Специфика использования метода беседы в педагогической психологии.

Беседа есть способом сбора информации на базе словесной коммуникации. Беседа-способ полученияинформации на базе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы. Беседаможет быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагаетстандартизированную регистрацию ответов и постановку вопросов на них, что разрешает быстрогруппировать и разбирать взятую данные. Неформализованная беседа проводится по нежестко стандартизированным вопросам, что позволяет последовательности.В практике психолого-педагогических изучений выработаны определенные правила примененияметода беседы:? разговаривать лишь по вопросам, конкретно связанным с исследуемой проблемой;?формулировать вопросы четко и светло, учитывая степень компетентности в них собеседника;? подбирать иставить вопросы в понятной форме, побуждающей опрощеных давать на них развернутые ответы;?

избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;? вестибеседу так, дабы собеседник видел в исследователе не начальника, а товарища, проявляющегонеподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;? не проводить беседу второпях, в возбужденномсостоянии;? выбирать время проведения и такое место беседы, дабы никто не мешал ее ходу,поддерживать доброжелательный настрой.

Способ беседы может дать полезные результаты при таких условиях:1) четкое определение исследователемцели беседы;2) четкое планирование совокупности вопросов;3) совокупность вопросов должно соответствоватьвозрастным и личным изюминкам обследуемых, быть динамичной, т.е. содержаниеследующего вопрос обязан зависеть от содержания ответа на прошлый т.д.;4) беседа обязана бытьнепринужденной, доброжелательной.

классификации бесед . Вводная (подготовительная) беседа проводится в большинстве случаев перед началом учебнойработы. Беседа-сообщение (объяснительная) не редкость: катехизической (вопросно-ответной, не допускающейвозражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, нодопускающей возражения и сомнения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующейсобственных ответов на поставленные преподавателем вопросы). Каждая беседа формирует интерес к знаниям,воспитывает вкус к познавательной деятельности. В начальной школе употребляются все виды бесед.

Синтезирующие, итоговые, либо закрепляющие беседы помогают для систематизации и обобщения ужеимеющихся у школьников знаний. Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа используется вдиагностических целях, и тогда, в то время, когда необходимо развить, уточнить, дополнить новыми фактами илиположениями имеющиеся у учеников знанияОбычно процесс беседы не сопровождается протоколированием. Но исследователю возможно принеобходимости делать для себя кое-какие пометки, каковые разрешат ему по окончании окончания работыполностью вернуть целый движение беседы. Протокол либо ежедневник как форму регистрации результатовисследования оптимальнее заполнять по окончании окончания беседы. В отдельных случаях смогут использоватьсятехнические средства ее регистрации — магнитофон либо диктофон. Но наряду с этим респондент непременно

должен быть проинформирован о том, что запись беседы будет осуществляться с применениемсоответствующей техники. При его отказа использование названных средств не рекомендуется.Привести к человеку на откровенность и выслушать его — громадное мастерство. Конечно, что откровенностьлюдей нужно ценить и осторожно, этично обращаться с взятой информацией. Откровенность беседыповышается, в то время, когда исследователь не делает никаких записей.

Вопрос 34. задачи и Предмет диагностики школьного развития.
.Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение лично-психотерапевтических изюминок ученика и социально-психотерапевтических черт детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Предметом современной психолого-педагогической диагностики выступает развивающаяся личность (дошкольника, младшего школьника, старшеклассника и подростка, взрослого).

Дабы оказывать действенное педагогическое действие на обучающихся, нужно владеть объективными научными знаниями об их личных изюминках. Такие знания возможно взять, в случае, если применять способы диагностики. В диагностику вкладывается более широкий и более глубочайший суть, чем в классическую диагностику знаний, умений обучаемых. Проверка только констатирует результаты, не растолковывая их происхождения. Диагностирование разглядывает результаты в связи с дорогами, методами их успехи, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, диагностику, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, обнаружение динамики, тенденций, прогнозирование предстоящего развития событий. Так, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс личного обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить верное определение результатов обучения и ,в- третьих, руководствуясь выработанными параметрами, свести к минимуму неточности при переводе обучающихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на разные направления и выборе специализации обучения.
Так, в качестве цели педагогической диагностики направляться разглядывать обеспечение, на базе использования и распознавания педагогически значимой информации, условий для всестороннего развития личности, действенного обучения, психологической подготовки и воспитания обучающихся
. Д.Б. Эльконин выделяет две главные задачи психолого-педагогической диагностики:
первая — контроль динамики психологического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекция развития с целью создания оптимальных условий и возможностей для подтягивания не сильный и средних обучающихся до отметки сильных, и установление верного направления развития детей, обнаруживающих особенные свойства;
вторая — сравнительный анализ развивающего результата разных обучения и систем воспитания с целью выработки рекомендаций для увеличения данной функции.
Совсем конечно, что обе задачи смогут решаться лишь при ориентации на соответствующий возрастной период, его психотерапевтические изюминки.

Вопрос 32 Опыт — один из главных (наровне с наблюдением) способов научного познания по большому счету, психотерапевтического изучения в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в обстановку со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной либо несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих трансформаций в поведении изучаемого объекта .
Значительно чаще в психолого-педагогических опытах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по собственному усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и замечать последствия для того чтобы трансформации. Это, например, даёт возможность обнаружить самые рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с обучающимися. К примеру, меняя условия заучивания того либо иного учебного материала, возможно установить, при каких условиях запоминание будет самый быстрым, прочным и правильным. Проводя изучения при однообразных условиях с различными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и личные изюминки протекания психологических процессов у каждого из них.
Психолого-педагогические опыты различаются:
по форме проведения(лабораторный и естественный);
количеству переменных( одномерный и многомерный);
целям(констатирующий опыт,уточняющий´ созидательно-преобразующий контрольный);
характеру организации изучения
Приступая к опыту, исследователь шепетильно продумывает его цель, задачи, определяет предмет и объект изучения, образовывает программу изучения, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И только затем он приступает к планированию (этапов) самого опыта: намечает темперамент тех преобразований, каковые нужно ввести в практику; продумывает собственную роль, собственный место в проводимом опыте; принимает к сведенью множество воздействующих на эффективность педагогического процесса обстоятельств; планирует средства учета тех фактов, каковые он собирается взять в опыте, и методы обработки этих фактов.
Экспериментатор по собственному усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и замечать последствия для того чтобы трансформации. Это, например, даёт возможность обнаружить самые рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе с обучающимися. К примеру, меняя условия заучивания того либо иного учебного материала, возможно установить, при каких условиях запоминание будет самоё быстрым, прочным и правильным. Проводя изучения при однообразных условиях с различными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и личные изюминки протекания психологических процессов у каждого из них.
Исследователю крайне важно мочь отслеживать процесс экспериментальной работы. Это возможно: проведение констатирующих (исходных), уточняющих, преобразующих срезов; фиксация текущих результатов на протяжении осуществления догадки; проведение итоговых срезов; анализ хороших, и отрицательных результатов, анализ непредвиденных и побочных результатов опыта.
При классическом планировании изменяется только одна свободная переменная, при факторном — пара. Преимуществом последнего есть возможность оценки сотрудничества факторов — трансформации характера влияния одной из переменных в зависимости от значения второй. Для статистической обработки результатов опыта в этом случае используется дисперсионный анализ (Р. Фишер). В случае, если изучаемая область довольно малоизвестна и совокупность догадок отсутствует, то говорят о пилотажном опыте, результаты которого смогут оказать помощь уточнить направление предстоящего анализа. В то время, когда имеются две соперничающие между собой догадки и опыт разрешает выбрать одну из них, говорят о решающем опыте. Контрольный опыт осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Использование опыта, но, наталкивается на принципиальные ограничения, которые связаны с невозможностью во многих случаях осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в психологии личности и дифференциальной психологии эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, в большинстве случаев, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения опыта в психологии содержится в том, что исследователь обычно выясняется включенным в обстановку общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может нечайно оказать влияние на его поведение .
Особенную категорию способов психотерапевтического изучения и действия образуют формирующие, либо обучающие, опыты. Они разрешают направленно вырабатывать особенности таких психологических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
По содержанию результатов педагогического опыта смогут быть: разработка концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; развития условий личности и учёт формирования; обнаружения факторов, воздействующих на эффективность усвоения знаний; постановка новых педагогических неприятностей; подтверждение либо опровержение догадок; разработка классификаций (уроков, способов обучения, типов уроков); анализ передового опыта обучения, воспитания и т.д.

Вопрос 31 Способ тестирования, условия его применения в педагогической психологии .( Виды тестов.)
Способ тестов – стандартизированные краткосрочные опробования для установления различий, наличия либо отсутствия у человека психологических изюминок
Разовое опробование. На базе результатов возможно выстроить прогнозы.
Требования:
— стандартизированность (должны быть стандартные шкалы)
надежность (обязан снабжать устойчиво воспроизводимые результаты, их постоянство)
— валидность (показывает, измеряет ли тест то, для чего он рекомендован, что он обязан измерить)
Тестирование— это способ психотерапевтической диагностики, применяющий задачи и стандартизированные вопросы (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Существуют три главные сферы тестирования:
а) образование — в связи с усложнением продолжительности и увеличением обучения учебных программ;
б) отбор и профессиональная подготовка — в связи с усложнением производства и темпом роста;
в) психотерапевтическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование разрешает с известной возможностью выяснить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных черт.
Сам процесс тестирования возможно разделен на следующие этапы:
1)выбор теста с учетом степени и цели его достоверности;
2) его проведение определяется инструкцией к тесту;
3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие либо консультация психолога.
Существуют разнообразные классификации тестов. Они смогут подразделяться:
1)по изюминкам применяемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;
2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и личные;
3) по направленности — на тесты личности и тесты интеллекта;
4) в зависимости от наличия либо отсутствия временных ограничений — на тесты результативности и тесты скорости;
5) тесты различаются кроме этого по правилам конструирования, к примеру, в последние десятилетия деятельно разрабатываются компьютерные тесты.
Вербальные тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен в словесной (вербальной) форме. Главным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Вербальные тесты значительно чаще направлены на измерение свойства к пониманию словесной информации , навыков оперирования грамматическими языковыми формами, овладения чтением и письмом, кроме этого распространены среди тестов интеллекта, тестов достижений и при оценке особых свойств (к примеру, тесты творческих свойств, составление рассказов и т.д.).
Практические (невербальные) тесты — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен заданиями в наглядной форме (к примеру, составление фигур, дополнение изображения, определенные действия по примеру, составление изображения из кубиков либо перерисовывание). Считается, что практические тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на итог изучения и особенно хороши при изучении детей.
Тесты групповые — предназначены для одновременного обследования группы испытуемых. Число в один момент тестируемых лиц ограничивается, в большинстве случаев, возможностями наблюдения и контроля со стороны обследующего. В большинстве случаев предельное число лиц в обследуемой группе — 20—25 человек. Ответственным есть строгое соблюдение условий самостоятельности работы каждого испытуемого, исключение возможности влияния со стороны вторых тестируемых лиц (заимствование результатов, консультирование, отвлекающие контакты и т.п.). Такая форма обследования для детей есть более привычной, поскольку напоминает осуществления контроля и естественные условия обучения знаний в классе, и исходя из этого довольно часто употребляется школьными психологами.
Следующая разновидность тестов — лично-ориентированные; они реализуют личный подход к диагностике психотерапевтических поведения и особенностей испытуемого. На протяжении обследования испытуемому сперва предъявляют задание средней трудности. При верного ответа уровень трудности увеличивается, а при неточности — понижается. Таким, образом, методом предъявления довольно маленького количества заданий возможно точно установлен правильный показатель успешности испытуемого. В большинстве случаев, тесты конструируются на базе компьютерного предъявления заданий с учетом индексов трудности.
Тесты интеллекта (лат. intellectus — познание, познание), либо тесты неспециализированных свойств, предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одними из самый распространенных в психодиагностике. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном, с т р е м и в ш и м с я охватить числом и измерением операции ума. Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, начавшими широкое использование умственных тестов. Как правило в тесте интеллекта испытуемого на особом бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между понятиями и терминами, из которых составлены его задачи. Время от времени задачи строятся из картинок, фигур и т.д.
Существуют разные тесты интеллекта, разрешающие выяснить IQ — к о э ф ф и ц и е н т интеллектуальности человека, что рассчитывается по формуле.
Обширно распространен тест Векслера, разрешающий не только взять неспециализированный интеллектуальный показатель для детей 4—16 лет, вместе с тем оценить раздельно вербальный и невербальный интеллект ребенка.
Тесты особых свойств — несколько психодиагностических методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных психомоторных функций и аспектов интеллекта, в основном снабжающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. В большинстве случаев различают следующие группы свойств: сенсорные, моторные, технические (механические) и профессионализированные (счетные, музыкальные, понимания и скорости чтения прочтённого и др.). Громаднейшее распространение взяли комплексные тестовые батареи свойств.
Разновидностью тестов свойств можно считать тесты креативности (лат. creatio — сотворение, создание) — несколько психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих свойств личности (свойства порождать необыкновенные идеи, отклоняться от классических схем мышления, скоро решать проблемные обстановки). Первые тесты креативности появляются в 50-х гг., и их развитие понемногу делается одним из главных направлений в современной зарубежной психодиагностике. самые известные тесты для измерения познавательного нюанса креативности созданы Дж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962). В отечественной психологии создана уникальная методика креативного поля Д.Б. Богоявленской (1983).
Тесты личностные — несколько тестов, направленных н а измерение неинтеллектуальных проявлений личности. Тесты личностные — понятие собирательное, включающее в себя способы психодиагностики, благодаря которым измеряются разные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные особенности, обычные формы поведения. Известно пара сот разновидностей личностных тестов. Они в большинстве случаев имеют одну из двух форм: объективные ситуационные тесты и тесты действия. Объективные тесты действия являются довольно простые, четко структурированные процедуры, ориентирующие обследуемого на исполнение какой-либо задачи. Изюминкой ситуационных тестов есть помещение обследуемого в ситуации, родные к настоящим.
Компьютерные тесты, не обращая внимания на их широкое распространение и на наличие определенных плюсов (автоматизация обработки, уменьшение результата действия экспериментатора), слишком мало эластичны в интерпретации данных и не смогут абсолютно заменить работу опытного психолога.
Тесты скорости (англ. speed tests) — т и п психодиагностических методик, в которых главным показателем продуктивности работы испытуемых есть время исполнения (количество) задач тестовых. Такие тесты в большинстве случаев включают много однородных заданий (пунктов). Количество материала выбирается так, дабы за отведенное (постоянное для всех испытуемых) время ни один из обследованных не успевал совладать со всеми задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество верно выполненных заданий.
Другую многочисленную группу тестов школьных достижений1составляют методики по конкретным учебным предметам (успехи в математике и чтении) и более специальные тесты, направленные на изучение усвоения отдельных тем, частей учебной программы, комплексов действий и т.д.
Тесты достижений ориентированы на измерение степени усвоения главных понятий, тем и элементов учебной программы, разрешают соотнести уровень достижений обучающегося по предмету в целом и по отдельным значительным его элементам с подобными показателями в классе либо в каждый выборке испытуемых. Эта оценка носит более объективный темперамент и требует меньших затрат времени, чем классическая школьная оценка. Большая часть тестов достижений предназначены для преподавателей, а не психологов.
На данный момент тесты употребляются в совокупности опытного отбора, при патопсихологической диагностике, для определения уровня готовности ребенка к поступлению в школу, для обнаружения изюминок сформированности личностных свойств и познавательных процессов (на этапе адаптации к школьному обучению, при переходе в среднее звено, при обследовании старшеклассников). Тестирование возможно использовано для обнаружения психотерапевтических изюминок ребенка, испытывающего трудности в общении, в обучении и т.д. Психолог может предложить педагогу пройти психотерапевтическое тестирование для обнаружения его психотерапевтических изюминок. Психологу эти сведенья окажут помощь при проведении консультационной работы.
Помимо этого, существуют и тесты, ориентированные на социально-психотерапевтический норматив либо публично заданный объективный содержательный эталон (к примеру, ШТУР — школьный тест умственного развития).

Вопрос 33.Способ тренинга, его роль и место в педагогической психологии.
История групп и создания (Т-групп) тесно связана с именем К. Левина. Трудясь сперва в лаборатории, после этого в поле, К. Левин заключил , что люди в группе всегда воздействуют друг на друга. Группы скоро получили популярность как новый действенный способ обучения, и главными задачами групп тренинга, либо групп тренинга базисных умений, было обучение участников фундаментальным законам межличностного общения, умению руководить и принимать верные ответы в тяжёлых обстановках.
Несколько — это настоящий мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни неприятности межличностных взаимоотношений, поведения, принятия ответов и т.д. Однако от настоящего мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе любой возможно и предметом и экспериментатором опыта. Тут допустимо ответ задач, каковые неразрешимы в реальности.
Занятие в группе предполагает психотерапевтическую безопасность.
Тренинг определяется как способ активного социально-развития способностей и психологического обучения к овладению и обучению любым сложным видом деятельности. Либо иначе говоря «как средство действия, направленное на развитие знаний, социальных установок, опыта и умений в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении», «средство психотерапевтического действия».
Сущность тренингового способа в том, что он есть методом организации перемещения (активности) участников в пространстве и времени тренинга для достижения трансформаций в их жизни и в них самих.
Наиболее значимые правила реализации тренинговых способов следующие: принцип событийности, символизма и трансспективы.
Исследуя цель и роль тренинговых способов в педагогической психологии возможно заявить, что психотерапевтический тренинг — это особенная форма групповой работы со собственными возможностями, ограничениями, проблемами и правилами. По сущности тренинг является формой обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психотерапевтических возможностей. Особенность данной формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в ходе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
И.В. Вачков дает следующую классификацию способов: групповая дискуссия, игровые способы, способы, направленные на развитие социальной перцепции, способы телесной терапии, медитативные тренинги.
Алгорим психолого-педагогического тренинга пара отличается. Психотерапевтический тренинг большей частью употребляется при ответе таких задач, как обучение участников успешному поведению, практическому подтверждению теории групповой динамики, дискуссии неприятностей, с которыми участники столкнулись в настоящих условиях, помощь в применении взятых знаний вне группы.
Тренинговые занятия как форма развивающей работы пользуются спросом во всех школьных параллелях.
Психотерапевтический тренинг — форма активного обучения, разрешающая ребенку самому вырабатывать умения и навыки строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, разбирать появляющиеся обстановки со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать в себе понимания и способности познания себя и других в ходе общения и деятельности.
. Великолепно эта форма подходит для формирования и развития социальных навыков у обучающихся 2-3-х классов и младших подростков. Она действенна в профориентационной работе и в развитии навыков саморегуляции у школьников любого возраста.
Особенности тренинговых способов, применяемых в школе заключаются в следующем: процедуры и упражнения, направленные на освоение главного содержания — это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. В тренинговых занятиях для малышей господствуют упражнения и игры. В тренинговых программах для старших соотношение возможно один к одному.
Исходя из этого в педагогической деятельности тренинг есть и уроком, и игрой.
Методические средства, применяемые в тренинге
Групповая дискуссия – метод организации общения участников группы, что разрешает сопоставить противоположные позиции, заметить проблему с различных сторон, уточнить обоюдные позиции, что сокращает сопротивление восприятию новой информации, ликвидирует эмоциональную предвзятость. Способ разрешает обучать участников анализу настоящих обстановок, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность вероятного ответа большинства неприятностей. В большинстве случаев выделяются три типа ориентации групповых дискуссий: биографическая, тематическая и ориентация на сотрудничество.
В опытной группе педагогов среди обсуждаемых тем возможно выделить: «Конфликты с детьми» («дети стали другие»), «педагоги и Родители», «Группировки в педагогическом коллективе», «Как руководить собой в непростых обстановках?».
Анализ обстановок — стимулирует обращение к опыту вторых, рвение к приобретению теоретических знаний чтобы получить ответы на обсуждаемые вопросы. Употребляются обстановке двух видов: «тут и сейчас» — что и по какой причине случилось в группе либо с ее отдельными участниками; «в том месте и тогда» – случаи из опытной практики либо личной жизни, имеющие значимость для участника либо группы. Обстановки смогут быть обрисованы дома и принесены в группу для дискуссии. Сама возможность описания разрешает более четко сформулировать собственный затруднение, обозначить собственный место в ситуации. На дом возможно давать задания типа: обрисуй 2-3 обстановке, где ты был неуспешным (нужно из педагогической деятельности), обрисуй случай с тяжёлым учеником, в то время, когда тебе не удалось установить с ним действенные взаимоотношения; отыщи в памяти и обрисуй обстановку, из которой ты вышел победителем. Примером групп, трудящихся по этому способу, являются Баллинтовские группы. В таких группах планируют эксперты для дискуссии собственных опытных неприятностей. Один из участников говорит о собственном затруднении, остальные сперва задают ему вопросы по уточнению обстановки, а после этого любой высказывается по этому поводу. Подводя итог подводятся итоги: что нового для себя забрал пришедший с проблемой и любой участник из дискуссии.
RPG — способ, сущность которого содержится в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, разрешающие им абсолютно высказывать собственные настоящие эмоции и мысли. Осознание ведет к действию, а его исполнение ведет к расширению осознания самого себя.
Психодрама – способ групповой работы, в котором участники выполняют роли, моделирующие жизненные обстановки с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.
Психодраматические приемы: монолог – высказывание главным действующим лицом собственного подлинного отношения к происходящему; выполнение собственной роли; двойник либо второе «Я»; обмен ролями; прием отзеркаливания.
Информирование (инструктирование) — вмешательство, при котором ведущий подсказывает и оказывает помощь участникам, в то время, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную сообщение и поддерживает их в ходе сотрудничества. Инструктирование может проводиться через раскрытие в дешёвой форме психотерапевтических понятий и их обсуждение, через описание случаев из собственной практики и анализ материала, появляющегося «тут и сейчас».
Тренировка действенного поведения складывается из следующих этапов:

  • определение поведения, которое испытывает недостаток в тренинге;
  • обучение и инструктаж участника действенному поведению;
  • повторение поведения;
  • моделирование желательного поведения;
  • отработка поведения в течение одного либо нескольких занятий;
  • получение обратной информации о поведении участника вне группы.

Возрастная психология. Т.В. Прейер метод наблюдения


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: