Под таким воспитанием мы понимаем резкую переменчивость стиля, приемов, воображающих собой переход от весьма строгого к либеральному и после этого, напротив, переход от большого внимания к ребёнку к эмоциональному отвержению его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания, согласно точки зрения К. Леон-гарда, содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и есть нередкой обстановкой в семьях подростков с отклонениями характера.
Родители, в большинстве случаев, признают факт больших колебаний ввоспитании ребёнка, но недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетания разных отклонений в воспитании.Допустимо большое количество сочетаний перечисленных линия домашнего воспитания. Но особенно ответственное значение с позиций анализа обстоятельств отклонения характера, атакже происхождения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые сочетания. Диагностика типов домашнего воспитания
Тип воспитания | Выраженность линия воспитательного процесса | ||||
Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запросов | Степень санкций | |
П(г+,г-) | У | Т | С | ||
Потворствующая гиперпротекция | + | + | — | — | — |
Главная гиперпротекция | + | + | + | + | + |
Эмоциональное отвержение | — | — | + | + | + |
Ожесточённое обращение | — | — | + | + | + |
Гипопротекция | — | — | — | — | + |
Повышенная моральная ответственность | — | — | + | + | + |
Примечание. + свидетельствует чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; – недостаточная выраженность; ± свидетельствует, что при данном типе воспитания вероятны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность либо невыраженность.
Устойчивые сочетания разных линия воспитания являются типом неправильного воспитания. Классификация типов неправильного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция(сочетание линия, отраженных в шкалах г+, У+; при Т–, 3–, С–). Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая пытается к большому удовлетворению его потребностей. Данный тип воспитания содействует формированию демонстративных (исте-роидных) и гипертимных черт характера у ребёнка.
Главная гиперпротекция(г+, У+; Т±, 3+ и С±). Ребёнок кроме этого в центре внимания своих родителей, каковые отдают ему довольно много сил и времени, но одновременно с этим лишают его самостоятельности, ставя запреты и многочисленные ограничения. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного -типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера главная гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение(г–, У–,С+). Вкрайнем варианте – это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоид-ной) эпилептоидной психопатии и акцентуации характера; ведет к формированию и декомпенсации невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность(г-, У-,Т+). Данный тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны своих родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие линия тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция(гипоопека) (г–, У–, Т–, 3–). Ребёнок предоставлен себе, родители не интересуются им и не осуществляют контроль его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
II. Психотерапевтические обстоятельства отклонений в домашнем воспитании
Обстоятельства неправильного воспитания очень разны. Иногда это определенные события в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура своих родителей. В этом случае продемонстрированы рациональная психотерапия и разъяснительная работа. Но часто главную роль в нарушении воспитательного процесса играются личностные изюминки самих своих родителей.
Особенно довольно часто в работе практического и клинического психолога видятся две группы обстоятельств: отклонения характера самих своих родителей и психотерапевтические (личностные) неприятности своих родителей, решаемые за счет ребёнка.
1. Отклонения характера самих своих родителей.
психопатии и Акцентуации характера часто предопределяют определенные нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации характера родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекци-ей, пониженным удовлетворением потребностей ребёнка, пониженным уровнем требований к нему.
Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация своих родителей чаще вторых обусловливает доминирование, ожесточённое обращение с ребёнком. Стиль доминирования может кроме этого обусловливаться сенситивным или конформным характером.
Демонстративная акцентуация характера и истероидная психопатия у родителя часто предрасполагают к противоречивому типу воспитания: любовь и демонстративная забота к ребёнку при зрителях и эмоциональное отвержение в их отсутствии (о влиянии характерологических изюминок своих родителей на воспитание подростков см. кроме этого работу Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
Во всех этих случаях нужно распознать отклонение характера своих родителей, убедиться в том, что именно оно играется решающую роль в происхождении нарушений в воспитании. Исходя из этого внимание психотерапевта направляется на осознание родителями связи между изюминками собственных характеров, типов воспитания и нарушениями поведения у ребёнка.