Лекция 7, 29 апреля 2016 года

Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938) — германский философ, создатель современной феноменологии. По Канту, номен — вещь в себе, феноменон — явление. Но Гуссерль идёт совсем вторым путём, его главные работы — Логические изучения, Идеи к феноменологической философии и чистой феноменологии, Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология — это логические изучения, он трудился помощником у Вейерштрасса. Он отталкивается от учения Бэкона об идолах, но в случае, если Бэкон рассчитывает абсолютно разобраться с идолами, то Гуссерль думает, что основной идол, мешающий человеку выйти на природу, — это его сознание. Исходя из этого в труде Философия как строгая наука речь заходит о попытке отыскать в сознании некие элементы, каковые он вычисляет полностью строгими, априорными, трансцендентальными. Эту процедуру он именует Экохе — попытка вынести за скобки сознания целый остальной мир и абсолютно погрузиться в это сознание, для чего он предлагает средневековый способ — интенция, направленность сознания на самого себя. С её помощью возможно усмотреть исходные сущности — ноэмы, а сам процесс экспликации этих сущностей он назвал ноэзисы. В следствии он приходят к идеям Декарта о том, что все логико-математические истины существуют в отечественном сознании, но нужно очистить отечественное сознание от эмпирии и эксплицировать истины. Их очень много, мы до тех пор пока знаем малую часть. В ту эру в полной мере серьёзно обсуждаются теория множеств Кантора, булева алгебра, неевклидова геометрия. Эти примеры говорят о том, что развитие математики и логики имеется процесс нескончаемый, и неприятность в том, что ему мешают разные наслоения. А вдруг учёный обучится способу экохе, то значительно более широкий класс логико-математических истин должен быть познан. Позже Гуссерль переживает кризис и говорит, что сам процесс познания этих логико-математических истин нереален. Так что он говорит о понятии Жизненный мир, и его труды послужили как база экзистенциализма. Гуссерль — точка отсчёта этого течения. Учёный в любой момент загружён в массу социальных, природных, психотерапевтических событий, и он не имеет возможности из них вырваться, и точно они воодушевляют его на получение новых идей. Обсудим его труд Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Казалось бы, появляются генетика, неспециализированная теория относительности, а он пишет о кризисе, но он пишет с аксиологических позиций. Для него кризис свидетельствует, что наука уходит от коренных неприятностей человека. Это началось с Галилея, в то время, когда стали использовать разделение на объект и субъект, стали изучать объекты, а сам субъект остался в стороне. И выход из данной ситуации пребывает в том, дабы преодолеть это разделение и учитывать субъекта.

В конце 19 века сформировалось замечательное направление, которое связано с наукой и с Кантом — неокантианство. Это также Германия, и Канта начали трактовать в двух направлениях — марбургская и баденская школа . Они кантианцы и признают наличие априорных трансцендентальных структур, пространства, времени и т.д.. Марбургская школа — Герман Коген (1842 — 1918), Пауль Наторп (1854 — 1924)иЭрнст Кассирер (1874 — 1945) — начинают разглядывать априорные структуры как основания самой науки. Тогда уже блок физико-математических наук был серьёзным, лидирующим, и в их основаниях были эти структуры. Баденская школа — Вильгельм Виндельбанд (1848 — 1915)иГенрих Риккерт (1863 — 1936). Они акцентируют внимание на отличии способа естественных наук от способа гуманитарных наук. Модель, которая предлагается для естествознания, принципиально не подходит для блока наук с гуманитарными дисциплинами. Марбургская школа говорит, что априорные структуры нельзя установить раз и окончательно, а они раскрываются понемногу при построении фундаментальных теорий. Лишь при построении возможно делать выводы об этом фундаменте теорий. С данной точки зрения наука обязана развиваться через эмпирические и другие способы, но с некоего уровня развития обнаруживаются эти априорные основания науки. Баденская школа говорит, что естествознание постоянно занимается объектами, каковые существуют сами по себе независимо от человека, а гуманитарные науки не смогут этого сделать принципиально, потому, что постоянно исследуют объекты, конкретно связанные с человеком. К примеру, имеется утверждение о том, что Цезарь перешёл Рубикон в таком-то году. Само по себе это утверждение науки, но в зависимости от исследователя это возможно разглядывать и как деградацию Рима, и как его расцвет (Рим стал оплотом всей греко-римской цивилизации). Данный взор на исходную позицию исследователя имеется исходная установка, отличающая гуманитарную точку зрения от научной. Исходя из этого возможно выяснить два принципиальных способа. Естествознание применяет номотетический (генерализирующий) способ — это попытка создания всё новых понятий, теорий, обрисовывающих всё солидную часть действительности. А гуманитарные науки применяют идиографический (идиализирующий) способ — это составление ценностных связей, ценностных установок. Выделение того, что в истории именуют фактом, во многом определяется ценностными установками исследователя, что конструирует эту историю, исходя из установок этого горизонта изучения. Эти же идеи позже покажутся в герменевтике 20 века.

А сейчас возвратимся к линии, заданной Гуссерлем, основателем экзистенциализма. Её продолжили Мартин Хайдеггер (1889 — 1976), Альбер Камю (1913 — 1960), Жан-Поль Сартр (1905 — 1980) и Карл Ясперс (1883 — 1969). Хайдеггер и Ясперс — это представители религиозного экзистенциализма, а Камю и Сартр — это представители атеистического экзистенциализма. Хайдеггер — ученик Гуссерля, защитивший диссертацию под его управлением. В работе время и Бытие он формулирует собственные главные идеи. Первая — любое отечественное познание постоянно осуществляется через язык (не редкость обыденный повседневный язык, не редкость язык науки на фундаменте повседневного). Как развит язык — так развито отечественное познание мира. Язык — дом бытия человека. Ещё наука вычисляет, вычисляет, но не мыслит, другими словами не имеет возможности осознать суть этого бытия, а вот осмысление мира — дело метафизики, метафизика имеется ядро философии, эта сердцевина в любой момент постоянна и в любой момент связана с проблемой самого субъекта, а у самого субъекта — с проблемой свободы. Свобода — главное понятие всех экзистенциалистов. Ранее свобода в естественнонаучном замысле понималась как познанная необходимость, как в образе стоиков, где имеется колесница, которая движется, и к ней на поводке привязана собака, имеющая определённую степень свободы в рамках длины поводка и скорости колесницы. А если она остановится, колесница её потащит, и собака осознает, что нужно будет двигаться, дабы не быть удавленной ошейником. Данный образ нарисовал Луций Анней Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), в любой момент имеется необходимость, она ведёт всё и вся, а непокорных тащит за уши (это больнее). И у Гегеля также имеется хитрость мирового разума — человек в неком смысле марионетка, человек наподобие свободен, но потому, что поставленные цели ни при каких обстоятельствах не достигаются, достигается цель мирового разума. По экзистенциалистам, человек начинается со свободы, человек имеется прерыв в непрерывности материального бытия, как дырка в бублике. Без дырки (свобода) не будет человека (бублика), а будет только смятое тесто без дырки (материальное тело). Экзистенциализм — философия существования, либо философия смерти. Целый проект существования продолжается до конца, смерти, до перехода из бытия в ничто, но само понятие свободы для науки никаким образом ничего не означает, его может осознать лишь философ-мыслитель, экзистенциалист. Это экзистенциальная истина по Хайдеггеру, та, к которой наука в принципе не имеет возможности подобраться. И имеется понятие Ничто: наука имеет дело с Что-то. Но в любом языке имеется отрицание. А вот что свидетельствует частица Не сама по себе? По Хайдеггеру, существует что-то по ту сторону бытия, и это имеется небытие, заданное Кьеркегором, это отечественный первобытный ужас перед смертью. Ещё Кьеркегор дал классификацию этих страхов, но основной ужас — это ужас перед проблемой собственного существования. Экзистенциалисты поставили проблему свободы самого человека и проблему Ничто, другими словами поиска смысла существования в условиях ограниченности жизненного цикла.

Карл Ясперс (1883 — 1969)- создатель работ Смысл и Философская вера и назначение истории. Ясперс говорит о том, что имеется ситуации, где человек так или иначе делает выбор. В обыденных обстановках человек старается приспособиться к ним и играется заблаговременно уготовленную роль (студент, человек в транспорте) (это также выбор, но минимальный). Тут нужно приспособиться к данным требованиям, играть роль и проходить собственный маршрут. Но бывают пограничные обстановки, между смертью и жизнью, в то время, когда не выбирать запрещено. Тут человек чувствует собственную экзистенциальную свободу, что он изначально свободен, и от этого его выбора зависит всё, кроме того его жизнь. Он выдвигает тезис, светло показывающий сущность экзистенциализма: Французы ни при каких обстоятельствах не были так свободны, как во времена оккупации Франции нацистами. Он выделил три вероятных направления деятельности французов в эту эру. Первое — это коллаборационализм (сотрудничество с нацистами, коалиционное с ними правительство и т.д.) — но по окончании поражений нацистов под Сталинградом стало ясно, что они смогут проиграть и тогда тебя могут расстрелять. Другими словами тут нет никакой гарантии, что человек выживет. Второе — стать маки, партизаном, и примкнуть к Шарлю де Голлю (1890 — 1970), но партизаны продолжительно не живут. Но позже эти люди взяли уважение, и де Голль стал французким президентом. Третье — не проявлять активного сотрудничества с немцами, и одновременно с этим не мешать им. Но одновременно с этим партизаны с немцами вести войну, а немцы отвечают. В случае, если германского офицера убивают, то оцепляют целый район, и каждого 10-го расстреливают, и в немцы СССР такое практиковали. Любой выбор экзистенциален, нигде нет гарантии, что ты не возьмёшь смерть, но выбирать приходится, и ты выбираешь. И ясно, что наука тут полностью ни при чём.

У Альбера Камю (1913 — 1960) имеется узнаваемый роман Чума. Обрисован некоторый город, в который приходит эта чума, вводят карантин, город оцепляют, закрывают, и спрашивается, как обязан себя вести обитатель этого города? Опять имеется три варианта. Первый — закрыться в доме с запасами продуктов. Но это не панацея, поскольку чумная бактерия может прийти в дом всё равняется, через ставни. Второй вариант — это пир на протяжении чумы, пуститься во все тяжёлые, но тут возможно погибнуть от злоупотреблений, кроме того не заразившись, а возможно и от чумы. А третье — это бороться с чумой. Все три варианта любой человек решает сам для себя, и ни один из них не гарантирует вам жизнь. А дальше чума неожиданно ушла. Кто чувствует себя человеком? Те, кто провозгласили, что они будут бороться. Камю взял нобелевскую премию по литературе. Да, жизнь абсурдна, и основной вопрос философии — не сознания и отношение материи, и не отношение к науке, а вопрос Паскаля: в случае, если жизнь абсурдна, имеет ли суть её жить? В отличие от Паскаля Камю говорит, что да, имеет суть жить жизнь. Наряду с этим вздор нужно преодолевать вздором. Бунт — единственное оружие против вздора. Это единственное, в следствии чего ты осознаёшь, что ты человек, не смотря на то, что он (бунт) ничего не гарантирует.

Жан-Поль Сартр (1905 — 1980) вспоминает о гуманитарном способе, что поставили баденские философы, и одновременно с этим о методе синтеза Маркса и диалектики диалектического метода Гегеля с психоанализом. Сам он также приверженец этих революционных способов, совместно со студентами Франции во второй половине 60-ых годов XX века он выходил на баррикады, в то время, когда власть во Франции зашаталась. Он считал, что диалектика через чур абстракный и формальный способ, нужно её дополнить психоанализом. Это прогрессивный способ, он направлен на изучение макросистем социума, тех совокупностей, о которых говорит Маркс, в том месте рассматриваются глобальные показатели, определяющие состояние общества. А ещё данный способ регрессивный, по причине того, что он обращается конкретно к внутреннему миру самого человека. Основное — это рвение осознать внутреннюю судьбу человека, мотивы поведения и движущие силы. Эти мотивы в целом имеют достаточно негативное отношение к формированию науки.

А сейчас переходим к прямо противоположным направлениям, к позитивизму. Часть этих теорий мы должны также знать из неспециализированного курса, исходя из этого первые две волны позитивизма мы разглядим бегло, а дальше будем останавливаться более предметно. Неспециализированная мысль позитивизма пребывает в том, что философия обязана сосредоточиться на науке, помогать ей и не мешать. Наука сейчас сама себе философия. Имеется обвинение в адрес позитивизма — раньше наука была служанкой теологии, а сейчас вот это служанка науки. Но обсудим подробнее. Выделяют три общепринятые стадии развития позитивизма — хороший позитивизм середины 19 века, вторая стадия, включающая американский прагматизм, конвенционализм и эмпириокритицизм, и третья стадия — неопозитивизм, включающий логический атомизм, логический эмпиризм и лингвистическую философию. И ещё в 30-е годы 20 века появляется постпозитивизм, он станет на принципиально иную позицию науки отношения и понимания философии, не смотря на то, что главные идеи сохранятся.

Начнём с хорошего позитивизма, что основал Огюст Конт (1798 — 1857), он кроме этого рассматривается как основоположник новой гуманитарной дисциплины — социологии. на данный момент она бурно начинается, имеется университеты социологии, имеется социологические опросы. В науке возможно применять различные способы. Его главные работы — это Курс хорошей философии в 6 томах и Совокупность хорошей политики. Хорошая философия с его точки зрения есть стадией вывода естествознания и окончательного анализа. А философия и человеческий дух проходят три стадии развития, и в этом содержится закон трёх стадий, что есть изоморфным и для человечества в целом, и для развития каждого индивида. Первая стадия — это теологическая, от старого мира до 1300 года. Сущность всех трёх стадий пребывает в попытке объяснения причинно-следственной связи в явлениях и вещах и в попытке отыскания сущностей вещей. Теологическая стадия делает это путём высказываний догадок о существовании мистического мира либо сущностей, применяя мистический фактор. Так же делает и ребёнок, черпая из сказок представления о мистических стадиях. Вторая, метафизическая стадия — это 1300 — 1800 годы, в то время, когда главная ткань объяснений связана с выдвижением метафизических понятий: субстанция, форма, мысль, монада, безотносительный дух и без того потом. Для того чтобы рода понятий полно, соответствующие объяснения господствуют. И как и в первой стадии, тут также нет никакой экспериментальной проверки, также абстрактные понятия, играющие объяснительную роль. Завершается это финишем Просвещения и эпохи Реформации. Появляется разветвлённое естествознание. И за счёт естествознания появляется третья, хорошая стадия, и наука пытается уже не к опознанию сущностных метафизических обстоятельств, а к формально-логическому описанию обратных явлений и связей. Сейчас задача философии — классификация, обобщение и систематизация выводов конкретных наук (естествознания). Исходя из этого, он предлагает принципиально новую классификацию наук на базе философского принципа от абстрактного к конкретному — математика, астрономия, физика, химия, социология и биология. Принцип от абстрактного к конкретному должен вести к неспециализированному прогрессу общества. Наука неотъемлемым образом связана конкретно с прогрессом человека во всех сферах.

Второе направление хорошего позитивизма — это Джон Стюарт Милль (1806 — 1873), создатель работ Совокупность Принципы и логики политической экономии. Он ставит задачу обоснования научной индукции. Бэкон первый заявил, что индукция — это главный научный способ. Милль развивает эти его идеи с учётом уже вторых способов, существующих в науке. Бэкону противостояли Декарт (гипотетико-дедуктивный способ), Паскаль (аналитико-синтетический способ). Милль говорит о том, что любое аксиоматическое утверждение связано с эмпирическим опытом. Прямая имеется малейшее расстояние между двумя точками — откуда мы это знаем? Дабы это померять, необходимы линейка и циркуль. А это уже эмпирия. Так что логика отечественное умелое знание. Априорные истины не существуют в принципе. Милль предлагает процедуры — это правила согласия, либо сходства, сопутствующие трансформации (корреляции). Он разрабатывает эту совокупность с учётом всех способов.

Третий узнаваемый представитель хорошего позитивизма — это Герберт Спенсер (1820 — 1903), что положил начало идее глобального эволюционизма. Саму идею эволюции создал задолго до него Дарвин, а Спенсер как философ разглядывал эволюцию судьбы как частный случай космической эволюции. В условиях, в то время, когда господствовало представление о стационарности Вселенной и была общепринятой небулярная теория Лапласа и Канта, Спенсер разглядывает космическую эволюцию как некоторый процесс разделения материи по большому счету. С позиций таковой динамики происходит структурная организация, упорядоченность, другими словами космическая эволюция — это модель эволюции всех других систем, и жизни, и общества. порядок и Прогресс имеется во всём, и в космосе, и в живой природе. Главный и известный труд Спенсера, что поразил его современников, — Совокупности синтетической философии в 10 томах. В том месте он показывает эту теорию эволюции в разных качествах. Он создаёт собственную классификацию наук, это блок абстрактных математика — и наук логика, абстрактно-конкретных наук — механика, химия и физика, и ещё … — … социология и биология. Задача философии — обобщение законов и принципов частных наук и создание обобщающей классификации, дающей научное мировоззрение.

Кратко разглядим инновации в науке во время середины 19 — начала 20 столетий, потому, что на них уже строится эмпириокритицизм, уже не в лице философов, а в лице философствующих учёных, Эрнста Маха (1838 — 1916) и психолога Рихарда Авенариуса (1843 — 1896). Физические исследовательские программы — это формулировка закона сохранения энергии сходу многими авторами (Майер, Джоуль, Клаузиус, Томсон, он же лорд Кельвин). Выдвигается догадка тепловой смерти Вселенной и понятие энтропии, развиваемое Больцманом. Появляется цикл Сади Карно, уже теоретическая вещь, опирающаяся на теорию теплорода, подытоживающая представление о ограничениях и тепловых машинах на их КПД. Появляется и укрепляется новая теория света, это идеи Френеля, Арабо, каковые растолковывают поляризации света и явления дифракции. Эрстед случайно устанавливает сообщение магнетизма и электричества. После этого открывают собственные законы Фарадей, Ампер, Кирхгоф. Появляется новое познание отношения электрических, магнитных и оптических явлений — продолжительное время оставалось непонятным, возможно ли их вписать в механистическую картину мира. Продолжительное время это пробовал сделать Максвелл, а Больцман заключил , что все эти механические модели — это лишь строительные леса, каковые помогли выстроить теории, а дальше их возможно отбросить, и остаётся принципиально новая если сравнивать с механицизмом действительность — уравнения Максвелла, каковые от механики уже не зависят. Механика: принцип дальнодействия (передача импульса на неограниченные расстояния, от Демокрита, Гассенди) изменяется на принцип близкодействия (импульс передаётся от точки к точке, скорость передачи сотрудничества ограничена, Декарта и идеи Аристотеля). На базе анализа уравнений Максвелла были предсказаны электромагнитные волны, каковые случайно открыл Генрих Герц, доказав тем самым эмпирически идеи электромагнетизма. Позже это пошло и в практическое поле, в то время, когда было изобретено радио. Появилась новая физическая действительность в виде постоянных электромагнитных полей (принципиально новое понятие), и продолжительное время существовала мысль, что для переноса электромагнитного поля нужна особенная среда, которая именовалась эфиром. Это понятие шло от Аристотеля, к нему возвратилась физика. В конце 19 века Томсон открыл электрон, и тогда разрабатывается электронная теория Лоренца. В математике — булева алгебра, новое слово, Гаусс обосновывает главную теорему алгебры и оформляет теорию чисел, Кантор создаёт теорию множеств, которая встречает весьма резкое сопротивление со стороны Кронекера и других известный математиков. Неевклидова геометрия показалась на базе доказательства V постулата, что ставит под вопрос трёхмерность; в каком измерении мы живём? То, что Канту казалось незыблемым и априорным, ставится под сомнение. Новое в биологии — это исследовательские программы Кювье, автора теории трагедий, и Ламарка, у которого в собствености первая попытка создать систематическую теорию эволюции. Философская зоология — эта работа имела большой успех. Ламарк первый пробует растолковать прогресс в развитии живого мира. Окружающяя среда, её трансформации, если они устойчив , может поменять внутреннее строение живого организма, и покажется новый организм. У жирафа долгая шея, в силу того, что много поколений эти животные тянулись к самые лакомым кусочкам наверху деревьев, и в итоге это стало причиной трансформации морфологии. Дарвин отталкивается от данной теории Ламарка и в работе Происхождение видов при помощи естественного отбора, либо выживание благоприятственных рас в борьбе за судьбу вводит последовательность понятий совершает переворот в понимании природы человека, выводя его происхождение из высших приматов, из животного мира. Это была революция в биологии, критика Дарвина была со всех сторон. Дарвин оправдывался: Господь Всевышний создал законы эволюции, я их лишь только открыл. В конце 19 века Бёрк Мендель открывает законы наследственности, закладывая законы генетики, в то время его открытия были забыты, и исходя из этого генетику было нужно переоткрывать совсем вторым людям в начале 20 столетия. Луи Пастер обосновывает невозможность происхождения судьбы из неорганики на современном этапе эволюции. Больше данный вопрос не поднимается, поскольку он запаял нужную совокупность и совершил опыт. В химии появляются серьёзные исследовательские программы — органическая химия, синтезируется мочевина, ответственный фактор для индустрии, нефть сейчас рассматривается не только как горючее, но и как серьёзное органическое соединение, германский химик Либих делает открытие. Менделеев открывает периодическую таблицу. С 1875 по 1886 годы таблица Менделеева приобретает эмпирическое подтверждение. На базе этих открытий интенсивно начинает развиваться техника (телеграф, телефон, радио), трудятся учёные, но не в простом тогда смысле слова, а учёные технического направления, использующие узнаваемые научные успехи в области техники. Происходит новая информационная революция, появляются новые обмена и средства передвижения информацией. Электричество Лодыгин, Яблочков, Эдисон используют для освещения. Киноаппарат появляется на базе науки. Появляется достаточно ответственное кольцо: 1) Научная теория, 2) Технические изобретения на её базе, 3) Изобретения дальше толкают развитие науки. Пример: в 1865 году Максвелл разрабатывает электромагнитную теорию света, предполагая существование электромагнитных волн. В первой половине 80-ых годов XIX века Герц обосновывает существование этих волн. На базе этого Попов и Маркони создают радио, беспроводной телеграф. И тут имеется очень важные вещи — Попов первый отправил сигнал с берега на один из судов, Генрих Герц — первая его депеша. Но фактически это ничего ещё не означало, поскольку в пределах видимости возможно было обмениваться световыми сигналами. А вот Маркони установил связь между Англией и Францией. Позже Маркони приехал в Санкт-Петербург и говорил с Поповым по поводу того, запрещено ли установить связь между Америкой и Европой. Попов отклонил это предложение из чисто научных мыслей: Почва круглая, волны длинноволновые и уйдут в космос. А Маркони рискнул, поскольку он был несложным промышленником и желал взять пользу; он выстроил замечательный передатчик на базе идей Попова и установил эту сообщение. А позже, дабы растолковать успех Маркони научно, Оливер Хэвисайд открыл ионосферу, которая важна за то, что радиоволны смогут отражаться от неё, а не уходить в открытый космос. В 1909 году Маркони взял Нобелевскую Премию за это открытие, а Попову дали медаль. Техническим изобретением глобального характера радио стало в следствии действий науки. Цепочка, на которую нам нужно обратить внимание, такая: наука, позже изобретатели, каковые знают науку, ход в неизвестность, успех, и после этого наука его растолковывает. В двадцатом веке так уже не окажется, сперва в любой момент наука, а позже техника. В РФ длятся капитальные труды Карамзина по истории, Грановский, Крузенштерн и Лисянский открывают Южный Полюс, создаётся Русское Географическое Общество. В Пулково раскрывается астрономическая обсерватория (1839), Ленц, Шиллинг (телеграф), Зинин (бензол), врач Павлов (идеи антисептиков, наркоза, операции в поле, большая часть людей ранее умирало от заражения, а не от ран). В России появляются первые железные дороги, пароходы.

На этом фоне появляется вторая волна позитивизма — американский прагматизм, конвенционализм и эмпириокритицизм, эти течения имеется сущность второй волны. Американский прагматизм — это первый важный вклад американской научной мысли в развитие общемировой мысли. Он позднее перешёл в инструментализм. на данный момент американцы стали лидирующими, в особенности в следствии войн, и самые большие философские центры науки находятся конкретно в Америке. С Америкой связаны не только силиконовые и кремниевые равнины, но и предстоящее осмысление науки, поскольку они чётко знают прагматику для того чтобы рода осмыслений, поскольку они знают важность этого процесса. Без философских осмыслений наука слепа, как сказал Кант.

Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914) — по образованию логик, математик, основатель прагматизма. Он основал и симиотику — абстрактную науку о символах. Его главные работы: Как сделать отечественные идеи ясными и Закрепление веры. Принцип Пирса: о жизнеспособности и реальности любого научного понятия нужно делать выводы по возможности его использования на практике. Истина — это в первую очередь понятие прагматическое, и нужно наблюдать на те практические выводы, каковые вытекают из данного теоретического положения. Он пробует осознать естествознание в логическом и историческом замысле. Познание по Пирсу основано на 1) принципе слепой веры учёного тому, чему его учат, 2) на принципе авторитета (нормативном, и тут и по сей день), 3) Принцип априоризма (в любой науке мы можем отыскать некие априорные конструкции), и 4) Научный принцип — возможность проверки, постановки опыта, возможность вычислений и без того потом. Тут имеется принцип дедукции, принцип абдукции и принцип индукции. Абдукция — это таковой метод рассуждений, что ориентирован на поиск правдоподобных объяснительных догадок. Принцип абдукции — это чисто таковой метод ошибок и проб, которым может руководствоваться учёный. Справедливость догадки проверяется чисто прагматическими мыслями.

Уильям Джемс (1842 — 1910), представитель прагматизма, создатель работы Основания Психологии. Он по-новому ставит вопрос об истине. Подлинное нужно определять в биологическом смысле как некую полезность для существования и выживания живого организма. Каждая научная теория определяется подлинными либо фальшивыми суждениями, из которых возможно сделать выводы, серьёзные для выживания. Другими словами он переводит истину из разряда гносеологии в прагматический разряд выживания. Джемс установил связь между эмоционально-волевой и мыслительной людской деятельностью. Телесная деятельность — это проявление (частный случай) эмоциональной деятельности. Мысль сосуществования этих двух деятельностей окажет громадное влияние на открытие Роберта Спейри, что откроет асимметрию полушарий мозга в середине 20 века. А в метафизическом замысле его идеями вдохновится Нильс Бор, что появился в культурно-образованной среде, где обсуждали идеи Джемса. Принцип дополнительности в квантовой теории коррелирует со взаимодополнимостью мыслительной и эмоциональной деятельностей, про которую сообщил Джемс.

И последний представитель прагматизма — Джон Дьюи (1859 — 1952), он доводит прагматизм до победного конца и создаёт инструментализм. Он написал Метафизическое восприятие и Опыт природы материализма. Понятие объективной истины не имеет смысла, истина — это общепринятые верования, носящие функционально-инструментальный темперамент. Истина — это то, что комфортно тут и по сей день и даёт важнейший практический эффект. Бриться возможно и топором, и бритвой, но бритвой эргономичнее. Сказать о том, что действительно, топор либо бритва, ненужно. А вот в случае, если нужно перепилить дерево, то возможно пробовать и бритву применять, но будет некомфортно, исходя из этого нужен топор. Это он назвал эмпирическим натурализмом. В опыт входят сны, сумасшествие, трансцендентальные схемы, магия и эмпирические науки. Опыт преобразовывается в некую историю, обращённую в будущее. Жизненный опыт может включать все эти составляющие, а учёный — такой же человек, и исходя из этого для него жизненный опыт также имеется. Умелый человек либо специалист в науке — это фактически однообразные смысловые контексты для различных сфер деятельности. Дьюи сильно повлиял на развитие всемирный биологии. Он первый создал теорию прогрессивного образовательного процесса, которая пребывает в идее переобучения человека и непрерывного обучения всю жизнь. на данный момент эта мысль актуальна, нет возрастных ограничений в университетах, и эта концепция Дьюи деятельно воплощается.

В Европе сходные идеи развивал Анри Пуанкаре (1854 — 1912), математик, физик и философ. У него имеется метод и Наука, Сокровище науки, гипотеза и Наука. Поставлена неприятность соотношения эмпирического и теоретического. Первичны эмпирические факты. Все теоретические конструкции приходящи. Эмпирические факты подобны книгам в библиотеке, каковые существуют независимо от того, как их расставят на полках. Теория — каталог уже готовых книг (это дело техники, а труды остаются неизменными). Без каталога тяжело разобраться в фактах, в этом смысле они само собой разумеется также необходимы, но сами каталоги в науке — итог конвенции учёных, теория носит конвенциональный темперамент. Из этого следует, что нельзя ставить вопрос об истинности любых теоретических теорий. Что такое истина? Все геометрии равноценны, а сказать о геометрии физического пространства возможно лишь в определённом отношении с учётом органов эмоций живых существ. Случайное появление органов эмоций определяет размерность пространства для людей (3D), для муравьев (2D). А само по себе пространство не обязано быть трёхмерным. А физики по большому счету многомерное пространство разглядывают. Одним из первых Пуанкаре осуждает безотносительные конструкции в физике Ньютона и до Эйнштейна высказывает идея о неоднозначности временных промежутков в зависимости от наблюдателя. Эйнштейн, действительно, позже признал эту неоднозначность действительностью (для Эйнштейна пространственно-временной промежуток носит объективный темперамент, в этом отличие их взоров), но сама идея про временные промежутки была упомянута до него. Математику Пуанкаре вычислял универсальным языком науки, но не считал вероятным добраться через неё до настоящей физики. Эйнштейн вычислял в противном случае. Кроме этого Пуанкаре заострил внимание на том, что научная теория проверяется не только логико-математическими опробованиями, но и эстетическим критерием, принципом красоты. Оценить красоту математической модели может лишь сам математик, но всё равняется это очень важный критерий, на одном и том же эмпирическом материале возможно выстроить различные теории, нужно мочь из них выбрать самую несложную и прекрасную конструкцию, растолковывающую мир. Эту идею позже будет развивать Поль Дирак. Для теории необходимо Бессознательное, весьма близко к Фрейду. Его озарило в Альпах, как нужно создавать теорию. Наука — сперва способ ошибок и проб, после этого инкубационный период (теория варится в котле бессознательного), и в случае, если сварится, инсайт, и ещё — самоконтроль в конце.

Лекция 8, 06 мая 2016 года

самые важные фигуры второй волны позитивизма — это Эрнст Мах (1838 — 1916) и Рихард Авенариус (1843 — 1896). Разглядим эмпириокритицизм. Для Маха основная мысль эмпириокритицизма — это очищение науки от разнообразные метафизических понятий. Нужна опора на первичные понятия, каковые начинаются с ощущений. В случае, если атомы реально существуют, то я ухожу из физики, в силу того, что не могу согласиться с таким признанием, которое мне противоречит, сказал Мах. В философском смысле он объявил, что не имеет смысла противопоставлять совершенное и материальное, и эта неточность весьма актуальна. В отечественном сознании имеется класс нейтральных элементов, про каковые неясно, совершенны они либо материальны. Свет связан и с его источником, и с его восприятием. Фразу Я вижу свет возможно принимать тремя методами: источник света — это объективность, восприятие — это субъективность и Я как что-то. Нет объекта без субъекта. По окончании развития квантовой появления и физики принципа дополнительности будет полемика сторонников и Эйнштейна квантовой теории. Эйнштейн: а существует ли Луна, в случае, если на неё не наблюдает мышь? Философию Маха довольно часто сводят к философии Беркли те, кто с ним не согласен, его критики. Науку Мах выводит из первичных потребностей человека — измерять, просматривать и без того потом. С этих позиций Мах приходит к собственному принципу экономии мышления, что есть продолжением бритвы Оккама. Мах его конкретно применяет для критики теории Ньютона, стараясь исключить все метафизические сущности из теории Ньютона и сделать так, дабы наука обходилась без них. Экспликация для того чтобы позитивистского настроя науки и очищение её от метафизики сыграли громадную роль в физике, и для Эйнштейна Мах был точкой отсчёта, вынудившей Эйнштейна задуматься о пространстве и времени без абсолютов.

Авенариус был опытным психологом и полагал, что неприятность материального и совершенного появляется тогда, в то время, когда мы создаём образ некоего понятия в отечественном сознании. Данный образ именуется интроекция (Авенариус очень плохо относился к этому понятию). Дальше ещё будет интроспекция — познание интроекций, обращение к собственному сознанию. Психологи будут позже разбираться, как возможно проанализировать отечественное сознание. В интроспекции ничего не получилось, все психологи трудились со своим сознанием и давали различный итог. Авенариус категорически против данной интроекции, во фразе Я вижу дерево не упомянуто, что дерево находится в сознании человека. Приницип мельчайшей траты сил: мы как и живые существа будем значительно более приспособлены к жизни и выживанию, если не будем вспоминать об образах в отечественного сознания, а будем осуществлять принципиальную координацию отечественного сознания по отношению к внешнему миру. Человек выступает как принципиальный член данной координации. Эти идеи связаны со второй волной позитивизма, и в один момент они отражали определённый этап развития науки.

Лекция 5. Покаяние и плач о своих грехах


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: