Обряд поминовения в древней руси

Пара столетий назад в Киевской Руси существовало два вида поминовения погибшего: тайный и явный. В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния. Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось кроме этого, что часть грехов погибшего они берут на себя.

При явном поминовении, родные погибшего заказывали в церкви его отпевание. По окончании нее у ворот церкви нищим и детям принято было раздавать иные сладости и пироги.

Дабы душа не попала в преисподняя, родственники жертвовали финансовые средства на церковный колокол, что в будущем, своим звоном имел возможность вызвонить безбожника из ада. Либо возможно было пожертвовать соседям петуха, дабы он пел каждый день за грехи усопшего.

Кроме этого, время от времени в конце поминок дамам, каковые оказывали особенное содействие в их организации, раздают платки, каковые нужно хранить.

НОВОСЕЛЬЕ

Влазины

Переход в новую избу практически везде в РФ совершался ночью, когда пропоют первые петухи. Ночью же перегоняли и скотину. Радостными днями для новоселья считались двунадесятые христианские празднества (Пасха, Вознесение, Троица, Вербное воскресение, Крещение, Сретенье, Благовещение, Преображение, Рождество Богоматери, Введение во храм Богоматери, Воздвижение креста и Рождество). Особенно успешным считалось Введение во храм Богоматери.

Обычай входа, вселения в новый дом известен с старейших времён. Вперёд себя впускали в кошку и дом петуха либо малознакомого человека, в противном случае и вовсе неправославного. За ними входил хозяин с хлебом-солью, а следом всё семейство.

В ветхом доме старая женщина-хозяйка накрывала стол скатертью и ставила на него хлеб-соль. Хозяин зажигал свечу перед образами и по окончании неспециализированной молитвы клал икону себе за пазуху. А после этого доходил к голубцу и сказал, отворив дверь в подполье: «Суседушко, братанушко, отправимся в новый дом! Как жили в ветхом доме отлично и благо, так будем жить и в новом. Ты обожай мой моё семейство и скот!»

Затем отправлялись в новый дом. Хозяин нёс петуха и курицу, хозяйка хлеб-соль и квашню, остальные пожитки распределялись между участниками семьи. Открыв дом, хозяин в первую очередь впускал в курицу и избу петуха и ожидал, дабы петух пропел на новоселье. После этого входил в дом, ставил икону, открывал голбец и приглашал: «Проходи-ко, суседушко, братанушко!»

Считалось, что домовой в новой избе сам выберет себе место. Он имел возможность поселиться и за печкой, и под шестком, и под порогом. Но чулан и голбец были его любимыми обиталищами.

Новоселье заканчивалось домашней молитвой. После этого хозяйка накрывала стол, затапливала печь и принималась за стряпню.

Существовал в такой обычай и старину, как перенос в новый дом из ветхого священного огня. Старшая дама-хозяйка в последний раз топила в ветхом доме печь, выгребала тёплые угли в чистый горшок и накрывала белой скатертью. В новом доме с хлебом и поклонами-солью её встречали юные хозяева. Принесённые угли высыпали в печурку, снятой с горшка скатертью символически трясли по всем углам, как бы производя домового. После этого горшок разбивали и зарывали под передний угол. В случае, если до новой избы было на большом растоянии и не получалось перенести в том направлении священный пламя, переносили вместо него атрибуты очага: ухват, кочергу.

Освящение жилища

Перед тем как семья начнёт жить в новом доме, он должен быть освящён. Хозяин дома приглашал священника прося о благословении собственного дома.

Не страно, что все ужасные истории с привидениями случались только в неосвящённых зданиях. Загадочные стуки, двигающаяся сама собой мебель и другие сверхъестественные явления известны были в далеком прошлом. Эти страсти прекращались, в то время, когда новые хозяева дома кликали батюшку освятить «плохой дом».

В Киевской Руси кое-какие предпочитали не селиться в новых зданиях, а старались приобрести тот, в котором уже жили люди. («Бери шубу шитую, а избу житую»)

Задаривание домового

Переход на новое место, либо влазины, — важное и страшное дело. Новая изба до тех пор пока безлюдна – в ней нет ещё самого главного хозяина, без которого дом не дом, — домового.

Искушённые житейским опытом хозяйки-бабы, поставив икону в красный угол, отрезали ломоть от каравая хлеба и клали его под печку – домовому.

Кое-где хозяйка дома до восхода солнца (дабы никто не видел) старалась три раза обежать новую избу нагишом с решением суда: «Поставлю я около двора металлический тын, дабы через данный тын ни лютый зверь не проскочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил, и дед лесной через него не заглядывал». А дабы данный замок был крепок, баба в воротах перекидывалась кубарем кроме этого до трёх раз и также с заученным приговорным жаждой, дабы «плод и род в новом доме возрастали».

Домовой-доможил

В старину люди не решались произносить это имя вслух – из уважения к нему и суеверного страха перед ним. Именовали его хозяином, дедушкой, братанушкой, доброжилом, суседком, а время от времени легко – он либо сам.

О происхождении домовых существует такая легенда. В то время, когда Господь при сотворении мира скинул на землю всю непокорную и злую небесную силу, она возгордилась и подняла мятеж против собственного Создателя. На людские жилища также попадали нечистые духи. Поселившись ближе к людям, они обжились и смягчили собственный нрав. Не стали они злыми неприятелями, как водяные, прочие черти и лешие, а как бы переродились: превратились в доброхотов и наряду с этим кроме того были с привычками людей радостного и шутливого нрава.

Никто не разрешал себе выругаться их именем. В любой момент и все отзываются о них с нескрываемой нежностью и добродушием.

Любая жилая деревенская изба имеет одного для того чтобы жильца, что и делается сторожем не только самого строения, но, в большинстве случаев всех живущих: и людей, и скотины, и птицы.

Видеть домового запрещено. И в случае, если кто говорит, что видел его в виде вороха сена, в образе какого-либо из домашних животных, тот очевидно лукавит. Тем, кто захотел бы его видеть, предлагают выполнить нелёгкие задания: нужно надеть на себя, обязательно в пасхальную ночь, лошадиный хомут, покрыться бороной, зубьями на себя, и сидеть между лошадьми, которых он особенно обожает, всю ночь. Говорят, в случае, если домовой заметит человека, что за ним так подсматривает, то лошади начинают бить задом по бороне и смогут забить до смерти любознательного.

КАК ПОМИНАЛИ усопших НА РУСИ?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: