Назначение курса пребывает в формировании у студентов целостного представления об истории всемирный литературы. Недопустимо разбивать материал на частности, все темы курса должны быть связаны. Эта сообщение достигается при проведении параллелей между эрами при чтении лекционного курса и на практических занятиях. Студент обязан прослеживать логику развития литературного процесса.
Лекции по главным этапам истории литературы сопровождаются практическими занятиями, на которых студенты, используя полученные теоретические знания, разбирают знаковые художественные тексты. Принципиально важно научить студентов видеть своеобразные черты той либо другой культурной эры либо направления в конкретном тексте, т.е. применять обсуждаемые тексты как иллюстративный материал, развивая у студентов навыки анализа и логического мышления.
Серьёзной практической задачей курса есть формирование у студента активной и осознанной мировоззренческой позиции. Для этого рекомендуется применять, кроме информативной лекции, потенциал лекции диалога и проблемной-лекции.
Техническая организация учебного процесса
Техническая база университета разрешает применять большой количество иллюстративного материала по курсу, сопровождая чёрта ключевых истории произведений и этапов литературы видеорядом (портреты писателей, иллюстрации к художественным текстам, фрагменты фильмов по разглядываемым текстам). Это упростит восприятие материала и приведёт к дополнительному интересу студентов.
3.2. Методические советы по изучению дисциплины
Независимая работа студентов представляет собой планируемую учебную и научно-исследовательскую работу студентов, делаемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом управлении учителя, но без его яркого участия.
При изучении дисциплины «История всемирный литературы» планируются следующие виды независимой работы студентов:
— Подготовка к текущим аудиторным занятиям (своевременное освоение художественных терминологии и текстов из глоссария).
— Поиск (подбор) и интернет ресурсов и обзор-литературы по проблеме курса, вынесенной на дискуссию на практическом занятии, обращение к рекомендованной литературе; аналитический разбор научной публикации.
Этот вид работы содействует пониманию литературоведческих и мировоззренческих неприятностей, развивает навыки анализа и формирует мировоззрение. Составление замыслов-конспектов, опорных схем окажет помощь лучше ориентироваться в материале и самостоятельно проанализировать проблему, вынесенную на дискуссию.
Необходимым требованием при подготовке студента к семинарскому занятию есть знакомство с разглядываемыми художественными текстами.
Не забывайте, что на практических занятиях принципиально важно мочь аргументировано защищать свое мнение в дискуссии, а это допустимо лишь при наличии осознанного восприятия. При подготовке к занятию полезно сформулировать собственную точку зрения и изложить ее в форме монолога. В мыслях разбейте собственный монолог на главные смысловые блоки, удостоверьтесь в надежности логичность и последовательность доводов. Продумайте, возражения и какие вопросы может позвать ваша позиция. Попытайтесь сформулировать четкие и обоснованные ответы. Применяйте кроме того в мысленной речи новую терминологию по курсу.
Глоссарий
Создатель — (от лат. au(c)tor — создатель) — направляться разграничивать понятия:
1) биографический А., автор; 2) А. — создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о человеке и мире отражаются во всей структуре создаваемого им произведения; 3) А. — образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, разглядываемое в последовательности вторых персонажей; возможно предельно сближен с биографическим А. либо намеренно отдален от него; 4) А. – «символ художественной совокупности» (определение Г. Гуковского).
ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ — художественный прием психологизма: воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не сказанной вслух. Обширно употребляется в художественных произведениях чтобы раскрыть внутренние переживания храбреца, воссоздать его внутренний мир. В. м. имитирует устную обращение персонажа, конкретно рождающуюся сейчас времени, исходя из этого довольно часто имеет нелинейный темперамент: он отражает душевное состояние персонажа как поток эмоций, образов, воспоминаний, в котором смогут отсутствовать логика, смысловая и синтаксическая упорядоченность. Впечатления, скачки ассоциаций, мысли, переживания, ощущения храбреца переплетаются, сливаются в единый поток внутренней речи, где сознательное часто неотделимо от бессознательного.
ХРАБРЕЦ ЛИТЕРАТУРНЫЙ — основное либо одно из основных действующих лиц в прозаическом либо драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся в один момент объектом и субъектом действия авторского изучения. Особенное значение получает понятие Г. л. в баснях и сказках, где смогут функционировать (и, следовательно, именоваться Г. л.) фантастические существа, животные либо предметы, но чаще они именуются персонажами либо действующими лицами.
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ — (от греч. hyperbole — преувеличение, излишек) — вид тропа: чрезмерное преувеличение эмоций, значения, размера, красоты и т. п. обрисовываемого явления. Возможно как идеализирующей, так и уничижающей.
ГРОТЕСК — (от итал. grottesco — причудливый) — вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов либо явлений в фантастически преувеличенном, некрасиво-комическом виде. Г. основан на совмещении настоящего и нереального, страшного и забавного, ужасного и комического, ужасного и красивого. Отличается от других разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п.) тем, что забавное в нем не отделяется от ужасного, что разрешает автору в конкретной картине продемонстрировать несоответствия судьбы и создать остросатирический образ (к примеру, «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина).
ДРАМА — (от греч. drama — воздействие) — 1) Один из трех главных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся катастрофе, комедии, фактически Д., мелодрамы и водевили. 2) Д. в узком смысле слова — один из ведущих жанров драматургии; литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для выполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную ясность. Взаимоотношения людей, появляющиеся между ними конфликты раскрываются через поступки храбрецов и приобретают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от катастрофы, Д. не завершается катарсисом.
ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ — (от франц. genre — род, вид) — форма, в которой реализуются главные роды литературы: эпос, драма и лирика, характеризующаяся теми либо иными неспециализированными сюжетными и стилистическими показателями. Различают Ж. л.: в эпосе — роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике — стих, ода, элегия и др., в драме — катастрофа, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. характерно определенное «жанровое содержание» (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира). Ж. л. может иметь типологические разновидности (к примеру, роман: социально-психотерапевтический («Храбрец отечественного времени» М.Ю.Лермонтова), идеологический («наказание и Преступление» Ф.М.Достоевского), роман-эпопея («Война и мир» Л.Н. Толстого) и т. п.).
ПЛАН АВТОРСКИЙ — первая ступень творческого процесса; появляющееся в воображении писателя до начала яркой работы над художественным произведением представление о форме и содержании будущего произведения, его свойствах и основных чертах; начальная схема будущего произведения. З. а. может не совпадать с воплощением, возможно завершенным либо незавершенным, воплощенным либо невоплощенным, изменяться в ходе работы автора над собственным произведением либо оставаться неизменным. Уже в З. а., в большинстве случаев, проявляются главные черты мировоззрения живописца.
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — (от греч. idea — мысль, понятие, первообраз, представление) — художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении мастерства: изображение красивого как должного. И. э. — верховный пример красоты, хороша, истины, воплощенный в образе человека, а также в публичном устройстве. Живописцы каждой эры тяготеют к собственному И. э., темперамент И. э. определяется в первую очередь публичными тенденциями.
Мысль ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — (от греч. idea — мысль, понятие, первообраз, представление) — основная идея, лежащая в базе художественного произведения. И. х. реализуется через всю совокупность образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и так дает представление об авторском отношении к изображенному.
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ — (фр. intertextualite, англ. intertextuality) — одно из основных особенностей постмодернистской литературы. Концепция И. связана с провозглашенной постмодернизмом «смертью автора» (Р. Барт), другими словами растворением личного, созданного конкретным автором текста в явных и неявных цитатах, реминисценциях, аллюзиях, культурных и литературных перекличках. Т. о., отдельные тексты всегда «вступают в диалог», «ссылаются» друг на друга и дружно являются частью некоего неспециализированного текста, что со своей стороны включается в отношения с культурой, историей, действительностью, также оценивающейся как текст. В следствии снимается оппозиция «собственный – чужое» слово, а каждый текст мыслится как необычная реакция, отклик на предшествующие тексты, в большей либо меньшей степени узнаваемые.
ИРОНИЯ — (от греч. eironeia — притворство, насмешка) — 1. Вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; узкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается при помощи того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. 2. Вид тропа: оборот, в базе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки (к примеру, вопрос «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И.А. Крылов) обращен к ослу).
КАТАРСИС — (от греч. katharsis — очищение) — термин эстетики: «очищение», «просветление» антропогенной души под влиянием сопереживания, сострадания, потрясения, позванного соприкосновением человека с произведением мастерства. Термин введен Аристотелем в его учении о трагедии.
КОЛЛИЗИЯ — (от лат. collisio — столкновение) — отображенная в художественном произведении борьба противоположных взоров, заинтересованностей, стремлений, жизненных правил, выражающаяся в конкретных событиях Типы К.: амурная, нравственная, социальная и т. д.
КОМЕДИЯ — (от греч. komos — радостная масса людей, процессия на дионисийских празднествах и odie — песня) — один из ведущих жанров драмы: произведение, в базе которого лежит осмеяние публичного и людской несовершенства. Различают «К. положений» (предпочтение отдается событиям, интриге), «К. нравов» (в базе ее — яркое изображение публичных нравов), сатирическую К., К. характеров (источник забавного — характеры). Довольно часто допустимо слияние тех либо иных названных разновидностей К..
КОМИЧЕСКОЕ — (от греч. komikos — смешной, радостный) — эстетическая категория, отражающая несоответствия действительности и содержащая их критическую оценку. В базе К. — несоответствие, несоответствие ужасного и красивого, ничтожного и возвышенного, настоящего и совершенного и т. п. Виды К.: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.
КОМПОЗИЦИЯ — (от лат. compositio — составление, соединение, сложение) — построение художественного произведения: взаимосвязь и расположение его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, замыслом автора и жанровой формой. В самом неспециализированном виде выделяют линейную (к примеру, роман И.А. Гончарова «Обычная история»), инверсионную (к примеру, рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание»), кольцевую (к примеру, рассказ В. Набокова «Круг») и т. д. К.
КОНТЕКСТ — (от лат. contextus — тесная сообщение, соединение) — довольно законченный, независимый в смысловом отношении фрагмент текста, в котором отдельное слово либо фраза приобретают конкретное содержание, нужное и достаточное «словесное окружение, благодаря которому суть отдельного слова делается понятным» (Е. Эткинд).
КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus — столкновение) — острое столкновение обстоятельств и характеров, жизненных принципов и взглядов, положенное в базу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, несоответствии, столкновении между храбрецами, группами храбрецов, обществом и героем либо во внутренней борьбе храбреца с самим собой. Развитие К. приводит в перемещение сюжетное воздействие. К. возможно разрешимым либо неразрешимым (ужасный К.), явным либо скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) либо внутренним (противоборство в душе храбреца). Особенное значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.
КУЛЬМИНАЦИЯ — (от лат. culmen — вершина) — структурный элемент сюжета: вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного ухудшения противоречий. К. раскрывает характеры героев и основную проблему произведения самый полно, по окончании нее воздействие в большинстве случаев ослабевает. В произведениях с множеством сюжетных линий допустимо наличие не одной, а нескольких К.
ЛЕЙТМОТИВ — (от нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — главная идея, много раз повторяемая и подчеркиваемая; конкретный художественный образ, ясная подробность либо кроме того слово, многократно повторяемые, упоминаемые, проходящие через произведение и служащие для раскрытия авторского плана.
ЛИРИКА — (от греч. lyricos — поющийся под звуки лиры) — один из трех главных родов литературы, выдвигающий на первый замысел субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, эмоций, впечатлений автора, вызванных теми либо иными событиями, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (либо лирического храбреца): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Наиболее значимым свойством Л. есть свойство передавать единичное (чувство, состояние) как общее. Характерные изюминки Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, маленький размер. Тематически различают Л. пейзажную, дружескую, амурную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. в большинстве случаев относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.
ЛИРИЧЕСКИЙ ХРАБРЕЦ — наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью вида, личной судьбой условный образ человека, что говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора — создателя произведения. Духовный опыт автора, совокупность его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г. Одним из способов воплощения образа Л. г. считается циклизация (т. е. наличие более либо менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир Л. г.). Примером может служить цикл «Стихов о Красивой Женщине» А. Блока, где Л. г. предстает в разных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что только частично разрешает прочесть через образ Л. г. биографию самого автора. Между поэтом и Л. г. постоянно ощущается некая расстояние, Л. г. не столько субъект, сколько объект изображения. Л. г. как особенная форма «легализации» авторского сознания порожден романтизмом. Применительно к сентиментализму и классицизму термин не употребляется, т. к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках сентиментализма правомочно сказать только о лирическом субъекте (т. е. о тождественности авторского его воплощения и мироощущения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и Л. г. сопоставимы с отношениями между автором — литературным героем и создателем произведения.
МОТИВ — (от франц. motif — мелодия, напев) – 1. В произведениях устного народного творчества: небольшой элемент сюжета, несложный значимый компонент повествования (к примеру, мотив дороги, мотив поиска пропавшей невесты, мотив узнавания и др.). Из бессчётных М. складываются разные сюжеты. 2. Второстепенная, дополнительная тема произведения (необычная микротема), задача которой дополнить либо выделить главную.
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина людской судьбе (либо фрагмент таковой картины), созданная при помощи творческой фантазии живописца и в свете его эстетического идеала. О. х. оказывает помощь не только воспроизвести то либо иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по собственной природе: с одной стороны, воображает собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — владеет функциональностью знака и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается посредством типизации, обобщения, выдумки (условности) и имеет независимое эстетическое значение.
ОДА — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, праздничное стих восторженного характера, призванное прославить какого-либо человека, явление либо событие.
ПАМФЛЕТ — (от англ. pamphlet — листок, что держат в руке) — произведение остросатирического, обличительного характера, в резкой форме высмеивающее те либо иные явления социальной судьбе, политических и публичных деятелей.
ПЕРСОНАЖ — (фр. personnage, от лат. persona — лицо, личность) — неспециализированное наименование любого действующего лица литературного произведения. П. подразделяются на основных, второстепенных, эпизодических, внесценических (в пьесах). Время от времени термин П. употребляется по отношению не к главным, а к второстепенным действующим лицам.
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ — заданная форма строения стихотворной строки, выдержанная в стихотворном тексте либо его фрагменте. Р. с. в силлабической совокупности стихосложения определяется числом слогов (8-сложный стих, 11-сложный стих), в тонической — числом ударений (3-х ударный стих), в метрической и силлабо-тонической — числом и метром стоп (4-стопный ямб, 3-стопный дактиль). В школьной практике понятия метр и Р. с. употребляются как синонимы.
РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ — исторически сложившийся метод воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может или более либо менее объективно отображать окружающий мир, или высказывать состояние говорящего, или воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя методами человеческой личности и изображения действительности делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА. Р. л. постоянно проявляется через вид. В пределах каждого рода выделяется множество различных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. — в эпосе; стих, романс, послание, элегия и т. д. — в лирике; катастрофа, комедия, драма и т. д. — в драматическом роде. Существуют кроме этого межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), каковые не являются особенными Р. л., а сочетают в себе особенности изображения, свойственные эпосу и лирике (в лиро-эпике), драме и лирике (в лиро-драме).
САРКАЗМ — (от греч. sarkasmos — издевательство) — вид комического: злая, язвительная насмешка, насмешка, содержащая уничтожающую оценку лица, предмета либо явления, верховная степень проявления иронии. Сущность иронии содержится в иносказании, узком намеке, для С. же характерна крайняя степень эмоциональной открытости, пафос отрицания, переходящий в негодование. С. — одно из наиболее значимых художественных средств сатиры.
САТИРА — (от лат. satura — смесь, мешанина, любая всячина) – 1. Вид комического: метод проявления комического в мастерстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, каковые представляются автору порочными. С. — самая острая форма обличения действительности. В случае, если юмор — осмеяние «частного», то С., в большинстве случаев, — осмеяние «неспециализированного», обличение социально-недостатков и нравственных пороков (к примеру, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). Сатирическое начало может находиться в произведениях любых жанров: комедиях, фарсах, литературной и народной песенной лирике, рассказах, повестях, романах, смешных рассказах, пословицах и т. д. 2. Лиро-эпический жанр: поэтическое произведение, в котором быстро, язвительно обличаются явления действительности.
Знак — (от греч. symbolon — символ, опознавательная примета) — универсальная эстетическая категория, особенный художественный образ-символ. В отличие от символа-знака, содержащего недвусмысленное, практическое значение (к примеру, в математике), аллегории и метафоры, С. имеет не одно либо пара, а неисчерпаемое множество значений и владеет неординарной смысловой емкостью. С. известен с старейших времен (древние мифологические образы-С. у различных народов, архетипы, христианские С., к примеру, Преисподняя, Рай и Чистилище и т. п.). С. не запланирован на постижение разумом либо сознанием, а пытается привести к, эмоционально влиять на принимающего (просматривающего, слушающего, наблюдающего и т. п.), «внушить» определенное чувство, настроение, состояние и тем самым вынудить заметить в предмете либо явлении их глубинную, скрытую сущность.
ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ — термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (С.) и внешнюю (Ф.) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К С. относятся главные смыслообразующие нюансы произведения: тема, мысль, неприятность, конфликт. Но С. не существует вне Ф., под которой в большинстве случаев знают элементы художественного произведения, имеющие формальный темперамент: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная обращение, ритм. Иными словами, С. — то, о чем говорится в произведении, а Ф.- то, как говорится. Особенным содержательно-формальным элементом считается сюжет.
СЮЖЕТ — (от франц. sujet — предмет) — событие либо совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых разрешает писателю раскрыть характеры храбрецов и сущность изображаемых явлений в соответствии с авторским планом. В базе С. лежит конфликт. Время от времени говорят о С. в лирических произведениях. В С. в большинстве случаев выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, развязка и кульминация. По замечанию С.И. Кормилова, С. возможно назвать «образом события либо цепи событий», тогда как фабула образовывает событийную базу повествования и возможно кратко пересказана.
ТЕМА — (от греч. thema — то, что положено в базу) — предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных событий и явлений, о которых пишет создатель. Под Т. (в отличие от сюжета), знают не то, что конкретно нарисовано в произведении, в противном случае, что «прочитывается» за событиями, конфликтом, взаимоотношениями храбрецов и т. п.
Катастрофа — (от греч. tragodia — козлиная песнь) — один из главных жанров драмы в 1 знач.: пьеса, в которой изображаются очень острые, обычно неразрешимые жизненные несоответствия. В базе сюжета Т. — непримиримый конфликт Храбреца, сильной личности, с надличными силами (судьбой, страной, стихией и др.) либо с самим собой. В данной борьбе храбрец, в большинстве случаев, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель Т. — позвать в зрителе потрясение замеченным, что, со своей стороны, рождает в их сердцах сострадание и скорбь: такое душевное состояние ведет к катарсису. Вершинами жанра Т. считаются пьесы древнегреческих трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, а в новое время — Т. У. Шекспира, П. Корнеля, Ж. Расина, Ф. Шиллера, И.-В. Гете, А.С. Пушкина и др.
УЖАСНОЕ — эстетическая категория, обозначающая принципиальную неразрешимость конфликта в художественном произведении: мира и трагическое противостояние личности влечет за собой смерть либо тяжелейшие страдания храбреца, хорошего уважения и глубокого сочувствия. Но эта смерть вызывает не только отчаяние, но и просветление, очищение, возвышает душу читателя. Т. возможно характерно произведению любого жанра.
ФАБУЛА — (от лат. fabula — рассказ, повествование) — цепь, череда событий в эпическом либо драматическом произведении, положенная в базу сюжета. В отличие от сюжета, Ф. возможно коротко пересказать. «Ф. — это то, что было в действительности, сюжет — то, как определил об этом читатель» (Б.М. Томашевский). Помимо этого, одинаковая Ф. может стать базой для множества разных сюжетов.
ХРОНОТОП — (от греч. chronos — время и topos — место) — изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, связи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но наряду с этим не прямо, конкретно отображает пространство и время, а рисует их условный образ, исходя из этого в произведении мастерства художественное пространство и художественное время не тождественны настоящим, это конкретно образы времени и пространства со особенностями и своими признаками. К примеру, время в литературном произведении возможно или соотнесено, или не соотнесено с историческим, возможно постоянным (линейно развертывающимся) либо иметь временные перестановки, возможно намеренно замедлено автором либо свернуто до ремарки; может протекать параллельно в различных сюжетных линиях произведения. Создаваемое писателем художественное пространство — некая модель, картина мира, в котором происходит воздействие. Пространство возможно широким либо узким, открытым либо замкнутым, настоящим (как в летописи) либо вымышленным (как в сказке, в фантастическом произведении). Разные составляющие Х. в произведениях обычно смогут иметь символический суть. В русской литературе возможно сказать об особенном значении таких элементов Х., как деревня и город, небо и земля, дорога, сад, дом, усадьба, порог, лестница и т. д. (пространственные знаки) и смена времен года, переход от дня к ночи и т. п. (временные знаки). Помимо этого, по мысли М.М. Бахтина, жанровая специфика произведения определяется в первую очередь Х. (к примеру, историческое либо пространство и фантастическое время в балладе, эпическое время в произведениях эпических жанров, субъективно отраженные пространство и время в лирических и т. д.).
ЭЛЕГИЯ — (греч. elegos — жалобная песня) — жанр лирики: стих медитативного (от лат. meditatio — углубленное размышление) либо эмоционального содержания, передающее глубоко индивидуальные, интимные переживания человека, в большинстве случаев, проникнутые настроениями грусти, яркой печали. Значительно чаще написано от первого лица. Самый распространенные темы Э. — созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, в большинстве случаев, неразделенная, смерть и жизнь и др. Громаднейшей популярностью данный появившийся в древнюю эру жанр пользовался в поэзии романтизма и сентиментализма.
ЭПИГРАММА — (от греч. epigramma — надпись) — маленькое сатирическое стих, высмеивающее какое-либо лицо либо содержащее отклик на злободневные события публичной судьбе.
ЭПОС — (от греч. epos — слово, повествование, рассказ) — 1. Один из трех главных родов литературы, в отличие от драмы и лирики выдвигающий на первый замысел объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о разных явлениях судьбы, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особенную роль в произведениях эпических жанров играется носитель повествования (автор-повествователь либо рассказчик), информирующий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, наряду с этим отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают большие жанры Э. — эпопея, роман, эпическая поэма, либо поэма-эпопея; средние — малые и повесть — рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят кроме этого кое-какие жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. 2. В устном народном творчестве совокупность эпических песен, сказаний, древние фольклорные эпопеи различных народов, к примеру, «Бевульф».
ЮМОР — (от англ. humour — комизм, причуда, нрав лат. humor – влага; восходит к с древним представлениям о том, что четыре телесные жидкости определяют темперамент человека) — вид комического: метод проявления комического в мастерстве, заключающийся в доброй насмешке; хохот, имеющий собственной задачей не обличение, а указание либо намек на недочёты, каковые не носят характера пороков.