Деятельность человека и ее главные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – сознательная активность человека, на протяжении которой он изменяет мир около себя и изменяется сам.
Главное содержание деятельности – преобразование и изменение мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Структура деятельности:
— субъект – тот, кто осуществляет деятельность: человек, коллектив, общество;
— объект – то, на что направлена деятельность: предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека;
— цель – осознанный образ того, что возможно в следствии деятельности;
— средства успехи цели;
— действия, направленные на достижение цели;
— итог (продукт).
Источником активности людей являются потребности. Процесс их удовлетворения представляет собой целенаправленную деятельность.
Потребность – надобность, потребность человека в чем-либо, требующая удовлетворения.
Особенности потребностей:
— потребности в любой момент связаны с наличием у человека эмоции неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;
— потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, каковые смогут эту потребность утолить;
— наличие потребности сопровождается чувствами: сперва, по мере усиления потребности, — после этого отрицательными, а после этого, при ее удовлетворения, — хорошими;
— количество потребностей возрастает в эволюционном последовательности (растения –примитивные животные – высокоразвитые животные – человек) и по мере развития человека (новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек);
— потребности человека образуют иерархическую совокупность, где любая потребность имеет собственный уровень значимости.
Виды потребностей человека:
— Биологические (естественные, органические, материальные) – рвение человека поддерживать собственное существование (потребности в пище, воздухе, воде, сне, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии);
— Социальные – рвение человека к общению, популярности, господству над вторыми людьми, принадлежности к определенной группе, в лидерстве, в признании;
— Духовные (совершенные, познавательные) – рвение человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла собственного существования, к самосовершенствованию (потребности в знаниях, творчестве, создании красивого).
Биологические в собственной базе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. У многих людей социальные потребности господствуют над духовными: потребность в знаниях выступает часто, как средство получи профессию, занять хорошее положение в обществе.
Главные формы деятельности
1) Труд – форма деятельности, которая направлена на достижение фактически нужного результата.
Характерные черты:
– отличается целесообразностью;
– нацелена на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов, каковые серьёзнее процесса;
– требует наличия мастерства, умений, знаний;
– владеет практической полезностью;
– содействует формированию личности;
– преобразовывает окружающую среду обитания человека;
2) Игра – особенная форма деятельности , целью которой есть развлечение, отдых.
Характерные черты:
– происходит в условной обстановке, которая, в большинстве случаев, скоро изменяется;
– направлена не на итог, а на сам процесс;
– нацелена на удовлетворение интереса ее участников;
– в ее ходе употребляются так именуемые замещающие предметы;
– ориентирована на усвоение и воссоздание публичного опыта;
– воспроизводит нормы деятельности и человеческой жизни;
– снабжает усвоение и познание предметной и социальной действительности;
– содействует формированию личности, обогащает ее, вооружает нужными навыками;
3) Учение – форма деятельности, целью которой есть приобретение человеком умений и знаний.
Характерные черты:
– предполагает постоянное управление деятельностью детей со стороны взрослых (своих родителей, воспитателей, преподавателей);
– направлена на достижение результата, что воображает перспективную сокровище;
– есть нужным компонентом обучения;
– содействует формированию личности, навыков публичного поведения.
Условием успешного исполнения человеком определенной деятельности выступают его способности.
Способности – свойства личности и индивидуальные особенности, каковые являются условиями успешного исполнения какого-либо вида деятельности.
– В случае, если свойство не начинается, то со временем она возможно потеряна;
– Отдельные свойства смогут частично восполнить отсутствие других свойств;
– Свойства обнаруживаются лишь в деятельности, которая не имеет возможности осуществляться без наличия этих свойств;
– В базе однообразных достижений при исполнении какой-либо деятельности смогут лежать различные свойства. Одновременно с этим одинаковая свойство возможно условием успешности разных видов деятельности.
Виды свойств
– неспециализированные (интеллектуальные) – определяют удачи человека в самых разных видах деятельности (к примеру, умственные свойства, точность и тонкость перемещения рук, свойство волноваться, идеальная обращение;
– особые – определяют удачи человека в своеобразных видах деятельности (к примеру, музыкальные, математические, литературные, спортивные, техспособности).
В случае, если в ходе собственной деятельности человек формирует что-либо новое, уникальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.
Творчество – это создание чего-то нового, полезного не только для данного человека, но и для других.
Основное отличие творчества от нетворческой деятельности – уникальность используемых приемов, взятого результата.