Дышим тихо, спокойно и плавно»

Дыхательные упражнения

И 2 младшие группы

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пускай кроха сделает глубочайший вдох через шнобель, надует «щёчки – пузырики» и медлительно выдыхает через чуть немного открытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Кроха ставит руки на пояс, легко приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Понемногу приседания становятся ниже, выдох и вдох дольше. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, кроха отвечает.
Как говорит паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Возможно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Говорите стих, а кроха пускай делает перемещения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (кроха разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (поднимается прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (поднимается прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МИШКА и МЫШКА.
Вы просматриваете стих, ребёнок делает перемещения.
У мишки дом громадный (выпрямиться, подняться на носочки, поднять руки вверх, потянуться, взглянуть наруки, вдох)
У мышки – весьма мелкий (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (быть похожим носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда желаю (руки опущены, ноги легко расставлены, вдох через шнобель)
Желаю налево посвищу (развернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через шнобель, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в тучи (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а до тех пор пока я облака разгоняю (круговые перемещения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Делайте вместе с малышом. Поднимитесь, наклонитесь, вольно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и в один момент похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Продемонстрируйте ребенку, как необходимо сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сообщила: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, после этого на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (поднимается и, разведя руки в стороны, делает круг по помещению, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтобы вдох был через шнобель, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите крохе «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы просматриваете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Совместно скоро, весьма скоро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пускай ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить В первую очередь 3 – 4 раза.
Часики.
Подняться прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять практически вверх. Медлительно выдыхая, звучно произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Подняться прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а после этого хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, вторая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, звучно произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по помещению, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Подняться прямо, ноги совместно, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — продолжительный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Подняться прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Подняться прямо, руки с мячом перед грудью. Кинуть мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Подняться прямо, ноги совместно, руки опущены. Вдох, после этого наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят на протяжении туловища, наряду с этим произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Подняться прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, вторая отведена в сторону. Вдох носом, после этого поменять положение рук и на протяжении удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти громадной.
Подняться прямо, ноги совместно, поднять руки вверх. Отлично потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Подняться прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя либо сидя, поясницы прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медлительно опустить вниз — долгий выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Средняя несколько

Комплекс №1

Послушаем собственное дыхание»

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как комфортно сейчас). Мускулы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в перемещение при выдохе и вдохе (пузо, грудная клетка, плечи либо все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) либо глубокое;
  • какова частота дыхания: довольно часто происходит вдох – выдох либо тихо с определённым промежутком (автоматической паузой);
  • негромкое, неслышное дыхание либо шумное.

Дышим негромко, тихо и медлено»

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от прошлой физической нагрузки). В случае, если сидя, поясницы ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через шнобель. В то время, когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. После этого плавный выдох через шнобель.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется тихо, медлено, так, дабы кроме того подставленная к носу ладонь не чувствовала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрёй»

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать негромкий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Когда вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать негромкий продолжительный выдох с большим опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, дабы в животе появилось «ямка».

3-4. То же вторыми ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. Затем упражнения пара раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сперва той ноздрёй, которой легче дышать, после этого второй). Повторить по 6-10 дыхательных перемещений каждой ноздрёй раздельно. Затевать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

И.и.: лёжа на пояснице, ноги вольно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на перемещении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть тихо воздушное пространство, втягивая пузо к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо упрочнений – пузо медлительно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох – пузо медлительно втягивается к пояснице.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Исполнение выдоха и вдоха со спокойным и опусканием ключиц и плавным поднятием и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Радуга, обними меня»

И.п.: стоя либо в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в ухмылке, произносить звук «с», выдыхая воздушное пространство и втягивая в себя пузо и грудную клетку. Руки опять направить вперёд, после этого скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, вторая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение«Дышим негромко, тихо и медлено».

Комплекс №2

Все упражнения комплекса выполняются стоя либо в движении.

Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Жик».

Поворот головы вправо – влево в темпе перемещения. В один момент с каждым поворотом вдох носом: маленький, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой».

1. Полный выдох через шнобель, втягивая в себя пузо и межрёберные

мускулы.

2. Губы сложить «трубкой», быстро втянуть воздушное пространство, заполнив им все

лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное перемещение (как бы глотаешь воздушное пространство).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, после этого поднять голову вверх и

выдохнуть воздушное пространство через шнобель медлено и медлительно.

Повторить 4-6 раз.

Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, делать сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как возможно ближе к плечам. Следить, дабы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мускулы

носоглотки.

2. Поднять голову вверх и тихо выдохнуть воздушное пространство через шнобель, как

бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мускулы

носоглотки.

4. Выдох спокойный через шнобель с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

высунуть и также сложить «трубкой».

2. Медлительно втягивая воздушное пространство через «трубку» языка, заполнить им все

лёгкие, раздувая пузо и рёбра грудной клетки.

3. Завершив вдох, закрыть рот. Медлительно опустить голову так, дабы

подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и тихо выдохнуть воздушное пространство через шнобель.Повторить 4-8 раз.

Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Делать наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, после этого наклоны вперёд – назад (громадный маятник), делая наряду с этим вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд вольно тащить к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мускулы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Комплекс №3

Проводится в игровой форме.

1. «Ветер на планете».

Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. «Планета «Сат – Нам» — отзовись!» (йоговское дыхание).

И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, поясницы выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, не считая указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

По окончании слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить быстро, как свист, поджимая пузо к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мускулы живота – это маленький вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» — пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мускулы туловища: ноги, ягодицы, пузо, грудь, плечи, руки, пальцы ног и рук, шеи и мышцы лица; «нам» — всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. По окончании того как дети 8-10 раз скажут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

3. «На планете дышится негромко, тихо и медлено».

Повторить упражнение «Дышим негромко, тихо и медлено» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

4. «Инопланетяне».

Отличие в исполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на пояснице, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, к примеру: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

1. Тихо выдохнуть воздушное пространство через шнобель, втягивая в себя пузо,

грудную клетку.

2. Медлительно и медлено делать вдох, заполняя абсолютно лёгкие.

3. Задержать дыхание, напрягая все мускулы и в мыслях проговаривая

«Я сильный (ая)».

4. Тихо выдохнуть воздушное пространство через шнобель с расслаблением мышц.

Трубач».

Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

Каша кипит».

Сидя на скамье, одна рука лежит на животе, вторая на груди. Выпячивая пузо и набирая воздушное пространство в грудь (вдыхая воздушное пространство) и втягивая пузо – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

На турнике».

Стоя, ноги совместно, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – долгий выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

Партизаны».

Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1,5 мин.

Семафор».

Сидя, ноги перемещены совместно, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с произношением звука и длительным выдохом «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, вторая отведена в сторону. Вдох носом, после этого поменять положение рук с произношением звука и удлинённым выдохом «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

Летят мячи».

Стоя, руки с мячом подняты вверх. Кинуть мяч от груди вперёд, сказать при выдохе долгое «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

Лыжник».

Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через шнобель с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1,5-2 мин.

Маятник».

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением долгого звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

«Разминка». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы легко сжаты в кулаки, развёрнутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом — деятельный, стремительный, светло слышимый. Возвратиться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не осуществлять контроль его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. — стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Согнуться вперед, руки произвольно опустить, легко скрестив, вдох носом — стремительный, светло слышимый. Возвратиться в исходное положение не абсолютно — и опять вдох на протяжении наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10—20 раз.

Часть вторая. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы легко сжаты в кулаки, развёрнуты друг к другу. Отклониться назад, руки быстро скрестить перед грудью; вдох носом — стремительный, деятельный, светло слышимый (но не шумный). Возвратиться в и. п. не абсолютно — и опять вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, перемещения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. — стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через шнобель, стремительный, деятельный, отлично слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1—2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При исполнении указанных упражнений не нужно стараться вдохнуть как возможно больше воздуха — напротив, вдох должен быть по количеству меньше, чем допустимо. На протяжении перемещений направляться стараться освободиться от напряжения, установить личный естественный, но энергичный темп. Руки на большом растоянии от тела не уводить! Не помогать выдоху! Нужно стараться сделать его незаметным, бесшумным. направляться не забывать, что цель организация дыхания, а перемещение — только средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды — так, дабы оказалось не меньше 128—160 дыханий, а всего 600—640 дыхательных перемещений на четыре упражнения. Освоенные перемещения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте понемногу возрастает нагрузка на опорно-другие системы и двигательный аппарат организма за счет большей интенсивности и увеличения дозировки упражнений. Вводятся круговые перемещения рук (вперед и назад), рывковые согнутых рук и движения прямых. В упражнениях для туловища делаются наклоны и повороты в стороны, повороты около себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется особым дыхательным упражнениям. Активно применяются разные личные пособия, помимо этого, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений возрастает до 6—8 раз.

Комплекс 1

Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

Лочка растёт».

И.п. – подняться прямо, легко расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

Зайчик».

И.п. – подняться прямо, легко расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медлительно 5-7 раз.

Как гуси шипят».

И.п. – подняться, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Согнуться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, сказать: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медлительно 5-7 раз.

Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Согнуться вперёд, коснуться палкой носков ног, сказать: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медлительно 3-5 раз.

Скрещивание рук внизу».

И.п. – подняться прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» — и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

Дотянись пол».

И.п. – подняться прямо, ноги врозь, руки вперёд. Согнуться вперёд и дотянуться ладонями пол со словами : «Бак». Повторить медлительно 2-4-раза.

Постучи кулачками».

И.п. – подняться прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на любой прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков менять с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

Погрейся».

И.п. – подняться прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Скоро скрещивать руки перед грудью, рукоплескать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

Конькобежец».

И.п. – подняться прямо, ноги врозь, руки заложить за пояснице. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая перемещениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

Заблудился».

И.п. – поставить ноги совместно, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе звучно сказать: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

Снежный ком».

И.п. – подняться прямо, легко расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, очень сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. Наряду с этим произносить: «Хр-р-р!». Повторить медлительно 3-5 раз.

Снеговик радуется».

И.п. – поставить ноги совместно, руки на поясе. Вдохнуть, по окончании чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

Вырасти громадным».

И.п. – подняться прямо, ноги совместно. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Сюжет 1 «На прогулке».

Дети делают комплекс под музыку.

Поза дерева».

Подняться прямо, ноги совместно, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Поясницы прямая, подбородок чуть немного поднят, пузо подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, тихо опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных выдоха и вдоха.

Берёзка».

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

Ветерок».

Лёгкий бег на носках с замедлением и ускорением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через шнобель.

Запах цветов».

Подняться, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через шнобель, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медлительно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

5. «Лягушка»(по способу Б.Толкачёва).

Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая замечательный выдох; на два – возвратиться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза.

6. «Комарики»(по способу М.Лазарева).

Дети хлёстко бьют себя по пояснице встречным перемещением рук-плетей, наряду с этим делая на удар резкий выдох ртом.

7.Дети поют песню Е.Тиличеевой «Эхо» (см. сб. «Учите детей петь», вып.2, с.28) и играются в игру «Эхо» (создатель М.Лазарев): становятся в цепочку. Первый звучно кричит «Ау!», прикладывая руки трубочкой к губам. После этого все по порядку начинают откликаться всё тише и тише. Последний в цепочке говорит «Ау» чуть слышно.

Отдых».

Дети ложатся на пояснице и делают упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат тихо, пузо мерно поднимается и опускается. В то время, когда музыка становиться громче, парни потягиваются и неспеша поднимаются на ноги.

Сюжет 2 «Опять в лес».

Дыхательные упражнения

И 2 младшие группы

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пускай кроха сделает глубочайший вдох через шнобель, надует «щёчки – пузырики» и медлительно выдыхает через чуть немного открытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Кроха ставит руки на пояс, легко приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Понемногу приседания становятся ниже, выдох и вдох дольше. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, кроха отвечает.
Как говорит паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Возможно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Говорите стих, а кроха пускай делает перемещения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт (кроха разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (поднимается прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (поднимается прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МИШКА и МЫШКА.
Вы просматриваете стих, ребёнок делает перемещения.
У мишки дом громадный (выпрямиться, подняться на носочки, поднять руки вверх, потянуться, взглянуть наруки, вдох)
У мышки – весьма мелкий (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (быть похожим носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда желаю (руки опущены, ноги легко расставлены, вдох через шнобель)
Желаю налево посвищу (развернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через шнобель, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в тучи (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а до тех пор пока я облака разгоняю (круговые перемещения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Делайте вместе с малышом. Поднимитесь, наклонитесь, вольно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и в один момент похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Продемонстрируйте ребенку, как необходимо сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сообщила: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, после этого на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (поднимается и, разведя руки в стороны, делает круг по помещению, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтобы вдох был через шнобель, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите крохе «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы просматриваете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Совместно скоро, весьма скоро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пускай ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить В первую очередь 3 – 4 раза.
Часики.
Подняться прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять практически вверх. Медлительно выдыхая, звучно произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух.
Подняться прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а после этого хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, вторая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, звучно произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик.
Ходить по помещению, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике.
Подняться прямо, ноги совместно, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки — вдох, палку опустить назад за голову — продолжительный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш!
Подняться прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 6–8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 мин.
Летят мячи.
Подняться прямо, руки с мячом перед грудью. Кинуть мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Подняться прямо, ноги совместно, руки опущены. Вдох, после этого наклон туловища в сторону — выдох, руки скользят на протяжении туловища, наряду с этим произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.

Регулировщик.
Подняться прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, вторая отведена в сторону. Вдох носом, после этого поменять положение рук и на протяжении удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти громадной.
Подняться прямо, ноги совместно, поднять руки вверх. Отлично потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Подняться прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне — выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны — вдох, опустить вниз — выдох, произносить «г-у-у-у».

Семафор.
Стоя либо сидя, поясницы прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медлительно опустить вниз — долгий выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Средняя несколько

Комплекс №1

Послушаем собственное дыхание»

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как комфортно сейчас). Мускулы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в перемещение при выдохе и вдохе (пузо, грудная клетка, плечи либо все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) либо глубокое;
  • какова частота дыхания: довольно часто происходит вдох – выдох либо тихо с определённым промежутком (автоматической паузой);
  • негромкое, неслышное дыхание либо шумное.

Дышим негромко, тихо и медлено»

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от прошлой физической нагрузки). В случае, если сидя, поясницы ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через шнобель. В то время, когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. После этого плавный выдох через шнобель.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется тихо, медлено, так, дабы кроме того подставленная к носу ладонь не чувствовала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрёй»

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать негромкий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Когда вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать негромкий продолжительный выдох с большим опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, дабы в животе появилось «ямка».

3-4. То же вторыми ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. Затем упражнения пара раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сперва той ноздрёй, которой легче дышать, после этого второй). Повторить по 6-10 дыхательных перемещений каждой ноздрёй раздельно. Затевать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Как Плавно Тронуться с Места (для Начинащих).


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: