Тема: классификация профессий.

Исходным концептуальным понятием профессиоведения есть профессия. Трактовок понятия «профессия» в профессиоведческой литературе довольно много. В первую очередь, это занятие, требующее особой подготовки, которое человек практикует систематично и которое помогает ему источником денег на жизнь. Потом, профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, в которой устанавливаются нормы поведения и определённые связи. Профессия выступает как особенная форма социальной организации трудоспособных участников общества, объединенных неспециализированным профессиональным сознанием и видом деятельности.

В собственных работах Е.А.Климов кроме этого приводит определение профессии: «Профессия — это нужная для общества, социально полезная и ограниченная благодаря разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность приобретать вместо затраченного труда нужные средства его развития и существования».

Профессия (лат. professio) — это исторически появившиеся формы трудовой деятельности, для исполнения которых человек обязан владеть навыками и определёнными знаниями, иметь особые свойства и развитые профессионально серьёзные качества.

Термин «профессия» используется только к маленькому кругу

высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к профессиям либо видам работы, занятий.

Профессия, в большинстве случаев, объединяет группу родственных профессий. К примеру, профессия — доктор, профессии — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, профессии — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия — слесарь, профессии — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.

Специальность — это комплекс купленных методом профобразования, подготовки и в ходе работы особых знаний, навыков и умений, нужных для исполнения определенного вида деятельности в рамках той либо другой профессии. Так, специальность — один из видов профессиональной деятельности в профессии, направленный на достижение более частных либо промежуточных результатов или на достижение неспециализированных результатов своеобразными средствами.

Значительная разделение труда случилась в эру промышленной революции. Часто возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные специальности и профессии.

В ходе публичного развития появляется необходимость во введении названий новых профессий и определении их черт, содержания труда, уровней квалификации, противопоказаний и т.п.

Психотерапевтическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. профессий. Упорядочение этого многообразия допустимо по разным параметрам. Изюминкой психотерапевтической классификации есть отказ от социологических, экономических и технологических параметров. Психотерапевтическая классификация профессий обязана снабжать валидную диагностику опытных заинтересованностей, способностей и склонностей. Из этого появляется неприятность нахождения психотерапевтических параметров, разрешающих объединить профессии в группы. Но основное, нужно, дабы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в громаднейшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.
Выбранные параметры должны максимально учитывать профессии и соответствие личности, так именуемую опытную пригодность. Наряду с этим кроме этого должны согласовываться востребованные профессии с психотерапевтической структурой личности. По этим параметрам возможно кроме этого осуществлять опытный отбор из лиц, каковые будут более удачно делать конкретную деятельность. Таковой подход прослеживается у большинства психологов труда (С.М.Богословский, 1911; Н.Мunsterberg, 1913; А.Нuth, 1961; Е.Воrnemann, 1967; С.L.Тhornton, 1969; И.П.Титова, 1970; В.В.Чебышева, 1971; В.Г.Лоос, 1974). В современных классификациях эти критерии уже не употребляются и ссылка на них — дань истории психологии труда.

Серьёзной проблемой классификации профессий были и остаются способы сбора данных, характеризующих профессию. К ним относятся наблюдение, независимое исполнение деятельности (трудовой способ), опрос работников, замечаемый опрос на рабочих местах и др.
Широкое распространение за границей взяли классификации профессий на базе учета заинтересованностей, свойств темперамента и способностей личности. Среди таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности, направляться, в первую очередь, выделить классификацию профессий Дж. Холланда, созданную в 1966 г. Ее преимуществом есть обоснованная психотерапевтическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности самая значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На базе установления главных компонентов направленности — заинтересованностей и ценностных ориентации — Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на традиции и общепринятые нормы), предпринимательский и художественный. Любой тип личности ориентирован на определенную опытную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических технических устройств и процессов, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на сотрудничество с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на управление людьми и’ бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые опытные роли, вероятные успехи и карьера.
Дж. Холланд внес предложение шкалу приспособленности разных типов личности к различным опытным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, любой из углов которого обозначает один из 6 среды и типов личности. Эта модель разрешает оценить совместимость личности с определенной опытной средой. Степень совместимости типа личности с опытной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. В соответствии с данной модели, к примеру, самый совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный. Все вероятные связи представлены в психотерапевтической классификации профессий, предназначенной для профориентационной работы.

Психотерапевтическая классификация профессий обязана снабжать валидную диагностику опытных заинтересованностей, способностей и склонностей. Но основное, нужно, дабы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в громаднейшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.

В отечественной психологии громаднейшую известность взяла классификация профессий, созданная Е. А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

Человек — живая природа (П). Человек — техника (и неживая природа) (Т). Человек — человек (Ч). Человек — знаковая совокупность (3). 5) Человек — художественный образ (X).

Эти пять типов профессий разделяют по показателю целей на три класса:

— Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание.

— Преобразующие профессии (П).

— Изыскательские профессии (И).

По показателю главных средств труда в рамках каждого класса смогут выделяться четыре отдела:

1. Профессии ручного труда (Р).

2. Профессии машинно-ручного труда (М).

3. Профессии, которые связаны с применением автоматизированных и автоматических совокупностей (А):

4. Профессии, которые связаны с преобладанием функциональных средств труда (Ф).

По условиям труда Е.А.Климов дробит профессии на четыре группы:

1. Работа в условиях микроклимата, родных к бытовым, «комнатным» (б)

2.Работа, которая связана с нахождением на открытом воздухе в любую погоду (о).

3. Работа в необыкновенных условиях на высоте, под водой, под почвой, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н)

4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за судьбу, здоровье людей (взрослых либо детей), громадные материальные сокровища (м)

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими.

Применяя условные обозначения, возможно дать обзорную «карту» мира профессий, и составить примерную формулу определенной профессии: эта формула возможно отнесена и к настоящей профессии, и к профессии-мечте.

Данной классификацией профессий весьма комфортно пользоваться в ходе профориентации с обучающимися.

Модульный принцип психотерапевтической классификации профессий содержится в том, что модуль профессии берется за единицу анализа профессии, типовой элемент, «строительный кубик» при создании описания профессии.

Психотерапевтический модуль профессии определяется как типовой элемент профессиональной деятельности, свойственный последовательности профессий и выделенный на основании общности психотерапевтических требований к человеку. Из полного комплекта психотерапевтических модулей возможно, как из кубиков, собрать чёрта любой профессии.

Любая профессия в большинстве случаев имеет несколько модулей. Задачи изучения — установить связь между объективными чертями труда (предмет, цель, орудия, условия) и психотерапевтическими требованиями, предъявляемыми к человеку, причем психотерапевтические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего.

В таблице представлен пример фрагмента психотерапевтических модулей, характеризующих изюминки предмета труда

Психотерапевтические модули, характеризующие изюминки предмета труда

Психотерапевтический модуль Примеры профессий
Типовые элементы деятельности Психотерапевтические требования
Обслуживание сложных технических совокупностей Техническое мышление, долгосрочная память, пространственные представления Наладчик автоматических линий, станков, механик по ремонту телерадиоаппаратуры, электромеханик по обслуживанию и ремонту электронных вычислительных автомобилей, водители разных видов наземного, водного и воздушного транспорта
Управление транспортными средствами Острота зрения, глазомер, цветоощущение, пространственные представления, переключение и распределение внимания, быстрота реакции, координация перемещений, психологическая и физическая выносливость, эмоциональная устойчивость, своевременное мышление, оперативная память Водители разных видов наземного, водного и воздушного транспорта
Управление невоспринимаемыми конкретно процессами Своевременное мышление, оперативная память, внимание, пространственные представления, эмоциональная устойчивость Диспетчер на транспорте, оператор химического производства, диспетчер энергосистемы
Обслуживание быстродействующего оборудования Острота зрения, переключение внимания, быстрота реакции, координация перемещений Штамповщик, токарь, фрезеровщик, кузнец, оператор прокатного стана
сборка и Обработка миниатюрных объектов Острота зрения, концентрация внимания, отсутствие тремора, координация перемещений рук, осязание, уравновешенность нервной совокупности Сборщик полупроводниковых микросхем и приборов, ювелир-закрепщик, сборщик часов

Тема: Профессиография, способы профессиографического изучения.

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали методы и принципы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих изучений стало причиной оформлению особого подхода в психотехнике — профессиографии. Сущность данного подхода отражена в самом заглавии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, проектирование профессии и психологическую характеристику. При профессиографировании постоянно изучаются показатели объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, условий и орудий труда.

Одним из основополагающих правил профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа — подчинение профессиографирования ответу конкретных практических
задач.

Принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает способы изучения профессии, содержание ее характеристики, и область применения, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями. Цели смогут быть связаны со следующими областями деятельности: аттестацией работников; проектированием специальностей и новых профессий; отбором специалистов и профконсультацией оптантов; совершенствованием профобразования, повышения и подготовки квалификации; научными изучениями опытного развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в лрофессиограмме,которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, нужных знаний, навыков и умений, профессионально серьёзных качеств, и противопоказаний по общему состоянию организма.

Серьёзной составляющей профессиограммы есть психограмма — черта мотивационной, волевой и эмоциональной сферы эксперта. Психограмма — психотерапевтический портрет профессии, представленный группой психотерапевтических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на базе следующих правил:

— комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

— целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

— дифференциации и типизации профессиографических черт, отражающих типовые и своеобразные показатели профессии;

— настоящего отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

— учета возможностей опытного роста и карьеры;

надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

— научности (профессиограмма обязана разрабатываться на базе системного, личностного и деятельностного подходов).

Научное описание профессии предполагает анализ, как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психологических процессов и интегральных психотерапевтических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии употребляется множество разнообразных способов:

-социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

-психотерапевтические (беседа, наблюдение, производные и эксперимент от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);

-физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

-описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия способов нужно выбрать те, каковые разрешают с минимальными затратами времени, средств и сил взять точные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом изучении. При разработке комплекса способов роль системного фактора ключевую роль играется цель изучения. В случае, если профессиографическое изучение проводится для разработки инженерно-психотерапевтических мероприятий по гуманизации и оптимизации машинного звена эргатической совокупности, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, эксплуатация и строение органов управления, вопросы ремонтопригодности и обслуживания, обычные отказы техники, внештатные и аварийные обстановки из-за конструктивно-производственных недостатков либо ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориентации, уделяют громадное внимание неспециализированной профессиографической и социально-психотерапевтической характеристике профессии. Достаточно детально исследуются условия труда как технико-технологические, так и социально-психотерапевтические. Ответственное направление изучений — оценка профессионально серьёзных качеств личности, профессионально значимых черт характера, неспециализированных и особых свойств, психофизиологических особенностей работника.

При разработке профессиограмм в целях профотбора и профориентации особенно серьёзны психодиагностические изучения. Остальные изучения покупают значение для определения условий, в которых предстоит обучаться и трудиться обучающимся, студентам опытных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Но и они ответственны, поскольку без знания конкретных производственных условий и обязанностей труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и выяснить профпригодность кандидата для работы. Следующее направление профессиографических изучений — изучение режима и условий труда в целях профилактики переутомления, монотонии, вторых негативных состояний, борьбы с травматизмом, понижения заболеваемости. Главная цель изучений — изучение режима и условий труда и диагностика в данной связи обычных и патологических состояний, и реакций личности на деятельность и профессиональную среду. В этот комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психотерапевтические и физиологические.

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (совокупностью приоритетов), направляться не забывать о необходимости всестороннего изучения профессии. Исполнению этого требования оказывает помощь применение схемы профессиограммы, отражающей следующие главные направления профессиографического изучения:

-неспециализированное знакомство с производственным процессом; более детальное его описание и изучение;

-описание конкретных рабочих мест; психотерапевтический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

-психотерапевтический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

-пооперационный анализ трудовой деятельности;

-фотографию рабочего дня, хронометраж;

-изучение личного стиля деятельности;

-анализ ошибочных действий;

-оценку санитарно-гигиенических условий труда;

-динамику работоспособности за смену, семь дней, более долгий период.

Ответственное направление изучений — оценка профессионально серьёзных качеств личности, профессионально значимых черт характера, неспециализированных и особых свойств, психофизиологических особенностей работника.

При разработке профессиограмм в целях профотбора и профориентации особенно ответственны психодиагностические изучения. Следующее направление профессиографических изучений — изучение режима и условий труда в целях профилактики переутомления, монотонии, вторых негативных состояний, борьбы с травматизмом, понижения заболеваемости. Главная цель изучений — изучение режима и условий труда и диагностика в данной связи обычных и патологических состояний, и реакций личности на деятельность и профессиональную среду.

Основываясь на правилах системного анализа и изучении профессиографической литературы Ф. Зеер создал обобщенную схему профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учитывались нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, ограничения и профессиональные противопоказания.

Профессиограммы имеют разное содержание в зависимости от тех целей, для которых они составляются. Основываясь на правилах системного анализа и изучении профессиографической литературы, создана обобщенная схема профессиограммы. При определении содержания профессиограммы учитывались нормативно-параметрическое описание труда, морфологическое и функциональное строение деятельности, профессионально ориентированная структура деятельности, условия труда, ограничения и профессиональные противопоказания.

Формализованная схема профессиограммы выглядет следующим образом:

Социальная и профессиографическая черта профессии
1. специальности и Название профессии по официально принятой номенклатуре.
2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, несколько, специальность.
3. Наименование рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы).
4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, опытной группе.
5. Должностной его оценка и оклад (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе).
6. Краткая черта главных квалификационных и должностных обязанностей.
7. Нужное образование.
8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), и возможности административного, опытного, научного и других видов продвижения, карьеры.
9. Главные изюминки общения: постоянное либо эпизодическое, с узким либо широким крутом лиц, яркое либо опосредованное техническими средствами, темперамент общения (узкопрофессиональное, с визитёрами, клиентами, в условиях руководства и обслуживания людей подчиненными и т.д.).
10. Краткая черта требований профессии к надёжности и безошибочности: последствия неточностей, особенные требования к безопасности труда.
11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, раздельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности.
12. Краткая черта главных изюминок динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, громадная текучесть кадров по данной профессии и другие события, заслуживающие внимания с позиций неспециализированной характеристики данной профессии, профессии либо рабочего поста).

Психограмма
А Неспециализированная черта труда
1. Фотография рабочего дня.
2. оценка и Описание динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психотерапевтическая черта трудовых действий и рабочего места.
5. Психотерапевтический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психологическим процессам
1. Психомоторика:
• рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
• рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские идр;
• временные и психофизиологические характеристики главных технологических операций, которые связаны с психомоторикой;
• требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
• особенные требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
• чувствительность разных сенсорных модальностей;
• профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке либо недостатке информации, восприятие времени, перемещения, скорости, пространственного положения и т. д. ;
• особенные требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Опытные изюминки познавательных процессов:
• влияние представлений на надёжность и эффективность трудовой деятельности;
• требования к воспроизводящему и (либо) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «анлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях недостатка времени;
• особенности принятия ответов при исполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
• преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), и к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
• особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
• его особенности и внимание: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества эксперта.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
1 . Черта преобладающих эмоциональных состояний.
2. Обычный уровень жадно-психологической напряженности труда.
3. Особенные требования к эмоционально-волевой сфере (к примеру, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
4. ее особенности и Воля. Главная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Обычные психотерапевтические состояния в ходе труда
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психотерапевтические состояния в ходе труда (гипоксия, перегревание и др.).
3. Другие состояния, характерные данной профессии, рабочему посту или данному индивиду, а также состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д Ансамбли профессионально значимых качеств (главные квалификации)
1. Неспециализированная и своеобразная направленность личности. Структура, широта, активность, действенность и устойчивость мотивации.
2. Социально-опытная ответственность.
3. Оптимизм.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, очень нежелательна, нежелательна, допустима).
5. Нравственно-психотерапевтическая устойчивость личности (очень нужна, нужна, ответственна, желательна, не есть необходимым профессионально значимым качеством) .
6. Опытные и инновационные свойства. Их структура, как следует-количественная черта, обязательность (либо необязательность) для обычной профессиональной деятельности.
7. Особенности характера: нужные, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. ограничения и Противопоказания
1. Последствия неточностей и особенные требования к безопасности труда.
2. Черта профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. льготы и Профессиональные вредности.
5. Опытные деформации личности.

Заключение

Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический.

Информационное профессиографированиепредназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии.

Диагностическое профессиографированиепроводится в случаях выяснения обстоятельств низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Данный тип профессиографирования есть поисковым, основное — установление обстоятельств, обусловливающих наличие названных фактов.

Прогностическое профессиографированиеприменяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности или проектирования опытного роста и карьеры работников.

Методическое профессиографированиепозволяет психологу подобрать либо создать адекватные способы изучения профессионально состояний субъекта и значимых качеств труда для изучения динамики их характера и изменения функционирования.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое специальность и профессия?

2. Назовите самые известные их основания и классификации профессий.

3. Обрисуйте основания и саму классификацию профессий Е.А.Климова.

4. Обрисуйте классификацию профессий Дж. Холланда.

5. Что такое профссиографирование и профессиограмма?

6. Что такое психограмма и что в нее вносится?

Видеоурок ТИПЫ ПРОФЕССИЙ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: