Сравнения в условиях различных образовательных программ

Анализ программ и учебников, совершённый Н.Ф. Талызиной, говорит о том, что воздействие сравнения нужно обучающимся уже в первом классе. Вместе с тем в случае, если его не сделать предметом особого усвоения, то оно выясняется не усвоенным большинством школьников до конца учебного года. Оказалось, что многие дети не знают, что означает сравнить. Одни от ответа, а другие говорят, что сравнить — это «заявить, что больше, а что меньше». Лишь маленький процент обучающихся знают суть этого действия верно. Громаднейшие трудности дети испытывают при выделении основания для сравнения предметов. Они довольно часто ориентируются не на неспециализированный для сравниваемых объектов показатель (цвет, форма, протяженность и т. д.), а на конкретные количественные и качественные показатели этого показателя. Поэтому одни ученики уверены в том, что сравнивать, к примеру, по цвету возможно лишь предметы, имеющие одинаковый цвет, но с различной мерой его выраженности («более красный», «менее красный»). Другие, напротив, считают, что сравнивать предметы по цвету возможно лишь тогда, в то время, когда цвет у них различный. Это указывает, что обучающиеся еще не поймут цвет как неспециализированную чёрта предметов, а мыслят только на уровне конкретных разновидностей цвета. С этим нужно принимать во внимание и понемногу учить детей видеть у разноокрашенных предметов, имеющих различную форму и т.д., неспециализированное свойство — наличие цвета, формы и т.д. Затевать работу по формированию приема сравнения нужно с выделения содержания этого приема, т. е. с выделения слагающих его действий. В случае, если этого не сделать, то у большинства школьников он останется на житейском уровне: без осознания содержания этого приема и без умения произвольно и обоснованно применять его как полноценное познавательное средство .

Как отмечает М. Иванцив, такими умениями, как выделение особенностей предметов, установление неспециализированных и отличительных особенностей предметов, обучающиеся начальных классов обладают отлично. Но они не знают, что эти умения являются составной частью сравнения, которой нужно пользоваться на протяжении изучения нового материала. Помимо этого, дети не обладают всем комплектом умений, входящихв состав данного логического приема. Исходя из этого задача преподавателя – организовать у учеников раздельно каждое умение, входящее в состав сравнения; ознакомить с последовательностью их применения.[]

Как и любой приём умственной деятельности, сравнение имеет собственный предмет, преследует определённую цель и предполагает собственные пути реализации в ходе обучения. Дидактическую сущность приёма сравнения самый полно раскрыл в собственных трудах В.Ф. Паламарчук (.[33, с. 82] курсовая)

При сравнении нужно постоянно соблюдать следующие логико-дидактические требования к объектам сравнения:

1. Сравнивать возможно лишь однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу.

2. Общее в объектах сравнения возможно устанавливать только в том случае, если их что-то отличает друг друга, а устанавливать отличие между ними возможно лишь при наличии у них определённого сходства.

3. Несложные объекты, факты сравнивать легче, чем качества, показатели, процессы либо категории. Исходя из этого объекты сравнения нужно усложнять понемногу. Учить сравнению лучше начать с двух объектов, а после этого понемногу увеличивать их число. При сравнении же сложных объектов нужно вводить третий, более контрастный объект, активнее применять сочетание словесных и наглядных способов.

Сравнивая, обучающиеся должны четко осознавать, с какой целью это делается. На уроке цели сравнения довольно часто именует сам преподаватель; наряду с этим нужно стремиться привести к интересу школьников к овладению данным приемом мышления.

Предметом сравнения смогут быть объекты окружающей действительности, понятия, показатели, результаты опытов, их доказательства и теоремы, структуры задач и способы их решения, операционный состав методов разных действий, методы учебной работы, и факты, процессы, этапы работы. На уроках обучающимся предлагают сравнить: выражения, структуры разных задач, умножения и алгоритмы сложения.

С позиций операции сравнения все объекты делятся на сравнимые и несравнимые. Сравниваемыми именуются объекты, имеющие какой – или неспециализированный показатель. Не сравниваемыми именуются объекты, каковые нереально сравнить ни по количеству, ни по содержанию. направляться выделить относительность этих определений: строго говоря, по большому счету не сравниваемых объектов нет, в любой момент возможно отыскать какой-нибудь параметр либо показатель, по которому возможно сравнить кажущиеся несравнимыми объекты. Ясно, что эти показатели либо параметры в этом случае будут несущественными. И, в случае, если мы будем сравнивать объекты по каким-нибудь несущественным показателям, ничего хорошего от для того чтобы сравнения взять не удастся. Одинаковые объекты смогут иметь сходство, если они рассматриваются с одних позиций, и смогут различаться, в случае, если поменять «точку отсчёта». В практике обучения преподавателя время от времени ограничиваются обнаружением только неспециализированных линия сравниваемых объектов, подчёркивая подобие одного второму, и редко стимулируют обучающихся к параллельному поиску отличительных, противоположных показателей, линия и границ, что, снижает роль сравнения в ходе познавания и в развитии мышления школьников.

направляться кроме этого выделить, что сравнение может идти как по качественным чертям того либо иного свойства (к примеру, цвету, форме), так и по количественным чертям: больше — меньше, дольше — меньше, выше — ниже и т. д.

При количественном сравнении нужно наличие единого примера (меры), благодаря которой и производится сравнение. Это крайне важно выделить, поскольку обучающиеся часто в средних а также старших классах это требование не учитывают: сравнивают, к примеру, дроби без приведения к неспециализированному знаменателю; подобную неточность школьники допускают и при работе с метрической совокупностью мер. (

Сравнение в любой момент целенаправленно, осуществляется под определённым углом зрения. Цели сравнения в учебном ходе многообразны: систематизация и обобщение знаний, выделение в них главного, значительного, поиск неспециализированных показателей при формировании понятий; поиск аналогий в учебном материале; поиск закономерностей индуктивным путём; выдвижение догадок; установление межпредметных связей в учебном материале и в методах его изучения; предотвращение неточностей по аналогии и выдвижение правдоподобных догадок по аналогии; построение совокупности аналогов данного объекта; избежание подмены значительных особенностей понятия несущественными особенностями; выделение значительного и несущественного в условии задачи, обобщение её структуры и осознание границ вариации её условия в данного типа задач. []

Применение определённого вида сравнения зависит от цели урока, особенности материала, уровня сформированности у обучающихся данного приёма. На этапах осмысления и восприятия материала целесообразно частичное сравнение, при систематизации и общении – полное.

Но какой должна быть последовательность сравнения, т.е. что необходимо устанавливать сперва: сходство либо различие между сравниваемыми объектами? Ответ на данный вопрос мы находим в психологии сравнения. При сравнении, как показывал ещё И. М. Сеченов, человек сперва сопоставляет объекты, как бы накладывает их один на другой «подобно тому, как в геометрии ученик накладывает фигуры треугольников, дабы доказать их равенство». (.)

С целью разделения объектов преподаватель ставит вопросы либо задачи на установление отличия. С целью обобщения материала предлагаются задания на сопоставление объектов (нахождение неспециализированного). Сущность частичного сравнения в установлении лишь сходного либо лишь отличительного. В случае, если в объектах находят показатели сходства, то это – сопоставление, в случае, если ищут отличие – это противопоставление. Происходит установление лишь неспециализированного, сходного свойства (сопоставление) либо лишь неспециализированного, отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью. Частичное сравнение происходит по следующей операционной схеме: 1) установление цели сравнения; 2) выделение основания для сравнения (одного из неспециализированных особенностей); 3) отбор лишь неспециализированных (хороших, сходных) особенностей в объектах по этому основанию; 4) вывод. Частичное сравнение действенно на этапах осмысления и восприятия знаний, разрешает глубже понять особое в изучаемом материале, осознать его сообщение с ранее усвоенными знаниями. Особенно принципиально важно различать свойства сходных понятий, дабы не допустить неточности при их применении.

Полное сравнение требует отличия и установления сходства. Полное сравнение действенно на систематизации и этапах обобщения. Полное сравнение – это установление значительного неспециализированного (сопоставление) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах с определенной целью. Операционная схема полного сравнения следующая: 1) установление цели сравнения; 2) выделение основания для сравнения; 3) отбор лишь неспециализированных (хороших, сходных) особенностей в объектах по этому основанию; 4) вывод. Н.Ф. Талызина предлагает собственную операциональную схему процесса сравнения: 1) выделение показателей у объектов; 2) установление неспециализированных показателей; 3) выделение основания для сравнения (одного из значительных показателей); 4) сопоставление объектов по этому основанию (Но лишь противопоставление, подчеркивающее особенность одного предмета в отличие от другого, согласно точки зрения Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской, не имеет возможности обеспечить объединение в группу предметов, имеющих сходные черты. Исходя из этого при сравнении, проводимом с целью обобщения, противопоставление не может быть отделено от сопоставления])

В учебном ходе в интеллектуальной деятельности ученика сопоставление и противопоставление как формы сравнения обычно выполняются в единстве и являются средством синтеза и анализа изучаемых понятий, фактов, предметов. Но в ходе обучения эти мыслительные операции значительно чаще осуществляются последовательно.

Так же выделяют комплексное сравнение как противопоставление и сопоставление разных объектов либо их элементарных частей по разнородным основаниям. Операционная схема следующая: 1) установить цель сравнения; 2) выделение оснований для сравнения; 3) сопоставление (противопоставление) объектов по выбранным основаниям; 4) вывод.

Сравнения различаются не только по степени полноты, но и по методам их осуществления. Они смогут быть параллельными, последовательными и отсроченными. Параллельными будут сравнения синхронно изучаемого материала, взаимосвязанных понятий, теорем, задач, при изложении материала укрупненными блоками. Последовательным есть сравнение фактов, явлений, качеств, процессов, каковые изучаются хронологически, одно за вторым. Отсроченным есть сравнение объектов, каковые изучались на различных уроках, существенно удалённых друг от друга по времени. Самый распространённым есть последовательное сравнение. Отсроченное сравнение чаще употребляется при тематическом и итоговом повторении материала.

Процесс формирования у обучающихся умений пользоваться приёмом сравнения, как и другие подобные процессы, имеет собственную определённую этапность. Так, по окончании первого этапа – накопления опыта сравнения – нужно узнать уровень сформированности умения пользования этим приёмом, для чего преподаватель, проводя контрольную работу, обязан включать в неё и вопрос на сравнение. Причем никаких указаний, замысла, правил преподаватель не должен давать. Анализ работ обучающихся направляться проводить по совокупности показателей, характерных для данного приёма: указана ли цель сравнения, сколько сходства и признаков отличия установлено, сделан ли вывод из сравнения. При анализе принципиально важно учитывать и темперамент показателей: тождественные, неспециализированные, конкретно-обобщенные, балластные. Определение характера и полноты сравнения установленных показателей позволяет распределить работы по таким уровням:

1) работы тех обучающихся, каковые могут только рядоположенно обрисовывать объекты, не сопоставляя их;

2) работы тех, у кого имеется описание по совокупности показателей (сперва изложены мысли об одном объекте в целом, позже о втором и т. д.);

3) работы с неполными сравнениями, в то время, когда ученики показывают или сходство, или отличие, но не по всем нужным показателям, каковые у них носят обычно внешний, несущественный темперамент;

4) работы с полными сравнениями, в то время, когда обучающиеся выполняют их по совокупности значительных сходства и признаков отличия с указанием вывода и цели;

5) работы, в которых обучающиеся переносят умение сравнивать с данного учебного предмета на другие, в то время, когда сравнение делается обобщенным приемом умственной деятельности. Этот уровень есть высшим.

Умение сравнивать зависит от последовательности факторов, в частности от уровня развития обучающихся, сложности сравниваемых объектов, характера дидактического задания. Между умением сознавать отличие и сходство существуют достаточно тесная сообщение. Но при стихийном формировании приёмов и методов работы кроме того старшеклассники не могут сознательно сравнивать по показателям отличия и сходства, сто показывает на недостаточную гибкость, разносторонность их мышления.

Узнав уровень сформированности умения сравнивать, нужно приступать к следующему этапу – этапу мотивации, созданию воздуха заинтересованности получающих образование овладении рациональными приёмами умственного труда. Преподаватель детально разбирает каждую работу по главным структурным компонентам сравнения, а на следующем уроке создаёт детальный разбор недостатков и достоинств.

Четвертый этап формирования умений использовать прием сравнения – осмысление правил и сути приёма его реализации. Сущность приема разъясняется получающими образование виде краткого определения. После этого в ходе беседы либо инструктажа вводится правило-ориентир пользования данным приемом. Оно приблизительно таково:

1. Установи цель сравнения.

2. Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, каковые будешь сравнивать.

3. Выдели главные показатели, по которым будешь сравнивать.

4. Отыщи отличие и (либо) сходство.

5. Сделай вывод из сравнения.

При изучении разных учебных предметов это правило может детализироваться. На этом этапе громадное внимание уделяется последовательности действий при сравнении.

Пятый этап формирования – использование приема сравнения в классной и домашней работе, в письменных работах и устных ответах, во взаимоотношениях, при ответе познавательных задач и исполнение заданий на сравнение.

Познавательная самостоятельность обучающихся улучшается при постановке логического задания перед изложением, которое требует сравнения. Таковой вид работы развивает самостоятельность ума школьников, формирует умение выделять основное, перераспределять внимание. Такая работа облегчается предложенным преподавателем замыслом сравнения, что оказывает помощь ученикам в работе по книжке и в эвристической беседе, разрешающей более удачно вырабатывать умение использовать этот прием в самом ходе изучения нового материала, корректировать сравнения обучающихся.

не меньше ответственным дидактическим приемом в формировании умения сравнивать есть составление сравнительных таблиц, схем, графиков. Нужным дидактическим приемом есть коллективное и независимое составление аналогичных схем, помогающих конкретизировать сравнение, объединяющих чувственные и рациональные компоненты учебного познания.

Умение самостоятельно решать познавательные задачи говорит о том, что знания обучающихся стали управлением к действию, сто они усвоены на творческом, действенном уровне. Это умение складывается понемногу, поэтапно: от примера, что дает преподаватель, через коллективное ответ задач к независимому, личному ответу. В случае, если же ученики не освоили исходных операций (анализ, выделение значительных показателей, классификация), то проводится пара пропепедевтических упражнений.

задачи и Познавательные задания на сравнение удачно решаются, в то время, когда они соответствуют характеру учебного материала, охватывают основное в нём, а не отвлекают на частности. Задача либо задание, сформулированные нестандартно, проблемно, приводят к интересу, будят внимание и включают механизм творческого мышления. Многие исследователи справедливо подчёркивают, что введение в совокупность работы школы познавательных задач и заданий разрешают вырабатывать у детей творческие свойства в активной деятельности, т. е. вырабатывать опыт творчества, что иным путём купить нереально. Каждая задача либо задание для собственного решения требует применения определённого приёма умственной деятельности либо совокупности этих приёмов, развивающих эти способности школьников.

К обычным дидактическим обстановкам, диктующим постановку задач и заданий на сравнение, возможно отнести следующие:

Сравнение с целью обнаружения неспециализированного в явлениях, процессах.

Сравнение с целью обнаружения особого, отличительного.

Полное сравнение: установление как сходства, так и отличия.

Сравнение с целью обнаружения главного, главного в явлениях, событиях, процессах.

Сравнение, имеющее целью узнать отношение обучающихся к объектам, дать оценку.

Сравнение, в ходе которого обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи между явлениями.

Сравнение с целью прогнозирования.

Сравнение, в ходе которого обучающиеся конкретизируют знания и общие представления об объекте.

Перечисленные задачи на сравнение показывают взаимодействие и единство в учебной познавательной деятельности всех главных приёмов работы: выделение главного тесно связанно со обобщением и сравнением, обобщение и сравнение – с конкретизацией и доказательством.

Познавательные задачи на сравнение смогут быть так называемых открытых и закрытых неприятностей. Открытая неприятность характеризуется тем, что ученик не имеет возможности решить её, только мобилизовав собственный прошлый опыт: ему нужны какие-то знания (новые методы действия). Создается проблемная обстановка для поиска новых знаний. «Закрытая» неприятность характеризуется в том месте, сто для собственного решения она требует применения взятых знаний, навыков и умений. Выбор типа неприятности зависит от дидактической цели урока. Усвоение нового материала строится на открытых проблемах, использование взятых знаний опирается в большинстве собственном на закрытии. Формулировка задания (задачи) на сравнение определяет и степень независимого поиска, и степень его сложности. Краткая формулировка «Сравните…» усложняет задание, расчлененная – «Сравните… Укажите сходство… В чем отличие? Какова прогрессивность каждого из явлений?» – облегчает познавательный поиск.

Последним этапом формирования умений использовать прием сравнения есть перенос этих умений с одного предмета на другой и на внеучебную деятельность. В случае, если обучающиеся, обучились пользоваться приемом сравнения на уроках, к примеру, математики, без особенного труда используют на уроках русского чтении и в других условиях, значит, поставленная преподавателем цель достигнута].

Так, сравнение связанно в учебном познании со всеми главными приемами умственной деятельности, в особенности с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с выделения и анализа главного; в случае, если обучающиеся овладели умением выделять основное, прием сравнения формируется существенно стремительнее и на более большом уровне. Организованный прием сравнения разрешает приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; помимо этого, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к ветхим знаниям, для которой совершается сравнение. Кто может сравнивать, тот легко овладеет приемами доказательства и аналогии. Использование приема сравнения содействует достижению хороших результатов в развитии и обучении, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, уровня и возраста развития школьников.

И.К. Журавлев, И.С. Якиманская отмечают процессуальный темперамент приемов умственной деятельности на протяжении формирования знаний обучающихся. Так, И.К. Журавлев показывает на то, что «учебный предмет представляет собой некую целостность, включающую два блока: главной – в нем представлено содержание, подлежащее усвоению, и блок, условно названный процессуальным, в нем находятся для усвоения содержания, воспитания и развития школьников

Главными показателями усвоения приемов умственной деятельности, согласно точки зрения Б.П. Есипова и Е.Н. Кабановой-Меллер, помогает умение обучающихся осмыслить содержание действий приема и самостоятельно применить его в ходе ответа новых разнообразных задач. Серьёзным кроме этого есть положение о том, что обобщение приёмов и действий имеется условием их широкого переноса.

Процесс формирования у обучающихся умений пользоваться приёмом сравнения, как и другие подобные процессы, имеет собственную определённую этапность. Так, по окончании первого этапа – накопления опыта сравнения – нужно узнать уровень сформированности умения пользования этим приёмом, для чего преподаватель, проводя контрольную работу, обязан включать в неё и вопрос на сравнение. Причем никаких указаний, замысла, правил преподаватель не должен давать. Анализ работ обучающихся направляться проводить по совокупности показателей, характерных для данного приёма: указана ли цель сравнения, сколько сходства и признаков отличия установлено, сделан ли вывод из сравнения. При анализе принципиально важно учитывать и темперамент показателей: тождественные, неспециализированные, конкретно-обобщенные, балластные. Определение характера и полноты сравнения установленных показателей позволяет распределить работы по таким уровням:

1) работы тех обучающихся, каковые могут только рядоположенно обрисовывать объекты, не сопоставляя их;

2) работы тех, у кого имеется описание по совокупности показателей (сперва изложены мысли об одном объекте в целом, позже о втором и т. д.);

3) работы с неполными сравнениями, в то время, когда ученики показывают или сходство, или отличие, но не по всем нужным показателям, каковые у них носят обычно внешний, несущественный темперамент;

4) работы с полными сравнениями, в то время, когда обучающиеся выполняют их по совокупности значительных сходства и признаков отличия с указанием вывода и цели;

5) работы, в которых обучающиеся переносят умение сравнивать с данного учебного предмета на другие, в то время, когда сравнение делается обобщенным приемом умственной деятельности. Этот уровень есть высшим.

Умение сравнивать зависит от последовательности факторов, в частности от уровня развития обучающихся, сложности сравниваемых объектов, характера дидактического задания. Между умением сознавать отличие и сходство существуют достаточно тесная сообщение. Но при стихийном формировании приёмов и методов работы кроме того старшеклассники не могут сознательно сравнивать по показателям отличия и сходства, сто показывает на недостаточную гибкость, разносторонность их мышления.

Узнав уровень сформированности умения сравнивать, нужно приступать к следующему этапу – этапу мотивации, созданию воздуха заинтересованности получающих образование овладении рациональными приёмами умственного труда. Преподаватель детально разбирает каждую работу по главным структурным компонентам сравнения, а на следующем уроке создаёт детальный разбор недостатков и достоинств.

Четвертый этап формирования умений использовать прием сравнения – осмысление правил и сути приёма его реализации. Сущность приема разъясняется получающими образование виде краткого определения. После этого в ходе беседы либо инструктажа вводится правило-ориентир пользования данным приемом. Оно приблизительно таково:

1. Установи цель сравнения.

2. Проверь, знаешь ли ты материал про объекты, каковые будешь сравнивать.

3. Выдели главные показатели, по которым будешь сравнивать.

4. Отыщи отличие и (либо) сходство.

5. Сделай вывод из сравнения.

При изучении разных учебных предметов это правило может детализироваться. На этом этапе громадное внимание уделяется последовательности действий при сравнении.

Пятый этап формирования – использование приема сравнения в классной и домашней работе, в письменных работах и устных ответах, во взаимоотношениях, при ответе познавательных задач и исполнение заданий на сравнение.

Познавательная самостоятельность обучающихся улучшается при постановке логического задания перед изложением, которое требует сравнения. Таковой вид работы развивает самостоятельность ума школьников, формирует умение выделять основное, перераспределять внимание. Такая работа облегчается предложенным преподавателем замыслом сравнения, что оказывает помощь ученикам в работе по книжке и в эвристической беседе, разрешающей более удачно вырабатывать умение использовать этот прием в самом ходе изучения нового материала, корректировать сравнения обучающихся.

не меньше ответственным дидактическим приемом в формировании умения сравнивать есть составление сравнительных таблиц, схем, графиков. Нужным дидактическим приемом есть коллективное и независимое составление аналогичных схем, помогающих конкретизировать сравнение, объединяющих чувственные и рациональные компоненты учебного познания.

Умение самостоятельно решать познавательные задачи говорит о том, что знания обучающихся стали управлением к действию, сто они усвоены на творческом, действенном уровне. Это умение складывается понемногу, поэтапно: от примера, что дает преподаватель, через коллективное ответ задач к независимому, личному ответу. В случае, если же ученики не освоили исходных операций (анализ, выделение значительных показателей, классификация), то проводится пара пропепедевтических упражнений.

задачи и Познавательные задания на сравнение удачно решаются, в то время, когда они соответствуют характеру учебного материала, охватывают основное в нём, а не отвлекают на частности. Задача либо задание, сформулированные нестандартно, проблемно, приводят к интересу, будят внимание и включают механизм творческого мышления. Многие исследователи справедливо подчёркивают, что введение в совокупность работы школы познавательных задач и заданий разрешают вырабатывать у детей творческие свойства в активной деятельности, т. е. вырабатывать опыт творчества, что иным путём купить нереально. Каждая задача либо задание для собственного решения требует применения определённого приёма умственной деятельности либо совокупности этих приёмов, развивающих эти способности школьников.

К обычным дидактическим обстановкам, диктующим постановку задач и заданий на сравнение, возможно отнести следующие:

Сравнение с целью обнаружения неспециализированного в явлениях, процессах.

Сравнение с целью обнаружения особого, отличительного.

Полное сравнение: установление как сходства, так и отличия.

Сравнение с целью обнаружения главного, главного в явлениях, событиях, процессах.

Сравнение, имеющее целью узнать отношение обучающихся к объектам, дать оценку.

Сравнение, в ходе которого обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи между явлениями.

Сравнение с целью прогнозирования.

Сравнение, в ходе которого обучающиеся конкретизируют знания и общие представления об объекте.

Перечисленные задачи на сравнение показывают взаимодействие и единство в учебной познавательной деятельности всех главных приёмов работы: выделение главного тесно связанно со обобщением и сравнением, обобщение и сравнение – с конкретизацией и доказательством.

Познавательные задачи на сравнение смогут быть так называемых открытых и закрытых неприятностей. Открытая неприятность характеризуется тем, что ученик не имеет возможности решить её, только мобилизовав собственный прошлый опыт: ему нужны какие-то знания (новые методы действия). Создается проблемная обстановка для поиска новых знаний. «Закрытая» неприятность характеризуется в том месте, сто для собственного решения она требует применения взятых знаний, навыков и умений. Выбор типа неприятности зависит от дидактической цели урока. Усвоение нового материала строится на открытых проблемах, использование взятых знаний опирается в большинстве собственном на закрытии. Формулировка задания (задачи) на сравнение определяет и степень независимого поиска, и степень его сложности. Краткая формулировка «Сравните…» усложняет задание, расчлененная – «Сравните… Укажите сходство… В чем отличие? Какова прогрессивность каждого из явлений?» – облегчает познавательный поиск.

Последним этапом формирования умений использовать прием сравнения есть перенос этих умений с одного предмета на другой и на внеучебную деятельность. В случае, если обучающиеся, обучились пользоваться приемом сравнения на уроках, к примеру, математики, без особенного труда используют на уроках русского чтении и в других условиях, значит, поставленная преподавателем цель достигнута 33,.

Так, сравнение связанно в учебном познании со всеми главными приемами умственной деятельности, в особенности с выделением главного и обобщенного. Сравнение начинается с выделения и анализа главного; в случае, если обучающиеся овладели умением выделять основное, прием сравнения формируется существенно стремительнее и на более большом уровне. Организованный прием сравнения разрешает приступить к целенаправленному формированию умения обобщать; помимо этого, любое сравнение должно заканчиваться обобщением, т. е. той добавкой к ветхим знаниям, для которой совершается сравнение. Кто может сравнивать, тот легко овладеет приемами доказательства и аналогии. Использование приема сравнения содействует достижению хороших результатов в развитии и обучении, если оно вводится целенаправленно, осознанно, с учетом характера материала, сравниваемых объектов, уровня и возраста развития школьников.

10 Укусов Насекомых, Которые Нужно уметь Распознавать


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: