Психология как наука. предмет психологии

Любая наука имеет конкретный предмет собственного изучения. Что же является предметом изучения психологии? С давних пор человек подмечал, что наровне с вещественным, материальным миром, миром явлений и предметов, существует внутренний мир человека, что в большинстве случаев именуют духовным.

Внутренний мир человека, т.е. его психологическая судьба, — это образы, мысли, эмоции, рвения, потребности и т.п., вся совокупность психологического отражения человеком действительности, окружающего мира.

Психика, воображая собой внутренний мир человека, появилась на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у предметов и растений неживой природы. Психика отражает окружающую реальность, благодаря психологическому отражению действительности человек познает ее и без того или иначе воздействует на окружающий мир.

Психика — это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое содержится в отражении объективного мира.

Психику, внутренний мир человека и изучает психология.

Психология – это наука о закономерностях происхождения, развития и проявления психологической деятельности и сознания человека.

С момента зарождения психологии существуют различные подходы в объяснении и понимании психики.

Представители идеалистического направления признают психику как что-то свободное от материи, первичное по отношению к материи. Психика, согласно их точке зрения, – это проявление нематериальной, бессмертной души — полного духа, идей и т.п. Все поведение человека, его поступки, мысли, эмоции, жажды определяются душой, которая есть частицей вечной идеи и ничего не имеет неспециализированного с настоящим, настоящим миром явлений и предметов, говорят идеалисты говорит, что первичной есть материя, а психика — вторична. Психика — продукт долгого развития материи. В истории развития мира был период, в то время, когда психика отсутствовала. Растительный мир, неорганическая природа психикой, сознанием не владеют, они не смогут мыслить, ощущать.

О том, что психика появилась только на определенном этапе развития материи, по данным многих наук.

Наибольшими представителями древней философии, выяснившими развитие психологии, являются Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.), Сократ (470 – 399 гг. до н.э.), Платон (428 – 348 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В соответствии с учению Гераклита, первоначалом сущего есть пламя, стихия. Диалектика Гераклита — концепция постоянного трансформации, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и по большей части есть круговоротом вещественных стихий — огня, воздуха, земли и воды. Огненное начало в организме и имеется душа — психея. Предстоящее развитие данной идеи разрешает древнегреческим философам сделать вывод о общей одушевленности материи (гилозоизм) — необычной форме материализма.

Демокрит создал атомистическую модель мира, воплотившую принцип причинности. Он толковал душу как материально оживотворяющий тело орган, руководимый кроме этого материальным началом — духом (либо, в противном случае, разумом), что определяет целый жизненный процесс. Так как душа и дух являются органом тела, они сами телесны и образуются из небольших шаровидных и исходя из этого самые подвижных атомов. Прогрессивным в этом взоре, при всей его наивности, было утверждение о том, что все свойства живого (от низших функций тела и до психики) являются особенностями самой материи.

Сократ — греческий философ-идеалист—мыслил под термином душа в первую очередь психологические качества индивида, характерные ему как разумному существу.

броским представителем идеалистических взоров на психику был Платон, что трактовал материальное и духовное, тело и психику как два независимых и антагонистических начала (дуализм).

Ученик Платона Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм (идей), но абсолютно преодолеть платоновский идеализм не имел возможности, колеблясь между материализмом и идеализмом.

известный мыслителями ренесанса были Л.Б. Альберти (1404 –1472) и Леонардо да Винчи (1452-1519). Леонардо воплотил в собственном творчестве новый тип отношения к действительности, для которого характерен синтез чувственного содержания, практического действия и теоретического обобщения.

Узнаваемый французский философ-просветитель, представитель материализма XVIII в. Дени Дидро (1713 — 1784) отстаивал идея о материальности мира, утверждал движения и единство материи, осуждал агностицизм и признавал познаваемость мира.

Наибольшими представителями философской мысли XVIII в. в Европе, оказавшими громадное влияние на развитие психотерапевтической науки, были Г.Э.Лессинг (1729 – 1781), И.Кант (1724 – 1804) и Г.Гегель (1770 – 831).

Громадное влияние на развитие русской дореволюционной психологии оказали взоры революционеров-демократов XIX в. В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, продолженные в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова и выяснившие главное направление развития отечественной науки не только в XIX, но и в XX в.

Идеи, мысли, воззрения каждого из названных мыслителей, отражая уровень развития психологии как науки в конкретную историческую эру, отражали вместе с тем характерные изюминки данной эры, социально-экономические отношения классов.

Органом психики у человека есть верховный отдел центральной нервной совокупности — мозг . Выдающиеся русские физиологи И.М.Сеченов и И.П.Павлов открыли и научно обосновали закономерности физиологических трансформаций, каковые происходят в мозге при происхождении психологических процессов. Их идеи нашли предстоящее развитие в трудах А.А.Ухтомского, П.К.Анохина, К.М.Быкова, М.И.Красногорского и др.

Психика как свойство мозга владеет свойством отражать окружающую реальность.

Отражение человеком действительности высказывает единство объективного и субъективного. Другими словами оно есть объективным, потому, что отражает настоящую реальность и обусловлено ее действиями. Помимо этого, отражение имеется само по себе настоящий процесс, что выражается в определенном отношении человека к действительности, в его поступках и действиях. Вместе с тем оно субъективно, поскольку настоящий мир отражается в сознании конкретного человека, субъекта, и преломляется через его знание, опыт, через все личные изюминки его личности. Субъективность отражения обусловливается задачами и конкретными целями, каковые человек ставит перед собой. Так, отражение действительности есть субъективным образом объективного мира.

Отражение человеком всего явлений окружающего и многообразия предметов мира и является познанием объективной действительности. При помощи отражения человек определит о разных особенностях явлений и окружающих предметов – их форме, величине, пространственном размещении, цветовой окрашенности и т.д. В следствии постоянного отражения объективного мира у человека развиваются мышление, память, внимание, у него формируются потребности, рвения, эмоции, интересы, темперамент, взоры на реальность.

Сознание человека способно правдиво отражать окружающую реальность. Образы предметов — это необычные копии их, сами не являющиеся явлениями и объектами. Путь к познанию истины сложен, процесс отражения действительности не сводится к несложному фотографическому отражению. Это процесс формирования, образования понятий, познания законов и т. п.

Психологические процессы, являющиеся необычными формами отражения, проявляются в активном общении человека с действительностью, в ходе его активной деятельности. В деятельности, на практике проверяется правильность отражения психикой человека окружающего мира, достигается познание объективной истины.

Все многообразие форм отражения возможно поделить на три главные группы: психологические процессы, психические свойства и психические состояния личности.

Психологические процессы включают в себя явления, которые связаны с яркой познавательной деятельностью, — ощущения, восприятия, мышление, обращение, память, воображение.

Разные психологические процессы, состояния в совокупности с образованиями, которыми являются знания,умения и навыки,являются основой, на которой формируется психотерапевтический вид личности конкретного человека. Особенности личности проявляются в психологических особенностях: направленности, темпераменте, характере, свойствах.

Рассмотренные стороны психологического отражения, все психологические явления, будучи функцией одного мозга, достоянием конкретной личности, неразрывно связаны между собой и обусловливают друг друга. Исходя из этого вычленение отдельного процесса, состояния, свойства личности из всех остальных имеется только метод глубже познать любой из них.

Способы психологии

Психология, изучая психологические процессы, закономерности формирования психологии личности, использует разные способы изучения. Применяя приёмы изучения и конкретные способы, психотерапевтическая наука всегда обогащается новыми фактами. Чтобы каждая наука развивалась удачно, нужно использование научно обоснованных способов. Научность обоснования способов психологии требует, дабы они отвечали последовательности условий.

Наиболее значимое условие — объективность изучения психологических явлений. Это указывает, что любой психологический процесс, любое проявление психологической судьбе направляться разглядывать такими, какие конкретно они имеется в действительности, в конечном итоге. Со своей стороны, это предполагает изучение психологических явлений в тесной связи с внешней средой, с теми внешними условиями деятельности и жизни человека, каковые его окружают. Объективность способа изучения психики позволяет ответить на вопрос: по какой причине и как появляются, развиваются и изменяются психологические процессы, свойства и состояния личности?

Объективное изучение психологической судьбе требует, дабы психологические явления исследовались в ходе его общения и деятельности человека с другими людьми, в то время, когда ярко проявляются свойства и психические состояния его личности.

Серьёзным условием построения психотерапевтического изучения есть изучение психологического явления, процесса в развитии. Окружающий нас мир находится в изменении и постоянном движении. Конечно, что и отражение действительности не может быть статичным, застывшим.

Выяснение развития психологического явления в движении оказывает помощь наметить предстоящие дороги целенаправленного формирования психологического вида конкретной личности. Особенно это нужно при изучении психологии личности школьника. воспитания эффективности и Повышение обучения школьников, успешное развитие обучающихся требует выяснения не только психологических изюминок личности школьника, сложившихся к данному моменту, но и тех психологических особенностей, проявлений, каковые определяют возможность его предстоящего развития.

Нужным условием научно обоснованного психотерапевтического изучения есть рассмотрение любого психологического процесса, явления в неразрывной связи с другими психологическими явлениями, процессами. Это условие вытекает из того факта, что вся психологическая деятельность человека представляет собой единое целое и осуществляется единым мозгом, что все разнообразные проявления психологических процессов, состояний, особенностей в комплексе характеризуют определенную личность. Из этого следует, что изучение отдельных сторон личности, изюминок ее психики изолированно от вторых не позволит желаемого результата, не раскроет глубоко и всесторонне исследуемое психологическое явление. Нужно всегда учитывать взаимообусловленность и взаимные связи психологических явлений, процессов. Изучение любого психологического явления во всей сложности его взаимосвязи и взаимоотношений с другими разрешит объективно и всесторонне разглядеть изучаемое явление.

В психологии используются разные способы изучения психологической судьбе человека, приёмы и способы изучения закономерностейпсихологических явлений, процессов, особенностей личности. Применение одного из них либо сходу нескольких, в большинстве случаев, определяется конкретными задачами, поставленными перед исследователем, но в любом случае нужно выполнять условия, вышеуказанные.

самоё широкое распространение в психологии взяли такие способы, как наблюдение, опыт, беседа, анализ продуктов и процесса деятельности, биографический способ, анкетный способ.

Способ наблюдения содержится в изучении психологической деятельности человека в простых условиях судьбы.

При помощи наблюдения исследуются психологические процессы (восприятие, мышление, обращение, память, воображение), психологические состояния (внимательность, настроения, аффекты и т. п.), психологические особенности личности (направленность, темперамент, темперамент, способности). В ходе той либо другой деятельности человека (игровой, учебной, трудовой) отмечается формирование у него навыков и соответствующих умений.

Наблюдение должно проводиться целенаправленно, т. е. наблюдатель обязан осознавать, что он будет замечать и для чего замечать. Целенаправленность требует, дабы наблюдение проводилось по определенному замыслу либо программе. Такая программа наблюдения снабжает успешное изучение тех процессов, явлений, фактов, каковые заблаговременно были намечены как объекты наблюдения. Отсутствие замыслов, программы наблюдения не разрешает всесторонне изучить замечаемое психологическое явление, раскрыть динамику того либо иного психологического процесса, и наблюдение преобразовывается в поверхностную констатацию фактов.

Для объективности изучения явления, процесса наблюдение нужно проводить систематически, а не отрывочно. В большинстве случаев психотерапевтическое наблюдение требует продолжительного времени. Длительность наблюдения снабжает накопление громадного количества фактов, более глубокое изучение замечаемого. К примеру, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так когда множество наблюдений разрешит объективно изучить подлинное, соответствующее действительности проявление чувств у школьника. Задача изучения изюминок интеллектуальной деятельности, и в частности соотношение синтеза и анализа у того же школьника в ходе рисования, требует не меньше времени для наблюдения, потому, что для объективного изучения данного вопроса нужно изучить аналитико-синтетическую деятельность мозга в различных условиях исполнения графического изображения (в условиях долгого рисования и в условиях зарисовок и — быстрого рисования набросков; в условиях рисования несложного по конструкции и форме предмета и в условиях сложного по конструкции и форме предмета; в условиях приема рисования одними линиями и в условиях приема рисования тоном, завершением рисунка штриховкой и т.д.). Результаты наблюдения систематически записываются в особые ежедневники либо оформляются в виде психотерапевтических черт. Помимо этого, результаты наблюдения смогут фиксироваться на кинопленке, в фотографиях.

Так, преимуществом способа наблюдения есть то, что изучение психологических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психологических явлений, процессов у человека.

Но способ наблюдения имеет и отрицательные стороны. Во-первых, пребывав в позиции наблюдателя, исследователь должен ожидать, в то время, когда он опять сможет замечать интересующее его явление, что не всегда целесообразно и нарушает систематичность наблюдения.

И во-вторых, способ наблюдения не разрешает с нужной точностью установить обстоятельство конкретного психологического явления, потому, что в ходе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения замечаемого психологического явления с другими, нельзя учесть различные факторы, влияющие на развитие, формирование того либо иного психологического процесса, свойства личности.

Способ опыта предполагает неестественное создание психотерапевтической обстановке и изучение того либо иного психологического явления, процесса, развивающегося в данной ситуации.Исследователь не ожидает появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая особые условия для опыта, снабжающие проявление психологического процесса, свойства, экспериментатор приобретает возможность много раз повторять опыт, приобретает возможность, проводя изучение с различными испытуемыми в однообразных условиях, установить возрастные и личные изюминки развития исследуемых психологических процессов. По собственному усмотрению экспериментатор может поменять условия опыта, что открывает много возможностей для обоснования и нахождения самые эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.

Используются два вида опыта: лабораторный и естественный. Лабораторный опыт проводится в особых лабораторных условиях с применением разной аппаратуры, фиксирующей особенности внешних ответов и воздействий человека в форме разных психологических процессов, состояний. Помимо этого, разные, подчас сверхсложные (к примеру, электронные) установки позволяют с громадной точностью фиксировать кроме того скоро протекающие процессы (к примеру мгновенный акт восприятия), что разрешает изучить особенность, структуру этих процессов.

Так, посредством лабораторного опыта возможно взять правильные информацию о протекании, развитии психологических процессов в конкретных условиях. Но необычность, искусственность обстановки в условиях лаборатории, в большинстве случаев, воздействует на проявление психологических процессов, особенностей личности, что затрудняет их объективное изучение. Исходя из этого лабораторный опыт часто сочетается с другими способами изучения психологических явлений.

Изюминкой естественного опыта (в первый раз предложенного русским ученым А.Ф. Лазурским в 1910 г.) есть то, что он сочетает в себе хорошие качества лабораторного эксперимента и метода наблюдения. На протяжении естественного опыта сохраняется естественность протекания психологических явлений, процессов, поскольку изучение проводится в условиях, родных к простым, и вместе с тем вводятся правильная фиксация результатов, активность изучения, снабжающие научную точность естественного опыта.

К примеру, посредством естественного опыта, проводимого в форме намерено организованного урока, внеклассного занятия, мероприятия, возможно изучить возрастные и личные закономерности мышления, речи, внимания, памяти, воображения школьников, особенности их личности – интересы, темперамент, темперамент. Эти опыта фиксируются посредством магнитофона, кино- и фотосъемки. Часто эти технические средства маскируются, дабы не отвлекать обучающихся и не нарушать условий естественного опыта.

Организуя естественный опыт, исследователь подбирает такие условия опыта, вводит в воздействие таковой замысел изучения, каковые снабжают самый яркое проявление изучаемой психологической деятельности, самый ярко раскрывают динамику психологического процесса, явления.

Совершенствование способа опыта, и в первую очередь естественного опыта, стало причиной появлению таковой разновидности психотерапевтического опыта, как психолого-педагогический развивающий опыт. Изюминкой психолого-педагогического развивающего опыта есть то, что сначала исследуются те либо иные психологические процессы, свойства личности школьника, а после этого, на базе результатов изучения, организуется особое обучение (время от времени в нескольких вариантах), которое предполагает новую, более высокую ступень развития изучаемых психологических процессов, качеств.

Посредством психолого-педагогического развивающего опыта не просто констатируется определенный уровень развития внимания, мышления, памяти и других психологических явлений, процессов, особенностей личности школьника, а исследуются и устанавливаются пути и средства, снабжающие успешное психологическое и умственное развитие личности ребенка под влиянием воспитания и обучения. Так, этот способ изучения разрешает в один момент раскрыть психотерапевтические закономерности развития школьника в конкретный момент его обучения и выяснить предстоящие психотерапевтические условия его воспитания и успешного обучения, выяснить действенные дороги развития у обучающегося мышления, памяти, внимания, воображения, свойств. Психолого-педагогический развивающий опыт есть ведущим способом в педагогической психологии.

Способ беседызаключается в анализе фактов психологической деятельности человека, каковые планируют в ходе яркого общения экспериментатора с испытуемым.

Дабы беседа дала хорошие результаты, нужно выполнять ряд требований. Одно из них: предварительно четко намечаются цель беседы и главные вопросы. Заблаговременно продумываются и намечаются кроме этого дополнительные вариативные вопросы с целью всестороннего и глубокого изучения исследуемой стороны психологической деятельности.

Второе условие: вопросы должны быть четкими и понятными испытуемым.

Нужным условием успеха беседы есть непринужденная, дружеская ситуация, которая разрешает испытуемому давать искренние, правдивые ответы на поставленные перед ним вопросы.

Следующее условие: результаты беседы детально и совершенно верно записываются. Способ беседы обширно употребляется при изучении преподавателем внешних воздействий и личности школьника на формирование характера, поведения обучающегося. На протяжении беседы преподаватель определит о фактах из прошедшей судьбы школьника, о домашних условиях судьбы ребенка, о его товарищах, заинтересованностях, склонностях, совершенствах. Все это оказывает помощь преподавателю более глубоко осознать неспециализированный психотерапевтический склад личности обучающегося и на данной базе наметить действенные дороги предстоящего развития психологических сторон его личности, выяснить пути предстоящего формирования заинтересованностей, мировоззрения, убеждений школьника.

Недочётом способа беседы есть то, что умозаключения о психотерапевтических закономерностях исследователь делает на базе ответов самих испытуемых, что не всегда дает объективную картину изучаемого.

Способ психотерапевтического анализа процесса и продуктов деятельности разрешает проследить за течением, последовательностью исполнения той либо другой деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психотерапевтические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Примером для того чтобы изучения возможно изучение процесса изображения в рисовании по способу срезов, созданному психологом Е.И.Игнатьевым . Способ срезов возможно удачно применять и в черчении. На данный момент последовательность процесса изображения в черчении и рисунке все чаще фиксируют фото- и киноаппараты, разрешающие взять намного большее количество постепенных изображений.

Анализ продуктов деятельности человека разрешает проследить особенности многих процессов, особенностей, характерных для психики конкретной личности. Так, анализ, сравнение картинок школьника (с натуры, на темы) позволяет распознать синтеза взаимоотношения и особенности анализа в ходе рисования с натуры, роль зрительной памяти в создании тематических композиций, выяснить уровень овладения навыками и графическими умениями, уровень развития творческого воображения.

Биографический способ является изучением психологии человека на основании его биографических данных.

К примеру, преподаватель, в то время, когда ему поручают управление новым классом, начинает с того, что выясняет биографические эти учеников собственного класса — кто избирался старостой класса, кто занимается в каком-либо кружке и т.д. В следствии преподаватель делает вывод о свойствах, склонностях, заинтересованностях обучающихся, их увлечениях, моральном виде.

Посредством анкетного способа изучаются разные стороны психологической деятельности человека на базе массового опроса.

В большинстве случаев, анкетный способ дает богатый материал для изучения. Но данный материал не всегда объективен, слишком мало глубок по собственному содержанию (испытуемые смогут дать неправильные ответы). Исходя из этого в большинстве случаев способ анкет употребляется в один момент с другими способами психологии.

Задания для самоконтроля

Задание № 1. Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

1. Психология как независимая экспериментальная наука сформировалась:

а) в V в. до нэ;

б) в XVII в.;

в) во второй половине XIX в.;

г) в XX в.

2. Первым этапом в становлении психологии как науки было:

а) объяснение и изучение феномена «души»;

б) использование способа интроспекции в психологии;

в) изучение сферы бессознательного;

г) изучение природы психологического.

3. Предметом психологии есть:

а) верховная нервная деятельность;

б) «душа»;

в) процесс активного отражения человеком объективной действительности;

г) переживание человека.

4. Главным предметом изучения советской психологии выступило:

а) сознание;

б) психика;

в) «душа»;

г) поведение.

Задание № 2. Совершите соответствие между авторами и их научными достижениями.

Становление отечественной психологии связано с именами ученых, каковые были основоположниками:

а) способа естественного опыта;

б) экспериментальной психологии в РФ;

в) первого в РФ Психотерапевтического университета;

г) культурно-исторической теории развития психики человека;

д) научных баз изучения темперамента.

1. Л. С. Выготский

2. А. Ф. Лазурский

3. Н. Н. Ланге

4. Б. М. Теплов

5. Г. И. Челпанов

Задание № 3. Выберите верный ответ из предложенных вариантов.

1. Аристотель в собственных трактатах:

а) делает упор на мудрость и знание;

б) вычисляет «душу» сущностью тела, наделенного судьбой;

в) ставит целью познание царящего во вселенной порядка;

г) защищает догматы христианской религии.

2. Декартова концепция человека:

а) механистична;

б) дуалистична;

в) отвергает идею «души» как сущности человека;

г) опирается на разум, освященный верой.

3. Представления Платона о «душе» соответствуют следующим
высказываниям:

а) «душа» (дух) обитает в теле человека и направляет его напряжение всей жизни, а по окончании смерти покидает его, отправляясь в мир идей;

б) «душа» выступает как независимая субстанция;

в) тело есть «могилой души».

Задание № 4. Проанализируйте текст. В чем вы видите обстоятельство «непоследовательности» В. Вундта?

Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В. Вундта, которая строилась как наука экспериментальная. Для В. Вундта областью опытов были несложные психологические процессы: ощущения, представления, эмоции. Одновременно с этим он утверждал, что существует и другая психология — психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., применяющая другие — неэкспериментальные способы.

Задание № 5. Сопоставьте научные правила отечественной психологии с их содержанием:

а) психика определяется образом судьбы и изменяется с трансформацией внешних условий;

б) деятельность и сознание находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний замысел деятельности человека;

в) психика возможно верно осознана, в случае, если рассматривается в постоянном развитии как результат и процесс деятельности;

г) необходимость изучения всех лично- и социально-психотерапевтических изюминок человека.

1. Принцип личностного подхода.

2. деятельности единства и Принцип сознания.

3. Принцип детерминизма.

4. Принцип развития.

Задание № 6. Выясните, довольно каких способов справедливо данное высказывание.

И. П. Павлов писал о способе так: «Способ — самая первая, главная вещь. От способа, от метода действия зависит вся серьезность изучения. Все дело в хорошем способе. При хорошем способе и не весьма гениальный человек может сделать много. А при нехорошем способе и очень способный человек будет трудиться впустую и не возьмёт полезных, правильных данных».

Задание № 7. Выберите верный вариант ответа.

1. Гуманистическая психология:

а) есть ветвью экзистенциализма;

б) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

в) сделала целью воспитания личностный рост.

2. Хороший психоанализ:

а) опирался на практику лечения истерических неврозов;

б) выяснил либидо как энергию, соответствующую потребности в самореализации личности;

в) сделал предметом бессознательные влечения человека.

3. Гештальтпсихология — направление в психологии, при котором:

а) предметом психологии являются образы восприятия;

б) гештальт выступает как форма, структура, целостная конфигурация;

в) интеллект трактуется как поведение.

г) гештальты выступают как элементы сознания;

4. Бихевиоризм — направление в психологии, при котором:

а) психология превратилась в «психологию без психики»;

б) была заложена мысль программированного обучения;

в) была введена мысль установки.

Лекция первая. Психология как наука, объект, предмет, категории, принципы, цели и задачи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: