Чтение было любимым занятием юного Руаля Амундсена. Мальчика тяжело было оторвать от книги. Он зачитывался описаниями путешествий в далекие государства.
Особенно яркое впечатление произвело на него описание, ужасной смерти известного полярного путешественника Джона Франклина. Руаль светло воображал себе, как горсточка людей, затерянная в бескрайних ледяных просторах, пробирается через свирепую пургу. Вот замерзающие, голодные люди, сбиваясь с ног, падают, обессиленные в ожесточённой неравной борьбе с жёсткой и безжалостной стихией. Дабы хоть как-нибудь утолить голод, путешественники едят кожу собственных сапог. Руаль попытался прочесть все книги о полярных путешествиях, каковые ему удалось дотянуться. Его влекли к себе неизведанные государства, расположенные у полюсов Почвы.
Карта путешествий к Южному полюсу.
Втайне от матери Руаль начал подготовиться к полярным путешествиям. Он знал, что исследователи Почвы были людьми сильной воли, храбрыми, выносливыми, владевшими крепким здоровьем. И Руаль решил усиливать собственный здоровье. Он закаляется, обливаясь ледяной водой, в самые сильные морозы спит с открытым окном. Раньше он не обожал стремительных, подвижных игр. Сейчас он играется в футбол, что лучше второй игры усиливает мускулы ног, зимний период занимается лыжным спортом и скоро делается одним из лучших лыжников Норвегии.
Исподволь готовя себя к путешествиям, Амундсен изучает в университете медицину, усиленно занимается германским, французским и британским языками. Будущему путешественнику нужно знать языки.
В то время, когда у Амундсена погибла мать, он решил быстро поменять направление собственной деятельности — сделаться навигатором дальнего плавания. Дабы сдать экзамен и взять диплом навигатора, требовалось прослужить как минимум несколько лет матросом. Безотлагательно, Амундсен поступает матросом на парусную зверобойную шхуну и отправляется промышлять тюленей к берегам Шпицбергена. Сейчас ему исполнилось 22 года. Скоро он делается мастером на все руки: отлично бьет тюленей, умело снимает с них шкуры и сало, трудится на веслах, моет палубу и т. п. Возвратившись в Норвегию, Амундсен перешел на судно, отправлявшееся в Канаду. Как ассистенту кока, ему поручили печь хлеб для всей команды. Руаль радовался возможности купить еще одну специальность, которая понадобится в полярных путешествиях.
Амундсен плавал на многих судах. Он побывал в Мексике, Испании, Англии, в Африке. В 1896 г. он сдал экзамен на навигатора дальнего плавания. Скоро на шхуне «Бельгика» юный навигатор отправился в антарктическую экспедицию для изучения земного магнетизма. В первый раз он самостоятельно вел судно.
Это была не легкая экспедиция. Амундсен принимал участие в долгом походе на санях по материковому льду. Тут на каждом шагу путников подстерегали опасности; метель запорошила снегом глубокие трещины, холод обжигал лицо.
Неточность главы экспедиции чуть не погубила все предприятие. С наступлением холодного времени нужно было уходить к северу. Не обращая внимания на предупреждение Амундсена, этого не сделали, и судно, двигаясь на юг, попало в ледяную ловушку. Было нужно стать на зимовку. Начался голод. Люди болели цингой. Лишь энергичные меры Амундсена спасли всех от смерти. Он добывал тюленей, мясо которых вернуло силы умирающей команды. Это путешествие длилось около двух лет.
Сейчас Амундсен, умелый полярный путешественник, имел возможность приступить к подготовке независимой экспедиции. Он задумал пройти на корабле на протяжении северных берегов Америки с востока на запад и открыть так называемый Северо-Западный морской путь. Замыслом экспедиции он поделился с Нансеном. «Нансен одобрил мой замысел. Данный сутки я считаю началом существования моей экспедиции»,— писал Амундсен потом.
Дабы избежать неточностей прошлых мореплавателей, пробовавших пройти Северо-Западным проходом, он шепетильно изучил их отчеты, карты и планы. Амундсен решил идти на мелком судне с маленькой осадкой, максимально ограничив состав участников экспедиции.
Он купил мелкую парусную яхту «Йоа» с керосиновым мотором в 13,5 лошадиных сил. Сперва Амундсен испытал ее мореходные качества, плавая между Шпицбергеном и Гренландией. «Йоа» кроме того в тяжёлых условиях плавания вела себя замечательно. В то время, когда все было готово к отплытию, судно посетил Нансен и отыскал, что все в полном порядке. Сейчас возможно было смело отправляться в путь.
«Как чудесно: никакого тревоги, никаких надоедливых кредиторов, никаких неинтересных людей с плохими предсказаниями либо кроме того с странными ухмылками! Лишь мы на яхте — семеро радостных и радостных людей. Со твёрдой верой и светлой надеждой мы шли навстречу отечественному будущему»,— записал Амундсен по выходе в море.
Но радоваться было преждевременно. Тяжелые опробования выпали на долю храбрецов, когда они приблизились к берегам Гренландии: «Йоа» чуть не наскочила на гора, ошибочно продемонстрированную на карте в другом месте. Путь на запад пролегал среди множества небольших островов, исходя из этого продвигались медлительно, ощупью, ведя постоянное наблюдение за глубиной моря.
в один раз в проливе налетел ураган, волны подхватили суденышко и понесли его на горов. Смерть яхты казалась неминуемой. Огромные волны обрушивались на палубу. Судно ударилось о скалы, очень сильно повредив себе киль. А в первых рядах снова показалась мель, которая приближалась с громадной скоростью. По приказу Амундсена целый палубный груз — много килограммов продовольствия — полетел за борт. Но было уже поздно. Огромная волна бросила судно о камни, а второй вал поднял яхту, и она опять закачалась на волнах. Внезапно рулевой со страхом закричал: «Судно не слушается руля!»
Опоздал Амундсен принять какое-либо ответ, как яхта ударилась о подводные камни. «Руль опять в порядке!» — крикнул рулевой.
Оказалось, что при ударе руль каким-то чудесным образом снова стал на собственный место. Послушная рулю яхта отошла от мелей. Она была спасена.
Так, полные опасностей и самых неожиданных приключений, проходили дни за днями.
«Йоа» медлительно пробиралась среди извилистого лабиринта проливов, отделяющих Канадский Арктический архипелаг от берегов Америки.
Наступила полярная ночь, и корабль, выбрав эргономичную бухту, стал на зимовку. Но стоянка нежданно затянулась: лето 1904 г„ выдалось холодное, лед в бухте не вскрылся, и было нужно остаться на вторую зимовку. Как ни тяжелы были условия судьбы, к чести Амундсена, никто из его спутников не заболел цингой. Глава экспедиции пристально смотрел за тем, дабы любой ее участник имел работу. Неизменно велись метеорологические и астрономические наблюдения. Амундсену удалось выяснить новое расположение магнитного полюса. Это было одно из больших научных достижений экспедиции.
В августе 1905 г. «Йоа» опять вышла в плавание и по окончании ожесточённой борьбы со льдами, штормами и туманами благополучно достигла Тихого океана.
Амундсен завершил долгий период попыток многих поколений отважных путешественников пройти Северо-Западным проходом.
Сейчас Амундсен получил известность как смелый путешественник и исследователь. Он приступил к подготовке экспедиции на Северный полюс, решив на «Фраме» Нансена (см. стр. 450) повторить дрейф.
Перед самым выходом в море было получено известие, что Пири открыл Северный полюс. Эта новость была тяжелым ударом для Амундсена. Но отступать было поздно. В то время, когда путешественник вышел в море, он поменял собственный замысел и направился не на север, как о том заявлял официально, а на юг, дабы постараться открыть Южный полюс. О собственном ответе он заявил команде нежданно, в то время, когда «Фрам» уже был в Атлантике.
Известный норвежский путешественник Руалъ Амундсен. В 1911 г. он первым в мире достиг Южного полюса.
На берегу Антарктиды Амундсен разбил лагерь и решил устраиваться на зимовку, отослав «Фрам» в более низкие широты. Остаток лета ушел на организацию трех продуктовых складов по пути к полюсу. По обе стороны от каждого склада путешественники поставили высокие вехи с знамёнами, дабы эргономичнее было их обнаружить обратном пути. Продолжительная полярная ночь прошла благополучно, и весну путешественники встретили бодрыми и здоровыми. Они стали готовиться к походу на полюс.
20 октября 1911 г. Амундсен вместе с четырьмя спутниками отправился в путь. Погода помогала путешественникам. Собачьи упряжки двигались весьма скоро. По дороге устраивали новые продуктовые склады. На 85° юли. путь преградили горы. Восхождение на горы по обледенелым склонам очень сильно замедляло перемещение. Время от времени приходилось запрягать в одни сани по 20 псов и помогать им взбираться в гору. Амундсен так обрисовывает данный тяжёлый путь по леднику: «Тут начались отечественные мытарства; нам приходилось делать громадные обходы, дабы миновать пара широких трещин и взбираться вверх по ледяной коре. На следующий сутки мы достигли высоты 5600 м и остановились тут на ночлег. Ночью разразился сильнейший буран, так что на другой сутки путешествие было нужно прервать. Но буран продолжался и на третий сутки. С неспециализированного согласия решено было не ожидать окончания бурана, а идти вперед».
Лишь неподалеку от полюса кончились цепи гор, и перед путешественниками открылось достаточно ровное плоскогорье.
14 декабря 1911 г. полюс был достигнут. Он был, по измерениям Амундсена, на высоте около 3000 м над уровнем моря. «Сделав остановку,— пишет Амундсен,— мы собрались в тесный кружок и поздравили друг друга. Мы имели все основания признать отечественные заслуги в данной победе, и это выразилось в крепком рукопожатии. После этого мы празднично установили норвежский флаг».
Трое дней путешественники пробыли на полюсе, проводя наблюдения. Стояла хорошая, солнечная погода. После этого Амундсен и его спутники благополучно возвратились на собственную базу в бухту Китовую, где их уже ожидал «Фрам», дабы отвезти на родину.
В Норвегии Амундсену был оказан праздничный прием, как национальному храбрецу.
Новые планы появляются в голове путешественника. Он разрабатывает проект и сооружает корабль «Мод» с такой же яйцевидной формой корпуса, как у «Фрама», водоизмещением в 292 т. Амундсен решил пройти на протяжении берегов Сибири Северным морским методом, повторив путь, пройденный шведом Норденшельдом на судне «Вега» в 1878-1879 гг., а позднее, в 1910-1915 гг.,— в противоположном направлении, из Владивостока в Архангельск, русской экспедицией Вилькицкого на ледокольных пароходах «Вайгач» и «Таймыр». Обе экспедиции шли с зимовками.
В 1918 г. Карское море было забито тяжелыми льдами, и Амундсену было нужно затратить весь месяц, дабы преодолеть их. Обогнув самую северную точку материка — мыс Челюскин, «Мод» скоро попала в непроходимые льды и зазимовала. На протяжении зимовки с Амундсеном произошло несчастье: в один раз сторожевая собака столкнула его со сходней на лед, и он сломал себе ключицу. Опоздал он совсем поправиться, как на протяжении прогулки невдалеке от судна на него налетела разъяренная медведица, повалила на лед и сорвала шубу, оцарапав пояснице. Медведица покинула Амундсена, в то время, когда заметила, что собака ринулась на медвежонка. Жизнь путешественника была спасена.
Лишь через год, поздно в осеннюю пору, «Мод» опять забрала курс на восток. Но плавание длилось недолго: судно застряло во льдах и стало на вторую зимовку. На Аляску «Мод» прибыла летом 1920г. По окончании ремонта судна Амундсен собирался идти в Арктический бассейн, дабы, вмерзнув в лед, повторить известный дрейф Нансена. Он рассчитывал, что его корабль попадет со льдами на Северный полюс. Но тяжелые льды прижали «Мод» к берегу, и она в третий раз зазимовала около берегов Чукотки.
Весной корабль пришел на Аляску, а летом 1922 г. под руководством Вистинга опять отправился в Северный Ледовитый океан. Вмерзнув в лед к востоку от о-ва Врангеля, «Мод» дрейфовала с 1922 по 1925 г. геофизик и Свердруп Мальмгрен непрерывно вели научные наблюдения. Но Амундсена на судне не было. Увлекшись идеей полярных изучений при помощи самолета, он покинул «Мод» и возвратился на родину.
Тут Амундсен обучился руководить самолетом и сдал экзамен на звание гражданского летчика.
В 1925 г. Амундсен с пятью спутниками на двух самолетах отправился в полет со Шпицбергена на полюс, но не достиг его. Только чудом удалось всем участникам этого храброго полета на одном из гидропланов возвратиться обратно. Второй самолет был раздавлен льдами по время вынужденной посадки из-за неисправности мотора. А в будущем году Амундсен пролетел над полюсом на дирижабле «Норвегия».
Руаль Амундсен погиб в 1928 г. при спасении итальянской экспедиции, отправившейся к Северному полюсу на дирижабле «Италия». Ему было лишь 56 лет. Отважный исследователь, определив об аварии дирижабля, спешно вылетел из Норвегии на помощь. Самолет «Латам», на котором летел Амундсен, пропал без вести. Спустя пара месяцев в море был отыскан один из поплавков этого гидроплана. Возможно, «Латам» упал в море и все его пассажиры вместе с отважным полярным исследователем Амундсеном погибли.