тематика и Тема литературных произведений.
Тема (греч. «то, что в базе», «сущность») – предмет изображения, содержательное начало. реальная жизнь и Тема – неравнозначные понятия. Тема связана с настоящей судьбой, выбрав тему создатель делает художественный отбор. Тема – изображение яв-ий действительности, обработанных автором; главный круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание автор в собственном произведении. Тема – это содержание произведения.
Тематика – совокупность всех тем произведения.
Обстоятельства обращения к определенной теме: Личные особенности автора, настрой, национальные изюминки эры (лишние люди), жизненный опыт.
Тематические уровни:
= Основная тема (в «Слове…» — война)
= Второстепенные темы
= Подтемы (подвига, верности)
Тематика – единство всех компонентов. Основная тема объединяет все второстепенные, второстеп. оказывают помощь раскрыть основную тему.
Часто тема отражается в заглавии. Тему можно понять из содержания.
В худ.произведениях отражаются базы бытия, его свойства. Это так именуемые вечные темы:
= Тема любви «Ромео и Джульетта», Мастер и Маргарита, Одинцова и Базаров, Пушкин «Я вас обожал»
= Тема дружбы Пушкин «Мой первый приятель, мой дорогой друг бесценный!», Базаров и Аркадий
= Тема войны «Война и мир» , «Негромкий Дон» Шолохов, «Василий Теркин» Твардовский
= наказание преступления «и Тема Преступления» Достоевский, катастрофа У. Шекспир «Макбет», новелла Р. Брэдбери «Наказание без правонарушения»
= Тема ревности «Попытка ревности» Цветаева (Как живется вам с другою,- Несложнее так как?)
= Тема добра и зла «Фауст» Гете, «Мастер и Маргарита» Булгаков, сказки
= Тема смерти Данте «Божественная комедия», «Господин из Сан-Франциско» Бунин
С темой связан художественный способ:
=. Религиозный символизм – житийная тема («Житие Глеба и Бориса»)
= Барокко – тема вечного перемещения, действия (иное восприятие судьбы, пестрота мира, яркость судьбы от того, что не так долго осталось ждать придет смерть, вечное перемещение в мире): Повести петровского времени, старообрядческая лит-ра.
= Классицизм – темы добра и зла, любви, национальной важности, долга перед Отчизной, героики и тираноборчества (Ломоносов, Державин)
= Сентиментализм – тема любви различных сословий, нач. тему мелкого человека, о человеке, о эмоции, природы и гармонии человека («Бедная Лиза» Карамзин, Ж.-Ж. Руссо).
=. Романтизм – разлад человека с миром, тема одиночества, показ неповторимого человека в необыкновенных событиях («Дума», «Белеет парус одинокий» Лермонтов, «Евгений Онегин» Пушкина)
=. Реализм – социальная тематика, проза судьбы («дети и Отцы» Тургенева, «Гроза» Островский)
= Натурализм – физиологическая тематика («Западня» Золя, романы Д. Н. Мамина-Сибиряка).
Тема зависит от жанра:
Элегия – неразделенная любовь, жизненные неудачи, невозможность успехи идеала, одиночество, тоска.
Баллада – тема верности, подвига, героики, ужасная любовь («Песнь о вещем Олеге» Пушкин)
Роман – комплекс тем: социальная, национальная, батальная, амурная, нравственная, бытовые, исторические.
Образ как содержательная форма художественной литературы.
Литература складывается из образов. Образ – конкретная и одновременно с этим общая картина людской судьбе, созданная при помощи выдумки и имеющая эстетическое значение. Худ. образ воспроизводит предмет в его целостности, образ личен.
Существует две теории создания образов:
— трудовая – образ рождается в труде, в деятельности. Пушкин «Моцарт и Салье-ри». Данной теории придерживались Чехов, Чайковский.
— духовная – образ – итог воодушевления. Грин «Алые паруса» (способ чистовой записи)
Наука говорит, а литература показывает образ.
Функции образа:
= Познавательная
= Коммуникативная – формирует подсознательную сообщение с читателем
= Воспитательная – оказывает прямое действие на эмоции человека
= Эстетическая
Свойства худ. образа:
= Типизация – типизирует явления (образ войны 1812г.) Кроме того в случае, если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена храбрецов становятся на-риц. из-за обобщающего смысла худ. образа.
= Конкретность — образ жив сам по себе. Будучи воплощением неспециализированного, значителен-ного в личном, худ. образ может порождать разные толк-я, интер-претации (образ моря)
= Эмоциональность. Изображение в большинстве случаев превосходит рассуждение по силе эмо-циональной оценки действия. Идейно-эмоциональная оценка автора — деле-ние храбрецов на хороших, отрицательных, противоречивых (условно). Фор-мы выражения авторской оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку оказывают помощь выразить тропы, стилистические фигуры. создание собственного предметного мира.
= Ясность подробностей (открытие первой рамы весной)
=. Владеет выдумкой
= Образ – главное средство выражения главного содержания
Образ связан с понятием тип: образ, в котором отразились самые существенные черты эры, социальной группы, класса (Гамлет, Хлестаков, Плюшкин)
Ансамблевый темперамент образа:
— произведение – это образ (кроме того главы)
— существуют совокупность, группировка образов, второстепенные, эпизодические образы
— образы храбреца, природы, дома, помещения, выражения, слова (сиянье розовых снегов)
Портрет – разновидность образа.
Подробность портрета – нужна для индивидуализации.
Портретный конвой – то, что сопровождает портрет (вещи, ситуация)
Речевая черта – в портрете принципиально важно, как храбрец говорит. Показ внутреннего мира храбреца вероятен через:
= Внутренний монолог – прием психотерапевтического характера (с середины 19в.)
= Двуплановый монолог (немой разговор: мимика, глаза, ухмылка – то, что сопро-вождает произносимое слово)
= Прямая авторская черта (авторский комментарий) – чтобы по-казать различие в это же время, что говорит храбрец и что делает; что делает и что ду-мает.
= Описание изображаемого с позиций персонажа
= Описание снов, видений, воспоминаний
= Показ перемещений (мимика, жесты)
= Показ храбреца в действиях (появился еще в античном мире, любимый прием фольклора)
Образы пейзажа (Тютчев, Фет, Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»)
= Природа как независимый образ (Пришвин)
= Для выражения патриотического эмоции (Дон у Шолохова – выражение истории идеи и символ России текучести времени)
= Для социальной чёрта (природа как социальный символ) «Обломов», «Врач Живаго», «Негромкий Дон».
= Для психологизации повествования (хар-но для сентиментализма и романтизма) «Бедная Лиза»
Аллегорические образы:
Аллегория – иносказание через конкретные предметы либо явления (басни)
Образ-знак: в современной литературе. Образ бури, грозы ( «Гроза» Островский, «Песня о буревестнике»)
Образ-событие – некоторый эпизод, ответственный для всего произведения
Образ-сцена – самый броский, ведущий эпизод, в котором отражается главная про-блематика (примерка кафтана в «Недоросли»)
Образ-эпизод – в нем раскрываются характеры, завязываются отношения.
Образы в драматургии:
= Ведущий – тот, кто ведет всю сцену (тот, кто задает сцену)
= Ведомый – тот, кто поддается
= Информант – тот, кто появляется и информирует некую данные
= Статист – тот, кто молчит
= Антагонист – тот, кто противостоит ведущему
Говорящие фамилии отражают храбреца (Правдин, Вральман, Фамусов, Молчалин)
Цитата и Реминисценция в художественном тексте.
Подробность в литературе
Материальная культура как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Но для обозначения изображаемых в литературе предметов мат. культуры нет единого термина. По творению в далеком прошлом прошлых дней возможно реконструировать мат. быт.
Трансформации в отношениях человека и вещи в реальности:
1.На заре цивилизации вещь — венец людской творения, свидетельство мастерства и мудрости (белокаменные их убранство и палаты; ткани, на кот. узор умён; прекрасные пиршественные чаши).
2.Отношение к предметам мат. культуры как достижению людской разума — эра Просвещения (Робинзон Крузо — гимн цивилизации и труду).
3.Лит-ра 19-20вв — а)так же, как и прежде почитается человек-мастер, ценятся изготовленные умелыми руками предметы. б)Мат. сокровище вещи может заслонять человека, он оценивается обществом по тому, как дорогими вещами владеет.
4.В 20в. — борьба против вещизма — рабской зависимости людей от окружающих вещей. С развитием техники расширяется диапазон изображаемых в литературе вещей (фабрики-гиганты, адская наказывающая машина — исправит. колония).
Функции вещей в лит-ре:
1.Культурологическая (роман-путешествие; историч роман) — в синхронном срезе представлены разные миры (национал, сословн, географич и т.д).
2.Характерологическая функция: в Мертвых душах продемонстрирована интимная сообщение вещей со собственными обладателями).
3.Сюжетно-композиционная: платок в трагедии Отелло.Вещ. мир имеет собственную композицию (активна в детективных жанрах).
Символами того либо иного уклада судьбы вещи выступают в основном в бытописат. произведениях, в частности в физиологических очерках, в научной фантастике.
Художественная подробность – самая малая единица предметного мира произведения (фр. detail – «небольшая сост. часть ч-л»). Худож.ественный(предметный, образный) мир произведения – метасловесное (абстрагированное, обобщенное) измерение литературного пр-я. Наиболее значимая категория худ. мира – образ (т. е. воспроизв-е предметов в их целостности, индивид-ти). К худ. подробности относятся: быт, пейзаж, портрет. Тропы, приемы, фигуры речи к д. НЕ ОТНОСЯТ. (Путнин)
Детализация предметного мира неизбежна (это не украшен., а сущность образа). Подробность, замещает в тексте целое, вызывает у читателя необходимые ассоциации (конкретизация произ. читателем). Отбирая, изобретая подроб-ти, писат. «поворачивает» предм. к чит. определ. стороной (в «Сл. о полку И.» природа – участница похода, покровительств. не русичам). Вкус к д. объедин. всех худож-в. Гомер прибегает к обрисован. чуть заметных мелочей. Нарочитая задержка действ. – ретардация.
Степень детализации изображения м. б. Мотивированно пространств. и/либо временной точ. зрен. повеств. (А. Фет: «Лишь в мире и имеется, что тенистый/Спящих кленов шатер./Лишь в мире и имеется, что лучистый/Детски задумчивый взгляд./Лишь в мире и имеется, что душистый/Милой головки убор./Лишь в мире и имеется данный чистый/Влево бегущий пробор.» Изящ. жен. портрет созд. с пом. неск. Д., послед-ть, градац. к-рых завис. от направлен. взора лирич. субъекта).
Классифик. д. повт. структуру предметн. мира: направляться., действия персонаж., их портреты, психологич. и речев. хар-ки, пейзаж, интерьер и пр. К-то вид Д. может отсутств., что подчерк. условность мира.
А. Б. Есин выделил три группы Д.: сюжетн., описательн., психологич. (типолог. по стилю). Преоблад. к-л типа порожд. соответствующ. свойство, либо доминанту: «сюжетность» («Тарас Бульба»), «описательность» («Мертвые души»), психологизм («наказание и Преступление»). Эти св-ва смогут не искл. приятель др. Подробность вып. св. функц. абсолютно лишь в метасловесн. тексте (где последовательность, послед-ть, перекличка Д.). Со- и/либо противопоставление подробностей. Напр., детская, глуповатая ухмылка Пьера Безухова и умный, наблюдательный взор – для Толст. ухмылка Пьера («ум сердца») ответственнее его точек зрения («ум ума»), к-рые будут изменяться. Динамика портрета: жесты, мимика, предательств. цвета кожи, дрожь и пр. (что не всегда подвласт. сознанию) – мож. быстро расходиться с букв. смыслом речей гер. «Спор» сюжетн. и психолог. подробн. – увлекат-ть романов Дост. «Ансамбль» подробностей созд. целостн. впечатл. («кабинет/Философа в осьмнадцать лет» — «Е. О.»).
Е.С. Добин – типологии. Д. по критер. единичность/множетво: «подробности» — воздейств. во множ-ве, экстенсивыны, «подробности» — тяготеют к един-ти, заменяют последовательность подробностей, интенсивны (уши Каренина, завитки волос на шее Анны, маленькая верхняя губа с усиками маленькой княгини Болконской, лучистые глаза княжны Марии и т.д.). Выделены не просто характерные черты, в противном случае, что намекает на некое несоответствие в предмете. И она экспрессивна, т. е. при верном ее прочтении читатель приобщается к авторской совокупности сокровищ (напр, маленькая губка с усиками Лизы Болконской, сперва темперамент. как «ее особая, собств. ее красота», не так долго осталось ждать вызывает у повеств.(и А. Болконского) невыгодные для героини зоологич. ассоц.: «…губка встала, придавая лицу не весёлое, а зверское, беличье выражение»).
Подробность (Добин):
а. вносящ. в образ диссонанс. («остранняющая» д. — терм. Шкловского), им. познават. значен. (позвол. внимательнее присмотр. к предм.): два кресла Манилова, обянутые «легко рогожею» и выдающ. в нем нехозяина – «Не садитесь , они еще не готовы». При исп. таковой д. — преувеличение: велосипед из «Человека в футляре» (Чехов), на к-ром лихо прокатилась Варенька, испугав Беликова. Нарушение нормы, элемент неожид-ти, гиперболизация рожд. ощущ. «интенсивности» таковой Д., повыш. «нагрузки» на нее, о к-рых пишет Добин.
б. заметности д., контрастирующ. с общ. фоном, способств. композиц. приемы: повторы, «большой замысел», «монтаж», ретардации и др. Повторяясь и обретая дополнит. смыслы, Д. делается мотивом (лейтмотивом), довольно часто вырастает в знак, станов. растолкован. хар-ра (в «Идиоте» необычное умение Мышкина имитировать почерки? воспроизв-е стилей письма —намек на основной талант Мышкина: познание различных хар-в, разн. стилей поведен.
в. символич. Д. м. б. вынес. в заглавие пр-я: «Крыжовник» Чехова, «Легкое дыхание» Бунина (единство художественного целого, присутствие автора в композиции).
Подробность (по Добину) ближе к символу, чем к знаку ( выз. радость узнавания, возбужд. цепь ассоциац. – возможно делать выводы об увлечен. Онегина на основан. убранства его кабинета, нес-ко штрихов-знаков замен. длин. обрисован.: «…и лорда Байрона портрет,/И столбик с куклою чугунной/Под шляпой, с пасмурным челом,/С руками, сжатыми крестом».
Подробности оказывают помощь при реконструкц. жизни, быта, вкусов общ-ва, далекого от нас.
Поэтика цвета и света
Противопоставление белого и черного цветов начинается с Библии: в тексте говорится, что на первый сутки Всевышний создал свет и отделил его от тьмы. Господь даровал людям свет, следовательно и потом силы хороша (Всевышний, ангелы,святые) сопровождались белым свечением, а злые силы (дья., чер.)-тьмой. В случае, если эдем находится на востоке и именуется «пресолнечным», то преисподняя локализуется на западе и загружён во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а прячась на ночь, оставляет во власти зла. Это представление сохраняется и в русской мифологии: белый цвет – это солнце, воздушное пространство, прозрение; в пантеоне всевышних находился Белбог, как олицетворение всех ярких сил, А знаком Чернобога есть чёрный цвет-он олицетворяет совокупность всех чёрных сил(банник, овинник, полевой дух «удельница» и т. д.). Это переносится и в фольклор: в духовных и былинах стихах «святорусская» либо «светлорусская» почва изображается как залитое светом открытое, бескрайнее пространство; ср. выражения «белый свет» либо «свободный свет» — о мире в целом. В духовных стихах эпитет «яркий» по большому счету сближается со «святой»: светоносность рассматривается как проявление истинности, святости и праведности (ср. нимб в иконописи).Мысль о божественном происхождении света в «Стихе о Голубиной книге»,-.небесные тела имеют светоносную природу: «У нас белый свободный свет зачался от суда Божия,/ Солнце красное от лица Божьего». Кощей Бессмертный –в славянском язычестве — хранитель мира мёртвых (подземного царства)ему свойствен черный цвет, напр.,известен фольклорный сюжет о его смерти-ларец, в котором запрятан заяц, висит в цепях на дубу, что растёт на тёмной горе.
В русской худ. лит-ре история цвета делится на периоды:
11-12 века. Цветообозначения видятся редко. По большей части, это главные цвета: белый, тёмный, красный, реже светло синий, желтый. Вместо цветообозначений употреблялись сравнительные обороты. Средневековая литература «не желала» цвета + личные изюминки авторов того времени.
12 век-колористический феномен «СопИ». Появляется серый цвет( Гзак сравнивается с серым волком, дружинники скачут «как серые волки»-олицетворение скорости), черный цвет-символичен( поганый половчанин-тёмный ворон, тёмные облака предсказывают поражение), зеленый(зеленая трава, зелены древы), золотой и золоченый относится к князю либо к дружине, причем и в переносном смысле( «злато слово») ,близок к тёмному в отдельных определениях и светло синий цвет: «светло синий море», «светло синий молнии», «светло синий мгла». Символичен в цветовом отношении сон : «покрывали тёмной пеленою»-как покойника, «черпали светло синий вино с горем смешанное»-означает ужасное предзнаменование, скорбь ,горе.
17 век-в главном сохраняет колористические показатели древнерусской литературы, но появляются обозначения для смешанных цветов(коричный, коричневый)
Начиная с 18 века бессчётные цветообозначения занимают важное место в создании пейзажа, интерьера, портрета, характеристики храбреца. В двадцатом веке цвет получает особое символические значение( к примеру, противопоставление белого и красного у Блока в «12»).
Цвет в родах литературы : особенно значим для эпоса(у Достоевского), лирики( у Есенина, Пушкина и т. д.), менее значим для драмы, не смотря на то, что и в драме видится символика цвета.
Классические обозначения цвета:
белый – свет, чистота, противостоит злу
чум – , тьма, зло, скорбь, покой(чёрная одежда монаха – смерть для мирской судьбы)
красный – пламя, чувство, свяь со светом, почвой, судьбой, плотью
зеленый – весна, рост, природа, радость
светло синий – «сиять», мрачное, грустное свечение, в христ – благоразумие, честность
желтый – достаток, радость, заболевание
золотой – плодородие, солнце, достаток
Литературоведческие науки (история литературы, теория литературы, стиховедение) и особенности их сотрудничества. литературная критика и Теория литературы. задачи и Содержание литературоведческих наук.
История литературы- интересуется изюминками эры, разнообразием Национальной литературы, изучает историю происхождения литературных направлений и течений, стили и методы различных народов, изучает творчество отдельных писателей, любое событие в истории развития; историки пробуют установить своеобразие данного периода, изучить своеобразие жанров.
Теория литературы — неспециализированные. Неприятностей творчества: сюжет, образ, композиция. и т.д; Теория пытается изучить совокупности, уложить все понятия, изучить литературу как науку. Тесно связана с эстетикой. Лит-ра как мастерство слова. Теория связана с историей и критикой литературы.
Стиховедение — наука о звуковой форме литературных произведений. Стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков),фактически метрику (учение о строении стиха) и строфику(учение о сочетаниях стихов).
Литературная критика -оценка современной лит-ры; в 17 в. показалась во Франции, в 18 в. в РФ; выходит то на 1 замысел, то на периферию вторых процессов; критика связана с передовой лит-рой, занимается их оценкой и разбором произведений; к. сочетает худож и научн мышление (как воздействует книга на общ-во).
литература и Наука.Наука базируется на правильном понятии. А лит-ра на образах,многозначности. Для лит-ры нужны вспомогательные науки: текстология (задача — изучает историю какого-л. текста и его кто написал, восст. пропуски в тексте, палеография (имеет дело с древнеписьменными монументами, иссл. материал, на кот.зафикс. текст (это м. б. камень, металл, дерево, кожа, папирус, бумага), и самих орудий и особенности почерка письма), атрибуция (опр-ние имени автора неизвестного пр-ния либо подписанного псевдонимом, датировка произведения), библиография (для оформ. статей, курсовых, перечня авторских книг.), историография (история всех наук, развитие науки), источниковедение (изуч. портреты, фотографии), архивоведение (изуч. архивов),книговедение (изуч. книг), методика преподавание лит-ры.
Неспециализированные сведения
В хорошем стихе различались три вида анжамбемана: rejet (финиш фразы захватывает начало следующего стиха), contre-rejet (начало фразы захватывает финиш прошлого стиха), double-rejet (фраза начинается в конце прошлого стиха, кончается в начале следующего).
Единичные анжамбеманы являются средством интонационного выделения отсеченных стихоразделом отрезков фразы. Бессчётные анжамбеманы создают прозаизированную интонацию, практически нивелирующую стихотворный ритм, что есть большим ясным средством напр. в драматическом стихе.
Избегание анжамбеманов характерно классицизму, культивирование — романтизму и некоторым поэтическим школам XX в
Примеры
Horatius, Carmina II 10, 15—17:
…Informis hiemes reducit
Juppiter, idem
summovet…
Ф. Тютчев, «Фонтан»:
Лучом встав к небу, он
Коснулся высоты заветной.
М. Цветаева, «Тоска по отчизне! В далеком прошлом…»:
Мне всё равняется, каких среди
Лиц — ощетиниваться военнопленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — обязательно…
А. С. Пушкин «На буграх Грузии лежит ночная мгла…» (1829)
На буграх Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне безрадостно и легко; скорбь моя ярка;
Скорбь моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Нет ничего, что мучит, не тревожит,
И сердце снова горит и обожает — оттого,
Что не обожать оно не имеет возможности.
У Насти:
№ 40 Ритм.
Ритм (стройн.; соразм.; …) – повтор тех либо иных сходн. явл. через опред. соразм. промежутки; членение на сопоставимые отрезки
Ритм – база стиха
Дает:
- соразмерность стихов
- ударение
- счет слогов в стихе
- счет ударений
- чередование групп слов; раздел. по долготе и кратк.
- ударн. / безуд.
Бюхер 1923г. «работа и Ритм» — откуда взялся ритм:
1. Из трд. процессов
2. Из биологии
3. Из подраж. природе.
Анжамбеман – перенос / переброс – резкий ритмич. сбой;
несовп. ритмич. и синтаксич. членения
А
Строфический – не серьёзна Строфной – не серьёзна межс. пауза
пауза между строфами
А
Словестный – сходится Слоговой – не совп.
со слогораздел
Фун-я А:
1.
совпад. |
Ясная – пережив. храбреца
2. Йзобразительная – жест, символ
Исп.:
— Цветаева
— Пастернак
— «Бронзовый наездник»
Язык худож. произведентя:
Бытовой я – словесн. общен., повседн. жизнь
Успех-точи. донесен. смысла
Лит. я – язык прессы, радио, лит-ры, театры
Хар-ны: упорядочен, афористич., …
Соц. диалекты:
¾ галлицизмы аристократов. писателей XIX в.
¾ крестьянские поэмы
¾ культурн. диалект
¾ професс. диалекты
Гл. задача – дабы слово было осознано – несло образ и смысл
В худ. тексте слова выр-ют эмоц. отнош. образа к предмету
Синонимы:
¾ Делает обращение более плавной, эластичной
¾ Выр-т узкие мысли оттенки
¾ Эмоц. хар-ка прдмета либо действия
Типы:
1. Отношение
2. Полные
Эвфемизмы
Омонимы
Неологизмы
Архаизмы
Варваризмы
Литературоведение как наука о художественной литературе.
Литература(от латинского. litteratura – рукопись, произведение; к лат. litera — буква) в широком смысле — вся письменность, владеющая публичным значением; в узком и более употребительном смысле — сокращенное обозначение художественной литературы, как следует отличающейся от вторых видов литературы: научной, философской, информационной и т д. Литература в этом смысле имеется письменная форма мастерства слова.
Литературоведение — наука, всесторонне изучающая художественную литературу, “Термин данный относительно недавнего происхождения; до него пользовалось широким потреблением понятие “история литературы”
Литературные явления – это все, что относится к художественной литературе во всех ипостасях.
История литературоведения:
Литературоведение как наука появилось в начале 19 века. Само собой разумеется, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель первенствовал , кто постарался их систематизировать в собственной книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Ему же в собственности теория катарсиса(очищения)и мимесиса (подражания). Платон создал историю об идеях (мысль материальный мир мастерство).
В семнадцатом веке Н. Буало создал собственный трактат “Поэтическое мастерство”, опираясь на более раннее творение Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.
В восемнадцатом веке германские ученые пробовали создать просветительские трактаты (Лессинг “Лаокоон. О поэзии и границах живописи”, Гербер “Критические леса”).
В начале 19 века в идеологии, философии, мастерстве начинается эра господства романтизма. Сейчас собственную теорию создали братья Гримм.
В РФ рвение к научному знанию в данной области выразилось только в середине 19 века и связано с этими именами как Белинский, Чернышевский, Добролюбов. В собственных трудах они в первую очередь ставили историзма и проблемы реализма. В конце 19 века литературоведением близко начинает заниматься Веселовский, что по большей части интересуется исторической поэтикой, и Потебня, изучающий связь между словом и художественным образом. В конце 19 века заметно усиление психотерапевтического подхода к теории литературы, в начале 20 века возрастает интерес к художественной форме. В советское время был создан социалистический подход к теории литературы, включавший в себя мифопоэтическое и метафорическое мышление.
Литературоведение – наука о литературе. Она охватывает разные области изучения литературы и на современном этапе научного развития. Литературоведение изучает художественную литературу разных населений украины чтобы понять закономерности и особенности ее собственного содержания и высказывающих их форм. Предметом литературоведения есть не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира – письменная и устная.
Специфика литературы: трудится со словом, может продемонстрировать все, сфера ее неповторима. Лит-ра связана с историей: правдивое воссоздание вида окружающей эры, особенный колорит на примере контрастных образов.
Историзм – свойство заметить самые живые, главные тенденции эры (общ-ва).
Хронология литературоведения:
— История древнерусской литературы 11-17 века
— Литература 18в =
— лит-ра 19в
— Современная литература
Типология литведа:
— теория литературы (занимается публичными проблемами лит-ры: сюжет, образ, композиция, род, жанр). Пытается изучить лит-ру как науку. Связана с эстетикой, историей и критикой лит-ры.
— история литературы (изучает путь развития лит-ры, особенности эры, своеобразие национальных литератур, развития и история возникновения лит-х течений, стилей и методов различных народов, изучение тв-ва отдельных писателей в литературном ходе, пробует установить в чем содержится специфика опред течения). История литературы делится по времени, по направлениям, по месту.
— литературная критика (задача — всесторонний анализ тех либо иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности, Оценивает лишь современную литературу). (исследует процесс литературного развития и определяет значение и место в этом ходе разных литературных явлений). Во Франции в 17в, в РФ в 18в. расцвет критики – 30е-60е гг 19в, связана с передовой лит-рой, с социально-политическими условиями. Идет параллельно литвед-ю: научное изучение современных произведений. Критика соч научное и худ-ое мышление (узкое знание, талант). Кр делает упор на произведении и на этом основании делает вывод о состоянии общества. критик – посредник м/у читателем и писателем. Оказывает помощь заметить + и -.
Литвед-е изучает худ процесс, анализ, то, что уже оценено.
? Эти дисциплины находятся в взаимодействии и непосредственной связи.
Вспомогательные дисциплины:
историография (собирает материалы, которые связаны с историческим развитием всех наук и литературоведения)
библиография (перечень авторских книг, при написании статей, курсовых).
— научно-вспомогательное (аннотация)
— коммендательная (список)
источниковедение (фотографии, мемуары)
палеография (история письма, изучение материала, бумаги, почерка)
атрибуция авторства (опр-ть авторство, два автора спорят, кто написал)
текстология (устанавливает малоизвестные сведения о литературных произведениях: история текста, дата текста, задача, установление и критическая проверка настоящего автора текста)
архивоведение вопросы изучает комлектования архивов, и использования и хранения архивных документов.
книговедение – распространение, изучении книги
методика преподавания литературы.
Поэтика – изучает строение и состав литературного произведения.
Теория литературного процесса – изучает закономерности развития родов и жанров.
Литературная эстетика – изучает литературу как вид мастерства.
2.Идейное содержание литературных произведений.
Мысль (гр. прообраз, идеал)- главная идея произведения, определяющая его образный строй и содержание, выраженный в соответствующей форме. Отношение писателя к изображаемому.
Идей возможно одна либо пара («Красная шапочка» — добро побеждает зло).
Довольно часто мысль воплощается через образное воспроизведение судьбы людей (образ Наташи Ростовой).
Мысль не выступает как прямое авторское определение. Время от времени автор сам формирует идею. Храбрец может высказывать мысли хорошие от мыслей писателя (путает). Мысль ЧИТАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ.
Выделяют побочные идеи и главные. Главные, в большинстве случаев, имеют образный темперамент, растолковывают внутренний мир произведения («Война и мир» — поэтизация народного характера).
Субъективность понимания основной идеи: статья Добролюбова о Незадолго до привела к резкой реакции со стороны Тургенева, что поставил перед Некрасовым ультиматум: Я либо Добролюбов. Некрасов выбрал Добролюбова, и отношения Тургенева с Современником оборвались.
От чего зависит полное познание: Читательский опыт, Начитанность (ассоциативное восприятие произведения), Неспециализированная культурная подготовка, Хорошее знание предмета.
По идейному содержанию произведения делятся на те, каковые содержат:
— Идею-вопрос («Что делать?» Чернышевский)
— Идею-неточность (два тома «Мертвых душ»)
— Идею-ответ («Повесть о настоящем человеке»)
Создатель видит идею по-своему, имеется собственный видение, собственный ответ.
Ведущие группы идей: социальные (неприятный «Мать»), политические ( Толстой «Хождение по мукам»), этические (Толстой «Азбука»), этико-философские (Достоевский «наказание и Преступление»), религиозные («Житие протопопа Аввакума»).
Существует такие понятия, как идейно-эмоциональная оценка автора. Исходя из этого можем выяснить идеологическую сущность: идейное утверждение в жизни — Фадеев «Разгром» (не обращая внимания на полное уничтожение, надежда на судьбу), идейное отрицание изображаемого (Иудушка Головлев), двойственная оценка (и отрицание, и утверждение в романе Шолохова «Негромкий Дон» — перепутье).
Тенденциозность – рвение автора продемонстрировать какое-то явление в свете собственного восприятия (Солженицын, Есенин). Автор опред. образом видит жизнь, м.б пристрастен к изображению.
Идейное содержание включает:
1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их сотрудничестве;
2) проблематику — самые существенные для стороны и автора свойства уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос — верховная форма идейно-эмоциональной оценки судьбы писателем, раскрываемая в его творчестве.