10 не сильный. 100-летие со дня рождения А. Н. Толстого.
11 марта. Встреча сов. писателей с представителями дет. лит-ры соц. государств на тему “Детская и юношеская лит-ра социализма в борьбе за дело мира” (М.).
7—9 июня. Сов.-итальян. диалог на тему “Автор Сейчас” (Киш.).
20—27 июня. Дни лит-направляться и иск-ва Груз. ССР в РСФСР.
Авг.—дек. Дискуссия “Современна ли современная литература?” (в “Лит. газете”), 7—14 сент. 9-й Междунар. съезд славистов (Киев).
26 сент.—4 окт. 7-я конференция писателей государств Азии в Африки (Таш.).
5—6 окт. Заседание на тему “Жизнь совр. села и задачи писателей в свете ответов ЦК КПСС о Продуктовой программе СССР” (Душ.).
14—16 нояб. Творч. дискуссия сов. и итальянских писателей на тему “практика литература: и Современная теория” (М.).
28 вояб.—б дек. 6-я Междунар. встреча переводчиков сов. лит-ры (М.).
22 дек. Пленум СП СССР на тему “Литературно-критическая работа изданий в свете ответов июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС”.
В течение года публикуются: романы В. Бубниса “Приглашение”, Ю. Мушкетика “Войди в дом собственный”, С. Рагамова “Доброта”, С. В. Сартакова “Вечная песнь — колыбельная”, О. Чхеидзе “Лабиринты ущелья”, Ю. С. Семенова “Приказано выжить”, В. А. Каверина “Наука расставания”, В. Коротича “Лицо неприязни”, С. А. Дангулова “Царёва почта”,, А. Б. Чаковского “Неоконченный портрет” (кн. 1), Д. М. Балашова “Симеон Гордый”, К. Яшена “Хамза” (кн. 2), К. Кулиева “Махтумкули”; повести В. Быкова “Символ беды”, А. А. Крона “Капитан дальнего плавания”) Г. В. Семенова “Муниципальный пейзаж”, П. Куусберга “Леопольд, Ягун и я”. М. Ибрагимбекова “История с успешным финишем”; пьеса А. Н. Арбузова “Победительница”; циклы
==406 СОВЕ — СОВР
стихов Ем.Букова “На меридианах” и И. Драча “Из „Американской тетради”, роман в стихах А, В. Софронова “В глубь времени”, цикл стихов Р. Гамзатова “Свет Отчизны”. Втечениегодавышликниги: Проскурин П., Тёмные птицы (повести); Иванов А., Скорбь полей (повести); Грибачев Н., Выбор века (очерки, статьи, репортажи); Рождественский Р., Это время (стихи); Ахмадулина Б., Тайна (стихи); Шестинский О., Полемика (стихи); Чиботару М., Мужество (роман); Бубнис В., Приглашение (роман); Чиладзе Т., Повести; Мустафин Я., Мост (повесть); Матевосян Г., Деревья (повести, рассказы); Туулик Юр., Помещение оленьего рога (сб. прозы); Н. Хазри, Море со мной (стихи); X. Байрамукова, Одержимость (стихи); История рус. лит-ры. В 4-х тт. (т. 4); Современная советская литература. 70-е годы. (Проблемы).
Гос. пр. СССР удостоены: Ч. Айтматов (роман “Буранный полустанок” /
“СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”, ежемес. издание. Орган СП СССР. Выходит с 1946 в Москве на англ., исп., нем., польск. и франц. языках. Знакомит заруб. читателей с новыми произв. многонац. сов. лит-ры. Гл. ред.— С. А. Даигулов (с 1968).
“Советская республика”, центр, изд-во РСФСР. Создано в Москве в 1957. Производит массово-политич., научно-популярную, худож.-документальную, худож. и детскую лит-ру, изобразит, материалы; книги рус. авторов различных областей и краёв РСФСР, и переводы на рус. яз. произв. писателей независимых республик РСФСР; неск. изданий.
? ?зд-во “Советская республика”, М., 1962. В. А. Калашников.
“Коммунистический Автор”, изд-во СП СССР. Создано в 1934 в Москве. Производит книги как рус. сов. писателей, так и писателей всех других республик Сов. Альянса в переводе на рус. яз. Издает Громадную и Малую серии ^Библиотеки поэтам, осн. М. Неприятным. Имеется Ленингр. отделение изд-ва. С 1957 во главе изд-ва как руководящий его орган стоит правление, утверждаемое секретариатом СП. В составе изд-ва трудятся редакции: рус. прозы, рус. поэзии, прозы народов СССР, поэзии народов СССР, литературоведения и критики.
“СОВРЕМЕННИК”. 1) В 1836 рус. “литературный издание, издаваемый Александром Пушкиным” (кн. 1—4), в 1837— приятелями Пушкина в пользу его семьи, в 1838—46— П. А. Плетневым. Выходил в Санкт-Петербурге раз в три месяца. Базу пушкинского “С.” составляли произв. Пушкина (в 1836—“Скупой рыцарь”, “Капитанская дочка”·, “Путешествие в Арзрум” и др.; в 1837—“Бронзовый наездник”, “Русалка”, “Арап Петра Великого”, “История села Горюхина” и др.), Н. В. Гоголя (“Шнобель”, “Коляска”), М. Ю. Лермонтова (“Бородино”), стихи В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Д. В. Давыдова, А. В. Кольцова, П. П. Ершова, записки Н. А. Дуровой, А. И. Тургенева. Критика (статьи Пушкина, Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского) высказывала худож. -эстетич. взоры пушкинского круга. При Плетневе “С.” превратился в издание без направления и понемногу угасал. С 1847 издание перешло к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.
2) Рус. ежемес. издание; изд. в 1847—66 в Санкт-Петербурге Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым. Управление Некрасова, к-рый опубл. в “С.” довольно много и собственных произв., определяло прогрес., демократич. направление издания; вместе с тем история “С.” делится на неск. периодов, значительно поменявших его вид. В 1847—48 ведущую роль в “С.” игрался В. Г. Белинский, статьи к-рого пропагандировали демократич. идеи, реализм, творчество писателей натуральной школы. Печатались А. И. Герцен (“Сорока-воровка” и др.; в виде приложения к “С.” вышел роман “Кто виноват?”), И. С. Тургенев (начало “Записок охотника”), И. А. 1ончаров (“Обычная история”), Д. В. Григорович, Н. П. Огарев, В. П. Боткин,
П. В. Анненков. Смерть Белинского (1848) и эмиграция Герцена (1847), политич. реакция 1848—55 сказались на “С.”, особенно на его критич. отделе (“эстетическая критика”, А. В. Дружинина), но и в эти годы издание отстаивал “гоголевское направление” в лит-ре. Среди авторов — Л. Н. Толстой (“Детство”, “Набег”, “Отрочество”), Тургенев (“Муму” и др.), Ф. И. Тютчев, A.A. Фет, А. К. Толстой, Я. П. Полонский. Печатались фельетоны Панаева, статьи Т. Н. Грановского, переводы произв. Жорж Санд, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Г. Филдинга и др.
С сер. 50-х гг., в условиях обществ, подъема, центр. место в “С.” заняла революц.-демократич. публицистика и критика. В состав редакции вошли Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский; “С.” опубл. все их осн. произведения. Несогласие с их политич. радикализмом и с т. н. “утилитаризмом” в вопросах эстетики привело к уходу из “С.” (в кон. 1858) группы писателей (Л. Толстой, Тургенев, Григорович), что сказалось на худож. уровне его прозы, но вместе с тем повысило Идейную однородность издания, превратившегося в гл. легальный орган рус. революц. демократии. Линию “С.” характеризуют последоват. демократизм в ответе крестьянского и др. обществ, вопросов и высказываемые в завуалированной форме идеи революции и крест.. социализма (напр., в статьях М. Л. Ми хайлова, Н. А. Серно-Соловьевича, Н. В. Шелгунова). Культивируемая “С.” “настоящая’критика” Добролюбова явилась новым этапом в развитии рус. критики, формой социально-публицистич. изучения судьбы. Сатирич, отдел “С.”—“Свисток” (в 1859— 1863) в пародиях и фельетонах высмеивал либерализм, “чистую поэзию”. Смерть Добролюбова (1861), арест Чернышевского (1862) и приостановка издания на 8 месяцев (с июня 1862) сильно ударили журнал . С янв. 1863 Некрасову удалось возобновить издание, но публицистики и уровень критики “С.” (М. А. Антонович, Г. 3. Елисеев) заметно понизился. В 60-х гг. были опубл. роман Чернышевского “Что делать?” (1863)— программное произв. “партии „Современника” в вопросах социального действия и этики; статьи и рассказы М. Е. Салтыкова-Щедрина (в 1863—64 в составе редакции), “Подлиповцы” Ф. М. Решетникова, повести Н. Г. Помяловского, В. А. Слепцова, очерки Г. И. Успенского. Полемика “С.” с консервативно-охранит., либеральной и “почвеннической” журналистикой, по последовательности вопросов с “Колоколом”, а позднее с “Русским словом”, во многом определяла идейную судьбу эры. Долгие цензурные преследования завершились закрытием издания. Его фактич. преемником явился журн. “ Отечественные записки”.
Изд.: “Свисток”. Изд. подготовили A.A. Жук и A.A. Демченко, М., 1981.
? ? ? г е н ь е в-М а к с и м о в В.. “Современник” в 40—50-х гг Л., 1934; его же, “Современник” при Добролюбове и Чернышевском, Л., 1936; Евге в ье в-М а к с и мов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы “Современника”, 1863—1866, Л., 1939; Козьм и н Б. П., Издание “Современник”—орган революц. демократии, М., 1957; Сикорский Н. М., “Современник”—издание революц. демократии 60-х гг., М., 1962; Рыскин Е. И., Издание А.^ С. Пушкина “Современник”, 1836—1837. Указатель содержания, М’., 1967; Б о град В., Издание “Современник”. 1847—1866. Указатель содержания, М.—Л., 1959.
Л. П. Толстяков (1), Н. М. Сикорский (2).
•“СОВРЕМЕННЫЙ МИР”, рус. лит., науч. и политич. ежемес. издание. Изд. в Санкт-Петербурге в 1906—18. Продолжил традиции журн. “Мир божий”·. Среди ред.— А. И. Богданович, Ф. Д. Батюшков. По окончании Революции 1905—07—орган меньшевиков, но в пору блока ленинцев с Г. В. меньшевиками и Плехановым-партийцами перед 1-й всемирный войной 1914— 1918 в “С. м.” издавались в. И. Ленин (под псевд. В. Ильин) и др. коммунисты. В лит. отделе— М. Неприятный, И. А. Бунин, А. И. Куприн, Н. Г. ГаринМихайловский, В. В. Вересаев, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт, Саша Тёмный, Д. Бедный, мн. начинающие писатели; печатались кроме этого произв. заруб, авторов.
СОГДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра согдийцев, предков совр. таджиков и узбеков (см. Таджикская литература, Узбекская литература). Сохранились монументы письменности 4—10 вв. на различных алфавитах арам. происхождения, найденные в 20 в. преим. в Синьцзяне, а также в Таджикистане. В громаднейшей мере сохраняют нормы лит. согдийского языка, каким он сложился в первые века до н. э., архив переписки частного характера (“Ветхие согдийские письма”, нач. 4 в.) и “Мугский архив” правителя Деваштича (8 в.). По языку близок к переписке лит.-худож. фрагмент (5—6 вв.), повествующий о борьбе Рустама с дэвами, что говорит о распространении в согдийской среде эпич. цикла о храбрец “Шахнаме”. Остальные фрагменты содержат тексты религ. характера — буддийские (более старый этап согдийской речи), сохранившиеся в более полном виде, и манихейские (см. Манихейская литература): притчи на сюжеты из “Калилы и Димны”, и вариант апокрифич. “Книги гигантов” (переработка “Книги Эноха”), отразившей др.-Иран. сюжеты.
• Гафуров Б. Г., Таджики. Старейшая, старая и ср.-век. история, М., 1972. И. С. Брагинский.
СОДЕРЖАНИЕ в литературе, см. содержание и Форма.
США ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа США. До появления европейцев в Сев. Америке у индейских племен сложились мифы, воен. и трудовые песни, эпич. историч. предания (у племени делаваров — “Уалам-олум”). Первые лит. произв. на англ. яз. показались в англ. колониях Сев. Америки в нач. 17 в.; центрами лит. судьбы были Новая Англия и Виргиния. Лит-ра Новой Англии носила религ.-морализаторский темперамент. Она проповедовала неукоснительное следование догматам пуританизма. С сер. 17 в. заявила о себе оппозиция пуританской теократии. На Юге зародилась светская лит-ра, к-рая обрисовывала щедрую природу этого края, быт плантаций, куда в отыскивании достатков устремлялись “джентльмены-авантюристы”. Черты нац. своеобразия формирующейся амер. лит-ры отчетливее выступили в творчестве революц. просветителей эры Войны за независимость 1775—83, деизма и сторонников рационализма. Б. Франклин пропагандировал совершенства “третьего сословия”. Манифестом бурж. народовластия явились труды Т. Пейна, революционера и философа, обосновывавшего порочность монархич. принципа власти и необходимость создания свободной республики в колониях. Создатель “Декларации независимости” Т. Джефферсон защищал “священные права людской природы”, к. числу к-рых относил жизнь, свободу, рвение к счастью. Взяла развитие массовая песня, и сатира, публицистика, к-рым свойственны черты революц. классицизма. Наибольшим его представителем был поэт Ф. Френо, испытавший влияние Великой франц. революции. В нек-рых его произв. ощутимы веяния предромантизма, в большей мере затронувшие прозу Ч. Брокдена Брауна. известный прозаиком-просветителем был X. Брекенридж, выступивший и как один из создателей амер. драматургии. В кон. 18 в. появляются первые произв. писателей-негров.
Процесс формирования нац. лит-ры США завершился в эру романтизма (1-я пол. 19 в.). Выступая против бурж. взаимоотношений, установившихся по окончании Войны за независимость, романтики трагически восприняли разлад между совершенствами амер. революции и практикой собственнич. мира. Они стремились осознать суть противоречий амер. истории, наложивших отпечаток на нац. темперамент американцев, отстаивали культурной самостоятельности и идеи духовной США. Наследуя социально-обличит. пафос просветителей, они противопоставили их рационализму чувство непредугадываемой и драматичной динамики судьбы, в к-рой видели
СОВР — СОЕД
==407
подспудную борьбу хорошего и злого начал, приобретавшую в их произведениях нравств., религ., иногда мистич. истолкование. В нек-рых собственных чертах (обостренное переживание драмы человека, столкнувшегося с трагич. действительностью, внимание к полуосознанным побуждениям личности и к глубинным духовным коллизиям) амер. романтизм предвосхитил идейные и нравств. искания лит-ры 20 в.
Ранний этап романтизма (1810—30-е гг.) отмечен господством сатирич. жанров и истории, романа. В “Истории Нью-Йорка” (1809) В. Ирвинга шутливый рассказ о событиях и людях колон, периода перемежается правильными зарисовками совр. нравов. Новеллы Ирвинга примечательны прозаизацией традиц. для романтич. лит-ры Европы мотивов, ощущением специфики психол. склада американца с его энергией и практицизмом, эмоцией стремительного темпа происходящих в амер. жизни изменений. Просветит, идеал “естественного человека” прославил в романах о Натти Бумпо (Зверобое, Кожаном Чулке) Дж. Ф. Купер: храбрец бежит от “цивилизации” в романтич. мир “фронтира”— отодвигающейся на Запад границы между почвами переселенцев из Европы и владениями индейских племен. Историч. роман Купера характеризуется реалистич. тенденциями.
В 1836 сложилась несколько “Юная Америка”, боровшаяся за нац. самобытность амер. лит-ры. Декларацией духовной самостоятельности США явились эссе Р. У. Эмерсона, литераторов кружка трансценденталистов и лидера-философов. Испытав действие фурьеризма, участники кружка в 1841 образовали колонию Брук-Фарм, где пробовали фактически воплотить правила разумной кооперации труда, духовного очищения и опрощения в близости с природой. Колония распалась в 1847, в то время, когда выявилась индивидуалистич. природа трансцендентализма, теоретически обоснованная в осн. работах Эмерсона. Высшим худож. достижением родных к трансцендентализму писателей стал лирико-публицистич. ежедневник Г. Д. Торо “Уолден, либо Жизнь в лесу”, проникнутый мыслью о нравств. долге личности и содержащий резкую критику бурж. взаимоотношений. Торо создал поэтич. картины амер. природы.
Для творчества писателей, выступивших на 2-м этапе (1840—50-е гг.) развития романтизма (Г. Мелвилл, Н. Хоторн), свойственны углубленные филос. и социальные искания. Растущее разочарование в духовных сокровищах и практич. морали бурж. Америки выразилось в поэтизации патриарх, жизни. Руссоистские идеи утверждались в повестях Мелвилла, обрисовывающих туземцев Полинезии. Поэт Г. У. Лонгфелло, к-рого кроме этого завлекал ушедший красочный мир индейцев, противопоставлял дисгармоничной цивилизации высокую гармонию природы. Драма одиночества творчески одаренной личности, ее отчаяние в бездуховном мире воротил раскрыты в новеллах и стихах Э. А. По. Точность социальных штрихов у По соединилась с гротескным (“фантастическим”) изображением духовного гнета над личностью, получающим аллегории и характер символа. Аналитич. изучение проявлений обществ, зла, насилия над свободой духовной судьбы, индивидуалистич. морали как характерной особенности американца образовывает романов и пафос новелл Хоторна, продемонстрировавшего провал пуританской этич. традиции. Сходные мотивы занимают центр, место в творчестве Мелвилла; его роман “Моби Дик, либо Белый кит” отмечен сложной филос. символикой, раскрывающей романтич. тему бунта личности против общества как тему вековечной и обреченной на поражение борьбы человека против собственного трагич. земного удела.
==408 СОЕД
Широкий размах перемещения за отмену рабовладения (аболиционизм) в 50-х гг. содействовал росту гражд. тенденций в лит-ре амер. романтизма и подготавливал землю для реалистич. направления. Событием обществ, жизни стал роман Гарриет Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”; созданная в книге картина рабовладельч. совокупности имела революц. суть. Заметный вклад в аболиционистскую литературу внесли кроме этого Торо, поэты Лонгфелло, Дж. Р. Лоуэлл, Дж. Г. Уитьер, О. У. Холмс и др.
Подъем демократич. настроений в стране незадолго до и во время Гражд. войны 1861—65 пробудил творч. силы народа, содействовал упрочнению реалистич. тенденций в лит-ре. В 1855 вышло 1-е изд. книги У. Уитмена “Листья травы”, чья поэзия сыграла огромную роль в радикальном обновлении и становлении реализма совокупности поэтич. изображения жизни и видения мира. Уитмен прославил повседневность, гор. и индустриальные контрасты, рядовых людей. Необычайная интенсивность лирич. переживаний сочеталась с реалистич. достоверностью созданного им панорамного образа Америки. Социальное развитие страны по окончании Гражд. войны позвало у Уитмена глубокую тревогу. Созданные и обоснованные Уитменом поэтика свободного стиха и правила поэтич. реализма повлияли на мировую поэзию 20 в.
Последняя треть 19 в.— время стремительного развития реализма в прозе. Его становлению содействовали писатели, правдиво воссоздавшие быт и психол. склад людей различных штатов (Бичер-Стоу, Ф. Брет Гарт и др.). “Областническая” лит-ра показывала несоответствия судьбы, но не поднималась до широких социальных обобщений. Теоретич. программу реализма пробовал создать У. Д. Хоуэлс, вычислявший, но, что в Соединенных Штатах нет земли для важной социальной критики. “Ласковый реализм” Хоуэлса в будущем претерпел трансформации; нек-рые его романы, созданные под влиянием Л. Н. Толстого, отмечены значит, обществ. содержанием. Реализм прокладывал себе путь в борьбе с апологетич. лит-рой и с эстетскими концепциями бостонской группы “браминов”, призывавшей избегать в иск-ве “низменного” (т. н. традиция благопристойности). Эстетизм отличал и позицию Г. Джеймса, к-рый эмигрировал в Англию, полагая, что пошлый практицизм амер. жизни унижает живописца. Узкий мастер психол. прозы, многому обучившийся у И. С. Тургенева, он продемонстрировал антигуманность бурж. прогресса и писал о конфликте творч. личности с равнодушным к иск-ву миром.
Вершина амер. реализма 19 в.— творчество Марка Твена, к-рый в итоге сложной эволюции пришел к развенчанию коренных правил бурж. обществ, устройства. Марк Твен изобразил амер. реальность собственного времени во всем многообразии, уловив характерные черты миропонимания, свойственного различным слоям американцев. Его творч. диапазон был подлинно широк: от газетного юмора до филос. многозначности, от гротескной юморески до историч. романа-эпопеи. Создатель романа “Приключения Гекльберри Финна”, Марк Твен заложил одну из осн. традиций амер. прозы 20 в., устремленной к худож. изучению будничной судьбе провинции в ее драматизме и своеобразии. Переходное явление от 19 к 20 вв.— творчество мастера юмористич. новеллы О. Генри, и писателей-реалистов Эдит Уортон и Уиллы Кэсер. В 90-х гг. заявил о себе амер. натурализм. Избеясав крайностей “социального дарвинизма”, натурализм в Соединенных Штатах содействовал усилению обличит, начала. X. Гарленд и Ф. Норрис стремились неприкрыто изображать классовые конфликты и социальные противоречия эры развитого капитализма. С. Крейн показывал трагизм судьбы отверженных громадного города. В повести “Алый символ доблести” он создал правдивую и ожесточённую картину Гражд. войны, о к-рой без романтич. прикрас писал кроме этого А. Бирс, чье творчество стало вехой в развитии сатиры. поэзия и Драматургия в кон. 19 в. переживали застой; только
романтич. лирика оставшейся при жизни малоизвестной Эмили Дикинсон, отмеченная масштабностью символики и остротой переживаний, была значит, худож. явлением. Заметны успехи негритян. лит-ры этого времени.
Вступление США в эру империализма отозвалось в лит-ре новым усилением социальной критики. Несколько
Идейно-эстетич. размежевание усилилось в лит-ре под действием Окт. революции в РФ и демократич. перемещения межвоен. лет. Писатели, выступившие по окончании 1-й всемирный войны 1914—18 (-“потерянное поколением), выразили неверие молодежи в совершенства “разумного” миропорядка. Их книги полны боли за поколение, погубившее молодость в окопах, проникнуты мыслью о крушении рационального и некогда устойчивого бытия. Ожесточённые уроки войны внушили многим из них чувство обреченности, трагичности людской удела, по-различному запечатленное в ранних произв. Э. Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, книгах Ф. С. Фицджеральда, и Э. Э. Каммингса, потом известный поэта авангардист, ориентации.
20-е гг.— время расцвета критич. реализма: собрал силу сатирик С. Льюис, творч. взлет пережил Драйзер. Обостренное восприятие красоты мира, соединившееся с сознанием безвременной духовной и эмоц. опустошенности человека, предопределяет своеобразие повествоват. средств в амер. романе этого периода. Проза Дос Пассоса (20-е и нач. 30-х гг.), близкого к революц. лит-ре, характерна кинема тографич. приемами построения картины мира, рвением передать контрасты и динамику огромного города. Хемингуэй обширно вводит в повествование внутр. поток и “монолог сознания”, одновременно с этим стремясь к точности и предельному лаконизму каждого штриха. Наибольшее достижение прозы 20—30-х гг.— романы У. Фолкнера, выполненные ощущения распадающихся связей между людьми. Глубокому анализу “диалектики души” в его произв. оказывает помощь новаторская худож. концепция времени как унаследованного либо купленного историч. опыта, к-рый деятельно проявляется в сознании персонажей. Мотивы одиночества переплетаются в лит-ре 20-х гг. с поисками надежного нравств. ориентира в бездуховной и безнравственной амер. действительности. Разбирая реальность амер. Юга, исследуя процесс разрушения личности, неспособной освободиться от расист, психологии и предрассудков собственничества, Фолкнер не утрачивает веру в свойство человека выстоять в схватке с ожесточённым миром. В творчестве Фолкнера, связанном с историей и текущей действительностью южных штатов США, изучены значит, явления социальной и духовной судьбы Запада 20 в.: отчужденность, кризис бурж. гуманизма, нравств. деградация личности и вместе с тем упорство рядового человека в борьбе за доброе жизнеустройство. Отмеченная глубоким психологизмом, постоянным присутствием и напряжённостью коллизий непреодоленного историч. прошлого Юга в его сегодняшней будничности, проза Фолкнера явилась высшим достижением т. н. “южной школы” совр. романа США (Р. П. Уоррен, М. Митчелл, Шерли Анн Грау, Ю. Уэлти, Карсон Мак-Каллерс, Харпер Ли, У. Стайрон, Р. Прайс), многопланово изучившей феномен расизма в его социальной, этич., психол. последствиях.
Романы “Американская катастрофа” Драйзера, “Великий Гэтсби” Фицджеральда изображают жизненное крушение храбрецов в воздухе индивидуализма и продажности, к-рый овладевает их сознанием. Улучшается интерес писателей к будничному существованию “среднего американца”, к судьбе амер. провинции. Ш. Андерсон ввел в лит-ру гротескный образ чудака: его храбрецы сломлен повседневностью, духовно подавлен, жалок и трагичен в собственных устремлениях к содержат. человечности и жизни. Сатирич. обличение и в один момент сострадание такому храбрецу переплетается в новеллах и романах Льюиса Р. Ларднера, где тот же персонаж предстает то воинствующим обывателем, то жертвой господствующего в обществе равнодушия. Процесс отчуждения, обезличивания, контрасты громадного индустриального города выяснили проблематику сб. “сталь и Дым” Сэндберга, творчества У. К. Уильямса, от авангардизма пришедшего к традициям Уитмена, X. Крейна и др. поэтов. Романы
СОЕД
==409
Т. Вулфа посвящены драме творчески одаренной и ищущей личности, сталкивающейся с безликостью и косностью окружающего мира. Синтезируя лирич. пафос и реалистич. достоверность описания, Вулф создал эпопею нового типа — “роман-поток”, передающий течение духовной явлений и широкий спектр бытия судьбы храбреца.
Всемирный экономич. кризис 1929—33 повлек за собой ухудшение социальных антагонизмов, что отыскало широкое выражение в лит-ре США 30-х гг.— т. н. красного десятилетия. Это время качеств, сдвигов в критич. реализме, углубления его социальной проблематики, утверждения пафоса активной борьбы за гуманистич. совершенства. Писатели-демократы выступили против угрозы и олигархии нацизма. Многие из них поддерживали Нац.-революц. войну исп. народа 1936—39. Хемингуэй посвятил Испании роман “По ком звонит колокол”, свидетельствующий, как и роман “Иметь и не иметь”, о переломе в творчестве писателя, выразившего в этих книгах драматизм историч. процесса и непоколебимую веру в человека и его деятельный гуманизм. Льюис обличал тайных и явных приверженцев нацизма. Трудовой Америке посвятил в эти годы собственный творчество Дж. Стейнбек: в романе “Гроздья бешенства” он передал накал классовых боев 30-х гг., создав настоящее народно-эпич. полотно эры. Последствия “Гроздьев бешенства” различимы и в лучших послевоен. произв. Стейнбека, изображающих тяжёлые судьбы рядовых людей.