Общая характеристика процессов памяти

При выделении разных видов памяти имеются в виду кое-какие стороны и устойчивые свойства, характеризующие память независимо от того, какую конкретную функцию делает она в деятельности: закрепления, сохранения либо актуализации материала. К примеру, в делении памяти на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона, как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и сохранение, и воспроизведение объекта.

Но, не считая видов памяти, выделяют еще ее процессы. Наряду с этим в качестве основания разглядывают конкретно разные функции, делаемые памятью в деятельности и жизни. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), и забывание и сохранение материала. В указанных процессах особенно ярко обнаруживается сообщение памяти с деятельностью, и протекание ее актов как особенных независимых (мнемических) действий.

Не смотря на то, что при сопоставлении процессов памяти кидается в глаза, казалось бы, противоположная их функциональная направленность, эти процессы нужно разглядывать в единстве. Единство отражается не только в очевидной их взаимной обусловленности и внешней связи (чёрта воспроизведения материала, к примеру, во многом определяются изюминками его запоминания, и сохранения, забывания), но и в более тесных отношениях диалектических переходов и взаимного проникновения одного процесса в второй.

Потому, что возобновление представляет собой не автоматическое считывание материала, а сознательное его конструирование а также реконструирование, то в само воспроизведение непременно включаются и процессы сохранения и кратковременного запоминания. Более того, в ходе воспроизведения всегда осуществляется и долгосрочное запоминание. Так именуемое повторение материала имеется не что иное, как его воспроизведение, но оно же вместе с тем есть и процессом заучивания.

Подобно смогут быть проанализированы и процессы сохранения — забывания. Но Для этого они в первую очередь должны быть осмыслены конкретно как процессы. Так, сохранение возможно осознано как функция участия материала памяти в деятельности индивида. Это участие возможно неосознаваемое. Но в любом действии человека отражается целый опыт его личности. В этом смысле выпадение того либо иного материала из памяти (забывание) свидетельствует только выпадение его из деятельности. Иными словами, забывание не бывает безотносительным. Психологически оно свидетельствует только трудность (либо невозможность) перевода определенного содержания психики в краткосрочную память, в поле осознаваемого. Конкретно в таком значении (в значении более либо менее глубокого забывания) употребляется это понятие в простом потреблении. Но забывание как процесс генетически начинается с отвлечения внимания от объекта. Любое переключение внимания с объекта А на объект Б свидетельствует собственного рода забывание А. Исходя из этого забытым оказывается не только то, что связано с трудностью (либо невозможностью) воспроизведения, но и все то содержание опыта, которое сейчас актуально не осознается, не присутствует в сознании. Забывание, так, это сторона всякого психологического процесса, среди них и всякого процесса памяти. Само запоминание как процесс, предполагающий перемещение сознания по объекту, непременно включает в себя временное забывание материала. Это и имеется конкретное проявление единства противоположных процессов памяти, г

Возможно сообщить, так, что вся память представляет собой многосложный, но единый и постоянный процесс. Нереально представить себе такое состояние сознания, дабы оно обходилось без памяти.

Протекание процессов памяти детерминируется деятельностью личности, ее направленностью на достижение грядущих целей.

При простом анализе отдельных процессов памяти мы абстрагируемся от их сложных диалектических связей и определяем тот либо другой процесс в соответствии с его главными чертями.

Запоминание

Запоминание возможно выяснить как процесс памяти, из-за которого происходит закрепление нового методом связывания его с купленным ранее. Это нужное условие обогащения опыта индивида новыми формами и знаниями поведения. Запоминание в любой момент избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на отечественные органы эмоций. Чем же определяется выбор?

действие и Запоминание. Экспериментально доказано, что всякое запоминание, среди них и непроизвольное, имеется закономерный продукт действия субъекта с объектом.

В собственном опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках. На каждой карточке, не считая предмета, было нарисовано число. По окончании опыта испытуемых просили отыскать в памяти, что они видели на карточках. Оказалось, что в этом случае отлично запомнились предметы. Что же касается чисел, то кое-какие испытуемые утверждали, что по большому счету их не видели. В другом опыте нужно было разложить карточки по порядку изображенных на них чисел. В этом случае все обстояло напротив: отлично запоминались числа и практически не замечались картины.

Так, запоминается то, с чем человек действует. Эта закономерность найдена и в опытах с практическими, трудовыми действиями.

Обрисованные факты убедительно обосновывают, что числа и событий (простая смежность картинки) сама по себе не снабжает однозначных результатов запоминания. Все дело в том, что делает человек с материалом. Очевидно, одинаковые внешние условия деятельности не приводят к полностью однообразным итогам запоминания у различных людей, поскольку эти условия постоянно преломляются через прошедший опыт человека, его личные изюминки. Но это только свидетельствует, что, говоря о зависимости запоминания от деятельности, нужно разглядывать любое воздействие человека в личностном контексте, т.е. в связи с изюминками мотивов, способов и целей их успехи.

Так, возможно заявить, что характеристики запоминания того либо иного материала определяются мотивами, способами и целями деятельности личности. С этих позиций направляться разглядывать характеристики процесса запоминания во всех его формах и на всех этапах формирования, среди них и на самом начальном уровне, т.е. на уровне краткосрочного запоминания.

Короткое и долгосрочное запоминание. Что такое короткое запоминание? Если бы нам продиктовали пара случайных цифр, букв либо слов и внесли предложение сразу же повторить их, мы бы легко это сделали. Кроме того воспроизведение последовательности тщетных слогов не вызывало бы у нас громадных затруднений (при условии, что в последовательности не более пяти-семи элементов). К примеру, мы имели возможность бы повторить последовательность «де-бо-да-ти-це-ло», но лишь срочно за тем, как он был сказан. По окончании некоего времени мы бы уже этого сделать не смогли. Это короткое запоминание. Для того же, дабы запомнить этот последовательность на долгое время, нам потребовалось бы пара повторений, а возможно, и применение каких-либо особых (мнемотехнических) приемов запоминания (к примеру, объединение слогов в связывание и слова их в неестественное предложение типа «Дедушка Богдан — птицелов»). И это было бы уже долгосрочное запоминание.

Изучения краткосрочного запоминания, вызванные потребностями в первую очередь инженерной психологии, купили сейчас громадное общетеоретическое значение. Возможно заявить, что вся современная проблематика психологии памяти так или иначе связана с изучением закономерностей ее краткосрочных процессов. Тут должно быть получено ответ узловой неприятности в изучении памяти — неприятности ее механизмов — на базе синтеза всех уровней изучения: психотерапевтического, нейрофизиологического, химического.

Само наименование «короткое запоминание» говорит о том, что в базу соответствующей классификации сначала был положен временной показатель. Но параметр времени, при всей его важности для понимания явлений памяти, сам по себе не разрешает исчерпывающе охарактеризовать короткое запоминание. При рассмотрении процессов памяти должна быть узнана зависимость ее от характера деятельности человека в разных временных условиях переработки информации. Установлено, что запоминание регулируется программой, задаваемой сверху, т.е. определяется характером деятельности человека с запоминаемым материалом.

На данный момент ведутся изучения, направленные на изучение зависимости краткосрочного запоминания от характера осуществляемой человеком деятельности, от изюминок делаемой им задачи. До сих пор в изучениях краткосрочного запоминания варьировались в большинстве случаев два фактора: время экспозиции и предъявляемый материал. Задача же делаемой испытуемым деятельности оставалась неизменной, поскольку это всегда была мнемическая задача. Исходя из этого, конечно, количество запоминания при данном временном режиме предъявления материала оставался постоянным. на данный момент взяты данные, говорящие о том, что разные познавательные и мнемические задачи по-различному воздействуют на продуктивность краткосрочного запоминания. Эти сведенья говорят о том, что короткое запоминание, по крайней мере в тех временных пределах, в которых оно в большинстве случаев изучалось, не есть ярким запечатленном.

Обнаружилось, что в условиях краткосрочного запоминания продуктивными оказываются только такие задачи, для ответа которых смогут быть использованы автоматизированные методы действия. Задачи же, требующие применения развернутых способов обработки материала, снижают продуктивность его запоминания в условиях краткосрочного предъявления. Исходя из этого, короткое запоминание возможно было бы выяснить как запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых допустимо использование только автоматизированных способов его обработки.

В долгосрочную память поступает информация, получающая не тактическое, а стратегическое значение с целью достижения крайне важных целей деятельности личности. Долгосрочное запоминание, будучи закономерным продуктом деятельности человека, есть не просто сопутствующим «следовым» эффектом действий, а формируется в первую очередь как внутренне нужное условие его протекания. Иными словами, запоминание любого материала — это продукт предшествующего действия и вместе с тем условие, средство осуществления последующего.

Непроизвольное и произвольное запоминание. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два Главных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание — это условие и продукт осуществления познавательных и практических действий. Потому, что наряду с этим само запоминание не есть отечественной целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы в большинстве случаев говорим:

«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый изюминками отечественной деятельности. Как показывают изучения, для продуктивности непроизвольного запоминания принципиально важно то место, которое занимает в деятельности этот материал. В случае, если материал входит в содержание главной цели, он запоминается лучше, чем в том случае, в то время, когда он включен в условия, методы достижения данной цели.

В опытах студентам 1 и школьникам класса позволяли решить пять несложных арифметических задач, по окончании чего нежданно для испытуемых им предлагали припомнить числа и условия задач. Школьники 1 класса практически втрое больше запомнили чисел, чем студенты. Это разъясняется тем, что у первоклассника вычитания и умение сложения еще не стало навыком. Оно есть для учеников 1 класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло у первоклассников содержание цели этого действия, тогда как у студентов оно входило в содержание метода, а не цели действия.

Материал, занимающий разное место в деятельности, получает разное значение. Исходя из этого он требует разной ориентировки и по-различному подкрепляется. Содержание главной цели требует более активной ориентировки и приобретает действенное подкрепление как результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий успехи цели.

Факты особых изучений говорят о том, что материал, занимающий место главной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В изучении, где изучали непроизвольное запоминание текста, что требовалось осознать школьникам, поняли, что весьма легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Тяжёлый же текст запоминался лучше при таком более активном методе работы с ним, как составление замысла, чем при применении готового замысла этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, что вызывает активную умственную работу над ним.

Как мы знаем, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, время от времени на всегда то, что имеет для нас особенно ответственное жизненное значение, что вызывает у нас эмоции и интерес. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию делаемой задачи. Так, в случае, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, в то время, когда школьник слушает лишь «для порядка». Особое изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении продемонстрировало, что одним из таких наиболее значимых условий есть создание внутренней, фактически познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет особой организации совокупности учебных задач, при которой любой полученный итог делается нужным средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание — это продукт особых мнемиче-ских действий, т.е. таких действий, главной целью которых будет само запоминание. Продуктивность для того чтобы действия кроме этого связана с изюминками его целей, способов и мотивов осуществления. Наряду с этим, как продемонстрировали особые изучения, одно из главных условий произвольного запоминания — четкая постановка задачи запомнить материал совершенно верно, полно и последовательно. Разные мнемические цели воздействуют на темперамент самого процесса запоминания, на выбор разных его способов, а поэтому и на его итог.

В одном изучении обучающимся внесли предложение запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий сутки, довольно второго было сообщено, что его нужно запомнить на долгое время. Проверка запоминания обоих рассказов в действительности была совершена через 30 дней. Наряду с этим оказалось, что второй рассказ запомнился существенно лучше, чем первый. Известно, как скоро запоминается материал, запоминаемый лишь для экзаменов, без установки на прочное, долгое закрепление.

Так, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Различные мнемические задачи приводят к различной ориентировке в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Исходя из этого в учебной работе принципиально важно давать обучающимся дифференцированные задания: что именно и как нужно запомнить.

Громадную роль в произвольном запоминании играются мотивы, побуждающие запоминать. Информируемая информация возможно осознана и заучена, но, не получая для школьника устойчивой значимости, может скоро забываться. Люди, у которых слишком мало воспитано ответственности и чувство долга, довольно часто забывают очень многое из того, что им нужно не забывать.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает применение рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной совокупности фактов, понятий, суждений. Для их запоминания нужно вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, использовать логические приемы, которые связаны с более либо менее развернутыми процессами мышления. Познание — нужное условие логического, осмысленного запоминание. Осознанное запоминается стремительнее и прочнее по причине того, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Напротив, непонятое либо не хорошо осознанное постоянно выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятный материал в большинстве случаев не вызывает и интереса к себе.

Один из наиболее значимых приемов логического запоминания -составление замысла заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента: 1) разбивка материала на составные части; 2) придумывание заглавий для них либо выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала; 3) связывание частей по их заглавиям либо выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части уменьшает количество единиц, каковые нужно запомнить, не уменьшая количества запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и по причине того, что в следствии составления замысла материал получает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Именно поэтому он легче схватывается в мыслях в ходе самого чтения.

Громадное значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно серьёзное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это снабжает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление лишь неспециализированных, а тем более весьма широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом разъясняется затруднение в припоминании (к примеру, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Запоминание объектов осуществляется тем стремительнее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Исходя из этого сравнение объектов нужно затевать с ярко распознанных различий и лишь затем переходить к различиям менее заметным. В следствии опытов И.П. Павлов заключил , что нервная сообщение на определенный раздражитель осуществляется стремительнее и есть более прочной не тогда, в то время, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, в то время, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному второму раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

В то время, когда логическая работа над материалом обширно опирается на образные связи, это повышает прочность и осмысленность запоминания. Исходя из этого в том месте, где быть может, нужно вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, что мы запоминаем.

Одно из ответственных средств запоминания — воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Но к этому методу полезно обращаться лишь по окончании предварительного осмысления, осознания материала, в особенности в тех случаях, в то время, когда материал сложный, тяжёлый для понимания. Воспроизведение, в особенности собственными словами, усиливает познание материала. Не хорошо осознанный материал в большинстве случаев связан с «чужой» языковой формой, отлично осознанный легко «переводится» на «собственный язык».

Воспроизведение активизирует, рационализирует запоминание, в особенности при заучивании наизусть, поскольку при пересказывании мы выявляем не сильный места, осуществляем самоконтроль. Принципиально важно, дабы воспроизведение не подменялось узнаванием. Определить легче, чем припомнить. Но лишь возможность воспроизведения, припоминания формирует нужную уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по собственному количеству многократных повторений, может запоминаться тремя методами: или по частям — частичный метод, или целый сходу — целостный метод, или целый и по частям — комбинированный метод. самый рациональный — комбинированный метод, а наименование рациональный — частичный. При частичном методе отсутствует ориентация на неспециализированное содержание целого, исходя из этого отдельные части заучиваются изолированно одна от второй. Это приводит к стремительному забыванию заученного. Более продуктивен целостный метод, при котором употребляется неспециализированное содержание материала, облегчающее запоминание и понимание отдельных частей в их связи. Но части смогут различаться по трудности, к тому же середина материала постоянно запоминается хуже, чем конец и начало, в особенности при громадном количестве. Тут возможно применен комбинированный метод заучивания, в то время, когда сперва осмысливается, осознается целый материал в целом, в ходе чего выделяются и отдельные его части, позже заучиваются отдельные части, в особенности более тяжёлые, и наконец, материал опять повторяется в целом.

Таковой метод заучивания в громаднейшей мере отвечает изюминкам структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых взаимоотношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Исходя из этого преподаватель должен в любой момент беспокоиться о том, дабы методом повторений достигнуть более прочного закрепления знаний обучающимися. По словам К.Д. Ушинекого, учителя, что не заботится о повторении, о прочности знаний, возможно уподобить пьяному вознице с не хорошо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит безлюдной воз, хвастаясь только тем, что проделан громадный путь.

Но повторение продуктивно только тогда, в то время, когда оно осознанно, осмысленно и деятельно. В другом случае оно ведет к механическому запоминанию. Исходя из этого лучший вид повторений — это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения продемонстрировал, что в то время, когда программный материал организован в особую строгую совокупность задач (так, дабы любая предшествующая ступень была нужна для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика значительный материал с необходимостью повторяется любой раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях нужные знания прочно запоминаются кроме того без заучивания, т.е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и как следует изменяются, переосмысливаются.

Место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении знаний. В обучении нужно ориентироваться не только на произвольное, но и на непроизвольное запоминание. Сравнительное их изучение раскрыло ответственные условия, при которых каждое из них самый действенно. Результаты этого изучения позволяют выяснить место непроизвольного и произвольного запоминания в усвоении обучающимися знаний.

Непроизвольное запоминание объектов (изображенных на карточках предметов), которое осуществлялось в ходе их классификации, т.е. активной умственной деятельности, дало отличных показателей, чем произвольное, которое опиралось лишь на восприятие материала. Совершенно верно так же, в то время, когда обучающиеся составляли замысел относительно сложного текста, чтобы выяснить его содержание, они лучше его запомнили, чем при произвольном запоминании, которое опиралось только на простое чтение текста. Следовательно, в то время, когда непроизвольное запоминание опирается на содержательные и активные методы работы с материалом, оно не редкость более продуктивным, чем произвольное, в случае, если в последнем не употребляются подобные методы.

В условиях однообразных способов работы с материалом (к примеру, классификации объектов) непроизвольное запоминание, оставаясь более продуктивным у детей школьного и младшего школьного возраста, понемногу теряет собственный преимущество у обучающихся средних классов и у взрослых, уступая место произвольному запоминанию. Эти трансформации в соотношении продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания разъясняются сложными связями между познавательными и мнемическими действиями в ходе их формирования. Мнемическое воздействие, формируясь на базе познавательного, отстает от него. Классификация может выступать в роли метода запоминания, в то время, когда она достигла определенного уровня организованное™ как воздействие познавательное. Только обучась классифицировать, возможно применять это умственное воздействие в качестве метода произвольного запоминания. Эта закономерность выступила и в опытах на непроизвольное и произвольное запоминание текста с этими методами работы, как применение готового замысла либо независимое составление замысла.

Непроизвольное запоминание достигает большой продуктивности при исполнении обучающимися познавательной задачи, в то время, когда материал требует активного понимания. В этих обстоятельствах непроизвольное запоминание более продуктивно, чем произвольное, потому что процесс понимания тяжело либо вовсе нереально совмещать с исполнением мнемической задачи. Произвольное запоминание достигает большой продуктивности в условиях, в то время, когда познание материала возможно полностью подчинено исполнению мнемической задачи. На непроизвольное запоминание направляться ориентироваться при изучении нового материала, а мнемическую задачу ставить на этапе его закрепления. Так, серьёзным моментом в управлении запоминанием знаний есть дифференциация и выделение познавательных и мнемических задач.

Воспроизведение

Воспроизведение возможно выяснить как процесспамяти, из-за которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики методом извлечения его из перевода и долговременной памяти в своевременную.

Процесс актуализации (восстановление прежде усвоенного материала) может характеризоваться разной степенью трудности либо легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно тяжёлого припоминания забытого. В соответствии с этим, выделяя в процесса воспроизведения его разные виды, возможно расположить их в такой последовательности: узнавание, фактически воспроизведение (которое возможно непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особенное место занимают воспоминания — историческая память личности.

Узнавание. Узнавание — это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание имеет громадное жизненное значение. Без него мы любой раз принимали бы предметы как новые, а не как уже привычные нам. Узнавание постоянно связывает отечественный опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность верно ориентироваться в окружающей действительности.

Узнавание бывает разнообразным по степени собственной определенности, полноты и чёткости. Оно может осуществляться как непроизвольный либо как произвольный процесс. В большинстве случаев, в то время, когда узнавание полное, ясное, определенное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. Мы непроизвольно, без каких-либо упрочнений, незаметно для себя, в ходе восприятия определим предмет, что ранее принимали. Непроизвольное узнавание включается в повседневную деятельность человека.

Но узнавание возможно очень неполным и потому неизвестным. Так, заметив человека, мы можем пережить «чувство привычного», но будем не в состоянии отождествить этого человека с тем, которого знали в прошлом. Не редкость так, что мы определим человека, но не можем припомнить тех условий, в которых ранее принимали его. В случаях через чур неполного либо слишком мало полного узнавания оно может покупать сложный произвольный темперамент. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем разные события, дабы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.

Непроизвольное и произвольное воспроизведение. Фактически воспроизведение, в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, что воспроизводится. Воспроизведение вызывается в большинстве случаев содержанием той деятельности, которую человек осуществляет сейчас, не смотря на то, что эта деятельность и не направлена намерено на воспроизведение. Такое воспроизведение будет непроизвольным. Но оно не совершается само собой, без толчка. Толчком к непроизвольному воспроизведению бывают восприятия предметов, представления, мысли, вызванные, со своей стороны, определенными внешними действиями. Непроизвольное воспроизведение кроме того тогда, в то время, когда оно позвано случайно воспринятыми объектами, может иметь не хаотический, а направленный темперамент. содержание и Направление воспроизводимых мыслей и образов определяется теми ассоциациями, каковые появились в прошлом отечественном опыте.

«В ветхом доме, — писал ИМ. Сеченов, — где протекало отечественное детство, любой его угол полон картинами прошлого… лица и события, зарегистрирываясь в памяти вместе с окружавшей их внешней обстановкой, образуют такую же неразрывную группу либо ассоциацию, как заученные стихи, и такая несколько может воспроизводиться намеком на любое из ее звеньев…»[13]. Время от времени толчок к воспроизведению не замечается нами, и тогда нам думается, что воспроизведение появилось само собой.

Непроизвольное воспроизведение возможно направленным и организованным тогда, в то время, когда оно позвано не просто так воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек делает сейчас. Так, у человека под влиянием содержания прочтённой книги непроизвольное воспроизведение его прошлого опыта будет более направленным и организованным. Из этого вытекает, что непроизвольным воспроизведением, так же как и непроизвольным запоминанием, возможно и необходимо руководить. Чем систематичное и логичнее выстроит преподаватель урок, тем более организованным будет то содержание прошлого опыта, которое непроизвольно воспроизводится школьниками на протяжении занятий.

Произвольное воспроизведение вызывается непродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой. В тех случаях, в то время, когда целый материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но время от времени не удается отыскать в памяти то, что нужно, и тогда приходится делать активные поиски, преодолевая определенные трудности. Такое воспроизведение именуется припоминанием.

Припоминание, подобно произвольному запоминанию, возможно весьма сложным умственным действием. Умению отлично припоминать приходится обучаться. От него зависит готовность и эффективность применения собственных знаний. В большинстве случаев, хорошее запоминание снабжает и хорошее воспроизведение. Но успешность припоминания сильно зависит от того, в каких условиях и как оно осуществляется.

Изучения говорят о том, что успешность припоминания зависит от того, как четко и совершенно верно осознается содержание репродуктивной задачи. При наличии трудности в припоминании нужно идти от широкого круга знаний по все более узкому, соответственно репродуктивной задаче. Наряду с этим нужно обширно применять сопоставление, сравнение ассоциаций с тем, что нужно воспроизвести. Припоминание, как и запоминание, кроме этого избирательно. Отлично осознанная и совершенно верно сформулированная в речи репродуктивная задача направляет предстоящий движение припоминания, оказывает помощь отбирать в отечественной памяти необходимый материал и тормозит побочные ассоциации.

Успешность припоминания зависит от того, какие конкретно употребляются приемы припоминания. Наиболее значимыми будут следующие: составление замысла припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, каковые обходным методом ведут к воспроизведению того, что необходимо.

Успешность припоминания значительно зависит от того, как мотивировано исполнение репродуктивной задачи.

Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизведении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочиваются, глубже осознаются. Громадное влияние на акт воспроизведения оказывает уверенность в возможности припомнить.

Воспоминание. Воспоминание — это воспроизведение образов отечественного прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному времени и месту, т.е. вспоминаем, где, в то время, когда, при каких событиях они воспринимались нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, поймём их временную последовательность.

История судьбы каждого человека связана с публичной судьбой. События публичной судьбе и помогают человеку опорными пунктами для локализации во времени его воспоминаний. Вспоминая о чем-нибудь, мы говорим: это было незадолго до чернобыльских событий, это было по окончании ВОВ и т.п. Воспоминания связаны кроме этого со сложной умственной деятельностью, нужной для осознания содержания воспроизводимых событий, их последовательности, обстоятельством связи между ними. Исходя из этого содержание отечественных воспоминаний не остается неизменным. Оно динамично. Оно реконструируется и переосмысливается в связи с эволюцией направленности личности.

Потому, что воспоминания так или иначе касаются личной судьбе человека, они постоянно сопровождаются целым рядом чувств.

сохранение и Забывание

Забывание. Процесс забывания возможно более либо менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов либо мыслей в большей либо меньшей мере затрудняется или делается по большому счету неосуществимой. Забывание выясняется тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимым делается он с целью достижения актуальных жизненных целей. Наряду с этим невозможность припомнить какой-либо материал не свидетельствует, что он абсолютно потерян, совсем выпал из опыта личности. Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, тогда как его значительное, устойчиво значимое содержание включается в формы поведения и соответствующие знания и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде. Как доказано опытами И. П. Павлова, угасшие рефлексы требуют для собственного возобновления меньшего количества повторений, чем для их начального образования. Помимо этого, угасшие рефлексы смогут при определенных условиях растормаживаться. Этим разъясняются отдельные факты неожиданного воспроизведения того, что казалось в далеком прошлом забытым. Так, один человек в больном состоянии заговорил на немецком языке, которому обучился много лет назад, но позже, продолжительно не пользуясь им, казалось, совсем его забыл.

В принципе забывание — явление целесообразное. То, что, включаясь в деятельность личности, остается значимым для нее, не забывается. Включение в деятельность — надежное средство связи материала с потребностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Одним из приемов для того чтобы включения есть систематическое повторение того, что должно быть сохранено.

Познавательные процессы человека — Мария Фаликман


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: