Литургии в дни великого поста.

Любой богослужебный сутки имеется нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в данный сутки литургия, как в данный сутки нам есть таинство Евхаристии. В случае, если во время пения Октоиха тут нет громадного разнообразия, то во время пения Триоди возрастает разнообразие форм явления Евхаристии среди работ церковного дня. 06 этом мы и поболтаем.

Итак, Евхаристия в дни Великого поста. Выделим, что главным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее качестве и количестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в основном отдается молитве), громаднейшая строгость – это ограничение в совершении Евхаристии. Нам принципиально важно тут не просто уразуметь установленный порядок, а ощутить вкус постного богослужения так же остро, как мы знаем вкус белого хлеба либо вкус тёмного; мы должны определить это глубже, чем легко разумом. В то время, когда вникаешь в суть предписаний Устава, богослужение расцвечивается совсем новыми красками: приходя в храм на Яркой седмице, в то время, когда ежедневно совершается литургия, осознаёшь, чего мы лишены постом и что нам приносит Пасха.

Итак, в посту правилами свв. Отцов, правилами Мировых соборов не разрещаеться совершение полной литургии в будничные дни. Еще в IV в. 49-м правилом Лаодикийского собора постановлено “не выполнять полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, не считая воскресений и суббот.” В будние дни Великого поста совершается то, что мы с вами именуем литургией Преждеосвященных Даров. Первые упоминания об данной литургии относятся к концу VI – началу VII в. Имеется основания вычислять, что она появилась (очевидно, не в теперешнем собственном виде) в Антиохии в конце V – начале VI в. А в середине VI в. была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенной Церкви.

Для благодарственных молитв, читаемых по окончании Преждеосвященной, назначается кондак и тропарь свт. Григорию Двоеслову, Папе (VI в.). на данный момент в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана конкретно с его именем; свт. Григорий поминается на отпусте данной литургии. Непременно, но не есть автором литургии Преждеосвященных Даров; но именно он ввел ее совершение в Римской Церкви (на данный момент римо-католики совершают Преждеосвященную лишь раз в год – в Великую Пятницу). Свт. Григорий упорядочил данный чин, быть может, что-то добавив (что именно – неизвестно). Исходя из этого не напрасно именно он вспоминается на данной литургии.

Мало о Григории Двоеслове. Двоесловом (от греч. dialogoV) его именуют как автора диалогов о жизни италийских отцев. Диалог – это разговор по крайней мере двоих, исходя из этого он и именуется Двоесловом. Он был папом и трудился, разумеется, над упорядочением церковных распевов. Как с именем Иоанна Дамаскина в Восточной Церкви связывается совокупность осмогласия, так на Западе с именем Григория Двоеслова связан известнейший григорианский распев. Конечно же, не он один сочинил все монументы этого пласта музыкальной культуры, но самая культура связана с его именем, с его временем, с его трудами. Нужно заявить, что григорианский распев весьма выделяется из всей западной музыкальной культуры. Он неординарно красив, и услышав его, нельзя не ощутить его глубинное единство с унисонным пением Восточной Церкви.

Григорий Двоеслов был канонизован достаточно поздно, и в отечественном Типиконе он по большому счету не упоминается, но в Четьих-Минеях под 12 марта имеется его житие, и оно излагается первым, а святой, соответствующий этому числу в Типиконе, упоминается вторым. 12 марта – сутки преставления Григория Двоеслова, и в Минее имеется ему работа. на данный момент сложилась совсем неповторимая обстановка: в сутки памяти Григория Двоеслова не совершается Преждеосвященная литургия. В Соловецком календаре указана Преждеосвященная для этого дня, но в Москве, в тех приходах, где доводилось посещать, Преждеосвященная в данный сутки не совершалась. Такова отечественная церковная реальность. Но в случае, если для церковного народа данный вопрос поднимется, то он может подняться и для священноначалия и как-то разрешиться. На Афоне непременно проходят службу в данный сутки Преждеосвященную, причем, в случае, если память свт. Григория выпадает на субботу либо воскресенье, то его работа переносится на один из будничных дней для Преждеосвященной.

Трулльский собор своим 52-м правилом формулирует порядок совершения Преждеосвященной литургии в дни Великого поста уже в противном случае. В том месте говорится так: “Во все дни святой Четыредесятницы, не считая недель и суббот, и святого дня Благовещения (ранее кроме того на Благовещение, выпавшее на будний сутки, помогали литургию Преждеосвященных даров), святая литургия да бывает не другая, как Преждеосвященных Даров.” Это указывает, что в будние дни Великого поста возможно выполнять лишь литургию неполную, лишь Преждеосвященных Даров, а в выходные – литургию полную. Появляется противопоставление полной литургии и неполной. Мы слишком мало остро ощущаем иногда отличие между литургией полной (к примеру, Иоанна Златоуста) и литургией неполной, Преждеосвященной, поскольку мы можем прийти исповедоваться и причаститься и в том и другом случае. Нужно не только разумом, но и всем существом ощутить отличие того, что совершается на одной и на другой литургии.

на данный момент имеются два чина полной литургии – Иоанна Златоуста и Василия Великого (литургия ап. Иакова в РФ совершается в весьма редких случаях и, думается, лишь в Петербургской Академии; в Греции же, наоборот, на память ап. Иакова ее помогают практически во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Основное, что связывает участников Церкви, это их общее дело – Божественная литургия (греческое слово leitourgia свидетельствует “общее дело”); на ней совершается таинство Евхаристии – приготовление, приношение, преложение вина и хлеба в Кровь и Тело Господню и причащение верующих Св. Дарами.

Преждеосвященная же литургия есть, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заблаговременно Святыми Дарами. Возможно предложить такое сравнение: к примеру, к больному человеку к себе приходит батюшка, дабы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже по окончании окончания работы, через какой-то временной отрезок. Тут нужно проявлять весьма громадную осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Так как в случае, если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; легко таинство выяснилось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это не запрещаеться Уставом.

По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в пятницу и среду, а в другие дни – при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (данный остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре впредь до ее закрытия), и это принципиально важно знать, в силу того, что мы с вами принимаем Преждеосвященную в пятницу и среду как что-то особое, что-то из последовательности вон выходящее, а в действительности в любой будний сутки св. Четыредесятницы вероятна литургия Преждеосвященных Даров. Она и совершается в такие дни в определенных случаях, о которых обращение в первых рядах. И потому необходимо Преждеосвященную чувствовать как что-то обычное для будничного дня, а вот полная литургия в будний сутки может совершаться постом лишь в сутки Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушет поста как воздержания от ежедневной полной литургии. Тут я отсылаю вас к труду о. Александра Шмемана “Великий пост,” в котором он ярко и светло говорит о двух значениях причащения в жизни человека и о двух значениях поста.

Итак, полная литургия в посту совершается лишь в неделю и субботу, и на праздник Благовещения, на какой бы сутки седмицы он ни пришелся. В пяток и среду каждой седмицы Великого поста, а также в четверг пятой седмицы, в сутки Обретения главы Иоанна Предтечи, в сутки Сорока мучеников Севастийских и храмового святого, если они будут в понедельник, вторник либо четверг – в эти дни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров совершается кроме этого в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице.

Совершение Преждеосвященной в дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников дает нам пример (а Типикон – это и имеется книга образцов) для полиелейной работы вторым святым, новым, либо вторым празднованиям. Так, к примеру, в некоторых храмах назначают Преждеосвященную в сутки Державной иконы Богоматери, и по большому счету назначение дополнительной Преждеосвященной литургии – вещь вероятная, не противоречащая Уставу. У нас это делается неуверено, с опаской и редко, и это верно: в церковной судьбе нужно быть осмотрительным. Но все-таки история говорит о том, что во все пять будничных дней возможно выполнять Преждеосвященную литургию, а не только в среду и в пятницу.

Перейдем к более конкретному рассмотрению последования Преждеосвященной литургии. Для этого нужно начать с того богослужения, которое ей предшествует, а тут имеется трудность: у нас на приходах вечерня служится с утра, а утреня, в большинстве случаев, вечером. Мы же стараемся в первую очередь сказать об Уставе, а уже позже о его нарушениях. Заберём для примера пяток (пятницу); в данный сутки нужно выполнять литургию Преждеосвященных Даров. Какие конкретно работы ей предшествуют?

На приходах в четверг утром совершался чин изобразительных и вечерня. Эта вечерня уже относится к пятнице, и по Уставу она обязана совершаться не смотря на то, что и не вечером, но все же где-то в середине дня. Но мы не можем в середине дня собраться в храм, исходя из этого она у нас совершается утром. Так что богослужебный сутки пятка начался уже давно: в четверг утром мы совершили изобразительны и вечерню, и эта вечерня уже относится к пятнице. После этого по церковному кругу направляться повечерие, которое весьма редко совершается на приходах. В некоторых храмах в четверг вечером помогают великое повечерие, утреню (очевидно, великопостную) и первый час, а в некоторых лишь первый час и утреню. По мысли Устава, утреня должна быть с утра, и между утреней и повечерием, само собой разумеется, должна быть полунощница, но на приходах все это редуцируется. Утреня пятка, конечно же, должна быть утром, но в большинстве храмов мы присутствуем на ней вечером. И, наконец, фактически пятница, в то время, когда утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных и вечерня, на которой служится литургия Преждеосвященных Даров.

Налицо особенный порядок работ, примечательный тем, что совершается чин изобразительных. Данный чин совершается в двух случаях: в то время, когда литургии в данный сутки нет по большому счету и в то время, когда литургия служится на вечерне либо по окончании вечерни. Разглядим первый случай, в то время, когда литургии нет. Ее может не быть по двум обстоятельствам: по потребности церковной, в то время, когда нет вина и хлеба (к примеру, в обители прп. Сергия были такие случаи) либо нет священника, и в то время, когда литургии не положено по Уставу. К примеру, в наши дни в Великом посту в понедельник, вторник и четверток литургия не совершается, и тогда совершается чин изобразительных, что как бы изображает литургию (из этого его наименование). Начальная его часть содержит привычные всем песнопения: Благослови, душе моя, Господа, Хвали, душе моя. Господа, Во Царствии (великопостные изобразительны начинаются сходу с Во Царствии Твоем).

Во втором случае чин изобразительных совершается, в то время, когда литургия назначена на вечерне. Нужно заявить, что Устав – это знание синтетическое, а не аналитическое. В действительности, про Устав запрещено слова сообщить без знания всего контекста этого слова. Исходя из этого в то время, когда мы в начале курса говорим о работах церковного дня, то нам необходимо знать очень многое из того, о чем мы будем говорить в конце курса. Мы весь год говорим о различном, но говорим как бы об одном. Наиболее значимый вопрос – это соединение служб и Евхаристии церковного дня. И еще один вопрос, что крайне важен в курсе Устава – это особенности положения вечерни среди работ дневного круга. Вечерня занимает совсем особенное место, она стоит на границе двух дней. Само наименование вечерни связано с вечером, с уходом астрономического дня; ее богослужебная тема – ожидание Мессии, а вершина работы – новозаветный текст “Сейчас отпущаеши раба Твоего, Владыко…” тот, что был сказан в момент встречи Ветхого и Нового Завета, в то время, когда чаяние Израиля исполнилось, пришел ветхозаветный праведник и Спаситель мира Его определил. Сама эта тема, непременно, связана с закатом: закат дня, закат солнца, закат старого мира, выполнение Ветхого Завета. Вся работа имеет как бы завершающий, уходящий темперамент; она возможно весьма торжественной, но, если сравнивать с утреней, она имеет второй оттенок – что-то кончается, что-то завершается, уходит. И она, непременно, связана с днем уходящим, не смотря на то, что по Уставу вечерня и начинает новый богослужебный сутки. Мы говорим, что воскресное богослужение начинается в субботу вечером, богослужение четверга начинается в среду на вечерне. И вечерня оказывается на границе двух дней: она завершает уходящий и начинает новый богослужебный сутки.

Школьная литургика дробит вечерню так: до Сподоби, Господи вечерня относится к уходящему дню, а по окончании Сподоби, Господи – к наступающему. Это и верно, и неправильно, в силу того, что до Сподоби Господи уже пели стихиры на Господи, воззвах, каковые говорят о теме наступающего дня. И одновременно с этим по окончании Сподоби Господи тема вечера, тема ухода дня не исчезает, она остается. Но все же такое деление оправдано: как мы не забываем, в прощеное воскресенье на вечерне именно на Сподоби, Господи происходит перелом – переход от непостного богослужения к постному. И дело не в том, дабы вечерню разрезать, как батон хлеба, на две части, а в том, дабы ощутить в нее это натяжение, напряжение связи двух дней. В вечер великого праздника (к примеру, первого дня Пасхи) возглашается великий прокимен: “Кто всевышний велий, яко Всевышний отечественный…” Великий прокимен возглашается не для Яркого понедельника, а для уходящего первого дня Пасхи, не смотря на то, что формально эта вечерня начинает следующий сутки; в это же время, что-то связывает ее и с днем уходящим.

Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и по большому счету совершение литургии на вечерне яснее всего говорит о том, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, в силу того, что вечерня завершает уходящий сутки. По окончании вечерни литургия совершается в особенные дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в Крещенский сочельники и Рождественский. Кроме этого в случае, если Благовещение попадет на будний сутки Четыредесятницы, то полная литургия также совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия постоянно совершается на вечерни. Это что может значить?

Реально мы с вами ощущаем, что работа чуть дольше, чем легко полная литургия. В действительности мы бы должны это ощущать острее и посильнее, в силу того, что вечерня в эти дни обязана совершаться пополудни (в 3-4 часа дня). И исходя из этого весь день мы с вами пребываем в совершенном посте – так как дабы принимать участие в Евхаристии, нужно ничего не есть (на литургическом языке это именуется идеальным постом, в отличие от поста аскетического, в то время, когда запрещено имеется определенных видов пищи). В 3-4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; так причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне – это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, каковые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании Причастия и литургии Св. Тайн. Эти дни несут на себе совсем особенную печать, и мы с вами, не смотря на то, что и не постимся до вечера, должны это знать. на данный момент во многих Православных Церквах в государствах Запада Преждеосвященную литургию совершают конкретно вечером, как того и требует Устав. Нужно подметить, что в этом случае на работу смогут прийти те, кто трудятся днем. Так как человек, трудящийся пять дней в неделю, иногда может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за целый Пост. Священный Синод Столичной Патриархии в 1968 г. вынес следующее определение:

Благословить в храмах Столичного Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров в том месте, где правящий архиерей сочтет это нужным.

При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от пития и принятия пищи должно быть не меньше шести часов; но воздержание перед причащением с полуночи от начала данных дней очень похвально, и его смогут держаться имеющие физическую крепость.

Итак, утреня, первый час, третий, шестой и девятый час, изобразительны, вечерня, и на вечерне – литургия Преждеосвященных Даров. Она начинается литургийным возгласом Благословенно Царство… но ответ мы слышим непривычный: отвечает Аминь лишь один чтец, и сразу же Приидите, поклонимся… и читается 103-й предначинательный псалом. По какой причине? В силу того, что это вечерня, за которой мы причастимся заблаговременно освященными Святыми Дарами. На протяжении псалма 103-и чтения священник просматривает на солее перед Царскими вратами светильничные молитвы, но не все, а лишь 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю (первые три будут читаться на вечерне в других местах, они не исчезают, а лишь переносятся). Откуда такое наименование – светильничные? Дело в том, что вечерня имеет еще одно, более редкое наименование – “светильничное”: это богослужение, на котором зажигают светильники, поскольку уже вечер, темнеет. Введем нумерацию.

1) Благослови, Владыко – Благословенно Царство…

2) Аминь – Приидите, поклонимся… 103-й псалом, светильничные молитвы.

3) Великая (либо мирная) ектенья. Она в любой момент первая в работе.

4) 18-я кафизма (не считая 5-й седмицы поста; на 5-й седмице поста второй порядок чтения Псалтири). Кафизма – это греческое слово, означающее “седален.” В большинстве случаев считается, что на протяжении чтения кафизм разрешается сидеть. В конечном итоге сидеть надеется на протяжении пения седальнов и назидательных чтений, следующих за кафизмами. Но, потому, что никаких чтений в отечественном приходском богослужении в далеком прошлом нет, для отдыха возможно присесть и на протяжении чтения псалмов. Но на протяжении чтения 18-й кафизмы на литургии Преждеосвященных Даров сидеть совершено неуместно, и более того: на третьем антифоне данной кафизмы уместно подняться на колени. По какой причине? В силу того, что сейчас в алтаре просходят очень важные священнодействия, сопровождаемые земными поклонами священников, и Служебник говорит о “благоговении мнозе,” т.е. все эти действия священник обязан выполнять с величайшим благоговением. Что же конкретно?

На данной литургии мы причастимся от того Агнца, что был освящен в ближайший воскресный сутки на Божественной литургии Василия Великого (в то время, когда заготавливают не одного Агнца, а три либо четыре, в зависимости от того, сколько Преждеосвященных будет на данной седмице). Святая Кровь не оставляется от полной литургии, но сам Агнец напояется Кровью Господней, она в нем уже присутствует. На Преждеосвященной литургии в Чашу кладется Агнец, и наливается легко вино, которое не претворяется в Кровь Господню, никакие соответствующие молитвы не читаются. Кровью Господней напоен сам Агнец заблаговременно на полной литургии. На Преждеосвященной литургии не причащают мелких детей, каковые еще не смогут проглотить жёсткую частицу.

На протяжении чтения 18-й кафизмы происходят следующие священнодействия с заблаговременно освященным Агнцем. На протяжении первого антифона, либо первой Славы священник вынимает Агнца из дарохранительницы и полагает на дискосе. На протяжении второго антифона совершается крестообразное каждение Престола. На протяжении третьего антифона совершается перенесение дискоса с Агнцем с Престола на алтарь. По окончании каждого антифона глаголется малая ектения. И вот на протяжении этих трех ектений священник просматривает три светильничные молитвы, каковые не читались на протяжении предначинательного псалма. Сидеть на протяжении чтения 18-й кафизмы легко запрещено, а на третьем антифоне лучше положить земной поклон.

5) Господи, воззвах со стихами. В Великий пост кроме того на приходах, в большинстве случаев, абсолютно выпеваются все стихи и поются стихиры на 10. Устав весьма связан с математикой; в том месте все время приходится что-то вычислять, и все эти числа что-нибудь да означают, они не случайны. Все числа в церковном Уставе являются носителями, хранителями смысла. К примеру, 10 стихир поются весьма редко: в воскресный сутки и на Преждеосвященной; кроме того на двунадесятые праздничные дни поется не 10 стихир, а 8. 10 стихир на Господи, воззвах вносят в богослужение громадную торжественность. Богослужение Великого поста соединяет, казалось бы, несоединимое: с одной стороны, оно робко, не пышно, не весьма нарядно (нет литии, полиелея, выхода священников); его красота вторая, скромная и пронзительная, и одновременно с этим оно страно празднично, в нем присутствуют элементы самых праздничных работ. К примеру, чтение молитвы Спаси, Боже… на утрени, либо 10 стихир на Преждеосвященной. Это подробности не просто обременительные, увеличивающие работу, а весьма праздничные, и это нужно мочь ощутить. В окончание этого цикла стихир, – на Славу, и сейчас поется Богородичен, и совершается вход с кадилом, а время от времени с Евангелием, в случае, если на данной Преждеосвященной будет читаться Евангелие.

6) Совершается вход, и поется Свете негромкий скромным великопостным распевом.

7) Прокимен Триоди, паримия Триоди, прокимен Триоди второй, и по окончании него совершается особое воздействие, не имеющее никаких аналогов и параллелей в богослужениях вторых дней. Описывается оно в Типиконе так: “И возглашает диакон: “Повелите.” Священник же, взем обема рукама кадильницу (кадило) и свещник со свещею (подсвечник с зажженной свечой), стоит пред Святою Трапезою (перед Престолом), напрасно к востоком, и, назнаменуя крест, глаголет: “Премудрость, забудь обиду” (находитесь прямо, момент очень важный). Таже, обратясь на запад (в тот же миг же повернувшись к западу, т.е. к народу) глаголет: “Свет Христов просвещает всех.” Сейчас все кладут земной поклон, и после этого читается вторая паримия Триоди. Эти паримии в любой момент из одних и тех же книг, не считая Страстной седмицы. Первая паримия читается из книги Бытия, и вторая – из книги Притчей Соломоновых.

8) Возглас: “Премудрость.” И весьма известная часть Преждеосвященной – Да исправится. Что это такое? Мы привыкли видеть в большинстве храмов, как три певца выходят с клироса, поднимаются перед амвоном и поют “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…” а хор отвечает. После этого трио поет “Положи, Господи, хранение устом моим…” хор опять отвечает: Да исправится. И без того пять раз. Трио поет четыре различных стиха, а хор на любой стих отвечает Да исправится… а позже трио поет Да исправится… до середины, и хор допевает финиш. Эта часть Преждеосвященной работы обставлена весьма пышно, все ее так обожают, и ожидают, и стараются прекраснее выполнить, но за данной красотой для нас ускользает фактически значение песнопения. Что это? Это прокимен, и притом прокимен великий, поскольку он повторяется пять раз. И вот тут прокимен исполняется конкретно так, как он должен в любой момент быть выполнен по Уставу: чтец обязан выйти, пропеть его, и позже повторяет хор. Прокимен чтец в любой момент обязан пропевать, но у нас его ни при каких обстоятельствах не пропевают, а просто возглашают, а вот в пост намерено готовят и поют,

9) По окончании великого прокимна молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами. По большому счету на Преждеосвященной молитва Ефрема Сирина читается лишь с тремя поклонами, ни разу не кладется 16 поклонов. И по окончании данной молитвы допустимо возглашение прокимна, чтение Апостола, возглашение Аллилуйя и чтение Евангелия. Это не редкость при полиелейном святом, т.е. на Сорок мучеников, Обретение главы и храмовом святом. И в эти дни будет вход не с кадилом, а с Евангелием. А на Страстной сейчас читается лишь только Евангелие (Апостол не читается), и вход совершается также с Евангелием.

10) Ектенья сугубая, позже ектенья об оглашенных. Со среды Крестопоклонной, т.е. ровно с середины поста добавляется ектения о тех, кто будет креститься на эту Пасху , их именуют “елицы ко просвещению.” В любых ситуациях затем – две ектеньи о верных, совершенно верно такие, как на полной литургии перед Херувимской (но священнические молитвы другие).

11) Вход, на протяжении которого поется песнопение: “Сейчас Силы небесные с нами невидимо помогают. Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная идеальна дориносится.” С этим моментом связана некая сложность. Данный вход по видимости похож на тот великий вход, что совершается на полной литургии, в то время, когда поется Херувимская песнь. В действительности тут имеется принципиальная отличие: на полной литургии с алтаря на престол переносятся еще не преложенные вино и хлеб, лишь только заготовленные для совершения таинства, а на Преждеосвященной литургии переносится уже Агнец – хлеб, что преложился в Тело Христово. Так и поется: “Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная идеальна дориносится,” в силу того, что входит Царь славы, и Жертва тайная уже совершена – “идеальна дориносится.” Дориносится, в силу того, что ее окружает невидимое небесное воинство, безобидные чины, как солдаты с копьями (греч. doru). И без того сообщено в Уставе: “Егда Божественная проносятся Тайны, вси людие поклонение богоподобное, и певцы ниц падше Христу Всевышнему в Тайнах Сущему творят: понеже совсем предосвященны сущность,” потому, что это уже освященные Подарки.

Нужно заявить, что постоянное присутствие на Престоле уже преложенных Св. Даров, Агнца, накладывает совсем особый отпечаток на богослужение Великого поста. Не обращая внимания на то, что великопостаная работа в любой момент весьма строгая, весьма скромная, довольно много поклонов, все время покаянные молитвы, довольно много Священного Писания, эта работа во все будние дни совершается в присутствии на престоле Св. Даров, в которых невидимо присутствует Сам Христос Всевышний. И это присутствие без сомнений придает богослужению особенную торжественность.

12) Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

13) Просительная ектенья. На полной литургии должен быть Евхаристический канон, а тут его нет, исходя из этого сходу направляться возглас: “Преждеосвященная Святая святым” и хор поет: “Един Свят…”

14) Отче отечественный, по окончании чего поется причастный стих, в любой момент одинаковый для литургии Преждеосвященных Даров: “Вкусите и видите, яко благ Господь…”

15) Причащение священников в алтаре, с закрытой завесой.

16) Причащение мирян. Выносят Чашу и, как в любой момент, говорят: “Испуганно Божиим…”… а хор отвечает не то, что в большинстве случаев, он отвечает стихом из 33 псалма: “Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.” А дальше все весьма похоже на чин полной литургии, лишь два-три текста заменяются.

Священник: “Спаси, Боже…” – простой возглас, а хор поет: “Хлеб небесный, Чашу судьбы вкусите и видите, яко благ Господь.” Позже, как на полной литургии, священник про себя: “Благословен Всевышний отечественный,” а вслух: “В любой момент, сейчас и присно…” и осеняет всех Чашей, а хор поет: “Аминь” и “Да исполнятся уста отечественная…” направляться ектения и “С миром изыдем,” но заамвонная молитва читается не простая, а намерено составленная для Преждеосвященной литургии, в которой испрашивается помощь Божия чтобы “сокрушить главы невидимых змиев,” дабы явиться нам в посту победителями греха.

17) “Буди имя Господне…” Слава, и сейчас, и псалом 33-й. Данный псалом мы имеем счастье слышать лишь на литургии Преждеосвященных Даров, а он должен быть на каждой полной литургии. Данный красивый и таковой необходимый текст нетрудно спеть, но почему-то его постоянно опускают.

18) “Благословение Господне на вас…” “Аминь” и простое окончание литургии – “Слава Тебе, Христе Боже отечественный…” и отпуст.

Отпуст требует особенного внимания: на Преждеосвященной поминаются святые двух дней. Это необходимо твердо знать всем – и тем, кто собственными устами, возможно, когда-нибудь сподобится данный отпуст произносить, и тем, кто его слышит, дабы знать, что вечерня вправду относится к двум дням. Святые каких двух дней поминаются? Дня, что уже прошел, что уже кончился, и дня, что наступил. В пятницу на отпусте Преждеосвященной поминают святых, память которых выпала на пятницу, и тех, чья память приходится на субботу, поскольку вечерня в пяток вечера соединяет эти два дня, стоит на их границе.

Итак, самая основная строгость поста – это отсутствие ежедневной полной литургии. Полная литургия совершается в семь дней Великого поста, это литургия Василия Великого. Все случаи, в то время, когда совершается литургия Василия Великого, легко запомнить: она совершается всего 10 раз в году: 5 недель Великого поста (5 воскресений), Крещенский сочельник и Рождественский (не считая совпадений их с воскресеньем и субботой: в случае, если сочельник попадет на субботу либо воскресенье, то литургия Василия Великого переносится на самый сутки праздника), Великая Суббота и Великий Четверг. А десятый сутки весьма простой – память самого Василия Великого, Обрезание Господне.

Полная литургия совершается в субботу, в силу того, что суббота – сутки не постный: не постный по устроению работы, не строго постный по еде – возможно вкушать елей – и не постный по самому значению этого дня, о чем мы будем говорить потом. В субботы Великого поста совершается литургия Иоанна Златоуста.

Дни совершения Преждеосвященной мы с вами назвали те, каковые приняты в нынешней редакции Устава. Но не забывайте, что все будние дни Великого поста – это обычное, законное место для Преждеосвященной, она вероятна в любой будний сутки Великого поста.

В случае, если Благовещение Пресвятой Богородицы попадет на будний сутки либо на субботу, то совершается литургия Иоанна Златоуста.

Вербное воскресенье уже нельзя назвать семь дней Великого поста, это уже не Великий пост, как и суббота Лазарева, это уже совсем особенное время. Великий пост кончается в пяток ваий, в пяток перед Лазаревой субботой.

Великий пост 2018. Литургия в Сретенском монастыре (mp3). Молитва


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: