Лекция № 22. морфология. принципы классификации частей речи в русском языке.

Замысел:

1. Морфология как учение о грамматической природе и грамматических формах слова. Предмет морфологии.

2. Грамматические категории, грамматические формы и грамматические значения.

3. Главные методы выражения грамматических значений.

4. Сотрудничество лексических и грамматических значений в слове.

5. Части речи как главные лексико-грамматические разряды слов в русском языке. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической литературе.

6. Неспециализированная черта частей речи современного русского.

7. Переходные явления в области частей речи.

8. Состав частей речи.

I. Морфология есть одним из разделов грамматики. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в неоднозначном значении: в значении грамматического строя языка и в значении учения о грамматическом строе языка, т.е. как обозначение соответствующей научной дисциплины. В последнем смысле грамматика является собранием правил об сочетании слов и изменении слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию — собрание правил об трансформации слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphemorphe — форма, logos — слово, учение), и синтаксис — собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis — сочетание, построение). Грамматика (синтаксис и морфология) дает сочетания изменения слов и правила слов в предложении, имея в виду не предложения и конкретные слова, а предложения и слова по большому счету. Грамматика абстрагируется от частного и конкретного в предложениях и словах и берет то, что имеется в них неспециализированного. Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова. Но в морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические особенности, употребляемость. Морфология же изучает грамматические особенности слова. К примеру, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), есть авиационным термином и обозначает мастерство управления летательным аппаратом. Для морфологии же принципиально важно то, что это слово есть именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (верховный пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже). Задачи морфологии не ограничиваются изучением лишь форм слова и высказываемых ими неспециализированных грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов. Помимо этого, классическим в русской лингвистической науке есть и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (неспециализированные вопросы словообразования, типы словообразования, трансформации в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел).

II. Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, в первую очередь, имеет дело с этими понятиями, как грамматическая категория, грамматическая форма и грамматическое значение. Грамматическая категория — это характерные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения смогут быть показателями, к примеру, отношения данного слова к вторым словам в предложении и словосочетании (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения информируемого к действительности (категория наклонения), отношения информируемого ко времени (категория времени) и т.д. Грамматические категории владеют разной степенью абстрагирования. К примеру, грамматическая категория падежа в сравнении с грамматической категорией рода есть более абстрагированной категорией. Так, любое существительное включается в совокупность падежных взаимоотношений, но не каждое из них включается в совокупность противопоставлений по роду: преподаватель — учительница, актер — актриса, но педагог, языковед, режиссер. Термин «грамматическая категория» употребляется и в другом, более широком значении — в значении класса слов, объединенных неспециализированными грамматическими показателями. В таком смысле мы говорим о категории существительного и т.д. Но наряду с этим добавляется уточняющее прилагательное лексический, т.е. речь заходит о лексико-грамматических категориях слов, либо частях речи. Та либо другая грамматическая категория (категория рода, категория числа, категория падежа и т.д.) в каждом конкретном слове имеет определенное содержание. Так, к примеру, категория рода, характерная именам существительным, в слове книга обнаруживается тем, что это имя существительное есть существительным женского рода; либо категория вида, к примеру, в глаголе рисовать имеет определенное содержание — это глагол несовершенного вида. Подобные значения слов именуются грамматическими значениями. Следовательно, каждое слово может владеть рядом грамматических значений, к примеру, в глаголе бежал заключены следующие грамматические значения: значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида. Грамматические значения выражаются определенными языковыми средствами. К примеру: значение 1-го лица единственного числа в глаголе пишу выражается при помощи окончания -у, а неспециализированное значение творительного падежа в слове лесом выражается при помощи окончания -ом. Вот это выражение грамматических значений внешними языковыми средствами именуется грамматической формой. Следовательно, формы слова — это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями. Вне грамматической формы не существует ни одного грамматического значения. Грамматические значения смогут выражаться не только при помощи морфологических метаморфоз слова, но и при помощи других слов, с которыми оно связано в предложении. К примеру, в предложениях Он приобрел пальто и Он был в пальто форма слова пальто однообразна, но в первом случае оно имеет грамматическое значение винительного падежа, а во втором — предложного падежа. Эти значения создаются различными связями этого слова с другими словами в предложении.

III. В русской морфологии существуют различные методы выражения грамматических значений, т.е. методы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный. При синтетическом методе грамматические значения выражаются в большинстве случаев аффиксацией, т.е. наличием либо отсутствием аффиксов (к примеру, стол, стола; идет, идут; красив, прекрасна, красиво), существенно реже — ударением и чередованием звуков (погибнуть — умирать; масла — спец. масла), и супплетивно, т.е. образованиями от различных корней (человек — люди, отлично — лучше). Аффиксация может совмещаться с трансформацией ударения (вода — воды), и с чередованием звуков (сон — сна). При аналитическом методе грамматические значения приобретают собственный выражение вне главного слова, т.е. в других словах (слушать — буду слушать). При смешанном, либо гибридном, методе грамматические значения выражаются и синтетически и аналитически, т.е. и вне и в слова. К примеру, грамматическое значение предложного падежа выражается окончанием и предлогом (в доме), грамматическое значение первого лица — окончанием и местоимением (я приду). Формообразующие аффиксы смогут быть выразителями сходу нескольких грамматических значений, к примеру: в глаголе идут окончание -ут высказывает и лицо, и число, и наклонение.

IV. Как лексика и грамматика, являясь различными сторонами языка, связаны между собой, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во сотрудничестве. Это проявляется, к примеру, в том, что с трансформацией лексического значения в слове изменяются и его формы и грамматические значения. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, утратившее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), потеряло и формы степеней сравнения, т.е. лишилось последовательности грамматических форм и значений. Второй пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, смогут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «скоро передвигаться» употребляется лишь как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во целый дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («выполнять побег», «спасаться бегством», «скоро отступать») влечет за собой и второе грамматическое значение — значение совершенного вида: Мальчики планировали бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.).

V. Современная классификация частей речи в русском языке в базе собственной есть классической и опирается на учение о восьми частях речи в древних грамматиках. Первой грамматикой русского была «Русский грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней в первый раз всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова. Все части речи Ломоносов дробил на знаменательные и служебные. Две части речи — глагол и имя — назывались главными, либо знаменательными, остальные шесть — местоимение, причастие, наречие, предлог, междометие и союз (у Ломоносова «междуметие») — служебными.

V.Главные положения М.В. Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, A.M. Пешковского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, кожный покров.В. Щербы и В.В. Виноградова. В «Русской грамматике» Александра Христофоровича Востокова (1831) были сохранены классические восемь частей речи. Но из имени как особенную часть речи Востоков выделил прилагательное (у Ломоносова имена не были дифференцированы), но причастия рассматривались как разновидность прилагательных («прилагательные действенные»), к прилагательным же были отнесены и числительные. Все определения частей речи А.Х. Востокова основаны на их значении. Для иллюстрации главных положений приводится довольно много примеров из живого русского той эры. Но за грамматикой сохраняется чисто практическая роль «управления к верному потреблению слов в письме и разговоре» (§ 1). Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского» (1858) учение о частях речи изложил во второй части — «Синтаксисе», указав тем самым на синтаксическую базу этого учения. За собственными предшественниками Ф.И. Буслаев разграничивает части речи на знаменательные и служебные. К знаменательным словам он относит три части речи: имя существительное, имя глагол и прилагательное (за исключением вспомогательного, что, согласно его точке зрения, есть служебным словом). В составе служебных частей речи Буслаев именует пять: местоимения, имя числительное, предлог, наречие и союз. Причем наречия он дробит на две группы: 1) образованные от слов знаменательных, к примеру, снова, наискось, и 2) образованные от служебных слов, к примеру, тут, в том месте, два раза. Первые должны рассматриваться в составе знаменательных частей речи, вторые — в составе слов служебных. «Междометие по значению собственному, — показывает Ф.И. Буслаев, — образовывает особенный отдел, в силу того, что высказывает не логические отношения и не разнообразие предметов речи, а ощущения говорящего». Так, в целом он выделял девять частей речи. Уже одно это определение междометий показывает на то, что в базу понимания каждой части речи были положены господствовавшие тогда логико-грамматические взоры. В развитии грамматической теории громадную роль сыграл Александр Афанасьевич Потебня. Он углубил учение о слове, о грамматической категории и грамматической форме. Но решающим в сфере грамматики вычислял синтаксис, исходя из этого в его книге «Из записок по русской грамматике» (1874) имеются только отдельные замечания о частях речи в их сопоставлении с участниками предложения. Осуждая Ф.И. Буслаева за логическое обоснование грамматических категорий, А.А. Потебня впадал в другую крайность — отрицания логического начала в грамматике. Он считал язык особенной «формой мысли», которая ни в чем, не считая языка, не видится, т.е. начал психологическое направление , в грамматике. Все слова А.А. Потебня дробит на вещественные (лексические) и формальные. Первые он именует знаменательными частями речи, вторые — служебными. Знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. К служебным относит альянсы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы. Разбирая глагол, А.А. Потебня относил к промежуточным частям речи причастие и инфинитив на том основании, что они имели особенные формы. Местоимения он разглядывал раздельно от всех частей речи, считая их категорией указательных, обобщающих слов, совмещающих в себе показатели слов лексических и формальных. Филипп Федорович Фортунатов, основатель Столичной лингвистической школы, в курсе «Сравнительное языковедение» (1901-1902) излагает формально-грамматическую точку зрения на части речи (в будущем ее разовьют последователи Фортунатова: М.Н. Петерсон, Д.Н. Ушаков и др.). В работах представителей формального направления излагается учение о грамматических классах слов, каковые выделяются по формальным показателям: слова, имеющие формы словоизменения (склоняемые, спрягаемые); слова, не имеющие форм словоизменения. Исходя из этого, Ф.Ф. Фортунатов вместо классического учения о частях речи разглядывает слова полные, частичные и междометия. Понятие полного слова он связывает с определением его как предмета мысли и с «присутствием в отдельных полных словах форм», что образует «формальные, либо грамматические, классы отдельных полных слов». К ним относятся 1) слова, имеющие формы словоизменения, к примеру: а) спрягаемые слова — глаголы, б) склоняемые слова — существительные, в) склоняемые слова… с согласованием в роде — слова и 2) прилагательные, без форм словоизменения: наречия, инфинитив. местоимения и Числительные особенных классов, согласно точки зрения Ф.Ф. Фортунатова, не составляют. Слова частичные употребляются только «функционально», т.е. для обозначения чего-то в семантике полных слов, поскольку «значения частичных слов не существуют раздельно от значений полных слов». К ним относятся: а) соединительные слова — предлог, связка, альянс; б) усилительные слова (типа то в сочетании я-то, кроме того, и); в) частичные слова, обозначающие отрицание либо вопрос (не, ли); г) слова, обозначающие известное отношение говорящего к данному предложению (да, нет; само собой разумеется, дескать). Особенный класс составляют междометия, каковые «не высказывают идей, но… высказывают чувствования, испытываемые говорящими». Александр Матвеевич Пешковский в собственном труде «Русский синтаксис в научном освещении» систематично и последовательно (в классическом понимании) части речи не рассматривал. Но он высказал увлекательные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, наречия и глагола. Части речи Пешковский определял «как главные категории мышления в их примитивной общенародной стадии развития». В этом особенно четко проявился психотерапевтический подход к явлениям грамматики. Местоимения А.М. Пешковский обрисовал в особенной главе. Он считал их несамостоятельной частью речи и разглядывал (в зависимости от значения) местоименные существительные (я, ты, он, кто, что), местоименные прилагательные (мой, твой и др.), местоименные наречия (по-моему, тут, в том месте и др.). «Местоимения являются такую единственную в языке и совсем парадоксальную в грамматическом отношении группу слов, в которой неграмматические части слов (корни) имеют конкретно субъективно-объективное значение, т.е. обозначают отношение самого мыслящего к тому, о чем он мыслит». Числительные А.М. Пешковский разглядывает только в плане синтаксическом, предлагая самый термин заменить новым — «счетные слова», выделив среди них счетные существительные (единица, пара, сотня и др.), счетные прилагательные (единичный, неоднозначный, тройной и под.), счетные наречия (два раза, двое, вчетвером и т.д.). Служебные слова, либо слова частичные, A.M. Пешковский к частям речи в классическом понимании не относит и выявляет их роль лишь в плане синтаксическом. Алексей Александрович Шахматов учение о частях речи излагает в «Синтаксисе русского» (1913) и тем самым кроме этого суживает понятие частей речи, определяя их как «слово в его отношении к предложению…». Но, как отмечает акад. В.В. Виноградов, «попытка А.А. Шахматова изъять учение о частях речи из морфологии и передать его в полное и необыкновенное ведение синтаксиса не удалась и не имела возможности удаться. Она привела только к смешению синтаксиса с морфологией и ослаблению грамматических позиций морфологии, на долю которой осталась только матчасть словоизменения». А.А. Шахматов выделял четырнадцать знаменательных, незнаменательных и служебных частей речи. К знаменательным он относил существительное, глагол, прилагательное, наречие. К незнаменательным — числительные, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоименные наречия. К служебным — предлог, связку, частицы, префикс и союз. Очень А.А. Шахматов разглядывал междометия. В классическом учении о частях речи по окончании Шахматова закрепилось выделение частиц. Небезынтересна классификация частей речи, предложенная представителем Казанской лингвистической школы Василием Алексеевичем Богородицким. В «Неспециализированном курсе русской грамматики» он дробит все слова, «относящиеся к области умственных представлений», на слова с собственным значением и слова без собственного значения. Среди первых В.А. Богородицкий, со своей стороны, различает независимые слова: существительные, глагол, и слова подчиненные: прилагательные (и причастия), числительные, определительно-наречия и указательные местоимения (и деепричастия). Среди вторых (т.е. слов без собственного значения) он выделяет предлоги, альянсы, частицы (либо «частички»). Раздельно он разглядывал междометия, считая, что это — «восклицания, относящиеся к области эмоциональной» (в противоположность словам «умственных представлений»). Все учение о частях речи В.А. Богородицкий, как и многие из его предшественников, сооружает на базе синтаксических взаимоотношений, о чем говорит само деление слов на независимые и подчиненные. Лев Владимирович Щерба высказал отдельные, весьма полезные замечания о частях речи в русском языке. Главную задачу грамматики он усматривал в том, дабы раскрыть живую, всегда изменяющуюся совокупность языка с учетом формообразования, строевых элементов и «синтаксических связей лексики». За своим преподавателем, русским грамматистом Иваном Александровичем Бодуэном де Куртенэ (Казанская лингвистическая школа), все части речи Л.В. Щерба именует «лексическими категориями», а правильнее — «лексико-грамматическими разрядами слов». Ученый выделяет «две соотносительные категории: категорию слов знаменательных и категорию слов служебных». Различие между ними в том, что «первые имеют независимое значение, вторые высказывают отношение между предметами мысли». К словам знаменательным Л.В. Щерба относит глагол, существительные, прилагательные, наречия, слова количественные (т.е. числительные), категорию состояния, либо предикативные наречия. В составе слов служебных Щерба именует связки (быть), предлоги, частицы, альянсы (сочинительные, соединительные, присоединительные), слова «уединяющие», либо слитные альянсы (и — и, ни — ни и др.), относительные слова (либо альянсы подчинительные). Раздельно он разглядывает междометия и без того именуемые звукоподражательные слова. По окончании работ Щербы в грамматике стали выделять особенную группу слов типа жаль, пора, готов, обязан и т.д. Их Л.В. Щерба назвал категорией состояния, применяв и синонимичное наименование Д.Н. Овсянико-Куликовского — предикативные наречия. Стала широко распространена структурно-семантическая классификация частей речи, предложенная Виктором Владимировичем Виноградовым: 1) части речи, 2) частицы речи, 3) модальные слова, 4) междометия. самые крупные структурно-семантические категории — части речи и частицы речи — подразделяются любая еще на последовательность групп. К частям речи В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительное, числительное и прилагательное, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частицам речи отнесены предлоги, альянсы, фактически связки и частицы. Очень рассмотрены междометия и модальные слова. Большинство современных учебных пособий и учебников по русскому языку строится на базе учения В.В. Виноградова о частях речи. «Русская грамматика» (1980) и «Краткая русская грамматика» (1989) сохраняют классическую классификацию частей речи, но вносят кое-какие трансформации в состав числительных и местоимений. В местоимение включаются местоимения-существительные, замещающие лицо либо предмет (я, ты, он, себя, мы, вы, они, кто, что и др.), а местоимения-прилагательные (твой, ваш, его, их и др.) и местоимения-наречия (по-моему, по-твоему, по-отечественному, по-вашему, по-их и др.) рассматриваются как разряды слов в наречий и прилагательных. Разряд числительных составляют лишь количественные (один, два, три и др.) и собирательные (двое, трое, пятеро и др.). Порядковые числительные включены в состав прилагательных (первый, второй и др.).

VI. В зависимости от лексического значения, от характера морфологических синтаксической функции и признаков все слова русского делятся на определенные лексико-грамматические разряды, именуемые частями речи. Части речи являются категориями наиболее характера. Именам существительным свойственно неспециализированное значение предметности, прилагательным — качества, глаголу — действия и т.д. Все эти значения (предметность, уровень качества, воздействие) относятся к числу неспециализированных лексико-грамматических значений, в то время как фактически лексические значения слов разны, причем одинаковая база может стать источником образования различных по грамматическим показателям слов, т.е. различных частей речи. К примеру, от баз, имеющих неспециализированное значение предметности — камен-, дерев-, возможно образовать и имена существительные камень, дерево, и имена прилагательные каменный, древесный, и глаголы каменеть, деревенеть; от баз, имеющих неспециализированное значение качества, — бел-, глух-, смогут быть образованы не только прилагательные белый, глухой либо глаголы белеть, оглушить, но и существительные белизна, глухота. Лексические значения баз кроме того в пределах одной части речи смогут быть различными и заметно различаться от грамматических значений. К примеру, прилагательные наровне со значением качества — белый, худой смогут быть связаны со значением предметности — золотой, кирпичный, процесса действия — уклончивый, сыпучий и т.д. Но эти значения (предметность либо воздействие) в прилагательных не являются ведущими, какими они выступают в существительных либо в глаголах. Имена прилагательные высказывают процесс и предметность действия не отвлеченно, а только как показатель какого-либо предмета либо явления действительности (золотой браслет, кирпичный дом, уклончивый ответ, сыпучий материал), как принадлежность предмета либо явления, тогда как имена существительные, имеющие значения качества (белизна, глухота) либо действия (беготня, раскорчевка), обозначают независимые (свободные) понятия и смогут иметь при себе определяющие их прилагательные: приятная белизна, тяжелая глухота, постоянная беготня, свежая раскорчевка и т.д. Морфологические показатели различных частей речи разны. К примеру, имена существительные владеют категориями рода, числа и падежа. Именам прилагательным кроме этого свойственны грамматические категории рода, падежа и числа. Но в случае, если род, падеж и число существительных — категории грамматически свободные, то у прилагательных они полностью зависят от существительного, к которому относится прилагательное. Глаголы имеют категорию лица, времени, наклонения, вида, залога, числа. Наряду с этим категории времени, наклонения, вида, залога свойственны только глаголу. А категория числа охватывает различные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, глаголы), категория лица свойственна и местоимениям. Категория числа проявляется во всех частях речи по-различному. У имени существительного — это категория свободная (несинтаксическая), у глаголов и прилагательных — зависимая (синтаксическая).

Части речи различаются по характеру морфологических трансформаций: существительные изменяются по числам и падежам (склоняются), но не по родам; прилагательные изменяются не только по числам и падежам, но и по родам; глаголы — по лицам, числам, наклонениям и временам (спрягаются), а наречия и безлично-предикативные слова (категория состояния) отличаются неизменяемостью.

В некоторых изменяемых частях речи выделяются слова, не подвергающиеся морфологическим трансформациям. Ко мне относятся, к примеру, имена существительные заимствованные (пальто, др и метро.), каковые не изменяются ни по падежам, ни по числам; имена прилагательные заимствованные типа беж, др и бордо.

В зависимости от того, в роли каких участников предложения употребляется та либо другая часть речи, и от того, с какими словами она сочетается в предложении, определяются разные синтаксические функции частей речи. К примеру, имена существительные, владеющие главным значением предметности, в предложении выступают значительно чаще в роли дополнения и подлежащего. Прилагательные, имеющие значение качества, делают функции определения. Глаголы, владея главным значением действия либо состояния, выступают в основном в роли сказуемого. По собственной сочетаемости с другими словами части речи кроме этого различаются между собой: имя существительное сочетается с определяющим его прилагательным (серый плащ, ясный ум), глагол сочетается значительно чаще с наречием (косит отлично, идет медлительно).

VII. В ходе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории смогут переходить в другую. В случае, если слово, находящиеся в собствености к определенной части речи, утрачивает (либо изменяет) собственный главное морфологические признаки и лексическое значение, свойственные данному последовательности слов, оно получает черты второй части речи, и в соответствии с этим изменяются его синтаксические функции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был весьма оживленным. — Рабочий занял место у станка, где в зависимости от принадлежности к различным частям речи изменяется и роль слова в предложении. В первом предложении слово рабочий обозначает показатель предмета и есть прилагательным, выступая в роли определения. Во втором предложении это же слово взяло независимое значение предметности, т.е. перешло в категорию существительных, при нем допустимо определение (ветхий рабочий, кадровый рабочий, подсобный рабочий и т.д.), оно употреблено в функции подлежащего. Переход одной части речи в другие происходит в языке неизменно, исходя из этого распределение слов по различным частям речи не есть неизменным. Но не все части речи смогут одинаково вольно переходить в другие. К примеру, имена прилагательные довольно часто переходят в имена существительные, причастия — в прилагательные (изысканные кушания, блестящая победа). Существительные смогут покупать значение местоимений: Скоро начались регулярные занятия. Дело [т.е. это] было в сентябре. Часто существительные участвуют в образовании предлогов, альянсов, частиц, к примеру: в течение года, в целях улучшения; тогда как, с того времени как; шутка ли; то ли дело и др. Наречия смогут переходить в разряд предлогов, к примеру: около, около; деепричастия — в наречия и в предлоги, к примеру: без звучно, сидя, стоя; благодаря, не обращая внимания на и т.д.

VIII. В современном русском языке различаются части речи независимые и служебные. В особенную группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова. Независимые (либо знаменательные) части речи или именуют предметы, качества либо свойства, количество, воздействие либо состояние, или показывают на них. Они имеют независимые лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли основных либо второстепенных участников предложения. К независимым частям речи относятся 7 разрядов слов: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, безлично-предикативные слова (категория состояния). Среди знаменательных слов разнообразными средствами формоизменения владеют имена существительные, прилагательные, числительные, местоимения и глаголы. Наречия и безлично-предикативные слова (типа рад, жаль, недосуг и др.) лишены формообразующих средств (если не считать степеней сравнения качественных наречий и образованных от них безлично-предикативных слов). Служебные слова (либо частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются необычным грамматическим средством для связи и выражения отношений между предложениями и словами (предлоги, альянсы), и для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных независимыми частями речи (частицы). К служебным словам относятся предлоги, альянсы, частицы. Выделенные в особенную группу модальные слова, как и служебные части речи, не владеют номинативный функцией. Они высказывают оценку говорящим собственного высказывания с позиций отношения информируемого к объективной действительности (непременно, к сожалению и др.). Междометия кроме этого лишены функции называния. Они являются выразителями определенных эмоций (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и в большинстве случаев не являются участниками предложения, не смотря на то, что интонационно в любой момент связаны с предложением, к которому примыкают. Звукоподражательные слова являются по собственному звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не высказывают каких-либо эмоций либо волеизъявлений.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., светло синий И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н. М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 1.

Омонимичные части речи. Видеоурок по русскому языку 9 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: