Общая характеристика становления

Становление не есть видом перемещения, трансформации, как это принято думать. Оно включает в себя перемещение, но не сводится к нему. В настоящем смысле становление имеется движения и единство материи, т. е. того, что двигается, изменяется и самого перемещения, трансформации. Изменение на факт трансформации, что происходит какое-то изменение. Становление показывает не только на факт трансформации, но и на то, что изменяется, как изменяется.

Потом, становление есть не просто единством движения и материи, а конкретным единством. Это значит, что оно имеется движения и особое единство материи, которое осуществляется в какой-то одной области мира. Мир в целом не делается и не начинается. Понятие становления характеризует только процессы, относящиеся к конкретным областям мира (к примеру, к живой природе и людской обществу).

Примерами становления являются:

а) биологический прогресс — перемещение от низших форм судьбы к высшим;

б) исторический прогресс;

в) личное становление человека как творческой личности (таланта, гения).

Интуитивно ясно, что становление есть более фундаментальной категорией, чем развитие. В это же время философы незаслуженно обходят вниманием эту категорию. В случае, если и употребляют термин «становление», то только как синоним развития либо в значении «формирование», «восходящая ступень развития». В той мере, в какой понятие становления недооценивается, значение понятия развития преувеличено, гипертрофировано. Становление свидетельствует восхождение от низшего к высшему (от низших форм действительности к высшим). Развитие же свидетельствует рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности. По отношению к формированию становление свидетельствует переход от развития меньшей степени сложности, так сообщить, низшего порядка, к формированию большей степени сложности, более большого порядка.

Внутренними моментами становления являются действительность и возможность, революция и эволюция. действительность и Возможность — стороны становления. революция и Эволюция — виды становления. См. диаграмму (структурную схему) категории «становление» выше в Таблице категорий (табл. 1, стр. 131).

Первое «внутреннее» определение категории таково:

Становление имеется единство (взаимопереход) действительности и возможности.

Становление лишь тогда есть становлением, в то время, когда оно вовлекает в собственную «орбиту» все действительности и моменты возможности, то есть, необходимость, случайность, закон и свободу, явление, сущность.

Второе «внутреннее» определение категории таково:

Становление имеется эволюции и единство революции.

Это определение связано с первым следующим образом:

Революция имеется превращение возможности в реальность. Эволюция имеется превращение действительности в возможность.

Тут нужно ввести еще две категории, обозначающие различные «формы» действительности в нюансе становления. Это — новое и старое (ветхая и новая действительности).

Тогда вышеприведенные революции и определения эволюции возможно трактовать так:

Эволюция — вызревание в недрах ветхой действительности возможности новой, постепенная подготовка ветхой действительности к переходу в новую реальность. Переход же в новую реальность, т. е. реализацию возможности новой действительности осуществляет революция.

Эволюция — это превращение новой действительности в ветхую, старение действительности.

Революция, наоборот, — переход от ветхой действительности к новой, обновление действительности.

По какой причине переход возможности в реальность характеризуется как революция? Дело в том, что реальность — это целокупность, объединяющая явление, сущность, закон, и ее изменение, переход в другую реальность свидетельствует не только смену явлений, но и переход от ветхой сущности к новой, от законов, руководивших ветхой действительностью, к новым законам. сущности и Законы, как и явления, не вечны. Их смена кроме этого естественна, как и смена явлений. Действительно, в случае, если смена явлений происходит все время, то сущности и законы изменяются лишь во время революции, т. е. во время перехода ветхой действительности в новую, во время коренного трансформации, обновления действительности.

В недрах ветхой действительности зарождаются законы новой действительности, но они выступают на данном этапе не как законы, а как необходимость. Последняя имеется возможность нового закона, предпосылка происхождения нового закона. Закон имеется реальность необходимости, имеется реализованная необходимость.

Как я уже сказал, новое и старое являются моментами действительности в нюансе становления. В данной связи направляться выделить, что становление включает оба перехода: от ветхого к новому и от нового к ветхому. В большинстве случаев, в то время, когда говорят о прогрессе, то видят лишь один переход — от ветхого к новому, обновление действительности. В тени остается второй переход: от нового к ветхому (нового в старое), старение того, что когда-то было новым. Ультрареволюционеры, сверхпрогрессисты всегда забывают об данной второй стороне становления. Из этого их нетерпение, торопливость. В действительности, чтобы возможно было переходить от ветхого и новому, необходимо, дабы старое было, дабы прежнее, прошлое новое как направляться состарилось, т. е. как возможно полнее одействительнилось и исчерпало себя. Лишь наряду с этим условии вероятен переход от ветхого к новому. (А в противном случае это будет постоянный переход от одного нового к второму новому, скачки, ведущие к хаосу).

развитие и Становление

Становление есть по преимуществу перемещением от ветхого к новому. Не таково развитие. Оно — последовательность трансформаций организма (сообщества), каковые приводят к его усилению, т. е. это не переход от ветхого к новому, а развитие нового. К примеру, личное развитие человека от его рождения до зрелости. Тут нет перехода от ветхого к новому и от нового к ветхому (как при становления). Дитя, ребенок не есть ветхим. Это народившееся новое, которое после этого начинается до полной зрелости, «развитости». Либо, к примеру, у человека обнаружились какие-то задатки, каковые после этого развиваются в способности, а последние — в талант.

становления и Процессы развития тесно переплетаются между собой. Так, вышеуказанные цепочки развития «дитя-парень-взрослый» либо «задаток-свойство-талант» вплетаются, в случае, если возможно так выразиться, в ткань становления. В случае, если в одном отношении талант либо гений являются развитием задатков, свойств, то в другом отношении направляться сказать о становлении таланта, гения, т. е. о появлении нового, невиданного, о новом взлете людской гения (в смысле взлета людской гения и культуры по большому счету).

В отличие от становления развитие нельзя считать перемещением от низшего к высшему. Разве возможно дитя именовать низшим, а взрослого человека — высшим, либо семя растения — низшим, а его плод высшим? Они несравнимы в этом замысле. Запрещено кроме этого сказать, что взрослый находится на более высокой ступени развития, чем парень. Да, само собой разумеется, для взрослого характерна «развитость», а для ребенка «неразвитость». Но эти ступени развития (неразвитость-недоразвитость-развитость либо детство-молодость-зрелость) нельзя называть более низкими и более высокими ступенями развития. Возможно сказать о «возмужании», «созревании», «взрослении», «развитии», «росте», но не о «перемещении вперед» либо перемещении от низшего к высшему, от ветхого к новому.

Само собой разумеется, человек в собственном личном развитии повторяет кое-какие этапы человеческой культуры и становления природы и в этом смысле возможно сказать о его развитии в смысле перемещения от низшего к высшему (он ускоренно «проходит» либо «пробегает» этапы предшествующего становления). Но это перемещение «от низшего к высшему» принципиально отличается от того перемещения от низшего к высшему, которое происходило в первый раз в природе либо в людской культуре.

В то время, когда перемещение от низшего к высшему происходит в первый раз — это становление (отличительная черта становления как категориального определения — перемещение к новому, невиданному), но в то время, когда это перемещение «от низшего к высшему» «закрепляется» в виде неизменно повторяющегося циклического трансформации, пробегания одних и тех же стадий, т. е. в то время, когда оно «закрепляется» в виде определенного «механизма», «организма» трансформации, то это — развитие, а не становление. Так, в эмбриональном развитии живого организма повторяются кое-какие стадии предшествующего становления — эволюции живого — это конкретно развитие, а не становление.

Уже долгое время предметом острой дискуссии в биологии и философии есть неприятность разных типов развития. философы и Учёные все больше приходят к выводу, что между онтогенезом (личным развитием) и филогенезом (историческим развитием) имеется коренное различие. Имевшее место в прошлом сведение филогенеза к онтогенезу, в то время, когда филогенез осознавали как несложную совокупность либо цепь онтогенезов, связано кроме всего другого с тем, что и тот и второй процесс обозначались одним и тем же понятием — «развитие». А ведь в «развитии», в случае, если брать этимологию слова, его происхождение, большой удельный вес в собственности тому, что потом нарекли онтогенезом, эмбриогенезом, личным развитием. Развитие — это «развивание», «развертывание» того, что уже имеется, было. В филогенезе же большой удельный вес в собственности тому, что появляется в первый раз, чего не было ни при каких обстоятельствах, что по самому смыслу собственному не результат «развертывания», «развития» существующего. Исходя из этого методологически неоправданным есть обозначение (познание) филогенеза как развития. Между онтогенезом и филогенезом столь глубокое различие, что их лучше причислить не к различным типам развития, а к различным категориальным определениям: онтогенез вычислять типом развития, а филогенез — типом становления.

направляться подчернуть, что различие между развитием и становлением возможно лишь до известной степени уподобить различию между филогенезом, онтогенезом и историческим развитием, личным развитием. Дело в том, что становление возможно «характерно» индивидууму (о чем говорилось выше), а развитие — сообществу, т. е. той либо другой группе живых организмов, существ, людей, как-то связанных между собой. Сообщество имеет определенные черты организма и исходя из этого оно может развиваться подобно организму.

До тех пор пока для «развития» и «становления сообщества» употребляется один термин: «историческое развитие». По всей видимости и «филогенез» обозначает два различных понятия. Те ученые, каковые сближают филогенез с онтогенезом, имеют в виду «развитие сообщества», а те ученые, каковые противопоставляют филогенез онтогенезу, имеют в виду «становление», т. е. восхождение от низшего к высшему.

Принципиально важно не путать «развитие» и «становление сообщества». Сообщество может развиваться, но наряду с этим оставаться в пределах одной и той же «формы» действительности, т. е. не изменяться в направлении от низшего к высшему. (Это видно на примере биологического вида, что воображая тупиковую ветвь эволюции живого, однако может бурно развиваться).

Развитие — это, так сообщить, запрограммированное изменение. Становление — незапрограммированное изменение, не смотря на то, что, само собой разумеется, оно «имеет» объективные предпосылки. Но объективные предпосылки — не программа.

Своеобразными субкатегориями становления являются «новое», «старое», «низшее», «высшее», «простое», «сложное», «эволюция», «революция», «перемещение вперед», «прогресс» и т. д.

Своеобразными субкатегориями развития являются «детство», «молодость», «зрелость», «старость», «созревание», «взросление», «рост», «возмужание», «взрослость», «развитость» и т. д.

Как я уже сказал, развитие бывает разнообразной степени сложности. Самое простое развитие «характерно» одноклеточным организмам. Самые сложные, высшие формы развития мы замечаем в людской обществе. Становление возможно представить как переход либо цепь переходов (восхождение) от низших форм развития к высшим, от развития одной степени сложности к формированию второй, более высокой степени сложности.

Тут направляться дать кое-какие пояснения относительно понимания становления как перемещения от низшего к высшему. Настоящий процесс становления не так однозначен, одномерен, однонаправлен, как это может показаться при таковой его характеристике. Перемещение от низшего к высшему — не столбовая дорога, не некий прямой либо спиралеобразный путь. Лишь задним числом, ретроспективно возможно оценить-выяснить, где низшее, а где высшее. Последнее при собственном происхождении может оказаться (либо показаться) этаким гадким утенком становления. И по большому счету, яркий переход от низшего к высшему может состояться совсем не в том месте, где его ожидают либо где, казалось бы, он должен быть. Как отмечают биологи-эволюционисты, более высокие формы организации живого появляются не от самых развитых, но очень сильно специальных форм, а от менее развитых и менее специальных форм.

Возможность

Категория возможности есть категорией, соотносительной с категорией действительности. Ей принадлежат все определения, высказывающие в той либо другой мере вероятное, т. е. не существующее в конечном итоге, но могущее быть.

Возможность имеется предпосылка перехода одной действительности в другую либо ветхой действительности в новую.

Как категория, соотносительная с категорией действительности, возможность включает в себя (за исключением неосуществимых и прекрасных «явлений») все наличия отсутствия возможности и виды действительности: от самого случайного через менее и более возможное до самого нужного. Из этого «внутреннее» определение категории возможности таково:

Возможность имеется целокупность, объединяющая случайность, возможность, необходимость, свободу.

необходимость и Случайность — противоположные стороны либо виды возможности.

Возможность есть промежуточной категорией, осуществляющей постепенный переход от случайности к необходимости. Меньшая возможность ближе стоит к случайности; большая вероятность — к необходимости.

Свобода — органическое единство, взаимоопосредствование необходимости и случайности.

Ниже см. диаграмму (структурную схему) категории возможности.

Общая характеристика становления

Общая характеристика становления
Общая характеристика становления

ВЕРОЯТ-

НОСТЬ

НЕОБХО- СВОБОДА СЛУЧАЙ-

ИМОСТЬ НОСТЬ

Рис. 17. Диаграмма (структурная схема)

категории «ВОЗМОЖНОСТЬ»

Случайность имеется своеобразная, единичная возможность, одна из многих возможностей.

Необходимость имеется общая (правильнее одна, единственная) возможность, исключающая все другие возможности.

Потом, в случае, если случайность определяет многообразие возможностей, а необходимость — их единообразие, то свобода имеется единство возможностей в их многообразии либо многообразие возможностей в их единстве.

Случайность — возможно так, а возможно и совсем по-второму впредь до напротив. Случайность, так, — это противоположность и различие, воплощенные в возможности, «существующие» как возможность.

Необходимость — возможно так и лишь так (должно быть так). Необходимость — это тождество, воплощенное в возможности, «существующее» как возможность.

Возможность — возможно так, а возможно и пара в противном случае в большей либо меньшей степени.

Случайность — внешняя возможность; ей соответствует внешнее несоответствие.

Необходимость — внутренняя возможность; ей соответствует внутреннее несоответствие.

Возможность — промежуточная возможность; ей соответствует промежуточное несоответствие.

Свобода — сложная возможность, единство внутренней и внешней возможности; ей соответствует сложное несоответствие.[25]

В сфере действительности случайности соответствует явление, необходимости — закон, возможности — статистическая закономерность, свободе — сущность.

О необходимости и других соответствиях случайности см. таблицу соответствий.

В случае, если оценивать необходимость и случайность с позиций возможности, то случайность возможно трактовать как возможность, приближающуюся либо близкую к нулю, а необходимость как возможность, близкую либо приближающуюся к единице.

Фактически возможность как промежуточная возможность между необходимостью и случайностью имеет место в промежутке значений от родных к нулю до родных к единице. Случайность «медлено» переходит в возможность. На границе перехода случайность носит очевидно статистический темперамент; ее возможно назвать статистической случайностью (конкретно такая случайность является предметом математической статистики, теории возможностей). Необходимость кроме этого «медлено» переходит в возможность. На границе перехода необходимость носит очевидно статистический темперамент; ее возможно назвать статистической необходимостью.

Про возможность в большинстве случаев говорят: малая (либо меньшая) возможность, громадная (либо б?льшая) возможность — отмечая этим постепенный, плавный переход от одной противоположной стороны возможности к второй. направляться иметь в виду, что слово «возможность» не считая главного, категориального значения (как категории, соотносительной с категорией действительности) имеет и другие, некатегориальные значения. Так, возможность довольно часто употребляют в узком значении, как возможность наступления одного события либо как громадную либо меньшую возможность (в значении возможности). Из этого часто происходит путаница понятий. Философы иногда разделяют а также противопоставляют необходимости и категории возможности, что совсем неправильно с позиций категориальной сущности этих понятий. Так как необходимость — это еще не сама реальность, а лишь возможность наступления настоящего события, пускай кроме того в случае, если эта возможность носит окончательный, императивный темперамент (об этом мы уже говорили выше). От необходимости до настоящего осуществления возможно расстояние огромного размера. Для этого нужен переход от одной категориальной «формы» — возможности — к второй — действительности.

Необходимость — это все то, что нужно, но пока еще существует не в конечном итоге, а в возможности. Исходя из этого необходимость — сторона, вид возможности. Повторяем еще раз: возможность, как категория, соотносительная с категорией действительности, включает в себя все наличия отсутствия возможности и виды действительности — от самого случайного, т. е. практически неосуществимого, через менее и более возможное до самого нужного впредь до неизбежного.

необходимость и Случайность возможно разглядывать в известном смысле как определённость и неопределённость.

Случайность имеется некая неопределенность наступления того либо иного событии, имеется некое неизвестное поле возможностей.

Необходимость, наоборот, имеется определенность либо, правильнее, предопределенность наступления того либо иного события.

Извечные желаю, могу и нужно отражают в житейско-просторечной форме настоящие категориальные определения: случайность, необходимость и свободу. В отечественном «желаю» в любой момент имеется элемент произвола либо, как сказал Гегель, «случайности воли, хотения». «Могу» высказывает степень отечественной свободы, что мы можем реально. Чем больше мы можем, тем более свободны. И, наконец, «нужно» высказывает элемент необходимости в отечественном поведении. Говорят, к примеру: «имеется такое слово «нужно»! Говорят еще: «счастье — это в то время, когда «нужно» и «хочется» совпадают». В действительности «желаю», «могу» и «нужно» должны соответствовать друг другу, дабы человек был свободен и радостен.

Не считая вышеупомянутых «внутренних» категориальных определений возможность имеет еще «внешние» категориальные определения, расположенные как бы рядом с ней, родственные ей. Это — неизбежность и невозможность. Невозможность — тень возможности; она существует только как идея, как понятие. Она находится с той стороны возможности, которая «заканчивается» случайностью. Ее возможность равна нулю. Неизбежность находится с той стороны возможности, которая «заканчивается» необходимостью. Ее возможность равна единице.

Неосуществимости как антиподу возможности соответствует понятие недействительности, являющееся антиподом действительности.

недействительность и Невозможность существуют только идеально, в сознании человека, в виде понятий, которым реально ничего не соответствует либо прячется (при недействительности) что-то второе. Однако эти понятия имеют ту сокровище, что они обозначают и растолковывают множество внутренних явлений сознания.

Мысли о неосуществимости либо недействительности чего-либо имеют серьёзное регулятивное значение. Они ограничивают произвол отечественной фантазии, ставят предел достоверности чувственных образов и восприятий. Таковы, к примеру, идея о неосуществимости вечного двигателя либо идея о недействительности всевышнего, колдуний, чертей. Если бы все плоды отечественного воображения мы принимали как существующие либо могущие быть в конечном итоге, то это затруднило бы отечественную деятельность а также бы ее неосуществимой. Неразвитому уму многое думается вероятным. Он готов поверить и в «летающие тарелки» и в телекинез и во очень многое второе. Своеволие мысли возможно именно сдержать методом неустанного изучения границ вероятного и неосуществимого. А в сфере вероятного имеется таковой «сорт» возможностей, о которых лучше не думать. Мы имеем в виду возможности типа маниловских мечтаний.

Иначе, неразвитому уму очень многое думается неосуществимым. Он иногда признает лишь то, что имеется и что он сам пощупал и потрогал.

Верно осознавать соотношение вероятного и неосуществимого — залог прогресса мысли и удач в деятельности. Тот, кто вычисляет через чур очень многое неосуществимым, обрекает себя на консерватизм, косность мысли, застой. А тот, кто вычисляет через чур очень многое вероятным, склонен к безудержному фантазированию, безлюдным мечтаниям и непродуманным импульсивным действиям.

——————

В неорганической природе возможность выступает в виде неопосредствованных необходимости и противоположностей случайности, и промежуточного звена — возможности. В живой человеческом обществе и природе к этим видам возможности прибавляется свобода. Как взаимоопосредствование необходимости и случайности свобода появляется лишь на стадии живой природы, в то время, когда живые существа не просто взаимодействуют с окружающей средой, а реализовывают деятельность.

Реальность

Реальность — момент становления, противополагаемый возможности. Это — «внешнее» определение категории действительности. Лишь в соотношении с категорией возможности реальность возможно выяснена как своеобразная категория, отличающейся от всех других категорий.

Как я уже сказал, очень распространенным есть потребление слова «реальность» в расширенном значении («объективной либо материальной действительности», легко «действительности» либо кроме того «мира в целом»[26]). Благодаря для того чтобы потребления слова существует постоянная опасность абсолютизации категории «реальность» и недооценки категории «возможность». В случае, если сказать «по истине», «по логике вещей», то необходимо признать, что понятие действительности по отношению ко всему миру (всей действительности) не имеет смысла. Оно охватывает только то, что существует в некий отрезок времени и в некоем пространстве. Не приходится сказать о действительности того, что было и чего уже нет и что будет, но еще не наступило. Кроме этого не приходится сказать о действительности (либо недействительности) того, что выходит за пределы некоей области пространства и находится в нескончаемом удалении от нее. Мир в целом полностью нескончаем. Реальность же не есть полностью нескончаемой (т. е. полностью бесконечной в пространстве и вечной во времени).

Понятие действительности охватывает некую совокупность действительностей, как-то связанных между собой. (Конкретно исходя из этого, кстати, мы именуем реальность целокупностью). Конкретная сообщение настоящих объектов есть нужным условием существования действительности как некоей категориальной действительности в ее связности, целостности, сращенности. Ясно, что целостность действительности нельзя представлять в том же смысле, что и целостность тела, вещи (атома, к примеру). Но ее нельзя представлять и в смысле целостности мира в целом (равной, по существу, нецелостности). Понятие мира охватывает и такие объекты, сообщение которых «пытается» к нулю, а уж об их конкретной связи нечего и сказать.

В то время, когда мы ведем обращение о явлениях и конкретных вещах, то в хорошем приближении возможно сказать о действительности в значении существующей действительности, подразумевая под ней лишь эти конкретные вещи и явления. Тут отмечается приблизительно та же картина, что и при евклидова и неэвклидова пространства. В отечественном земном макромире мы можем со большой долей истины вычислять, что весь обьем есть евклидовым. Но когда мы выходим за пределы этого мира, то должны учесть , что понятие евклидова пространства имеет ограниченный суть, т. е. его нельзя распространять на весь обьем мира.

В случае, если мы отождествляем реальность с миром, действительностью по большому счету, то трактуем мир, действительность, желаем мы этого либо нет, только в нюансе действительности, а возможность или по большому счету упускается из вида (на таковой позиции находились мегарцы, которых осуждал Аристотель), или ставится в подчиненное положение по отношению к действительности.

Очень страшно иногда разглядывать конкретные неприятности только в нюансе действительности, существования. Как пример возможно привести то, как трактуют кое-какие учёные и моралисты-этики извечную проблему добра и зла (см. ниже, п. 15.11, «Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности», стр. 421).

Структура действительности. «Внутреннее» определение категории таково: реальность имеется целокупность, объединяющая закон, статистическую закономерность, явление, сущность.

явление и Закон — противоположные стороны либо виды действительности.

Статистическая закономерность — промежуточная категория, осуществляющая «плавный», постепенный переход от закона к явлению либо от явления к закону. Так именуемые «теоретические» статистические закономерности ближе «стоят» к закону, а так именуемые «эмпирические» статистические закономерности (устойчивости, регулярности) ближе «стоят» к явлению.

Сущность — органическое единство, взаимоопосредствование явления и закона.

См. ниже диаграмму (структурную схему) категории действительности.

явление и Закон

явление и Закон, как случайность и необходимость, возможно характеризовать в следующих качествах. В первую очередь они противостоят друг другу как общее, единственное и своеобразное, единичное.

Закон имеется общая, единственная реальность.

Явление имеется своеобразная, единичная реальность, одна из многих действительностей.

Закон определяет единообразие действительности.

Явления в совокупности составляют многообразие действительности.

Закон — не редкость так и лишь так, единственным образом. Он имеется тождественное в конечном итоге.

Явление — не редкость так, а бывает и по-второму либо совсем напротив. Оно имеется разное и противоположное в конечном итоге.

Статистическая закономерность — не редкость так, а бывает и пара в противном случае, в той либо другой степени «инаковости».

Закон имеется внутренняя сторона действительности либо внутренняя реальность. Конкретно, через органы эмоций либо устройства, закон не замечаем, сам себя он не обнаруживает. Найти либо замечать его возможно лишь косвенно, через явления.

Общая характеристика становления

Общая характеристика становления Н О В О Е

Статистичес-

кая законо- [ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО-

Мерность Воздействие-

СЛЕДСТВИЕ]

ЗАКОН СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЕ

(порядок) {форма- [беспорядок]

— содержание}

[ВЕЩЬ-

СВОЙСТВО-

— ОТНОШЕНИЕ]

С Т А Р О Е

Рис. 18. Диаграмма (структурная схема) категории действительности

Явление имеется внешняя сторона либо, меньше, внешняя реальность. Его возможно замечать конкретно, через органы эмоций либо через устройства.

Закон воображает ту сторону действительности, которую возможно характеризовать словами «определенность, «упорядоченность», «порядок» и т. п.

Явление, наоборот, воображает ту сторону действительности, которую возможно характеризовать словами: «неопределенность», «хаотичность», «неупорядоченность», «беспорядок» и т. п.

беспорядок и Порядок (хаос), неупорядоченность и упорядоченность — две «половины» «пространства» действительности, высказывающие, с одной стороны, законосообразную реальность а с другой — являющуюся реальность.

Закон как внутреннюю, явление и ненаблюдаемую сторону действительности как внешнюю, замечаемую сторону возможно охарактеризовать кантовскими терминами — «вещь в себе» и «вещь для нас».

Как уже говорилось, между явлением и законом имеет место плавный переход, т. е. нет резкой грани. Имеется законы, каковые ближе стоят к явлениям, а имеется такие, каковые дальше отстоят от них. Более неспециализированные законы «охватывают», соответственно, большее количество явлений и, следовательно, дальше отстоят от каждого явления в отдельности. Менее неспециализированные законы «охватывают» меньшее количество явлений и, следовательно, ближе стоят к ним, полнее их характеризуют. Тут возможно совершить аналогию между законами и явлениями, с одной стороны, и рядовыми подчиненными и главами, с другой. Чем более большой пост занимает глава, тем он дальше от рядового подчиненного.

То же возможно сообщить о явлениях. Подобно тому, как существуют более неспециализированные и менее неспециализированные законы, существуют и явления более нередкие и менее нередкие, т. е. менее редкие и более редкие. К примеру, ливень в пустыне — редкое явление, а в умеренной территории — нередкое явление; либо выпадение снега летом — очень редкое явление в умеренной территории, а зимний период — нередкое явление; либо большой выигрыш в лотерее — весьма редкое явление, а маленький выигрыш — нередкое явление. Так, как законы бывают разной степени общности, так и явления бывают разной степени «встречаемости» — от практически немыслимых, невиданных, неповторимых до простых, рядовых, случающихся в массовом порядке.

Имеются еще апериодические и иногда повторяющиеся явления (к примеру, землетрясения в первом случае и луны и затмения солнца во втором случае).

Нередкие, простые либо иногда повторяющиеся явления ближе стоят к законам, как бы конкретно примыкают к ним. Конкретно о таких явлениях возможно заявить, что в собственной массе они высказывают закономерность, являются формой проявления закона, ареной действия закона. Нередкие либо массовые явления «управляются» статистическими закономерностями либо «руководят» ими, что одно да и то же.

Явления редкие, чрезвычайные, необыкновенные, неповторимые дальше отстоят от законосообразности; они по собственному происхождению являются выражением чистой случайности. Конкретно такие явления генерируют беспорядок, хаос. (К примеру, такое чрезвычайное явление как землетрясение большой силы в населенной местности дезорганизует жизнь людей, а иногда и прекращает ее. Замечательное извержение вулкана на острове «Санторин» пара тысяч лет назад погубило высокоразвитую цивилизацию на Крите).

В неорганической природе явление и закон — лишь полюсы взаимозависимости, т. е. в какой-то мере внешни друг другу. Если они соприкасаются, то предстают как бы в разжиженном виде — в виде массовых статистических закономерностей и явлений, являющихся промежуточными состояниями между полюсами взаимозависимости.

В живой человеческом обществе и природе к этим отношениям явления и закона прибавляется их взаимоопосредствование — сущность.

Линия «закон — явление» характеризует реальность как бы в горизонтальном разрезе. В случае, если же разглядывать ее в вертикальном разрезе, т. е. в нюансе становления, то мы заметим, что она «раздваивается» на старое и новое — новую и ветхую действительности. Это — виды действительности в нюансе становления. На диаграмме категории «реальность» они размещены по вертикали и отделены от остальных субкатегорий горизонтальными линиями. старое и Новое, как и сама категория действительности, являются целокупностями, объединяющими вышеуказанные субкатегории. Новая реальность включает в себя и новые явления, и новые законы, и новую сущность.

01 Предмет психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: