Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений

Начнем с того, что достаточно большую группу визитёров консультации составляют дети, у которых, как показывает обследование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но одновременно с этим отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, появляющиеся в связи с их возрастными либо лично-психотерапевтическими изюминками. Мы сталкивались, к примеру, с жалобами своих родителей на упрямство и непослушание детей (особенно в кризисы ), неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, «беззастенчивость», «лживость» (за которую часто принимают так именуемую псевдоложь, т. е. детское фантазирование), слабоволие (а правильнее, непроизвольность поведения) и т.д. Эти и многие другие очень разные по собственной психотерапевтической природе изюминки поведения дошкольников довольно часто являются причиной недовольства своих родителей, приводя к эмоциональной напряжЁнности взаимоотношений и взаимное раздражение.

Но практика консультирования говорит о том, что столь многообразные жалобы часто (не смотря на то, что, само собой разумеется, далеко не всегда) имеют в базе одну неспециализированную обстоятельство: незнание либо сознательное игнорирование родителями возрастных необходимых условий и норм развития. (Увидим, что подобные жалобы особенно довольно часто высказываются родителями, имеющими единственного ребенка.) Обширно распространенная установка на «в любой момент послушного» («эргономичного») ребенка либо рвение получать опережающего превосходства и хода развития собственного ребенка над вторыми — при всем различии эти родительские позиции на практике приводят к неспециализированному следствию — завышению требований к детям. Конкретные примеры попыток неестественного форсирования развития, перегрузок и сверхтребований к дошкольникам очень бессчётны: от настойчивого обучения трех-четырехлетних детей чтению до интенсивных занятий шестилетнего ребенка в один момент музыкой, исправлением дефектов и иностранным языком речи с логопедом.

Определенный хороший эффект в таких случаях дает разъяснение закономерностей и особенностей развития в данном возрасте, настойчивая «реабилитация» в глазах своих родителей огромного развивающего значения обычных для дошкольников видов деятельности, раскрытие настоящих опасностей неумелого форсирования умственного развития за счет перенапряжения имеющихся у ребенка психотерапевтических и физиологических резервов. Во многих случаях, чтобы снять у своих родителей необоснованное беспокойство и тенденцию к предъявлению сверхтребований, оказывается достаточно объективной оценки психологом развития ребенка — непременно с указанием на сильные и не сильный его стороны.

Так, на фоне неверных и высокой тревожности родительских установок, и незнания специфики дошкольного возраста последовательность обычных жалоб своих родителей появляется, по сути дела, в связи с в полной мере обычными («законными») возрастными изюминками психологического развития детей. К примеру, современные дети часто страдают от недостатка совместной деятельности и общения с родителями, в особенности таких форм общения, как внеситуативно-познавательное и личностное. Эта обстановка провоцирует у дошкольников различные проявления бессознательного протеста, а также негативизм, непослушание, капризность, каковые, но, в большинстве случаев интерпретируются родителями как проявления «плохого характера».

В отношении детей младшего и среднего дошкольного возраста не меньше довольно часто звучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, «отсутствием воли», нежеланием подождать, приложить упрочнения, показать целеустремлённость и терпение и т.д. В базе всех этих жалоб часто лежат необоснованно завышенные с позиций возрастных возможностей требования к контролю и произвольному управлению за поведением а также психологическими процессами («запомнить», «быть внимательным» и т.д.), неразличение «знаемых» и «реально действующих» мотивов поведения и др. Сложность обстановки, но, содержится в том, что за совершенно верно такими же, на первый взгляд, жалобами своих родителей смогут находиться и в полной мере обоснованные тревоги по поводу значительных неприятностей: к примеру, при задержке умственного либо неспециализированного психологического развития (инфантилизме) заметно страдает ре-гуляторная деятельности ребёнка и сторона поведения. Помимо этого, широкое распространение среди дошкольников на данный момент взял синдром гиперактивности с нарушением внимания, о котором будет сообщено ниже [81].

Одновременно с этим анализ многих случаев говорит о том, что много неадекватных требований, предъявляемых к детям, редко разъясняется лишь неосведомленностью своих родителей довольно возрастных норм развития: значительно чаще они бывают связаны с разными личностными проблемами самих своих родителей. Как правило такая обстановка свидетельствует как минимум о слишком мало чутком отношении своих родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к его реальным возможностям и потребностям, а подчас кроме того об эмоциональном неприятии его. Неадекватные жалобы на собственных детей свойственны, к примеру, для своих родителей, не удовлетворенных собой и проецирующих нереализован-ность собственных жажд на детей либо склонных к авторитарности, эгоцентризму, лишенных гибкости поведения. В этом же последовательности направляться упомянуть и некоторых отцов и матерей, слишком мало зрелых для роли своих родителей, тяготящихся заботой о ребенке, загруженных собственными делами и проблемами. В таких случаях жалобы своих родителей показывают не только на неблагополучие фактически детско-родительских взаимоотношений, но и обстановки в семье в целом, что требует терапии домашних взаимоотношений и (либо) проработки родителями собственных неприятностей [26; 142; 182].

Кроме этого содействуют дисгармоничности взаимоотношений между детьми и родителями выраженные различия их темпераментов либо характерологического склада, в случае, если эти расхождения не осознаются и не учитываются в должной степени родителями.

Как пример для того чтобы рода разглядим коротко случай Оли С. (6; 09) — единственного ребенка из в целом успешной и полной семьи.

Мать девочки обратилась в консультацию с жалобами на «рассеянность дочери, неумение ориентироваться в ситуации, замедленность, тупость в восприятии нового, в понимании некоторых обстановок» и т.д. Мать испытывала сильную тревогу в связи с предполагаемыми ею в будущем громадными трудностями Оли в школе, в особенности с математикой, и «по большому счету в жизни». Хороший уровень знаний девочки сейчас мама признавала, но полностью относила за счет интенсивных домашних занятий, из-за которых Оля, к примеру, обучилась просматривать в 4 года. Вопреки опасениям матери, обследование девочки продемонстрировало, что неспециализированный уровень познавательного развития ребенка (наглядно-образное мышление, обращение, установление причинно-следственных связей, рассуждение и др.) не только не был сниженным, но, наоборот, соответствовал показателям высокой возрастной нормы. В один момент у девочки отмечались богатое воображение, отлично развитая игровая деятельность и несомненная художественная одаренность (в рисовании, лепке). Девочка отличалась мягким, покладистым характером, а ее отношения как в семье, так и с подругами в детском саду складывались достаточно ровно, бесконфликтно. Одновременно с этим в эмоционально-личностной сфере полного благополучия не было: у Оли проявлялись черты неуверенности, тревожности, замкнутости, обидчивости. Как писала в собственном произведении о дочери мать Оли, «ругать ее нереально, сходу начинает плакать». Время от времени у девочки отмечались ночные страхи, часто пониженное настроение.

Анализ вероятных обстоятельств столь резкого расхождения оценок свойств девочки психологом и родителями-консультантом продемонстрировал, что главную роль тут игралось выраженное различие черт характера и дочери и личностного склада матери. В отличие от собственной мамы — эмоциональной, открытой, энергичной, подвижной дамы с чертами ги-персоциализированности и тревожности, — Оля была склонна к большей замкнутости, внутренней глубокой переработке переживаний и впечатлений. На земле неспециализированной медлительности и недостаточной, с позиций мамы, открытости ребенка между ними довольно часто появлялись трения. Благодаря высокой чувствительности к проявлениям недовольства со стороны матери, к которой девочка испытывала глубокую привязанность, у нее только возрастали медлительность, замкнутость. Конкретно подобные состояния заторможенности (особенно нередкие при прямом сотрудничестве в обстановках обучения) и воспринимались матерью как «отключенность» а также «тупость» девочки.

Жалобы матери, так, не подтвердились, но одновременно с этим ее недовольство обстановкой выяснилось не беспочвенным: настоящие обстоятельства неприятности были связанными как с личными изюминками ребенка, так и с неадекватным к ним отношением со стороны своих родителей. Сохранение сложившихся взаимоотношений вело к невротическому формированию ребенка, но в следствии их трансформации благодаря своевременной консультативной помощи этого удалось избежать. Спустя три года были взяты следующие катамнестические эти: Оля превосходно получает образование двух школах (языковой и художественной), отношения в семье хорошие. По словам матери, психотерапевтическая консультация помогла ей снять подозрения в интеллектуальной недостаточности ребенка, а после этого понемногу перестроить отношение к дочери, встретиться с ней своеобразие характера и реальные достоинства. Со своей стороны более глубокое познание девочки разрешило матери спокойнее переносить ее медлительность. Увидим, что дополнительную роль в появлении необоснованных тревог своих родителей в этом случае сыграло и неадекватно завышенное представление их о нормах психологического развития детей, — событие, очень распространенное.

В числе своеобразных для дошкольного возраста неприятностей мы много раз сталкивались, к примеру, с необоснованной тревогой своих родителей по поводу нормальной для данного возраста увлеченности ребенка фантазированием и игрой. На происхождении аналогичных опасений, разумеется, отражается тот факт, что случаи овладения дошкольниками высокими формами развития игровой деятельности на данный момент становятся вправду нетипичными. К сожалению, происходит заметное обеднение содержания детских игр и уменьшение их места в жизни дошкольников (не обращая внимания на наличие выраженной игровой мотивации) в связи с недочётом их контактов со старшими детьми — носителями игровой субкультуры, и не сильный вниманием как своих родителей, так и воспитателей в детсадах к данной серьёзной стороне детской судьбы. Добавим, что сейчас сюжетно-ролевая игра стала кроме этого деятельно вытесняться из судьбы дошкольников благодаря широкому увлечению их компьютерными играми, каковые имеют принципиально иное содержание, формы и другой развивающий потенциал. К сожалению, на этом фоне нетипичной может смотреться скорее увлеченность ребенка хорошими видами дошкольной активности, чем бедность их представленное™ в жизни современного ребенка.

К нам обратилась, к примеру, мама Наташи Л. (5; 11) с жалобой, что девочка «все время играется», и опасением, что она вырастет «оторванной от настоящей судьбы». Обследование продемонстрировало, что развитие девочки протекает в полной мере благополучно: ее интеллектуальное развитие соответствовало высокой возрастной норме, отношения в семье с родителями были теплыми, гармоничными, показателей эмоциональных нарушений не отмечалось, в детском саду у девочки имелись постоянные подруги. Из беседы с матерью и результатов психотерапевтического обследования стало известно, что Наташа — живая, общительная девочка с широким кругом разнообразных заинтересованностей (увлекается рисованием, слушанием пластинок, с наслаждением оказывает помощь по дому и т.д.). Предметом ее особенного увлечения стали рисование и игра. Особый расспрос продемонстрировал, что сюжеты придумываемых Наташей игр отличались только громадным разнообразием, сложностью, так же как и ее картинки — богатые впечатлениями и сказочным содержанием повседневной судьбе. Не обнаружилось, так, каких-либо подтверждений высказанных мамой девочки опасений. Как продемонстрировала последняя беседа, ее обращение было вызвано не столько приведенными сначала жалобами, сколько жаждой определить мнение эксперта о развитии ребенка в целом в связи с неспециализированной опасениями и воспитательной неуверенностью родителей вероятного негативного влияния их немолодого возраста (отцу более 50 лет, матери более 40 лет) на уровень развития девочки.

Мы привели пример необоснованных опасений по поводу характера игровой деятельности ребенка. Вместе с тем направляться выделить, что все обращения для того чтобы рода требуют тщательного изучения, потому, что в одних случаях своеобразие игровой деятельности ребенка возможно проявлением разных отклонений в его психологическом развитии, а в других — особенная увлеченность фантазированием и игрой может иметь компенсаторный темперамент, возмещая в какой-то мере нарушения значимых взаимоотношений (со сверстниками, родителями и т.д.). Все эти случаи предполагают тщательную диагностику и совсем разную стратегию помощи й трансформации воспитания детей.

Еще одну «острую точку» во взаимоотношениях своих родителей с детьми младшего дошкольного возраста составляют проявления ими инициативы и самостоятельности, каковые довольно часто воспринимаются родителями как желание «делать все по-своему». Очевидно, в силу неспециализированной неумелости детей этого возраста такие проявления значительно чаще принимают неадекватный темперамент и пресекаются взрослыми. В следствии эти, по существу, обычные возрастные изюминки (правильнее, кроме того возрастные успехи) ребенка, трансформируясь, принимают форму капризов, непослушания, негативизма и других нежелательных форм поведения. Закономерности онтогенеза личности таковы, что хороший, одобряемый взрослыми опыт проявления ребенком инициативы и самостоятельности в раннем и дошкольном возрасте полностью нужен и имеет фундаментальное значение для всего предстоящего развития ребенка [183 и др.]. Одновременно с этим среди своих родителей в отечественном обществе еще обширно распространены совершенства «беспрекословного» послушания и авторитарное отношение к детям, и другие проявления многообразных типов неправильного воспитания. Если они ведут к появлению у детей состояний стойкого эмоционального дискомфорта и хронически сниженного настроения, тревоги, обиды, неуверенности в себе и т.д., то очень возможными и тяжелыми следствиями таковой ситуации будет развитие предневротичес-ких состояний, неврозов либо психосоматических болезней, т. е. патологических состояний, имеющих психогенное происхождение. Вопросам диагностики, психологической коррекции и лечения этих болезней посвящена широкая особая литература [8; 60; 63; 152 и др.]. Выделим поэтому, что дошкольный возраст имеет особенное значение: коррекция неверных воспитательных установок и дисгармоничных детско-родительских взаимоотношений может служить тут средством своевременной профилактики больших нарушений и осложнений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.

Опыт говорит, что среди своих родителей бывают часто распространены и многие другие неверные представления и воспитательные установки: недооценка значения личностных игровой деятельности и форм общения в развитии ребенка, опасения прямой наследственной передачи нежелательных личностных линия родственников и др. Современная популярная литература подчас наталкивает своих родителей на идея о необходимости уже в дошкольном возрасте выяснить, «к чему способен» их ребенок (имея в виду конкретную профессию либо сферу знаний). Своевременная коррекция аналогичных воспитательных заблуждений есть важным причиной профилактики важных осложнений в развитии личности дошкольников.

Начиная с дошкольного возраста, систематическое общение ре-эенка со сверстниками делается нормативным, т. е. необходимым условием полноценного формирования его личности. Именно на этом этапе развития ребенок обязан пройти «школу» настоящего

зимодействия с другими детьми как равноправными партнерами. Для дошкольника это значит освоить соответствующие коммуникативные навыки, обучиться согласовывать собственные действия с учетом позиции партнеров по игре либо иным занятиям, понять и оценить собственные качества на базе сравнения с качествами вторых детей. Общение со сверстниками, совместные формы деятельности дошкольников вносят особенный, очень важный вклад в процесс формирования самооценки ребенка и многие другие нюансы его неспециализированного психологического развития [48; 106; 131; 151]. Исходя из этого в качестве очень важного предлога для психотерапевтической коррекции рассматриваются не только жалобы своих родителей на неприятие (отвержение) ребенка детским коллективом, но и свидетельства любых довольно стойких трудностей в его общении со сверстниками.

Как показывает опыт, значительно чаще такие трудности появляются на земле уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. К примеру, ребенок через чур робок, зажат, робок в себе и, как следствие, неинициативен в общении и играх, малоинтересен товарищам. В число таких детей, в большинстве случаев, попадают дети из конфликтных семей с остро негативной эмоциональной воздухом, и дети из семей с гипо-, гиперопекой и некоторыми вторыми дисгармоничными типами воспитания. Второй обширно распространенный вариант «непопулярного» дошкольника — враждебный, не хорошо осуществляющий контроль собственный поведение ребенок, склонный к аффективным вспышкам и конфликтам. Продемонстрировано, что уже у дошкольников может иметь место доминирование потребности в признании в сочетании с неспециализированной высокой активностью в общении и малой свойством удовлетворять коммуникативные потребности собственных партнеров по совместной деятельности и игре [113; 138]. Непопулярные дети, в большинстве случаев, не легко переживают собственную невключенность в совместные игры сверстников, что со своей стороны очень отрицательно отражается на формировании у них чувства и самооценки самоуважения в целом. Особая помощь в освоении коммуникативными навыками в большинстве случаев требуется детям с этими изюминками эмоционально-личностного реагирования, как неуверенность и высокая тревожность в себе, зависимость от окружающих, повышенная потребность в их одобрении и другие качества, появляющиеся благодаря слишком мало чуткого и эластичного воспитания ребенка в семье [48; 61].

В дошкольном возрасте деятельно формируются память, воображение, самосознание ребенка, а также такие их нюансы, каковые связаны с представлениями ребенка о собственном прошлом. В простых условиях данный процесс протекает, в большинстве случаев, малозаметно либо, по крайней мере, не вызывает особенных затруднений, но в случаях нетипичных условий развития, к примеру у приемных детей, может стать предметом особого внимания своих родителей и настойчиво попросить совета психолога.

К нам обратилась мать пятилетней девочки Кати, удочеренной за год до этого. Ее тревожило, как реагировать на достаточно упорные вопросы Кати, относившиеся к событиям раннего детства; не забывает ли она, «как они ходили в лес вместе с тетей, в то время, когда она была маленькая», и т.д. За год совместной судьбе у девочки и матери сложилась обоюдная привязанность, и воспоминания о прошлой жизни — отрывочные и всплывающие непроизвольно — не сопровождались у Кати тоской либо печалью (мать ребенка была лишена родительских прав, по окончании чего в возрасте трех лет девочка была помещена в детский дом). Вместе с тем для Кати было весьма значимо связать нынешнюю жизненную обстановку с сохранившимися, не смотря на то, что и смутными, воспоминаниями о прошлом. Учитывая закономерный темперамент этого процесса, психологически верным в этом случае было не проигнорировать эту активную работу сознания ребенка, как полагала сначала приемная мама, а, идя ему навстречу, с опаской оказать помощь «включить» девочку в сохранившиеся воспоминания, вернуть у нее по мере возможности чувство постоянного течения судьбы, одним словом, дать ребенку приемлемое объяснение противоречивым образам прошлого и настоящего, дабы устранить данный источник внутренней тревожности и тревоги.

Особенный круг неприятностей появляется в связи с таким ответственным, но очень мало созданным в возрастной психологии вопросом, как вопрос о ранних этапах формирования характера и, например, его акцентуаций. Нам представляется, что в целом последовательности случаев в дошкольном возрасте нужно учитывать возможность раннего обнаружения некоторых типов акцентуаций характера (к примеру, по истероидному, гипертимному, лабильному, неустойчивому и некоторым вторым типам). В этих обстоятельствах коррекционно-профилактические возможности психотерапевтического консультирования особенно актуальны. Они связаны с тем событием, что при определенных акцентуациях формирующегося характера ребенка неправильные виды воспитания смогут оказывать очень негативное влияние, а также содействовать психопатическому формированию. Так, к примеру, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») по существу обрекает ребенка на путь психопатического развития [94]. Детям, имеющим акцентуацию характера (явную либо скрытую), особенно остро требуется личный подход в воспитании. Страшно, в то время, когда родители не знают и не учитывают имеющихся у таких детей территорий «мельчайшего сопротивления», не воображают себе вероятных последствий потакания нежелательным проявлениям. Соответствующие разъяснения психолога возможно помогут формированию осознанного учета родителями устойчивых изюминок характера акцентуированных детей, соответственно предотвращению психотерапевтических родителей и срывов ребёнка, помогая обнаружить пути их успешного взаимоприспособления.

Приведем пример раннего обнаружения сложных характерологических изюминок у ребенка пятилетнего возраста.

Сережа (5; 07) единственный ребенок в материально обеспеченной семье, живет с бабушкой и матерью. Папа мальчика с семьей не живёт, ведет асоциальный образ судьбы. Обстоятельством обращения к психологу послужили жалобы матери на нехорошее поведение мальчика с окружающими, агрессивные проявления.

На базе данных психологического обследования и анамнеза выяснилась следующая картина развития ребенка. Не смотря на то, что мальчик появился в срок, на ранних этапах его развития имели место факторы риска (угроза и токсикоз выкидыша на протяжении беременности матери), повышенное внутричерепное давление на первом году судьбы, в связи с чем ребенок лечился.

С раннего детства отношения мальчика с окружающими напряжён : он редко бывает спокойным и доброжелательным, значительно чаще непослушен, импульсивен, нагл. Ему не достаточно чувства расстояния в отношении вторых людей: может грубо ответить взрослому, к примеру в лицо обозвать воспитательницу. Отличается своеволием, конфликтностью, агрессивными вспышками, не смотря на то, что, по словам матери, «мальчик не не добрый, а иногда не редкость легко совершенным ребенком». С двух лет при отказе выполнить желание «закатывал истерики».

В детский сад отправился в двухлетнем возрасте. Привык к саду легко и посещал его с радостью. Но с трех лет по настоящее время в группе систематично дерется, настойчиво получает лидерства. Благодаря общительности и активности имеет друзей. Из-за нередких распрей с воспитателями за три года поменял пара детских садов. Дома кроме этого довольно часто появляются конфликты по поводу соблюдения требований (не подчиняется, не убирает игрушки и т.д.). Бабушка для него не авторитет, мальчик дразнит ее, жалуется на нее матери, наговаривает, довольно часто лжет. Подчиняется (с большим трудом) лишь матери, которой приходится применять материальные поощрения либо угрозы запрета развлечений как самые действенные средства управления поведением ребенка.

Сережа довольно много фантазирует (в большинстве случаев вслух), воображая себя храбрецом. Обожает развлечения (поездки на машине, посещение гостей, театра), новую одежду, считает себя весьма прекрасным. С гостями общителен, наряду с этим обожает демонстрировать себя, требует внимания. В случае, если расположен к кому-то — может вести себя отлично, в случае, если нет — делает все напротив. Не проявляет эмоции раскаяния, вины, стыда, не смотря на то, что осознаёт, что, нарушая запреты взрослых либо обижая детей, поступает не хорошо. Ребенок очень настырен и требователен к выполнению собственных жажд (сладкое, игрушки, просмотр телевизионных передач). Одновременно с этим мало занимается обычными видами детской деятельности (сю-жетно-ролевая игра, рисование, конструирование). Предпочитает наблюдать телевизионные программы и гулять, забираться в новые места. На занятиях в детском саду и на протяжении психотерапевтического обследования не проявляет настойчивости и никакого старания (требует убрать бумагу, потому «что рисовать тяжело»).

Этот пример, на отечественный взор, замечательно показывает, как рано смогут проявляться показатели проблемных вариантов формирования характера ребенка и как поэтому серьёзна стратегия психологически верного воспитания, не допускающего невольного закрепления и еще большего заострения нежелательных линия, ведущих к явной социальной дезадаптации.

Независимую группу неприятностей, появляющихся в связи с детьми дошкольного возраста, составляют случаи ускоренного психологического развития детей — неспециализированного и парциального. Обращения в консультацию по данной обстоятельству, в большинстве случаев, немногочисленны, однако каждое из них ставит перед психологом особенную задачу — отыскать для ребенка такие виды занятий, каковые обеспечили бы оптимальную реализацию возможностей его развития. В таких случаях нужно разъяснять родителям обстоятельства и вероятные следствия ускоренного развития ребенка, ориентировать их в вероятных вариантах «психотерапевтической судьбы» найденных у него свойств.

Изучения говорят о том, что, в отличие от детей, ранние интеллектуальные и другие интересы которых связаны с искажениями развития либо формированием акцентуаций характера, действительно одаренные дети не только выявляют преждевременное проявление отдельных свойств, но и в целом лучше приспособлены к собственному окружению, отлично получают образование школе, отличаются более крепким физическим здоровьем [215]. Но это не предохраняет их от происхождения собственных, своеобразных психотерапевтических неприятностей, связанных, к примеру, с ранним и ускоренным обучением в школе, трудностями взаимоотношений в довольно часто изменяющемся коллективе более старших учеников, с опасностью формирования неоправданных ожиданий, неадекватной самооценки и т.д. [108; 130]. Вопросы о том, как и чем занять ребенка, страдающего от скуки и постоянной недогрузки на занятиях в детском саду (а после этого в школе), как разумно удовлетворять его жажду знаний, являются далеко не праздными.

Опыт консультативной работы говорит о необходимости психотерапевтического контроля за развитием дошкольников, не посещающих детские сады либо другие дошкольные учреждения. Воспитание в домашней обстановке, даже если она во многих отношениях благоприятна для развития ребенка, однако довольно часто сопровождается недостатком систематического общения ребенка со сверстниками. Доминирование контактов со взрослыми мешает формированию у ребенка широких коммуникативных навыков, инициативности и самостоятельности в общении. Указанные недочёты смогут ускользать от внимания своих родителей и маскироваться успешным протеканием эпизодических (и исходя из этого неизбежно поверхностных) контактов с детьми. В итоге недоразвитие способов и форм общения ребенка со сверстниками обнаруживается с страшным опозданием, в большинстве случаев при поступлении в школу. В случае, если учесть к тому же, что дома предпочитают воспитывать детей соматически ослабленных, склонных к нередким болезням (так именуемые недетсадовские дети), и детей с неврологической симптоматикой, то отсутствие нужных условий для развития общения со сверстниками у данной категории детей отражается заметно посильнее. Определенный отпечаток это накладывает кроме этого и на развитие познавательной сферы дошкольников (запаздывание интеллектуальной децентрации и др.). Профилактика аналогичных дисгармонических вариантов развития может значительно снизить возможность происхождения невротических линия у младших школьников.

Возможно кроме этого констатировать, что в следствии резкого социально-экономического расслоения отечественного общества, деятельно нарастающего сейчас, в число детей, не посещающих дошкольные учреждения, стали попадать дошкольники не только из обеспеченных семей, стремящихся сомостоятельно создать для них максимально воспитания и благоприятные условия обучения на дому (не всегда удачно и, увидим, не всегда уместно «оберегая» собственных детей от «плохих влияний» массового учреждения), но и из очень неблагополучных семей, не талантливых создать элементарные удовлетворительные условия для их воспитания и жизни. Такие дети бывают обречены не только на тяжелейшие формы педагогической запущенности и неготовность к школьному обучению, но и на эмоционально-личностные расстройства, отвержение со стороны сверстников, а довольно часто и негативное отношение преподавателей.

Возвращаясь, но, к детям из довольно успешных семей, увидим кроме этого, что само по себе посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует полноценное формирование у него коммуникативных навыков и мотивации общения. Наоборот, важные нарушения в сфере общения со сверстниками смогут купить стойкий темперамент в следствии рано сложившихся негативных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Выше мы уже отмечали, что практика консультирования подтверждает очень раннее деление дошкольников на «популярных» и «непопулярных» (в противном случае «звезд» и «изолированных»), найденное и в социометрических, и в психотерапевтических изучениях, [40; 48; 137]. Особые неприятности свойственны для каждой из названных групп, но особенно тяжелые последствия для развития личности влечет за собой положение «отвергаемого». Среди таких последствий — стойкое негативное отношение к общению, пассивность, высокая тревожность, конфликтность, агрессивность поведения, невротические реакции и др. [133].

По большому счету сфера взаимоотношений в семье (не только с родителями, но и с братьями, сестрами, прародителями и т.д.) и в детском коллективе для дошкольников представляет собой главный источник напряжений, хронических распрей и в конечном счете глубоких психотерапевтических трудностей и проблем. В литературе, к примеру, обрисован «синдром единственного ребенка», формирующийся в условиях семьи, имеющей одного ребенка при большом числе взрослых, любой из которых пробует установить с ребенком тесные эмоциональные отношения, заботится и балует, нечайно содействуя пресыщению ребенка для того чтобы рода общением и его обесцениванию [215].

Одновременно с этим в довольно успешных полных семьях настоящее положение ребенка возможно психологически сложным из-за формирования конкурентных взаимоотношений с сестрами либо братьями. Не нужно недооценивать тот факт, что наровне с родителями только громадное влияние на формирование личности ребенка кроме этого оказывают его родные сестры и братья (сиб-линги). Как показывают изучения, в особенности громадно это влияние в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем механизмы его многообразны: сиблинги устанавливают между собой определенные нормы поведения, выступают в качестве образцов для подражания, дают рекомендации и оказывают помощь в тяжёлые 60 секунд. Благодаря ежедневному тесному и близкому контакту, что к тому же продолжается многие годы, конкретно сфера общения с сиблингом обычно выясняется для ребенка основной школой коммуникативных способов и навыков разрешения распрей, каковые после этого переносятся на отношения с другими людьми — детьми и взрослыми [198; 208].

Взаимоотношения между сиблингами имеют собственные выраженные изюминки если сравнивать с отношениями ребенка со сверстниками: так, сама объективная обстановка наличия в семье нескольких (как правило разновозрастных) детей как бы изначально формирует предпосылки для соперничества и возникновения ревности между ними за внимание и любовь своих родителей. Исходя из этого жалобы на конфликтные взаимоотношения между сёстрами и братьями, в особенности в случае, если их отличие в возрасте мала (от 1,5 до 4 лет), помогает достаточно нередким предлогом обращения к психологам. Анализ таких случаев подтверждает тот факт, что кроме того маленькие просчеты своих родителей в отношении к сиблингам воспринимаются ими как огромная несправедливость, что со своей стороны ведет к высокой эмоциональной напряженности, противоречивости и амбивалентности складывающихся между детьми взаимоотношений [там же]. Кроме того обстановка развития в семье близнецов имеет собственную специфику и не всегда благоприятное влияние на развитие ребенка: видятся конкурентные отношения, затрудненность выработки образа Я, и отставания в речевом развитии как следствие «замыкания» в общении между собой и др. Своевременный и строго личный психотерапевтический анализ совокупности взаимоотношений в каждом из таких случаев есть, по-видимому, единственным методом оказания действенной помощи.

Конфликты взрослых детей и их родителей


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: