Муниципальные образования как территориальная основа местного самоуправления

Территориальные базы местного самоуправления —университет муниципального права, воображающий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав и формирование территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их изменения и установления.

Муниципальное управление представляет собой целостную совокупность публичных взаимоотношений, которые связаны с территориальной самоорганизацией населения. Конкретно население самостоятельно решает вопросы местного значения, функционирования и вопросы организации местной совокупности власти. Это своеобразный уровень власти, организационные формы которого определяются населением муниципального образования самостоятельно и на базе законодательства субъектов и федерального законодательства РФ.

Вопросы организации власти в государственеразрывно связаны с его территориальным устройством, потому что функционирование местных властей осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на каковые делится территория страны.

Такое подразделение территории страны именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемым элементом национального устройства.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 131) установлено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на вторых территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В законе «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ» детализируется это конституционное положение и уточняется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий городов устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации (ст. 10).

Муниципальное образование — это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и организованные населением муниципального образования муниципальные органы власти.

Муниципальное образование(МО) — это объект муниципального управления, что представляет собой городское, сельское поселение либо пара поселений, объединенных неспециализированной территорией, в пределах которых осуществляется местное самоуправление.

В каждом конкретном случае МО смогут воображать: должностные лица (лица и различные органы местного самоуправления; население городов в целом; муниципальные фирмы, организации и учреждения и другие уполномоченные на то физические и юридические лица).

Для осуществления деятельности МО нужно правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Главным нормативно-правовым актом есть устав муниципального образования,в котором отражается его территориальная организация, границы и состав.

В законе «Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено три типа городов (с закреплением за каждым из них свойственных ему полномочий).

Первый тип — сельские поселения и городские. Поселения наделяются полномочиями согласно решению вопросов местного значения, которые связаны с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.

Сельское поселение — это один либо пара объединенных неспециализированной территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, сёл, деревень, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением конкретно и (либо) через выборные и иные муниципальные органы власти.

Городское поселение — это город либо поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением конкретно и (либо) через выборные и иные муниципальные органы власти.

Второй тип — муниципальные районы, объединяющие территории нескольких поселений. Муниципальные районы реализовывают на всей собственной территории полномочия по вопросам местного значения, каковые действеннее реализуются на громадных территориях, чем территория поселения, и по большей части имеют межмуниципальный темперамент. Наряду с этим поселения, как отмечено выше, наделены собственным кругом полномочий, каковые указываются в самостоятельно принимаемых ими уставах.

Муниципальный район — это пара поселений либо межселенных территорий и поселений (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных неспециализированной территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях ответа вопросов местного значения межпоселенческого характера населением конкретно и (либо) через выборные и иные муниципальные органы власти, каковые смогут осуществлять отдельные национальные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Третий тип — муниципальные округа. Муниципальные округа создаются, в большинстве случаев, на базе городов республиканского, краевого, областного значения. Муниципальные округа реализовывают полномочия как поселений, так и муниципальных районов.

Муниципальный округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и муниципальные органы власти которого реализовывают полномочия согласно решению установленных законом «Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ» вопросов вопросов значения и местного поселения местного значения муниципального района, а также будут осуществлять отдельные национальные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Муниципальным образованием есть кроме этого внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением конкретно и (либо) через выборные и иные муниципальные органы власти.

В 2005 г. в субъектах РФ были выяснены границы 24274 городов, из них 20112 сельских поселений, 1823 городских поселений, 1819 городских округов и 520 муниципальных районов.

В статье 11 закона «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ» указаны требования к изменению и установлению границ городов. Это следующие требования:

1) территория субъекта РФ разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исключением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих к ним земель неспециализированного пользования, территорий классического природопользования населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель для развития поселения) смогут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, за исключением территорий муниципальных округов, и появляющиеся на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся почвы населенных пунктов, прилегающие к ним почвы неспециализированного пользования, территории классического природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные почвы, почвы для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят почвы независимо от целевого назначения и форм собственности;

5) в состав территории муниципального поселения смогут входить один город либо один поселок, а также в соответствии с генпланом муниципального поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и другой инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся городами);

6) в состав территории сельского поселения смогут входить, в большинстве случаев, один деревенский населенный пункт либо поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (либо) объединенные неспециализированной территорией пара сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек любой (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек любой);

7) деревенский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, в большинстве случаев, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом доступности населения территории и плотности региона поселения может наделяться деревенский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях деревенский населенный пункт с численностью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, и этот населенный пункт может не входить в состав поселения, в случае, если такое решение принято на сходе граждан, живущих в соответствующем населенном пункте;

10) административным центром муниципального района может принимать во внимание город (поселок), имеющий статус муниципального округа и расположенный в границах муниципального района;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, в большинстве случаев, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для обитателей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для обитателей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Федерации смогут не использоваться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта обязана абсолютно входить в состав территории поселения;

13) территория поселения не имеет возможности входить в состав территории другого поселения;

14) территория муниципального округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для ответа вопросов местного значения межпоселенческого характера муниципальными органами власти муниципального района, и для осуществления на всей территории муниципального района отдельных национальных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами;

16) территория поселения обязана абсолютно входить в состав территории муниципального района.

Наделение муниципального поселения статусом муниципального округа осуществляется законом субъекта Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и другой инфраструктуры, нужной для независимого ответа муниципальными органами власти муниципального поселения вопросов местного значения муниципального осуществления и округа отдельных национальных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами, и при наличии сложившейся социальной, транспортной и другой инфраструктуры, нужной для независимого ответа муниципальными органами власти прилегающих муниципальных районов вопросов местного значения осуществления и муниципального района ими отдельных национальных полномочий, переданных указанным органам федеральными и региональными законами.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем втрое ниже средней плотности сельского населения в РФ. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем втрое выше средней плотности сельского населения в РФ. Список субъектов Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой либо же высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, а также в соответствии с представлением органов власти субъектов Федерации. Эти списки смогут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р утверждены Список субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, и Список субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения.

В соответствии с ч. 2 ст. 131 Конституции РФ изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответствии со ст. 12 закона «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ» изменение границ муниципального образования осуществляется региональным законом по инициативе населения, муниципальных органов власти, федеральных и региональных органов власти.

Инициатива населения об трансформации границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива муниципальных органов власти, органов власти об трансформации границ муниципального образования оформляется ответами соответствующих муниципальных органов власти, органов власти. Региональный закон об трансформации границ муниципального образования не должен начинать действовать во время избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, во время кампании местного референдума.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (либо) населенных пунктов к территориям вторых муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (либо) населенных пунктов, выраженного методом голосования по вопросу трансформации границ муниципального образования или на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям вторых поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного методом голосования по вопросу трансформации границ муниципального образования или на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Изменение границ муниципальных поселений и районов, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (либо) населенных пунктов соответственно к территориям вторых муниципальных районов либо поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных поселений и районов.

В законе «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ» закреплена гарантия недопущения инициирования процедуры трансформации границ поселений по инициативе органов публичной власти при понижения числа обитателей таких поселений. В части 5 ст. 12 этого закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т.е. деревенский населенный пункт либо поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (либо) объединенные неспециализированной территорией пара сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек любой (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек любой) по окончании установления законами субъектов Федерации границ поселений не есть достаточным основанием для инициирования муниципальными органами власти, федеральными и региональными органами власти процедуры трансформации границ поселений.

Преобразование городов — это объединение городов, разделение городов, изменение статуса муниципального поселения в связи с наделением его статусом муниципального округа или лишением его статуса муниципального округа.

В соответствии с ст. 13 закона «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ» преобразование городов осуществляется региональными законами по инициативе населения, муниципальных органов власти, федеральных и региональных органов власти в соответствии с законом «Об неспециализированных правилах местного самоуправления в РФ». Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном законом и принимаемым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива муниципальных органов власти, органов власти о преобразовании муниципального образования оформляется ответами соответствующих муниципальных органов власти, органов власти. Региональный закон о преобразовании муниципального образования не должен начинать действовать во время избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, во время кампании местного референдума.

Объединение двух и более поселений, не влекущее трансформации границ иных городов, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного методом голосования по вопросу преобразования муниципального образования или на сходах граждан.

Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее трансформации границ иных городов, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного методом голосования по вопросу преобразования муниципального образования или на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса муниципального поселения в связи с наделением его статусом муниципального округа или лишением его статуса муниципального округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, и с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения муниципального поселения и мнение населения муниципального района выявляются методом голосования по вопросу преобразования муниципального образования, проводимого раздельно на территории муниципального поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса муниципального поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения муниципального поселения и (либо) населения муниципального района.

На основании закона Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ города смогут создавать ассоциации либо альянсы для действенного функционирования решения проблем и местного самоуправления местного характера.

В состав ассоциаций либо альянсов входят муниципальные органы власти, а не граждане (исходя из этого эти объединения носят необщественный темперамент), и не входят коммерческие структуры, а сами ассоциации либо альянсы не входят в структуру органов власти и им не адресуются правительственные распоряжения.

На данный момент действуют объединения городов различного территориального уровня: общероссийские — Альянс малых городов, Альянс больших городов и др.; межрегиональные — ассоциация Заполярья и Крайнего Севера, ассоциации городов юга России, Дальнего Востока и Сибири и др.; региональные объединения городов в пределах РФ — альянс городов Тюмени, Ассоциация городов, поселков и сёл Калужской области и др.

В соответствии с распоряжению Правительства РФ Временное положение о деятельности формирования и порядке регистрации необязательных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и муниципальных органов власти от 16 сентября 1993 г. образование объединений возложено на муниципальные органы власти для ответа местных социально-экономических неприятностей в рамках совместного принятия ответов, проектов и программ.

функции объединений и Основные задачи (ассоциаций) экономического сотрудничества:

• координация деятельности муниципальных органов власти в целях более действенного осуществления собственных прав и заинтересованностей, исходя из исторически сложившегося расселения, возможностей развития экономики, демографических обстановок и иных местных изюминок;

• проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;

• принятие совместных ответов по реализации и разработке местных проектов и программ по проблемам, входящим в компетенцию органов местной власти, и создание нужных для этого материальных ресурсов и финансовых источников за счет применения возможностей соучредителей объединений (ассоциаций), и предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях;

• подготовка предложений по реализации политики в области самоуправления;

• осуществление и подготовка рекомендаций муниципальными органами власти организационных мероприятий по реализации федеральных проектов и программ, и программ и местных соглашений.

Объединения (ассоциации) в соответствии с принятыми на себя задачами предлагают оптимальные варианты учета местных заинтересованностей; содействуют центральным органам федеральной аккуратной власти при происхождения конфликтных обстановок в межнациональных отношениях совместно с муниципальными органами власти в реализации мер по стабилизации обстановки; оказывают содействие этническим обществам, пребывающим на территории соучредителей объединений (ассоциаций), в создании культурных центров, обществ, братств, вторых публичных объединений.

Соучредителями объединений (ассоциаций) являются муниципальные органы власти. Права объединений (ассоциаций) определяются в пределах полномочий, делегированных им соучредителем. Объединения (ассоциации) владеют правами юрлица. Управление объединений (ассоциаций) от имени соучредителей правомочно воображать их интересы в национальных и иных органах управления в пределах делегированных полномочий. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечными результатами в рамках объединения (ассоциации) устанавливаются учредительными соглашениями, в которых кроме этого определяются процедура и порядок принятия ответов по всем вопросам работы объединения (ассоциации).

Формы организации управления объединением (ассоциацией) определяются учредительным собранием. Высшим органом управления объединением (ассоциацией) есть совет, в который входят руководящие муниципальные органы власти либо их уполномоченные представители. Полномочия совета определяются учредительным контрактом.

Объединение (ассоциация) в праве координировать в пределах собственной компетенции реализацию социально-проектов и экономических программ; создавать в соответствии с правилами представительства и координационные центры в городах и других населенных пунктах РФ; завлекать по договору научные учреждения и экспертов, создавать временные творческие и научные коллективы для проектов и разработки программ социально-экономического, производственного, культурно-просветительного и иного характера в пределах собственной компетенции; приобретать в соответствии с правилами от органов власти и национальных научно-исследовательских учреждений, организаций нужную информацию (включая статистическую) для исполнения собственных функций.

Эти объединения формируют денежные и материальные ресурсы за счет вкладов учредителей и прибыли от предпринимательской деятельности, приобретаемой структурами, созданными соучредителями. Эти ресурсы употребляются для реализации и разработки программ развития экономики городов.

Эффективность функционирования совокупности муниципального управления муниципальным образованием и выполнение обязанностей и функций, возложенных на органы управления, зависит от правового регулирования.

На данный момент правовое регулирование деятельности МО осуществляется на базе децентрализации сочетания и принципа централизации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определенных обязанностей.

Эти полномочия, с одной стороны, определяются кругом задач, каковые нужно решать органам местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.

Недочётом для того чтобы подхода есть то, что определенный круг обязанностей может не выполняться чтобы не было ответственности. Иначе, органы местной власти муниципального образования наделяются властью строго очерченной компетенцией и в следствии не имеют достаточной свободы в собственной деятельности.

На данный момент неспециализированная тенденция распределения полномочий властей муниципального образования определяется действующим законодательством, и правом сложившейся традиции и инициативой муниципальных органов власти.

Компетенция органов власти и местных органов управления МО распределяется следующим образом: органы власти ведают теми проблемами, каковые является представителями страны (защита, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные власти высказывают интересы в территориальном нюансе муниципального образования.

Главные полномочия органов местной власти муниципального образования:

• выступать в качестве юрлица и поэтому заключать контракты и договоры, покупать и отчуждать имущество, выступать в качестве ответчика и истца в суде, выполнять другие юридически значимые действия;

• распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать список неотчуждаемых объектов и т.д.;

• руководить муниципальными фирмами, организациями и учреждениями;

• устанавливать сборы и местные налоги;

• распоряжаться муниципальными финансами;

• принимать общеобязательные нормативные правовые акты (распоряжения, распоряжения).

Так, представительные муниципальные органы власти принимают важнейшие для городов ответа.

Полномочия и сроки полномочий местной власти закрепляются уставом муниципального образования.

Полномочия избирательных чиновниковов местной совокупности управления определяются в каждом МО самостоятельно.

Не считая собственных полномочий согласно решению вопросов местного значения органы местной власти время от времени наделяются отдельными национальными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством либо законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана экологии, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и др.

Территориальная организация местного самоуправления // Роман Петухов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: