Образование как институт достижения социального доверия, толерантности и профилактики ксенофобии

В условиях роста социального разнообразия в стране перед совокупностью образования все более рельефно выступают задачи обеспечения социальной и психотерапевтической гармонизации разных слоев общества, уменьшения социальной напряженности между представителями разных национальных культур и конфессий. Ответ этих соцвопросов требует реализации политики, направленной на воплощение правил веротерпимости, толерантности, миролюбия, светскости образования и гражданского патриотизма в совокупности образования, а, тем самым, превращения образования в университет накопления согласия и социального доверия в РФ.

Наряду с этим нужно учитывать следующие предпосылки социальной напряженности в обществе:

— рост социального разнообразия сложности процесса и общественной жизни гражданской идентификации — принятия ответов о месте личности (социальной группы) в совокупности гражданских социальных, опытных, национальных, религиозных, политических взаимоотношений;

— неопределенность социальных установок и ценностей на уровне социальной группы и личности, появившаяся в следствии случившихся в сжатые сроки трансформаций политического, экономического и национально-национального устройства страны;

— происхождение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и, тем самым, явное либо неявное санкционирование применения негативных образцов агрессивного поведения в деятельности отдельных социальных групп и личностей, в т.ч. показываемых через СМК;

— активное распространение манипулятивных разработок формирования установок «собственные-чужие», конструирование образа неприятеля, применение языка неприязни в массмедиа, создание радикальных «сайтов неприязни» в Интернет, главной мишенью которых являются дети и ощущающие себя социально ущемленными слои населения.

Результаты социологического мониторинга говорят о том, что в проявлениях нетерпимости практически соперничают между собой СМИ и сфера супружеской жизни. Нужно подчернуть, что согласно данным социологических опросов сфера образования оценивается как сфера мельчайшего проявления нетерпимости[10]. Тем самым возможно заключить, что ожидания общества по отношению к образованию, как университету социализации, талантливому компенсировать недостатки социализации в семье, СМИ и «на улице», имеют настоящую базу.

Наровне с этими данными повышенного внимания заслуживают изучения социальных стереотипов, формируемых СМИ, и ценностных ориентаций подростков, участников и свидетелей разнообразные травмирующих обстановок, обосновывающие, что в современном русском обществе появляются стереотипы восприятия проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как социальной нормы.

Самый очевидно вышеуказанные моменты проявляются в жизни социальных групп, находящихся в фокусе повышенного публичного внимания (дети, мигранты, национальные меньшинства). Так, в ходе мониторинга толерантности в подростковой субкультуре (2003 г.) дети, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили враждебный национализм (18.6%), после этого расизм (17.1%), дискриминацию (16.4%), принуждение (14.7), нетерпимость (14.4%), терроризм (13.4%). Лишь около 2% подростков уверены в том, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к упомянутым выше меньшинствам.[11]

Показательно велик и процент тех школьников, которым равнодушна эта неприятность (28.2%). Настораживает кроме этого тот факт, что более трети опрошенных подростков относятся с безразличием к любым неформальным молодежным группам, среди них и к скинхедам.

направляться очень выделить, что равнодушное отношение большой части подростков к социально страшным проявлениям экстремизма и жестокости, как к социальной норме есть убедительным доказательством необходимости активизации политики применения возможностей образования как университета формирования гражданской идентичности, толерантности и социального согласия в русском обществе.

Приведенные эти свидетельствуют, что образование может выступить как один из ведущих профилактики формирования и факторов толерантности ксенофобских установок. К тому же, возможности неспециализированного образования, как ресурса формирования толерантности у детей и подростков, употребляется с очень низкой эффективностью. Более того, результаты гуманитарной экспертизы говорят о том, что школьные книжки, в которых история развития человечества преподносится как история насилия, войн во многом приводят к формированию установок на силовые методы разрешения распрей как социальной нормы.

Поэтому при проектировании книжек нужно включать в их содержание фактический материал, демонстрирующий роль сотрудничества, кооперации, согласия, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии различных культур.

В целом же в контексте разработки стратегии социокультурной модернизации образования в целях уменьшения социальной напряженности и преодоления выделенных на протяжении мониторинга негативных социальных установок среди подростков и молодежи предлагается расширение в совокупности образования учебных программ, раскрывающих взаимодополняющие сокровища различных религий, национальных культур в истории цивилизаций и в многонациональном современном обществе. При помощи намерено созданных социально-психотерапевтических разработок формирования толерантности преподавателя, учители, студенты и школьники на протяжении разных социальной компетентности и тренингов толерантности смогут обучиться разрешать конфликтные обстановки, вести переговоры, поднимаясь на позиции противоборствующих сторон и пробуя заметить мир глазами другого человека. Наряду с этим толерантность выступает вовсе ни как отсутствие собственной позиции, либо равнодушие к различным формам религиозной и национальной нетерпимости. Наоборот, лишь человек, имеющий собственное мировоззрение и веру, способен проявлять великодушие, уважать мировоззрение и веру другого человека, владеть гармонией гражданской, этнокультурной и общечеловеческой идентичности.

#Политическая культура ЕГЭ | #Типы политической культуры | #Политическая социализация ЕГЭ…


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: