Организация пространственно-развивающей среды

Нужным а также необходимым условием формирования элементарных математических представлений как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами в интеллектуальном развитии есть организация пространственно-развивающей среды.

При планировании интерьера для работы с нормально развивающимися детьми рекомендуется придерживаться нежесткого центрирования (зонирования), другими словами направляться создать в групповой помещении разные центры:

§ сюжетно-ролевой игры;

§ грамотности, куда входят книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи, подготовки ребенка к освоению письма и чтения; тут же смогут быть размещены театрализованные игры;

§ науки с местом и уголком природы для опытов и экспериментирования с материалами и соответствующим оборудованием;

§ строительно-конструктивных игр;

§ математики (игротека) и т. п. [Кларина Л.М. Неспециализированные требования к проектированию моделей образовательной среды, содействующей познавательному формированию дошкольников // Готовимся к аттестации! – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – С. 9 — 18].

В разных советах к организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении рассматривается и иное ее построение — «кабинетное». В комплексных программах дошкольного воспитания рекомендуются разные варианты развивающей среды. В любых ситуациях обращается внимание на то, что воспитатели вместе с детьми смогут выбирать любой вариант построения среды в соответствии с задачами и целями развивающей деятельности. Так, главное требование к организации развивающей среды для математической работы с детьми дошкольного возраста — соответствие главным концептуальным подходам программы, которая реализуется в данном ДОУ («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.).

Реализацией педагогических задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, занимаются в первую очередь воспитатели, трудящиеся с детской группой по той либо другой программе дошкольного воспитания. Они и выбирают варианты построения развивающей среды.

Коррекционно-воспитательную работу с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии выполняют разные эксперты. Все они являются участниками педагогического процесса и исходя из этого при построении развивающей среды учитываются их многообразные интересы, но в первую очередь — интересы детей, имеющих разные неприятности в развитии.

Особенности развития данной разнообразной по собственному психофизическому состоянию категории детей требуют от взрослых — участников образовательного процесса учета личных изюминок каждого ребенка. Соответственно и организация развивающей среды для создания элементарных математических представлений у детей с проблемами в интеллектуальном развитии сильно зависит от выраженности отклонений в развитии как группы детей в целом, так и отдельных воспитанников.

Не считая групповой помещения, в которой выполняют коррекционно-воспитательную работу, воспитатели занимаются с детьми в разных игровых помещениях. Другие эксперты (преподавателя-дефектологи, логопеды и т. д.), в большинстве случаев, имеют собственные кабинеты, где выполняют занятия с детьми. В этих помещениях кроме этого конструируется пространственно-развивающая среда.

Исходя из собственного опыта работы с проблемными детьми по формированию элементарных математических представлений, мы можем дать следующие советы по организации развивающей среды. Пространство игровой кабинета и комнаты должно разрешать детям достаточно вольно перемещаться, размешаться для игр с игрушками, отдыхать. Оно может употребляться для совместной деятельности детей и взрослых, с целью проведения особых и комплексных занятий. В этом смысле требуется предусмотреть такую организацию развивающей среды, которая разрешала бы детям изменять положения тела (сидя, лежа, стоя), двигаться в разных направлениях на протяжении сюжетных подвижных игр, проводить занятия, сидя на полу либо на ковре, за столами и т. п. Главную площадь игровой помещения, кабинетов преподавателя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога должно занимать мягкое половое покрытие, в помещениях направляться предусмотреть мягкую мебель, мягкие модули для моделирования игровых создания и уголков соответствующей игровой обстановке и т. п. Кабинеты преподавателя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, не обращая внимания на столь «отвлечённое» наименование, — это в первую очередь игровые помещения, в которых проводятся игровые групповые и личные занятия, среди них и по формированию элементарных математических представлений, в самая приемлемой для детей дошкольного возраста игровой форме.

На протяжении проведения занятий по формированию математических представлений дети по большей части играются сидя на ковре, для работы со счетным материалом смогут употребляться особые прямоугольные доски из пластика, фанеры и т. п. (размер может соответствовать стандартному бумажному странице A3). Таковой подкладка легко переносится на столы, может размешаться на полу, на ногах у ребенка, разрешает ему осуществлять счетную деятельность, пространственную ориентировку на листе бумаги стоя, лежа, сидя на полу. В кабинете преподавателя-дефектолога, логопеда смогут быть вывешены настенные панно из ковролина, цветной клеенки и другого современного материала, к которому достаточно легко прикрепляются цифры, разные картины (счетный материал), фигуры и т. п., выполненные на липкой базе.

В зависимости от изюминок интеллектуального развития детей дошкольного возраста оформление игровой помещения возможно выполнено с учетом рекомендаций по организации пространственно-развивающей среды для нормально развивающихся детей. К примеру, математический центр (игротека) рекомендован для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития, каковые уже овладели нужным количеством элементарных математических представлений и по собственному интеллектуальному формированию незначительно отстают от нормы. Это самый характерно для воспитанников детских домов для детей с задержкой психологического развития. Особенности их развития по большей части выражаются в нарушении эмоционально-волевой сферы, а задержка психологического развития в большей мере носит «темповый», социальный темперамент.

Для детей с задержкой психологического развития младшего возраста, на отечественный взор, самый приемлемо, как и для детей с легкой, умеренной умственной отсталостью, размещение материала для создания элементарных математических представлений в уголках для сюжетно-ролевых и театрализованных игр, в центре конструирования и т. п.

Образные игрушки комфортно находятся в помещении группы, в спальне, в кабинете преподавателя-дефектолога, других специалистов и логопеда, трудящихся с детьми. Ситуации для игр с ними смогут быть созданы в различных местах (на ковре, на диване, в уголке конструктивных игр и т. п.). Одинаковые образные игрушки смогут употребляться в разных играх: с природным, бросовым, конструктивным материалом, в играх с предметами-орудиями, составной частью которых есть формирование элементарных математических представлений.

Разные образные игрушки употребляются и в отобразительных играх. Дети знакомятся с ними в намерено созданных взрослыми игровых обстановках, в каковые входят и элементы игр с математическим содержанием. В отобразительные игры включаются такие тематические сюжеты, как «Кукла Аня ходит» (громадные и мелкие шаги), «Куклы играются с погремушками» (довольно много, один, ни одного), «Куклы и медвежонок Пуся» (один и довольно много), «Оденем куклу Дусю» (количество одежды), «Игры-потешки с куклами-подружками» (счет пальчиков), «Катаем машины по дорожке» (широкая и узкая дорожки), «Катаем в машине зверей» (довольно много, мало, ни одного — пусто), «Букет из листьев для любимых кукол» (довольно много, мало, ни одного), «щенята и Собака» (количество, величина), «котята и Кошка» (количество, величина), «цыплята и Курочка» (количество, величина), «утята и Утка» (количество, величина), «Громадные и куклы ножки» (и маленькие дети), «Купаемся и загораем с куклами на речке» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Прогулка за грибами» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Собираем шишки для белок» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Поездка поездом в осенний лес» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Поездка поездом в зимний лес» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Летнее путешествие поездом» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Путешествие с куклами к ручейку» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина), «Купаемся и загораем с собачкой и куклами на речке» (пространственная ориентировка, временные представления, количество, величина) и др.

Для отобразительных игр в групповой помещении создаются разные игровые композиции, каковые сохраняются в течение нескольких суток, в зависимости от интереса детей к данной игре и от педагогического плана взрослых, развернувших данную игру в помещении игровой помещения.

На первой стадии обучения широко применяются игры с образными игрушками. Их целесообразно располагать на определенном удалении друг от друга, в различных местах игровой помещения. К примеру, в одном месте возможно устроить кукольную квартиру, где будут в достаточном количестве сосредоточены все нужные предметы для игры «Дочки-матери», «Семья»; в другом — гараж для автомобилей; в третьем — дом (уголок) для животных; в четвертом — все для постройки. Количество игрушек для каждой игры должно быть как минимум несколько. Их нужно подбирать так, дабы возможно было сравнить по величине, количеству, форме. Наличие определенного количества игрушек одного и того же наименования (как минимум несколько) разрешает проводить и пространственную ориентировку (близко/на большом растоянии, рядом, около, между и т. п.), вырабатывать представления об транзитивности и относительности величины.

В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр, где размещается кукольный уголок, что оформляется в виде мини-квартиры со всеми атрибутами. Кукольный уголок обязан содержать нужное количество разных предметов: посуды, одежды, мебели и т. п. В ходе игр дети соотносят эти предметы между собой в соответствии с содержанием игры. К примеру, в случае, если требуется накормить кукол обедом, количество тарелок, кукол и ложек определяется методом приложения, подбора друг к другу. Для одевания куклы на прогулку дети должны из множества одежды (четыре варежки, две пары сапог, два пальто, три шарфика, две шапочки) выбрать столько, сколько необходимо, дабы одеть одну куклу, и т. п.

Содержание кукольного уголка соответствует обстановкам разных сюжетно-дидактических игр, каковые организует с детьми взрослый. Подробное описание развивающей среды для игровой деятельности детей дано в пособии Л.Б. Баряевой и А. Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». В данной книге мы только акцентируем внимание на материале для сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием. Педагоги развертывают в группе сюжетно-ролевую игру, в которую они собираются играть с детьми. На этом же материале преподаватель-дефектолог проводит обучение сюжетно-дидактической игре с математическим содержанием. Для нее подбирается соответствующее оборудование, содействующее формированию математических представлений и предлагаемое детям, по окончании того как они освоят содержание сюжетно-ролевой игры, а игровые действия станут для них понятными и дешёвыми. Оборудование сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием, каковые проводятся на базе сюжетно-ролевой игры, может храниться на особых стеллажах рядом с местом проведения игры, в дешёвых для детей особых коробках, коробках с характерными символическими изображениями либо размешаться в особых прозрачных саше на стенах группы.

На втором и третьем этапе обучения кроме этого употребляются сюжетно-дидактические игры: «Магазин игрушек» (цвет, форма, величина, количество), «Овощной магазин» (количество, цвет, форма), «Радостный зоосад» (количество, величина), «Сутки рождения куклы» (количество, форма и др.) и т. п.; «Магазин школьных принадлежностей» (цвет, форма, величина, количество), «Магазин овощей и фруктов» (количество, цвет, величина), «Зоопарк» (количество, величина), «Аптека» (количество), «Почта» (количество, величина, цвет) и т. п.

В центре конструирования выставляются разные строительные комплекты, конструкторы Lego, тематические конструкторы, каковые разрешают детям знакомиться с геометрическими, количественными, представлениями и пространственными представлениями о величине.

В групповой комнате возможно выделен уголок для автодидактического материала М. Монтессори: «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами-вкладышами», «Цветные Цилиндры», «Геометрический комод», «Конструктивные треугольники», «Геометрические тела», «Тяжелые таблички», «Железные (пластмассовые) вкладыши» и т. д.

Материалы М. Монтессори предлагаются детям исходя из педагогических воззрений автора по одному каждого наименования, к примеру, одна «Розовая башня», один набор «Красных штанг» и т. п. Эти материалы выносятся в игровую помещение, по мере того как они осваиваются детьми в совместной деятельности со взрослыми, «презентуются», по определению М. Монтессори, детям. гармония и Простота Монтессори-материала, как показывает отечественная практика, и разные изучения, содействует познанию детьми с интеллектуальной недостаточностью при намерено организованном обучении отношений и свойств математического характера.

В группах организуются уголки для театрализованных игр. В них выделяются режиссерские игры, пальчиковый театр, театр на рукавичках, театр шариков и кубиков, настольный театр, стендовый театр, костюмы для игр-драматизаций. Все они смогут быть использованы в ходе театрализованных игр с математическим содержанием (игры по содержанию задач-драматизаций, задач-иллюстраций, игры на пространственную ориентировку, величину и т. п.).

У детей старшего дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии существенно позднее пробуждается интерес к настольным играм. Исходя из этого направляться позаботиться о том, дабы эти игры были представлены в групповой помещении в соответствии с интеллектуальными изюминками каждого ребенка. Они предлагаются детям по окончании применения их на групповых и личных занятиях по формированию элементарных математических представлений преподавателем-дефектологом и в ходе игр с воспитателями. Хранить настольные игры направляться так, дабы дети имели к ним вольный доступ. Коробки, в которых сохраняются игры, должны быть легко узнаваемы. На них наклеиваются соответствующие аппликации, картинки. Перед тем как предложить настольную игру детям для независимой деятельности, взрослый вместе с детьми разглядывают изображение на коробке, обыгрывают его.

Для расширения жизненного опыта детей, развития их познавательного и эмоционального интереса в дошкольном образовательном учреждении создаются и другие игровые центры: помещение для игр с водой и песком, помещение сказок, помещение социально-бытовой адаптации, помещение экологии и т. д. Все они смогут быть использованы и в работе по формированию у детей представлений математического характера.

С целью проведения игр-занятий «В мире сказки» целесообразно оборудовать особую игровую помещение многофункционального назначения. Детально описание таковой помещения представлено в пособии «Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии» [Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Альянс, 2001.], мы только обратим внимание на материалы и оборудование, важнейшие для создания элементарных математических представлений, каковые смогут быть представлены в помещении сказки. Целесообразно оформить помещение сказки декорациями, моделирующими среду обитания человека, растений и животных. В соответствии с временем года декорации в помещении сказки изменяются: летний лес сменяется осенним, а после этого зимним и т. д. Такое моделирование времен года на натуральном и игровом материале разрешит вырабатывать элементарные временные представления. Независимо от того, где живут дети, с природой собственного края их нужно знакомить на начальной стадии обучения Понемногу меняя интерьер помещения, возможно вырабатывать представления об трансформациях в природном и растительном мире, с которыми ребенок не имеет возможности познакомиться в настоящих условиях. Для детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии возможно развернуть интерьер африканской природы либо, напротив, природы Крайнего Севера. Детям, живущим в южной части России, будет занимателен интерьер средней полосы в различные времена года и т. п.

В комнате сказки нужно поместить громадное зеркало, которое разрешит детям видеть себя в разные моменты театрализованных игр. Оно возможно нужным и для создания у детей элементарных математических представлений: счет отражений в зеркале (какое количество нас), счет пальцев, глядя в зеркало, определение величины предметов, роста детей по отражению в зеркале, проигрывание перед зеркалом разных состояний, настроений, соотносящихся с разными представлениями о частях дней, временах года и т. п.

На одной из стенку помещения нужно оформить панно, на котором располагать работы детей, выполненные по сюжетам сказок. В содержание таких работ направляться включать элементы, каковые разрешают детям приобретать и математические знания. К примеру, на картине, выполненной по сказке Е. Шабад «Лесенка», изображены персонажи сказки, сидящие на лесенке из шести ступеней. Дети смогут посчитать количество ступеней, количество храбрецов и т. п. Эти работы значительно чаще выполняются коллективно преподавателями-дефектологами, воспитанниками и воспитателями различных групп и иногда изменяются. Среди работ должны быть и такие, где изображены ситуации сказок, каковые дети проигрывают на данный момент. В конце либо в начале занятия дети разглядывают панно, обсуждают с педагогом картинки, сравнивают их элементы по величине, форме, количеству. На таких панно достаточно наглядно смогут быть отражены пространственно-временные представления. К примеру, в картинках по сказкам В. Сутеева «Под грибом», «Кто сообщил «Мяу»?», С. Маршака «Негромкая сказка» и т. д.

В комнате сказки нет привычных детских столов и стульев. В зависимости от обстановки дети садятся на личные коврики, каковые при необходимости употребляются как подушки, либо за громадный стол с угловым диванчиком, на мягкие модули и т. п. Это разрешает детям ориентироваться в пространстве, осваивать его в разных плоскостях, содействует преодолению стереотипа поведения детей с интеллектуальной недостаточностью. Отечественный обширный практический стаж работы в помещении сказки продемонстрировал, что дети скоро привыкают к перемещениям на протяжении занятий, к смене позы и места действия. В естественной игровой обстановке они адекватно знают разные словесные просьбы, которые связаны с пространственными ориентировками, количественными и величинными представлениями и т. п. Оптимальная организация поведения детей в ходе разных игр, и в первую очередь игр с математическим содержанием, содействует самоё целостному формированию математических представлений.

В комнате сказки непременно должны находиться так именуемые астрономические знаки: солнце, луна, звезды. Это смогут быть светильники, контурные изображения либо игрушки-самоделки. К примеру, солнце — это круг желтого либо красного цвета (с кармашком для руки с противоположной стороны), к которому прикрепляются большие прищепки, изображающие лучики, туча — овал светло синий либо темно-серого цвета, к которому с нижней стороны прикрепляются дождик-прищепки, звездочки — к ним прикрепляются лучики-прищепки различной величины. В комнате находятся образные игрушки, изображающие серые объекты: зайчики и реальные белые (громадной и мелкий), разновеликие ежи, птички, медведь, лиса, волк и т. п. Они употребляются в соответствии с содержанием сказки. Игрушки подбираются так, дабы их отличительные показатели соответствовали отличительным показателям настоящих животных, что разрешает организовать у детей представления об безотносительной и относительной величине, адекватные представления о величине, нужные в будущем для транзитивности величины и понимания относительности. В комнате сказки устанавливаются модели деревьев различной величины, что кроме этого содействует формированию представлений о величине, расширению словаря детей, предоставляя возможность на объемном материале определять величину (большой/низкий, толстый/узкий и т. п.).

В зависимости от материальных возможностей дошкольного учреждения, в помещении сказки нужно установить разные музыкальные инструменты (пианино, металлофон, синтезатор, гитару и др.), и телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр. Рекомендуется купить аудиозаписи и видеозаписи сказок, разной музыки, театральных шумов. Это кроме этого возможно использовано для создания элементарных математических представлений, к примеру, временных. Так, просматривая мультфильм по сказке «Варежка», дети знакомятся с показателями зимы, мультфильм «Умка» дает им представление об изюминках судьбы животных на севере и т. п.

Для театрализованных игр изготавливаются разные костюмы либо их подробности, каковые не должны быть сложными, дабы дети имели возможность их скоро и легко надевать и снимать, не отвлекаясь от игры. Для игр с математическим содержанием возможно применять разные костюмы, каковые используются во всех других играх, а возможно изготовить особые костюмы. К примеру, для игры «Дни семь дней», в ходе которой формируются представления о последовательности дней семь дней в соотнесении их с цифрами и порядковыми числительными, возможно предложить детям пелеринки голубого цвета (рабочие дни семь дней) и красного (выходные дни). Наискосок через плечо детям надеваются прозрачные сумочки, в кармашки которых вкладываются цифры либо знаки — картины с соответствующим дню семь дней числом кружков. Для игры «Времена года», направленной на формирование представлений о ритме времен года, о показателях каждого времени года, употребляются пелеринки четырех цветов: белого с аппликацией, к примеру светло синий снежинки, зеленого с аппликацией (белый подснежник), красного с аппликацией (броский цветок, контрастного цвета), желтого с аппликацией (красные ягоды рябины либо гриб-боровик).

Для театрализованных игр употребляются разные куклы бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Чтобы разыгрывать сказку либо какую-то обстановку на плоскости, изготавливается ковролинограф либо фланелеграф. Он должен быть громадного размера, дабы на нем возможно было вольно манипулировать плоскостными фигурками. Целый данный материал возможно применен и для создания элементарных математических представлений на протяжении театрализованных игр. К примеру, дети сравнивают режиссерские игрушки по размеру, форме и т. п. Дети смогут вычислять количество разноименных и однообразных игрушек и т. п.

Для разных игровых обстановок подбирается природный материал (шишки, каштаны, желуди, орехи т. п.), из бумаги и клеенки вырезаются листья и т. п. Данный материал употребляется и для создания математических представлений, дети смогут его вычислять, располагать в пространстве, сравнивать по форме и величине.

Для создания экологических представлений в ДОУ оформляется помещение экологии. В ней моделируются разные обстановки, отражающие процессы жизнедеятельности растительного и животного мира. Тут дети совместно со взрослыми выполняют опыты, каковые доступны для их восприятия. Самый целесообразна такая помещение для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития. В экологической комнате устанавливается аквариум, размещаются живой уголок, комнатные растения, устройства для опытов и наблюдения, природный материал (шишки, желуди, каштаны, орехи и т. п.). Все это может применяеться и в формировании величинных, количественных, временных представлений у детей-дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Игры с природным материалом и водой смогут проводиться в намерено оборудованной игровой комнате, оснащенной разным материалом: песком, водой, бросовым материалом, бумагой и тканью. В таковой комнате устанавливаются влагонепроницаемые древесные (пластмассовые) коробки для трех-четырех человек (средний размер 60 х 80×10 см); многоцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы разных размеров (громадные, средние, мелкие). Для таких игр нужен чистый просеянный песок. В комнате устанавливается особый стол с углублениями для поддонов, в каковые по мере необходимости, в соответствии с задачами и целями сенсорного развития детей наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы. В комнате находятся сервировочный стол, пластмассовые стеллажи-этажерки с двумя-тремя полками и т. п. Тут же находятся прозрачные емкости либо емкости с дешёвой пониманию детей маркировкой, в которых хранится разный природный и бросовый материалы (манка, песок, фасоль, рис, скорлупа орехов, яиц и т. п.). В данной комнате сохраняются и натуральные предметы домашнего обихода: многоцветные пластмассовые, древесные, железные кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров, и формочки для песка (с изображением цифр, овощей, фруктов, фигур и др.). Все это разложено на особых стеллажах. Тут же находятся штампы (цифры, фигуры , разные картины) и штемпельная подушка. В намерено отведенном месте лежат совочки, ведра, флажки, цветы и т. п. В данной комнате возможно установить емкость (по типу аквариума), рядом разместить сачки (громадной, средний, мелкий), сита разных размеров (громадное, среднее, мелкое), ковшики (глубочайший, небольшой, большой, средний, мелкий), лейки, прозрачные и непрозрачные пластмассовые пузырьки, банки, чашки, игрушечные удочки с магнитами, небольшие пластмассовые игрушки с магнитами (рыбки, шарики, лягушки и т. п.). В коробках — шишки, желуди, ракушки, каштаны, камешки разной величины, пуговицы, различные по размеру (большие, средние) и цвету, формочки для теста (круглые, квадратные, треугольные) различной величины (громадные, мелкие, небольшие, глубокие) и т. п.

Дидактический материал для создания элементарных математических представлений хранится в игровой помещении в особых шкафах. Это смогут быть разные дидактические игрушки: матрешки, ‘чашечки-вкладыши, пирамидки, мозаика и т. п. По мере ознакомления с этим материалом он предлагается детям для независимых игр.

В групповой комнате находятся дидактические игры, в каковые дети играются на разных стадиях обучения: «Цветные шары», «Цветные кубики», «форма и Цвет», «Шарики и воротики», «Прекрасный мешочек», «цветы и Бабочки», «божьи коровки и Листья», «Домино» (разные варианты на соотнесение по форме, цвету, количеству и величине), «Раз, два, три — сосчитай», «Помоги Оле», «Матрешки», «Где чей домик?», «Коробка форм», «На что похожа эта фигура?», «Времена года», «Изо дня в сутки», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюинзенера», «Колумбово яйцо» и другие.

Тут же находятся разнообразные мягкие модули, к примеру, громадная пирамида (высотой 1 м), «Дорожка», «Черепеха со съемными модулями» и другие.

Все эти материалы выставляются для игр по мере того, как дети овладевают теми либо иными математическими представлениями. На каждом этапе обучения детям с проблемами в интеллектуальном развитии предлагаются лишь те игры, каковые дешёвы им исходя из психофизических изюминок развития. Отдельные игры смогут быть использованы во сотрудничестве ребенка со взрослым, в случае, если это нужно для ответа задач его личного развития.

В кабинете преподавателя-дефектолога кроме этого имеется дидактический материал, что предлагается детям в ходе групповых и личных занятий, и возможно предложен для игр, проводимых совместно с воспитателем. Это счетные полосы, небольшой счетный материал (грибы, елки, разные овощи, фрукты, кубики, шарики, образные игрушки), комплекты цифр от 1 до 10, комплекты полос, разных по длине, комплекты полосок и лент, различных по ширине, объемные и плоскостные модели домов различной величины, объемные и плоскостные модели елок различной величины, картины с изображением времен года, картины с изображением частей дней, карточки с изображением разного количества предметов, комплекты фигур , палочки разной величины, муляжи овощей и фруктов натурального размера, выполненные из пластмассы, папье-маше и т. п., корзинки разной величины, обручи двух размеров различного цвета, мячи различного размера и цвета (громадные, средние и мелкие, легкие и тяжелые), гирлянды, бусы из форм различной величины и цвета (в различном сочетании: одной формы, однообразного размера, но различного цвета, две формы различного размера и одного цвета и т. п.), коробки-вкладыши различных размеров, бочки-вкладыши, ящики и коробки с соответствующими вкладышами и отверстиями различной геометрической формы, игрушки со съемными подробностями, прищепки и база для них (контур елки, круг-солнце, база для туловища бабочки, корзинка и др.), разные дидактические игры.

Так, демонстрационный и раздаточный материал, применяемый в ходе формирования элементарных математических представлений, должен быть разнообразным, подбираться с учетом изюминок восприятия детей с проблемами в интеллектуальном развитии и отвечать следующим требованиям:

§ предметы, плоскостные и объемные модели должны быть привычны детям, понятны, привлекательны, приводить к интересу и желание играться с ними;

§ образные игрушки, разные их модели должны быть реалистичны, другими словами соответствовать настоящим объектам, что особенно принципиально важно в работе с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии, поскольку представления о настоящих объектах у данной категории детей смогут отсутствовать, быть неадекватными либо неполными;

§ все предлагаемые пособия и игрушки должны быть эстетичными, аккуратными и надёжными для детей.

Тропинки: практика организации предметно-развивающей среды в детских садах


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: