом от формы и содержания выражения правовых предписаний, от наличия санкций, и от свойства правоприменительных органов обеспечивать реализацию этих предписаний при помощи организационных и принудительных мер.
степень и Полнота реализации прав и свобод сильно зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентации и других качеств и психологических свойств. Социально-правовая активность проявляется как метод самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала.
При оценке личности главную роль играются ее моральные качества и социальное лицо. Для этого нужно выяснить кое-какие понятия.
Направленность личности — это совокупность взоров, убеждений и идей, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают формы и качества. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а главное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, совершенства и как верховная форма направленности — убеждения. Мировоззрение — это совокупность взоров на окружающую человека объективную действительность.
Идеал — это верховная цель сознательных активных устремлений личности. Довольно часто совершенства выражаются в конкретных образах.
Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со рвением к его осуществлению, готовностью бороться за него. В структуру убеждений входят компоненты мышления, воли и эмоций.
формы и Качества направленности связаны с знаниями и опытом, навыками, привычками и умениями данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности.
К главным этическим категориям относятся понятия «долг», «преимущество», «совесть», «честь» и «счастье». Эти понятия имеют тысячелетнюю историю, они разрабатывались в самых разных учениях и этических теориях.
Долг — практически свидетельствует определенный круг опытных и публичных обязательств при выполнении собственных обязанностей, сложившихся на базе опытных либо публичных взаимоотношений. Понятие «долг» достаточно емкое. Дабы верно выполнить долг, его нужно до конца понять, в следствии чего у человека появляется обоснованная потребность делать собственные обязанности. Исполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, с уровнем публичного сознания.
От понятия «долга» неотделимо понятие «честь». Это понятие в самый общем виде высказывает публичное значение человека (как личности, гражданина, мастера собственной профессии и т. д.). Оно высказывает кроме этого соответствующее самосознание личности, т. е. рвение поддержать собственную репутацию, хорошую славу, преимущество. Наряду с этим понятия «честь» и «преимущество» неразрывно связаны между собой, второе как бы подтверждает и утверждает первое.
Преимущество и честь являются не только осознание личностью публичной значимости собственной профессии, любовь к ней и опытную гордость, но и постоянное рвение к нравственному совершенствованию, увеличению качества и квалификации работы.
С эмоцией долга, чести и личного преимущества тесно связано понятие совести. В понимании совести, в отличие от вторых категорий морали, представлено внутреннее нравственное самосознание, сознание моральной ответственности человека за собственный поведение, оценка собственных мыслей, поступков и чувств сообразно с действующими в обществе нравственными нормами. Совесть -— это внутренний нравственный судья человека. Совесть сочетается с этими социальными сокровищами, как правдивость и честность, нравственная чистота и справедливость, уважение прав своих обязанностей и других людей.
Под правосознанием в широком смысле слова понимается целый правовой опыт поведения личности, группы, общества. Первым делом к нему относится психотерапевтический механизм правопослушного поведения и зависимость между разными недостатками личного правосознания и противозаконным поведением.
Правосознание — это одна из форм публичного сознания; его развитие и содержание детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает публичные отношения, каковые регулируются либо должны быть урегулированы нормами права.
Экономические и иные потребности общества, пройдя через сознание, покупают форму юридических мотивов и приобретают в итоге выражение в нормах права. Так, отношение между потребностями и интересами, с одной стороны, и правом — с другой, опосредуются правовым сознанием (правовой правовой идеологией и психологией).
Правосознание как одна из форм публичного сознания владеет следующими показателями:
— не только отражает социальную реальность, но и деятельно на нее воз действует, есть наибольшим уровнем отражения социально-экономических взаимоотношений людей, выраженных в законах их общества;
— постоянно проявляется через вторую сигнальную совокупность; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая совокупность правовых понятий и знаний, регулирующую публичные отношения;
— не существует без собственного конкретного носителя — конкретной людской личности, групп; коллективов. По показателю общности осознания правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, появляется категория группового правосознания, характерного для исторических эпох и социальных общностей.
Правовые конфликты личности с обществом — преступления и правонарушения — должны рассматриваться в криминальной и пенитенциарной психологии с учетом того, какие конкретно этапы развития правосознания нарушены в конкретном какие меры и случай социальной реадаптации правонарушителей смогут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в обычном правоповедении.
Развитие личного правосознания в любой момент детерминировано окружающей социальной средой. На его формирование воздействуют бессчётные факторы как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая конкретно окружает данную личность. В ходе формирования личного правосознания личности эти факторы преломляются через конкретные психологические особенности и условия жизни личности и реализуются в ее деятельности.
Как уже отмечалось выше, главным механизмом правосознания есть речемыслительная деятельность человека. Но это не свидетельствует, что в окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сфера. Конкретно с ее участием знание норм права и переживание их переходит у субъекта в глубокие правовые убеждения, каковые он пытается неукоснительно выполнять.
Сообщение правосознания с нравственными чертами личности в большинстве случаев проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, содействует осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего в конечном счете правовую надстройку.
Отклонения от поведения личности и норм сознания зависят от многих обстоятельств, среди которых громадное значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.
Изучения лиц, совершивших правонарушения, в целом подтвердили изложенный выше вывод и разрешили распознать следующие закономерности:
— правосознание лица, совершившего правонарушение, в большинстве случаев, по последовательности качеств не сходится с существующим публичным правосознанием, противоречит правовым нормам;
— преступник отрицает конкретную правовую норму либо группу норм, защищающих те публичные отношения, на каковые он посягнул;
— преступник принимает как верную и честную действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, но вычисляет решение суда несправедливым (в большинстве случаев излишне жёстким) в отношении себя.
Следовательно, при перевоспитании осужденных нужно трудиться над восстановлением не правосознания по большому счету, то есть тех его качеств, каковые потеряны либо отрицаются данной личностью.
Правосознание есть функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не владеет, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие личного правосознания тесно связано с дееспособностью и правоспособностью личности.
В нормативно-оценочной стороне правосознания смогут находиться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед публичной группой, публичным субъектом. Такими консервативными элементами являются традиции и социальные привычки правового характера. Большой уровень личного правосознания есть причиной, снабжающим права и интересы личности в условиях, в то время, когда большая часть граждан смирились с этими нарушениями.
Для эффективности правовой нормы нужно соблюдение следующих условий:
— личность обязана признавать те социальные сокровища, каковые закрепляет и защищает правовая норма;
— правовая норма обязана развиваться и изменяться с учетом трансформаций, происходящих в публичном правосознании;
— норма права обязана следовать за развитием публичных потребностей, материальных и духовных заинтересованностей общества.
Разногласия между личным и публичным правосознанием имеют объективную базу. Эти несоответствия наблюдаются в структуре производительных производственных отношений и сил, в формах управления, в отношениях между отдельными людьми и коллективами и связаны со столкновением противоположных действий и взглядов людей, с их борьбой за осуществление поставленных целей.
общества и Интересы личности очень многообразны, но не все из них смогут быть защищены правом и нуждаются в данной защите; не все отношения между участниками общества поддаются правовой регламентации, да это и не всегда целесообразно. Особенность юридических понятий и норм содержится в том, что они отражают самые существенные отношения между людьми. Большое количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется публичным мнением.
Механизм правопослушного поведения как правило тесно связан с явлением, которое возможно названо «правовой интуицией» — на нее большая часть граждан опирается при выборе вариантов и решения поведения. «Правовая интуиция» в этих обстоятельствах может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из качеств хорошего социального стереотипа поведения человека.
Вопросы :
Дайте чёрта понятиям : «социальная несколько», «социальные нормы» и «социальная роль».
Как, по вашему точке зрения, серьёзна роль социализации в жизни человека?
Что в себя включает процесс социализации личности?
Какова роль сознания в жизнедеятельности человека?
Каков итог формирования сознания?
Дайте определение понятию «ответственность», назовите его главные категории.
Как именно правосознание отражает публичные отношения?
Какие конкретно факторы воздействуют на формирование правосознания?
Назовите главные механизмы правосознания.
Охарактеризуйте явление «правовая интуиция».
Литература :
Васильев В.Л. «Юридическая психология» (стр.106-141)