Социопедагогические технологии воспитательной деятельности

Потому, что ценностное отношение человека к окружающему миру обретает такие формы собственного проявления, как рациональную (личность формирует собственные суждения, оценки), эмоциональную (чувственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-деятельную (действия, поступки, поведение), воспитательный процесс всегда представляет собой определенное действие на сознание, эмоции, волю человека Умело организованное воспитание применяет уже имеющиеся психологические образования и опирается на них. Громадное значение имеют тут потребности как рычаги и двигатели практической активности человека. В конечном итоге все трансформации в поведении и сознании личности — это итог удовлетворения либо неудовлетворения ее потребностей. Конкретно в ходе таких исканий человек приходит к выводам о том, как направляться либо не нужно поступать и функционировать.

В деле целенаправленности ориентирования, наровне с потребностями, нужно четко различать такие понятия, как интересы, стимулы и мотивы. Понятия «интерес» и «потребность» достаточно близки, но не тождественны. Потребности, имеющие широкий охват, первичны по отношению к заинтересованностям. Потребности бывают и у животных, интересы появляются лишь у человека.

Мотив представляет собой внутреннее и осознанное побуждение к действию. Такое побуждение в любой момент заключено в собственном сознании человека: это его эмоции, жажды, рвения. Процесс осознания мотивов действия именуется мотивацией.

Мотивы появляются на базе заинтересованностей в следствии их превращения и субъективного осознания в яркие побудители активности. В случае, если мотив возможно разглядывать как осознанную потребность, то интерес представляет собой опредмеченную потребность: среди бессчётных объектов окружающего мира человек отыскал и выделил те, каковые смогут удовлетворить его рвения, влечения и желания.

В ходе развития человека и культурного становления его представления о зле и добре, хорошем и нехорошем красивом и некрасивом осознаются, обобщаются, покупают мотивационную силу и начинают побуждать человека к определенному поведению, что знаменует происхождение личностных убеждений. Убеждения в данной обстановке возможно квалифицировать как понятия, ставшие мотивами.

Стимул — это более широкое понятие, чем мотив. Стимулами именуют в большинстве случаев всякую яркую обстоятельство поступка. Значительно чаще в качестве стимула выступает какая-то внешняя необходимость либо внешнее побуждение. Стимул только тогда делается настоящей побудительной силой, в то время, когда он преобразовывается в мотив.

Ценностные установки как необычные предписания будут определять поведение человека лишь тогда, в то время, когда они прочно войдут в личностную потребностно-мотивационную совокупность. Чтобы это случилось, привносимые идеи должны, по возможности, связываться с личным опытом людей. В противном случае они будут существовать параллельно: человек может знать, что от него требуется а также принимать эти требования на словах, но не будет руководствоваться ими на деле.

Содержание ценностно-ориентирующих действий должно быть таким, дабы оно давало личности удовлетворение через снятие личностных напряжений, помогало разрешению назревших противоречий. Это может выражаться в помощи человеку верно осознать и оценить какое-то явление (познавательно-ценностный эффект); в помощи мнения по спорному вопросу (эффект усиления позиций); в реализации рвения к утверждению себя среди окружающих (коммуникативно-респектабельный эффект); в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект). Нетрудно подметить, что и тут ценностное ориентирование направлено, в первую очередь, на обеспечение оптимального сотрудничества личности с окружающими ее людьми.

Ранее уже отмечалось, что ценностно-ориентационная деятельность, в каких бы конкретных видах она не проявлялась, в любой момент нацелена на формирование мировоззренческих, нравственных, суждений и эстетических понятий. Тут анализируются разные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в собственного рода оценивание, в итоге которого любой из них пробует занять определенную позицию. Подобные оценки смогут складываться стихийно. Но общество заинтересованно в том, дабы вырабатывать и корректировать их целенаправленно.

Самый важный вклад в формирование ценностных ориентации человека вносит семья. В сущности, это первая социальная несколько, в рамках которой мы приобретаем начальные представления о жизненных сокровищах, о том, что отлично и что не хорошо. Тут же люди усваивают несложные нормы поведения, правила взаимоотношений с окружающими, оценки разнообразных жизненных явлений и процессов.

Видное место в совокупности ценностного ориентирования в собственности средствам массовой коммуникации. Печать, радио, телевидение, звукозапись, запись владеют стремительнейшими возможностями действия на оценки, формы и мнение практического поведения людей. Реализуя собственные информационно-просветительские, нормативные аксиологические функции, СМК очень действенно приобщают человека к знаниям, ценностям и нормам общества. Передача настоящих фактов значительно чаще сочетается тут с их сильно выраженной трактовкой. Во многих случаях эффект ориентирования улучшается за счет умелого включения в информационный процесс элементов т.н. художественного повествования. Средства массовой коммуникации являются главными трансляторами разнообразных видов и жанров искусства, которое само по себе входит в число замечательных факторов формирования ценностных установок и ориентации.

Будучи частью социализации личности ценностное ориентирование деятельно осуществляется через образование, органично объединяющее в себе воспитание и обучение. В данной совокупности человек имеет возможность покупать и совершенствовать собственный опыт, знания, умения, навыки. Тут его повседневная жизнь целенаправленно соединяется с культурой. Вклад в формирование ценностных установок и ориентации вносится за счет обогащения совокупности представлений об окружающем мире и их упорядочения методом усвоения научных закономерностей и понятий, нравственных категорий, публично-политических идей, и восприятия художественных образов.

Ключевую роль в ценностном ориентировании личности играется ее ближайшее социальное окружение, в состав которого входят приятели, друзья, сверстники, коллеги и другие представители групп, харастеризующиесяобщностью производственных, социальных и культурных заинтересованностей. Возможность применения общения в ценностно-воспитательных целях базируется на том, что оно при обычном функционировании может выступать в качестве носит людской культуры. не меньше богатым потенциалом в области ценностного ориентирования владеет деятельность разнообразия социокультурных центров. В условиях этих центров имеется пара дорог, методов и средств действия на формирующееся ценностно-ориентационное сознание.

Первый путь действия в полной мере конечно связан с рассмотренной в предшествующих параграфах просветительно-образовательной деятельностью. Приобретаемые тут знания являются хорошей базой для выработки независимой оценки. Но дело не только в этом — передача знаний фактически постоянно сопрягается с прямой либо косвенной оценкой того, что говорится на лекциях, встречах, на занятиях в народных университетах и т.д.

Второй путь представляет собой целенаправленное применение разнообразных презентативных разработок, каковые носят четко выраженный агитационный темперамент и прямо направлены на формирование общественного настроения и общественного мнения. Тут нужно еще раз отыскать в памяти многообразные программы, обозначаемые термином «встречи», и обязательно добавить к ним театрализованные и нетеатрализованные художественно-публицистические программы, очень характерные для современной социокультурной практики.

Еще один путь участия культурно-досуговых центров в ответе разглядываемой неприятности обусловлен природой этих центров как коммуникативных структур. Тут всегда были и остаются очень развитыми разнообразные беседо-дискуссионные формы деятельности.

На современном этапе как в теоретическом, так и практическом замысле деятельно утверждается в полной мере реалистический взор на место и роль в совокупности ценностного ориентирования яркой жизненной практики человека. Громадное значение в этом смысле имеет тесная связь понятий «жизненный опыт» и «витагенный опыт» личности. Под последним понимается личностно значимая, чаще всего актуализируемая составляющая неспециализированного жизненного опыта, талантливая определять важности и меру закономерности тех ситуаций и событий, из которых складывается сама жизнь конкретного человека. Именно она, как вычисляют современные психологи, и образует необычный фильтр, играющий первостепенную роль в ходе влияния внешних действий на установки личности и внутренние ориентации.

Осознать особенности и сущность ценностного ориентирования запрещено без отчетливого понимания социовоспитательных функций совокупности публичных взаимоотношений. В самом широком смысле слова отношения являются связью субъекта с объектами окружающего мира. То, что в большинстве случаев именуется условиями судьбы, — это в первую очередь совокупность настоящих взаимоотношений. Публичная среда применительно к формированию личности также выступает как совокупность публичных взаимоотношений, в иерархии которых эта личность занимает определенное положение.

Ценностное ориентирование человека в конечном итоге является процессом формирования его взаимоотношений к окружающему миру. На современном этапе область таких взаимоотношений непрерывно расширяется. Люди включают в сферу действия и своего познания все большее число объектов и проявляют к ним то либо иное отношение.

Громаднейшее значение имеют отношения личности к обществу в целом (к публичному достоянию, экономическим правилам, идеологии), ее отношение к собственной деятельности и к собственному месту в обществе, ее отношение к вторым людям.

установки и Ценностные ориентации формируются через совокупность внешних действий и совокупность адекватных им реакций. Наряду с этим как действия, так и реакции на них должны непременно затронуть все три сферы людской сознания — эмоции, разум и волю. Без аналогичных реакций нереально появление какого-либо отношения.

Черта публичных взаимоотношений как формирующего средства не имеет возможности ограничиться их содержательной классификацией. В разглядываемой нами плоскости целесообразно разграничивать отношения по уровню их «приближенности» к яркой жизнедеятельности человека. Нет никакого сомнения в том, что в процессах ценностного ориентирования очень ключевую роль играются прямые межличностные сотрудничества и формирующиеся на данной базе отношения — связи.

В общей совокупности социального формирования личности отношения — связи неизменно детерминируют отношения — позиции. Человек наблюдает на мир и относится к миру исходя из того, какое место он занимает среди вторых людей. В случае, если все благополучно в отношениях — связях, то вероятнее полноценными будут и отношения — позиции, другими словами оценки, взоры, убеждения, установки личности.

Работа по ценностному ориентированию взрослых строится во многом в противном случае, чем с представителями вторых возрастных групп. На протяжении ее приходится особенно шепетильно учитывать то, что уже накоплено личностью в ходе ее предшествующего формирования. Взрослый человек — это человек с развитым самосознанием, в котором отражается личностное мировосприятие, переживания, уровень удовлетворенности жизнью и своим положением в целом, совершенства, замыслы, рвения. Он в намного большей мере, чем ребенок включен в сложную сеть взаимоотношений с другими людьми. В жизнедеятельности взрослых центральное место занимает труд, что детерминирует все главные нюансы сотрудничества личности с конкретно обществом и окружающей средой в целом.

То, что взрослые люди владеют большим жизненным опытом, одновременно и облегчает, и затрудняет совершенствования и процесс формирования ценностных ориентации. Тут мы имеем возможность всегда опираться на солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний человека. Что касается дополнительных трудностей, то они связаны, в первую очередь, с наличием в опыте некоторых людей, наровне с хорошими, и отрицательных моментов — искаженного восприятия действительности, укоренившихся вредных привычек, накопившихся в силу последовательности обстоятельств разочарований и т.д.

Фактически любое из личностных качеств, формирование которых есть предметом и целью ценностного ориентирования, может развиваться как на уровне специального, так и на уровне обыденного сознания. В последнем случае возможность нежелательных отклонений от нормы значительно увеличивается. Из этого, наравне с проблемой формирования в собственном смысле, в работе с взрослыми, появляется необходимость в определенном совершенствовании уже сложившихся взоров, точек зрения, оценок и суждений. В общей структуре действия существенно возрастает вес влияний, направленных на перестройку некоторых личностных качеств. Эта громадная и непростая работа направлена на то, дабы оказать помощь человеку глубже осознать окружающую судьбу и вернее осмыслить все, что происходит около. Совокупность целенаправленного ориентирования оказывает помощь людям поднять их эмпирический опыт на новую, более высокую ступень. Как отмечалось выше, личная практика взрослых может стать весьма полезным источником и для практических, и для научно-теоретических выводов. Но это происходит лишь при условии, в случае, если организаторы ценностного воспитания являются квалифицированными психологами, отлично знают местную судьбу, всегда опираются на конкретные факты и, что самое основное, могут дифференцированно доходить к каждому человеку.

Взрослые люди, в большинстве случаев, очень разборчивы в восприятии ценностно ориентирующих действий. Поступающая информация в значительной степени фильтруется и опосредуется ранее появившимися личностными качествами. Взрослые деятельно проявляют собственную избирательную направленность: одно принимают, второе значительно корректируют, третье — отбрасывают вовсе. Следовательно, помощь взрослым в их ценностной ориентации неразрывно сливается с самовоспитанием, и опыт говорит, что именно на данной базе удается достигнуть самые эффективных результатов.

Вместе с тем было ошибочным абсолютизировать ценностно-ориентационную роль жизненных уроков, где человек постоянно остаётся один на один с жёсткой и ожесточённой действительностью. Сугубо личные и в какой-то мере стихийные поиски ориентации, конкретных способов и установок удовлетворения потребностей смогут привести и часто приводят людей к обретению отрицательного опыта, убеждений и неверных взглядов. Целенаправленное ориентирование оказывает помощь отыскать самая правильную дорогу. Вот по какой причине нужно постоянно учитывать и применять личностные потребности, жажды и интересы, но ни при каких обстоятельствах не нужно идти у них на предлогу. Более того, часто в настоящей практике ценностного воспитания приходится тормозить определенные побуждения личности, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло а также разламывать уже сложившиеся стереотипы.

Изо всех существующих видов деятельности человека в сфере свободного времени ценностно-ориентационная деятельность самый тяжело поддается вычленению в чистом виде. И это в полной мере закономерно: в определенной степени ценностное ориентирование есть элементом любого вида деятельности. Вместе с тем имеется множество занятий, где процесс оценивания играется ответственную системно образующую роль. Эти занятия прямо нацелены на коллективный разбор определенных вопросов и на выработку соответствующих точек зрения, оценок и суждений.

Особенного внимания заслуживает активное применение в совокупности организации развивающего личность досуга таких форм ценностного ориентирования, как споры, дискуссии, читательские и зрительские конференции. Продуктивность их обусловливается первым делом хорошей возможности включения в процесс выработки элементов и ориентирования исследования коллективных ответов. В этих условиях появляются благоприятные предпосылки для проверки личных оценки и суждений их достоверности. Программы дискуссионного типа оказывают помощь человеку заметить обсуждаемую проблему глазами собственных собеседников, выяснить имеющиеся на данный счет позиции и взгляды, обучиться избегать допускаемые вторыми неточности и преодолевать ограниченность собственных воззрений.

Тут анализируются разные события, квалифицируются отдельные факты, поступки, поведение. Люди вовлекаются в собственного рода разбирательство, в итоге которого любой приходит к тем либо иным выводам. Кроме того самые большие, масштабные неприятности покупают для человека глубоко личностный суть, в то время, когда он вместе с другими всегда обсуждает и оценивает события и факты повседневной судьбе. Крайне важно то, что у людей в этом случае увеличивается чувство ответственности и собственной значимости за все происходящее около.

Распространенной проблематикой досугового общения для того чтобы типа есть морально-этический нюанс повседневной деятельности человека, его простая нравственная практика. Эта проблематика отвечает всем главным требованиям, предъявляемым к дискуссионной теме: она имеет публичную и личностную значимость, тут особенно довольно много вопросов, ответ которых возможно другим, и, наконец, в данной области любой взрослый человек владеет достаточно богатым опытом и, следовательно, в полной мере компетентен в качестве участника неспециализированного беседы. Последнее событие связано с тем, что элементарное моральное познание органично вливается в публичную судьбу и не требует какой-либо особой научно-теоретической подготовки. Это, фактически, и позволяет различным по возрасту, профессии, знаниям людям, опираясь на собственный нравственный опыт, сообща искать и обнаружить верные ответы спорных неприятностей.

В ходе бесед, диспутов и обсуждений осуществляется собственного рода взаимовоспитание. Тут человек обычно приобретает такую данные, которая не проходит не по каким вторым каналам. Это предпосылка овладения и важный источник совокупностью несложных, неписаных норм нравственности. Подобное общение формирует нужную свойство эмоционально откликаться на все, что происходит около, оказывает помощь давать предупреждение накопление отрицательного опыта, нейтрализует и тормозит нежелательные внешние влияния.

При совместном размышлении, ассимилирующем суждение нескольких людей, имеется большая возможность того, что в ответ вопросов будет внесено больше объективности и ясности. Насаждая в той либо другой мере конформизм, общение параллельно с этим развивает и критичность ума. Кроме того самоутверждение в группе в любой момент связано с неким интеллектуальным обособлением, которое содержится в сознательной выработке самобытных, взглядов и индивидуальных суждений.

В разглядываемом замысле ключевую роль играется еще одна особенность ценностного ориентирования, появляющаяся на протяжении совместного дискуссии вопросов. Тут интенсифицируется процесс формирования убеждений. Как мы знаем, знания об окружающем мире сами по себе не являются элементом нравственности и идейности. Они становятся таковыми только при условии, в случае, если человек, восприняв данные, прочувствует ее и сформулирует к ней личное отношение.

Как показывает опыт, беседы, появляющиеся в ходе общения, — это обязательно разбор громадных и малых «проблемных обстановок». Общение учит разбирать, докапываться до сути, логически мыслить. Причем все совершается в эмоционально насыщенной обстановке и исходя из этого весьма интересно, конечно, лишено нарочитости и дидактичное™.

Разглядывая процесс повседневного сотрудничества с позиций его ценностно-ориентационных возможностей, нельзя забывать, что в этом случае речь заходит о сотрудничестве людей, находящихся в особенном положении. В силу жизненных событий они поставлены в сходные природные, производственные, культурно-бытовые условия и исходя из этого имеют объективную предрасположенность к консолидации в собственном отношении ко многим процессам и явлениям окружающей действительности. Оценка всего происходящего осуществляется ими в целом с однородных позиций. К этому нужно добавить, что громадные идеи по большому счету не существуют для человека в абстрактно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и настоящее воплощение в поступках и делах совсем конкретных лиц, действиях конкретных организаций и объединений, в строго инициативах и конкретных акциях. В силу этих факторов в разглядываемой нами обстановки создаются очень благоприятные условия для создания настроения и общего мнения. Но каким будет их направленность и характер, зависит от многих дополнительных обстоятельств. Упомянутое выше единство может содействовать формированию не только верных, но и ущербных оценок, к примеру, оценок с субъективистских, местнических, узкогрупповых позиций.

На протяжении общения, имеющего ценностно-ориентационную направленность, человек не просто приобщается к миру другого, элементарно умножая суждения и свои познания. Тут люди приобретают данные, которая уже содержит определенный оценочный элемент. Такая предваряющая селективность значительно чаще разрешает более глубоко пробраться в сущность разбираемых процессов и явлений. Но наровне с преимуществами тут имеется и собственные негативные стороны. Каждая опосредованность восприятия увеличивает и возможность субъективизма, искажения. В этом случае они особенно страшны, потому что искаженная информация также передается и, следовательно, умножает собственный вредное влияние.

Значимая изюминка совместных размышлений — их сильная эмоциональная насыщенность. Тут в воздействие вступают такие социально-психотерапевтические феномены, как подражание и заражение, за счет которых осуществляется необычная «разгонка» эмоциональных переживаний. Это собственного рода чувственная ступень в развитии повседневной ценностно-ориентационной деятельности. Складывающиеся в суждения и таких условиях представления отличаются громадной податливостью по отношению к внешнему действию. И крайне важно целенаправленно оказать влияние на них именно на этом раннем этапе. В противном случае по целому последовательности позиций в будущем нужно будет переделывать, разламывать сложившиеся стереотипы, а это сверхсложный, болезненный и трудоемкий процесс.

В наше время по-особенному высвечивается очень важная для обычного функционирования ценностно-ориентационных процессов неприятность лидеров и лидерства. На этапе кризисного развития общества, в то время, когда на людей обрушивается большой поток весьма непростой и довольно часто противоречивой информации, не все выясняются талантливыми самостоятельно разобраться в обилии фактов и сведений. Современная ситуация характеризуется очень сложным и противоречивым течением событий. Иногда человек не имеет возможности верно сориентироваться в происходящем, систематизировать факты, дать им обоснованные оценки. Независимый анализ того, что происходит в изменяющемся мире, далеко не всегда отличается определённостью и чёткостью. На протяжении его имеется опасность неправильного осмысления яркого жизненного опыта. Тут особенно мешает характерная многим завышенная оценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с позиции так именуемого здравого смысла. По данной и целому последовательности вторых обстоятельств все более возрастает потребность в более качественном истолковании фактов и увеличивается роль тех, кто способен дать квалифицированную интерпретацию быстротекущих и обычно противоречивых событий.

Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные комментаторы, оправдывается далеко не всегда. Чисто психологически тут нужен еще кто-то, о ком возможно сообщить — «это один из нас», его мы знаем, ему верим, с ним возможно потолковать, поспорить, дать согласие либо не дать согласие, но не прислушаться к нему запрещено. Нельзя исключать, что сейчас в совокупности воспитательной работы нам больше всего не достаточно конкретно таких «фаворитов мнения».

Мы уже говорили о том, что на современном этапе педагогика досуга стала деятельно впитывать в себя научные знания из области возродившейся социальной педагогики. Первым делом это коснулось учения о социальном воспитании, которому социальные педагоги уделяют самое внимание.

Социальное воспитание нацелено на то, дабы человек, начиная с самых юных лет, удачно осваивал принятые в обществе типы поведения. На практике это происходит различными дорогами. Один из них — освоение людьми публичной культуры, содержательно смысловым ядром которой именно и есть целостная совокупность представлений о социально одобряемых типах поведения. Подобную данные непременно включают в себя все главные формы публичного сознания: наука, мастерство, мораль, право, религия и т.д. не меньше ответственным тут есть распространение лучших образцов социального опыта через совокупность яркого повседневного общения людей между собой. Это живая этика всегда была значимой, но на современном этапе ее функции становятся особенно весомыми.

Верно выстроенное социальное воспитание во многом содействует снятию личностных напряжений и разрешению назревших противоречий. Это возможно: уменьшение неопределенности — оказать помощь человеку осознать и оценить какие-то явления (познавательный эффект), помощь во мнении по определенному спорному вопросу (эффект усиления позиции), помощь в выборе линии практического поведения (ориентационный эффект) и т.д.

На современном этапе для педагогики досуга очень увлекательными являются три направления социопедагогических изысканий. Первое из них включает в себя социально-педагогическую иерсонологию, в рамках которой исследуются внутренние условия становления социальных норм и качеств социального поведения личности: направленность, ценностные установки, ориентации, самосознание. В состав второго направления входят неприятности, которые связаны с социальным формированием индивида в контексте и под влиянием групп яркого общения, куда включаются семья, детские сообщества, соседские общности, социокультурные объединения, учебные и трудовые коллективы и т.д. Содержанием третьего направления делается комплекс социально-психотерапевтических неприятностей социетального уровня. Ко мне относится изучение механизмов действия на такие массовидные явления психики, как традиции, нравы, публичное мнение, публичное настроение, мода, с целью превращения их в действенный регулятор социального поведения людей.

Рекомендуемая литература к главе III

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 1987.

2. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. — М.: Прогресс, 1980.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1975.

4. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. — М., 1994.

5. Гурова Р.Г. Социологические неприятности воспитания. — М.: Педагогика, 1981.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с подростками и детьми. — М., 2001.

7. Зеленко В.А. Практика внешкольного образования в РФ. -М.; П., 1923.

8. Зюбин Л.М. Психология воспитания. — М: Верховная школа, 1991.

9. Каган М.С. Философская теория сокровищ. — СПб., 1997.

10. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. — М.: МГУКИ, 2004.

11. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. — М., 2001.

12. Лихачев Б.Т. Введение в историю и теорию воспитательных сокровищ. — Самара, 1997.

13. Лозовой В.А. Самовоспитание личности: Философско-социо-логический анализ. — Харьков, 1991.

14. Махлина СТ. Язык мастерства в контексте культуры. — СПб., 1995.

15. Мудрик А.В. Общение в ходе воспитания. — М., 2001.

16. Неменский Б.М. Мудрость красоты. — М., 1981.

17. Никандров Н.Д. Российская Федерация: социализация на рубеже тысячелетий. — Л., 2000.

18. Новикова Г.Н. Технологические базы социально-культурной деятельности. — М., 2004.

19. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

20. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, способы. — М., 1969.

21. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные разработки. — М., 2002.

22. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. — СПб., 1996.

23. Триодин В.Е. теория и История социально-культурной деятельности. — СПб., 2000.

24. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. — М., 1950.

25. Шахвердов Г.Г. Воспитание народа. — М., 1924.

26. Щученко В.А. Ценностный мир русской культуры. — СПб., 1995.

27. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. — М.; Воронеж, 1996.

задания и Вопросы к главе III

1. Охарактеризуйте главные сущностные черты процесса воспитания на современного этапе.

2. Каковы главные этапы воспитательного процесса.

3. Что направляться отнести к наиболее значимым организационно-воспитательным правилам социального формирования личности

4. Назовите и охарактеризуйте главные способы воспитания

5. Чем измеряется эффективность воспитательного процесса

6. Дайте чёрта главных групп используемых в сфере досуга организационных форм воспитания.

7.Раскройте главные структурные элементы процесса воспитания.

8. Дайте объяснение формуле: воспитание — это формирование ценностных привычных форм и установок поведения личности.

9. В чем содержится связь социального и личного в ходе воспитания.

10. Каковы особенности ответа воспитательных задач в работе с взрослыми людьми?

11. В чем содержится сущность современного культурологического подхода к воспитанию?

Глава IV.

Новые педагогические технологии в воспитании младших школьников в свете ФГОС


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: