Психолого-педагогические анализы посещенных уроков

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(ПРАКТИКА ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и Наблюдения)

Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ.. 3

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 4

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 15

СДАЧА ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА.. 15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 16

СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Форма отчетности Вид деятельности Краткий конспект (в ежедневнике) Полный конспект (в отчете) Анализы (в отчете) Отчеты Чёрта ИТОГО
посещение не меньше 35 уроков по различным предметам начальной школы 18 (1=0,5)
подробный анализ конспектов 10 посещенных процесса и уроков их реализации 30 (1=3)
посещение 2 внеклассных мероприятий различного типа (классный час, выступление на концерте, праздничные дни и т.п.), написание анализа 6 (1=3)
проведение 1 внеклассного мероприятия любого типа (классный час, выступление на концерте, праздничные дни и т.п.), написание самоанализа
посещение организационного мероприятия (родительских собраний, совещаний методического объединения преподавателей, педагогических советов — одно на выбор), написание отчета
знакомство с списком отчетной документации преподавателя
составление психолого–педагогической чёрта класса
составление психолого–педагогической чёрта одного ученика
ИТОГО

* Отражается в ежедневнике как проделанная деятельность

Оценки:

91-100 – «превосходно»

76-90 – «отлично»

61-75 – «удовлетворительно»

60 и менее – «неудовлетворительно»

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Титульный лист. 5

Черта с места прохождения практики. 6

Ежедневник практики (тетрадь прикладывается раздельно к отчету, никаким образом подшивать его не требуется) 6

Психолого-педагогические анализы посещенных уроков. 7

Психолого-педагогические анализы посещенных внеклассных мероприятий. 9

Конспект совершённого внеклассного мероприятия. 9

Анализ совершённого внеклассного мероприятия. 11

Отчет о знакомстве сперечнем отчетной документации преподавателя. 11

Отчет о посещении организационного мероприятия (родительское собрание, совещания МО преподавателей, педагогического совета, иного мероприятия) 12

Психолого – педагогическая характеристика на одного ученика. 12

Психолого – педагогическая черта класса 11. 13

Самоанализ прохождения практики. 14

Приложение 1

Пример оформления титульного страницы

Минобразования

РФ

Федеральное национальное независимое образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

педагогики детства и Кафедра психологии

ОТЧЕТ

По учебной практике

(практика ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и наблюдения)

Место прохождения практики:

(указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон, Ф.И.О. начальника учреждения)

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы 29ПО164-1

Фамилия И.О. (абсолютно)

Удостоверились в надежности:

Должность, Фамилия И.О. начальника

от образовательного учреждения

Оценка
Дата
Подпись

помощник Литвина А.Л.

Оценка
Дата
Подпись

Защита состоялась_____________

Тюмень 2017

Приложение 2

Примерный замысел ХАРАКТЕРИСТИКИ на студента-практиканта

— Заголовок с указанием ФИО студента, места прохождения, информация об организации и ее реквизиты

— Информация о сроках прохождения практики

— Описание должностных обязанностей студента, оценка по каждому виду работ

— Черта теоретических знаний студента и купленных им практических навыков

— Черта опытных качеств студента

— Оценка личных качеств практиканта

— Итоговая оценка за практику

— Советы по личностному и опытному совершенствованию

— Печать, дата, подпись директора и подпись школы курирующего преподавателя

Приложение 3

ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКИ

На протяжении практики студент должен вести ежедневник, где отражается вся его деятельность в рамках практики (краткие конспекты уроков, описание второй деятельности в ОУ)

Ежедневник – это важная часть отчета!

Ежедневник заполняется практикантом каждый день в ходе прохождения практики

Оформление ежедневника:

— складывается из заполненных таблиц, форма которых предложена в приложении 1

— заполняется в отдельной тетради (формат А5, количеством не более 36 страниц)

Бланк оформления анализа урока/внеклассного мероприятия

Дата, время ФИО преподавателя Образовательная программа
Учебный предмет
Цель урока
Задачи урока
Конспект урока
поведения учеников и Характеристика работы
Итог работы учеников на уроке
Краткий анализ урока
Подпись практиканта Подпись преподавателя

Бланк оформления вторых видов деятельности

Дата, время ФИО курирующего преподавателя Вид деятельности
Содержание деятельности
Цель деятельности
Краткий движение деятельности
Черта работы преподавателя
Черта собственной работы
Итог работы

Приложение 4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ

Практиканту нужно посетить не меньше 35 уроков преподавателя (-лей).

Из общего объема уроков практиканту нужно перед просмотром изучить конспекты 10 уроков и проанализировать их по карте, предложенной в приложении 2.

В том месте же представлены критерии анализа процесса реализации конспекта (либо критерии анализа урока).

Карта процесса конспекта и анализа урока его реализации

Дата, время проведения: Учебный предмет:
Анализ конспекта
Выясните требования к итогам обучения ФГОС НОО, которым соответствуют цели и задачи урока
Установите, с какими учебными предметами в конспекте предлагается выстроить межпредметные связи. Поясните их цели.
Выясните цели для каждого этапа урока
Выясните знания, умения и навыки нужные ученикам для успешного усвоения материала урока
Приведите примеры новых (будущих) знаний учеников, которыми они смогут овладеть лишь на базе усвоенных на уроке знаний, навыков и умений
Схематично проиллюстрируйте процесс перехода от задания к заданию, выясните их связи
Анализ процесса реализации
Обрисуйте методы, применяемые преподавателем для привлечения внимания учеников
Обрисуйте процесс преобразование педагогической цели в проблемную обстановку для обучающихся
Выясните какие конкретно способы обучения применял преподаватель на уроке (с конкретным описанием действий/слов преподавателя)
Обрисуйте темперамент сотрудничества преподавателя с учениками
Выясните целесообразность используемых преподавателем способов организации деятельности обучающихся (фронтальный, групповой, круговой, личный) при исполнении заданий
Обрисуйте процесс оценки детьми собственной анализа и работы детьми ответов вторых обучающихся
Обрисуйте средствами, которыми пользовался преподаватель для реализации принципа наглядности

Приложение 5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Практиканту нужно посетить не меньше 2 внеклассных мероприятий (потом ВМ) любого типа (классный час, праздник, экскурсия и т.п.).

По результатам визита по каждому из ВУ нужно составить отдельный анализ, следуя следующей схеме:

1. Тема ВМ

2. Сформулируйте цель и задачи ВМ

3. Аргументируйте актуальность (необходимость) задач и решения цели ВМ для данного класса

4. Выясните познавательную и воспитательную сокровище ВМ

5. Выясните форму ВМ, аргументируйте эффективность ее применения данных учеников, в соответствии с возрастом детей, изюминками детского коллектива, уровнем развития обучающихся.

6. Развернуто обрисуйте применяемые виды наглядности, ТСО, ИКТ в проведении и оформлении ВМ, аргументируйте эффективность и необходимость их применения.

7. Обрисуйте степень активности детей (все дети участвуют во внеклассном занятии, часть детей являются слушателями, наблюдателями и т.п.). Определите причины различной степени активности у участников ВМ.

8. Выясните роли детей и учителя в проведении и организации ВМ.

9. Обрисуйте темперамент работы преподавателя по созданию условий для общения учеников и их совместной деятельности.

10. Выясните степень достижений целей совершённого ВМ в развитии детского коллектива в индивидуальном развитии и целом каждого ученика.

Приложение 6

Требования

Этапы работы

1. Организационный момент, включающий:

• постановку задач и цели, каковые должны быть достигнуты на данном мероприятии;

• описание способов работы, настроя учеников на мероприятие (с учетом настоящих

изюминок класса)

2. Сценарный замысел мероприятия, включающий:

• изложение главных этапов мероприятия;

• описание главных методов и форм организации личной и групповой деятельности обучающихся с учетом изюминок класса;

• описание параметров интереса уровня и определения внимания обучающихся к предлагаемому материалу;

• описание способов мотивирования (стимулирования) активности учащихся на протяжении мероприятия

3. Рефлексия

  • определение значимости совершённого мероприятия для обучающихся.

Внеклассного мероприятия

1. Компетентность в области задач и постановки целей педагогической деятельности:

• Нужно разделять тему мероприятия и цель мероприятия.

• Цели формулировать в понятной для обучающихся форме.

• Соответствие цели уровню культурности, возрастным изюминкам обучающихся.

• Поставленные перед обучающимися цели содействуют формированию активной вовлеченности и жизненной позиции во внеурочные мероприятия.

• задачи и Цели опроса воспитателен , они соответствуют материалу мероприятия.

• задачи и Цели, поставленные в мероприятии, содействуют формированию познавательных свойств обучающихся, воспитанию социально значимых качеств личности.

• Указание на место разрабатываемого мероприятия в ответе воспитательных задач колледжа.

2. Компетентность в области мотивирования обучающихся:

  • В методической разработке обучающимся показаны возможности применения того опыта, что они освоят в жизни.

• Показано знание методов и приёмов, направленных на формирование творческого потенциала обучающихся, коммуникативных свойств, интереса к его теме и мероприятию.

• Употребляются знания об интересах и потребностях обучающихся в организации воспитательной работы, при постановке воспитательных задач и целей, выборе форм и методов работы и т.д.

• Планируется применение разные формы воспитательной работы так, дабы обучающиеся почувствовали собственный успех.

3. Компетентность в области информационной базы педагогической деятельности:

3.1.Компетентность в содержании предлагаемого обучающимся материалаотражает уровень владения педагогом материаломпо теме мероприятия и обязана отражать следующие параметры:

• На протяжении написания конспекта демонстрируется знание материала.

• Разработчик мероприятия отлично ориентируется в разных источниках (методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по конкретному направлению воспитательной работы, может дать ссылки на источники.

• в работе раскрыта актуальность темы, содержания мероприятия.

• Видна доступность содержания (учет возрастных изюминок, уровня подготовленности обучающихся).

• Видны новизна содержания, возможности эмоционального действия, сообщение содержания материала с жизненным опытом обучающихся.

3.2.Компетентность разработчика в способах воспитанияотражает его методическую грамотность, включая владение современными информационно-коммуникативными разработками. Об уровне развития данной компетентности возможно делать выводы на базе следующих параметров:

• Обоснованность выбора формы проведения мероприятия, ее соответствие поставленной цели, содержанию.

• Демонстрируется владение воспитательными технологиями и современными методами.

• Представленные в конспекте способы соответствуют поставленным задачам и целям, содержанию мероприятия, его теме, условиям и времени, отведенному на данное мероприятие в совокупности воспитательной работы.

• Демонстрируется умение трудиться с разными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно- коммуникативными разработками, компьютерными и мультимедийными разработками, цифровыми образовательными ресурсами.

3.3. Компетентности разработчика в субъективных условиях деятельностиотражаются при исполнении следующих параметров:

• При постановке целей, выборе методов и форм воспитательной работы разработчик ориентируется на специфику взаимоотношений и индивидуальные особенности обучающихся.

• Представленные в конспекте способы выбраны в соответствии с возрастными и личными изюминками обучающихся, с которыми он трудится.

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Черта

_____ (Имя ученика), обучающегося в __ классе ___________(сокращенное наименование школы)

Способы, применяемые для сбора информации об ученике: ________________________________

1. Неспециализированные сведения о ребенке (возраст, физическое состояние, состояние организма).

2. Черта условий домашнего воспитания, особенности взаимоотношений в семье.

3. Статус ребенка в детском коллективе, отношение ребенка к коллективу.

4. Черты характера, проявляющиеся в отношении к себе, вторым людям, деятельности, вещам.

5. Самооценка, уровень притязаний (заниженный, завышенный либо тождественный, соотношение уровня и самооценки притязаний, оценка собственных возможностей).

6. Черта мотивационно-потребностной и волевой сфер:

— направленность личности, черта мотивов деятельности;

— устойчивость и широта заинтересованностей, самый четко выраженная познавательные интересы;

— актуальные потребности; удовлетворяемые и не удовлетворяемые потребности.

— волевые изюминки — целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание.

7. Черта ценностно-смысловой сферы (взоры, убеждения, ценности, совершенства)

8. Особенности эмоционально-нравственной сферы:

— развитие нравственных, эстетических эмоций, уровень развития эмпатии;

— эмоциональное самочувствие, адекватность эмоциональных реакций.

9. Черта познавательной деятельности (изюминки восприятия, наблюдательности, памяти, черта внимания, уровень развития воображения, образного и логического мышления, уровень креативности и развития интеллекта). Критичность мышления, умение рассуждать и делать выводы, степень развития устной и письменной речи.

10. Проявление ребенка в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой).

11. Способности (неспециализированные и особые).

12. Советы родителям и педагогам по сотрудничеству с этим ребенком.

Внимание! Для сбора информации нужно применять не только анализ и наблюдение документации школы, но и результаты психодиагностических обследований, каковые возможно попросить у школьного психолога.

Приложение 12

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Неспециализированные требования к оформлению отчета:

1. Отчет по практике сдается курирующему преподавателю на диагностику, которому со своей стороны нужно поставить подпись и оценку на титульном странице (на титульном странице непременно обязана находиться печать школы), и написать характеристику на студента (подписанную директором и собой + печать школы). ВНИМАНИЕ! Без характеристики отчет считается недействительным, т.е. практика считается не пройденной

2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, цвет тёмный, междустрочный промежуток – полуторный (однообразный по всему тексту, за исключением рисунков и таблиц по большей части тексте и Приложений. В наглядно-Приложениях и иллюстративном материале допускается размер шрифта 12 и одинарный междустрочный промежуток). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Текст печатается с абзацами, абзацный отступ – 1,25 мм. Текст выравнивается по ширине.

3. Нумерация страниц – сквозная по всему тексту, включая страницы с таблицами, схемами, графиками, перечень использованной приложения и литературы. Любая страница нумеруется арабскими цифрами с применением шрифта №10. Порядковый номер находится в середине нижнего поля страницы без точек и литерных знаков. оглавление и Титульный лист, не смотря на то, что и включаются в неспециализированную нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), но номера страниц на них не ставятся.

4. Все структурные элементы работы должны начинаться с новой страницы.

5. Заголовки структурных элементов отчета направляться располагать в середине строчка и печатать прописными (заглавными) буквами, не подчеркивая, полужирным шрифтом. Точки в конце заголовков не ставятся.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гараева Е., Ровных В., Мазина О.,Султанова Т. Педагогическая практика бакалавра опытного обучения: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2013. – 166 с. Режим доступа: http://направляться.ru/book/259213 (дата обращения: 20.08.2014)

2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы.Учебник для студентов педагогических колледжей и училищ. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.– 464 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/55866 (дата обращения: 27.08.2014)

3. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие. М.: Приор-издат, 2008. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/56304 (дата обращения: 27.08.2014)

4. Корнева Л. В. Психотерапевтические базы педагогической практики: учебное пособие. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/book/58298 (дата обращения: 20.08.2014

[1],2 Для сохранения конфиденциальности персональных данных обучающихся во всех пунктах отчета нужно показывать лишь имя (к примеру: «Анна») либо закодировать (к примеру: «Ученик А.»)

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(ПРАКТИКА ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и Наблюдения)

Рабочая программа для студентов направления 44.03.01 «Педагогическое образование»

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ.. 3

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ.. 4

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 15

СДАЧА ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКЕ И ЕЕ ОЦЕНКА.. 15

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 16

СОДЕРЖАНИЕМ ПРАКТИКИ + ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Форма отчетности Вид деятельности Краткий конспект (в ежедневнике) Полный конспект (в отчете) Анализы (в отчете) Отчеты Чёрта ИТОГО
посещение не меньше 35 уроков по различным предметам начальной школы 18 (1=0,5)
подробный анализ конспектов 10 посещенных процесса и уроков их реализации 30 (1=3)
посещение 2 внеклассных мероприятий различного типа (классный час, выступление на концерте, праздничные дни и т.п.), написание анализа 6 (1=3)
проведение 1 внеклассного мероприятия любого типа (классный час, выступление на концерте, праздничные дни и т.п.), написание самоанализа
посещение организационного мероприятия (родительских собраний, совещаний методического объединения преподавателей, педагогических советов — одно на выбор), написание отчета
знакомство с списком отчетной документации преподавателя
составление психолого–педагогической чёрта класса
составление психолого–педагогической чёрта одного ученика
ИТОГО

* Отражается в ежедневнике как проделанная деятельность

Оценки:

91-100 – «превосходно»

76-90 – «отлично»

61-75 – «удовлетворительно»

60 и менее – «неудовлетворительно»

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Титульный лист. 5

Черта с места прохождения практики. 6

Ежедневник практики (тетрадь прикладывается раздельно к отчету, никаким образом подшивать его не требуется) 6

Психолого-педагогические анализы посещенных уроков. 7

Психолого-педагогические анализы посещенных внеклассных мероприятий. 9

Конспект совершённого внеклассного мероприятия. 9

Анализ совершённого внеклассного мероприятия. 11

Отчет о знакомстве сперечнем отчетной документации преподавателя. 11

Отчет о посещении организационного мероприятия (родительское собрание, совещания МО преподавателей, педагогического совета, иного мероприятия) 12

Психолого – педагогическая характеристика на одного ученика. 12

Психолого – педагогическая черта класса 11. 13

Самоанализ прохождения практики. 14

Приложение 1

Пример оформления титульного страницы

Минобразования

РФ

Федеральное национальное независимое образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

педагогики детства и Кафедра психологии

ОТЧЕТ

По учебной практике

(практика ВНЕКЛАССНЫХ Мероприятий и наблюдения)

Место прохождения практики:

(указать вид образовательного учреждения, его номер, адрес, телефон, Ф.И.О. начальника учреждения)

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы 29ПО164-1

Фамилия И.О. (абсолютно)

Удостоверились в надежности:

Должность, Фамилия И.О. начальника

от образовательного учреждения

Оценка
Дата
Подпись

помощник Литвина А.Л.

Оценка
Дата
Подпись

Защита состоялась_____________

Тюмень 2017

Приложение 2

Примерный замысел ХАРАКТЕРИСТИКИ на студента-практиканта

— Заголовок с указанием ФИО студента, места прохождения, информация об организации и ее реквизиты

— Информация о сроках прохождения практики

— Описание должностных обязанностей студента, оценка по каждому виду работ

— Черта теоретических знаний студента и купленных им практических навыков

— Черта опытных качеств студента

— Оценка личных качеств практиканта

— Итоговая оценка за практику

— Советы по личностному и опытному совершенствованию

— Печать, дата, подпись директора и подпись школы курирующего преподавателя

Приложение 3

ЕЖЕДНЕВНИК ПРАКТИКИ

На протяжении практики студент должен вести ежедневник, где отражается вся его деятельность в рамках практики (краткие конспекты уроков, описание второй деятельности в ОУ)

Ежедневник – это важная часть отчета!

Ежедневник заполняется практикантом каждый день в ходе прохождения практики

Оформление ежедневника:

— складывается из заполненных таблиц, форма которых предложена в приложении 1

— заполняется в отдельной тетради (формат А5, количеством не более 36 страниц)

Бланк оформления анализа урока/внеклассного мероприятия

Дата, время ФИО преподавателя Образовательная программа
Учебный предмет
Цель урока
Задачи урока
Конспект урока
поведения учеников и Характеристика работы
Итог работы учеников на уроке
Краткий анализ урока
Подпись практиканта Подпись преподавателя

Бланк оформления вторых видов деятельности

Дата, время ФИО курирующего преподавателя Вид деятельности
Содержание деятельности
Цель деятельности
Краткий движение деятельности
Черта работы преподавателя
Черта собственной работы
Итог работы

Приложение 4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АНАЛИЗЫ ПОСЕЩЕННЫХ УРОКОВ

Практиканту нужно посетить не меньше 35 уроков преподавателя (-лей).

Из общего объема уроков практиканту нужно перед просмотром изучить конспекты 10 уроков и проанализировать их по карте, предложенной в приложении 2.

В том месте же представлены критерии анализа процесса реализации конспекта (либо критерии анализа урока).

Интерактивные методы обучения в условиях современного урока (ФГОС)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: